Избраны были: Симон, названный Петром; брат его Андрей, Иаков Зеведеев и Иоанн брат Иакова (они же Воанергес, то есть «сыны громовы»), Филипп, Варфоломей (он же Нафанаил), Матфей (он же Левий), Фома, Иаков Алфеев (младший), Симон Зилот или Кананит, Иуда Иаковлев (он же Леввей, прозванный Фаддеем) и Иуда Искариот. Второй Симон назван Зилотом по принадлежности к секте зилотов, признававших зависимость еврейского народа только от Бога; он же назван и Кананитом. Слово зилот греческое, а кананит еврейское; оба они по-русски означают – ревнитель. Слово Искариот считают составленным из двух слов: иш – человек и Кериот – название города. Варфоломей, значит, сын Фоломея. Иакова и Иоанна Зеведеевых, или сыновей Зеведея, Христос назвал сынами грома, определяя этим силу и стремительность их характеров. Некоторые из избранных были раньше того призваны Самим Спасителем следовать за Ним. Это были: Симон и брат его Андрей; Иоанн и брат его Иаков; Филипп, Нафанаил (он же Варфоломей) и Матфей. 31. Нагорная проповедь. Мф. 5, 6 и 7 главы; Лк. 6:20–49 Избрав двенадцать Апостолов, Иисус Христос взошел на гору; там Он сел, окруженный Апостолами, учениками и народом, и произнес Свою проповедь, известную под названием нагорной. В ней содержится почти все учение Господа нашего Иисуса Христа. В ней Господь учит, как надо жить, чтобы удостоиться блаженства вечной жизни в Царстве Небесном. Чтобы грешнику удостоиться этого блаженства, надо исправиться и сделаться хорошим человеком; надо духовно переродиться. самоисправлению – сознать свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому надо стремиться, то есть сознать свою духовную нищету. Только смирение и скромность заставляют человека поработать над собою; а это открывает ему путь к Царству Небесному. Поэтому Господь и начал Свою проповедь словами: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (1). Кто сознает свою духовную нищету, тот видит все грехи свои; он сокрушается о них, плачет и решается больше не грешить; и в этой решимости он получает истинное утешение. И Господь говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как Сын Божий — Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, — говорит преподобный Исаак Сирин, — пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту — истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его — величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром. И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа — приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие — говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии. Четверг Лк, 23 зач., 6, 12—19 Тогда взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

http://moral.ru/седмица-19-я-по-пятидеся...

Врезка: Библия – это Священное Писание христиан, но оно существует в неразрывной связи с Преданием . Сами Евангелия не были записаны сразу, они долгое время передавались устно, или в виде кратких записей, и лишь потом самое главное было отобрано и принято в канон Нового Завета. В этот канон не вошли многие другие книги и устные сказания, которые принято называть апокрифами, как и книги, примыкающие к Ветхому Завету, но не вошедшие в Библию. Их статус различен: одни из них принимаются Церковью , другие нет, но в любом случае их авторитет не равен авторитету книг Писания. Те книги и сказания, которые Церковью приняты, относят к Преданию. О жизни Девы Марии мы узнаем в основном как раз из Предания – именно оно рассказывает о ее рождении, детстве и ее жизни после евангельских событий. На нем основаны такие православные праздники, как Рождество Богородицы, Введение во Храм и Успение. Это не Евангелие, но это тот контекст, в который евангельские повествования ставились христианами уже в древние времена. Но в Предания входят не только книги и легенды, это и христианские обычаи, и иконопись, и даже храмовая архитектура. Можно сказать, что Предание – этот опыт прочтения и осмысления Писания Церковью , опыт жизни по его тексту. Одно не отделимо от другого, но Писание всё равно остается в самом центре христианской жизни, и всё, что относится к Преданию, должно согласовываться с ним. Один из упреков, которые Иисус обращал к Своим слушателям, как раз и состоял в том, что ясные слова Писания они подменили «преданиями старцев». 32. Двенадцать апостолов: ближний круг Избранники Вот что произошло в самом начале служения Иисуса, по описанию Луки: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». О Матфее и Иоанне речь у нас уже шла – но что можно сказать об остальных учениках из этого круга? Кто они, почему и для чего были выбраны именно они?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

39) И никто, испив старого [вина], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: „старое лучше”». Глава VI 1) Стало же, во второ-первую субботу, когда Он проходил по засеянным полям, срывали ученики Его колосья и ели, растирая руками. 2) Некоторые же из фарисеев сказали им: «Почему вы делаете, чего не позволительно делать в субботы?» 3) И отвечая им, Иисус сказал: «Не читали ли вы о том, что сотворил Давид, когда взалкал сам и те, кто были с ним? 4) Как вошел он в дом Божий, и хлебы предложения взял, и ел, и дал бывшим с ним; которых не позволительно есть [никому], кроме одних священников?» (см. Лев.24:5–9 ; 1Цар.21:2–7 ). 5) И сказал им: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». 6) Случилось же и в другую субботу, что Он вошел в синагогу и учил. И там был человек, а правая рука у него была сухая. 7) Наблюдали же книжники и фарисеи, не исцелит ли в субботу, чтобы найти, в чем обвинить Его. 8) Он же знал помышления их; и сказал человеку, который имел сухую руку: «Поднимись и встань посередине». И, поднявшись, встал. 9) Сказал же им Иисус: «Спрошу Я вас: можно ли делать в субботу добро, или зло? Спасти жизнь или погубить?» Они молчали. 10) И, посмотрев на всех, сказал человеку: «Протяни руку твою». И простер; и восстановилась рука его. 11) Они же преисполнились безумия и обсуждали друг с другом, что им сделать бы с Иисусом. 12) Случилось же в те дни, [что] взошел Он на гору помолиться и пробыл в течение всей ночи в молитве к Богу. 13) И когда настал день, призвал учеников Своих; и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14) Симона, коего и прозвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15) Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, который прозывался Зилотом, 16) и Иуду Иаковлева, и Иуду Искариота, который был предателем. 17) И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и толпа учеников Его, и множество великое народа из всей Иудеи, и Иерусалима, и приморских мест, и Тира, и Сидона, 18) которые пришли, чтобы послушать Его и исцелиться от болезней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Потом опять ходил Господь Иисус по Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И следовало за Ним множество народа. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 52. Избрание двенадцати Апостолов. Мк. 3, 13–19; Лк. 6, 17–19. Когда настал день, призвал Господь из учеников Своих, кого Сам хотел; и пришли к Нему. Он избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами, чтоб они были с Ним, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: Симона, которого назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иаковлева, нарекши им имя Воанергес, то есть «сыны Громовы», Филиппа и Варфоломея (или Нафанаила), Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Кананита, прозванного Зилотом, Иуду Иаковлева (иначе Фаддея, или Леввея, прозванного Фаддеем) и Иуду Искариота, который потом сделался предателем и предал Его. 53. Исцеление по сошествие с горы Лк. 6, 17–19; Мф. 4, 24. Сошедши с ними с горы, стал Господь на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от духов нечистых; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Ибо прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 54. Нагорная проповедь, по евангелисту Матфею Мф. 5, 1–48; 6, 1–34; 7, 1–29. Увидев народ, Господь взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Но характерным образом словосочетание и фразу в целом можно понимать иначе: человек вообще, человек как таковой важнее субботы.   3:16–19  И поставил он Симона… Перечень двенадцати апостолов встречается во всех трех синоптических Евангелиях (ср. Мт 10:2–4 («2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»), Лк 6:14–16 («14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем»)), а также в Деяниях апостолов (1:13 («И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова»)), причем первым всегда стоит Петр, последним — Иуда Искариот, что, разумеется, не случайно; но в остальном последовательность слегка варьируется; если у Мт и Лк рядом с Петром назван его брат Андрей, то у Мк, как и в Деяниях апостолов, предпочтен более «богословский» порядок, так что первыми после Петра названы Иаков и Иоанн, вместе с Петром образовывавшие особенно доверительный круг, что выразилось в том, что именно они были взяты Христом на гору Преображения (см. ниже 9:2–9) и в Гефсиманский сад (см. ниже 14:32–42). Обстоятельный анализ перечня апостолов дает И. Левинская, Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий, главы I-VIII, М., 1999, с. 89–95.   3:16–17  И нарек имя ему: Петр […] и нарек им имя: Воанергес, то есть Сыны Грома. Возможно, именно это место Мк цитируется у св. Юстина Мученика († 165) как «воспоминания» (απομνημονεματα) Петра: «И рассказанное о переименовании Им Петра, одного из апостолов, и записанное в воспоминаниях его о том, что после этого случилось и то, что он и других двух братьев, сынов Зеведеевых, назвал именем Воанергес, то есть Сыны Грома» (dial.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Чтобы отношение Старца к календарной проблеме было более понятным, приводим нижеследующее свидетельство. Один православный грек много лет жил в Америке. У него была серьезная проблема в семье: сам он был зилотом, то есть старостильником, а его жена и дети принадлежали к Церкви, которая жила по новому календарю. «Ни одного церковного праздника мы не могли отпраздновать всей семьей, — сокрушался этот человек. — У них было Рождество, а у меня память святого Спиридона, у меня Рождество — у них Собор Иоанна Предтечи. Но это бы еще ничего. Хуже всего было сознавать — так нас учили, — что новостильники — еретики, и они пойдут в адскую муку. Шуточное ли дело: без конца слышать, что твоя жена и дети предали веру, присоединились к папе, что в Таинствах новостильной Церкви нет Благодати. Мы часами напролет беседовали на эти темы с женой, но договориться не могли. По правде сказать, у старостильников мне тоже не все нравилось. Особенно не нравилось, когда приезжали епископы-старостильники и нас собирали для беседы с ними. О «прельщенных» — так они называли новостильников — они говорили без любви и без боли. Напротив, было такое чувство, что они ненавидят их и радуются, говоря, что те пойдут в вечную муку. Они были очень фанатичны. Когда беседа с ними заканчивалась, я чувствовал смущение и терял мир. Однако мне и в голову не могло прийти порвать со старостильниками. Я просто разрывался. Если бы так продолжилось еще какое-то время, от расстройства я повредился бы умом. Как-то приехав в Грецию, я рассказал о мучившей меня проблеме своему двоюродному брату Янису, который предложил поехать на Святую Гору и встретиться со Старцем Паисием. Когда мы пришли в «Панагуду», Старец, радостно улыбаясь, угостил нас лукумом и посадил меня рядом с собой. Я был в растерянности. Он вел себя со мной так, словно знаком со мной многие годы и знает обо мне все. Его первый вопрос был таким: «Ну как ты там в Америке справляешься со своими автомобилями?» Я растерялся. (Забыл сказать, что в Америке я работал на автостоянках, и, естественно, вся моя работа была связана с автомобилями.) «Справляюсь…» — только и мог пробормотать я, глядя на Старца глупыми глазами.

http://pravmir.ru/249925/

Богоматерь, наблюдающая со стороны за сыном со своего места, видит Иисуса Христа и тень соединенными вместе, т.е. распростершего руки сына, а за ним его крест. В память древоделия Господа ныне у каждого мальчика в Назарете непременно имеется складной ножичек местного назаретского изделия. Не в далеком расстоянии от Назарета находилось селение Кана, где Господь сотворил первое чудо на браке. «От Назарета до Каны Галилейской, говорит игумен Даниил, 7 верст; Кана же есть село при большом пути». Такое же понятие о близости Каны к Назарету дает Фаррар. «Возвратившись в Назарет, когда родственники Его уже ушли на брак в Кану, говорит он, Господь мог достигнуть этого селения в тот же день через 1,5 часа». По преданию Господь был у Симона Кананита, или иначе у Симона Зилота. Еврейское название села – Кана значит ревность, поэтому и апостол Симон иначе по-гречески назывался Зилотом, что значит – ревнитель. Католики утверждают, что чудо на браке в Кане случилось 6 января. В весьма близком расстоянии от Назарета находится также та гора, на которой, по преданию, преобразился Господь пред своими учениками – гора Фавор. Она лежит в трех частях пути от Назарета. Высоту Фавора Иосиф Флавий определял в 10 стадий, т.е. более чем в 1,5 версты. Это слишком много, если разуметь вертикальное возвышение горы над долиною; но эта цифра не будет преувеличена, если иметь в виду вьющуюся зигзагами дорогу на вершину горы. Самая вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность, в 25 стадий, т.е. около 5 верст в окружности. Гора эта совершенно отдельна от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила свое название, так как с еврейского Фавор значит высота или пуп. Путешественники восхищаются красотою Фавора. «С Фавора, говорит один из них, открывается восхитительные виды во все стороны. Вся Галилея отсюда как на ладони; прекрасная страна. Здесь по истине с чувством можно повторить слова св. Петра: «добро нам здесь бытии», хотя эти слова сказаны в другом смысле». «Обращает невольно внимание разница между Назаретом и Фавором, пишет другой путешественник. Назарет – место укрытого пребывания Божества, есть роскошная долина, имеющая в себе что-то тихое и скромное, Фавор – место Преображения, явления Божества в славе, поражает своею величественностью. Нельзя было найти достойнейшей для Преображения Господа Славы горы, и нет ничего удивительного, что, когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали в сравнение эту гору. Так Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами ( Иер. 46:18 .) Почти каждый летний вечер вершину горы окружает грозное облако с порывистым ветром, свирепствующим до восхода солнца, вследствие чего ночная температура здесь с 30 и более падает до 10 градусов среди лета. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Вот имена Апостолов: Симон, названный от Спасителя Петром, Андрей брат Симона, Иаков и Иоанн, называвшийся по имени отца своего, сынами Зеведеевыми, Филипп, Варфоломей, Матвей (или Левий, бывший прежде мытарем), Фома, другой Симон, прозванный Зилотом, другой Иаков, называвшийся Алфеевым, брат его – Иуда (называвшийся Иаковлевым), и другой Иуда, называвшийся Искариотом. На помощь Святым Апостолам И. Христос потом избрал и поставил еще 70 других учеников. XII. Исцеление расслабленного в Капернауме и другие исцеления (Картина 9-я) Иисус Христос при жизни Своей на земле показал Свою божескую власть и всемогущество во многих чудных делах. Всеми чудесами Своими Он, по Своему милосердию, оказывал помощь людям, обращавшимся к Нему с верою в Его силу и с надеждою на Его милость. В ком Он не видал веры этой, для того и чудес не творил. Молва о чудесах Его скоро разнеслась повсюду; со всех сторон больные, убогие, страждущие разными недугами. приходили или приносимы были к Нему, и Спаситель подавал им исцеление одним словом Своим. Из бесчисленного множества чудес Его мы расскажем здесь, для примера, о некоторых. Однажды И. Христос учил в одном доме (в г. Капернауме) множество собравшегося к Нему народа. Вот к Спасителю приносят на носилках человека, который был в расслаблении, не мог сам ходить. Пробраться к И. Христу в дом было невозможно из-за тесноты; поэтому люди, несшие больного, взошли на верх дома, разобрали в нем потолок и спустили носилки с больным прямо к ногам И. Христа. Спаситель увидел, как велика была их вера в Него, и сказал расслабленному: «Сын Мой! Прощаются тебе грехи твои.» Должно быть этот несчастный страдал болезнью за грехи свои. Тут в народе были и такие люди, которые не веровали в Спасителя. Услышавши эти слова Его, они подумали: как Он, простой человек, смеет прощать грехи! – это Божье дело. И. Христос видел, что на уме у этих людей. Чтобы уверить их, что Он не простой человек, а Сын Божий и властен прощать грехи людям, И. Христос сказал расслабленному: «Встань, возьми свою постель и ступай домой!» Больной сейчас же почувствовал себя здоровым, встал с постели и пошел домой, с радостью благодаря Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

И где же проповедывать? В синагогах. Изумительному обращению соответствует такое же и начало благовестия. И это продолжалось в течение нескольких дней, пока была к тому возможность. Очевидно, что он и спешил воспользоваться этою возможностью, которой вскоре же не стало. Замечательно указание на сущность Евангелия Савла, что Иисус есть Сын Божий. Сыновство Богу Иисуса Христа представлялось первым главнейшим пунктом учения о Нем, как об ожидаемом Мессии, о чем говорит множество свидетельств, как в Евангелиях ( Мф.4:6; 8:29; 14:33; 16:16; 26:63; 27:40:54 ), так и в этой самой книге. «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», говорил евнух, высказывая свое существенное исповедание веры ( Деян.8:37 ). Очевидно, что это исповедание было как бы первоначальною формулою, которою начиналось оглашение и совершалось решительное исповедание веры христианской. Достойно замечания, что здесь об учительстве Савла говорится, что он просто возвещал об Иисусе, что Он есть Сын Божий, далее (в стихе 22-м) говорится, что он «сносил» или «соглашал» (συμβιβζων) пророческие изречения с учением и жизнью Иисуса и тем доказывал, что Он обещанный и предуказанный пророками Мессия – Христос. 261 Удивление всех обращению Савла ко Христу понятно ввиду его полной неожиданности и видимой противоположности его прежним убеждениям и отношениям к христианству. Истинное же состояние души Павла и особливое воздействие на него Божией благодати редко кому было ведомо, даже и из христиан, а тем более из Иудеев, которые не имели никаких оснований считать его иным, нежели каким он являл себя, т. е. самым строгим приверженцем Иудейства (зилотом), каковым он был до явления ему Господа. Недоумение было до такой степени велико, что у иных даже возникал вопрос: тот ли это Савл? Но, конечно, все скоро убеждались, что это именно тот самый Савл, который был гонителем христиан в Иерусалиме и который для того же пришел и в Дамаск. Удивление обращению Савла будет бесконечным и необъяснимым с человеческой точки зрения, ибо оно было бы невозможно, если бы не было в нем особливого содействия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010