– «Иаков» Алфеев и «Матфей», иначе Левий, мытарь, также сын Алфея ( Мк.2:14 ), были родные братья. – «Леввей, прозванный Фаддеем»: он же и Иуда Иаковлев ( Лк.6:16 ; ср. Ин.14:22 ; Деян.1:13 ). По апокрифическим актам Леввея, имя Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна, прежде же назывался Иудою, а имя Леввея, может быть, получил при избрании в апостольство (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Он был сын Иосифа обрученника от первой жены его, брат Апостола Иакова, почему и называется Иаковлевым (см. Чет. Мин. Июн. 19). – «Симон Кананит»: ев. Лука называет его Зилотом, т.е. ревнителем ( Лк 6,15 ; Деян.1:13 ). Вероятно, это прозвание носил он потому, что прежде призвания к апостольству принадлежал к небольшой иудейской секте зилотов, строгих ревнителей по закону Моисееву, которые впрочем ревность свою простирали иногда так далеко, что позволяли себе некоторые своевольства. Название «Кананит» производят некоторые от города Каны, предполагая, что он был родом из Каны Галилейской; но нельзя не заметить, что слово кананит – еврейский перевод (или подлинник) греческого – ζηλωτη’ς – Зилот, следовательно, Кананит и Зилот – имена однозначащие. – «Иуда Искариот»: муж из Кариота (города), находившегося в колене Иудином ( Нав.15:25 ). Кажется, он один из всех апостолов был не галилеянин. – «Который и предал Его»: «говорит о нем (Иуде – евангелист) – не как враг и противник, но как историк; не сказал: скверный и пребеззаконный Иуда, но от города назвал его Искариотским... И не стыдится (евангелист) говорить: который и предал Его. Так, евангелисты никогда ничего не скрывают, даже и того, что казалось предосудительным» (Злат.). Мф.10:5–6 . Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; «К язычникам не ходите»: не пришло еще время проповедывать язычникам Евангелие царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Впоследствии местом проповеди его был Ефес. Из писаний новозаветных ему принадлежат: Евангелие, три послания и Откровение. 3) Филипп и Варфоломей. Первый происходил из Вифсаиды ( Ин. 1, 44; 12, 21 ) – одного города с Петром и Андреем – и был уже известен Иисусу Христу. В Евангелии Иоанна он упоминается несколько раз (6, 5–7; 12, 21, 22; 14, 8, 9). Варфоломей – значит сын Фоломея и есть, как думают, одно лицо с Нафанаилом, который был родом из Каны Галилейской ( Ин. 21, 2 ) и приведен к Иисусу Христу Филиппом (1, 45–51). 4) Фомаи Матфей. Фома иначе назывался Дидим, или близнец ( Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2 ), и по воскресении Иисуса Христа сподобился для своего уверения осязать раны Его (20, 27, 28). Матфей, иначе Левий, сын Алфея ( Мк. 2, 14 ), до призвания к последованию за Господом был мытарем ( Мф. 9, 9 ). Он написал Евангелие, которое занимает первое место между новозаветными книгами. 5) Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Иаков, сын Алфея, брат мытаря Матфея или Левия, есть лице совершенно отличное от Иакова, брата Господня, который принадлежал к числу 70-ти апостолов, носил название малогоили менъшаго ( Мк. 15, 40 ) и имел в лике двенадцати апостолов своего родного брата Иуду. Леввей или Фаддей, как можно заключать из сравнения списка апостолов у трех евангелистов ( Мф. 10, 3 ; Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 16 ; Ин. 14, 22 ; Деян. 1, 13 ), и есть собственно этот Иуда, брат Иакова меньшего. Он написал послание – последнее между соборными. 6) Симон Кананит и Иуда Искариотский. Евангелисты Матфей и Марк называют Симона Кананитом, а Лука Зилотом, т. е. ревнителем ( Лк. 6, 15 ; Деян. 1, 13 ). Оба названия имеют одно и то же значение и даны Симону, вероятно, потому, что он, до призвания в апостольство, принадлежал к числу так называвшихся зилотов или ревнителей закона Моисеева, противившихся языческим нововведениям. Иуда был сын Симона ( Ин. 6, 71; 12, 4; 13, 2, 26 ) и в отличие от соименного ему апостола Иуды, брата Иакова меньшего, носил прозвание Искариотского, по происхождению своему из города Кериофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Если мы встречаемся с таким разнообразием мнений относительно Иакова Алфеева, то предания о следующем апостоле, упоминаемом евангелистом, Леввее, еще более запутаны. Иоанн Златоуст различает Иуду Искариота и Иуду Леввея, прозванного Фаддеем; Лука называет его Иаковлевым, говоря: Иуда Иаковлев ( Лк.6:16 ). Августин думает, что один и тот же апостол назывался тремя именами, т.е. Фаддеем, Леввеем и Иудой, «потому что кто запрещал когда-нибудь называться кому-нибудь двумя или тремя именами?» Исторически ничего нельзя возразить против того, что один апостол назывался тремя именами. В средние века вообще установилось мнение, что Фаддей был тот, которого Лука называет Иудой Иаковлевым, т.е. братом Иакова – писатель Послания Иуды. Согласно Венгелю, Фаддей и Леввей («тад» и «леб») – синонимы, и оба эти названия означают человека сердечного. Высказывалось мнение, что Фаддей было именем несколько соблазнительным для апостола, потому что арамейское слово «тад» означает собственно женскую грудь. Поэтому его название было заменено соответствующим Леввей, которое сходно с первым, потому что означает сердце, но было более, так сказать, прилично апостолу. Слова Луки, что кроме предателя еще один апостол назывался Иудой, сильно, по словам Цана, подтверждаются Ин.14:22 , и этим одним удовлетворительно объясняется неуклонное наименование предателя Искариотом. Мф.10:4 .  Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. (Ср. Мк.3:19 ; Лк.6:16 ). Иероним производит имя Кананит от Каны Галилейской, а разноречие у Луки, который называет апостола Симона Зилотом ( Лк.6:15 ), примиряет тем, что само слово Кана означает ревность. Так толкуют это слово и некоторые другие экзегеты. Согласно этому толкованию Симон Кананей (так следует читать, а не Кананит, – см. Шюрер, (Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes, I, 486, прим. 138) назывался так исключительно потому, что жил в Кане Галилейской. В новое время это толкование совершенно оставлено, потому что совершенно неизвестно, был ли Симон жителем Каны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому-то не без цели Евангелист сказал: воззрев же нань, то есть – посмотрев внимательно. Точно также Господь сказал, взглянув на Нафанаила: се во истину Израильтянин в нем же льсти несть ( Иоан. 1:41 ). Точно также сыны Зеведеевы названы Им сынами грома (Воанергес), за возвышенность их характера; Симон Кананит – Зилотом, за его ревность. Заметьте еще, что Господь не называет св. Петра этим новым именем, ни тогда, когда говорит о своей молитве за него, да не оскудеет вера его, ни тогда, когда троекратным вопросом: любиши ли мя? приводить его в смущение, а троекратным повелением: паси восстановляет его в апостольском звании. Симоне, Симоне, се сатана просить, дабы сеял вас и проч. Симоне Ионин, лю­биши ли Мя? Почему это? Конечно, потому, что отречением своим св. Петр изменил своей обычной твердости, ока­зался неверным своему имени. А вы, со своими единомысленниками, в этих-то местах св. Писания и видите подтверждение своей мысли о превосходстве Петра над прочими Апостолами, о его владычестве над всею Церковью! Согласи­тесь, что это весьма странный и ненадежный способ защи­щать свои убеждения! “Отнимите Петра,– и Церковь разрушится”: так утверж­даете вы. Но так ли учит Господь? Так ли думал сам Петр? Незадолго до того времени, как Иисус Христос совершил на кресте наше спасение, и Своею кровью освятил возлюбленную Свою невесту – Святую Церковь , Он, Господь наш, благоволил показать ученикам Своим высочайший пример смирения. По окончании вечери, Спаситель влия воду во умывальницу, и начать умывати ноги учеником, и отирати лентием, им же бе препоясан. Смущен­ные изумлением от такого крайнего смирения своего Божественного Учителя, ученики не смеют прекословить Ему. Но Петр, почти всегда твердый и бесстрашный, отважился воз­разить Господу: Господи! Ты ли мои умыеши нозе?.. Не умыеши ногу моею во веки! Что же Господь? Аще не умыю тебе, отвечает Он Петру, не имаши части со Мною, т. е. не будешь Моим учеником, не получишь царствия небесного. Не думаете ли вы, что это была простая угроза, которая никогда не могла быть приведена в испол­нение? Но так думать о словах Господа было бы нечестиво; и посмотрите, как далек был от подобной мысли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

«Правая рука». Это замечает один Лука. Правая, конечно, важнее левой. «Книжники». О них упоминает также только Лука. «Что бы им сделать с Иисусом». Евангелист Лука представляет их замыслы в несколько смягченном виде (ср. Мк.3:6 ). Лк.6:12 .  В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Лк.6:13 .  Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Лк.6:14 .  Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Лк.6:15 .  Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Лк.6:16 .  Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. Лк.6:17 .  И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, Лк.6:18 .  которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. Лк.6:19 .  И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Об избрании апостолов евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.3:7–19 ), впрочем с некоторыми от него отступлениями. «На гору помолиться». Это отмечает только Лука, как событие, указывающее на чрезвычайную важность последовавшего затем избрания апостолов. «Наименовал Апостолами», т.е. дал им известное назначение, какое достаточно определяется названием «апостол» – посланник, уполномоченный (ср. Мф.10:2 ). «Андрея, брата его». Лука еще не упоминал Андрея и потому отмечает, что он был брат Симона. Напротив, отношение между Иаковом и Иоанном, как известное (см. Лк.5:10 ), здесь не указывается. Зилот – то же, что Кананит у Мф.10:4 . Иуда Иаковлев, т.е. сын Иакова (лицо известное) – это тот же, кого Матфей называет Леввеем, прозванным Фаддеем ( Мф.10:3 ), а Марк – просто Фаддеем ( Мк.3:18 ). «И, сойдя с ними» – после того, как сошел с избранными в апостолы с горы. «Стал на ровном месте», – т.е. на одной из площадок, какие существуют в палестинских горах (ср. 2Цар.1:21 ). Господь все же оставался в пределах горы, и потому следующая Его речь вполне может быть названа «нагорной» беседой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В то же самое время народ больше и больше уважал Иисуса Христа. Спаситель удалился с Своими учениками на берега Галилейского моря – и множество народа из Иудеи, Галилеи, из-за Иордана, Тира и Сидона следовало за Ним. Он исцелил многих больных; сами недужные искали случая прикоснуться к Нему, и Он всех исцелял. И видели люди, что на Иисусе Христе исполняются слова Господа: «Се Отрок Мой, возлюбленный Мой, положу дух Мой на Него – и на имя Его будут уповать народы» ( Ис. 42:1–3 ). 27. Избрание двенадцати Апостолов ( Мф.10:2–4 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–14 ) Во время проповеди Иисуса Христа, многие из народа постоянно ходили за Ним и оставили все, чтобы следовать за Иисусом и слушать Его божественное учение. Спаситель видел усердие этих последователей Его и знал, что многие хорошо понимают учение Его и способны сами распространять это учение в народе. Потому Он, во второй год Своего служения, избрал из многих последователей 12 особых учеников, чтобы послать их на проповедь и дать силу творить чудеса во имя Его. Но прежде, чем совершить это важное дело, Иисус Христос взошел на гору и целую ночь молился. Утром Спаситель сошел с горы, призвал Своих многочисленных учеников, избрал из них 12 и назвал их Апостолами (посланниками). Имена Апостолов следующие: Симон, которого Иисус Христос назвал Петром; брат его Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы, Филипп, Нафанаил, или Варфоломей (сын Фоломея), Матфей, бывший мытарь, или Левий Алфеев, Фома, Иаков Алфеев, Симон Кананит (из города Каны), прозванный Зилотом, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. 28. Нагорная беседа ( Мф.5:6–7 ) Многие люди приходили к Иисусу Христу научиться от Него, что нужно для вступления в благодатное царство, для спасения души и наследия вечного блаженства. Один раз, Спаситель, окруженный Апостолами и множеством народа, взошел на гору и стал поучать собравшийся кругом народ. В Своем учении Он указал людям путь для каждого, кто желает получить спасение и достигнуть вечной блаженной жизни: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

3. Сир. I тип, предпочитающий Иуду Иаковлева Фаддею, восходит не только к Евангелию от Луки и Деяниям апостолов, но и к сир. переводу «Пешитты» и Татиана. Он представлен в «Деяниях Фомы» (AAA II 2. P. 99f), чей греч. текст восходит, вероятно, к сир. первоисточнику, а также в диптихах греч. литургии св. Иакова ( Schermann. 209-210). 4. Сир. II тип стоит ближе к сир. переводу Фомы Харкальского , где в Евангелии от Матфея Фаддей заменяется на Леввея. Он засвидетельствован в Климентовых «Recognitiones» (I 55-62), где Петр и Фома перенесены в самый конец и добавлен Матфий, идентифицируемый с Варнавой. 5. Сир. III тип следует Евангелию от Марка, в переводе А. с. этого Евангелия совпадают все сир. версии. Он не встречается в кратких А. с., но зафиксирован в пространном списке Бар Эбрея (I) и в монотематическом списке сир. «Евангелия двенадцати апостолов» (см. ниже). 6. Сир. IV тип представляет вариант согласования разночтений относительно ап. Леввея/Фаддея, в остальном следует Евангелию от Матфея (с заменой Иуды Искариота на Матфия). Он сохранился в Апостольских постановлениях (Const. Ap. VI 14; VIII 4) с добавлением имен Павла и Иакова, брата Господня. 7. Старолат. тип основывается на том переводе Евангелия от Матфея, где Фаддей заменен Иудой Зилотом (встречается также в эфиоп. «Послании апостолов»), но следует порядку апостолов, к-рый приводится в Деяниях апостолов. Зафиксирован в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне ( Deichmann F. W. Ravenna. Bd. 1. S. 118f; Bd. 2/1. S. 38f), где вторым стоит ап. Павел, что характерно для лат. литургического типа. 8. Лат. литургический тип А. с. отличают неск. признаков: появление на 2-м месте ап. Павла; перемещение ап. Филиппа на 8-е и ап. Фаддея на 12-е место, ап. Иакова Алфеева на 7-е (в позднейших лат. монотематических и комплексных списках ассоциируется с Иаковом, братом Господним). Он распространен прежде всего в лат. литургической традиции: Геласия сакраментарии , в ряде миссалов и др. памятников (напр., в приписываемой Августину 4-й беседе о Символе веры (PL. 39. Col. 2188-2190), без Павла). Наряду с этими 2 типами в лат. лит-ре изредка употреблялись списки из Евангелия от Луки и Деяний апостолов, а также др. варианты (см. Schermann. S. 221-229).

http://pravenc.ru/text/75746.html

Часть 3. Нагорная проповедь На горе «Нагорная проповедь » включает в себя нравственное учение Спасителя, и в Евангелии от Матфея занимает пятую, шестую и седьмую главы. У Луки есть нечто похожее, но гораздо короче ( Лк.6:12–49 ) Считается, что Матфей собрал воедино то, чему в разное время учил Господь. И мы, разбирая Нагорную проповедь, будем, как бы продолжая дело Апостола Матфея, по ходу упоминать и другие, созвучные места из Священного Писания . Как пишет Лука, Господь сначала взошел «на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих», и из них окончательно «избрал... двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» ( Лк.6:13–16 ). И уже после этого, «сошед с ними» с горы, «стал Он на ровном месте». Вокруг Господа Иисуса, как и в наше время, – две категории людей: «ученики», желающие слушать и выполнять; и «народ», жаждущий только «исцелиться от болезней своих». И в то время, как «весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех», Господь возвел «очи Свои» не на народ, а «на учеников Своих» ( Лк.6:19–20 ), и начал говорить: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Кто такие нищие, мы видим постоянно. Они стоят в людных местах и просят: «подайте на пропитание!» Они ничего не имеют. Чтобы выжить, им нужны милостивые люди, и они чувствуют в толпе таких людей, и с особой силой обращаются к ним. А «нищие духом», это те, которые, может быть, имеют то, о чем обычные нищие и не мечтают; но сердцем чувствуют свою нищету, и ищут Того, кто мог бы, наконец, обогатить по-настоящему. Духовная нищета многогранна. «Дух Господень на Мне», – говорит Господь словами пророка Исаии, – «ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, ... исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» ( Ис.61:1 ) ( Лк.4:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Божественное естество,- говорит И. П.,- всего менее надлежит, подобно иудеям, сокращать в одного только единого Бога и Отца, но должно как бы расширять во Святую Единосущную Троицу. Ибо, различая по качеству Лиц и по личным свойствам Ипостасей, снова приводим во единого Бога по тождеству сущности» (Ep. 642 (II 142)). Почти дословно эта фраза встречается в 6-й кн. произведения свт. Кирилла Александрийского «О поклонении Богу в духе и истине» (PG. 68. Col. 412D). По мнению М. Ж. де Дюрана, свт. Кирилл заимствовал эту фразу у И. П., а не наоборот ( Durand. 1985. P. 120). Ep. 643 (II 143) является своего рода трактатом, посвященным триадологическому прочтению ВЗ. И. П. ссылается на Филона Александрийского, к-рый, будучи иудеем и зилотом, невольно вынужден был признать в нек-рых местах Свящ. Писания (Быт 1. 26; 19. 24; Исх 34. 5; Пс 103. 1; Ис 6. 3) указание на троичность Лиц Божества. По мнению И. П., эти тексты Писания ясно опровергают как учение Савеллия о единой Ипостаси, так и «многобожие эллинов, учениками которых решились быть Арий и Евномий, различие Ипостасей безрассудно перенеся на Сущность». Изречениями в ед. ч. Писание указывает на тождество естества Лиц Троицы, а выражениями во мн. числе - на отличительное свойство Ипостасей, возводимое к единству Сущности. «Простерши Ипостаси до Святой Троицы, возвести Их в единую Сущность - есть самый правый и истинный догмат» (Ep. 643 (II 143)). Эта же мысль, с упоминанием заблуждений Савеллия и Ария, выражена в Ep. 827 (III 27) и Ep. 912 (III 112), с той лишь разницей, что в Ep. 827 «распространяются до Святой Троицы» не Ипостаси, а «число личных свойств». «Как тождество естества разделяется Ипостасями, так личное свойство каждой из Ипостасей сочетается в единую Сущность» (Ep. 912 (III 112)). В др. письме единосущие Ипостасей выводится не путем экзегезы ВЗ, а из понятия вечности, которое «прилагается обыкновенно к одному безначальному Естеству, в Котором все всегда то же и в той же мере» (Ep. 949 (III 149)). Т. о., нельзя говорить, что в Троице есть «прежде и после», Она не допускает понятий «первое, второе, третье», потому что «Божество превыше числа, первоначальнее времен и превыше всякого помышления (πνοια). Хотя Оно и различается по личным свойствам, но сочетается достоинством и сущностью» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/674914.html

4. Избрание двенадцати апостолов (Мф. 12:15–21; Мк. 3:7–12) Иисус Христос, зная о злом умысле, удалился с учениками Своими из Иерусалима, и пошел к озеру Галилейскому. За Ним последовало множество народа из Иерусалима, из прочих мест Иудеи, из Галилеи, из Идумеи, из-за Иордана, я из, живших около Тира и Сидона. Всех привлекал слух о чудесах Его. Когда Он пришел к самому озеру, то сказал ученикам Своим, чтобы для Него в готовности была лодка от народа, дабы не теснили Его. Потому что Он многих исцелял; так что, одержимые недугами, бросались, чтобы прикоснуться к Нему. И духи нечистые, завидевши Его, падали пред Ним, и кричали: Ты Сын Божий! А Он крепко запрещал им, чтобы не делали Его известным. Мк. 3:13–19 ; Лк. 6:12–16 В бытность свою в Галилее, Иисус Христос взошел на гору (по мнению древних, на Фавор) помолиться, п пробыл всю ночь в молитве к Богу. А когда настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами (посланниками). Он поставил их для того, чтобы они были постоянными и самыми близкими свидетелями Его дел и учения, чтобы посылать их для проповедования, и чтобы чрез них чудодейственно исцелять болезни и изгонять бесов. К этому высокому званию Апостольства призваны были: Симон, который, впоследствии, наречен Петром; брат его, Андрей; два сына Зеведеевы – Иаков и Иоанн, которых, как учеников Иоанна Крестителя, проникнутых пламенной ревностью его, более всех, Иисус Христос нарек Воанергес (сынами Грома); Филипп; Варфоломей, то есть, сын Фоломея (вероятно, тот, который у Иоанна Евангелиста назван собственным именем – Нафанаил); Фома, по значению имени своего, Близнец; бывший мытарем, Матфей, или, иначе, Левий Алфеев; Иаков Алфеев, в отличие от Иакова Зеведеева, называвшийся меньшим; Симон, в отличие от Симона Петра прозывавшийся Кананитом, или Зилотом, как принадлежавший, дотоле, к враждебному Римлянам классу Иудеев, называвшихся Зилотами, то есть, ревнителями отечественной свободы; Иуда, брат Иакова Алфеева или меньшого, прозванный Леввеем или Фаддеем; наконец, другой Иуда, как уроженец города Кариота, называвшийся Искариотом, который, впоследствии, сделался предателем Иисуса Христа. 5. Нагорная беседа (Лк. 6:17–30; Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010