Архимандрит Кассиан был, очевидно, достаточно известной фигурой в Иосифо-Волоколамском монастыре. В Уставе обители преподобного Иосифа, в котором записаны монастырские богослужебные особенности, встречаются довольно часто ссылки на него: «... а сиа вся сказывали мне Касьян архимандрит и старец Досифеи Топориков»; «Сия же вся сказывали ми Досифеи Топорков и Касьян архимандрит, так де Иосиф старец певал». 23 Знаменательна следующая запись: «Сказывал старец Касьян Иосифов племянник (курсив наш – а. М.), бывшеи архимандрит симоновскыи». 24 Таким образом оказывается, что он был племянником преподобного Иосифа, а, следовательно, хорошо знал богослужебную традицию монастыря при его основателе и помог позднее при составлении монастырского устава. А. Зимин, говоря о генеалогии преподобного Иосифа, называет только двух его племянников: старец Досифей и Коломенский епископ Вассиан (1525–1542). Их отцом был очевидно Елеазар Санин. 25 Первый, как известно, в конце 20-х годов был в Великом Новгороде у святителя Макария, работал там над исправлением текста Синайского Патерика, вошедшего в состав Великих Макарьевских Четьих Миней, положив, таким образом, начало по их собиранию. Таким образом у преподобного Иосифа был еще третий племянник – архимандрит Симоновского монастыря Кассиан, который был в родственной связи с Митрополитом Макарием. А следовательно можно говорить и о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария. 26 Поэтому Митрополит Макарий благословляет старцу Волоколамского монастыря Фотию келейное совершение составленной им службы преподобному Иосифу Волоцкому . 27 Святитель Макарий, названный современником «мучениколюбцем», много сделал для прославленна русских святых, созвав знаменитые Соборы 1547, 1549 годов. 28 В течение своей жизни благодатный Святитель постоянно общался с подвижниками, которые были позднее канонизованы в Русской Церкви. 29 Соединяющим звеном между теми и другими в жизни Святителя был преподобный Александр Свирский († 1533), с которым общался владыка Макарий, будучи в Новгороде, а затем он был канонизован на Соборе 1547 года в Москве. 30 Хотя непосредственно Митрополит Макарий очевидно не был знаком с преподобным Иосифом, но он постоянно был связан с его наследием и лично питал веру в святость сего светильника Русской Церкви. И если преподобный Иосиф не был канонизован при Митрополите Макарии, как преподобный Александр Свирский , то препятствием этому могли явиться родственные отношения с Первосвятителем. Почитание святителем Макарием преподобного Иосифа Волоцкого явилось началом его последующего церковного прославления. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией. Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника. «На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью». В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд...» Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское». Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».

http://pravoslavie.ru/103145.html

В 1528-1529 гг. по поручению Новгородского архиеп. св. Макария Д. трудился в Вел. Новгороде над исправлением Синайского патерика . Хотя ряд списков патерика имеет греч. приписку: «Досифеос Осифитис», исследователи установили, что Д. при работе не использовал греч. оригиналы. В предисловии Д. изложил стилистические принципы, к-рым он следовал: он «очистил» древнеслав. перевод патерика «от поселянских речей» и «старых и иностраньских пословиць, иная же смешана небрежением и неисправлением преписающих» (ГИМ. Увар. 960(883). Л. 294 об.), т. е. от непонятных архаизмов, грецизмов и южнославянизмов, и переложил тексты на «чистый» и «сладостный» книжный язык («ученая и искусная словеса»). Как установил В. В. Калугин, Д. в данном случае следовал установке архиеп. Макария, к-рая позднее нашла отражение не только в трудах святителя, но и в сочинениях др. книжников его круга: Новгородского архиеп. Феодосия , Зиновия Отенского , троицкого инока Нила (Курлятева) ( Калугин. 1998. С. 121, 127, 128, 238). Тексты патерика, отредактированные Д., были включены под 30 июня в Великие Минеи-Четьи, позднее положены в основу 2 изданий «Лимонаря» (К., 1628 и 1632), выпущенных по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) . Последние лит. труды Д. в Иосифовом Волоколамском мон-ре датируются 1545-1547 гг. Полученный ранее опыт Д. обобщил при написании Волоколамского патерика (его оригинал, изданный в 1915, утрачен в 1941). В этом произведении Д. не только дал агиографическую характеристику деятельности связанных с обителью подвижников, но и изложил историю мон-ря, написанную в контексте истории г. Волока Ламского и Новгородской земли, описал деятельность здесь прп. Иосифа и др. волоцких старцев («Сказание о русских пустынножителях»), привел ряд уникальных сведений, заимствованных из предания - из бесед с прп. Иосифом и его братом Ростовским архиеп. Вассианом II (Саниным) , сохранившими в памяти слова их духовного наставника прп. Пафнутия Боровского, из разговоров с Паисием (Ярославовым) . Нек-рые уникальные известия Волоколамского патерика (напр., о вел. кн. Иоанне I Данииловиче Калите) имеют, по всей видимости, лит. происхождение (см.: Турилов А. А. «Гарун-ар-Рашидовский» сюжет в слав. лит-рах XV-XVI вв.: (Серб. деспот Стефан Лазаревич и вел. кн. Московский Иван Калита)//ДРВМ. 2004. 2. С. 8-11). К последнему периоду творчества Д. относится «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Оно, как и Волоколамский патерик, содержит ряд уникальных известий: описание внешности преподобного, редкие биографические сведения о нем (напр., дату рождения - 12 нояб.) и о его ближайших родственниках (о выезде из Литовского великого княжества в Москву в 1408 деда прп. Иосифа - Александра (Сани), о получении им за службу земель под Волоком Ламским, об уходе в конце жизни в мон-рь мн. родственников прп. Иосифа и др.).

http://pravenc.ru/text/180347.html

В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет. И множество иных «плодов добрых» (Мф. 7, 17) принесла многотрудная деятельность подвижника-архипастыря. В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии наречен на митрополию Макарий, архиепископом Великаго Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол первосвятительства великиа Росиа на митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста»,— читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. Незадолго перед казанским походом царь. озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием, обращается к митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На что святой старец дерзновенно отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей честнаго Ея Рождества и всем церквам да такоже молебные службы совершатся и святят воды съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от злоб своих». После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 г. в Свияжск, где болезнь и нестроения в гарнизоне молитвенным предстательством святителя Макария вскоре стали прекращаться.

http://pravicon.com/info-2832

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Вследствие сего, в Русской Церкви весьма рано уже существовал пролог в славянском переводе. Первоначально он носил название синаксаря, затем по первой своей статье – πρλογος, т. е. предисловие – был назван прологом. Прологов славянских было три вида. В основании первого лежит греческий месяцеслов императора Василия, дополненный во второй половине XI века Студийским иноком Илиею (памяти из Петрова синаксаря) и Константином, митрополитом Мокисийским (65 пространных сказаний). Второй вид Пролога был составлен у Славян на основании первого и древних Миней-Четьих. Третий – стишный, переведен в XIV в. с древнейшего вида греческого стишного пролога 9 . Славянский перевод Миней-Четьих надо относить также к первым векам славянской письменности. Правда, от сего времени не сохранилось всех двенадцати книг Миней-Четьих: именно – от XI в. дошла одна мартовская книга в юго-славянском списке, от XII же века отрывок майской 10 . Но на основании списков XV века (XIII и XIV вв. нет), кои повторяют очень древние, следует думать, что в X–XI веках Славяне имели полный перевод Миней-Четьих за все 12 месяцев. Славянский перевод сделан был с Миней греческих, подвергнувшихся незначительному влиянию переработок Метафраста. Очень рано появились в славянских переводах патерики. В славянских рукописях большею частью употребляется название патерика Скитского безразлично для патериков различного состава, хотя Лимонарь в большинстве случаев называется патериком Синайским или Цветником. Русские рукописи патериков Синайского и Скитского относятся уже к XII–XIII вв. и были известны многим писателям XIII в. С XVI в. патерики сохранились во множестве списков и имели большое употребление. Впервые на Руси патерик – Луг Духовный был издан в 1628 году. Собеседование св. Григория Двоеслова было переведено в 1671 году Симеоном Полоцким . В глубокой древности были переведены с греческого языка на славянский торжественники (βιβλα πανηγυριχ). Они делятся на два вида. Первый – Минейный – в порядке своих статей примыкает к Месячным Минеям, именно статьи его расположены в порядке праздников по месяцам и числам всего года, начиная с сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для наших современников подвиг отца Саввы имеет еще одно значение. Он воочию показывает нам, что даже в наше растленное и бездуховное время, когда мир стонет под властью демонических сил, а в самом хрис­тианстве преобладает мертвящий дух теплохладности, возможно стяжать благодать, подобную благодати древних подвижников: были бы только горячая решимость и твердое произволение. Господь не покинул нас, Он с нами как в прежние времена, так и теперь. Об этом свидетельствует вся жизнь схиигумена Саввы, так же как подвиги и чудеса мучеников свидетельствовали перед языческим миром о силе и истине христианства. Архимандрит Рафаил (Карелин) СОДЕРЖАНИЕ 12 мая 2010 г. Рейтинг: 8.3 Голосов: 107 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10          «Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая заповеди евангельские и поучения святых отцов» (конец XVI — начало XVII века) неоднократно издавалась в XVIII веке. Ныне переиздана в переводе на русский язык. См., например, издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2005.          Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене, 71, 167. — М., 2004. С. 646, 667.          Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, возводящая на небо. Слово особое к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец. 14, 4. — М., 2001. С. 500.          Древний патерик, изложенный по главам. Гл. 8. О том, что ничего не должно делать напоказ. — М., 1891. (Репр. изд.: М., 1997). — С. 134.          Здание Драндского Успенского собора, на развалинах которого в 1883 году был основан Драндский Успенский монастырь, относится к VI–VII векам.  скрыть способы оплаты Комментарии Александр 7 сентября 2017, 20:35 Слава Богу. Моли Бога о нас грешних схиигумен Савва ludmila toll 8 июня 2013, 05:49 моли Бога о нас грешных святый отче схиигумен Савво! Алексий 2 июня 2010, 12:47 СПАСИБО! Алексий. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/35188.html

Затем следует ряд других текстов аскетического содержания 1708 . В другом сборнике этой же библиотеки 1709 проповедь о Римлянине следует после Лествицы Иоанна Синайского, ею начинается ряд великопостных чтений, в том числе «В неделю третью поста Федора Студита об избиении в болгарх христианъ в святые посты за мясъ неядение», потом чтения на средопустную неделю, на память Марии Египетской и повесть об Акафисте, то есть чтения отчасти организованы по календарному принципу, но ещё несут следы связи с более ранним составом сборников. Контекст проповеди о Римлянине здесь смешанный, отчасти это сборник аскетического содержания, отчасти – уставной. Другой ранний сборник сочетает Патерик скитский, произведения патриарха Филофея (которые вводились в русскую традицию Киприаном) 1710 и проповедь о Римлянине с повестью об Акафисте и соответствующими службами 1711 . Затем следуют различные наставления о крестном знамении, о постничестве инокам и «зачало» умной молитвы. В ещё одном раннем троицком сборнике проповедь о Римлянине и повесть об Акафисте следуют после Маргарита 1712 . Очевидно, что начальная судьба проповеди в русской традиции связана с Троице-Сергиевым монастырём. Проповедь вводилась в струе актуальной, тогда аскетической и новой константинопольской литературы. Исходной, по-видимому, была позиция этого чтения, как уставного на Торжество Православия. И в списке ТСЛ 167, и в ряде других, в проповеди о Римлянине отмечено место в тексте, с которого нужно читать «вышшимъ гласомъ»: «Аще кто не покланяется Богородици, на икон написанои, да будет проклят» 1713 . Этим даётся указание на роль проповеди в праздновании Торжества Православия. Она употребляется, по-видимому, в основном в монастырском богослужении и выполняет в нём ту роль, которую в архиерейском выполнял Синодик. Важным, распространённым в сборниках в XV в. было сочетание проповеди о Римлянине с повестью об Акафисте, как тоже великопостной и тематически близкой, прославляющей Богородицу и чудо от иконы. Хотя эта повесть и не была новым произведением для русской традиции, но вместе с проповедью о Римлянине они образовали новое актуальное ядро богородичных чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наибольшего духовного подъема Синайский монастырь достигает в VI-VII веке. В этот период из среды синайских монахов выходят несколько патриархов. Таковы, например, святитель Анастасий I Синаит, Патриарх Антиохийский, занимавший Антиохийскую кафедру с 561 по 572 год и вернувшийся на нее после гонений вторично в 596 году; его преемник на кафедре Анастасий II,komopый был Патриархом с 602 по 610 год. К этому же времениотноситсяи появление целой плеяды авторов духовных и богословских сочинений – подвижников-синаитов. Сорок лет прожил отшельником у подножия горы Синай автор “Лествицы Райской”, святой преподобный Иоанн, по своему сочинению прозванный Лествичником. Когда на время он вышел из затвора, то был избран настоятелем Синайского монастыря, но затем опять ушел в уединение. Начал свой подвиг преподобный в шестнадцать лет, когда пришел на Синай и стал послушником другого святого старца, аввы Мартирия. Из житий преподобного Иоанна Лествичника , написанных его современниками, мы знаем о многих великих подвижниках, подвизавшихся на Синае. Устав от бремени игуменства, Иоанн назначил приемником своего брата авву Георгия. О нем как святом старце повествует блаженный Иоанн Мосх , который сам побывал на Синае и описал увиденное и услышанное в своем прекрасном творении “Луг духовный”. Выдающийся писатель и богослов преподобный Анастасий Синаит был иноком Синайской обители в VII веке. Обличая еретиков, он много путешествовал по Сирии, Палестине и Египту, написал много сочинений 34 . В VII веке на Синайский полуостров пришли первые мусульмане. В знаменитой библиотеке монастыря хранится копия ахтинаме, дарованного самим Мохаммедом отцам монастыря в 624 году. Эта грамота обещает монастырям, инокам и христианам не только неприкосновенность и защиту во всех пределах Синайской пустыни, но и особые преимущества, вроде освобождения от податей даже в военное время, неприкосновенности владений и помощи в обновлении храмов. Несмотря на это, после арабского завоевания Ближнего Востока и Египта монастырь подвергался опасностям, которые исходили от часто превышавших свои полномочия представителей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

п.). При желании можно, конечно, увидеть определенную близость гоголевского героя к тем инокам из Слова 5-го «Лествицы» (О покаянии), различные «упражнения и подвиги» которых совершаются в «обители кающихся», «стране плачущих» - в монастырской темнице. Тем более, что разнообразные формы этих подвигов, по Иоанну Лествичнику, Гоголь мог увидеть при посещении Благовещенского собора Московского Кремля - они изображены на стене собора, замыкающей галерею (XVI в.) (18). Ведь и герои «Лествицы» (подвиг 10), и гоголевский герой «как бы нечувствительны ко всему, касающемуся земной жизни» и т. д. Но такое сходство явно принадлежит общей агиографической (патериковой) традиции, причем, скорее, в «экстремальном» преломлении. Даже если признать какое-то влияние этой традиции на изображение гоголевского героя, оно со всей очевидностью перекрывается влиянием традиции собственно литературной, романтической. В любом случае гоголевский отец Григорий с его «раскаленными мыслями», «энтузиазмом», отсутствием «христианского смирения», «чем-то исполинским» живет в несколько ином религиозном измерении, чем кающиеся подвижники Иоанна Лествичника. Это относится и к другим героям «Лествицы». По замечанию авторитетного греческого патролога П. С. Христу, «прп. Иоанн рассуждает о глубоком познании таинств во время безмолвия, но он не развивает тему исступления (экстаза)...» (19). Вероятно, с большим основанием можно говорить о некоторой перекличке между образом безымянного монаха-художника у Гоголя во второй редакции «Портрета» и монахами «Лествицы», тем более, что и там, и тут характеристика внешнего облика и поведения подвижников противостоит поверхностному представлению об аскетах (хотя, конечно, говорить об этом у Иоанна Лествичника можно лишь условно). Вот с чего начинает рассказ о встрече с отцом после двенадцатилетней разлуки выпускник Академии художеств во второй редакции «Портрета»: «Я уже наслышался о суровой святости его жизни и заранее воображал встретить черствую наружность отшельника, чуждого всему в мире, кроме своей кельи и молитвы, изнуренного, высохшего от вечного поста и бденья» (III, 134) (20).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010