Буданова Н. Ф. Ф. М. Достоевский и святые Древней Руси ( Феодосий Печерский , Сергий Радонежский и Нил Сорский )//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции. 4–6 октября 2000 г. Сергиев посад, 2002. С. 248–264. Булгаков С. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I–VI). М., 1992. С. 541–552. (Репринта, переизд. одноименного журнала 1926. 5). Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 345–365. Булгаков С. День преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1992. 7. С. 2–3. Бурков Г. Награды в честь преподобного Сергия Радонежского//София. Издание Новгородской епархии. 2001. 4. С. 36–37. Бутовский Л. Преподобный Сергий игумен, радонежский чудотворец [стихотворение]. СПб., 1869. Бьянки Э„ Майнарди А. «Человек Божий» в средневековой литературе: святой Франциск Ассизский и преподобный Сергий Радонежский. Опыт типологического сопоставления//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб., 2003. С. 103–115. В память 500-летия преставления преподобного Сергия, игумена радонежского, чудотворца. 25 сентября 1892 г. М., 1892. В. Р. Праздник преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1974. 9. С. 9–10. Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея-заповедника//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов; Ярославль, 1996. С. 63–71. Вахрина В. Родина преподобного Сергия//Московский журнал. 1992. 7. С. 7–8. Верховская Е. А. К истории издания служб и житий Сергия и Никона в редакции Симона Азарьина//Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1993. С. 256–263. Верховская Е. А. Образ Сергия Радонежского в предисловиях Епифания премудрого и Симона Азарьина (к 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского)//Герменевтика древнерусской литературы X–XVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 313–326. Виноградов П. А. О житии преподобного Сергия. Речь, сказанная в московской частной гимназии Фр. Креймана 2 октября 1892 г. М., 1893. (Отд. отт.: Душеполезное чтение. 1893. 7, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К событиям и лицам смуты обращается и биограф препод. Дионисия ученик его, келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин. Благодаря тому, что келарь Симон жил в Троицком монастыре среди людей, не только видевших смутную эпоху, но и влиявших во время Московского разорения на общественное мнение страны, его рассказы о смуте получают большее значение, хотя и были записаны уже в половине XVII в. Симон Азарьин – едва ли не самый выдающийся писатель своего времени и страстный любитель книжной образованности. Кроме самого большого и главного труда – Жития препод. Дионисия, к истории происхождения и критическому анализу которого мы, конечно, ничего не можем прибавить от себя после специально исследовавших этот труд Симона ученых – Ключевского, Потапова и отчасти автора книги о препод. Дионисии Зобниновском г. Скворцова, – келарь Симон написал несколько других сочинений: а) «Канон молебен препод. Дионисию архимандриту Троицкого Сергиева монастыря – ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне»; б) «Чудеса новоявленныя Препод. Сергия числом 77» (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие. в) «Повесть о разорении Московскаго государства и всея российские земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей», – сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. (Находится в сборнике библиотеки М. Д. Академии (203). Издано А.В.Поповым в Чтениях Император. Общества истории и древностей Росс. 1881 m.II г,) «Выписки из Святец. иже с летописцем помесячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им сотворяют и на молитву призывают». Составлено после 1652 г., – в Сборнике М. Д. Академии 17 (203). Во всех, этих трудах виден любитель книжности и человек начитанный. Но еще к чести Симона должно быть отнесено и то, что он собрал и оставил после себя в дар Троицкому монастырю, как мы уже имели случай упоминать о том, очень богатую библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Икос 12 Радуйся, преблагий и бодрый наставниче иноков Икос 12 Радуйся, преблагий и добрый наставниче иноков Кондак 13 …умоли Господа сил, силу свыше православному нашему воинству на агаряны подати, и нам всем, того благодатию от грехов очистившеся, от геены избавится… Кондак 13 …умоли Господа сил, силу свыше православному нашему воинству на сопротивныя подати, и нам всем, того благодатию очистившимся, от геены избавится… 1  О других рукописях, связанных с именем преп. Сергия Радонежского и входивших в состав библиотеки Петра I см.: Подковырова В. Г. Книги, посвященные почитанию преподобного Сергия Радонежского в библиотеке Петра I//Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Мат-лы Междунар. научн. конф. (ГИМ, 27–29 мая 2014 г.). М., 2014. С. 218–234. 2  Аналогичная подпись Сильвестра Медведева имеется и в других рукописях: ГИМ. Собр. Барсова 799. Л. 82–94 об.; ГИМ. Собр. Уварова. 73. Л. 13–48; ГИМ. Собр. музейское. 1705. Л. 92 об., 117 об.; см.: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв.//Новодевичий монастырь в русской культуре: Мат-лы научн. конф. 1995 г. М., 1998. С. 237 (прим. 12). 3  «Кондаками и икосами по подобию неседальных» назвал, например, в середине XVII в. акафист кн. Шаховского Симон Азарьин, записав чудо о написании этого текста; об этом см.: Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия/подг. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. (Памятники древней письменности; т. LXX). С. 75–76. 4  Целый ряд фактов доказывает, что летом 1689 г. несколько приближенных царевны Софьи во главе с Федором Шакловитым готовили переворот с захватом царского престола. В эту группу либо прямо входил, либо принадлежал к самым близким кругам заговорщиков и Сильвестр Медведев. 5  Сазонова Л. И. «Данный России воеводо и чудотворче предивный»: Сергий Радонежский в литературе Московского барокко//Славяноведение. 2015. 2. С. 47–48. 6  Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237; см. также: Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста//ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 379; Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии//ЖМП. 2000. 6. С. 83–88.

http://bogoslov.ru/article/6176423

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В год выхода Устава Л. покинул Чудов мон-рь и занятую поляками столицу (в сент.) и поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Я. П. Сапеги и рус. «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские (АИ. Т. 2. С. 284-285). Поставленному в февр. 1610 г. во главе монастыря архим. Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим ( Симон (Азарьин). 1855. С. 41 и далее). Здесь Л. подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже более 30 лет. Возглавивший Троицкую обитель Дионисий вскоре повелел «мнозем праздником» совершать «всенощныя пения», а на литиях воскресных петь богородичны-догматики «купно со аммореевыми (т. е. Павла Амморейского.- Н. П.) стихирами» и зачитывать имена вкладчиков. Были введены также праздничные звоны , и «крылошане хождаху звонить». Все это значительно увеличивало длительность служб и нарушало уже существовавшие в мон-ре традиции, поэтому, несмотря на то что Дионисий «уставщика и головщиков не токмо любезными глаголы увещеваше», но и «пищею и питием утешая», клирошане «многа сопротивления ему творяху». Особенно противодействие шло «от уставщиков и головщика Логина» (Там же. С. 18-20). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия (1633) не раз упоминает Л. и Филарета как «безумных противников» архимандрита. Дополнивший это Житие Иоанн Наседка , который служил с 1611 г. священником при монастырской надвратной церкви, очевидец и участник событий (в отличие от Симона), посвятил взаимоотношениям этих людей разд. «О головщике Логине и о Филарете уставщике» (Там же. С. 62-71). Он писал, что Л. отличался буйным неуживчивым характером, вступал в конфликты с клирошанами и братией, а также с архим. Дионисием, в особенности по вопросам певческой практики. Архим. Дионисий, внося изменения в порядок совершения нек-рых церковных служб, уделял особое внимание богослужебному пению: «...на клиросе сам певал и статьи прочитывал, глас его дивен был, вси бо слышащии его поюща или чтуща, веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляшеся»; при нем «головщиков и крылошан на обеих крылосах по двадцати семи на крылосе, а иногда и больше бываху» (Там же. С. 19, 21).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОРОФЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Дорофей Книгохранитель, Радонежский. Роспись братской трапезной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Прпп. Дорофей Книгохранитель и Сергий, Радонежские. Икона из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия рассказывает о явлении 26 октября 1650 года прп. Дионисия болящему свящ. Феодору, служившему при церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком монастыре. В видении перед прп. Дионисием шел инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Дорофей и что после явления святых свящ. Феодор исцелился. Сведения о святом приведены в Житии преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря в 1610-1633 годах, в главе " О Дорофее иноке и о крепком житии его " (основаны на рассказах преподобного Дионисия и священника Иоанна Наседки ), и в повествовании о явлении преподобных Дионисия и Дорофея иерею Феодору. " Великим трудником " Дорофей назван в " Описании о российских святых " (конец XVII-XVIII в.). Житие было написано Симоном Азарьиным , по мнению исследователя О. А. Белобровой, между 1648 и 1654 годами. О раннем местном почитании преподобного Дорофея свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина) , составленный в Троице-Сергиевом монастыре примерно в середине 1650-х годов, где Дорофей указан как преподобный . " Великим трудником " прп. Дорофей назван в " Описании о российских святых "  (кон. XVII-XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата кончины святого - 7130 (1621/22)). Канонизация прп. Дорофея подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981 году). Литература Использованные материалы   Как книгохранитель Дорофей упоминается на полях рукописей, происходящих из Троице-Сергиевой лавры; см.: Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собр. ТСЛ и МДА//Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 129

http://drevo-info.ru/articles/18251.html

и Древн. Росс.» 1867 года. До архимандрита Дионисия слуги монастыря были большею частию холостые (Симон Азарьин в житии Дионисия говорит это безусловно, но мы из актов знаем, что были отчасти и женатые слуги). Требование монастырских властей, чтобы слуги жили безженное житие (Симон Азарьин, ibid.), до(лжно объяснять тем, что содержание женатых слуг обходилось значительно дороже, ибо до конца XVI века им даваемы были в поместья монастырские деревни (так как при первоначальной незначительности вотчин у монастыря еще не могло быть для них последующего вотчинного управительства) (см. в сочинении Д. М. Мейчика «Грамоты XIV и XV вв. Московского Архива Министерства Юстиции», М., 1883, с. 105 и 106, и у о. Арсения в указанном сочинении о служках, с. 47; у последнего в акте 1594 года: «да в монастыре же слуг женатых, за которыми монастырские деревни, шестнадцать человек»). Царь Алексей Михайлович назначил (было, но что(не соблюдалось), чтобы конных слуг всех трех статей было в Троицком монастыре 140 человек (у иером. Арсения, ibid., с. 59). Так как число 140 человек вовсе не достаточно было для того, чтобы нести военную службу со всех монастырских вотчин, то необходимо понимать дело так, что за недостающее число слуг-воинов предполагалось брать с монастыря деньги (cfr. у Татищева в издании Судебника царя Ивана Васильевича общее в сем смысле постановление Грозного относительно архиереев и монастырей, изд. 2-е, с. 239, 171). Слуги Троицкого монастыря со слугами других немногих монастырей или же и совсем одни пользовались особыми преимуществами. Преимущество, которым они пользовались со слугами других немногих монастырей, состояло в том, что в судебных делах они сами креста не целовали, а вместо них целовали крест их люди (см. у Карновича в «Собрании узаконений Русского государства», т. I, coll. 420 и 426 и «Акт. Истор.», т. III, 10, с. 11). Преимущество, которым пользовались Троицкие слуги, может быть одни, состояло в том, что с древнейшего и до позднейшего времени они свободны были от всяких государственных податей (слуги представляли об этом начальству в 1724 году, когда предполагалось было наложить на них подушные семигривенные деньги, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

еще примеч. на с. 126–127). Могут быть указаны и некоторые вклады, которых в настоящее время неизвестно. Симон Азарьин в " Новых чудесах преп. Сергия " говорит, что патриарх Иосиф, получив исцеление от болезни по молитвам к преподобному Сергию, " мног вклад, златоглавы (?) и прочия вещи в Сергиеву казну принесе " (чудо 40). Но никаких вкладов патриарха Иосифа в ризнице лавры теперь нет. Тот же Симон Азарьин в своем издании жития преподобного Сергия говорит о двух чашах, зело предивных, серебрянных позлащенных, принесенных в дар монастырю донскими казаками (с. 147). Но, сколько знаем, ни одной из этих двух чаш теперь не находится. 2. Странно, что ни об одних, ни о других сосудах не упоминает (если не ошибаемся) опись монастыря 1641 года. Как бы то ни было, но от этих деревянных сосудов не должно делать несправедливых заключений об убогой нищете преподобных Сергия и Никона. Преподобный Сергий подвизался в пустыне один, а некоторое время и с собравшеюся к нему братией действительно при такой убогой нищете, что единственно доступными для него богослужебными сосудами были сосуды деревянные. Но когда прославился он как подвижник, чт( случилось не в особенно продолжительном времени по основании им монастыря, то его почитателями, к которым принадлежали не только окрестные жители, не только князь Радонежский со своими боярами, но и великий князь Московский со своими боярами, ему доставлены были средства в таком большом достатке, что при благоустроении монастыря во всех отношениях он имел полную возможность завести и серебряные богослужебные сосуды. О преподобном Никоне и говорить нечего: при нем монастырь преподобного Сергия стал уже просто богатым монастырем, и если он завел сохранившееся до настоящего времени серебряное позолоченое кадило [см. на с. 200], то, конечно, в состоянии был завести таковые же богослужебные сосуды. На деревянные сосуды преподобных Сергия и Никона, если они действительно принадлежат им, должно смотреть не как на такие сосуды, которые единственно они в состоянии были бы приобрести, а как на такие сосуды, которые они употребляли по будням, или завсе; это же последнее должно объяснять отчасти простотой их времени вообще, отчасти их собственной особенной любовью к простоте.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

митра, богослужебные сосуды и прочее современные преподобному Дионисию. В честь пр. Дионисия составлена келарем Симоном Азарьиным служба, но она не внесена в Богослужебную Минею и печатается отдельной книжкой, вместе с житием его, составленным тем же Симоном Азарьиным († 1665 г.). Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий местно чтится, как святой (см. у архиепископа Сергия, архимандрита Леонида и др.). Тропарь, глас 3-й: «Земная, прельщающая очеса миролюбцев, возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие, за уметы та вменив, шествуя путём скорбным, в терпении добр воин Христов явился еси, победив страсти мира, был до конца непоколебимый благочестия поборник. Тем же мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песнями ублажаем, и смиренна молим, да, предстоя престолу Господа, ходатайствуешь о спасении душ наших». (Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, выпуск 2, 12 мая). 13. Святейший патриарх И ов В 1586 г., по удалению из Москвы митрополита Дионисия, собором Русских иерархов, при участии Константинопольского патриарха Иеремии 2-го, 23 января 1586 г. Иов был избран, а 26 января возведён в сан первого патриарха Москвы и всей России.  19 лет Иов нёс на себе бремя управления всероссийской церковью и принимал деятельное участие в гражданских делах, а в смутное время принимал все зависящие от него меры для спасения церкви и отечества от самозванца и сам пал жертвой мятежников. Едва только в пределах Польши появился Самозванец под именем Димитрия, сына царя Иоанна Грозного, как Иов поспешил отправить послов к польскому и литовскому духовенству с грамотами, в которых уверял, что появившийся у них, не царевич Димитрий, а Расстрига (беглый монах Чудова монастыря), бродяга Гришка Отрепьев, но, к сожалению, грамоты не достигали до назначения, их скрывали, а Самозванец брал русские города один за другим, и, наконец, явился в Москве (1605). Его соумышленники ворвались в Успенский собор, и в то время, когда патриарх Иов совершал литургию, извлекли его из алтаря, разодрали на нем святительские одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В дальнейшем Симон Азарьин занимал ответственные должности в монастыре, а в 1646—1653 гг. являлся Троицким келарем. Карьера Симона Азарьина неожиданно пресеклась в начале 1655 г., когда он по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь, но через год, в начале 1656 г., Симон уже вернулся в Троице–Сергиев монастырь, где и оставался вплоть до своей смерти (датируется временем между 1662 и 1665 гг.). Самыми крупными произведениями Симона Азарьина являются Житие Сергия Радонежского (с новыми чудесами) и Житие Дионисия Зобниновского. Симон использовал Пространную редакцию Жития Сергия в списке Германа Тулупова и добавил к ней описание чудес, совершавшихся в XVI—XVII вв. Первый вариант подготовлен писателем в 1646 г. и тогда же был опубликован им в книге, содержавшей службы и жития Сергия и Никона Радонежских. Но в издание Московского Печатного двора вошли только 35 глав, да и те в сокращении. Поэтому Симон Азарьин в 1654 г. написал вторую редакцию «Новоявленных чудес преподобного Сергия», содержавшую предисловие и 76 глав. Сохранился оригинал памятника с авторской правкой (МДА, 203). В том же 1654 г. Симон закончил работу над Житием своего учителя архимандрита Дионисия (авторизованный список этого сочинения находится в Государственном историческом музее, Син. 416). В 1656 г. Симон подготовил новый, отредактированный и дополненный вариант «Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия». Рукопись (с пометами самого Симона) была приплетена к экземпляру печатного издания 1646 г. (украшенного миниатюрами — это неизвестная работа иконописца Моисея Савельева) и дана вкладом в монастырь в 1658 г. (в настоящее время хранится в Российской государственной библиотеке — подробнее см. в 3 части книги). К творчеству Симона Азарьина можно отнести также составление новой редакции Святцев (50–е годы XVII в. — дошла в автографе писателя), в которую, в частности, внесены дополнительные сведения о Радонежских святых . Творчество Симона Азарьина охарактеризовал В. О. Ключевский: «Он оставил много собственноручных рукописей и несколько произведений, дающих ему место среди хороших писателей древней России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010