— назначить в нынешних исключительных обстоятельствах временно исполняющих обязанности членов Высшего Общецерковного Суда: Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава и Преосвященного архиепископа Каширского Феогноста. 4. Преосвященным митрополиту Ростиславу и архиепископу Феогносту замещать в этом порядке отсутствующих членов Высшего Общецерковного Суда в период до снятия ограничений по пересечению границы между Россией и упомянутыми выше странами.   ЖУРНАЛ 67 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о работе Межсоборного Присутствия. Справка: Президиум Межсоборного Присутствия в заседании от 30 января 2020 года определил в качестве приоритета в работе комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству тему: «Вспомогательные средства для преодоления проблемы непонимания мирянами богослужения». При этом Президиум подчеркнул, что речь не идет о переводе богослужебных текстов на русский язык. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью укрепления взаимодействия комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству с церковным научным и образовательным сообществом назначить: 2. Выразить благодарность митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку, а также протоиерею Георгию Крылову за труды, понесенные на должностях председателя и секретаря упомянутой комиссии, освободив их от указанных должностей.   ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела по тюремному служению, о назначении ему заместителя. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить на должность заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению священника Алексия Алексеева, временно исполняющего обязанности заместителя председателя упомянутого отдела.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, с сообщением о затруднительности для него продолжать исполнять эту должность по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить протоиерея Димитрия Смирнова от должности председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства согласно поданному прошению и выразить протоиерею Димитрию Смирнову благодарности за понесенные труды по созданию и организации деятельности Комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/5681796.ht...

В Издательстве Московской Патриархии состоялась конференция «Современная православная гимнография» 27 ноября 2009 г. 13:57 Конференция «Современная православная гимнография» состоялась 24 ноября в Издательстве Московской Патриархии . В форуме приняли участие члены Синодальной богослужебной комиссии , сотрудники Издательства Московской Патриархии, сотрудники институтов Российской академии наук, преподаватели и студенты духовных школ. Участники конференции обсудили литургические и филологические вопросы, связанные как с новейшими гимнографическими текстами (в первую очередь акафистами), так и с написанными ранее чинопоследованиями. Открывая работу конференции, председатель Синодальной богослужебной комиссии архиепископ Орехово-Зуевский Алексий рассказал о работе комиссии над современными богослужебными текстами. «Наша основная задача — умножить славу человека, уже прославленного Церковью, — отметил архиепископ Алексий. — В основе создания богослужебных текстов лежит участие человеческого сердца. Поэтому при решении спорных вопросов мы очень внимательно относимся ко всем пожеланиям и замечаниям каждого участника нашей комиссии. Текст должен ложиться очень легко, быть понятен. Те богослужебные тексты, которые мы создаем, должны принадлежать не отдельным специалистам, но всей полноте Церкви». А.Г. Кравецкий, к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка при ИРЯ РАН (Москва), посвятил свой доклад проблемам изучения современной церковной гимнографии. В своем выступлении он остановился на вопросах сотрудничества исследователей и издателей. По мнению ученого, «современное исследование церковнославянского языка невозможно представить себе без использования компьютерных технологий». Для проведения подобных исследований необходима полная оцифровка основного блока богослужебных книг в формате, доступном для филологического анализа. «Частично такая работа была проведена группой исследователей, – рассказал А.Г. Кравецкий, — в результате чего в Интернете появились тексты, к которым сейчас обращаются исследователи церковнославянского языка. Это замечательно. Беда лишь в том, что в качестве оригинала для оцифровки выбирались бессистемно подобранные тексты. Теперь все исследователи опираются на них, и приходится лишь надеяться на то, что возникающие в связи с этим ошибки будут статистически незначимы».

http://patriarchia.ru/db/text/10613.html

По-видимому, новое учреждение должно было сменить собою действующую Комиссию архиепископа Сергия. Такому выводу, во всяком случае, соответствует разработанное на основании записки Положение об Издательском совете при Святейшем Синоде, высочайше утвержденное 21 марта 1913 г. и вскоре опубликованное в официальном органе Синода на основании синодального определения от 26 марта – 4 апреля 573 . Согласно § 6 Положения, к ведению Совета относятся, в частности, все дела по изданию богослужебных книг и их исправлению: Издательский совет приводит к единообразию тексты различных изданий книг библейских и богослужебных, производит в них необходимые улучшения на основании древних памятников, старопечатных книг и новейших исследований в области библейской истории, археологии и филологии 574 . Как уже отмечал Б.И. Сове 575 , этот параграф почти дословно повторяет пассаж из упомянутого выше проекта Положения об Особом комитете при МСТ, представленного С.Д. Войтом в 1909 г. Тогда проект был отвергнут Святейшим Синодом и расценен как недолжное посягательство на область компетенции существующей Комиссии по исправлению богослужебных книг. Теперь, при изменившихся обстоятельствах, аналогичный проект был принят и даже удостоен высочайшего утверждения. Вероятно, согласовывалась с Царским Селом и кандидатура председателя Издательского совета. На эту должность 4 апреля был назначен член Святейшего Синода и Государственного Совета преосвященный Никон (Рождественский , 1851–1918), бывший Вологодский 576 . Высшего богословского образования владыка Никон не имел, зато пользовался (в отличие от архиепископа Сергия) репутацией крайне правого по политическим убеждениям поборника самодержавия 577 . Вскоре, 6 мая, владыка Никон был возведен в сан архиепископа, при этом в высочайшем рескрипте была особо отмечена важность задач Издательского совета 578 . Казалось, можно было ожидать окончательного упразднения, прежней Комиссии и перехода ее дела в руки Издательского совета. Однако в ближайшие после назначения месяцы архиепископ Никон был занят исполнением другого высочайшего повеления, находясь в командировке на Афоне для усмирения имяславцев. Да и впоследствии Издательский совет, собравшийся на свое первое заседание 25 ноября 1913 г. 579 , так и не приступил к осуществлению объявленной задачи по производству необходимых улучшений в богослужебных книгах – ни под руководством архиепископа Никона, ни в период председательства сменившего его с июля 1916 г. епископа Черниговского Василия (Богоявленского, 1867–1919) 580 . Быть может, «отодвинуть в сторону» архиепископа Сергия с его Комиссией не удалось отчасти и по той причине, что вскоре после назначения владыка Никон тоже впал в немилость 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть «Результатом ЭКО неизбежно является гибель эмбрионов» Митрополит Константин (Горянов) возглавил заседание Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике 26.03.2021 1565 Время на чтение 3 минуты Сегодня председатель Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС), кандидат медицинских наук, председатель Синодальной богослужебной комиссии, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил первое в этом году общее заседание совета, сообщил «Русской народной линии» Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии. В связи с эпидемиологической обстановкой заседание прошло в онлайн-формате. В заседании приняли участие: - протоиерей Феодор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; - Силуянова Ирина Васильевна, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова, профессор, доктор философских наук; - протоиерей Максим Обухов, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь», провизор; - протоиерей Игорь Аксенов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, кандидат философских наук; - священник Константин Павлюченко, член Синодальной богослужебной комиссии, секретарь Петрозаводского епархиального управления, кандидат богословия; - Жаркин Николай Александрович, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук; - Богданова Наталья Викторовна, заслуженный врач России, руководитель АНО «Православный центр попечения онкологических больных», кандидат медицинских наук, врач-онколог; - Пищикова Любовь Евгеньевна, руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита», доктор медицинских наук, врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт;

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/26/re...

Генеральная прокуратура РФ удовлетворила ходатайство Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений о защите прав верующих 26 октября 2015 г. 20:23 На заседании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию религиозными объединениями при Президенте РФ 22 июля 2015 года ее члены выслушали доклад Патриаршего экзарха Армянской Апостольской Церкви , главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса (Нерсисяна) о противодействии местных властей нескольких районов Ростовской области проведению богослужебных собраний приходов Армянской Апостольской Церкви по причине неверной трактовки отдельных нормативных и законодательных актов Правительства Ростовской области о проведении публичных мероприятий на территории объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Вследствие этого один из армянских приходов был оштрафован за установку звукоусиливающей аппаратуры на территории храма — памятника культуры регионального значения, а другому было отказано в разрешении совершить богослужение и провести мероприятие, посвященные 100-летию годовщины памяти жертв геноцида армян. Этот вопрос был освещен в выпуске авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» на телеканале «Союз» 25 июля 2015 года. По итогам заседания в августе 2015 года председателем комиссии протоиереем Всеволодом было направлено ходатайство в адрес Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с изложением консолидированной позиции членов комиссии по возникшей негативной ситуации. В письме отмечалось, что изложенная ситуация может стать прецедентом для ограничения прав верующих на организацию богослужебных собраний в храмах и других религиозных объектах, признанных памятниками культурного и исторического наследия. В ответе Генеральной прокуратуры говорится: «В ходе проведения проверки установлено, что в целях реализации полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормой ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях " , постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 334 утвержден Порядок проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Порядок).

http://patriarchia.ru/db/text/4255292.ht...

1.10. Председатель подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху. 1.11. Председателю подчиняются заместитель председателя, члены Наградной комиссии, Геральдический совет, сотрудники аппарата и казначей Наградной комиссии. 1.12. Геральдический совет разрабатывает эскизы новых общецерковных наград, проводит экспертизу учреждаемых наград Автономных и самоуправляемых Церквей, экзархатов и митрополичьих округов Русской Православной Церкви, наград синодальных отделов и учреждений, епархиальных наград, а также юбилейных медалей и знаков Русской Православной Церкви. 1.13. Аппарат Наградной комиссии осуществляет техническое делопроизводство в рамках своей компетенции. 1.14. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии и осуществляет руководство аппаратом Наградной комиссии. 1.15. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее – заместитель председателя). 1.16. Казначей ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, осуществляет контроль за качеством изготовления наградных знаков в соответствии с утвержденными образцами, а также их хранение и учет. Казначей Наградной комиссии является материально ответственным лицом. 2. Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви 2.1. Общие положения о богослужебно-иерархических наградах 2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении. 2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются: 1) возведение в сан; 2) части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение; 3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...» или по «Отче наш...»). 2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Членами предполагаемого комитета, согласно представленному проекту Положения о нем, стали бы прежде всего управляющий МСТ и ее служащие, при (достаточно формальном) председательстве какого-нибудь епископа (кандидатуру которого вызывался подобрать сам же Войт) 567 . Попытка не удалась. В предложении Хозяйственного управления Святейшему Синоду от 20 января 1909 г. (вероятно, согласованном с архиепископом Сергием), говорилось: Дело исправления богослужебных книг (...) уже начато особой Комиссией, учрежденной при Святейшем Синоде, где, по важности сего дела, оно и должно быть сосредоточено, дабы постоянно находиться под ближайшим и непосредственным наблюдением Святейшего Синода. Эта Комиссия естественно и должна стоять во главе дела исправления и улучшения текста церковно-богослужебных и библейских книг. Посему вопрос о потребности в учреждении для сего дела еще особого Комитета при Московской Синодальной Типографии, а равно о целесообразности проектированного Управляющим этою Типографиею Положения о сем Комитете подлежит предварительному обсуждению означенной Комиссии при Святейшем Синоде 568 . Синод заслушал дело 24 октября 1909 г. и приказал в ходатайстве Войта отказать 569 . А через три месяца, после подведения итогов финансовой ревизии МСТ, ее управляющему предложено было незамедлительно подать в отставку. Издательский совет Интересно, однако, что спустя еще три года, при новом обер-прокуроре В.К. Саблере и первоприсутствующем члене Святейшего Синода митрополите Владимире (Богоявленском) , который сменил сочувствовавшего деятельности Комиссии митрополита Антония († 1912), идея отставленного Войта обрела новую жизнь. 25 января 1913 г. Саблер подал на рассмотрение Синода обширную записку, подготовленную директором Хозяйственного управления А.А. Осецким, с обоснованием необходимости нового церковного учреждения, которое сосредоточило бы в одних руках все дела, касающиеся издательской деятельности Церкви 570 . Затронут в записке и вопрос об исправлении богослужебных книг, ошибки и погрешности которых «не только затрудняют пользование ими как учительным материалом, но, при неопытном употреблении этого материала, могут привести к несогласным с православным учением выводам» 571 . В историческом обзоре ранее предпринимавшихся мероприятий упоминается деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг, равно как и неудавшаяся попытка Войта создать альтернативный ей Особый комитет при МСТ. На сей раз автор записки предлагает «расширить круг ведения Комиссии, распространив таковое на книги Священного Писания, учительные и символические», для чего следует образовать «особое учреждение, ближайшей задачей которого должно быть собирание различных трудов по исследованию священных текстов и правильное пользование сими трудами при повторении изданий» 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Краснодаре подведены итоги межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Южном Федеральном округе 22 июня 2023 г. 13:12 В Краснодаре подвели итоги II (межрегионального) этапа XVIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Южном федеральном округе. 21 июня 2023 года состоялось заседание конкурсной комиссии с участием митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория , министра образования Краснодарского края Е.В. Воробьевой, главного Федерального инспектора по Краснодарскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Е.Г. Гулиева, заведующего сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонаха Трифона (Умалатова). Перед началом работы конкурсной комиссии митрополит Григорий совершил благодарственный молебен в Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. Богослужебные песнопения исполнил хор студентов Екатеринодарской духовной семинарии. В храме молились руководители отделов религиозного образования и катехизации епархий, расположенных на территории Южного Федерального округа, педагоги — представители экспертной комиссии конкурса, всего более 20 человек. На конкурс было представлено 29 индивидуальных и коллективных работ от 50 участников из семи регионов Южного федерального округа: Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края, Адыгеи, Калмыкии, Крыма. По результатам работы экспертной комиссии в финал конкурса было отобрано 14 работ (23 участника), среди них были определены победители в четырех номинациях. «Приехали представители экспертного сообщества практически из всех епархий, входящих в Южный федеральный округ, и мы вчера целый день разбирали конкурсные работы, — рассказал иеромонах Трифон (Умалатов). — Мы проверяли, коллективно разбирали каждую работу, несмотря на то, что прошла предварительная экспертиза на онлайн площадке. Каждый эксперт имел право высказать свое мнение, и у многих работ выставленные баллы менялись. В состав экспертной комиссии входят как священнослужители, так и представители педагогического сообщества, потому что конкурс церковно-государственный. Священники в комиссии в большинстве случаев с педагогическим образованием, есть и кандидаты педагогических наук, то есть это квалифицированные специалисты, не теоретики, а практики».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Также в межсоборный период комиссия выполняла экспертные оценки отдельных литургических текстов и произведений по поручениям Святейшего Патриарха. Необходимо отметить, что в комиссию из епархий поступает большой объем вновь составленных текстов служб и акафистов, литургический уровень которых недостаточен для богослужебного употребления. Как правило, представляемые тексты нуждаются либо в полной переработке, либо в написании заново. В связи с этим комиссия планирует разработать правила канонического составления богослужебных текстов для руководства при составлении, прежде всего, служб и акафистов. 27 декабря 2000 года Святейший Патриарх и Священный Синод приняли «Положение о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации для употребления за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов» и рекомендовали Епархиальным Преосвященным учреждать Епархиальные Богослужебные комиссии и организовывать их работу в соответствии с этим «Положением…». На основании Постановления Священного Синода от 20 апреля 2000 года Синодальная комиссия может принимать к рассмотрению направляемые Епархиями богослужебные тексты только после их рассмотрения Епархиальными Богослужебными комиссиями. Поэтому Епархиальные комиссии в обязательном порядке должны рассматривать представляемые тексты перед их направлением в Синодальную комиссию, и делать это тщательно и квалифицированно. Текст невысокого литургического уровня, имеющий агиографические неточности и богословские ошибки не может быть принят и рекомендован к богослужебному употреблению, так как словами богослужебного текста на соборной церковной молитве прославляются Господь, Божия Матерь и святые. В планах работы комиссии продолжение исполнения Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода от 07.05.2003 г. (Журнал 7, п. 2): «Поручить Синодальной Богослужебной комиссии составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам: священномученикам, преподобномученикам, преподобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобноисповедникам, преподобноисповедницам, исповедниками и исповедницам по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей».

http://patriarchia.ru/db/text/425430.htm...

«Это просто разные подходы. Тексты Зайончковского – это подстрочник, тексты Мироносицкого – попытка создать самостоятельное литературное произведение. Это, на мой взгляд, нельзя сравнивать.» Про Комиссию. Её нет уже более 100 лет. Если вдруг решать продолжать именно её работу, то надо сначала посмотреть и описать её принципы работы, издать материалы и попытаться выяснить, какие проблемы «правленные Триоди» решают, а какие нет. Но этим пока не занимаются. А. Кравецкий». (Из письма от 11.XI.2019). Об этой проблематике, судьбе «правленных Триодей», Комиссии в целом и многом другом см. также: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению . [М., 2001]. Много материала в интернете. Ю. Р. Предисловие Появление книги г. Нахимова еще раз ставит перед нашим вниманием исторически-нудный и всё ещё острый вопрос об исправлении текста богослужебных книг. Правда, судя по некоторым указаниям «Послесловия» к «Молитвам и песнопениям», мы дожили до момента, когда устойчивая осторожность в этом деле сменяется осторожным движением, но это движение и результаты его пока незаметны постороннему глазу. Труды Синодальной Комиссии, к которым близко стоит и г. Нахимов, ещё не опубликовываются, и нетерпеливое ожидание их разрешается пока такими явлениями, как книга г. Нахимова, которая показывает, что, даже и у «мирян» жажда ясности от богослужебных песнопений приняла нетерпеливый характер. Мы видим, что в ожидании лучшего «свыше», миряне начинают действовать по принципу: «помогай себе сам»... Приемы, избранные г. Нахимовым для уяснения церковно-богослужебных песнопений, известны уже читателям «Церковных Ведомостей», где были напечатаны некоторые его работы. Рядом со столбцом церковно-славянского текста он дает столбец своего перевода, снабжая примечаниями те места, которые требуют особых, главным образом, филологических разъяснений. В переводах напечатанных в «Приходском Чтении» эти примечания давались тут же, под строкою. Теперь их надо искать в конце книги, что, при не сплошной, а особой для каждого отдела нумерации примечаний, составляет досадное неудобство издания: натолкнувшись на цифру, отсылающую вас к примечанию, вы должны прежде установить, в каком отделе вы находитесь, а найдя начало отдела в тексте, должны потом искать его в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010