И он встал и выступил. Какое было доверие у больного ко Христу и от него послушание! 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Пришли в бешенство, ибо злоба их не вылилась наружу за отсутствием повода и стала клокотать внутри них. Пришли в бешенство, ибо Христос Своим вопросом указал на злобу их, которую они не захотели обнаружить: 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Лк. 6, 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Так пред важными событиями (молитва в саду Гефсиманском) и решениями в жизни Своей и Св. Церкви Христос молился, чем и нам дал пример поступать так же. Когда Христос проводил ночи в уединенной молитве, то здесь Его человечеству открывались предстоящие судьбы, известные Его божеству. В данном случае судьбы учеников Его, которых Он имел избрать (13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем), преимущественно же связанного с ними дела распространения благодатного Царства Божия на земле чрез них. Лк. 6, 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Хотя Христос учил всех, бывших около Него, обращая ко всем Свое слово, но очи при этом возводил лишь на учеников, ибо только они принимали и понимали Его учение о Царствии Божием, чего нельзя было решительно сказать о народе, столь грубо земном и душевном, о чем Христос неоднократно и Сам говорил. Лк. 6, 24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Смиренные люди Старец сказал: Блаженны люди, сумевшие уподобиться смиренной земле, которая, попираемая всеми, подобно хорошей матери, всех подъемлет и питает своей любовью. Она при творении дала и вещество для нашей плоти. Она принимает с радостью и то, что мы бросаем на нее: от хороших плодов до грязного мусора. Она безмолвно все перерабатывает в витамины и щедро приносит их в своих плодах и добрым, и плохим людям. Старец, несмотря на то что его подвижничество было признано всеми, часто терпел злобу афонских зилотов и горькие замечания завистливых монахов, живших и близко, и вдалеке. По Промыслу Божию он вкушал горечь от самих святогорцев. Конечно же, это не значит, что на Святой Горе не было монахов, которые его любили и советовались с ним. Нет, я о другом. Десятки монахов приходили на его смиренную келию, чтобы поведать свои помыслы и узнать его мнение. Но и по смерти Старца проявились противодействия, которые еще раз показали, что есть люди, которые, хотя и носят рясу, и должны были бы иметь духовную чуткость и внимание к тому, что они говорят и пишут, падают так низко и открывают свой душевный мир, подобный разбойничьему вертепу. Злоба зилотов Зилоты, старостильники с ревностью не по разуму и навязчивыми идеями, осуждали Старца, потому что он не следовал их линии поведения в отношении Вселенского Патриархата. Они требовали, чтобы он прервал с ним все связи, не поминал Патриарха и предупреждал посетителей об опасностях, которым подвергается Православие из-за Патриарха и его поступков. Эти люди совершенно не принимали в расчет духовный вклад Старца, его заботу о возделывании в людях православного нрава, его благого беспокойства, которое он посевал в людях, утешения, которое он давал, его молитву о страждущих, его великого подвижничества – в общем, его благословенного присутствия на Святой Горе. Они желали, чтобы Старец непременно отрекся от Церкви и стал слепым зилотом. Для примера расскажем о двух случаях. Журнал «Святой Агафангел Эсфигменский» монастыря Эсфигмен, осуждающий всех и вся и только о себе забывающий, в одной своей статье под названием «Отец Паисий-святогорец приносит вред и после своей смерти» пишет следующее: «Уклонясь от православной веры и святых отцов, он вводил в заблуждение народ Божий, приходивший к нему за советом от концов земли, и советовал следовать за пастырями-еретиками». Журнал, узнав, что выходят в свет жизнеописания Старца, обеспокоен тем, что и после своей смерти отец Паисий все еще «опасен». Он убеждает биографов и авторов статей не отягощать свои души и не писать о несуществующей святости отца Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

   Также и знамение, [совершенное] над кровоточивой по рассказу Марка и Луки иное было, по сравнению с тем, какое у Матфея находится. Об одной [из них] написано, что  всё имущество своё истратила на врачей ( Лк.8:43 ), о второй же не сказано, что она такое сделала. Недоумение XI Почему Матфей и Марк говорят, что Господь преобразился через шесть дней после обещания [Своим] ученикам, а Лука – что через восемь ( Мф.17:1 ; Мк.9:1 ; Лк.9:28 )? Разъяснение Потому что они учитывают дни между днём обещания и преображения, Лука же – с шестью ещё два – в который дал обещание [Господь], и в [который] преобразился. Недоумение XIII Почему Матфей, сказав, что Господь, когда изложил блаженства, взошёл на гору и беседовал только с учениками, [затем] прибавил, что когда окончил [Иисус] слова эти, изумлялся народ учению Его ( Мф.5:1, 7:28 ), тогда как [народ] говоримого [Иисусом] не слышал? Разъяснение Потому что Христос не желал скрывать учение [Своё] от народа, но более богобоязненными людей этих соделать (καταστσαι) и более внимательными через возвышение над землёй. Ведь не высока была та гора, чтобы быть препятствием для слуха, но близка к земле. Иные же блаженства в другое время, которые у Луки [записаны], изложил [Он] на равнине ( Лк.6:17 ). Недоумение XIV Почему один из евангелистов одних, другие же  иных перечисляют учеников, которых избрал Христос ( Мф.10:2 ; Мк.3:16 ; Лк.6:13 )? Разъяснение Нисколько не разногласят между собой евангелисты, но имена всех апостолов согласно изложены. Того [апостола], которого Матфей и Марк называют Фаддеем, Лука именует Иудой Иаковлевым, по иному же Левием, [называет его Матфей], потому что у него три имени. Также, как и Хеврон Дабиром и городом наук (πλις γραμμτων)и Агробом называют. Подобно этому и Симона [Матфей и Марк]Кананаитом, от его отечества, Лука же Зилотом, по [его] добродетели, именуют. Недоумение XV Как Господь, сказав апостолам «На путь  язычников не ходите и в город самарянский не входите» ( Мф.10:5 ), Сам, оказавшись в Самарии, просил пить [воды] у самарянки и, когда множество самаритян вышли к Нему, беседовал [с ними] ( Ин.4:9, 30 )? Разъяснение

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий «Шéдше ýбо научите вся языки, крéстяще их во имя Отцá и Сына и Святáго Дýха» ( Мф. 28, 19 ), – заповедал Христос ученикам, явившись им по Воскресении Своем из мертвых. Исполняя то повеление Господне, апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по разным странам, всюду проповедуя о Христе, Его жизни, учении и воскресении. Почти все тогда известные страны посетили апостолы. На крайнем Западе проповедовали: святой апостол Симон Кананит, именуемый и Зилотом (ревнителем) – в Британии, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, в Испании. В Риме насаждали веру святые апостолы Петр и Павел, там завершившие свой апостольский подвиг мученической смертью; а до того святой апостол Петр проповедовал в Иудеи и в Антиохии Великой, а святой Павел обошел, благовествуя о Христе, всю Малую Азию, Македонию и Грецию. В Малой Азии и прилегающих островах провел последние годы своей земной жизни возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов, написавший там свое Евангелие и Откровение, там же пострадал святой апостол Филипп, до того обошедший Эфиопию и Аравию. Святой апостол Андрей Первозванный посетил страны будущей России, побывав на Северном Кавказе, проплыв по всему Днепру, водрузив Крест на горах Киевских и достигши до Великого Новгорода, а затем проповедовал на Балканах, поставил первого епископа Византии и окончил жизнь свою в Греции. Евангелисты Матфей и Марк просвещали африканские страны, некоторые из них обошел и апостол Симон Зилот, завершивший свои апостольские труды на Северном Кавказе, возле Сухума. В Месопотамии проповедовал апостол Фаддей, в Армении Варфоломей, посетивший также Северную Индию. А Великую Индию, после проповеди в Греции, обошел святой апостол Фома, дошедший до отдаленных восточных пределов и побывавший в пределах Китая. Так «Во всю зéмлю изыде вещáние их, и в концы вселéнныя глагóлы их» ( Рим. 10,18 ) и «от восток солнца до запад» ( Мал. 1:11 ) хвалилось имя Господне. В последовавшие затем века образовались новые народности, молодые сильные племена пришли на смену ушедшим в область истории древним народам. Находясь как бы еще в младенческом возрасте и живя жизнью первобытных народов, они не могли сразу воспринять все достижения своих предшественников и питаться возращенными ими уже плодами. Уничтожены были многие сокровища древнего мира, ценность которых была непонятна почти дикарям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Здесь к Шио стали собираться желавшие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии, Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни св. Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, которая одна из немногих уцелела среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VII веке. 10-е число Апостол Симон Зилот происходил из Каны, был братом Господа по плоти и апост. Иуды (память 19 июня) и одним из 12 апостолов. Он называется Кананитом от г. Каны и Зилотом, т. е. «ревнителем закона». Полагают, что И. Христос был на браке в Кане именно у сего апостола, где обратил воду в вино. Увидев чудо, совершенное Господом, Симон воспламенился ревностью следовать за Ним, несмотря на то, что только вступил в брак. Проповедовал Симон в Иудее, Египте, Британии и др. местах. В Британии он был распят на кресте и погребен. Преподобный Симон, епископ суздальский, был первым епископом во Владимире. Жил во 2-й половине XII века; сначала довольно долгое время подвизался в Киево-Печерской обители. Любил читать жития святых печерских угодников и сам старался подражать им. Он написал жития свв. Антония и Феодосия и многих других иноков печерских. Владимирский великий князь Георгий Всеволодович, любивший и почитавший Симона за его добродетельную жизнь, когда, в 1215 г. устроил отдельную Владимирскую епархию, то избрал его епископом новой епархии. Скончался св. Симон в 1226 году. Мощи его перенесены из Владимира в Киев, где и почивают в пещерах. Преподобная юродивая Исидора подвизалась в Тавеннской женской обители, в Фиваиде. Когда стали уважать ее за подвиги, то она приняла на себя вид глупой и помешанной. Так ее и считали все и нередко унижали, оскорбляли и даже били. Св. Исидора все переносила безропотно и терпеливо. Вместо кукуля набрасывала она себе на голову какую-нибудь тряпку. За трапезу не садилась, а ела остатки от трапезы монахинь и пила вымывки из посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сн. 31 октября. Патриарх Тимофей . По мнению Болландистов и Мазохия (13 февр.) здесь разумеется патриарх александрийский Тимофей, который умер в 385 году 20 июля и который в коптских памятниках в числе святых: у Сельдена 24 июля, а в евангелия 1338 года и в синаксаре 1425 года июля 31. Но в Р. М. Барония и древнейших, наприм: Узуардовом говорится ныне о перенесении мощей апп. Андрея, Луки и Тимофея, а в Адоновом только об одном ап. Тимофее. Очень может быть, что и в восточных синаксарях разумеется Тимофей ефесский, не верно названный патриархом, и праздник его, как в предшествующий день Иоанна Богослова в Ефесе же, назван также розовник ( οδισμς). Замечательно что и в славянских полных святцах XVII в. 51 публичн. библ.) 10 мая показана память апостола Тимофея. 10 Ап. Симон Зилот . В славян. минее сказание о нем составлено из сказаний месяцеслова Василия 29 апреля и 10 мая и Никифора кн. VIII. гл. 30. В месяцеслове Василия сказано только 29 апреля, что он сделался учеником Иисуса Христа из того города, где Спаситель претворил воду в вино на браке, а сделался во время или после брака, у Никифора сказано, что Симон Зилот есть самый жених в Кане, оставивший невесту. В слав. прологе во всем почти согласно с месяцесловом Василия 10 мая, только прибавлено, что Симон Зилот есть одно лице с Нафанаилом, тогда как Нафанаил в месяцеслове Василия 22 апреля и скончался в мире. В Деяниях св. (Oct. XII. 421) говорится, что он есть лице, отличное от ап. Фаддея (19 июня), Симеона иерусалимского и Нафанаила и, вероятно, он проповедовал в Египте и Персии, как утверждает Адон (de festiviitat. apostolorum), но не был в Африке и Британии, как говорит месяцеслов Василия на основании сведений из Дорофея тирского. Но первое о проповеди в Египте и Нерсии недоказано, а второе о не проповеди в Африке и Британии неопровергнуто. Правда об Африке не говорят отцы, и Британия приняла веру от римского престола, но молчание других не есть опровержение и почему до римских проповедников в Британии не могли быть другие. Симон назван кананитом от Каны, из коей происходил, а зилотом т. е. ревнителем по переводу того же слова кана , что с еврейского значит: ревность .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Проповедь Евангелия ап. Фома запечатлел мученическою смертью. В Индии, в городе Мелипуре, или Малипуре, лежащем на восточной стороне Индийского полуострова, Фома заключен был в темницу за обращение сына и супруги царя ко Христу и потом пронзен копьями, и таким образом переселился к Тому, Чьи прободенные ребра осязал он 965 . Тело ап. Фомы в 385 г. перенесено в Месопотамию – город Эдессу, ныне Орфу, которая, говорил Руфин в V веке, украшена мощами ап. Фомы 966 . На гробе его построена была церковь во имя его 967 . В веке в день памяти ап. Фомы св. Иоанн Златоуст говорил похвальное ему слово 968 . Церковь прославляет ап. Фому яко исповедника Воскресения Христова и проповедника страданий Его, раны коих осязал он своею рукою 969 . В паримиях при богослужении в честь св. ап. Фомы Церковь произносит: в первой – слова апостола Иоанна Богослова, который говорит: еже слыиахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, поведаем вам. Слова Богослова относятся ко всем апостолам и особенно к ап. Фоме, который осязал раны Господа своими руками ( 1Ин.1:1–7 ); во второй читается о том же, что в первой паримии в день ап. Иакова Зеведеева 970 ; в третьей Церковь говорит: возлюбленнии, поминайте глаголы преждереченныя от апостол Господа нашего Иисуса Христа ( Иуд.1:7–25 ) 971 . Евангелие на утрене в день ап. Фомы то же, что и в день первоверховных апостолов, 29 июня. Чтение Апостола на литургии то же, что в день св. ап. Первозванного, 30 ноября; а Евангелие – об осязании ран и исповедании воскресшего Господа ап. Фомою ( Ин.20:19–31 ). День св. апостола Симона Зилота 10 (23) мая Ап. Симона должно отличать от Симона Петра, первоверховного апостола, и от другого Симона, или Симеона, сродника Господня по плоти ( Мф.13:55 ), который причисляется к 70 ученикам Христовым и почитается вторым епископом Иерусалимским – преемником ап. Иакова, брата Господня по плоти 976 . Симон, апостол из дванадесяти, родился в Кане Галилейской, по плоти брат ап. Иуды и Господа ( Мф.13:55 ) и называется также Кананитом ( Мф.10:4 ; Мк.3:18 ) – по-еврейски, или Зилотом ( Деян.1:13 ) – по-гречески: то и другое имя значит ревнитель закона. Вероятно, что до апостольства своего Симон принадлежал к обществу зилотов, которые были во время земной жизни Спасителя и особенно ревновали о исполнении закона Моисеева 977 , подобно Финеесу, древле возревновавшему ревностию страху Господню ( Чис.25:11 ; Сир.45:28 ; 1Макк.2:54). Некоторые думают, что к Симону зван был Иисус Христос с учениками на брак в Кану Галилейскую, и где впоследствии построена была равноапостольной царицей Еленой церковь 978 . В служении апостольском Симон назван Кананитом, или ревнителем, говорит Никифор Каллист, по пламенной своей ревности и любви к Божественному Учителю Христу и к распространению Его Евангелия 979 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Он совершал апостольское служение сначала в Иудее, затем сопутствовал апостолу Андрею Первозванному в Едессу (древний знаменитый город в Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе, Елевфе-рополе (город Южной Палестины), в Египте и здесь, в городе Остракине (приморский город на границе с Палестиной), кончил апостольские труды свои мученической смертью. 10. Святой апостол Иуда (Иаковлев) – брат Господень, (надо отличать от Иуды-предателя) был братом апостола Иакова Праведного, епископа Иерусалимской церкви, одним из братьев Господа по плоти, сыном Иосифа Обручника от Соломии. По преданию он возражал при разделе земли Иосифом против наделения Иисуса Христа частью надела, не признавая Его своим братом. После, в знак смирения, он не осмеливался называть себя братом Божиим, а называл себя братом Иакова. Он проповедовал учение Христово в Месопотамии, Эдессе, в Армении. Пострадал в Армении в 80 г., вследствие чего армяне считают его своим покровителем. Им написано Соборное послание к христианам первенствующей Церкви. 11. Святой апостол Симон Зилот (Кананит) происходил из Канны Галилейской. Согласно преданию, когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на это торжество он пригласил и Господа с Его учениками и Пречистую Марию. Но так как для гостей не доставало вина, то Господь претворил в вино воду. Будучи поражен этим чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа как в Бога истинного, оставил брачное торжество и самый дом, последовав с усердием за Господом Иисусом. Поэтому он и был прозван Зилотом или «ревнителем». Получив Духа Святого в день Пятидесятницы, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию и Абхазию. Был он также в Британии, где просвещал верою Христовою язычников, за что и был распят ими. 12. Святой апостол Матфий, избранный на место Иуды Искариотского. О нем неизвестно ничего, кроме того, что он вместе с другими апостолами во время земной жизни Господа постоянно находился при Нем, почему и был избран для апостольского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла». (Тит.2,2–5): «чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». (3,1–2): «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам». (Евр.13,1–5): «Братолюбие (между вами) да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех (да будет) честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». (Мф. 9, 37–38): «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Госпо дина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 6, 13–16): «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и на звал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». (Лк. 10, 1–2): «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал дела телей на жатву Свою». (Деян. 1, 1–2): «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». (23–26): «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иус том, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Госпо ди, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Греческое слово «апостол» означает «вестник, посланник». Имена Двенадцати апостолов приведены в синоптических Евангелиях, что уже указывает на важность их служения: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» ( Лк. 6: 12–16 ). В Евангелии от Марка указана двоякая цель избрания Двенадцати (толкователи называют это рукоположением, то есть посвящением на особое служение): «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» ( Мк. 3: 14 ), то есть первая цель – постоянное пребывание со Христом, вторая – благовестие. Позднее, после Вознесения, при избрании нового апостола на место отпавшего Иуды обязательным условием избрания кандидатов будет следующее требование: «Надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус , начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян. 1: 21–22 ). То есть ученик должен быть свидетелем всего служения Христова и видеть Христа Воскресшим. Надо сказать, что из множества людей, ходивших за Спасителем и считавших Себя Его учениками (чтобы понять масштаб, достаточно вспомнить толпу в пять тысяч человек, не считая женщин и детей), учеников, отвечающих этим двум требованиям, нашлось всего двое: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» ( Деян. 1: 23 ). Постоянно следовавших за Христом людей было немного; остальные приходили, слушали Христа и возвращались к своим делам, в свои дома, к своей жизни. Одной из характеристик служения Двенадцати была полная перемена жизни, оставление всего ради Христа; как ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010