И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.   И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы; а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно счесть, так и невозможно все письменно изложить и все описать. Именно о них, провидя Духом Святым, блаженный пророк царь Давыд, удивляясь, вопиет Духом Святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». И еще тот же пророк царь Давыд: «Возвышенны для меня друзья твои, Боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя Духом Святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя, такое слово к нам обращает: «Скитались в овечьих и козьих шкурах, терпя лишения, скорби, оскорбления, те, которых не был достоин весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит он в третью неделю поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире. Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый Бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у Бога. Самого Спасителя Божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что все имущему и хотящему спастись дастся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Синайский П. содержит переводы рассказов, большую часть к-рых составляют повествования из соч. «Луг духовный» Иоанна Мосха (с любовью автора к Синаю и связано название всего типа). Лингвистические особенности перевода восходят к глаголическому оригиналу и разговорному языку, что позволяет считать, что он был выполнен в Вост. Болгарии в кон. IX - нач. X в. Древнейший слав. список полного текста Синайского П. находится в рукописи кон. XI в. (ГИМ. Син. 551; Синайский патерик. 1967), он является списком со старослав. протографа, а его заглавие, состав (с нек-рыми исключениями) и нумерация произведений совпадают с греч. рукописью XII в. (Laurent. Plut. X 3; Pattenden. 1975; Limon Pneimatikos - Pratum spirituale. София, 2005). Римский П.- перевод с лат. языка сочинения свт. Григория I Великого «Собеседования (диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». Слав. название этого типа зафиксировано с 1-й пол. XVI в. и, вероятно, связано с желанием классифицировать П. по географическому принципу. На основании предисловия и лингвистических особенностей некоторые исследователи предполагают, что 1-й перевод Римского П. на слав. язык имеет великоморавское происхождение. Текст сохранился только в рус. рукописях. Его сопоставление с греч. текстом показывает, что перевод был выполнен с греч. языка, за исключением 1-й части предисловия, вероятно отсутствовавшей в протографе и позже восполненной переводом с латыни. Перевод выполнили 2 книжника: 1-й следовал буквально за греч. текстом, 2-й (с 26-й гл. 4-й кн. до конца) переводил более свободно, в его части чаще встречаются восточноболг. лингвистические особенности. Реконструкция архетипа перевода (Патерик Римский . 2001) была предпринята на основе следующих списков: сер. XVI в., в к-ром наилучшим образом представлена полная редакция (РНБ. Погод. 909), 1-й пол. XVI в. с краткой редакцией (ГИМ. Син. 265), кон. XIV в., в к-рый входят лишь части 2-й и 4-й книг (ГИМ. Чуд. 20), а также др. сочинений (в т. ч. полного состава Поучений равноап. Климента Охридского на Великий пост). В издании также приведены параллельные греч. тексты по Ватиканской рукописи 800 г. 1666; PL. 66, 77) и лат. текст предисловия по изданию 1979 г. Текст Римского П. опубликован и по Успенскому списку ВМЧ 1552/53 г. на 11 марта (MLS. 1997. Bd. 39). Были выявлены 2 редакции этого перевода и одно заимствование, не связанные с общим архетипом.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

В настоящем своем составе «Книга блаженного Иова, власною рукою его списанная», заключает в себе 123 листка в продольную осьмушку, заново перенумерованных в 1854 году. Но остатки прежнего, первоначального счета листов показывают, что первоначальный состав рукописи былъ гораздо более настоящего. Из остатков первоначального счета листов, может быть сделанного самим преп. Иовом, или кем-либо другим вскоре после его кончины, сохранились цифры 207–212 8 (по новейшему счету 76–76, 68–69 и 71–74 листы), 212–215 (57–60, 243 (108), 245–263 (93–100 и 107), 324–326 (1–3), 327 (112), 328–334 (86, 101–108), 350–361 (78–84), 416–425 (47–56), 495–496 (110–111) и 505–562 (4–46). Да и из этих цифр некоторые принадлежат не одной, а различным нумерацям, совмещающимся в книге преп. Иова. Так напр., цифра 327 не служит продолжением предыдущей нумерации, так как 327 лист не заключает продолжения того, что находится на 326 листе. Поэтому, если в рукописи преп. Иова считать по меньшей мере две особые нумерации, то в ней должно быть не менее 562++327, всего не менее 889 листков. Кроме того, первоначальной нумерацией опущены были из виду два утраченных листка в житии преп. Иоанна Дамаскина (между 50 и 51 листками позднейшего счета) и оставлены без счета не менее десяти листков поучений преп. Феодора Студита и беседы Св. Василия Великого во вторник сырной недели. Следовательно, всех листков в рукописи преп. Иова было не менее 901. Это был сборник разных отдельных тетрадей с особыми нумерациями или счетом листков, – тетрадей, писанных в разные времена жизни преп. Иова и, по всей вероятности, имевших особые назначения. По указанию остатков первоначальной нумерации, и по некоторым другим приметам, в рукописи преп. Иова Почаевского можно различать следующие отделы или группы назидательных статей: 1) жития, сказания и слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года, за Август, Сентябрь и Декабрь месяцы (л. 57–63 и 47–56); 2) выписки из Патериков и особенно из «Лествицы» преп. Иоанна Синайского (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В последующие века не оскудевала подвижническая жизнь Синая. В XIII-XIV вв. явился чудный подвижник Григорий Синаит . Пробыв около трех лет в монастыре на горе Синай, он отправился на Святой Афон, где после нескольких лет жизни основал монастырь. В XIX веке с помощью ученых была открыта для мира сокровищница монастыря – Синайская библиотека, по количеству и ценности манускриптов уступающая лишь Ватиканской 35 . Весной 1997 года Священный Синод Иерусалимской Церкви, в юрисдикции которой находится Святая Синайская Архиепископия 36 , принял решение о канонизации подвижников благочестия, на Богошественной Горе просиявших. В установленный день совершается совместное празднование всех тех, кто связал свое святое житие и богоугодное дело с Богошественной Горой Синай и священной обителью святой великомученицы Екатерины и кто от века был освящен благодатию Божией, то есть богодухновенных пророков, славных царей и равноапостольных, святых иерархов, мучеников, преподобномучеников и преподобных, и святых, уже имеющих свой праздничный день памяти. Имена их таковы: Святые славные пророки Моисей, Аарон, Ор, Иисус Навин, Илия, Мариамь, иже во святых отцы наши и святители Анастасий, Анастасий, Евфимий и Нетра, святая великомученица Екатерина, святые славные и добропобедные мученики Анастасий, Вениамин Раифский, Галактион, супруг святой Епистимии, Епистимия, супруга святого Галактиона, Евсевий Фольский, Илия Азийский, Исаия, преподобномученики Феодул, Иеремия Раифский, Исаак Салаилский, Иоанн, Иоанн Афинский, Макарий, Марк, Павел Петрейский, Павел, Прокл Витрабийский, Савва, Сергий Раифский, Силуан Палестинский, Ипатий Гетский, Псой Раифский, преподобные и богоносные отцы наши Авраамий Лесной, Аммун Раифский, Анастасий Раифский, Анастасий, автор “Повествований”, Андрей Чудотворец, Георгий Арселетский, Георгий, брат святого Иоанна Лествичника , Георгий Византиец, Георгий Фаранит, Георгий Гадимит, Григорий Синаит , Даниил Фаранит, Дула Предстоящий, Дула, первый игумен Синайской обители, Елисей Армянин, Епифаний Затворник, Захария, Зенон Газский, Исихий Хоривит, Исихий, игумен Ватского монастыря, Феодул, сын преподобного Нила, Игнатий Критский, Иоанн Лествичник , Иоанн Киликийский, Иоанн Саввейский, Иосиф Раифский, Лонгин Исавр, Марк Калиграф, Мартирий – старец святого Иоанна Лествичника, Матфей Пелопонесский, Матфий Арандулит, Матой Раифский, Мегефий Смиренный, Михаил Ивирит, Моисей Фаранит, Нил Мудрый, Никандр Мироточивый, Никон Синаит, Петр Пионит, Савва Фессалоникиец, Серапион Духовник, Сергий Отшельник, Стефан Киприот, Стефан Византиец, Стефан Хоривит, Стефан Малохас, Стратегий Затворник, Симеон Пятиязычник, Филофей Трезвенник, Христофор Римлянин, святые жены Елена, мать святого Константина, Марина Раифская и отцы числом 17 безымянные, поскольку имен их не удалось установить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Калайдович К.Ф. Историческое и топографическое описание мужеского общежительного монастыря Св. Чудотворца Николая, что на Пешноше. – М., 1837. Карамзин Н.М. История Государства Российского. – 2-е изд. – В 11 т. – Т. 5. – СПб., 1819; Т. 7. – СПб., 1819; Т. 8. – СПб., 1819; Т. 9. – СПб., 1821; Т. 9. – 3-е изд. – СПб., 1831; Т. 10. – СПб., 1824. Качановский В. Петр Великий в Сербии//Древняя и Новая Россия. – 1879. –Т. 15, 1.– С. 17–19. Киево-Печерский Патерик но древним рукописям. – Киев, 1870. Киссель Ф. История города Углича. – Ярославль, 1844. Классовский В.И. Помпея и открытые в ней древности. – СПб., 1856. Княжевич Д.М. Полное собрание русских пословиц и поговорок, распо–ложенное по азбучному порядку. – СПб., 1822. Кованьк И. Краткая историческая записка о происхождении и умно–жении горных заводов в России и о нынешнем их состоянии//Горный журнал. – 1826. – Кн. 2. – С. 9. Колокола на выставке//Ярославские епархиальные ведомости. – 1882. – 28, ч. неофиц. – С. 217–228. Кондаков Н.П. Путешествие в Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря. – Одесса, 1882. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. – М., 1893. Конкордин А.И. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. – Новгород, 1901. Корб И.Г. Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента/Пер. с латин. Б. Женева и М. Семевского. – М., 1868. Коробейников, Трифон. Второе хождение Трифона Коробейникова [О пути к Царю граду от Москвы и до Иерусалима Рук. Московского публ. музея из собр. А. Н. Попова XVII в, скор, в 4° л. 40–48)/С предисл. С.О. Долгова. – М., 1887. Корсунский Н.Н. Благовест. – 3-е изд. – Ярославль, 1887. Косаткин В.В. Очерк истории города Владимира на Клязмс. – Вып. 1. – Владимир, 1881. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексия Михайловича. – СПб., 1840. Красносельский В. Поднятие нового 300-пудового колокола в с. Боронившие Молорского у., слитого крестьянами в память государя Императора Александра II//Ярославские епархиальные ведомости. – 1882. – ч. неофиц. – С. 117–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга создавалась с целью собрать богатство духовной традиции первых веков и передать его современникам и потомкам С другой стороны, " Луг " еще и важный исторический источник, в том числе сведений о некоторых христианский святых, таких как святитель Евлогий Александрийский, святитель Ефрем Антиохийский, святитель Софроний Иерусалимский и других. – По мнению некоторых исследователей, истории из патерика иллюстрировали постановления пяти Вселенских Соборов, правила монастырского обихода, нормы повседневной церковной жизни того времени... – Поскольку автор жил в VI–VII веке – в эпоху христологических споров, – то богословское содержание данного произведения прежде всего направлено на утверждение догмата IV Вселенского Собора 451 года в Халкидоне о двух природах Христа и их неслитном соединении в одной Ипостаси, не допускающем ни слияния в одну природу, как об этом учили монофизиты-севериане, ни разделении на две ипостаси, на двух Сынов, как о том учили несториане. Кроме того, мрачные эсхатологические описания мучений еретиков в аду могут выступать и против известной оригеновской теории апокатастасиса, осужденной на V Вселенском Соборе 553 года. – Расскажите о личности и монашеском пути автора этой замечательной книги. Какие достоверные сведения о нем сохранились? – Если сказать вкратце, то звали этого святого Иоанн Мосх, а Евкрат – это, вероятнее всего, его прозвище, означающее " воздержный " . Происходил он, скорее всего, из Дамаска (хотя некоторые исследователи считают, что из Киликии), как и его друг Софроний, и родился в первой половине VII века. Как отмечает о. Иоанн Мейендорф, " чувствуя влечение к палестинскому монашеству, но все еще оставаясь мирским человеком, Софроний посетил Лавру святого Феодосия близ Вифлеема, где он встретил единомышленника, ставшего его другом до самой своей смерти в 619 году, Иоанна Мосха. Они вместе поехали в Египет (после 578 года), где Иоанн начал составлять свое знаменитое описание египетского и палестинского монашества, известное под названием " Луг духовный " . Они живут интеллектуальной атмосферой Александрии, посещают Стефана Софиста, бывшего тритеиста, их принимает патриарх Евлогий. Но наибольшее влияние на обоих друзей оказывают египетские монахи, многие из которых все еще халкидониты. Вернувшись в Палестину, Софроний и сам становится монахом в Лавре святого Феодосия; затем вместе с Иоанном он снова проводит десять лет на Синайской горе, но лишь для того, чтобы опять вернуться в Палестину в 594 году. Вторая поездка обоих друзей в Египет позволяет им встретиться со святым патриархом Иоанном Милостивым. Узнав, что Иерусалим взят персами (614 год), Иоанн и Софроний едут в Рим, где Иоанн заканчивает свой " Луг духовный " и умирает в 619 году " .

http://religare.ru/2_121518.html

Молимжеся вамь господие наши и отци, прочитающеи книгу сию, и при живот нашемь и по смерти помяните вашу к нам послднюю любовь и помяните наша душа в святыхь ваших молитвахь. А дали есмя по себ осмь книг от списка повседневнаго и три рубли денег на три сорокоусты и чтобы Бога ради по нас по коегождо преставлении отпли без препуска 40 обдень и с понахидами, сирчь сорокоуст. Молимжеся с слезами и приказываемь сиа исправити по преставлении душь наших господину христолюбивому князю Арсению Голенину [и старцу Касиану], и старцу моему Ион Голов, и старцу Геронтию Рокитину, и надющиеся и о сеи любви от Господа Бога милости сподобитися» ( Клосс. 1974. С. 150). Н. был книжником и искусным писцом, в описях Иосифова Волоколамского мон-ря числятся 11 книг его «письма» и 6 книг, переданных им в монастырь в качестве вкладов (КЦДР. С. 25, 29, 31-34, 47, 50, 65, 72, 74, 79-81). В числе этих книг - Евангелие-тетр (РГБ. Вол. 39), в к-ром, однако, почерк Н. встречается только на вставных листах. Одно из Евангелий отличается дорогим оформлением: «Евангелие, писмо Нила Полева; заставицы на красках и слова прописаны золотом, застешки и спни медяные, поволока камочка черна ветха» (КЦДР. С. 47). Другая богато украшенная рукопись значится в описи: «Еуангелист Иван Богослов в осминку, писмо Нила Полева, да заставица и слово на красках, прописано золотом, поволока бархат дымчат, застешки заметные обычные» (Там же. С. 50). Н. написал Псалтирь «в четверть дести» (Там же. С. 29). Сборник творений аввы Дорофея и прп. Варсонофия Великого (РГБ. Вол. 476) обозначен как написанный Н., но, по наблюдениям Клосса, почерк принадлежит не ему ( Клосс. 1974. С. 153). Почерком Н. написана 1-я часть сборника творений св. Исаака Сирина (ГИМ. Епарх. 320/444). Второй сборник сочинений того же автора Н. лишь передал мон-рю в качестве вклада. Н. принадлежали Азбучный патерик и 2 «соборника», также переданные в мон-рь (КЦДР. С. 31, 81). Являлся вкладом Н. сборник, содержащий сочинение прп. Нила Синайского о 8 помыслах (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Но особое значение имел этот памятник для северного монашества. Один из его списков сделан Нилом Сорским , как это было установлено Б. М. Клоссом и Г. М. Прохоровым (ГИМ. Епарх. 349 (509)) 460 . Этот список устава принадлежит к первой редакции и не полный. Как об этом уже говорилось в литературе, именно этот устав лег в основу организации жизни в ските преп. Нила и оказал влияние на его творчество 461 . Другой список (только 4 листа) был сделан Нифонтом Кормилицыным (ГИМ. Чуд. 273, л. 1–4. В описании не отмечен.), игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря. Упомянут скитский устав и в житии Евфросина Псковского. Чин всенощного бдения, состоявший из чтения псалтыри, духовных бесед, публичной исповеди, не соответствовал русской церковной жизни XVI в., поэтому первая часть Скитского устава была значительно сокращена, в то время как порядок молитв иноков обрастал все новыми подробностями. В XVII в. особое место занял Устав в Соловецкой традиции, пришедший сюда по-видимому, из новгородских пределов. В Соловец- jcom собрании выявлено три списка Устава (Солов. 7/7. XVI-XVI вв. – Устав; Солов. 840/950. XVI-XVII вв. – Патерик; Солов. 723/831 – Псалтырь). Наличие этих памятников позволяет обяснить, чем руководствовался Елеазар Анзерский, создавая свой скит и вводя в нем порядки древних иноков. Устав Анзерского скита – Солов. Анз. 91/1456. В сохранившемся в уставе РНБ. Солов. 1129/1239 Елеазар Анзерский писал: «И я, поговоря с братьею, писали в Соловецкий монастырь ко игумену Иринарху з братьею, чтобы нам пожаловали, дали устав скитцкой, как поют на внешней стране, в Синайской горе, и окрест Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси, старом ските Ниловском…» 462 . В соловецких рукописях устав активно перерабатывался, и только список Анзерского скита сохранил чин всенощного без изменений. Особое значение приобрел Скитский устав и в старообрядческой традиции. В отечественной историографии только в последнее время появились работы, посвященные старообрядческим скитам. Многочисленность этих поселений и обилие в них «скитян» шло в разрез с общеевропейской тенденцией к секуляризации культуры в эпоху «Просвещения». Скиты, расположенные в малодоступных теперь уже не для «варвар» или турок, а для государевых воинских команд местах, выполняли роль культурных центров для целых губерний: здесь хранились и переписывались книги, воспитывались сироты, обучались дети, сюда приезжали на исповедь и для причастия 463 . И Скитский устав, описывавший порядок службы и причастия для пустынников (без священников), оказался здесь востребован. Как показывает изучение, рукописи XVI и XVII вв. сохранили записи, свидетельствующие о бытовании Устава в старообрядческой среде (РГБ. Муз. 6380; РГБ. Муз. 6423; РГБ. Овчин. Ф. 209. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С момента основания К. К. м. являлся одним из центров книгописания. Перепиской книг занимался сам прп. Корнилий. С обителью связана деятельность известных книжников - пострижеников прп. Корнилия каллиграфа Исаака Собаки и мон. Артемия († ок. 1575). На рубеже XVI и XVII вв. в мон-ре хранилась сборная рукопись, содержащая «Повести о видении Антония Галичанина», которую переписал мон. Досифей (Топорков (Вощечников)) . В Смутное время (нач. XVII в.) б-ка понесла существенные потери. Часть книг вывезли «черкасы», некоторые рукописи были изъяты для разоренного литовцами вологодского Софийского собора. В описи 1657 г. отмечены 221 рукописная и 114 печатных книг, а также еще 16 книг (не указано, печатных или рукописных). Описание 1657 г. свидетельствует, что в каменном монастырском книгохранилище кроме книг ВЗ и НЗ, уставов, богослужебных текстов находилось значительное число четьих книг. Данных о житийной лит-ре мало, поскольку все жития, кроме Жития свт. Николая Чудотворца, входили в состав сборников, содержание которых не раскрыто. Заметное место занимали труды отцов Церкви: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, рукописи святых Дионисия Ареопагита, Петра Дамаскина, «Григория Беседовника» (свт. Григория, папы Римского), Симеона Нового Богослова, Григория, еп. Омиритского. Имелись в монастырской б-ке «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Лимонарь, сиречь цветник» (К., 1628; извлечение из Синайского патерика). В 1676 г. в монастырской б-ке находилось 223 рукописи, 122 печатные книги и еще 19 книг. К 2015 г. местонахождение большинства рукописей неизвестно. В хранилищах Москвы, С.-Петербурга и Вологды выявлено всего 16 рукописей кон. XV-XVIII в., происходящих из К. К. м. (Отписная книга. 1994. С. 153-156; Сергеев. 2008. С. 477-492). В XIX в. состав б-ки немного изменился. По наблюдениям О. А. Наумовой, в 1885 г. монастырское книгохранилище насчитывало 367 книг в 487 томах. Кроме грамот и богослужебных книг имелись «Правила монашеского жития» (12 книг), «Устав общежития», «Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный» митр.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Самым обстоятельным исследованием жизненного и творческого пути Досифея является работа А.Д. Седельникова «Досифей Топорков и Хронограф», где, в частности, определяется круг источников сведений о писателе 630 . Во-первых, это авторский список Патерика, который до 1941 г. хранился в Волоколамском музее под 17/664; предисловие и послесловие к Синайскому патерику редакции Досифея 631 ; пометы и записи Досифея Топоркова на книгах, переписчиком или владельцем которых он был. К числу последних относится, например, вкладная Досифея в тверской Савватиев монастырь, в которой названы имена родителей писателя в иночестве – Евфимий и Юлия – и сообщалось, что сам он «старец Иосифов», то есть монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Величина вклада свидетельствует о состоятельности Досифея: он дал в Савватиев монастырь – «по родителех по своих» и для поминовения брата Ивана, а после смерти и себя – «две книги Бытейские в десть», «три иконы Деисус», «патерик Синайской да пять рублев денег» 632 . Богатый вклад Досифея в Савватиев монастырь можно объяснить либо тем, что здесь его отец принял монашество и умер, либо тем, что сам Досифей являлся постриженником этого монастыря. Косвенным свидетельством пребывания Досифея Топоркова в тверском Савватиевом монастыре может служить владельческая запись в рукописи ГИМ, Епархиальное собр. 357 (Волоколамское собр. 536) третьей четв. XV в. (водяные знаки: Брике, 2784 – 1453–1454 гг.; типа Брике 3855–3859 – 1415–1458 гг., 13008 – 1452–1482 гг.): «А се соборник и писмо и собрание старца и отца нашего Иосифа. А вынесл его из монастыря Досифей и прислал его ис Саватиева. Соборник Скитцкой». Предыстория создания этого сборника, видимо, связана с пребыванием Иосифа в Твери перед пострижением его в монахи (ок. 1460 г.) или накануне основания Успенского монастыря на Волоке Ламском (кон, 70-х годов XV в.). Таким образом, можно предположить, что тесные связи с тверским Савватиевым монастырем у Досифея Топоркова устанавливаются не к концу жизни, как пишет в статье о нем Р.П. Дмитриева, а значительно раньше, в начале иноческого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010