2 Доклад этот был в свое время напечатан только для гласных земского собрания. Здесь печатается только та часть его, которая была составлена Дмитрием Федоровичем; остальные отделы доклада, написанные К. А. Вернером, опущены. 4 А именно: 1) в 3, 1 февраля 1868 г. статья под заглавием „Несколько слов по поводу брошюры, изданной в 1867 г. Д. Самариным под названием: „Приход“, протоиерея И. Халколиванова, и 2) ряд статей священника Иоанна Люцернова в 7, 1 апреля 1868 года: „Животворный дух церкви представительной“; в 9, 1 мая: „О церковной казне и церковных доходах“; в 11, 1 июня: „О церковных имуществах вообще“; в 6, 1869 г.: „Самостоятельность церковно-приходских общин в древней Руси“. Все эти статьи свящ. Люцернова представляют извлечение из его сочинения „ Церковь в приходе“. 5 Высочайше утвержденное 16 апреля 1869 года постановление Присутствия по делам православного духовенства (П. С. 3., 46.974). 6 См. Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. определение Св. Синода от 21 декабря 1884 г./25 января 1885 г. Определение это распубликовано в циркулярном указе Св. Синода от 4 марта 1885 г. 3 „О закрытии Высочайше учрежденного Присутствия по Делам Православного Духовенства и изменении некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов“. (Цирк. Ук. Св. Прав. Синода, собр. Завьялов, изд. 2, С.-Петербург, 1901 г., стр. 195). Это определение напечатано также в Собр. Узак. 1885 г. 44 от 30 апреля, ст. 364. 7 В этих двух пунктах заключалось ходатайство о том: 1) чтобы приходы, в смысле церковных обществ, были признаны за юридические лица, и 2) чтобы за приходом признано было право всякими, законом дозволенными средствами приобретать и укреплять за собою имущества, как движимые, так и недвижимые. Прим. изд. Вот текст адреса: „Всемилостивейший Государь! Московское дворянство в настоящем собрании не может не высказать Вашему Императорскому Величеству чувств глубокой преданности и благодарности за Ваши мудрые начинания, всегда клонящиеся ко благу нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

19 мая участники торжеств посетили музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма в селе Акмол (Целиноградский район Акмолинской области), где с 1937 по 1953 годы находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17, более известный под названием «Акмолинский лагерь жен изменников Родины» («АЛЖИР»). Этот исправительный концлагерь был крупнейшей женской колонией на территории Казахстана, в нем содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных как «враги народа» и «изменники Родины». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания: Евдокия Прохоровна Андрианова — монахиня (ст. 58-10, приговор дважды — 3+8 лет Исправительно-трудового лагеря (ИТЛ), расстреляна в 1942 году); Анна Антоновна Водоланова (г. р. 1890) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 6 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Акилина Степановна Дубовская (г. р. 1892) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Наталия Федоровна Копытина (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Александра Михайловна Смолякова (г. р. 1880) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Ирина Лаврентьевна Гуменюк (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 127, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Ксения Михайловна Радунь (г. р. 1875) — крестьянка (ст. 127, приговор — 5 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Марфа Ивановна Дударенко (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Домна Ефимовна Василькова (г. р. 1887) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Татьяна Игнатьевна Кушнир (г. р. 1889) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Наталия Семеновна Карих (г. р. 1885) — староста церкви (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году); Иустина Матвеевна Меланич (г. р. 1887) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, в лагере приговорена к 10 годам ИТЛ).

http://patriarchia.ru/db/text/4896691.ht...

Дмитриевский – Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого »//Сборник отчетов и премий о наградах, присуждаемых императорской Академией Наук: Отчеты за 1909 г. СПб., 1912. С. 176–347. Керн – Киприан (Керн) , архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). – М.: Храм свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. Красносельцев 1885 – Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки, с замечаниями о составе и особенностях богослужебных последований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. Красносельцев 1889 – Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии святаго Иоанна Златоустаг о. Казань, 1889. Мансветов 1882 – Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. Мансветов 1885 – Мансветов И. Д. «Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви». М., 1885. Мейендорф – Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. – URL : http://www.sedmitza.ru/lib/text/438219. Дата обращения: 08.10.13. Панова – Панова С.И. К проблеме происхождения русской редакции Диатаксиса патриарха Филофея//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. 1. С. 31–44. Пентковский – Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в Русской церкви в третьей четверти XIV столетия (литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси)//Символ 29. 1993. С. 217–238. Прохоров – Г. М. Прохоров. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ л., 1972. т. 27. С. 121–149. Сырку – Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в ΧΙV веке. Литургические труды патриарха Евфимия Тырновского. Т. Ι. Вып. 2. СПб., 1890. Тафт 1988 – Тафт Р.Ф. Гора Афон: последняя глава в истории византийского обряда//Р.Ф. Тафт. Статьи, т.2. голованов, Омск 2011. С. 149–187. Тафт 2000 – Тафт. Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб.: Алетейя. 2000. – 160 с. Перевод с английского оригинала по изданию: R. F. Taft. The Byzanmine Rite. А Short history. Collegeville, MN, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских бумаг находились над притвором Николаевской церкви. В 1885 г. в обители был устроен странноприимный дом для приема странников и приходящих в монастырь богомольцев; как те, так и другие пользовались бесплатным монастырским столом. Им разрешалось прожить в обители до 3-х суток, а иногда и более суток. Благочинный монастырей Псковской епархии настоятель Свято-Никандровой пустыни архимандрит Серафим 23 июня 1885 г. сообщил настоятелю Святогорского Успенского монастыря отцу Николаю, что указом от 18 июня Псковская духовная консистория предписала доставить сведения о том, нет ли возможности при всех мужских монастырях епархии открыть на средства монастырей церковно-приходские школы для детей окружающего монастырь сельского населения. Настоятель монастыря архимандрит Николай в ответ на это сообщил благочинному, что при Святогорском монастыре не представлялось возможности открыть церковно-приходскую школу для детей сельского населения, так как монастырь не обладал излишними средствами и не имел ни готового помещения, ни места для построения школы. Кроме того, в Святых горах существовало сельское училище, а также можно было устроить церковно-приходскую школу при местной Святогорской Пятницкой церкви, поэтому при монастыре открывать школу не было необходимости... Рапортом от 6 октября 1885 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай сообщил Псковской духовной консистории решение открыть на средства монастыря двухклассную школу с четырехлетним курсом. Резолюция архиепископа на рапорт последовала 8 октября: " Бог да благословит устроить церковно-приходскую школу на посильные средства монастыря, ограничась на первый раз двухлетним курсом. Время и средства покажут, возможен ли будет в школе четырехлетний курс. После открытия школы настоятель донесет: кто в ней будет учитель, и когда начнутся в ней учебные занятия " . Из вопросного листка о состоянии Святогорской Успенской монастырской церковно-приходской школы за 25 ноября 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=00276

С необходимым почтением и торжественностью отмечены и многие светлые годовщины. Одна из них – подписание Сан-Стефанского мирного договора. По этому случаю издан Приказ 49 § 1 от 18 февраля 1885 года командиром Восьмого Приморского пехотного полка . В нем назначается на следующий день, 19 февраля, в 10 часов на плацу с северной стороны казармы отслужить благодарственный молебен. На нем должна присутствовать сборная дружина в количестве четырех рот из 1-ой и 3-ей дружин. Определены для строя три знамени с ассистентами. Форма одежды – парадная, нижние чины в новых шинелях и зимних шапках. Офицеры освобождаются от занятий. На правом фланге размещаются музыканты. Русский император Александр III также почитается болгарским воинством и духовенством. Подобающим образом отмечен его день рождения. Командир Восьмого Приморского пехотного полка Приказом 56 § 1 от 25 февраля 1885 года предписывает всем офицерам и унтер-офицерам русского контингента присутствовать в русской вице-консульской церкви святых Кирилла и Мефодия, где будет отслужен молебен в 9. 30. Форма одежды офицеров и нижних чинов – полная, парадная и в мундире. В 1885 году 2 марта, в день вступления на престол императора Александра III, отслужен благодарственный молебен. Приказом 59 § 1 от 28 февраля 1885 года командир Восьмого Приморского пехотного полка приказывает 1 марта отслужить в 9 часов панихиду по почившему императору Александру II в болгарской церкви в Ченгенпазаре. В этот день все штабс- и обер-офицеры освобождаются от нарядов, а нижние чины – российские подданные должны присутствовать в вице-консульской церкви. Форма одежды – парадная, а 1 марта – обыкновенная, офицеры носят на рукаве ленту. Музыка не играет и не бьют в барабан. Приведение солдат к присяге – особо важное действие, при котором они берут Бога в свидетели своей честной и верной службы царю и отечеству. Это событие проходит в присутствии командного состава и военного духовенства. Распоряжением 54 § 1 от 5 мая 1912 года командир Девятнадцатого Шуменского пехотного полка приказывает построить солдат на площади Независимости. После приведения к присяге проводится общий церковный парад. Форма одежды – парадная с шарфами и кителями, нижние чины присутствуют при оружии и одеты в летние куртки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

держит свиток с алфавитом, к-рому предшествуют библейские слова: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч 1. 7). Характерные детали иконографии указывают на то, что Бронников в своей композиции ориентировался на монументальный памятник К. и Мефодию чеш. скульптора Э. Макса (исполнен в Риме в 1842-1845, выкуплен кор. Фердинандом I (V) для храма Девы Марии перед Тыном в Праге и установлен там в 1847). В России монумент был воспроизведен на литографии в издании Е. П. Новикова «Православие у чехов» (1848). При определенных различиях литографии и памятника (К. представлен в схиме, Мефодий держит в руках не Евангелие, а икону с изображением Страшного Суда, напоминающую по форме «скрижаль») очевидна их близость не только в расположении фигур, форме и размерах креста, но и в трактованном Бронниковым как скалистый уступ постаменте памятника. Литография легла в основу выпущенной в 1885 г. к 1000-летию кончины св. Мефодия памятной медали (Варшавский монетный двор, 1885 г. Медальер лицевой стороны Ф. Витковский, см.: Каталог нумизматического аукциона «Коллекционные русские монеты и медали». М., 2009. 59. 10 окт. Лот 325). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Появление большого креста в иконографии К. и Мефодия, в частности на примере литографии Бронникова, вполне закономерно. Миссия святых издавна воспринималась как апостольская, а сами первоучители были носителями не только Слова, но и веры, что в России этого времени ассоциировалось с идеями просвещения страны. Отсюда аллюзии на иконы с изображением равноап. кн. Владимира, крестившего Русь, иконография к-рого получила широкое распространение в те же десятилетия, особенно накануне празднования в 1888 г. 900-летия принятия на Руси христианства. При этом композиция повторяла иконы равноапостольных Константина и Елены, обычно расположенных по сторонам Голгофского креста. Такая примечательная деталь пражского памятника, как икона «Страшный Суд» в руках св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

– При нем удлинен кафедральный собор в Симферополе. 5. Епископ Алексий (1885 г.), в мире Александр Феодорович Лавров-Платонов, уроженец ярославской епархии. По окончании курса в московской академии в 1854 г. со степенью магистра, оставлен был в той же академии бакалавром по церковному законоведению; с 1864 г. экстра-ординарный профессор, 9 января 1878 г. пострижен в монашество, 17 марта возведен в сан архимандрита; 6 апреля утвержден, а 30 числа хиротонисан в епископа можайского, викария московской митрополии; 22 января 1883 г. переименован епископом дмитровским; 9 марта 1885 г. перемещен в таврическую епархию, но не был в ней, потому что 11 мая того же года перемещен в Вильно, где в 1886 г. возведен в сан архиепископа. Имеет ордена: св. Владимира 3 ст. и Такова 2 ст. (1880 г.) и св. Анны 1 ст. (1883 г.). – Литературные труды его: 1) Предполагаемая реформа церковного суда в 2 выпусках и 2) помещенные в разных журналах сочинения: Жизнь св. Иоанна Дамаскина , Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви при посольстве в Риме. Памяти митрополита Филарета. Новый вопрос в православной Русской церкви. Две апологии по новому вопросу. Вдовые священнослужители. Печатное письмо к А.С. Павлову . Несколько слов. 492 6. Епископ Мартириан Муратовский (с 1885 г.). Окончил курс в 1842 г. в нижегородской семинарии с званием студента; в 1853 г. пострижен в монашество; с 19 июня 1861 г. архимандрит и настоятель иркутского Вознесенского монастыря; 19 декабря 1868 г, утвержден, а 9 февраля 1869 г. хиротонисан в епископа селенгинского, викария камчатской епархии; в 1877 г. перемещен на кафедру епископа камчатского, а 11 мая 1885 г. перемещен в таврическую епархию. Имеет ордена: св. Владимира 3 ст. (1878 г.) и св. Анны 1 ст. (1882 г.). Древние храмы и приходы в Крыму В древности храмов в Крыму было очень много: при св. Клименте, епископе римском, было уже 75 церквей. Следы древних храмов сохранились в многих местностях Крымского полуострова. Храмы были двоякого рода: одни пещерные, целиком выдолбленные в скалах, другие были построены на поверхности земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Восемьдесят лет спустя, в 1762 году, старая деревянная церковь была полностью восстановлена, но сохранила свое название. С этой, второй деревянной церковью Иоанна Богослова, связано имя не менее выдающегося и не менее легендарного слобожанца, одного из символов Харькова - известного путешественника-философа Григория Саввича Сковороды. В период учительства Сковороды в Харьковском коллегиуме (1759-1766 г.г.), он жил неподалеку от храма, на Холодной горе, над рекой Лопанью. А самая короткая дорога к коллегиуму проходила мимо восстановленного храма на берегу реки. К сожалению, дом, в котором жил философ, уже во время Перестройки пустили под экскаватор. Так Харьков лишился памятника истории, которой мог бы гордиться. Эта деревянная церковь постояла более ста лет, но дерево, к сожалению, не вечно. Храм состарился. В 1879 г. была заложена каменная церковь того же имени. Строительство закончили в 1885 году. За это время город Харьков подошел почти вплотную к слободе, но все же еще не поглотил ее. Храм таким образом оставался за пределами города и не был харьковским, а граница города проходила по соседней с храмом улице. Строительство каменной церкви Иоанна Богослова осуществлялось по проекту епархиального архитектора (1869-1885) Харьковской и Богодуховской епархии Федора Ивановича Данилова (1810-1885) в неорусском стиле, очень характерном для этого периода церковного строительства на Слобожанщине. Основную массу составляли рабочие железнодорожных мастерских по улице Большой Панасовской и заводчане химического завода, который был открыт на Ивановке в 1850 году, которые не могли предоставить достаточно средств для такого крупного строительства. Так что, скорее всего, средства на храм предоставили владелец химического завода купец И. Пащенко-Тряпкин (ум. в 1894 г.), который в истории города Харькова остался как меценат и благотворитель, и владелец завода масляных красок. Проект Ф. И. Данилова, является типичным в его творчестве, и в тех или иных вариантах осуществлен в восьми храмах епархии, в том числе в здании Пантелеймоновской церкви в Харькове (1885). Архитектурно-исторической языке описание храма таков: Каменная церковь, в стиле крестовых бесстолпных храмов с сочетанием внешнего и внутреннего декора барокко и приемов романского зодчества. Выступающая апсида, как самостоятельное решение - колокольня. Памятник является одной из архитектурных доминант в объемно-пространственной композиции юго-западной части Харькова. От других вариантов храмов Данилова церковь отличается массивным шестигранным купольным барабаном с арочными проемами, фасады рассечены пилястрами римско-дорического ордена и завершены антаблементом, северное и южное рамена акцентированы на фасадах треугольными фронтонами. Арочные окна окаймлены пилястрами. Трехэтажная колокольня на первом и втором этаже продолжает классический стиль храма, но третий этаж и купель решены в стиле московских церквей с пилястрами коринфского ордена вдоль арочных проемов колокола.

http://sobory.ru/article/?object=03890

Вместе с сим позволяю себе обратиться к Вам, достойнейший отец Антонин, с покорнейшею просьбою передать прилагаемое при сем письмо мое за 87 и коносамент за 17/5088 в Старый Иерусалим, в село Бетжалу близ Вифлеема, в Русскую церковь иерею Георгию Яковлевичу Бетжальскому 677 , которому мною сегодня на пароходе «Цесаревич» отправлен также колокол весом 19 пуд. 10 фунт., пожертвованный из Москвы М.Н. Дубровским, для Русской церкви в селе Бетжале. О получении посылаемого Вам ящика и передаче моего письма с коносаментом иерею Георгию Бетжальскому благоволите, достойнейший отец Антонин, уведомлением. Поручая себя молитвам Вашим, прошу верить в чувства глубокого к Вам почтения и уважения, с которыми имею честь быть, Ваш покорнейший слуга М. Осипов Приписка Антонина: Уведомление о получении ящика и колокола 215 послано 31 декабря 1884 г. Архив РДМ, п. 80, д. 1350. 380. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 26 февраля 1885 года. – Помета о получении: Иерусалим, 13 марта 1885 г. – Подлинник Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! Имею честь при сем препроводить коносамент за 2/2782 на отправленные мною сего числа на пар. «Одесса» 3 ящика церковных вещей весом 12 п. 25 ф., 1 железный посох – 10 ф. и 1 ящ. стекла оконного – 3 п. 20 ф. Вещи эти пожертвованы москвичами в Горний град Иудин и собраны настоятельницею находящегося там русского Сретенского монастыря 678 монахинею Леонидою. По означенному коносаменту мною также отправлены 5 мешков муки весом 25 пуд. и 1 ящ. восковых свечей – 1 пуд. 18 ф., пожертвованные киевскою купчихою Марфою Титовною Рыловниковою, каковые вещи, согласно выраженному желанию (не дописано). Архив РДМ, п. 83, д. 1351. 381. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 11 апреля 1885 года. – Помета о получении: Иерусалим, 1 мая 1885 г. – Подлинник Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! Совершая в первый раз путешествие в Палестину и Египет, известный в литературном мире Евгений Львович Марков 679 просил не отказать в рекомендации его к Вам, достойнейший отец Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

784 Алексий (Лавров-Платонов Александр Федорович; 1829–1890) – бывший профессор МДА, известный русский канонист. В 1878 г. рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии; с 1883 г. – епископ Дмитровский, викарий той же епархии; с марта 1885 г. – епископ Таврический и Симферопольский; с мая 1885 г. – епископ Литовский и Виленский (с 1886 г. – архиепископ). – Ред. 786 Архимандрит Владимир (Шимкович) после трех лет служения «на чреде» в Петербурге был рукоположен во епископа Нарвского, на новоучрежденное викариатство Санкт-Петербургской епархии 9 мая 1887 г. См. о нем прим. 5, с. 581. – Ред. 790 Сергий ( Соколов Иван Иванович ; 1844 – 1893) – воспитанник МДА, ректор Могилевской и Пензенской ДС. Рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1888 г. С 1891 г. – епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, с 1893 г. – епископ Черниговский и Нежинский. – Ред. 1 Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Л» 9. С. 128 и след. То же: Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 2000. С. 302–350. 793 Возможно, в тексте описка. Логичнее было бы: «...из инспекторского помещения в ректорское, а я – туда (т. е. в инспекторское)». – Ред. 796 Дебольский Николай Григорьевич (1842–1918) – профессор кафедры метафизики СПбДА, философ, переводчик на русский язык «Науки логики» Гегеля (В 2 ч. СПб., 1916). – Ред. 797 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 798 Палладий (Ганкевич Павел Феодорович; 1823–1893), епископ. Родом из Могилевской губернии, окончил магистром СПбДА в 1851 г. Епископ Выборгский (с 1871 г.), викарий Санкт-Петербургской епархии, затем – Ладожский, викарий той же епархии (с 1873 г.). Епископ Тамбовский (с 1876 г.), архиепископ Волынский и Житомирский (с 1885 г.). С 1889 г. на покое в Почаевской лавре, где и скончался. В Тамбове этот преосвященный Палладий называется вторым, так как он был там епископом с 1875 по 1885 г. после Палладия, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010