В 1639 г. в К. м. принял постриг «московит» Борис Васильевич Львов (с именем Боголеп; † 1675), брат думного дьяка Григория Васильевича Львова, книжник, составитель первоначальной Краткой редакции Жития прп. Никодима. В исследованиях встречается ошибочное отождествление рода Бориса и Григория Васильевичей Львовых с родом князей Львовых, занимавших в Государевой думе боярские чины. Это мнение, видимо, связано с упоминанием среди вкладчиков К. м. кн. Алексея Михайловича Львова (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 9). До поступления в К. м. Борис Львов нес «книгописное» послушание в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре . Известна рукопись «Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова» (ГИМ. Син. 2. 168), написанная им на Кожозере ( Понырко. 1992. С. 141). Старец Боголеп сыграл огромную роль в становлении б-ки, книжно-рукописной традиции и иконописной культуры К. м. При нем из Москвы на Кожозеро шли «самые богатые и разнообразные вклады, приносившие вместе с прочими дарами много печатных и рукописных книг» ( Спасский. 1981. С. 70). К 1648 г. старец Боголеп завершил труд над повестью о прп. Никодиме и отдал ее на прочтение троицкому келарю Симону (Азарьину) . В одно из последних посещений Москвы старец Боголеп вместе с диак. Благовещенского собора Феодором участвовал в споре со справщиками и был взят на заметку как старообрядец (АИ. 1842. Т. 5. С. 480). Царским указом Боголеп был вызван на церковный Собор 1666-1667 гг.; его обвинили в учинении в монастыре расколов и в «подстрекательстве мятежам», а также в том, что он «отцу духовному вящше 10 лет не исповедаше грехов своих, камканию же святому выше 20 лет не общаяся, ниже в церковь хождаше». Однако Боголеп на Собор так и не явился, чувствуя себя «на Кожеозере неприкосновенным» ( Понырко. 1992. С. 140). После кончины схим. Боголепа в 1675 г. в его келье осталось большое собрание книг и икон. Старец был чрезвычайно щедрым вкладчиком. За 26 лет жизни в К. м. он внес «всего вкладу... святыми иконами и книгами и денгами, и иными вещми на осмь сот на тридцать четыре рубля с полтиною, о прочей сей сих пяти икон, что жемчюгом обложены, писаны без цены» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 29).

http://pravenc.ru/text/1841668.html

В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют. И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко Труды в области книжности Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo ywoty witych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

http://pravenc.ru/text/578555.html

друг.), приведением их мыслей и дел, показать, как понималось ими и осуществлялось в жизни то или другое из блаженств, та или другая из заповедей Христовых, а через это и самое объяснение их у автора получает большую силу и действенность на душу читателя. В изъяснении же некоторых из прошений молитвы Господней толкование автора прямо переходить в прекрасное, воодушевленное поучение к читателю, призывающее его к непрестанному памятованию о Боге-Отце и Промыслителе нашем, к живейшей любви и благодарности в отношении к Нему за Его бесконечно-великие благодеяния к нам грешным и т. под. (см. напр, листки 835, 836). Для читателей-любителей слова Божия, желающих глубже исследовать заключающееся в нем уроки духовной жизни, о. Никон на полях отмечает в своем толковании текста Евангелия Матфея параллельные места из других книг Свящ. Писания, и прежде всего, разумеется, из св. Евангелий Марка, Луки и Иоанна; на полях же, для удобства случайных справок, «скорого ради обретении», как говорили в старину, тщательно отмечены главные, или наиболее важные из мыслей, выказываемых в толковании. И за то и за другое читатели принесут, без сомнения, искреннюю благодарность достойнейшему о. Архимандриту. Желая сделать книгу более привлекательною даже с внешней стороны, о. Никон дает в тексте целый ряд рисунков, касающихся различных событий из евангельской истории. Не мало, заметим, рисунков имеется и в листках общеназидательнаго характера; но рисунки, помещенные здесь – в истолковательных листках по Евангелию заслуживают внимания потому особенно, что заимствованы они все, за исключением лишь очень немногих, не из произведений современных художников, а из памятников родной старины: одни заимствованы из рукописного Евангелия Саввина Сторожевского монастыря 1470 г., другие же – из печатной псалтири 1634-го года, принадлежавшей некогда известному келарю Троицкой Сергиевой Лавры – Симону Азарьину. На первых двух листках (за 801 и 802), в качестве вступления к последующему толкованию Евангелия, помещены на первом, под заглавием: «Пред чтением святого Евангелия» прекрасное, поучительное наставление брату-христианину, как, с какими мыслями и чувствами, должно читать слово Божие; на втором – исторические сведения о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Власти Второго ополчения этим советам не последовали, но троицкое послание сняло накопившуюся напряженность, а твердая позиция, занятая мон-рем, способствовала тому, что в подмосковном лагере взяли верх силы, к-рые могли сотрудничать со Вторым ополчением. Получив от кн. Трубецкого сведения, что ожидается новый приход войск Ходкевича под Москву, троицкая братия во главе с Д. дважды посылала к кн. Д. М. Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. 28 июня с такой просьбой поехал троицкий келарь Авраамий (Палицын). 14 авг. 1612 г. Д. с братией принимал в монастыре идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер, что было воспринято как дурное предзнаменование; после того как Д. благословил ратников и окропил их св. водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска. Об этом много лет спустя рассказал Симону (Азарьину) кн. Пожарский. (Свидетельство Симона о том, что Д. находился под Москвой во время боев Первого и Второго ополчений с армией Ходкевича, Д. И. Скворцов считает недостоверным.) После ухода Ходкевича из-под Москвы Д. продолжал прилагать усилия для соединения Первого и Второго ополчений и создания единого правительства. Исследователи считают его наиболее вероятным автором послания «князьям Дмитриям о любви». Обращаясь к князьям Трубецкому и Пожарскому, автор писал: «Сотворите любовь над всею Росиискою землею, призовите в любовь всех любовию своею» - и предлагал военачальникам прогнать от себя «клеветников и смутителей». В послании говорилось о значении заповеди любви для каждого христианина, о том, как должны вести себя истинные вожди народа, чтобы не вызвать гнев Божий и не погубить страну, о необходимости покаяния.

http://pravenc.ru/text/178331.html

1) Впервые житие преп. Сергия, краткое, сокращенное) было напечатано в Москве в 1641 году в Прологе и несколько раз было в нем перепечатываемо (1642, 1643, 1659, 1660 и пр. Указания различных изданий Пролога см. у архим. Сергия в его труде «Полный месяцеслов Востока», М. 1875 г., ч. I, стр. 281–289); у И. Каратаева «Описание славянорусских книг, напечатанных кирилловскими буквами, т. I, СПб. 1883 г., 519, 535 и др.; у В.М. Ундольского в «Хронологич. указателе славянорусских книг церковной печати» 1491–1864 гг. (с дополнениями А.О. Бычкова и A.E. Виктοрова), М. 1871 г., и др. 2) Через пять лет (в 1646 г.) оно появилось, в редакции Симона Азарьина, вместе с службой и похвальным словом преп. Сергию (и вместе с службой и житием преп. Никону Радонежскому), в Москве же, в 4, 45, 192 и 2 лл. См. В.М. Ундольского о. с., 587 и Каратаева, 613. 3) Вторично эта редакция жития, принадлежащая Симону Азарьину и при печатании в XVII в. подвергшаяся сокращению, была издана в первоначальном виде в 1888 г. под заглавием: Книга о чудесах преп. Сергия. Творение Симона Азарьина. Сообщил С.О. Платонов. (Памятники древней письменности LXX. СПб 1888 г., в типографии В. Балашева, VI + 8 немеч., +131+3 снимка рукописи. 4) Предисловие к этому житию, написанное Азарьиным, было напечатано еще ранее во «Временнике» Московск. общества Истории п Древностей Российских. (М. 1851 г., т. X, стр. 2–13) С.К. Смирновым. – «Предисловие Троицкого келаря Симона Азарьина к сказанию о новоявленных чудесах преп. Сергия». Летописные сокращения жития Епифаниевы были напечатаны: 5)       в Софийском Временнике, изд. П.М. Строевым, М. 1820 г., т. I, стр. 396–402. 6)       В Полном Собрании Русских Летописей т. VI, СПб. 1853 г., стр. 120–122. 7)       В Русской Летописи по Никонову списку, изд. Академии наук, ч. IV, СПб. 1788 г., стр. 203–239. Подробные жития Епифаниевы были изданы: 8)       в 1853 г. – Житие преп. Сергия Радонежского, литографированное с рукописи XVI в., с 682 рисунками. В Сергиевой лавре 1853 г., в л., 2–378 лл. (Ундольский о. с. 3659. Базунов 333).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы. Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия. Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину) , и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется. Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия. Почитание Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа . Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Из поминовенных дней наиболее замечательны: 24 января и первая суббота после 1 октября – один для поминовения казанских мучеников Иоанна, Стефана и Петра, другая – для поминовения всех православных воевод и русских воинов, положивших свой живот за царя и отечество в казанских пределах (1592 года – местное поминовение). Общее поминовение обыкновенно совершалось в неделю православия, когда читался синодик. Дня рождения и тезоименитства государей, государынь и царевичей служили днями общерусского церковного празднества 529 . § 26. Новые службы, крестные ходы и обряды Установление новых праздников, в связи с чествованием прежде прославленных святых, вызывало составление новых служб, канонов, акафистов и молитв. Так, явились службы: Иосифу Волоколамскому (1591 – патр. Иова), московским святителям Петру, Алексию и Ионе (неизвестного автора), Гурию и Варсанофию казанским (неизвестного автора), в. кн. Даниилу московскому (воеводы Олферьева и инока Сергия), Корнилию комельскому (инока Нафанаила) 530 , Артемию веркольскому (1610 г.) 531 , на положение Ризы Господней (Киприана, митр. сибирского, около 1625 г., и кн. Сем. Ив. Шаховскаго) 532 , митроп. Филиппу II (около 1636 г.) 533 , Симону воломскому (1646 г.) 534 , Герману казанскому (каз. митр. Лаврентия около половины XVII в.) 535 , Иакову Боровицкому (Епифания Славен. 1651 г.) 536 , Нилу Столбенскому и Стефану Махрицкому ( Симеона Полоцкого ) 537 , преп. Галактиону (певчего Иоанна Слободского, в конц. XVII в.) 538 , Никандру псковскому (1687 г.) 539 и др.; каноны: в честь Василия Блаженного (инока Мисаила в XVI веке), Романа угличского –  (Олферьева и Сергия), Нила Столбенского (Филофея Пирогова XVI в.) 540 , Прокопия и Иоанна устюжских, Софии – Божией Премудрости (Шаховскаго XVII века) 541 , Анны тверской, апостолов и мучеников, вместе с стихами в честь Божией Матери (Епифания слав. около 1650 г.) 542 , преп. Дионисия Троицкого (Симона Азарьина в половине XVII в. 543 , митр. Филиппа (около 1657 г.) 544 , Никодима кожеезерского (до 1662 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

И повел на оба крылоса во святей церкви воспти «Спаси, Христе Боже, отца нашего, архимарита Дионисия» трижды; и обратився ко братии, всм глагола: «Запишите себ се вс, яже содях о отце вашем архимарите; и впредь егда кто от братии нашея аще будет на поклонение зд, и то да буди нашего смирения изволение вдомо впредь по нас сущим родом, да и вам бы наше смирение и любовь не забывать и в молитвахъ своих памятьствовати» – и паки прослезився. Братия же и вси людие поклоншеся ему до земля и начаша глаголати попросту. Три последующие главы Жития Дионисия приведены по списку ГИМ, Синод. собр., 416, так как в Погодинском списке они опущены. 479 ...ради казначйския... келарскаго ради строения... – Симон Азарьин называет должности – казначея (1634–1645) и келаря (1645–1658), – которые он занимал в Троице-Сергиевом монастыре. 480 когда отторгнут есмь... и удалихся от него... – Симон Азарьин упоминает о переводе в Алатырский Троицкий монастырь (1631–1634). 481 И пребых бездленъ в размышлении... убо побждаяся... – Ср. Предисловие к Житию Сергия Радонежского: наст. изд., т. 6, с. 254. 485 ...на преподобных чюдотворцов Сергия и Никона... – Имеются в виду Сергий Радонежский (ум. в 1392 г.) и его ученик Никон Радонежский (ум. в 1427 г.). 486 ...и на твои святые молитвы, а яко от теб повелнъ быхъ... дерзнухъ гршною моею рукою написати... – Здесь и далее автор обращается к Боголепу Львову, строителю Богоявленского монастыря (ум. в 1675 г.), который поручил Симону Азарьину написать Житие Дионисия. См.: Понырко Н. В. Боголеп//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А–З. СПб., 1992. С. 140–141. 487 ...Никодима, боголюбиваго пустынножителя... – Никодим Кожеозерский, пустынножительствовал на Севере 36 лет, ум. около 1640 г.; ранняя редакция его жития написана до 1648 г. Боголепом Львовым. 488 ...яко во училищахъ филосовскихъ не бхъ, ниже грамматическия хитрости не навыкохъ... – Приведена традиционная формула авторского самоуничижения, распространенная в культуре русского средневековья. 489 ...преподобнаго отца Давида, иже в Селуни. – Давид Солунский, греческий святой (ум. в 540 г.), память его 26 июня, житие составлено ок. 720 г. 490 ...Германъ книгописецъ Стариченин... – Герман Тулупов (ум. в 1636 г.) занимался перепиской книг для Старицкого Успенского монастыря, для Троице-Сергиева монастыря, составил и переписал Четьи Минеи (1627–1632). 491 ...слуга именем Никита Кучинъ... – Записан как щедрый вкладчик под 1630, 1643 и 1660 гг. (см.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Загорск, 1987. С. 247 и 254). Среди вкладов названы два коня, изба, иконы, сабля, пара пистолей, пороховница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010