По отношению к ощущению свойство Божие есть блаженство. Блаженство Божие состоит в бесконечном наслаждении божественными совершенствами. По благовестию славы Блаженнаго Бога; еже во своя времена явит блаженный и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.1:11, 6:15 , сл. Деян.17:25 ). «Не стесняем слова о блаженной жизни границами и называем Бога одного блаженным: Он истинно так блажен, что большего блаженства быть не может» ( Блаженный Августин ). 2. О Пресвятой Троице Учение о таинстве Пресвятой Троицы Бог единый по существу есть троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух. Отец есть Бог , Сын есть Бог, Святый Дух есть Бог, но не три Бога; три Божественных лица суть один и тот же Бог, ибо все три лица имеют одно и тоже естество, одно и тоже Божество. Един Бог; сия истина есть основание христианской веры. Но сия самая вера научает нас, что Божественное естество, не переставая быть единым, сообщается от Отца Сыну и Святому Духу. Сии три лица различны между собой: Отец не Сын, не Дух Святый; Сын не Отец, не Дух Святый; Дух Святый не Отец, не Сын: но лицо Отца, лицо Сына, лицо Духа Святаго имеют одно и тоже Божественное естество, одну власть, одну славу, одно поклонение (Символ Афанасия Великого ). Пресвятая Троица есть неслиянная, ибо нельзя сливать трех лиц в одно, нераздельная, ибо нельзя разделять трех лиц, имеющих одну Божественную сущность. При крещении Иисуса Христа ясно Бог открылся, как троичный в лицах ( Мф.3:16–17 ; слич. Ин.14:26 ). Иисус Христос заповедал Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Святые Апостолы свидетельствуют: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор.13:13 ; слич. 1Ин.5:7 ). И в ветхом завете были указания на троичность лиц: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ; Быт.1:1–2 ; Быт.1:26, 3:22, 19:24 ; Пс.2:7, 44:8, 109:1 ). Но полное явление тайны Святой Троицы принадлежит новому завету. О личных свойствах Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Две притчи 25 стиха составляют вопрос: как может достигнуть мудрости такой пахарь? Ответ подразумевается отрицательный, и в 26 стихе прямо говорится, что его мысли сосредоточены совсем на другом. Подобным же образом построены и дальнейшие примеры житейских занятий: сначала описание занятий (ст. 27, 29–30, 32–34), потом указание, куда направлены заботы каждого, причем повторяются слова: «сердце свое вдаст», «и бдение его» (ст. 28, 31, 35). В Евр. полустишия 26 стиха ошибочно поставлены в обратном порядке. «Сердце свое даст» значит: обращает внимание, думает; Сир.: «его сердце думает». Сл. «возрыти бразды» передает Гр. κδοναι αλακας, в Евр. ясно читается глагол лэсаддед «боронить», а от следующего слова сохранились только отдельные буквы; одни читают его: битламûм «по бороздам» (Петерс), другие: гиблôт зераъ «полосы посева» (Сменд), на основании Сир.: «на полосах посева своего»; смысл остается тот же, но лучше читать, вместе с Гр.: «заборонить борозды», остающаяся после плуга. «Бдение его» соответствует Евр. слову шэкêдато «бессонница, забота его», от «бодрствовать», – производное это употребляется только здесь. «На насыщениях юниц», точнее с Гр. «о кормах для телиц», свободно передает Евр. лэкаллôт марбек «о наполнении стойла», т. е. о заготовлении достаточного количества корма для рабочего скота, или же – о приобретении для своих стойл большего количества скота. Лат. 25 ст. начинает: «какою мудростью исполнится», слова: «древко рожна» разделяет: «и кто хвалится копьем? Рожном гоняет волов» и т. д.; слова: «возрыти бразды» Лат. передает: «на поворачивание борозд». 27–28. Не может сделаться мудрым и ремесленник или художник, занятый вырезыванием изображений на камнях, изготовлением печатей или гемм; такие разные камни были в древности в большом употреблении, и этим художественным ремеслом занимались, вероятно, многие соотечественники сына Сирахова; разные камни были, напр., на нарамниках первосвященника и на наперсника судном ( Исх. 28, 9–14, 17–21 ). Сл. «Тако всяк древоделя и архитектон (Остр.: и художник), иже нощи яко дни провождает, делая изваяния (Остр.: делающи истукания) печатей, и прилежание его изменити различие: Сердце свое даст уподобити живописание, и бдение его еже совершити (Остр.: есть скончати) Дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Словом Господа» – правильнее: «со словом Господним», т. е. евреи относились всегда к слову Господню, возвещаемому чрез истинных пророков, как к чему-то надоедливому, не нужному в смысле руководительства, в котором повторялось все одно и то же. – Результат такого отношения к вещим словам пророков Исаия изображает наглядно во второй половине стиха: евреи будут отведены в плен! Ис.28:14–22 . Евреи, отказываясь слушаться истинного пророка, надеялись спастись от гибели своей ловкостью и политическими интригами. Но Исаия от лица Господа возвещает им, что для них единственной помощью может быть только драгоценный краеугольный камень, на котором Всевышний построит Свое благодатное царство на Сионе. Все же интриги иудейских политиков не приведут ни к чему, и они останутся совершенно беззащитными пред нашествием могущественных врагов. Господь даже Сам ополчится против Своего народа, как некогда Он ополчался против врагов еврейских. Ис.28:14 . Итак слушайте слово Го­с­по­дне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Пророк приглашает правителей иудейских – священников и пророков (ср. ст. 7) – послушать его речи, пока еще не поздно. В каком смысле он называет их «хульниками» или насмешниками – это видно из 10 ст. Ис.28:15 . Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с пре­исподнею сделали договор: когда всепоража­ю­щий бич будет про­ходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом при­кроем себя». Пророк влагает в уста своих противников слова, полные хвастливости и дерзости. «Смерть и... преисподняя» – символы гибели и уничтожения государства. Евреи хотят сказать, что они не боятся за целость Иудейского государства, потому что они в дружбе с адом и смертью . «Всепоражающий бич». Так, вероятно, называли в то время иудеи ассирийского царя (ср. Ис.8 и сл.). «Ложь... и обман», на которые надеются иудейские политики, были обычными явлениями политической жизни Востока. Когда их ассирийский царь призовет к ответу, по поводу замышлявшегося в то время союза иудеи с враждебными ассирийцам египтянами, иудейские политики сумеют-де как-нибудь обмануть своего строгого властителя (ср. 4Цар.17:4 ; Иез.17 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сл.-гр.-лат. въ солнц полож сво, т. е. Бог – значить, что всего громче на небесах возвещает о Боге солнце; оно преимущественно служит местом присутствия Божия, откуда Он Сам непосредственно открывает людям свое творческо-промыслительное величие (ср. Зигабен). По мнению Евсевия и бл. Феодорита, правильнее перевод Акилы, Симмаха и Феодотиона, принимаемый также св. Афанасием и бл. Иеронимом: « солнц полож въ них», т. е. в небесах (=русско-еврейск.). Эти слова присоединены к 5 ст. соответственно еврейскому делению текста и чтению Комплютенской Библии; но правильнее по Ват., Александр. и Син. кодексам и в Вульгате этими словами начинается ст. 6. И той=κα ατς т. е. λιος – солнце. По слав. следовало бы читать то (=Амвросий 3. Кам. и Амфилохий). Ст. 7: до кра небес. – встреча т. е. на другом конце земли, что по отношению к солнцу означает захождение, закат или, как еп. Порфирий, запад; но следующий затем предлог до (ως), не соответствует таким значениям и показывает, что греч. κατντημα употреблено здесь в первоначальном своем значении нисхождения, т. е. солнца по небесному своду к своему закату и хорошо могло бы быть выражено употреблённым в русск. пер. словом шествие, что было бы близко к значению евр. – круговое шествие, круговращение. 8–11. От величественной картины солнца псалмопевец переносится мыслью к духовному солнцу Израиля, богооткровенному закону, и восхваляет его совершенства, в которых благочестивая душа его еще более, чем в видимом солнце, усматривает величие Божие. Мысль о высоком достоинстве богооткровенного закона развивается в 6 отдельных, разделенных на 2 части, положениях, восхваляющих каждое особую сторону его совершенства, в 1-й половине – по самой его сущности, а во 2-й – по его действиям на душу человека (ст. 8–10), и заключается общим выводом о высоком его значении для верующих (ст. 11). В каждом из положений Закон Божий отличается особым наименованием, выражающим какую-либо особую сторону его существа, из коих каждое сопровождается именем Иеговы (сл.-русск. Господа), как преимущественным именем Бога Завета ( Исх.3:14–15 ), в отличие от имени Бога всемогущего (Эл, Элогим), которым Он называется вообще, как Творец и Промыслитель мира (ср. ст. 2 и Быт.1:1 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но когда о существовании особого религиозного опыта свидетельствуют целые роды и поколения людей, то отвергать его нельзя на основании предположения о возможности только одного опыта внешнего знания. И как отвергать, в частности, христианский опыт, когда в определенное историческое время в лице И. Христа Само Слово плоть бысть и вселися в ны (обитало с нами), и видехом славу Его, яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 )? И Сам Господь И. Христос, когда Филипп обратился к Нему от лица апостолов с просьбою: покажи нам Отца, и довлеет нам, сказал ему: толикое время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть… Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне. И еще: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте; и отселе познасте Его и видесте Его ( Ин.14:7–11 ). Самовидцы Слова удостоверяют, что когда они возвещают о Нем, то возвещают о том, что слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки их ( 1Ин.1:1–3 ). Это свидетельство их подтверждается живым опытом церкви христианской в течение тысячелетий. § 13. Способы богопознания Главных и существенных способов богопознания два: естественный и сверхъестественный. I. Естественным способом богопознания называется познание Бога из естественного откровения Божия. Бог открывает Себя в природе видимой и неразумной. «Небо, земля, море, словом – весь мир есть великая и преславная книга Божия», говорит св. Григорий Богослов (в сл. 6), красноречиво проповедующая всем людям о всемогуществе, премудрости, благости Творца и Промыслителя всего – Бога. В Св. Писании находится много величественных изображений того, как природа возвещает явленную в ней славу своего Творца (напр. Пс.103 и 148; в кн. Иова 26, 28, 36–41 гл.). Небеса, – говорится в нем, – поведают славу Божию ( Пс.18:2 ); исполнь вся земля славы Господа Саваофа ( Ис.6:3 ). Душа человеческая, созданная по образу Божию, одаренная бессмертием и способностью к безграничному совершенствованию, с врожденными стремлениями к Божеству, к истине, добру и красоте, еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Рим 9:4–5 ср. Еф 2:11–12 ), но как отдельные лица они будут судимы на последнем суде Божием без отношения к этим национальным преимуществам: судиться будет не нация, а отдельные ее члены. Там последние им не помогут. Они имели значение для земной, исторической жизни народа еврейского, и благо тем отдельным членам еврейской нации, какие воспользовались этими преимуществами для личного своего усовершенствования! – «Ибо мы уже доказали». К сожалению, большинство иудеев, как показал Апостол во II-oй гл. (ст. 17 и сл.), не воспользовались своим особым положением избранного Богом народа и вели такую же греховную жизнь, как и язычники. Рим.3:10 .  как написано: нет праведного ни одного; Рим.3:11 .  нет разумевающего; никто не ищет Бога; Рим.3:12 .  все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Рим.3:13 .  Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Рим.3:14 .  Уста их полны злословия и горечи. Рим.3:15 .  Ноги их быстры на пролитие крови; Рим.3:16 .  разрушение и пагуба на путях их; Рим.3:17 .  они не знают пути мира. Рим.3:18 .  Нет страха Божия перед глазами их. Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов ( Пс.13:1–3, 5:10, 139:3, 9:28 ), потом из кн. Притчей и Исаии ( Притч 1:16 ; Ис 59:7, 8 ) и потом опять из псалмов ( Пс 35:2 ). Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10–12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения – в области слова (13–14) и в области дела (15–17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения – отсутствие в людях страха Божия (18). Рим.3:19 .  Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, Рим.3:20 .  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. «Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов» ( Ис.51:4 ). Почему Он повторяет первые слова (в ц.сл. тексте слово «послушайте» повторяется два раза)? Потому что Он говорит о великих вещах, которые совершатся: «ибо от Меня произойдет закон». Он опять слегка касается будущего. Полагать законы есть дело более прочего необходимое, и это отличает нас от лишенных разума. Что пользы иметь дар слова, когда мы лишены правильного разума? Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которою нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных. Но у тех гнев тотчас успокаивается, у нас же упорствует ненависть. У них не бывает зависти, у нас же она всегда воспламенена. Таким образом, законодатель и закон – это первая и великая помощь. Потому иноплеменники, а также завоеватели городов считали законодателей большими благодетелями, чем своих родителей. Это справедливо и заслуженно, так как последние дают жизнь, а те учат, как проводить честную жизнь, – вследствие чего происходят защита и твердость. Не стены, не войска, но справедливые законы делают государства безопасными. Так точно и человека освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, но добродетели духа и правильный порядок жизни. По этой причине один мудрец говорит: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою» ( Притч.24:5 ), и помощь его выше десяти князей в государстве; а также: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» ( Притч.14:7 ). Мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесною силою, но великие душевною добродетелью, так как и корабль рассекает волны не потому, что он велик, окован медью, и имеет несокрушимые борта, но потому, что имеет управителя, который направляет его по своей воле. «И суд Мой поставлю во свет для народов». Поистине их просветило знание судов и понимание законов Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VIII. 30. Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него. Также и здесь премудрый Евангелист выражает своё удивление пред Христом, хотя часто употребляющим уничиженную речь, но достигающим через это великой цели. Между тем как Он мог гово- —311— рить всё как Бог и имел свободную и царственную власть обо всём вести речь, Он, однако, домостроительно применял слово Своё к слушателям, чем уловлял многих к благопослушанию Себе и заставлял потом следовать Ему с большим старанием. Почему не напрасно старание Спасителя говорить с народом более человекообразным способом, ибо некоторые из невежественнейших, видя в Нём человека и (в то же время) слыша подобающие Богу слова, впадали в немалую дерзость и скоро покидали Его (ср. Ин.6:67 ). Но так как Он был одновременно и вместе Бог и человек, имел беспрекословную власть божескую и человеческую и мог безукоризненно говорить каким ему было угодно (из двух) образом, то Он с благими целями применялся к слабоумию слушателей, часто и разнообразно высказывая о Себе подобающее человеку (человекообразное), как то: от Себя ничего не творю ( Ин.8:28 ) и тому подобное. Совсем ничего не разумея и относясь к Его речам без всякого исследования, они склонялись к простому этому и общедоступному смыслу. Поэтому они думали, будто Он говорит, что и „получив от Отца силу, Я чудотворю“ и что „Он со Мною есть, так как Ему угодное творю всегда“. Таким образом, согласно с нечестивыми иудеями, проклятые враги истины и противники догматов благочестия усиливаются думать уничижительно о Господе и, вполне целесообразно и применительно сказанное Им хватая для уничтожения присущей Ему славы и власти, обкрадывают красоту истины. Как кажется, забывают они слова Павла, что подобает очищать помыслы и всякое превозношение, поднимающееся на знание Божие, и пленять всякое —312— помышление ко Христу и в послушание Его ( 2Кор.10:5 ). Не знают также и слов Божиих через одного из пророков: „кто мудр и уразумеет это? или кто разумен и познает это?“ ( Ос.14:10 ). Ведь если бы ими не овладело какое-то великое затмение и не облегал тёмный покров ( 2Кор.3:13 и сл.), какая была бы нужда искать мудрого и разумного, который мог бы обрести познание этого?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Попираете бедного»: в слав. по LXX – «пястьми биете убогих». – «И берете от него подарки хлебом», евр. umaseathbar tikchü bar означает и отборные сорта хлеба ( Быт 41.35 ; Пс 71.16 ) и вообще лучшее, отборное ( Иов 11.4 ; Песн 6.9–10 ); отсюда, в слав.: «и дары избранны приясте». Пророк говорит не только о неправедных подарках, которых требовали судьи, но и вообще об эксплуатации бедных. Вместе с тем пророк угрожает, что притеснители не воспользуются плодами эксплуатации. Ам.5:12 .  Ибо Я знаю, как многочислен­ны пре­ступле­ния ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. «Берете взятки»: у LXX слово kopher (выкуп, взятки) передано сл. " λλαγμα (перемена); отсюда в слав. «приемлюще премены». – «И извращаете в суде дела бедных»: рус. переводчики передали смысл слов пророка ближе к букве подлинника; в слав. «и убогия от врат отреяюще». Ам.5:13 .  Поэтому ра­зу­мный безмолв­с­т­ву­ет в это время, ибо злое это время. «Поэтому разумный безмолвствует в это время»: пророк говорит о своем времени; разумный – тот, кто знает свой интерес. Пророк не дает совета и никого, не хвалит (ср. Сир 20.7 ), а только констатирует факт. Ам.5:14 .  Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Го­с­по­дь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5:15 .  Возненавидьте зло и воз­любите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Го­с­по­дь Бог Саваоф по­милует остаток Иосифов. Пророк повторяет увещание народу возлюбить добро и правду. – «Остаток Иосифов» – ту малую часть населения Израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий. Начальные слова ст. 15-го поняты LXX-ю, как слова израильтян, а не как обращенное к израильтянам приглашение пророка; отсюда, в слав. «возненавидехом злая и возлюбихом добрая». Ам.5:16 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и при­зовут земледельца сето­вать и искусных в плачевных песнях – плакать,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10. О, измолоченный мой и сын гумна моего! Что слышал я от Господа Саваофа, Бога Израилева, то и возвестил вам. (Послушайте оставшиеся, и болезнующии: еже слышах от Господа Саваофа, Бог Израилев возвести нам.) Пророк обращается со своей проповедью к «оставшимся и болезнующим»: это его единоплеменники, которым судит Господь пойти в плен в Вавилон, пребыть там, пережить время падения Вавилона и остаться до освобождения и переселения в свое отечество. Не велик, даже жалок будет этот остаток, но он будет. Падший Вавилон (по указанию еврейского текста) у пророка сравнивается с обмолоченным стогом пшеницы. Как стог пшеницы, поставленный на долине, обыкновенно обмолачивался молотильными колесницами, в которые запрягали волов (как было в Вавилонии, Ханаане, как это еще и теперь в Египте); так и многолюдный, богатый Вавилон, расположенный на плодоноснейшей долине Евфрата, будет измолочен лихими конями и легкими колесницами всадников-врагов, Персов, Мидян и Еламитян, и как измолочен!... Меткость и выразительность сравнения падшего Вавилона с измолоченным стогом определяется варварским обычаем восточных царей-победителей: они повелевали побежденных связывать, класть на землю рядами и топтать ногами, как топчут снопы на гумне или виноград в точиле. Подобно тому, и на гумне Божием, на площади падшего Вавилона останутся груды искалеченных непогребенных трупов, обагренных кровью, покрытых пылью и навозом: но среди этого необозримого множества избиенных останутся немногие невредимыми, это «болезнующие» рабы погибших повелителей», это – соплеменники пророка, потомки благословенного Израиля; как вымолоченная пшеница вносится в житницу, так и они возвращены будут в свои отечественные города. Это и такое только откровение воспринял пророк: столько он и сообщает, не прибавляя, но и не умаляя слова Божия. Исполнителем грозного суда Божия над Вавилоном, с течением времени, явился царь Кир, ставший во главе войска Персов, Мидян и Еламитян, с помощью Господа Вседержителя, разгромивший Вавилон и, по предопределению Промысла Божия, освободивший Израиля из плена (ср.гл.13:17–22; 14:1–3; 44:28–45, 1–6 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010