Чтобы дать возможность профессорам читать лекции, чем обусловливалось и существование самого университета, положено было университетские лекции сделать публичными т. е. приглашать на лекции посторонних слушателей; но и это мало помогало делу; посторонних слушателей на лекции являлось очень не много 20 . Таким образом гимназия, а особенно университет при Академии долго существовали почти только по имени. А без гимназии и университета плохо достигалась и главная цель самой Академии, которая, по уставу, состояла в том, чтобы приготовить по всем частям науки академиков из русских. Иностранные академики (за исключением немногих), не знавшие русского языка и писавшие свои сочинения на языках иностранных, приносили ими пользу только европейской науке. Поэтому, совершенно понятным становится то, что в последствии против Академии явились сильные протесты и потребовалась ей реформа. 1 Русское государство в половине XVII в. Изд. П. Безсонова. Москва 1879–60. Ч. II, стр. 5. 2 Главным пособием при изложении истории образования или литературы во время реформы служила книга П. Пекарского: Наука и литература в России при Петре В. Ч I и II. 1862 г. Другие пособия указаны в своем месте. 11 В. И. Герье: Отношения Лейбница к России и Петру В. Спб. 1871. Сборник писем и мемориалов Лейбница, относящихся к России и Петру В. Спб. 1873. 15 Сведения об этих школах у Пекарского: Наука и литература при Петре В. Т. 1, и у Н. В. Знаменского: Духовные школы в России до реформы 1808 года. Правосл. Собес. 1878 октябрь – декабрь; 1879 январь-февраль и дал. 16 Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху Е. М. Прилежаева, Христ. Чтен. 1877. Март, Апрель 19 Сборник материалов для Истории Академии Наук в в. Куница Спб. 1866 Материалы для истории Академии Наук Сообщены К. П. Победоносцевым Летоп. Русск. литер, т. V. История Императорской Академии Наук в Петербург П. Пекарского Спб. Ч. I. 1870. Ч. 11. 1873. Петр В. как учредитель Академии Наук К. С. Веселовского Зап. Акад. Наук 1872, т. XXI. Материалы для истории импер. Академии Наук, т. 1. 1716–1730. С приложением 8 портретов. Спб. 1885 г. 20 Академическая гимназия в XVIII ст. по рукописным документам архива Академии Наук. Грача Д. А. Толстого Сбп. 1885. – Академический университет по рукописным документам архива Акад. Наук Грача Д. А. Толстого. Сбп. 1885. Записки импер. Академии Наук том. LI; кв. 1. Сбп. 1885. Читать далее Источник: История русской словесности/Сост. И. Порфирьев. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. - Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. - 4 т./Часть 2: Новый период. Отдел I. От Петра В. До Екатерины II. - 1886. - 350 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

586 . Лекции по истории Русской Церкви. – [СПб., 1897]. – 416 с. – Литогр. -Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки. 587 . Лекции по русской церковной истории, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии профессором протоиереем П.Ф. Николаевским в 1890/91 году. – [СПб., 1891]. – 240с. – Литогр. 588 . Лекции по русской церковной истории, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии (III и IV курсов) в 1895/96 учеб, году профессором протоиереем Николаевским. – [СПб., 1896]. – 559 с. – Литогр. 589 . Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах. – СПб.. 1892. – 37 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1892. 590 . Новые данные для истории грамоты Константинопольского патриарха Паисия к московскому патриарху Никону . – [СПб.]: Тип. Елеонского, – 16 с. – Из: Христиан, чтение. – 1881. 11–12. 591 . Обстоятельства и причины удаления патриарха Никона с престола. – СПб.: Тип. Елеонского, 1883. – 27 с. – Отт. извлеч. из: Христиан, чтение. – 1883. 592 . Памяти первого русского книгопечатника диакона Ивана Федорова. – [М.]: Тип. Деп. уделов, – 10 с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1883. – 48. 593 . Патриаршая область и русские епархии в XVII веке. – СПб.: Тип. Елеонского, 1888. – 42 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1888. – 1–2. 594 . Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа. – СПб.: Тип. Елеонского, 1885. – 52 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 595 . Русская проповедь в XV и XVI веках. – СПб.: Печатня Головина, 1868. – 177 с. – Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения. 596 . Русская Церковь в царствование в Бозе почившего государя императора Александра III. – СПб: Тип. Упр. уделов, 1894. – 73 с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1894. – 47–52. 597 . Сергей Белокуров . Арсений Суханов : Рец. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. – 8 с. – Отд. отт. из: Отчет о двадцать шестом присуждении наград графа Уварова... 598 . Слово в день тысячелетия блаженной кончины святого Ме-фодия, архиепископа Моравского, просветителя славян, 6 апреля 1885 года, составленное профессором С.-Петербургской Духовной Академии протоиереем Павлом Николаевским . – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1885. – 8 с. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1885. – 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муханова, Елизавета Алексеевна; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 150 р.; ум. 1893 г. Муханова, Прасковья Алексеевна, пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 150 р.: ум. 1894. Надеждин, Николай Иванович , протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1890 г. Некрасов, Алексей Феодорович, священник, впоследствии протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 1000 р.+100 р. (в пользу бывших воспитанников Академии)+200 р.+106р.+100 р.; поч. член Братства с 1885 г.; ум. 1901 г. 140. Некрасова, Александра Николаевна, вдова протоиерея в Москве; пожизн. член с 1901 г.; пожертв. 100 р. Нечаев, Василий Евфимиевич, протоиерей в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1881 г. Нечаев, Димитрий Степанович, Коллежский Советник; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 100 р. Николай, архимандрит Заиконоспасского монастыря в Москве; пожизн. член с 1880 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1881 г. Никольская, Екатерина Гавриловна, вдова протоиерея в Симбирске, пожизн. член с 1892 г.; пожертвовала 200 р. + 200 р. (в пользу бывших воспитанников Академии). 145. Никольский, Александр Григорьевич, протоиерей в Москве; пожизн. член с 1881 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1885 г. Никольский, Мирон Григорьевич, секретарь консистории в Ярославле; пожизн, член с 1882 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1884 г. Новоселов, Петр Семенович, купец в Дмитрове; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 160 р.; ум. 1898 г. Орлов, Евгений Иванович, смотритель Муромского духовного училища; пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 100 р.; ум. 1895 г. Орлов, Н. А., священник в Москве, пожизн. член с 1891 г.; пожертв. 100 р. 150. Орлов, Сергей Николаевич, священник в Москве, пожизн. член с 1902 г.; пожертв. 100 р. Орлов-Давыдов, Сергей Владимирович, граф; пожизн. член с 1885 г.; пожертв. 100 р. + 300 р. (в пользу бывших воспитанников Академии); кроме того, жертвовал ежегодно в 1885–1905 гг. по 220 р.; почетный член Братства с 1900 г.; ум. 1905 г. Павлов, Иван Иванович, преподаватель Архангельского епархиального женского училища; пожизн. член с 1892 г.; пожертв. 100 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

364 . Переписки раскольнических деятелей. Материалы для истории Белокриницкого священства. Выпуск первый: Письма Павла, Геронтия, Амвросия, его сына Георгия, Огняновича и др. (1887 г. Брат. Сл. и отдельная книга). Выпуск второй: Письма Аркадия Славского, Илариона Георгиевича-Ксеноса и др. (1889 г. Брат. Сл. и отдельная книга). Выпуск третий: Письма Аркадия Словского, Онуфрия, Антония, Аркадия Васкуйского и др. (1899 г. Брат. Сл. и отдельно). —573— 365 . Из рукописей Геронтия: Сказание о иноке Павле (Брат. Сл., 1899 г.). 366 . Записки о. Онуфрия (Брат. Сл., 1899 г.). 367 . Окружное Послание, Устав и Омышление И. Г. Ксеноса (Брат. Сл. Отдельно – первое издание 1885 г., второе 1892 г.). 368 . Письмо Ксеноса к Кириллу 13 янв. 1863 г. (Брат. Сл., 1892 г., т. 1). 369 . Жизнеописание И. Г. Ксеноса, составленное Сильвестром Балтским (Брат. Сл., 1891 г., т. 2). 370 . Жизнеописание Антония Шутова, составленное Швецовым (Брат. Сл., 1883 г.). 371 . Пафнутия Казанского замечания против отзыва Антония Шутова на его письмо, составленного в 1870 г. (Брат. Сл., 1891 г., т. 1. Отдельно в «Летописи» за 1891 г.). 372 . Сочинения Пафнутия Казанского в обличение Онисима Швецова. (Брат. Сл., 1891 г., т. 1. Дважды издано отдельной книжкой под заглавием: Раскольнический лжеучитель Швецов пред судом одного из своих собственных епископов). 373 . Послание Сильвестра Балтского к Савватию Московскому (Брат. Сл., 1885 г., т. 2). 374 . Объяснительные записки, поданные митрополиту Филарету искавшими присоединения к православной церкви членами Белокриницкой иерархии в 1865 г. Записки Пафнутия, Онуфрия, Филарета и Феодосия (Брат. Сл., 1884 и 1885 гг.). 375 . Переписка Пафнутия, бывшего епископа Коломенского у старообрядцев, с некоторыми влиятельными в расколе лицами (Брат. Сл., 1885 г., т. 2). 376 . Обличение раскола из среды раскола. Письмо Наймушина к Иоасафу (Брат. Сл., 1896 г., т. 1). 377 . Переписка двух братьев (Картушиных) православного мирянина и раскольнического епископа (Брат. Сл., 1899 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мефодия в 1885 году, – в «Церковном Вестнике» 1884 года; 12) «По поводу коростышевской истории», о преподавании катехизиса у западнорусских поляков на русском языке,– там же; 13) «По поводу предстоящей памяти Святителя Мефодия 6-го Апреля 1885 года, – в «Церковном Вестнике» 1885 года; статья эта, между прочим, в особенности замечательна тем, что все, указанные в ней черты для надлежащего празднования угодника Божия, почти буквально были приняты во внимание Святейшим Синодом и за тем во всей полноте были приведены в исполнение русской церковью и русским народом 6-го Апреля 1885 г. Так прекрасно умеет автор угадывать все, что всего более необходимо и полезно для нас; 14) «Вечная память» – в руководстве для Сельских Пастырей того же года; 15) «Библиографическая заметка о житиях святых Д. И. Протопова, издание Преснова»; там же в «Библиографическом листке»; 16) «Ответ тем, которые ищут привилегированных духовников для исповеди», – там же; 17) «Слово пастыря к сопастырям по случаю нового (1886) года»; там же в 1886 году; 18) «Неправильность в суждениях о позволительном для мирян и не позволительном для священников», – там же; 19) «Наследственные остатки первобытного совершеннейшего состояния и блаженства наших Прародителей в природе и жизни человека, как ближайшее доказательство действительности этого состояния и последовавшего за тем падения их», в Чтениях Московск. Общества Любителей Духовного Просвещения 1887 г. Отпечатано также особой брошюрой в том же году. II. Исторические исследования, наблюдения и рассказы: 1) «Христианская церковь в Америке до открытия нового света Колумбом», в «Христианском чтении» 1863 года; 2) «Полонские православные священники и банда Ружицкого в 1863 году», в «Волынских Епархиальных Ведомостях 1867 года; 3) «Новый факт по весьма давнему и тяжкому обвинению евреев; из дела об урезанном языке на Волыни», – в «Трудах Киевской академии» 1869 года; 4) «Об обнародовании манифеста о рождении Государя Императора Александра Николаевича в городе Староконстантинове на Волыни», в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1876 года; 5) «обжинки», рассказ из жизни Волынского духовенства, – в «Ниве» того же года; 6) «Римско-католическая церковь в Америке» – в «Страннике›› 1879 года; 7)      «К истории философской науки в России в начале текущего века», – из архива Нежинского института; в «Древней и Новой России›› того же года; 8) «Мнимоисчезнувший город, или как ошибаются иногда ученые историки», – в «Древней и Новой России» 1880 г.; 9) «К заметке о мнимоисчезнувшем городе дополнение»,– там же; 10) «Из документов одного упраздненного римско-католического монастыря на Волыни», – там же; 11) «Варлаам Шишацкий, бывший архиепископ Могилевский», – в «Историческом Вестнике» 1881 года, до напечатания этой статьи Хойнацким было напечатано несколько заметок о Варлааме в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1879 года, под заглавием: «Правда о Варлааме Шишацком, бывшем архиепископом Могилевском», «К биографии Варлаама Шишацкого» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Алексию, митрополиту Киево-Московскому и Всероссийскому, с точек зрения церковно-практической и научно-богословской. Сергиев Посад, 1898; Жуковская Л.П. Митрополит Алексий и его перевод Чудовской рукописи Нового Завета 1354 г./Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 23–33). Муретов Митрофан Дмитриевич (1850–1917) – профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета, доктор богословия (1893). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1877). Приват-доцент МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета (1878–1885), магистр богословия (1885), доцент (1885–1893), ординарный профессор (1893–1903), заслуженный ординарный профессор (1903–1910), член Правления МДА (1906–1909), с 1889 к член редакционного Комитета МДА по переводу святоотеческих творений. Член Комиссии по научному изданию славянской Библии , автор свыше 70 трудов по текстологии, экзегетике, исагогике Нового Завета, ветхозаветной библеистике и др. Переводчик творений святых отцов с греческого языка. Магистерская диссертация «Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе» (М., 1885); докторская диссертация «Ветхозаветный храм. Часть I. Внешний вид храма» (М., 1890). О М.Д. Муратове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2495. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5130. Личное дело преподавателя МДА; Профессор М.Д. Муретов /БВ. 1918. Т. 1. 3. С. 145–168. 813 30-го апреля 1897 г. Совет МДА в положении о репетициях (см. примеч. к гл. IV, л. 8) постановил: 1) С будущего 1897/98 учебного года признать сдачу репетиций по всем общеобязательным и специальным предметам, читаемым на том или другом курсе, обязательного для всех студентов академии и уклонившихся от оной не допускать до переводных испытаний. 2) Назначение времени и порядка производства репетиций предоставить усмотрению гг. преподавателей академии, но с тем, чтобы они два раза в год, пред Рождеством и Пасхой, представляли о. ректору академии для сообщения Совету списки студентов с баллами, полученными ими на репетициях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Прочие все по 1 ене. Служанки по 50 сен. Слуга в Айайся 1 ену. Ольга повариха в Женской школе 1 ену. Евфимия (за шитье на Церковь ) 1 ену.   В то время, как пели ученики, приходили поздравлять катехизаторы, переводчики и христиане, бывшие в Церкви (довольно много). После, часам к одиннадцати, пришли учителя математики Хигуци и Мацуми; их угостил хересом – тут же и Кикуци-враль. Мацуми к 5 енам жалованья прибавил 2. После завтрака, в час, отправился делать визиты и был: у Ольги Евфимовны, у Кондера (не застал), Reverend Lloyd’a – не застал, на Цукидзи у Bishop Williams’a – не застал, у красного американского миссионера – не нашел дома, у Verbek’a – оставил карточку, у Норрег’а – не нашел. Отдал за проезд двоим 2 ены. К сумеркам вернулся домой. Насморк и горло болит. Приходили еще ученики, живущие у Хорие, Роман Комацу и прочие, давал по 30 сен.   1885 год. Январь 2-го дня нового стиля. В одиннадцатом часу сделал визиты: о. Сато, учителям, переводчикам и Сасаки, доктору. Насморк и горло болит. Целый день таскались с визитами: солдаты и разная дрянь: придет, сидит, молчит, уйдет – скука смертная!   1885 год. 3 января нового стиля. 1885 год. 4 января нового стиля. 1885 год. 5 января нового стиля. Мерзейшие дни, никогда ни к чему не годные, особенно коли насморк и горло болит – все дома был, чтобы выздороветь, и пребестолковейшее время препровождения! 5-го января вечером была всенощная пред праздником Рождества; убрали Церковь , приготовил проповедь; расположение духа было такое хорошее, а тут в Церкви, кроме своих – учащихся и питаемых да немногих посторонних – баста – никого! Пропала вся добрая настроенность! Не с кем и молиться, не кому говорить! Проповеди не говорил и не знаю, какими мерами побудить христиан ходить в Церковь , хоть бы в такие большие праздники, как Рождество Христово. Просто, хоть ложись и помирай! Пишу теперь, после всенощной, в преубийственном расположении духа! Как заставить христиан ходить в Церковь ? Вот вопрос! После праздников начнем собрания для рассуждения о сем и об оживлении проповеди в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вообще 1885 и 1886 гг. были особенно счастливы для музея: в течение 1885 г. 17-ю лицами было пожертвовано в музей более 250 предметов, впрочем состоявших главным образом из монет и медалей; в 1886 г. от 34 пожертвователей поступило до 370 предметов, также относящихся преимущественно к нумизматическому отделу. Из этих предметов более интересны, кроме некоторых старинных русских монет, дуб и громадные железные веся времён Петра I (дар губернской земской управы), латы и замок от городских ворот, найденные близ города Зарайска в соседней Рязанской губернии (дар А. А. Марина) и особенно многочисленные и ценные пожертвования иеромонаха Задонского Богородицкого монастыря отца Геронтия, заслуги которого для музея настолько велики, что побуждают нас сказать о них несколько слов. О. Геронтий известен не только как любитель и собиратель древностей, но и как автор нескольких интересных статей, касающихся истории и деятелей Задонского края 24 , и даже как композитор. Из своей коллекции старинных русских предметов о. Геронтий в 1885 и 1886 гг. принёс в дар музею следующие предметы: 4 ископаемые кости допотопных животных, две древние кольчуги, два древних бердыша 25 , меч XIII столетия, другой древний стальной меч, татарскую саблю, медный ствол древний пищали, татарскую пищаль, ложе ружья с инкрустацией из слоновой кости, ружьё с гербом императрицы Елисаветы, 24 серебряных и 85 медных древних монет, не считая нескольких древних документов. Короче сказать – почти весь нынешний оружейный отдел музея составлен из пожертвований о. Геронтия. И в последующие годы достопочтенный о. Геронтий не переставал быть одним из главных жертвователей музея; из более крупных пожертвований о. Геронтия за эти годы нужно указать на старинные царские врата, несколько крестов, каменную бабу из Задонского уезда и несколько ценных старинных книг. Заслуги о. Геронтия были своевременно оценены Комитетом: 15 декабря 1885 года он был избран в действительные члены Комитета; кроме того в 1889 и 1892 годах Комитет, не имея возможности ничем другим отблагодарить усердие о. Геронтия, обращался к Их Преосвященствам, Преосвященнейшим Вениамину и Анастасию, с просьбою о поощрении о. Геронтия за его труды. И теперь, на страницах исторической записки о музее имя о. Геронтия должно быть помянуто с особенною благодарностью...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

224. Иоанно – Предтечев – Введенский – Междугорский , женский, заштатный, Тобольской губ. и округа, при селе Ивановском, в 10 вер. к вост. от Тобольска по дороге в Иркутск, при рч. Аталыке, близ правого берега р. Иртыша. Первоначально был мужским, основан в 1653 г. архиеп. Тобольским Симеоном и служил потом загородным домом архиепископов. В 1864 г. обращен в женский. Здесь находится чудотв. икона Почаевской Божией Матери, с которою в память избавления от холеры в 1848 г. ежегодно совершается крестный ход в гор. Тобольск. Кроме того в м-ре сохраняется образ св. Николая, писанный собственноручно архиеп. Герасимом в 1645 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 63; Ратшин, 522; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.”, 1817 г., 69; Зверинский, “Список насел. мест Тобольск. губ.”, CLXXXIII; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1864 г., 95, ст. 607; “Иллюстрир. листок”, 1862 г., 10 (Ивановский мон. близ гор. Тобольска, с видом); “Тобольск. губ. вед.”, 1858 г., 43 (Окрестности Тобольска: Ивановский мон.); 1865 г., 36 (Иоанно-Введенский Междугорный мон., Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 327; “Известия Археол. Общ.”, 1863 г., IV, 416 (краткое опис. м-ря); “Церковн. ведом.”, 1890 г., 4, прибавл., 128 (сведения о школе, открытой в 1885 г.). 225. Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский , женский, общежительный, в гор. Томске. Учрежден под именем женской общины в 1864 г. с укреплением за нею участков земли, пожертвованных купцом Ереневым и купеч. женою Хромовою. В 1876 г. община переименована в общежительный монастырь. В 1875 г. здесь открыто епарх. жен. училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1864 г., 87, ст. 562; 1876 г., 112, ст. 1191; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1875 г., 225; 1876 г., 139; 1884 г., 251. 226. Иоанно – Предтечев – Леушинский , женский, общежительный, Новгородской губ., Череповецкого у., при дер. Леушино (Замошье тоже), в 29 вер. к югу от Череповца, при рч. Илосе. Под именем женской общины, учрежден в 1875 г. в имении С.-Петербургской купеческой жены Пелагеи Максимовой с укреплением за сею общиною жертвуемого Максимовою недвижимого имущества, состоящего из 803 дес. земли, усадьбы и дома с хозяйств. пристройками. В 1885 году община переименована в общежительный монаст. При м-ре находится училище. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1875 г. 16, ст. 213; 1885 г., 90, ст. 793; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1875 г., 154; 1884 г., 253; 1885 г., 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Это оживление сказалось в многочисленных адресах крестьян разных губерний митр. Исидору (11 Нб. 1884 г.) и г. Синодальному обер-прокурору Победоносцеву (14 Нб. 1884 г.). Обращаясь к г. Победоносцеву, составители адреса пишут: «во-первых, Вы помогаете нам церкви открывать (это наше сокровище) и сокращение церковных причтов восполнять. О, как это нам любо и радостно! Другая заслуга превосходнейшая: Вы нам исходатайствовали церковно-приходские школы. Через эти школы, уповаем мы, наши отцы духовные приведут к нам св. равноапостолов наших Кирилла и Мефодия с их живоносною, святою, божественной силы исполненной грамотою церковно-славянскою. Наши дети выучатся читать Часовник и Псалтирь и всякая душеспасительная книга откроется им. Новые люди зародятся в народе; старая праотеческая набожность, погибающая теперь, возникнет опять у нас; древние добродетели оживут; дух правый обновится в утробах русских; духовная сила в народе прибывать будет. Через эту грамоту церковь восприимет удобность стать ближе к народу со своею благодатию. Всего этого мы ожидаем от святой церковно-славянской грамоты, и только от нее одной». В «Голосе Москвы» (1885 г. 56-й) напечатано было письмо жителей Павловского посада, Московской губ. (с 500-ми подписей), в котором они настаивают на том, чтобы народная школа стала ближе к церкви, и чтобы в основу народного образования была положена церковно-славянская грамота. В других местах крестьяне составляли приговоры об открытии и поддержке церковно-приходских школ, как например, крестьяне 7-ми деревень Литовской епархии («Лит. Еп. Вед.» 41, 1885 г.) и др... Кроме крестьян, и некоторые из земств отнеслись сочувственно к новому типу школ и даже оказали им материальную поддержку, как напр, уездные земские собрания Казанской епархии: Мамадышское, Козьмодемьянское и Ядринское осенней сессии 1885 года; Иранское уездное земство – Вятской епархии – в 17-м очередном собрании 1885 г., Нерехтенское – Костромской епархии и др... Изредка заявляли свое сочувствие церковно- приходским школам и городские общества; так напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010