под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) НЕВЕРИЕ Н. – явление, наблюдающееся в народе Божием; его не следует смешивать с идолопоклонством языч. народов, для преодоления к-рого необходимо Существование неверующих в среде народа Божия было всегда соблазном для людей верующих; Н. Израиля в Иисуса Христа должно вызывать в сердце каждого хр–нина «непрестанное мучение» ( Рим 9, 2 ). Н. заключается не только в отрицании существования Бога или в непризнании, что Христос – Бог, но также и в неприятии знамений и свидетелей Божия и в ему. Не верить, согласно этимологии евр. слова «аман» (верить), значит не говорить Богу «Аминь», отказаться от связи, к-рую Бог хочет установить и поддерживать с ч-ком. Этот отказ выражается по–разному: ставит под вопрос существование Бога ( Пс 13, 1 ), кощунник – Его действенное присутствие на всем протяжении исторического процесса ( Ис 5. 19 ), малодушный – Его любовь и всемогущество, мятежник – суверенность Его и т. д. В отличие от идолопоклонства в Н. есть разные степени, и оно может сосуществовать с некоторой верой: линия разграничения между верой и Н. проходит не столько между разными людьми, сколько в сердце каждого чка ( Мк 9, 24 ). Не ставя себе целью описывать весь процесс развития теневой стороной к-рого является Н., ограничимся двумя главными моментами в жизни избранного народа, к-рым соответствуют два вида H.: в где нет еще благ веры, и в Обетованной Земле, где они уже даны прообразно. 1 . Ропот Евреев. – Для характеристики Н. народа в пустыне историки употребляют различные выражения: «непокорные» ( Числ 20, 10 ; Втор 9, 24 ), к-рые восстают и упорствуют ( Числ 14, 9 ; Втор 32, 15 ), «народ жестоковыйный» ( Исх 32, 9; 33, 3 ; Втор 9, 13 ; см Иер 7, 26 ; Ис 4, 48 ), и особенно ропот; ап. Иоанн применяет это последнее выражение к Иудеям и ученикам, отказывающимся верить в Иисуса ( Ин 6, 41, 43, 61 ). О Н. Иудеев говорится особенно в двух местах: Исх 15–17 и Числ 14–17 . В негостеприимной пустыне народ боится умереть от ( Исх 16, 2 ; Числ 11, 4 сл.) и жажды ( Исх 15, 24; 17, 3 ; Числ 20, 2 сл.) и жалеет о котлах мяса, к-рым он питался в Египте, говорит, что ему опротивела и он теряет терпение ( Числ 21, 4 сл.; Исх 16, 3 ); или же он страшится врагов, преграждающих ему доступ в обетованную Землю ( Числ 14, 1 ; см Исх 14, 11 ); он забывает чудесные знамения, свидетелем к-рых он был ( Пс 77; 105 ). Он ропщет на Моисея и Аарона, в сущности на Самого Бога ( Исх 16, 7 сл.; Числ 14, 27; 16, 11 ), в благости и могуществе Которого он сомневается (см Втор 8, 2 ). Его Н. – один из ликов страха – заключается в требовании от Бога немедленного исполнения Его обещания; это своего рода шантаж Того, с Кем заключен союз: это значит «презирать Ягве», «не верить Ему» ( Числ 14, 11 ), «не слушаться Его голоса» (14, 22), «Его искушать и укорять» ( Исх 17, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 .  Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 .  что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 .  Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 .  Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 .  чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 .  Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 .  пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 .  Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 .  Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–3. Обличение женщин самарийских и возвещение наказания им. 4–5. Обличение народа Израильского. 6–11. Невнимание Израиля к божественному вразумлению. 12–13. Наступление суда Божия. Ам.4:1 .  Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, при­тесня­ю­щие бедных, угнета­ю­щие нищих, говорящие го­с­по­дам сво­им: «подавай, и мы будем пить!» «Слово сие», т. е. то, что возвещает пророк далее в ст. 2–3-м. – «Телицы васанские»: Васан, древнее царство Ога, составлял северную часть заиорданской области, доставшуюся половине колена Манассиина ( Чис. 21:33, 32:33 ; Втор. 3:10–13 ). Васан славился своими дубами ( Ис 2.13 ; Иез 27.6 ; Зах 11.2 ), богатыми пастбищами и скотом ( Втор 32.14 ; Иез 39.18 ). В Вульг. слово васанский переводится pinguis, жирный. Телицами васанскими, как видно из дальнейшего, пророк называет богатых и знатных самарийских женщин, пользовавшихся привольной жизнью, средства для которой приобретались их мужьями путем притеснения бедных и нищих. – «Говорящие господам своим»: т. е. мужьям своим. Ам.4:2 .  Клял­ся Го­с­по­дь Бог святостью Своею, что вот, при­дут на вас дни, когда по­влекут вас крюками и остальных ваших удами. Вместо слов: «клялся Господь Бог святостью Своею», – у LXX κατ τν γων αυτο, святыми своими, т. е. Ангелами: LXX отступили от подлинника, желая яснее передать мысль. Пророк в ст. 2 возвещает предстоящее самарийским женщинам наказание, которое будет состоять в том, что из-под развалин домов женщин повлекут крюками (bezinnoth) и удами (besiroth). Евр. zinah есть απαξ λεγομ., и потому не ясно, какой инструмент оно обозначает. Акила переводит bezinnoth – ν θυρεος – щитами, Феодотион, ν δορασιν копьями, LXX, ν οπλοις (слав. «во оружии»); другие переводят крюками (Синодал., Новак), сетями (Юнгеров). Евр. besiroth dugah (удами) понимается обыкновенно, как указание на уды рыбачьи. Образ рыбной ловли, как образ полного истребления, от которого никто не спасется, встречается и у других свящ. писателей ( Авв 1.14–15 ; Иер. 16:16 ). Упоминаемые пророком орудия и действительно употреблялись ассириянами в их войнах. LXX производили besiroth от sir котел или горшок и перевели сл. λβης; следующие слова dugah uperazim LXX перевели εμπυροι λυμοι; отсюда получилось непонятное чтение слав. «ввергут в конобы подгнещаемыя огненнии губителие». – «И остальных ваших», евр. veacharithchem, LXX και τους μεθ υμων, слав. «и сущих с вами»: речь идет не о детях самарийских женщин (Юнгеров), так как acharith не означает «потомство», а об остатке женщин, уцелевших от первого поражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Продолжение наставлений общего характера (1–21). Наставления женам и мужьям (22–33) Еф.5:1–21 . В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под «праведностью», к которой он призывал своих читателей ( Еф.4:24 ). Теперь он дает наставления касательно «святости» (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости ( Еф.5:1–10 ), а потом приглашает обличать эти пороки ( Еф.5:11–14 ), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну ( Еф.5:15–17 ). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим ( Еф.5:18–21 ). Еф.5:1 .  Итак, подражайте Богу, как чада воз­люблен­ные, Еф.5:2 .  и живите в любви, как и Христос воз­любил нас и пред­ал Себя за нас в при­ноше­ние и жертву Богу, в бла­го­ухание при­ятное. Эти оба стиха представляют собою заключение к Еф.4:32 . В отношении друг к другу между христианами должны царить любовь и всепрощение. Примером для них, во-первых, должен быть Сам Бог, прощающий нам наши прегрешения (ср. Мф.5:45 и Мф.6:13–14 ), а потом – Господь Иисус Христос , Который по любви к нам принес Себя в «приношение» ( προσφορν), именно в жертвенное кровавое приношение ( θυσαν) для того, чтобы загладить грехи наши пред Богом (указание на искупительное значение смерти Христовой ср. Евр. 10:10 ). – «В благоухание приятное». Жертва Христова была вполне угодна Богу (ср. Лев.1:9 ). Еф.5:3 .  А блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже имено­ваться у вас, как при­лично святым. Еф.5:4 .  Также сквернословие и пустословие и смехотвор­с­т­во не при­личны вам, а, напротив, бла­го­даре­ние; «Блуд» – наиболее распространенный в язычестве порок. «Не должны именоваться». Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. – «Сквернословие..». Это грехи языка. О «смехотворстве» (собственно: хорошее обращение – ευτραπελα) славянский наш перевод дает понятие очень определенное. Это есть «кощуны» или кощунство, т. е., по нашему, насмешки над священными предметами. (Слав. выражение «кощун» происходит от древнего слова «кощей», которое означало молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно, в беседах между собою не стеснялись требованиями приличия...). Еще римский писатель Плавт подметил в ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей. – «Благодарение» – за все то, что верующие получили во Христе (см. Еф.2:11 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенно славится конями Египет. Но египтяне, издавна занимаясь коневодством ( Быт.47:17 ), преследовали при этом не повседневные мирные, а преимущественно военные цели. В египетских войсках всегда находились кони в значительном количестве, что увеличивало боевую способность воинов, ободряло их и делало грозными для неприятелей. Однако конницы, в современном значении этого слова, в египетских войсках не было. Боевые кони запрягались в военные колесницы ( Исх.14:7 сл.) и воины сражались, стоя на этих колесницах. Если же в библейских книгах часто говорится о египетских всадниках, то под ними, в большинстве случаев, следует разуметь людей, которые должны были заботиться во время походов о конях и колесницах и управлять во время боя запряженными конями. Эти люди также входили в составь войска и были воинами, но не строевыми, а принадлежавшими к разряду военных служителей (возницы: Иер.51:21 ). Между тем, собственно воины становились на колесницу вместе со служителем и с колесницы вели бой, бросая в неприятеля стрелы, запас которых находился здесь же в колчанах, прикрепленных к колеснице. Позднее в египетских войсках существовала конница в собственном смысле: воины, вооруженные копьями, вели бой, сидя на конях; но, наряду с многочисленными конными отрядами, египтяне продолжали употреблять и колесницы, запряженные конями ( 2Пар.12:3 . Иер.46:4,9 ), потому что действовать луком и стрелами было всего удобнее с колесниц. Кроме египтян, коней имели, – преимущественно с военными целями, – хананейские племена, населявшие Палестину до ее занятия сынами Израиля ( Втор.20:1 . Нав.11:4 . Суд.5:22,28 и др.), филистимляне ( 1Цар.13:5 . 2Цар.1: 6 ), сирийцы ( 3Цар.20:1 . 4Цар.5:9 , 4Цар.6:14 ) и вообще все могущественные и воинственные народы и племена (ассирияне, вавилоняне, мидяне, персы, народы Армении – царства араратские, минийские и аскеназские: Иер.51:27 ), от нашествия которых так много страдали сыны Израилевы, и которые постоянно вели борьбу между собою ( Ис.5:26–28 . Иер.4:7 , Иер.13:29 , Иер.6:23 , Иер.8:16 , Иер.50:37,42 , Иер.51:27–29 . Иез.26:7,10,11 . Наум.3:2,3 . Авв.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 18 1–8. Притча о вдове. – 9–14. Притча о фарисее и мытаре. – 15–30. Благословение детей и опасность богатства. – 31–43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона. Лк.18:1 .  Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда ( Лк.17:22 ), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их. «Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» ( προσεχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» ( πντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», – Пс.37:18 ; «пребывали всегда в храме», – Лк.24:53 ). «Не унывать» – по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408). Лк.18:2 .  говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. Лк.18:3 .  В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Лк.18:4 .  Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, Лк.18:5 .  но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. «Судья» (см. Мф.5:25 ). Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу ( Лк.11:5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПИСАНИЕ (СВЯЩЕННОЕ), ПИСЬМЕННОСТЬ В Вавилоне и Египте, где материал для письма был дорог и громоздок, а система письма была сложна, искусство писать составляло привилегию определенной касты – писцов, и считалось изобретением богов Небо и Тот-а. Быть посвященным в его тайны значило получить доступ к той таинственной области, где определяются судьбы мира. Нек–рые ассирийские цари хвалились тем, что они этот доступ имеют. Еще и в наши дни ребенок, а в особенности взрослый, научившись писать, переступает своего рода порог. В Палестине, между Синаем и Финикией, там именно, где ч-ский гений изобрел буквенно–звуковой алфавит, Израиль уже при самом своем зарождении находит Пм., доступную для всех, что и дало ему решительное преимущество перед древними культурами Египта и Месопотамии, связанными своими архаическими системами письма. Во времена Гедеона, задолго до Давида, юноша из Сокхофа мог составить список старейшин своего города ( Суд 8, 14 ). С древнейших времен Пм., если не была широко распространена, то была во всяком случае известна в Израиле и играла важнейшую роль на службе его религии. В 1Цар 10, 25 говорится о том, что Самуил записал «в книгу» «права царства». Но задолго до этого есть упоминания о Пм.: вряд ли является анахронизмом рассказ о том, что Иисус Навин вписал в книгу Закона Божия постановления Сихемского союза (Ис Нав 24, 26 ), а Моисей – Синайские заповеди ( Исх 24, 4 ) и воспоминания о победе над Амаликом (17, 14). «Что я написал, то написал» ( Ин 19, 22 ), отвечает Пилат первосвященникам, пришедшим к нему с жалобой на надпись, прикрепленную на крест Иисуса. И Римлянин, и Иудей, и евангелист согласны в том, что эта надпись является знаком: в том, что написано, есть нечто неотменимое; оно – торжественное и окончательное выражение а потому и способно естественным образом выражать непогрешимость и неприкосновенность Слова Божия, пребывающего навеки ( Пс 118. 89 ). Горе тому, кто его искажает! ( Откр 22, 18 сл.). Безумец тот, кто воображает, что можно сделать его тщетным, уничтожая его! (ср Иер 36, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С.Г. Вилинский V. Автор посланий – Артемий Соображения о единстве автора для всех посланий. Доказательства авторства Артемия Обозрев сведения о предполагаемом авторе, выясняв главнейшие предметы, трактуемые им, определив, наконец, источники его суждений, перейдем теперь к решению вопроса о том, кто был или мог быть автором посланий. Предварительно я попытаюсь указать данные для решения другого вопроса, очень близкого к намеченному и до некоторой степени обусловливающего его, а именно к вопросу: следует-ли все послания приписывать одному лицу или-же они принадлежат разным лицам и лишь некоторые могли быть написаны Артемием? Я решительно склоняюсь к мысли, что все послания – плод авторства одного лица и именно Артемия. Изложу свои доводы. I. Уже при самом чтении посланий замечается некоторое сходство слога их. Но, не разделяя мнения о возможности делать историко-литературные заключения по сходству слога (вопреки г. Боцяновскому и др.), я и здесь имею в виду не сходство лексики, не выбор отдельных слов и выражений, а иную особенность, довольно часто встречающуюся у Артемия и обращающую на себя внимание уже при первом мало-мальски внимательном чтении посланий: я говорю о сходных местах, совпадениях отдельных фраз, а иногда и целого ряда фраз. Приведу примеры. Ст. 1267,25–27 десятословие проповедают, егоже ни Христос сам, ниже апостоли его духом научиша (Посл. к Черторыйскому); сравн ст. 1278,8–10 десятословие проповедают, егоже ни сам Христос, ниж апостоли духом его научиша (Посл. к Ив. Зарецкому). Ст. 1212,32–33 писаниа суть многа, но не вся божественна; сравн. ст. 1383,14–16 (Посл. к царю) и ст. 1406,4–5 (К вопросившему сл. Б.). Ст. 1268,5–7 не разумеюще же ни яже глаголют, ни о нихже утвержаются (К Черторыйскому); сравн. ст. 1276,22–24 (К Ивану Зарецкому). Ст. 1407,22–27 мнози же мнятся веровати, но не якоже рече писание. Сих не суть вера права. Не предпочтоша бо разум Божий, но своим волям последоваша. (К вопросившему слова Божия): сравн. ст. 1382,27–31 понеже мнози вероваша, но не якоже рече писание, но своим волям и ересям последоваша, никакоже разумевше еже веры слово (К Царю).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Иже во святых отца нашего Афанасиа архиепископа Александрийскаго, ко Антиоху князю, о многих и нужных взысканых вещех, иже в Божественых Писаниях обретающихся. всем христианом ведомо быти должны. 527 Вопрос 1. Первее (Небеса сл.35) убо веровавше и крестившеся в Троицу единосущную, и глаголюще (сл.8) Бога быти Отца, подобне Бога быти и Сына, такожде Бога быти и Духа Святаго, како не глаголем три боги, но единаго Бога точию. Аще единаго Бога токмо чтем и покланяемся, яве яко (сл.5) единоначалие верующе жидовствуем, аще ли три паки боги, то яве (сл.8), яко еллинствуем, многобожие вводяще, а не единому Богу благочестне покланяющеся. Ответ. Неиспытно слово и образ благочестия есть. Верою единою, а не испытованием познаваем и чтим. (Небеса сл. 4) Бог бо постижимый, несть Бог. Аще бо ангели (сл.14. Богослов сл.2. сл.14. Небеса сл.23) или наши души тварь суще постигнути не можем, кольми паче тех Творцу лепо есть быти недоведому, тайне бо сказаем ничтоже есть чудно, тем убо христианом вера, и сих трисоставный 528 Бог , иже един есть составом 529 человекообразен 530 якоже жидовстии отроцы баснословят (Небеса сл.5). Ниже паки трие нецыи бози, друг друга отстояще, отступай еллинскаго баснословия; неразделно бо в триех составех единаго существа Божество, обаче ведети подобает (Небеса сл. 4) яко ни глаголании ни помышлении постигнути, или исповедати что от Божества ум человеческий может ( Василий Великий Шестоднев сл.1. Иоанн Екзарх сл.1). Вси елицы Бога постигнути потщашася, свою сень гониша, елицы же существо Божие рещи восхотеша, бездну измерити своею горстию потщашася, и елицы изобрести непщеваша 531 , во злия ереси превратишася (Небеса сл.8). Отец бо и Бог не якоже аз создан есмь (слово 4). Отец роди Сына несозданна, не якоже аз. ни Сын якоже всем плотским раждаем, Сын рожден бысть (слово 7), ни Дух Святый, якоже человеческий дух есть описан, но неизреченно и несказанно есть Святыя Троицы таинство, и не рцы сим образом, паче бо образа Божественный образ, ниже рцы сим словом, паче бо слова Божественное Слово, но веруй во Отца, не испытуй вещи, покланяйся Сыну, и не испытуй его рождения, воспевай Дух Святый, не изыскуяй святыя Троицы таинство ( Мф.6 . Мк.2 . Лк.10 ). Гряди на Иордан и зри самими вещми явление святыя Троицы силу. Отца убо свыше свидетелствующа. Сына же доле крещаема. Духа же Святаго в видении голубине сходяща ( Мф.70 . Мк.38 . Лк.45 ) и глас глаголющь: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих, того послушайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010