Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Там же. Там же. С.29. Там же. С.29-30. Там же. С.30. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. - М., издательство «Паломник», 2000. - С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «Препирание» с.29]. «Улыбнуться» с.29]. «Как бы печальному» с.29]. «Тяготам» с.29]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «...Так это было принято в ярославской губернии» с.359]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.42. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. Там же. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. - М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). - С.628.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

56 Среди чудес патр. Иова, помещенных в рукописи Саввино-Сторожевского монастыря 84, вслед за рассказом о погребении Иова, записано, между прочим, чудо явления Иова Дионисию по поводу устроения последним гробницы. Иов явился Дионисию с такой речью: «Поставили вы над гробом моим палатку не по моему приказу: мне де палатка строить не тем переводом». Упомянем еще кстати о чуде исцеления Иовом одного Старицкого жителя Ивана Иванова Тулупова, – вероятно какого-ниб. недальнего родственника инока Германа Тулупова. 59 Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 л. 7. Впрочем, таких рукописей, где находится список игуменов Троицкого монастыря много; напр., см. Рук. Рум. Музея 365, л. 83. Рук. Каз. Ак. (бывш. Солов.) 585 (225). 63 В сборнике кн. Хилкова есть отписка, помеченная 1609 годом и носящая такое надписание: «Отписка Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, келаря Авраамия и соборных старцев воеводе князю Дмитрию Трубецкому с просьбою приказать Андрею Палицыну и воеводе Науму Плещееву быть у них в монастыре и о позволении взять на обмен из Московского Богоявленского монастыря «маленького» Осипа Нанина» (сбор. Хилкова стр. 122). Пометку той отписки 1609 годом мы не иначе можем объяснить как ошибкой, потому что ни Дионисий в это время не был Троицким архимандритом, ни князь Димитрий Трубецкой не был «великие России державы Московского государства боярином и воеводой государем князем», как это значится в отписке. Отписку эту нужно отнести к тому времени, когда уже не было Ляпунова в живых, потому что в ней Троицкие власти пишут на имя одного Трубецкого (у Кедрова в наслед. «Авраамий Палицын» стр. 90, прим. ) 64 Симон Азарьин в предисловии к сказанью о новоявленных чудесах препод. Сергия (Временних, кр. Х, стр. 13). 65 Так как в то время должности эконома в монастыре не было, а обязанности этого лица исполняли келари и казначеи, то несомненно, что Симон Азарьин именем эконома назвал кого-нибудь из этих лиц; – и мы думаем, что таковым был келарь Александр Булатников, бывший келарем 1622–1641 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

115 Архимандрит Иоасаф, Настоятель Троице-Сергиева монастыря в 1605–1609 гг., переведен из Пафнутьева Боровского монастыря; находился в Троице-Сергиевом монастыре во время осады; после снятия осады вернулся в Боровской монастырь и был там убит 5 июля 1610 г. при нападении отряда Сапеги. 116 Фома Палеолог, деспот Морей, брат византийского императора Иоанна Калояна, после падения Византии бежал в Рим вместе с двумя сыновьями и дочерью Зоей (Софией). 117 Филипп I (1464–1473), Митрополит Московский и всея Руси, резко осуждал контакты Ивана III с католическим миром и даже отказывался венчать его с Софией Палеолог. 118 В правление византийского императора Мануила II (1391–1425) территория Византийской империи под ударами турок сократилась до прилегающих к Константинополю земель. 119 Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) – предпоследний византийский император. Был инициатором Ферраро-Флорентийской унии, надеясь в обмен на признание католических догматов получить военную поддержку от европейских государств. После смерти бездетного Иоанна на византийский престол вступил его брат Константин XII Палеолог (память 29 мая), мч., последний византийский император. Правление землями, еще подвластными Константинополю, Константин вынужден был делить с братьями Фомой и Димитрием. Константин погиб во время взятия Константинополя турками, 29 мая 1453 г., сражаясь как простой солдат. 120 Имеется в виду героическая оборона Опочки в 1517 г., которая является эпизодом войны, начатой Василием III в 1513 г. за возвращение северских русских земель и Смоленска, входивших в то время в состав княжества Литовского. В качестве источника для этой главы Симон Азарьин использует 11 главу шестнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 594). 121 В 1550 г. на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Свияги, была построена крепость Свияжск, благодаря чему правобережье Волги перешло под власть Москвы. Крепость была собрана за четыре недели из срубов, сплавленных по Волге на стругах. Описывая эти события, Азарьин пользовался одним из списков Казанского Летописца (Полное собрание русских летописей. Т. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Симон (Азарьин) присоединил к Житию рассказы о 13 чудесах преподобного, из к-рых последнее произошло в 1652 г. Первые известные чудеса по молитвам к Д., датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Симон записал рассказы о явлениях Д. его ученику, бывш. архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Перфилию, свящ. Служней слободы Феодору, мон. Вере из хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря - Д. благословлял их или утешал. Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Одним из ранних центров почитания Д. стал Кожеезерский в честь Богоявления муж. мон-рь. Здесь старец Боголеп (Львов) записал рассказ о явлении прп. Никодиму Кожеезерскому митр. св. Алексия вместе с Д. и послал запись патриарху Иосифу . В 1648 г. рассказ о явлении Д. прп. Никодиму слышал П. Головин, бывший тогда воеводой на р. Лене. В том же году в Троице-Сергиев мон-рь для поклонения гробу Д. приехали донские казаки, поведавшие о том, что преподобный «велику» им «помощь подавал явлением на море на супротивныя». В 1650 г. со слов инока Антония (Яринского) был записан рассказ донских казаков о явлении их «старейшине» Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Д. и о предсказании поражения от турок. В кон. XIX в. при Владимирской ц. в Ржеве был устроен придел во имя Д. В Успенском соборе Старицкого мон-ря посвященный преподобному придел был освящен 28 сент. 1897 г., в обители хранилась митра Д. Симон (Азарьин) включил имя Д. в составленный им ок. сер. 50-х гг. XVII в. Месяцеслов под 10 мая (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 316 об.). С таким же днем памяти Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Московский митр. св. Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Д.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Старец Адриан Ангелов был важной и деятельной фигурой в истории Троице-Сергиева монастыря середины XVI в., а его келарство осталось памятным в истории обители. Нельзя обойти его имя, если говорить об учреждении архимандритии в обители “у Троицы”. Ему приходилось часто обращаться к царю и Митрополиту, быть в Москве, проявлять попечение о монастырских владениях в других местах. Как келарь, он активно занимался монастырским строительством. Кроме того, он проявлял большую заботу об обеспечении новопостроенного храма подворья необходимыми книгами. Его следует отнести к числу книжников и писателей Древней Руси. Список сокращений: ГБЛ — Государственная библиотека им. Ленина, ПСРЛ — Полное собрание русских летописей, ТОДРЛ — Труды Отдела древнерусской литературы, ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских.  Келарь — это “хранитель и расходчик монастырских припасов”, — читаем в “Словаре” священника Григория Дьяченко (Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 203). В другом словаре читаем: “Келарь — должностное лицо в монастырском хозяйстве” (Кочин Г. Е. Материалы для терминологического словаря Древней Руси. М.—Л., 1937, с. 141). И. И. Срезневский приводит лишь несколько цитат из древнерусских текстов, где упоминаются келари (Словарь древнерусского языка. Репринтное изд. Т. 2. Ч. 2. Е—К. М., 1989, стб. 1204). Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин//Культура Древней Руси. М., 1966, сс. 177—183. Державина О. А. “Сказание” Авраамия Палицына и его автор//Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., 1955, сс. 16—63. Трофимов И. В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960, сс. 107—129. Уварова Н. М. Симон Азарьин как писатель середины XVII века. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Клитина Е. Н. Симон Азарьин (Новые данные по малоизученным материалам)//ТОДРЛ (список сокращений см. в конце статьи — Ред.). Т. 34. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, сс. 298—312.

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Сейчас можно только строить догадки относительно того, что представляла собой Боголепова Повесть. Была ли это КР, или некое иное, более пространное повествование, до нас недошедшее? Известно, что Борис (в монашестве – Боголеп) Львов был близок ко двору, благодаря блистательной чиновничьей карьере брата, Григория Васильевича Львова, учителя детей царя Михаила Федоровича, подьячего Посольского приказа, впоследствии думного дьяка 578 . До приезда в пустыню к Никодиму Борис, по словам Симона Азарьина, уже имел некоторый опыт пустынножительства. Чем можно объяснить приезд Бориса Васильевича в пустыню к Никодиму? Желанием ли увидеть святого старца, чтобы взять у него благословение на иночество (или даже на пустынножительство), или же стремлением найти подтверждение истинности чудесного явления Никодиму митрополита Алексия и архимандрита Дионисия? Вероятно, и то и другое. По крайней мере, сразу же после возвращения из Хозьюгской пустыни Борис принимает постриг в Кожеозерском монастыре с именем Боголеп. Со слов Симона Азарьина Боголеп был наслышан об архимандрите Дионисии ещё в Троице-Сергиевом монастыре – «в пустыне», где было положено начало его (Боголепа) иночества, и где его «вера, яже по Бозе, вкоренилася в душу твою, яже к преподобным чюдотворцем Сергию и Никону, и к сему преподобному, архимандриту Дионисию, любовь. Яко тогда слухом слышалъ еси о нем зд во обители, последи же в пустыни от преподобнаго инока аввы Никодима, боголю[би]ва пустынножителя, истину уверился еси» 579 . Составитель КР Жития Никодима Кожеозерского (далее – ЖНК) ничего не пишет о жизни преподобного в пустыне, страшась высоты его «безмолвного» жительства: «...яже о немъ писати, о пустынномъ житии, невозможно, высоты ради жительства неврно возъмнится» 580 . Перед автором пространного Жития 581 встала нелёгкая задача – дополнить краткое Житие Никодима сведениями о его отшельнической жизни. К имеющемуся описанию в КР «неутешного места» на Хозьюге, предсказанного блаженным Ильей, составитель ПР добавляет образ «кельицы малы», построенной старцем «в мру человка единаго», где он обретает долгожданную радость безмолвия: Пространная редакция ЖНК по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоятели Алатырского Свято-троицкого монастыря Строители 1) Евфииий (игумен), 21 февраля 1612 г. 2) Порфирий (игумен), в апреле 1613 г. 3) Иоасаф Петриков, 1618 и 1619 гг. 4) Сергий, 1623 г. 5) Прохор, 3 января 1627 г. 6) Севериан, 1627 и 1628 гг. 7) Симон Азарьин, 1630 – 1634 г. Симон Азарьин известен своими литературными трудами. Он больной пришел к архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Дионисию за 9 лет до его смерти, получил от него исцеление и шесть лет служил ему келейником. В 1630 году Симон Азарьин был назначен в Алатырский Свято-Троицкий монастырь строителем, но в 1634 г. воротился в лавру и был сделан казначеем, а в 1646 г. келарем (см. материал для историко-топограф. исследования о православных монастырях в Российской Империи, В. Зверинского, т. II, и стр. 362) 8) Нифонт Кобылин, 1650 года. 9) Феодул Рогозин, 1692 – 1694 г. 10) Вассиан, 1697 и 1698 гг. 11) Макарий Дубинский, с 1697 по 1705 г. 12) Лев Александровский, 1705 – 1720 г. 13) Иона Иоаннович Шатилов, 1708 г. 14) Аарон Лихошин, 1720 г. 15) Феодорит Кайсаров, в декабре 1721 г. 16) Иннокентий Григорьев, с 1721 по 1723 г. 17) Иоасаф, 1723 и 1724 гг. 18) Серапион Лаврентьевский, в июле 1724 г. 19) Каменский, переведен из Св. Троицко-Сергиевой лавры, где был оружейным старцем (см. описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшаго Синода, 1725 г. т. V. 20) Леонтий Яковлев с 1732 – 1742 г. 21) Меркурий Абрамов 1742 – 1752 гг. 22) Иоанн Никольский, 1752 – 1765 г. Архимандриты 23) Виктор, управлял с 1765 – 1766 г. 24) Геннадий, управлял с 1766 по 1767 г., переведен в Нижегородский Благовещенский, где пробыл до 1770 г. 25) Варлаам, переведен из Оранского; управлял с 1767 по 1770 г.; в декабре переведен в Нижегородский Благовещенский монастырь. 26) Иона, переведен из Оранского, управлял с 1773 по 1780 г., переведен в Нижегородский Благовещенский монастырь, где пробыл до 1798 года. Игумены 27) Арсений управлял с 1782 по 1786 г. 28) Самуил с 1786 по 1796 г. Архимандриты 29) Аврамий, с 1796 по 1798 г., был игуменом, а в 1798 году, по случаю учреждения архимандрии, посвящен в архимандриты и управлял монастырем до 1827 года; в 1827 году, за слепотою глаз, от настоятельской должности уволен и жил в сем монастыре на покое, и где и скончался в 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1610  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 200  голосов:  4.7 из  5) В основе настоящего издания Жития преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным. Епифаний Премудрый , известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик преподобного Сергия, написал самое первое Житие преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей преподобного, а также рядом посмертных чудес. В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития старец Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2020 Преподобный Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского –:– 08:57 Скачать M3U плейлист для воспроизведения в плеере Стоп через Рекомендуемые аудио 6 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/zhitie-i-chudesa-...

126 Самый ранний список его, нам известный, в сб. Тр. Сер. л. 4б6, лис. в 1505 году, л. 372–386; в этом же сб. помещено и житие Сергия, но пахомиевской редакции. Другой си. половины XVI века в у помин, рук. волокол. Иософова мон. N° 606, л. 151. 128 То есть вслед за житием, около 1418 года, как и думает архиеп. Филарет. Обз. русск. д. лит. I, стр. 120. 129 «Яко възлюбленных чад отец к духовному веселию ныне созвавши и яко любителя отец в светлей сей церкви радостно пиемлющи…». 130 На этом предположении останавливается преосв. Макарий, прибавляя, что слово, вероятно, читалось братии в день кончины святою. Ист Р Ц. V, 237. 132 Арх. Филарет в Обз. русск. дух. лит. I, стр. 143 и след. Шевырев в Ист. русск. слов. III, стр. XVIII и 315 Ср.: Ник.. 39. 135 Его мы нашли только в двух списках библ. Тр. Серг. л, из коих один XV века 746, л. 209), другой писан в 1524 году 771). Списков второго пересмотра в одной лаврской библ. сохранилось от XV века до восьми. О стилистическом отношении обоих пересмотров можно судить по началу жития. Перв. пер. по N° 746: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное иодружие ему Мариа. Поучахуся в заповедех господних день и нощь, всяческими же добродетелми украшени беху и едини к Единому душю с телом иреклонше, моляху Бога, яко да дарует им отроча». Втор. пер_- «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Курил именем, благоверен сый и бояйся Бога и всякими добродетелми украшен сый, тако и с супружницею своею Мариею именем поучающийся в заповедех господних день и нощь, и едини ко Единому душю с телом иреклонше, моляхуся». 137 Они помещены непосредственно пред послесловием Пахомия в житии по сп. синод, сб. 637, л. 54. В печатном житии, изданном в полов. XVII века Симоном Азарьиным, эти чудеса неверно помечены 1468 годом: самый список жития в указанной синод рукописи, где они помещены, писан раньше, в 1459 году, как обозначено в приписке на первом листе. 141 N° 746: житие Сергия здесь на л 209–261; на обор, л 336 скорописью одного почерка приписано: «В лето 6939 списася книга сия в святой горе Афонеце, в обители царстве, в лавре великаго Афанасия, под крылием св. Григория Паламы и преп. отца нашего Петра Афонскаго, в кущи св. и славнаго пророка Илии. Преписася (рукою) многогрешнаго и смиреннаго инока Лфанасиа Русина, последи же повелением господина Зиновиа, игумена Сергеева монастыря, списася грешным Ионою, игуменем угрешским». Эту приписку поняли по-видимому так, что и житие Сергия вместе с прочими статьями в сборнике переписано на Афоне в 1431 году. (Ист. оп. Серг. Л., изд. 1S65 г., стр. 158. Р. Свят. сент., прим. 231). Но как попало на Афон в том году житие, которое Пахомии, по его собственным словам, писал в Сергиевом монастыре и писал после чуда 1438 года? Приписка прежде всего дает понять, что сборник, в котором она находится, составлен не на Афоне, а в России, и только имеет в своем составе произведения, списанные на Афоне в 1431 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

126 Самый ранний список его, нам известный, в сб. Тр. Серг. л. 466, пис. в 1505 г., л. 372–386; в этом же сб. помещено и житие Сергия, но пахомиевской редакции. Другой сп. половины XVI в. в упомин. рук. волокол. Иосифова мон. 606, л. 151. 128 Т.-е. вслед за житием, около 1418 г., как и думает архиеп. Филарет. Обз. русск. д. лит. I, стр. 120. 129 «Яко возлюбленных чад отец к духовному веселию ныне созвавши и-яко любителя отец в светлей сей церкви радостно приемлющи…» 130 На этом предположении останавливается преосв. Макарий, прибавляя, что слово, вероятно, читалось братии в день кончины святого. Ист. Р. Ц. V, 237. 132 Арх. Филарет в Обз. русск. дух. лит. I, стр. 143 и след. Шевырев в Ист. русое слов. III, стр. XVIII и 315. Ср. Ник. V, 39. 135 Его мы нашли только в двух списках библ. Тр. Серг. л., из коих один XV в. 746, л. 209), другой пис. в 1524 г. 771). Списков второго пересмотра в одной лаврской библ. сохранилось от XV в. до 8. О стилистическом отношении обоих пересмотров можно судить по началу жития. Перв. пер. по 746: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное подружие ему Мариа. Поучахуся в заповедех господних день и нощь, всяческими же добродетелями украшени беху и едини к Единому душою с телом преклонше, моляху Бога, яко да дарует им отроча». Втор, пер.: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Курил именем, благоверен сый и бояйся Бога и всякими добродетелями украшен сый, тако и с супружницею своею Мариею именем поучающийся в заповедех Господних день и нощь, и едини ко Единому душу с телом преклонше, моляхуся». 137 Они помещены непосредственно пред послесловием Пахомия в житии по сп. синод, сб. 637, л. 54. В печатном житии, изданном в полов. XVII в. Симоном Азарьиным эти и чудеса неверно помечены 1468 годом: самый список жития в указанной синод, рукописи, где они помещены, писан раньше, в 1459 г., как обозначено в приписке на первом листе. 141 746: житие Сергия здесь на л. 209–261; на обор. л. 336 скорописью одного почерка приписано: «В лето 6939 списася книга сия в святой горе Афонсце, в обители царсте, в лавре великаго Афанасия, под крылием св. Григория Паламы и преп. отца нашего Петра Афонскаго, в кущи св. и славного пророка Илии. Преписася (рукою) многогрешнаго и смиреннаго инока Афанасия Русина, последи же повелением господина Зиновиа, игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою, игуменем угрешским». Эту приписку поняли, по-видимому, так, что в житие Сергия вместе с прочими статьями в сборнике переписано на Афоне в 1431 г. (Ист. оп. Серг. Л., изд. 1865 г. стр. 158. Р. Свят. сент. прим. 231). Но как попало на Афон в том году житие, которое Пахомий, по его собственным словам, писал в Сергиевом монастыре и писал после чуда 1438 года? Приписка прежде всего дает понять, что сборник, в котором она находится, составлен не на Афоне, а в России, и только имеет в своем составе произведения, списанные на Афоне в 1431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010