7. μ δ ο πντοτε χετε ‘а Меня не всегда имеете’. Важное свидетельство против мнения Бэрретта и др., что Иисус будто бы не предвидел большого периода времени между Своей смертью и Парусией: здесь подразумевается, что будет время, когда ученики смогут благотворить нищим, но не Иисусу. В исторической достоверности речения не сомневается даже Бультман. Это речение сохранено в Евангелии наряду с внешне противоречащим ему обетованием в Мф 28:20. 76. Предательство Иуды (14:10–11) (Мф 26:14–16; Лк 22:3–6) 10. παραδο ‘предать’. Предательство заключалось в том, что Иуда обеспечил первосвященникам желанную возможность без шума арестовать Иисуса: сообщил Его местонахождение и привел стражников в Гефсиманию (Ин 18:2), а также предотвратил возможную в темноте ошибку, приветствуя Его (ст. 45). Апостол Марк ничего не говорит о мотивах Иуды. В Мф 26:15 упоминается сребролюбие (ср. Ин 12:6), в Лк 22:3 и Ин 13:2,27 — действие сатаны. Современные комментаторы высказывали еще предположения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть — что Иуда, будучи зилотом, то ли хотел принудить Иисуса к борьбе в духе “политического” Мессии, которого он ожидал, то ли, убедившись, что Иисус не оправдывает таких надежд, мстил Ему за свое разочарование и т. п. 77. Приготовление к Пасхе (14:12–16) (Мф 26:17–19; Лк 22:7–13) Отметим сходство повествовательных приемов с 11:1–7, а также с 1 Цар 10:1–9. 12. Поскольку τ πρτ μρ τν ζμων ‘первый день опресноков’ означает 15 нисана, а τε τ πσχα θυον ‘когда закалали пасхального агнца ’ — 14 нисана, иногда предполагают, что первое — неточный перевод арамейского выражения, означавшего канун праздника. Однако есть основания считать, что 14-е также иногда называли первым днем праздника. В таком случае первое выражение было неоднозначным, и его смысл уточнен с помощью второго. Здесь определенно предполагается, что Тайная вечеря была пасхальной трапезой и что день ее (15 нисана, от заката до заката солнца) был тем самым днем, когда Иисус был схвачен, осужден и распят. Однако из Ин 18:28 (ср. 19:14,31,42) как будто следует, что 15 нисана началось на закате солнца в пятницу и, следовательно, Тайная вечеря не могла быть пасхальной трапезой. Как кажется, синоптическая датировка исторически верна, а Иоаннова отражает стремление выразить ту богословскую истину, что Иисус был истинным пасхальным Агнцем (1 Кор 5:7; Ин 1:29; 19:36), так как по Иоанну Иисус умер в то самое время, когда закалывали жертвенных агнцев.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

В древнем мире зло воспринималось как нечто вполне реальное и осязаемое. Поэтому нас не должно удивлять использование евангелистами «религиозных» слов для описания дел Христа перед лицом болезней, одержимости бесами и эксплуатации. Одно из этих слов – «спасение» (по-гречески: созеин), ставшее для нас исключительно религиозным термином. Но евангелисты, как минимум в восемнадцати случаях, использовали его в связи с исцелением Иисусом больных. Таким образом, в служении Христа не было противоречия между спасением от греха и спасением от физических недугов, между духовной и материальной сферами. То же относится к слову «прощение» (по-гречески: афесис), оно имеет очень широкое значение – от освобождения рабов до погашения денежных долгов, эсхатологического освобождения и прощения грехов. Все оттенки значений этих слов дают представление о всеобъемлющей природе Божьего царства, они подразумевают ликвидацию всех форм отчуждения и разрушение стен враждебности и изоляции. Предметом Его непосредственных интересов был ограниченный мир Палестины и иудейские, а не римские порядки. Представлять основанное Им движение как революционную организацию для политического освобождения евреев – значит выдавать желаемое за действительное. Он не был зилотом. Когда люди захотели сделать Его царем, Он удалился ( Ин. 6:15 ). Но при всем при этом в несколько ином смысле проявление Божьего царства в Иисусе Христе носит неоспоримо политический характер. Объявление прокаженных, мытарей, грешников и нищих «чадами Божьего царства» – откровенно политическое заявление, во всяком случае в отношении существовавших тогда иудейских порядков. Оно выражало глубокое недовольство положением дел и страстное желание изменить его. Оно, разумеется, не могло, как по мановению волшебной палочки, улучшить тяжелые условия существования этих людей, но оно вводило эти условия в силовое поле всемогущей Божьей воли и, тем самым, делало их относительными и лишало статуса неизменного абсолюта. Оно давало жертвам общества понять, что они не являются больше узниками всемогущего рока. Вера в реальность и в существование Божьего царства принимала форму сопротивления судьбе и эксплуатации.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Когда этот архиерей впоследствии лишен был Адрианопольской кафедры, то он усердно просил царя, чтобы он позволил ему – сообразно с его наклонностями – в качестве полководца «идти сражаться с врагами и овладеть всеми их трофеями» 813 . Нужно сказать, что значительная часть жизни политиков, если они были не у дел, были не во власти, тратилась более или менее попусту. В таком случае они подстерегали зилотов, старательно отыскивая в их действиях оплошности, или же тратили время на прямую или, чаще, косвенную борьбу с ними. Если оказывалось, что патриарх из зилотов достигает особенной силы и значения, это начинает волновать партию политиков «всех архиереев и священников, всех настоятелей монастырей, всех клириков и даже чиновников» 818 – вообще всех недовольных патриархом-зилотом. Если суровость и притязательность патриарха зилотического духа доводили противную партию политиков до потери терпения, то «они начинали сперва тайно, сквозь зубы бранить его, а потом и открыто, – говорит историк, – почти в глаза и в его присутствии»; иногда они доходили до такого раздражения, что «готовы были просто растерзать его, если он не хотел сойти с патриаршей кафедры» 819 . Случалось, что борьба между двумя партиями, торжествующей – зилотической – и политиками, не стоявшими у кормила власти, велась чисто духовным оружием, но публично: если патриарх-зилот подвергал анафеме умеренных, то эти последние отвечали ему с его единомышленниками тем же 820 . К этим средствам борьбы против властвующего зилотизма политики присоединяли и другие, более второстепенного свойства. Так, если зилоты свои протесты и требования выражали слишком настойчиво и становились в положение схизматиков или раскольников, то умеренные старались обратить внимание царя на такой нелегальный способ протеста; старались внушить ему, что схизма – вещь опасная не только для Церкви, но и государства 821 . Те же политики для того, чтобы дискредитировать патриарха-зилота в глазах общества, рассказывали о нем разного рода анекдоты, которые должны были ярко выставлять недостатки патриарха – его нелюдимость, суровость 822 . В деятельности зилотов они старались открывать черты самые непривлекательные; они не скупились на позорящие названия противников, именовали их и Неронами, и Диоскорами, и Юлианами-Отступниками 823 . Действия зилотов они называли «мерзостью запустения на месте святе» и предрекали беды государству 824 . Само собой понятно, что и партия зилотов не оставалась в долгу у политиков по части порицаний главарей этих последних. Так, одного патриарха-политика зилоты прозвали ироническим именем Мармутцы, намекая на его не вполне греческое происхождение; того же патриарха неизвестно почему они же прозвали «Фатриархом» 825 . А главное – зилоты успешнее низвергали патриархов враждебной партии, когда первые домогались того 826 , и таким образом ставили политиков в очень неловкое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

16–18. J. Stalker, The Life of St. Paul, p. 33–34 (и cp. 54): «Влияние такого человека (как Гамалиил) на ясный ум, подобный Павлову, должно быть очень большое; и хотя временно ученик стал зилотом, однако пример учителя мог несколько способствовать победе, которую тот в конце концов одержал над предубеждением». Acta Apostolorum illustravit prof. D. Chr. Th. Kuinoel Editio secunda, Lipsiae 1827 P. 332. 333. Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die Bibel Alten und Neuen Testaments von Prof. W. M. L. de Wette. Zweiter Theil. Die Einleitung in das N. T. cuthaltend. Sechste Ausgabe, besorgt von H. Meesuer und G. Lünemanu . Berlin 1860. S. 263 с) – с несправедливой ссылкой на Dr. А. Tholuck " s «Studien und Kritiken» 1835, 377, который в «Vermischte Schriften» II, S. 288 (Ueber die Bekehrung des Apostels) прямо опровергает и отвергает это мнение, как еще Hermann Messner, Die Lehre der Apostel, Lpzg 1856, S. 186, и Aug. Neander, Geschichte der Pflanzung I, S. 104–105. 664 Ср. и The Faith, and Life of the Early Church. An. Introduction, to Church History by W. F. Slater. London 1892. P. 63. The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans. Translation and Commentary. By the late Prof. Benjamin Jowett. Third edition by Prof. Lewis Campbell . London 1894. P. 168. 665 Даже Dr. J. P. Lange (Die Geschichte der Kirche. Erster Theil: Das apostolische Zeitalter. Erster Band. Braunschweig 1853. S. 376), говорит, что «обращение Павла – бессознательно для него, – вероятно, было подготовлено смертью Стефана». 666 Ср. L’Apôtre Paul. Esquisse d’nne histoire de sa pensée par Prof. A. Sabatier (deuxième edition, Paris 1881), p. 34: Павел «не мог удержаться от искушения сломать со Стефаном несколько копий в богословском споре; он слышал его речь; он присутствовал при его смерти; аргументы и чистая вера Стефана, без сомнения, заставили его тревожно раздуматься. Может быть, именно теперь в первый раз его совесть была поражена рожном от Иисуса». Die Fortbildung des Christenthums zur Weltreligion.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Затем имеются списки, где имена Апостолов то сме- —553— шиваются, то различаются. Таковы, кроме вышеприведённых: Псевдо-Ипполит: Иаков Алфеев, Иуда также Леввей, Симон Кананит сын Клеопы (Иуда Иаковлев?) также Иудой называемый, Матфий, Павел, – Псевдо-Дорофей: Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Симон Иуда, Матфий, Павел, – Пасх. Хрон. Bonn, р 399: Иаков Алфеев брат Господень и епископ Иерусалимский, Матфей, Фаддей-Леввей или Варсава, Симон Кананит названный Иудой Иаковлевым, Иуда Искариот. Тоже в Еванг. код. (Lips. ib. 1. 24): 10-м стоит Фаддей, у Матфея Леввеем названный, а у Луки Иудой Иаковлевым, у Марка же мытарем Левием, – 11. Симон Кананит, называемый и Симеоном и Клеопой, – 12 Матфий. Добраться до исторического зерна здесь можно, кажется, при предположении, что среди двенадцати Апостолов было три Иуды с именами Симона: Иуда Симон Иаковлев (брат Иакова Алфеева), по прозванию Леввей-Фаддей, – Симон Иуда по прозванию Кананит или Зилот и Иуда Симон по прозванию Искариот. Отсюда естественно предполагать, что прозвания даны были среди Двенадцати Апостолов для отличия этих трёх соименников, – и притом, как обычно это бывает в общинной жизни, в этих прозваниях отмечены отличительные черты и личные особенности каждого Иуды. Один отличается сердечностью и душевностью, почему зовётся „душа или сердце-человек“ – Леввей-Фаддей. Особенность другого Иуды составляет „ревность, пылкость, стремительность“ и под., но в хорошем и нравственном смысле, как пламенное рвение к добру, правде, любви, почему называется Зилотом-Кананитом. Третий Иуда – крайний иудаист, зилот в худом направлении упрямства, патриотического и религиозного фанатизма, националистического эгоизма, мрачный самолюб, – почему его, быть может родовое, прозванье по месту родины Искариот толкуется как „человек упрямства, вражды, противления“. (Подобное сопоставление двух Иуд имеем у Оригена вышец. м.). Различие в характере Иуд – Иаковлева или Фаддея-Леввея и Симона Искариота, вероятно, и лежит в основе Апостольского списка Луки и Деяний, где эти Иуды и поставлены поэтому в паре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Геронда когда человек начинает по благому произволению делать что-то хорошее, а потом доходит до крайности и получается зло, это значит, что нет рассуждения? — Начало может быть хорошим, но если человек невнимателен, то к делу примешивается эгоизм и он сбивается с нужного курса. Когда к тому, что мы делаем примешивается наше “я”, наше эго, тогда возникают пристрастия, и диавол пожинает плоды. Потому старайтесь жить внутренне внимательно, смиренно, трудиться незаметно, чтобы иметь Божественное просвещение. Живущий внутренней жизнью, смиренно преодолевает человеческую мелочность, фанатизм и т. д., становясь зилотом, ревнителем, в хорошем смысле этого слова.  — Геронда, мне трудно распознавать, что правильно в каждом конкретном случае. — Тебе необходимо очищение, чтобы появилась ясность духовного восприятия. Читай “Лавсаик”, “Лимонарий”, “Достопамятные сказания”, авву Варсонофия, читай применительно к себе, чтобы развить духовную в интуицию. Тогда сможешь различать, где золото, а где медь, и станешь настоящим ювелиром в духовных делах. В каждой добродетели необходимо рассуждение — Геронда, авва Исаак пишет “Бог вменяет добродетель по рассудительности”. — Так и есть. Любое наше дело, чтобы оно было угодно Богу, и любая добродетель, чтобы она на самом деле была добродетелью, имеют нужду в рассуждении. Рассуждение — это соль добродетелей. Поэтому Христос и говорит в Евангелии:  “Всяка жертва солию осолится”  ( Мк.9:49 ). К примеру, в вопросе подвига сколько требуется рассуждения! Человек должен учитывать свои силы, своё духовное состояние и т. д. Если он перегнёт палку, то окажется неспособным вообще что-либо делать, а это будет в ущерб всей его духовной жизни. Потому отцы говорят: “Что сверх меры, то от диавола”. Для Паисия Великого, например, который мог двадцать дней оставаться без еды, не было бы крайностью постоянно держать трёхдневные посты. Но для человека, у которого ноги дрожат от слабости и который с трудом раз в год выдерживает трёхдневный пост, налагать на себя постоянно такие посты было бы крайностью, а крайность, как мы сказали, от диавола.

http://azbyka.ru/rassuzhdenie-venec-dobr...

151 . Однако благочестивый (sanctus) епископ, посоветовавшись со мною, стал охранять те комнаты, в которых, как он знал, находилось положенное вдовицею, и что он не мог унести оттуда, то он переписал (receptum sub chirographo est). После он потребовал (все значившееся) в (этой) записке. Император повторил приказ и (пожелал) лично повидаться с нами. В этом ему было отказано. И только после того, как сослались на свидетельство (auctoritate) божественнаго закона, на тексты писания (serie lectionis), и (также) на опасный пример (periculo) Илиодора, император наконец образумился. Хотя впрочем и после этого делалась попытка к захвату (положеннаго), но досточтимый епископ предупредил захват, возвративши вдовице то, что им было принято (от нея). Так была сохранена верность; (новое) притеснение не представлялось (теперь таким) страшным, так как опасности подвергалась уже не верность, а вещь. Глава XXX. В заключении книги (клирики) убеждаются удаляться от общения с завистниками и следовать мудрости, вере и прочим добродетелям. 152 . Дети, бегите нечестивых, остерегайтесь завистников. Различие между ними следующее: нечестивый радуется своему (только) благу, а завистливый терзается, (когда видит) благо другого; первый любит зло, второй ненавидит добро; всеми более терпим тот, кто (только) себе желает блага, но никак не тот, который всем хочет зла. 153 . Дети, обдумывайте каждое дело, к которому вы приступаете; когда вы тщательно обдумаете, тогда делайте то, что вы одобрили. Если представится вам случай славной смерти, — умрите; если же вы упустите его, то не так легко дождаться его опять (dilata gloria fugit, nec facile comprehenditur). 154 . Любите веру, потому что верой и благочестием снискал 893 себе великую любовь противников царь Iocuя; (вера же и благочестие его сказались в том), что он, будучи всего лишь 18 лет, отпраздновал Пасху Господню так, как никто не праздновал до него (II Цap. XXIII, 21 сл.) 894 . Подобно тому как он своею ревностию превзошел предков, так и вы, дети, приимите ревность Божию. Пусть взыщеть вас и снедает ревность Божия, чтобы каждый из вас мог сказать: «Взыскала меня ревность дома твоего» (Nc. LXVIII, 10) 895 . Апостол Христов назван зилотом (Лyk. VI, 15). Что я говорю — апостол? Сам Господь сказал: «Ревность по доме твоем съела (comedit) меня» (Ioah. II, 17) 896 . Да будеть в вас ревность Божия, а не человеческая, рождаемая завистию.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Десятый день. Св. апостол Симон Зилот. (О любви к Богу). I. Св. ап. Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны Галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пире, на котором Он и Пречистая Матерь Его находились в числе приглашенных гостей. Зилотом же называется Симон в смысле ревнителя веры, по переводу того же слова: Кана, что на еврейском языке значит – ревность, усердие. На основании преданий предполагают, что он проповедывал веру в Египте и Британии, где и принял мученическую смерть, быв распят на кресте. Св. Димитрий Ростовский полагает, что св. апостол Симон (тот жених, на свадебном пире которого Господь сотворил Свое первое чудо), получил название Зилота потому, что разгорелся ко Христу «такою ревностною любовию», что для него покинул невесту свою, уневестил душу свою бессмертному Христу и был причтен Им к лику Его двенадцати апостолов. II. Пример св. ап. Симона Зилота, возлюбившего Иисуса Христа паче своей жизни и всех ее удовольствий, научает и нас, братие, любить Господа нашего больше всего, ибо Бог прежде возлюбил нас. Бог Отец «так возлюбил нас, яко Сына Своего Единородного дал есть, да всякь веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что для избавления нашего, восприяв на Себя естество наше, «Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти», претерпел уничижения, поругания, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и поносную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою, положил за нас душу Свою, «да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе» ( Евр. 2, 14. 15 ). Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотою нашею, нисходит на нас, оживотворяет нас мертвых прегрешениями, освящает нас нечистых и оскверненных грехами, подает нам «вся божественные силы, яже к животу и благочестию», соделывает нас чадами Божиими и присными Богу. Так возлюбил нас Господь Бог наш, что после этой временной жизни обетовал нам вечное царство и нескончаемое блаженство в небесных обителях Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 20-й седмицы по Пятидесятнице Лк., 23 зач., 6, 12–19 Тогда взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. В этих стихах Евангелия мы видим Господа в уединении, среди избранных Им своих и среди народа. И всюду Он являет тайну Своей Богочеловеческой простоты и величия. Наедине Он молится Богу. Писание часто свидетельствует о Его удалении от всех, когда Он дает нам образ сокровенной молитвы, без которой невозможно духовное преуспеяние. Мы узнаем, что Господь сугубо молится всякий раз, когда наступает решающий поворот в Его жизни. В те дни, когда враги Его, как сказано, пришли в бешенство и говорили между собой, что бы им сделать с Ним (Лк. 6, 11), Он встает на молитву. Он пребывает наедине с Богом Отцом. «Он взошел на гору помолиться», где никто не может потревожить и прервать Его молитву. Его пребывание наедине с Богом длится долго. «Он провел всю ночь в молитве». Нам кажется иногда, что час молитвы – это уже много, хотя наши грехи требуют непрестанного молитвенного покаяния. А безгрешный Христос молится всю ночь с думой о нас, о спасении всего рода человеческого. Если бы мы знали, что важнее всех наших самых важных дел – наше предстояние пред престолом благодати, если бы дано нам было вкусить, какое блаженство быть в общении с Богом, наше отношение к молитве начало бы меняться.

http://pravoslavie.ru/3683.html

«От юности восприял еси Христа» – Я сам неграмотный, из одной деревни возле Спарты на Пелопоннесе. Стал монахом с малых лет. Когда мне было 11 лет, я ушел в зилотский, старостильный, строгий монастырь Панагулаки в Каламате. Среднюю школу окончить мне не дали. Игумен сказал: «Ты уже умеешь читать Псалтирь, Октоих, и довольно!» Родители тогда развелись, я жил с матерью (отец был человеком немного беспорядочных нравов), семья бедствовала. – Как ваш уход в монастырь восприняла мама? Все-таки единственный сын… – Моя мать была святая женщина. Всегда с четками, в платочке, вся погружена в молитву. Она постоянно пребывала в состоянии душевного равновесия, выдержанно относилась ко всем людям. Так вот, в 11 лет я ушел в монастырь Панагулаки. В нем жили аскеты, люди высокой духовной жизни. Когда в 1924 году в Греции произошел переход на новый стиль, то они остались на старом. В этой обители подвизались отцы Иоиль (Янакопулос, 1901–1966), исследователь и истолкователь книг Священного Писания; Агафангел (Вурдулас), Хризостом (Папасарантопулос, 1903–1972), выдающийся первопросветитель Африки XX столетия; Иоаким (Яннанитис). Кстати, зилотом был и наш святой Филумен . Он уроженец Кипра, воспитанник Ставровуни (который тогда был на старом стиле) . При смене календаря Ставровуни не сразу принял новый, а только с 1935 года. Тогда семь отцов из монастыря ушли – Аркадий, Григорий, Дионисий, Матфий… среди них и Филумен. Как-то раз (я тогда служил диаконом в Вифлееме) я накрыл на стол для трапезы. Присутствовали архимандриты Григорий, Николай, Клавдий, Аркадий. Читаю молитву. «Слава Отцу и Сыну… отче святый, благослови», – обращаюсь к игумену (игуменом был Григорий). Григорий в свою очередь обращается к архимандриту Николаю с Кипра: «Отче, благослови!» «Христе Боже…» Святой Филумен убирает тарелку: «Ваши пусть благословляет, раз он служит и по старому, и по новому стилю ». А в те времена уже много было таких случаев. Допустим, батюшка на праздник святого Константина служит в Греции и 13 дней спустя приезжает сюда и снова служит на праздник святого Константина в Иерусалиме. А Кормчая книга запрещает священнику совершать одну и ту же литургию дважды! Вот до такой степени зилотом был святой Филумен. Человек категоричный, но отличался большим смирением. Святой!

http://pravoslavie.ru/62374.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010