Раньше, в 1595 году, продал эту книгу Василия Великого «аз Яков Федоров сын, a прозвище Жюк, старцу Арсению, подъяк патриархов; и кто за ту книгу поймается и мне патриархову подъяку Якову Федорову и мне та книга очисцать во всяких делах старца Арсения, убытка не доставит, а подписал аз Яков сам своею рукою». Книга Адриатис И. Златоустого, писанная в 1597 г., сначала принадлежала торговому человеку «Московскому жильцу с Никольской улицы Ивану Амбросиеву», потом попала к «подъячему Агафонику Тимофеевичу», племянник которого «Гришка Онисимов», по приказу дяди своего, продал ее в 1640 г. Она была продана «Олексею Иванову, сыну Суворову». Наконец книга попала известному Троицкому келарю Симону Азарьину, которым она и была пожертвована в Троицкий монастырь 53 . На очень многих книгах Лаврской библиотеки находятся приписки, свидетельствующие о приобретении этих книг путем купли. Например, «продал сию книгу (Апостол XV в.) некто «Моисей» 54 . Книга «16-ть пророков толковыя Ивана Титова сына Дедкова». «Сию книгу продал Ондрей Иванов сыну Дедкову старцу Геронтию Салтыкову, a подписал я Ондрей своею рукою 55 . «Продал сию Псалтирь (XVI в.) Фелофей клирошанин диакону Филимону» 56 . Об этом способе приобретения книг свидетельствуют и приписки, обозначающие цену книг. «Сия благоглаголемая книга триодь постная, а цена два рубля, четыре гривны и деньги без полушки», (средины XVI в. в 4-ку на 585 л.) 57 Особенно любил обозначать цену на книгах Арсений Суханов и притом латинскими литерами. «Cniga ( Мефодия Патарского , полуустав XVII в.) archidiacona Arsenia stala 3 rubli 27–4». Или: «св. Иоанна Дамаскина (XVII в.) Cniga archidiacona Arsenia stala sebie 3 rubli 10 a. 4 d.» 58 . Иногда просто обозначалась цена приобретенной книги: «За сю книгу (Устав церковный начала XVII в. в 8-ку на 233 л.) дано полтора рубля» 59 . Из свидетельств не видно, чтобы сам монастырь, как учреждение, приобретал книги. Обыкновенно покупало частное лицо, которое потом и отдавало книгу в монастырь. Этим путем, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

238 укопись Унд. 370 исследовали, не подозревая, что существуют другие списки той же разновидности: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 199—206; Мюллер Л. Особая редакция жития Сергия Радонежского//Записки Отдела рукописей ГБЛ, вып. 34. М., 1973. С. 71—100. 239 Почерк Симона Азарьина до сих пор определялся логическим путем: Клосс Б. М. Симон Азарьин: Сочинения и автографы//Сергиево–Посадский музей–заповедник. Сообщения 1995 г. М., 1995. С. 49—55; Смирнова Е. К. Сборники с автографами Симона Азарьина (К проблеме атрибуции его сочинений)//Рукописная и печатная книга на Востоке страны. Новосибирск, 1992. С. 134—155. За исключением отдельных частностей, оба автора пришли в принципе к сходным взглядам на принадлежность выявленного в ряде рукописей почерка именно Симону Азарьину. Но сейчас проблема получила полное разрешение после обнаружения подлинного автографа Симона Азарьина: оказывается, его рукой (как казначея монастыря) проставлены скрепы на Описи Троице–Сергиева монастыря 1641 г. (Сергиево–Посадский музей–заповедник, инв. 289). 240 Рукопись поступила в Отдел редких книг РГБ в 1979 г. в составе коллекции М. И. Чуванова: Зернова А. С. Надписи на книгах московской печати XVI—XVII вв. в собрании Отдела редких книг Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина//Книга. Исследования и материалы. Сбор. 62. М., 1991. С. 122 (Прим. ред.). 241 Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. М., 1987. С. 185. 242 Там же. С. 225—226. Чувановский экземпляр также имеет золоченый обрез. 243 Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания//Филевские чтения. Вып. IX. М., 1994. С. 8—9. 244 Янковская Л. А. Житие преподобного Сергия Радонежского в обработке святителя Димитрия Ростовского//История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 10—26. 245 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания, СПб., 1908. С. 68—73. 246 Карамзин Н. М. История государства Российского: Изд. И. Эйнерлинга. СПб., кн. 2, 1842. Примеч. к т. 5. Стлб. 78 (примеч. 207).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину) , и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется. Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия. Почитание Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа . Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Факт больших издержек на лекарства и лекарей опять таки показывает, что Симон в звании слуги княжны Мстиславской пользовался довольно выгодным положением. Но болезнь Симона была настолько опасна и серьезна, что ни один лекарь не мог ничего поделать, так что Симон уже отчаивался в своей жизни. Но вот он вспомнил обратиться к преподобным Сергию и Никону, и для сего, явившись в обитель, рассказал все о своей жизни и болезни архимандриту Дионисию. Тут преподобный Дионисий велел Симону взять от его лампадки масла и помазать болящие члены. Исполнив это, Симон сделался здоровым. Было это в 1624 году, когда Симон и постригся в монахи с вкладом 50 рублей. По пострижении Симона, архимандрит Дионисий оставил его у себя в келии в звании келейника, – и благодарный Симон сделался приверженным и преданным учеником Дионисия: в одной келии с Дионисием он прожил 6 лет. После этого, с августа 1630 года и до апреля 1631 года Симон Азарьин состоял патриаршим казначеем 16 , после чего был назначен Троицкими властями строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатырь. Здесь с Симоном случилось большое несчастье. Как можно догадываться, дворяне и дети боярские города были недовольны строителями Алатырского монастыря, бывшими там еще до Симона. Поэтому они, составив ложную роспись, по которой будто-бы следовало получить им с монастыря 1000 рублей, предали Симона судье, по выражению самого Симона, «зело не милосердному, именем Григорию, зовомому от человек Зловидову» 17 . С Симона требовали 1000 рублей или как со строителя – ответственного за порядки монастыря или может быть, потому, что виновными в росписи дворянской представлялись, – именно только строители. Об обстоятельстве этом был написан донос к патриарху, а потом, по челобитью «всего града и уездных людей», Симон был предан на правеж в тысяче рублях. Заплатить такую сумму Симон, конечно, не мог; равным образом ни у кого не мог он найти себе поддержки. Учителя его преподобного Дионисия, который мог бы всего вернее вступиться за него, уже не было в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Потому-то в этих грамотах обнаружилось ничье иное болезнование о Московском государстве, ничей иной разум, как болезнование и разум Дионисиевы. «В тех грамотах, пишет Наседка Симону, болезнования Дионисиева о всем государстве Московском бесчисленно много; и буде изволите вы, государи, разума его искати, то в тех его посланиях не токмо под Москвою, но и во многих городах воеводам, и всяких чинов многими людям подкрепление мужества от его совета и разума великое бывало» 176 . Из этих свидетельств открывается, что в деле сочинения грамот преподобному Дионисию принадлежала главная и руководящая роль. Но это, конечно, не исключает мысли о том, что кроме писцов, занимавшихся только переписыванием уже составленных грамот, преподобный имел и таких помощников, которые могли служить ему в сочинении их. Таким помощником несомненно был Иван Наседка, как об этом свидетельствует Симон Азарьин: «многи епистолии архимандрит во время кровопролития христианского по градам посылал, сего Иоанна способника имея на то, многи доброписцы придав ему» 177 . Вероятно, Дионисий известную часть работы отдал в ведение Ивана Наседки, для чего и дал ему определенный штат писцов; но все-таки и Иван Наседка с своими писцами занимался ни где-либо в другом месте, как в келье же Дионисия и, следовательно, под его непосредственным руководством: «я в келье архимандричей, говорит он сам, многожды ночевывал, и писывал много дел духовных и грамот от властей для соединения земли» 178 . Заметим здесь, что между писцами, много потрудившимися в келье Дионисия, Наседка указывает особенно на подьячего Алексея Тихонова, который был потом в слугах Троицких 179 . Что касается Авраамия Палицына, то в известиях о сочинении и переписке грамот о нем или ничего не говорится, или говорится мимоходом. Так, у Симона только в одном месте «сказания о новоявленных чудесах преподобного Сергия» находим указание на Палицына, как на участника в деле писания грамот. В рассказе о грамоте, содействовавшей возбуждению Нижегородского ополчения, Симон говорит: «Дионисий с келарем Авраамием паки неусыпно промышляюще и пишуще грамоты» 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

554 ...156-го году... – Приведена дата начала написания Жития – 1648 г. Далее в чудесах приведены даты 1649, 1650, 1651 гг. А в настоящем чуде упоминается 1654 год. 556 ...от инока Романа Базлова... – Некий Родион Базлов был троицким монастырским слугой (под 1629 г. записан его вклад в Троице-Сергиев монастырь «мерин... в цену за 7 рублев»: Вкладная книга... С. 246); среди сотников стрелецких в «Сказании Авраамия Палицына» назван Рахманин Базлов (с. 214) вместе с Томилой Ягановым. 557 ...Никонову церковъ... – Храм над гробом Никона Радонежского пристроен к южному фасаду Троицкого собора в 1548 г. 558 ...случися мн побесдовати... з государевым ключником с Никоном Протопоповым... – Этот «самовидец», принимавший донских казаков «в государеве двор», оставил богатые вклады в ризной казне монастыря; они записаны под 1662 и 1665 гг. (см.: Вкладная книга... С. 218–219). 559 ...Петром Головинымъ... дворянинъ государевъ, емуже имя Петръ Головин. – Воевода Петр Головин в 1640-е гг. был направлен в отдаленные земли Сибири; сохранились письменные отчеты, челобитные с жалобами на жестокое обращение Головина с местным якутским населением и со спутниками по экспедиции. В монастырских документах и книгах посещение Головина не отражено. 560 ...архимариту Андреяну... келарю Симону, и казначю Калиннику... – Здесь названы монастырские власти, в которые Симон Азарьин входил в качестве келаря: «Андреян, взят от Пречистые Богородицы с Толги 148 (1640)-го августа в 1 день. Был в архимандричестве 15 лет и 7месяцев, преставися во 164 (1656)-м году марта в 1 день»; «164 (1656)-го году марта в день дал вкладу бывшей казначей старец Калинник...» – цитируются записи Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря (с. 15 и 186). 561 в посещении, де, преподобного инока Никодима с Олексемъ митрополитом вмсте обртеся... в Кожеозерскомъ монастыр... – Это прямая ссылка на Житие Никодима Кожеозерского, в котором записано видение Никодиму преподобного Дионисия с Алексием митрополитом. 562 ...обители Троицкой слуга, именем Федоръ Каменев... – Его имя записано под 1630 и 1639 гг. в монастырской Вкладной книге (с. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Власти Второго ополчения этим советам не последовали, но троицкое послание сняло накопившуюся напряженность, а твердая позиция, занятая мон-рем, способствовала тому, что в подмосковном лагере взяли верх силы, к-рые могли сотрудничать со Вторым ополчением. Получив от кн. Трубецкого сведения, что ожидается новый приход войск Ходкевича под Москву, троицкая братия во главе с Д. дважды посылала к кн. Д. М. Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. 28 июня с такой просьбой поехал троицкий келарь Авраамий (Палицын). 14 авг. 1612 г. Д. с братией принимал в монастыре идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер, что было воспринято как дурное предзнаменование; после того как Д. благословил ратников и окропил их св. водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска. Об этом много лет спустя рассказал Симону (Азарьину) кн. Пожарский. (Свидетельство Симона о том, что Д. находился под Москвой во время боев Первого и Второго ополчений с армией Ходкевича, Д. И. Скворцов считает недостоверным.) После ухода Ходкевича из-под Москвы Д. продолжал прилагать усилия для соединения Первого и Второго ополчений и создания единого правительства. Исследователи считают его наиболее вероятным автором послания «князьям Дмитриям о любви». Обращаясь к князьям Трубецкому и Пожарскому, автор писал: «Сотворите любовь над всею Росиискою землею, призовите в любовь всех любовию своею» - и предлагал военачальникам прогнать от себя «клеветников и смутителей». В послании говорилось о значении заповеди любви для каждого христианина, о том, как должны вести себя истинные вожди народа, чтобы не вызвать гнев Божий и не погубить страну, о необходимости покаяния.

http://pravenc.ru/text/178331.html

75, примеч. Заглавие сборника, точнее говоря, его первой главы, давшей название всему сочинению, приблизительно одинаково во всех списках. 115 На рукописи 274, л. 508 Моск. Синод. библиотеки находится подпись: «книга мудра и удобна многогрешна инока Саватия». 116 Дм. Цветаев приготовил даже «Изложение на Лютеры» к печати (см. его библиографический очерк: «Литературная борьба с протестантством в Московском государстве», с. 78, примеч.). Желательно было бы, чтобы издатель «Памятников к истории протестантства в России» обратил свое внимание предварительно на два экземпляра «Изложения на лютеры», хранящиеся в библиотеке Моск. Дух. академии 177178). Оба списка первой половины XVII в. Один 178) написан в 1646 году; другой принадлежал известному келарю Троице-Сергиева монастыря Симону Азарьину, бывшему в литературных связях с Иваном Наседкою, составителем, как увидим, «Изложения на лютеры». Восполняя друг друга (в пропущена 14-я глава о монашестве и безбрачии; в 177 утрачены конец 44-й главы и вся 45-я), оба списка значительно разнятся между собой. Не указывая мелочей, отметим здесь две крупные особенности 177 по сравнению его с 178. В последнем 18-я гл. «о летописных книгах немецких и русских» и 25-я «о священствоприятии и о поставлении апостол и о рукоположении их с побеге в проповедники и исповедники» много короче, чем в первом. В 177-м после 18-й гл. 178-го следует значительная приписка, начинающаяся словами: «в немецких же переводах написано во инех, иже и между собою несогласуются французы и галанцы и вольные городы, а написано сице»... (см. 177, л. 146 об. – 159); а за 25-ю гл. 178 следуют: «аминь» и обширная выписка «из книги Иосифа Маттафеева, еже о пленении Иеросолимстем из слова его второго из главы 12-й», в которой говорится об ессеях, фарисеях, саддукеях, о чудесах И. Христа, приведении Его на суд к Пилату и многих других предметах. Вообще же, про список 177-й считаем нужным заметить, что если он и не представляет из себя особой редакции «Изложения на лютеры», то во всяком случае он заслуживает внимания при издании последнего своею полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Из поминовенных дней наиболее замечательны: 24 января и первая суббота после 1 октября – один для поминовения казанских мучеников Иоанна, Стефана и Петра, другая – для поминовения всех православных воевод и русских воинов, положивших свой живот за царя и отечество в казанских пределах (1592 года – местное поминовение). Общее поминовение обыкновенно совершалось в неделю православия, когда читался синодик. Дня рождения и тезоименитства государей, государынь и царевичей служили днями общерусского церковного празднества 529 . § 26. Новые службы, крестные ходы и обряды Установление новых праздников, в связи с чествованием прежде прославленных святых, вызывало составление новых служб, канонов, акафистов и молитв. Так, явились службы: Иосифу Волоколамскому (1591 – патр. Иова), московским святителям Петру, Алексию и Ионе (неизвестного автора), Гурию и Варсанофию казанским (неизвестного автора), в. кн. Даниилу московскому (воеводы Олферьева и инока Сергия), Корнилию комельскому (инока Нафанаила) 530 , Артемию веркольскому (1610 г.) 531 , на положение Ризы Господней (Киприана, митр. сибирского, около 1625 г., и кн. Сем. Ив. Шаховскаго) 532 , митроп. Филиппу II (около 1636 г.) 533 , Симону воломскому (1646 г.) 534 , Герману казанскому (каз. митр. Лаврентия около половины XVII в.) 535 , Иакову Боровицкому (Епифания Славен. 1651 г.) 536 , Нилу Столбенскому и Стефану Махрицкому ( Симеона Полоцкого ) 537 , преп. Галактиону (певчего Иоанна Слободского, в конц. XVII в.) 538 , Никандру псковскому (1687 г.) 539 и др.; каноны: в честь Василия Блаженного (инока Мисаила в XVI веке), Романа угличского –  (Олферьева и Сергия), Нила Столбенского (Филофея Пирогова XVI в.) 540 , Прокопия и Иоанна устюжских, Софии – Божией Премудрости (Шаховскаго XVII века) 541 , Анны тверской, апостолов и мучеников, вместе с стихами в честь Божией Матери (Епифания слав. около 1650 г.) 542 , преп. Дионисия Троицкого (Симона Азарьина в половине XVII в. 543 , митр. Филиппа (около 1657 г.) 544 , Никодима кожеезерского (до 1662 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

письмо воеводы кн. Долгорукова к Аврамию Палицыну в " Акт. Истор. " (т. II, 242, § II, с. 288, col. 2). Преемник Иосифа Девочкина в должности казначея Иосиф Панин (1611–1619) отставлен был от места за растрату очень большой суммы монастырских денег (о. Арсения " Летопись наместников, келарей, казначеев и пр. " , 30). Знаменитый в свое время келарь Александр Булатников (1622–1641) известен крайне непохвального свойства проделкой, которую он дозволил себе с тою целию, чтобы свою худую вотчину (он был из дворян) обменять на хорошую вотчину монастырскую (см. принадлежащее Симону Азарьину житие архим. Дионисия, глава, надписанная: " О терпении и страдании святаго за вотчину чудотворца Сергия " , где под экономом должен быть разумеем именно келарь Александр Булатников). Георгий Дашков, бывший казначеем лавры в 1707 году, был обвиняем от его преемника в должности казначея, что не сдал по росписным книгам жемчуга, золотых и серебряных вещей и парчей многого числа (см. Описания документов и дел св. Синода, т. I, col. 2). О наказании кнутом и ссылке в Сибирь на вечное житье служителя Троицкого Сергиева монастыря Сакеева за ложный донос на Георгия см. Архив правит. Сената, опись указам и повелениям, сост. П. Баранов (т. II, 3608; указ от 5 ноября 1729 года). Гавриил Бужинский обвиняем был от его преемника на архимандритии лавры в присвоении двух золотых панагий (см. ibid., т. VII, col. 273). Когда Анна Иоанновна в своем указе от 21 сентября 1738 года предписывает начальству Троицкого монастыря " в церквах иконостасов и прочаго и церковной утвари без особливаго нашего указа отнюдь ничего не переделывать и не переменять каменья, жемчуга, запон и прочаго из одной в другую утварь " , то ясно, что разумеет бывшие при сем дотоле б(льшие или меньшие злоупотребления; а когда в том же указе императрица говорит, что прежде того бывало, " что всяк (из властей монастыря, каковы архимандриты, келарь и казначей) из обители брали, разхищали и раздавали как бы свое собственное " , то, должно думать, разумеет между прочим и ризницу (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010