Публикуется на основе издания: «Богословские главы» прп. Максима Исповедника , или «Пчела»/Вст. статья, перевод, послесловие и примеч. П. К. Доброцветова. М.: Никея, 2013. Аввы Максима, философа и мученика, главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, кто согласны с нашим христианским учением, и тех, кто предваряли его Даруй благодать моим трудам, Христе! Из святого Ефрема – о том, как следует читать или обдумывать прочитанное: «Когда к священным книгам приступаешь, не просто будь внимателен, с первого взгляда набрасываясь и [лишь] слегка касаясь написанного, но если нужно, то часто и дважды и трижды пройти это с тщательностью не упускай. Но, впрочем, и намереваясь читать или иному читающему дать, обратись вначале к Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего для постижения, чтобы услышать слова Твои и творить волю Твою, ибо пришелец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ) " ». Слово 1-е. О жизни добродетельной и порочной 1. Мф. 7, 14 : тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. 2. Рим. 12, 21 : Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 3. Прем. 5, 13 : [Так и мы родились и умерли,] и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем. 4. Притч. 1, 10, 15–16 : Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 5. Притч. 13, 13 : Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. 6. Притч. 10, 26 : Что уксус для зубов и дым для глаз, то беззаконие для обладающих им. 7. Сир. 27, 30 : Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему. 8. Свт. Василий Великий : Добродетель из приобретений – единственное, чего нельзя отнять. 9. Упражнение в добродетели – ценнейшее приобретение для обладающего ею и сладчайшее зрелище для удостоившихся видеть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Сщмч.  Ипатий , еп. Эфесский (531–537), выступавший от лица православных на К-польском собеседовании 532 г., высказал монофизитам сомнение в авторстве Дионисия Ареопагита не с содержательной, но с исторической стороны (Mansi. 7. Col. 820C). Средневек. авторы констатировали несоответствие стиля (сир. писатель VIII в.  Иосиф Хузая ) и содержания «А.» сочинению, составленному в I в. (груз. монах XIII в. Симеон  Петрици  и др., cм.: Hausherr. 1936. P. 484–490). Свт.  Фотия , Патриарха К-польского, высказавшегося недостаточно определенно в пользу подлинности «А.» (Phot. Bibl. 1), критически настроенные зап. исследователи (напр., I. Dailé, 1666) тоже хотели причислить к не признающим ее. В эпоху  Возрождения  у визант. гуманистов  Георгия Трапезундского  († 1484) и  Феодора Газского  († 1478) возникли сомнения в подлинности «А.», предварившие решительный пересмотр времени составления корпуса как апостольского. Критические замечания зап. гуманистов Лоренцо  Валлы  († 1457; его замечание в посмертно изданном новозаветном комментарии стоит у истоков европ. критики, см.: In Novum Testamentum annotationes apprime utiles. Basileae, 1526. P. 184) и  Эразма Роттердамского  (In Novum Testamentum. Basileae, 1522. P. 260–261) имели среди протестантов и католиков больше сторонников (Ж. Каетан, С. Ж. Сирмон, Дионисий  Петавий ), чем противников (Цезарь  Бароний , Р. Ф. Р.  Беллармино , Л. Лессий). В кон. XIX в. Г. Кох и Й. Штигльмайр в результате сопоставления учения о зле «А.» и неоплатоника  Прокла  пришли к выводу о жесткой зависимости «А.» от философии Прокла, в силу чего параллельное исследование Ареопагитского корпуса и сочинений Прокла легло в основу последующей науч. традиции изучения «А.». Основные аргументы против принадлежности «А.» апостольскому веку следующие: 1. Сочинения Дионисия Ареопагита никем не упоминаются до 532 г., что совершенно невероятно для сборника такого значения. 2. В трактате DN (IV 12:11), адресованном Тимофею, цитируется послание св.  Игнатия Богоносца  ( Rom. VII 2), написанное после смерти Тимофея. 3. EH VI предполагает правильную организацию монашеской жизни, к-рая возникла только в IV в. 4. Наличие в «А.» литургических элементов, к-рые не могли быть засвидетельствованы в I в., как, напр., введение  Символа веры  в Литургию верных (EH III 3. 7:24–25). 5. Наличие халкидонской терминологии. 6. Совпадения с сочинениями неоплатоников, в первую очередь Прокла (ум. 485) (С. Лилла, И. П. Шелдон-Уильямс, Е. Корсини, А. Д. Саффре). Последние 2 пункта имеют принципиальное значение, т. к. богословская и философская терминология отражает ряд основных тем «А.», к-рые находятся в определенной преемственности со сложившейся предшествующей традицией (см. подробный перечень тем b: Lilla. 1994. P. 732).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

1 . Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности; в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по причине примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия, или, наконец, вовсе лицемерная: в огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается ( Филарет (Дроздов) , митрополит московский). 2 . Как за друга нельзя поручиться, если верность его к нам еще не испытана в несчастии ( Сир.6:7 ), точно так же нельзя поручиться и за твердость, постоянство, искренность добродетели, пока она еще не испытана пробным камнем скорбей. 3 . Не тогда познается искусство корабельщика, когда тиха погода, но когда бывает буря и волнение на море (схимон. Макарий). 4 . Искушение не есть зло, но добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестких зерен пшеницы, это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способною к принятию добрых семян (св. Иоанн Златоуст ). 5 . В природе все нечистое, несовершенное из первоначального, необработанного состояния в более совершенное переходит не иначе, как чрез страдания. Драгоценные камни полируются; краски растираются и очищаются; хрусталь и фарфор проходят чрез огонь; камни подвергаются грани. Во всем и везде ничто не может быть облагорожено без некоторого ущерба. 6 . Как пенька не бывает годною для пряжи из нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, и чем больше колотят ее, тем делается она чище и способнее к пряже, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию истончания и, наконец, удостаивается наследовать небесную область царствия (св. Ефрем Сирин). 7 . Возделанная железными орудиями и удобренная согнившими веществами земля особенно способна к плодородию; так и сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели ( Игнатий (Брянчанинов) , епископ кавказский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши. «Употреби труд, храни мерность – богат будеши». В завещании своем святитель Митрофан указывает нам прежде всего на труд. «Употреби труд», – говорит он. Чтобы понять, как важно правило сие для каждого человека, следует только обратить внимание на многостороннюю пользу труда и на неизбежный вред бездействия. Бог заповедал человеку труд еще до падения его: «И введе его, – говорит Писание, – в Рай сладости, делати его и хранити» ( Быт.2:15 ). «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю» ( Быт.3:19 ), – сказал Господь потом Адаму, преступившему Его заповедь. Трудиться – это закон, возложенный Творцом на весь род человеческий, это необходимое условие временного бытия нашего, необходимое требование нашей природы. «Человек, – говорит Иов, – рождается на труд» ( Иов.5:7 ), как птица рождается, чтобы летать по воздуху. «Возсия солнце, – говорит Псалмопевец, – и ... изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» ( Пс.103:22–23 ). Иисус, сын Сирахов, с особенной силой выражает мысль о труде, на который рождаются все потомки Адама, и в котором должны они проводить всю жизнь свою: «Непразднство велие, – говорит он, – создано бысть всякому человеку, и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матери их до дне погребения в матерь всех... от седящаго на престоле славы и даже до смиреннаго на земли и пепеле, от носящаго багряницу и венец и даже до одевающагося льняною» ( Сир.40:1, 3–4 ). Святой апостол Павел во многих местах внушает своим фессалоникийским ученикам исполнение существенной обязанности труда. Он то приводит им на память свой собственный пример, как он среди самой проповеди Евангелия находил время для необходимого труда: «Помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедахом вам благовествование Божие» ( 1Фес.2:9 ), – и своим примером побуждает их к трудолюбию: «сами бо весте, како лепо есть (вам) подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, и нощь день делающе, да не отягчим никогоже от вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Иногда благодать Божия действовала через него, чтобы наказать грех. После того как пророк проклял дерзких детей, издевавшихся над ним, из леса вышли две медведицы и растерзали сорок два ребенка. Однажды слуга Елисея Гиезий захотел взять у Неемана подарки, которые тот послал пророку в знак благодарности и от которых Елисей отказался. Гиезий спрятал дары в своем доме и солгал учителю, но не смог избежать его всепроникающего взгляда – и был поражен проказой. Благодаря прекрасным деяниям, совершенным Богом через Его пророка, Израильское царство почти полностью избавилось от поклонения Ваалу. Однако евреи, повинные в разделении царства, все же нуждались в постоянном Божественном участии, чтобы отвратиться от идолов и греха и вернуться к поклонению истинному Богу. Святойпророк Елисей умер в глубокой старости. Перед смертью он предсказал победу над сирийцами царю Израиля, пришедшему в дом пророка оплакать его кончину. В том же году, во время нападения моавитян, в могилу Елисея было брошено тело одного мертвеца – человек вернулся к жизни и встал на ноги. Поэтому мудрый Сирах прославляет пророка Елисея, говоря: И по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 49, 14–15). Могила великого пророка была очень почитаема евреями. Юлиан Отступник (362) приказал осквернить ее, но частицы мощей Елисея были сохранены и перенесены в Александрию и Константинополь в храм его имени. 27 июня 2013 г. Рейтинг: 8.8 Голосов: 840 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии М 27 июня 2020, 13:18 Святой пророк Елисей!Помолись Господу о нас грешных и недостойных!!!!! Ольга 27 июня 2018, 21:03 Святой Елисей! Моли Бога о нас! Светлана 27 июня 2017, 08:52 Святой пророк Елисей, помолись обо мне грешной и недостойной, о даровании здравия душевного и телесного мне и моим родным, веди моих детей путем праведным, помоги нам в работе и учебе, не остави нас своим предстательством. Фаина 25 июня 2017, 16:58 Святой Пророк Елисей! Моли Бога р нас грешных! Аминь!

http://pravoslavie.ru/62429.html

К желаемому настроению может привести мысль о смерти, о суетности этой жизни и бесконечности за гробом, о Страшном Суде Божием и вечных мучениях, уготованных грешникам. Помня «последняя своя» ( Сир.7:39 ), человек, естественно, будет предпочитать вечную загробную жизнь этой мимолетной земной и к молитве, как к средству стяжания вечных благ, будет приступать более благоговейно. «Действеннее всех других помышлений – мысль о смерти, о суде и о последнем решении вечной участи нашей, – говорит святитель Феофан. – На сей мысли и держитесь» 234 . 4. Чтение Священного Писания и других духовных книг Хорошо перед молитвой почитать Священное Писание и другие духовные книги. Внимательное чтение и изучение Божественных Писаний предохраняет ум, как говорит святой Исаак Сирин , от «непотребных помыслов» 235 и «указывает душе полезные воспоминания о том, чтобы остерегаться от страстей, пребывать в любви к Богу и в чистой молитве, и также начертывает пред нами мирный путь по следам святых» 236 . Святитель Феофан указывает, какие для этой цели книги нужно читать, кроме Библии . Это – «Сборник о трезвении и молитве», где много святоотеческих рассуждений о молитве, «Псалтирик святого Ефрема», где собраны его молитвенные к Богу возношения. Советует чаще перечитывать книгу: «Что есть духовная жизнь» и главы о молитве из книги «Невидимая брань», «Добротолюбие» 237 , сочинения святителя Тихона, Четьи-Минеи и прочим 238 . 5. Молитвенное прошение ко Господу о том, чтобы Он ниспослал нам великий благодатный дар молитвы Наконец, приступая к молитве, нужно попросить Господа о самой молитве. «Хорошая молитва всегда есть милость Божия и дар благодати» 239 , – учит святой епископ Феофан. Поэтому-то перед началом молитвы необходимо попросить Господа, чтобы Он вразумил нас вознести Ему молитву в чистом и смиренном сердце, чтобы Он ниспослал нам этот великий благодатный дар молитвы, попросить так, как просили святые апостолы: «Господи! научи ны молитися» ( Лк.11:1 ). Святой Исаак Сирин , для этого случая дает следующую молитву: «Господи Иисусе, Боже мой, призирающий на тварь Свою; Ты, Которому явны страсти мои, и немощь естества нашего, и сила супостата нашего; Ты Сам укрой меня от злобы его, потому что сила его могущественна, а естество наше бедственно, и сила наша немощна. Посему Ты, Благий, Который знаешь немощь нашу, и понес на Себе трудности нашего бессилия, сохрани мя от мятежа помыслов и от потопа страстей, и соделай меня достойным сей святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться пред Тобою бесстыдным и дерзким» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

От легендарных времен Соломона, царя писцов и мудрецов, при котором общие для цивилизованных земель Ближнего Востока культурные стандарты, в том числе навыки мысли и поведения сословия писцов, нашли себе путь в жизнь народа Божьего, и до эпохи эллинизма, породившей девтероканонический эпилог " сапиенциальной» литературы, константной традиции, о которой мы говорим, остается нерасторжимое единство сакрального интеллектуализма, предполагающего, что праведность – непременное условие тонкости ума, но и тонкость ума непременное условие полноценной праведности: Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах. Он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей... Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться ко Господу, Творцу его... Он покажет мудрость своего учения, и будет хвалиться законом завета Господня. ( Сир. 39:1–3, 6, 10 ) Напротив тому: В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху. ( Прем. 1:4 ) Позднее мы встречаем очень энергично заявленное утверждение сакрального интеллектуализма в Талмуде, например, «Грубый человек не страшится греха, и невежда не может быть свят, ...и нетерпеливый не может учить, и тот, кто занят торгом, не может стать мудрым» (Pirqe Abot II 5). «Невежда не может быть свят» – это уже специфический мотив талмудического презрения к am hrez («невежда», букв. «народ земли»), с христианской точки зрения непозволительного. Возвращаясь, однако, к библейским текстам, мы без труда понимаем, почему слово neblh, означающее свойство «глупости», носитель которого – nbl, так часто употребляется в них для обозначения тяжкого греха: отроковица, впавшая в блуд, совершила neblh среди Израиля и должна быть казнена ( Втор. 22:21 ); старик из колена Ефрема умоляет жителей Гивы не насиловать гостя, лицо, священное по всем патриархальным законам, и не творить neblh ( Суд. 19:22 ); это же слово применено к инцестуозному насилию, совершенному Амноном, сыном Давида, над Фамарью ( 2Цар. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

После отъезда свт. Епифания еп. Иоанн осудил бл. Иеронима как лживого переводчика и потребовал у префекта выслать “бунтовщика” из Святой Земли. “Письмо к Паммахию”, согласно указанию самого бл. Иеронима, было написано спустя приблизительно два года после письма Епифания, то есть в конце 395 г. или начале 396 г. Перевод письма осуществлен по изданию Patrologiae cursus complemus. Series latina. T. 22. Eusebius Hieronymus. Epistola LVII. Ad Pammachium. De optimo genere interpretandi 4 . Все цитаты из Священного Писания даны в переводе с латыни. В случае расхождения с Синодальным переводом в отсылке приводится синодальный вариант. 1. Апостол Павел, когда должен был дать ответ в своих преступлениях перед царем Агриппой (кто слышал, тот поймет, о чем речь), нимало не сомневаясь в успешном исходе дела, прежде всего поздравил себя, сказав: “Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев” (Деян 26:2). Ведь он читал изречение Иисуса [сына Сирахова]: “Блажен, кто говорит в уши слушающего” (Сир 25:12) 5 , и знал, что слова оратора достигают тем большего, чем далее простираются познания судьи. Так и я чувствую себя счастливым по крайней мере в том, что перед многознающими ушами защищаюсь от невежественного языка, обвиняющего меня то ли в неумелости, то ли во лжи: будто бы я не смог или не захотел правильно перевести с чужого языка; одно — ошибка, другое — преступление. А чтобы обвинитель мой не сумел с легкостью, с какой он говорит обо всем, и бесстыдством (он ведь думает, что ему все позволено) очернить меня перед вами, как уже очернил папу Епифания, посылаю тебе это письмо, чтобы ты, а через тебя все, кто удостаивает нас своей любовью, узнали как было дело. 2. Около двух лет назад вышеназванный папа Епифаний послал епископу Иоанну письмо, в котором обличал некоторые его догматические заблуждения и кротко призывал его к раскаянию. Списки письма немедленно расхватали во всей Палестине, как из-за достоинств автора, так и из-за изящества сочинения.

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010