В разговоре я, между прочим, спросил его, понимает ли он, почему у розы цветы бывают и красные, и желтые, и белые. Он спокойно помотал головой и говорит: – Нет! – А почему на цветах «Анютины глазки», на лепестках бывают еще маленькие кружочки, то – фиолетовые, то – с желтыми оболочками, то – с белыми? – Нет. И потом добавил: – И не понимаю, почему и корни есть! И почему они – такие! Вот вижу, и он – тоже не понимает. Так и я смотрел на цветы в праздник Св. Троицы, как и всегда, так и теперь, как на непостижимое уму явление. Факт вижу, а понимать – ничуть не понимаю. Так я спокойно размышлял, по обычаю. Девятый час спокойно читался. Ни в каком экстазе я, как видно и сейчас, – не был. И вдруг случилось нечто непостижимое. В цветах, но не в самих цветах, а лучше сказать – через цветы, как-то постепенно, незаметно, как бы легко явился Бог, причем цветы нисколько не помешали: материя ничуть не задержала духовного мира, духа. Как это? Не могу объяснить, но явившееся нимало не зависело от цветов, а было из «особого мира». Кроме этого, явного для меня факта, добавить ничего не могу. Я повторяю: ни в каком экстазе или истерии я решительно не был ни прежде, ни в этот момент, ни даже после. Не человекообразно, а именно невидимый, но истинно существующий, одушевленный Дух явился… Сравню – если бы ожил окружающий нас воздух… Потом одно мгновение я ощутил – то Бог Троица, и один! Не спрашивай, читатель, – как, что такое? Я объяснить никак не могу. Но это факт. Так было минуты две. Земля-именинница. Василий Никифоров-Волги Березы под нашими окнами журчали о приходе Святой Троицы. Сядешь в их засень, сольешься с колебанием сияющих листьев, зажмуришь глаза, и представится тебе пересветная и струистая дорожка, как на реке при восходе солнца; и по ней в образе трех белоризных ангелов шествует Святая Троица. Накануне праздника мать сказала: – Завтра земля именинница! – А почему именинница? – А потому, сынок, что завтра Троицын день сойдется со святым Симоном Зилотом, а на Симона Зилота – земля именинница: по всей Руси мужики не пашут!

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

О том, что было после отправки этого письма, рассказал отец Ефрем Катунакский : «Был вечер вторника, когда ко мне пришли помыслы осуждения Старца. Я вспомнил то письмо, которое мы написали Флоринскому митрополиту, и подумал, что не согласен со Старцем. То есть я сказал в своем помысле: „Мы подписями заверили Хризостома в своей лояльности, но ведь завтра обстоятельства могут сложиться так, что мы присоединимся к монастырям и станем поминать Вселенского Патриарха (как впоследствии и произошло). Тогда, справедливости ради, мы должны будем отозвать свое письмо Хризостому. Мы не должны были так писать, надо было сказать только: Владыко, простите нас, мы ошиблись – и ничего более“. В субботу я пошел к Старцу служить литургию. Старец, как только меня увидел, сказал: – Отец, что-то в твоей душе отделяет тебя от меня. Не отделяйся от своего Старца, не отделяйся от меня! 54 Со вторника до субботы я успел забыть об этих помыслах. – Старче, я не помню ни одного помысла, который отделял бы меня от тебя. – Лишь только я тебя увидел, моя душа сразу почувствовала, что какой-то твой помысл отделяет тебя от меня. – Старче, я ничего такого не помню. – Вспомни, – сказал Старец. – Перебери в своей памяти все, о чем ты недавно думал. Я отслужил литургию. Утром после трапезы я поднимался по тропинке от Малой Анны к себе. И, поднимаясь, старался вспомнить обо всем, что занимало меня в последние дни. Наконец вспомнил о помысле, который неким образом отделял меня от Старца. Я вернулся назад и со слезами попросил прощения у Старца Иосифа. Так у нас все восстановилось». Старец оставался умеренным зилотом до 1950 года. 13 (26) марта 1950 года было выпущено новое окружное послание, подписанное Хризостомом Флоринским и еще тремя старостильными епископами. Я его прочитал Старцу, сам он отказался его читать, при том что все еще считался зилотом. В послании, кроме прочего, заявлялось: «Таинства новостильной Греческой Церкви недействительны! Миро у нас свое собственное. Официальная Греческая Церковь – раскольническая. Все, чему мы учили по этому вопросу устно и письменно ранее, недействительно». То есть все сказанное ими раньше: что наша Церковь имеет благодать, что они являются, так сказать, Церковью-дочерью и строго следуют канонам, чтобы побудить Церковь -мать вернуться к старому стилю – все это отменялось и вместо этого по данному вопросу предлагалось новое учение. Когда я это читал, скажу вам откровенно, у меня мурашки побежали по коже. Мне казалось, что тот, кто писал это послание и возглавлял их собор, – палач.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Как была грешна Мария Египетская, другие были разбойники, а потом стали преподобными. Помолимся ныне, чтобы Господь дух их послал в сердца наши. Чтобы мы зарубежом, следуя их примеру, помнили, что не напрасно мы носим имя сынов России. Что не напрасно Господь нам дал дар иметь свои корни, дал одним возрасти на Родине, а другим родиться от русских родителей. Потому, что если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», говорят. Разным странам прилагаются разные названия – что какой народ удивил. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только к одной другой земле приложено это название – к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа. Мы забываем обращаться к духовному небу, но я надеюсь мы не навсегда забыли. Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь – так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству здесь зарубежом, чтобы Господь преобразил сердца русских людей в зарубежье, и тогда поверженные духовным натиском, падут и внешние цепи пространства. И воскреснет Русь во всей своей славе и величии. Благословение Господне на вас. Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Матф. 28, 19 ), заповедал Христос ученикам, явившись им по Воскресении Своем из мертвых. Исполняя то повеление Господне, апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по разным странам, всюду проповедуя о Христе, Его жизни, учении и воскресении. Почти все тогда известные страны посетили апостолы. На крайнем Западе проповедовали: св. апостол Симон Кананит, именуемый и Зилотом (ревнителем) – в Британии, а Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, в Испании. В Риме насаждали веру святые апостолы Петр и Павел, там завершившие свой апостольский подвиг мученической смертью; а до того св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Таблица 10. Имена двенадцати апостолов Матфей Деяния Первый Симон, называемый Петром, [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, [избрал…] Симона, которого и назвал Петром, и Андрей, брат его, Иакова Зеведеева и Андрея, брата его, и Иаков, Иаков Зеведеев и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», Иакова и Иоанн, брат его, Андрея, и Иоанна, и Андрей, Филипп Филиппа, Филиппа Филипп и Варфоломей, Варфоломея, и Варфоломея, и Фома, Матфея, Матфея Варфоломей и Матфей мытарь, и Фому, и Матфей, Иаков Алфеев Иакова Алфеева, Иакова Алфеева Иаков Алфеев и Фаддей Фаддея, и Симона, прозываемого Зилотом, и Симон Зилот, [в Син. пер: Леввей, прозванный Фаддеем. Прим. пер.], Симон Кананит Симона Кананита Иуду Иаковлева и Иуда, брат Иакова и Иуда Искариот, который и предал Его. и Иуду Искариотского, который и предал Его. Искариота, который сделался предателем. 242 Немецкий термин, который чаще переводится как «произведение общины» или «формула, созданная общиной». 244 Там же, 73; В. Gerhardsson, Memory and Manuscript (ASNU 22; Uppsalä Almqvist and Wiksells, 1961) 329–330. 245 Впрочем, сам Герхардссон признает, что «очевидцы» из Пролога Луки – это «прежде всего, двенадцать апостолов, но едва ли они одни». В. Gerhardsson, The Gospel Tradition [CB(NT)15; Malmö: Gleerup, 1986] 29. 246 Одну из последних попыток объяснить происхождение Двенадцати, не возводя их к Иисусу, см. у: Н. О. Guenther, The Footprints of Jesus» Twelve in Early Christian Traditions (American University Studies 7/7; New York: Lang, 1985). 247 См., например, R.P.Meye, Jesus and the Twelvë Discipleship and Redaction in Mark« " s Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), глава 8; B.F.Meyer, The Aims of Jesus (London: SCM, 1979) 153–154; M.Hengel, The Charismatic Leader and His Followers (tr. J.C.G.Grieg; Edinburgh: Clark, 1981) 68; E.P.Sanders, Jesus and Judaism (London: SCM, 1985) 98–106; R. A. Horsley, Jesus and the Spiral of Violence (Minneapolis: Fortress, 1993) 199–208; N.T.Wright, Jesus and the Victory of God (London: SPCK, 1996) 299–300; G.Theissen and A. Merz, The Historical Jesus (tr. J.Bowden; London: SCM, 1998) 216–217; M.Casey, Aramaic Sources of Mark» " s Gospel (SNTSMS 102; Cambridgë Cambridge University Press, 1998) 194–196; J. D. G. Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 507–511.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

      Отец Никодим поступил на Афон сначала в скит Крумница в 1920 году. Во время Первой мировой войны он был во Франции в составе экспедиционного корпуса, «после переворота в России, по своему давнему желанию, решил принять монашество и жить на Афоне» 21 Несколько по-другому об этом говорится в статье иеросхимонаха Ефрема (Красовского) «Схимонах Никодим русский карульский святогорец»: «Реовлюция 1917 года застала о. Никодима старшим унтер-офицером в военных действиях к концу Первой мировой войны в Македонии на Южном фронте, где он, между прочим, был трижды ранен. Не желая жить более в России, свергшей своего Царя, Помазанника Божия, по ночам тайным образом пешком в течении шести суток пришел он со своим другом-соратником на Святую Гору» 22, 23. Еще в миру он прочитал «Рассказы странника», «Добротолюбие»и другие книги, и имел намерение серьезно заниматься молитвой. На Крумнице он принял монашество с именем Никанор и исполнял послушание в огороде, а затем стал помощником гостинника.   Но на Крумнице упор делался на труд, а не на молитву. Было много виноградников, выращивались маслины, и времени для занятия практически не было. Поэтому по благословению игумена Пантелеймонова монастыря Мисаила Никодим довольно скоро перешел в соседний русский скит Новая Фиваида, где стал вести отшельнический образ жизни. Нелегко было жить молодому монаху без руководителя. Такими руководителями в начале стали для о. Никодима преподобный Силуан и о. Нифонт с Иваницы.     Но общение с ними было затрудненно, особенно с о. Силуаном, который жил в Пантелеймоновом монастыре, и по совету последнего о. Никодим перешел в 1929 году на Карулю к о. Феодосию. В это время на Каруле жило 35 монахов, среди которых было три иеромонаха. О. Никодим был учеником о. Феодосия до самой его кончины. Интересные воспоминания о нем оставил иеросхимонах Филипп из кельи св. апостола Фомы из Скита св. Анны: «Отец Никодим был большим постником и подвижником, по сорок дней ежегодно постился! Свои подвиги скрывал, и вообще о «видениях и снах» не говорил. Был он исповедником – зилотом, но не делал скандалов и проблем. Мне кажется, что самая большая ценность о. Никодима была в том, что, будучи истинным патриотом, он первый терпел жизнь вне Отечества. Это усугублялось тем, что на Афоне находились монахи, которые подозревали, что всякий русский монах – советский шпион! С болью в сердце Старец молился за Россию, что тогда особенно нужно было. Нужна такая молитва и сегодня» 24

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=1...

16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, которых и наименовал Апостолами: 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, (далее 10:5–11:1; п.68) 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его. 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. (далее 3:20–30; п.57) 17а И сойдя с ними, стал Он на ровном месте, (далее 6:17б-19; п.49) 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. 25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Имена апостолов без (Иуды Искариота) и порядок – почти те же, что и в Евангелиях, с незначительными изменениями (ср. Мф. 10, 2–4 ; Мк. 3, 17–18 ; Лук. 6, 14–16 ). Леввей или Фаддей – приводится с именем Иуды Иаковлева (ср. Иоан. 14, 22 ), а Симон Кананит называется Зилотом («ревнитель»), как принадлежавший к партии зилотов, крайних ревнителей Закона Моисеева. Перечисление имен апостолов имеет в виду привести в известность главных лиц, составлявших средоточие первого христианского общества и бывших главными действующими лицами в описываемых событиях – утверждения и распространения Церкви Христовой, по избранию Самого Ее Основателя. «С женами». Здесь разумеются, очевидно, те благочестивые почитательницы Господа, которые сопутствовали Ему при жизни, служа от имений своих ( Лук. 8, 2–3 ; ср. Лук. 23, 55, 24:1 ). Драгоценно упоминание о «Матери Иисусовой», а также и «братьях Его», которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию ( Ин.7, 5 ), но теперь, очевидно, были в числе верующих. Деян.1:15 .  И в те дни Петр, став по­среди уче­ников, сказал «В те дни», т.е. между вознесением и Пятидесятницей. «Петр, ставь посреди учеников, сказал». Петр, «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов» (Златоуст, толк. на Матфея, XVI, 15), первенствует здесь как «такой, которому Христос вверил стадо Свое» (Феофил), предлагая восполнить умаленный Иудою лик XII-mu. Деян.1:16 .  (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, быв­шем вожде тех, которые взяли Иисуса; Замечание относительно числа собравшихся имеет в виду отметить общее единодушие, господствовавшее в собрании учеников Господа, а также показать участие общего их собрания в решении вообще важных дел, подобных описываемому. В данном случае это участие верующих выразилось в таких действиях: «поставили» Иосифа и Матфия (ст. 23), «помолились» о них (ст. 24) и «бросили жребий» (ст. 26). Имея в виду такой порядок решения дел, Златоуст говорит: «смотри, как Петр все делает с общего согласия, и не распоряжается ничем самовластно и как начальник».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32. Двенадцать апостолов: ближний круг Избранники Вот что произошло в самом начале служения Иисуса по описанию Луки: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». О Матфее и Иоанне речь у нас уже шла – но что можно сказать об остальных учениках из этого круга? Кто они, почему и для чего были выбраны именно они? За Иисусом следовали толпы, особенно после того, как увидели Его чудеса. Он отобрал из этих сотен или даже тысяч всего двенадцать человек, которые ничем не выделялись – ни образованием, ни родом занятий, ни даже какой-то особенной духовной прозорливостью: евангелисты постоянно рассказывают, сколь многого апостолы сначала не понимали, как часто думали о своем, а не о том, что говорил им Иисус. Иоанн, правда, приводит один рассказ о том, как после некоторой проповеди (к тому же безо всяких чудес) народ начал расходиться… Одно дело – любоваться чудесами, а совсем другое – следование за Учителем и в те дни, когда не было никаких особых зрелищ. «Тогда Иисус сказал двенадцати: “Не хотите ли и вы отойти?” Симон Петр отвечал Ему: “Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго”». Может быть, Он заметил в них это стремление к Истине, эту готовность быть с ней до конца… Да, они были крайне далеки от совершенства, один из них (Иуда Искариот) и вовсе предаст Его. Но шанс был дан и Ему, значит, мы вправе предположить, что этот самый главный и самый страшный выбор своей жизни он сделал позднее. Само греческое слово «апостолос» означает «вестник, посланник». Так могли назвать гонца, отправленного с вестью в другой город, или даже посла, которого царь посылает вести переговоры от его имени. Столь почетное звание досталось совсем простым людям, большинство из них были рыбаками из Галилеи! Христос избрал этих людей и отправил на проповедь еще прежде Своего распятия и воскресения, когда, казалось бы, они совсем не были к этому готовы. Учиться всему им приходилось по ходу дела, и тут неизбежны были и ошибки, и сомнения. Число двенадцать было еще и символическим, оно означало полноту: именно столько насчитывалось «колен», то есть племен, в израильском народе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Проблема тех евреев, которые распяли Христа, заключалась в том, что у них были абстрактные представления о Мессии и о том, как Он может действовать в истории их нации и всего мира, но не было личного знания. Они не захотели внимательно всматриваться в образ Христа. Они просто заключили Его в рамки своих абстрактных представлений. Поэтому настоящее христианство всегда стремится дистанцироваться от разного рода идеологий. Порой они мешают увидеть главное. Отношения между людьми, между человеком и природой, наконец, между человеком и родиной должны начинаться с другого. Итак, с чего же должен начинаться подлинный патриотизм? Обратимся к Евангелию. Мы уже сказали, что Господь не предлагал никаких социально-политических программ. Более того, интересно, что среди Его ближайших учеников были представители разных идеологических направлений. Так, апостол Матфей в прошлом был мытарь, то есть сборщик налогов со своих же собратий в пользу Рима. Напротив, Симон некогда был зилотом, то есть тем самым борцом за независимость, который поклялся убивать таких, как Матфей. Но значит ли все это, что Христос не был, выражаясь нашими терминами, патриотом своей страны? Некоторые христианские богословы пытаются представить Его именно таким. Дескать, Христос проповедовал уранополитизм, учил тому, что все мы граждане неба, а потому до земли нам не должно быть никакого дела. Однако пристальное прочтение Евангелия говорит совершенно об обратном. Вот лишь несколько простых примеров. Евангелие не раз подчеркивает, что евреи были «свои» Христу. По словам Самого Спасителя, именно к ним Он пришел в первую очередь как к Своему народу. На этом, кстати, основывается трагический пафос Евангелия от Иоанна: «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин. 1:11). У Христа был любимый город, как его называет Евангелие, «свой город» – Капернаум, где Он любил отдыхать от тягот проповеди. Он вообще любил Галилею, холмистую местность в Палестине, в отличие от каменистой Иудеи, любил там проповедовать. В притчах Он использует образы природы этой страны. «Посмотрите на лилии полевые, на птиц небесных» (см. Мф. 26), – говорит Он. У Христа были друзья. Вспомните дом Марфы, Марии и их брата Лазаря, где Он любил проводить время. Когда Лазарь умер, Он плакал у его гроба, так что окружающие даже удивились. Наконец, очень яркий образ – Христос плачет, когда пророчествует о трагической судьбе Иерусалима, столицы Своей родины. Не будем останавливаться на этом подробно. Безусловно, все эти проявления чувств указывают на живую связь с землей, с местом, с людьми. По своему человечеству Христос не был космополитом. В Нем было живо чувство крови, Он любил Свою родину.

http://bogoslov.ru/article/6021147

Когда в жизнь Церкви вошел новый стиль 54 , вся Святая Гора, держась предания, сохранила старый стиль, не разорвав, однако, при этом молитвенного общения со Вселенской Патриархией Константинополя и своей зависимости от нее, и, как следствие, сохранила общение и с остальными Православными Церквями. Некоторые афонские монахи, которые сами себя называют «зилотами», по причине перемены стиля разорвали духовное общение с Патриархией и с остальной Святой Горой. Они не принимали участия ни в литургиях, ни в престольных монастырских праздниках и не общались с другими отцами. Катунаки являлись одним из зилотских центров. Отец Ефрем был зилотом. Поначалу они вместе со старцем Иосифом, движимые духовной ревностью, примкнули к крайней группировке так называемых матфеевцев 55 . Когда речь заходит о вопросах веры, вполне естественно может возникнуть фанатизм. У истоков пресловутого матфеевского раскола, задавшего задачу всему афонскому монашеству, стоял некий монах Матфей, родом с Крита, с ярко выраженными анархическими наклонностями, захвативший некоторую власть под предлогом календарной неразберихи. Культивируя фанатизм, возникший из-за перемены стиля, и представляя Церковь «отпавшей», он добился желаемого. Он стал «ультраправославным» и своими проповедями и действиями доводил своих сторонников до фанатического исступления. Это разделение стало новой раной на теле Церкви: фанатизм этот жив до сих пор среди некоторых его последователей. Как всегда, любой соблазн вначале производит фанатизм и смущение по причине неведения, доколе не откроется истинное положение вещей. И в результате старцы в пустыне оказались в стане фанатиков, потому что тогда царили тревога, неведение и страх предать свою веру. Тогда в противовес матфеевскому насилию существовало и более умеренное направление старостильников – флориниты 56 . Сторонники митрополита Флоринского избегали жесткости матфеевцев, обладали кротким нравом, несмотря на то что также были зилотами. Старцы обратились к этой группировке: «из двух зол меньшее – лучше», хотя и оставались неудовлетворенными. В их совести протестовала несправедливо отверженная живая Церковь . В разрешении этой проблемы они надеялись только на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010