Во-первых, в Иоан. 19:17  написано, что Иисус нес stauroV, на котором Он был распят. Но если бы это был столб, а не крест, то почти невозможно для человека нести самому столб без перекладины. С того времени как Его арестовали вечером, судили ночью и мучили, Он уже физически был изнеможен. Поэтому нести столб для Него Одного было бы невозможно, а нести крест еще было возможно. Правда, евангелист Марк говорит, что воины заставили Симона Киринеянина нести крест. Но это было по той причине, что Господь был настолько измучен, что даже не мог нести Свой крест дальше. Чтобы нести достаточно большой столб, на котором можно было бы распять человека, нужно по крайней мере два человека. А евангелист Иоанн говорит, что Иисус нес Свой stauroV (ставрос) Сам. Во-вторых, в Матф. 27:37  написано, что распинавшие «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Но если бы было так, как представляют распятие Иисуса вожди свидетелей Иеговы – с ладонями рук, прибитыми гвоздем к столбу сверху головы, – тогда евангелист Матфей должен был бы написать: «Поставили над руками Его надпись». Ведь не могли же распинающие поместить надпись между ладонями и головой! Для этого не было места. Поэтому факт того, что надпись была над головой, а не над руками, говорит о том, что Его руки были расположены иначе. Они не могли быть прибиты за Его спиной. Самый логический вывод состоит в том, что они были прибиты по обе стороны перекладины креста. В-третьих, в Иоан. 20:25  написано, что Фома, который не мог поверить, что Иисус воскрес из мертвых, сказал остальным ученикам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей … не поверю (выделено Н.П.). А Сторожевая Башня в своих публикациях всегда иллюстрирует распятого Христа на столбе, руки Которого прибиты поверх головы одним гвоздем. Конечно, для того чтобы прибить ладони рук поверх головы, лучше всего сложить их вместе и прибить одним гвоздем. Но дело в том, что Фома видел, что Его Господь и Бог был распят на кресте, и Его руки были прибиты не одним гвоздем . Поэтому, его слова показывают, что именно крест, а не столб был орудием казни Иисуса. Как воскрес Христос: телесно или только духовно?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Воины одели Иисуса в багряницу, надели Ему на голову венец из колючего терновника, вместо царского скипетра дали Ему трость и начали кланяться Ему, говоря: «здравствуй царь иудейский!» Потом били Его по голове тростью и плевали Ему в лицо. Наругавшись над Спасителем, повели Его на распятие и дали Ему нести крест, на котором Он осужден был умереть. Когда Иисус изнемог под тяжестью креста, то крест возложили на одного встречного, Симона Киринеянина. Приведя Его к месту, где казнили преступников и которое называлось Голгофа, воины раздели Христа и пригвоздили руки и ноги Его к кресту, а над головой Его прибили доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По обе стороны Христа распяли еще двух разбойников. Когда распинали Христа, Он молил Отца Своего за Своих мучителей, говоря: «Отче! отпусти им, ибо не ведают, что творят.» Народ, первосвященники и воины насмехались над Иисусом и говорили: «если Ты Сын Божий, сойди с креста!» Даже один из распятых разбойников начал злословить Его, говоря: «если Ты Христос, спаси Себя и нас.» Но другой укорял первого за его насмешки и, покаявшись в грехах своих, обратился к Иисусу и сказал Ему «помяни меня, Господи, когда придешь в царствии Твоем», на что Спаситель отвечал ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» При кресте Иисусове стояла Матерь Его со многими другими. Иисус, увидев Матерь Свою и любимого ученика Иоанна, поручил ему Матерь Свою и с того же часу ученик взял Ее к себе. Через три часа после распятия Спасителя, то есть в полдень, наступила тьма по всей земле и продолжалась до трех часов пополудни. В это время Иисус воскликнул громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил!» Потом сказал: «жажду!» Один из воинов поднес к устам Его губку, напитанную уксусом. Вкусив уксусу, Иисус сказал: «совершилось!» и потом прибавил: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» Голова Его поникла, и Он испустил дух. В эту минуту завеса церковная разодралась в храме надвое, сверху до низу; земля потряслась, камни расселись, гробы открылись, и многие праведники воскресли и явились в Иерусалим. Сотник же, стоявший здесь, видя землетрясение, сказал: «истинно человек сей был Сын Божий.»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Вот уже он служит святым, а еще называется Савлом. И после этого, Варнава пришел в Антиохию и, «увидев» там «благодать Божию» и множество бывших там верующих, «потом Варнава пошел в Тарс искать Савла» ( Деян.11:23, 25 ). Вот он и обращает многих, а именуется Савлом. И еще: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл» ( Деян.13:1 ). Вот он сделался и учителем, и пророком, а назывался еще Савлом. И опять: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла» ( Деян.13:2 ). 3 . Вот и отделяется он Духом, а имени еще не слагает! Только тогда, когда он пришел в Саламин, когда нашел волхва, тогда Лука говорит о нем: «Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго» ( Деян.13:9 ). Здесь-то было начало переименования. Не поскучаем же этим исследованием об именах. Ведь и в житейских делах отыскание имен очень важно: оно нередко возобновляет знакомства спустя много времени, открывает забытое родство, разрешает судебные споры, прекращает ссоры, потушает войны и бывает причиной примирения. Если же и открытие имен так много значит в житейских делах, тем более в духовных. Впрочем, прежде всего, надобно с точностью разграничить сами вопросы. Итак, спрашивается, во-первых, для чего некоторым из святых Бог давал имена, а другим не давал? Действительно, и в Новом, и в Ветхом Завете, он не всем святым Сам дал имена. А что было в Новом Завете, то же и в Ветхом – для того, чтобы ты знал, что один Господь обоих Заветов. Так, в Новом Завете Христос наименовал Симона Петром и сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна, «сынами громовыми», и только их одних, а из прочих учеников никого, но оставил их с теми же именами, какие сначала дали им их родители. А в Ветхом Завете Бог переименовал Авраама и Иакова, но (не переименовал) ни Иосифа, ни Самуила, ни Давида, ни Илию, ни Елисея, ни других пророков, а оставил их с прежними именами. Так, первый вопрос – тот, для чего одни из святых переименованы, а другие нет? Второй за ним – тот, для чего из этих (переименованных) одни получили имя в зрелом возрасте, а другие сначала, и даже до своего рождения? Петра, Иакова и Иоанна Христос переименовал в зрелом их возрасте, а Иоанну Крестителю дал имя еще до его рождения: пришел Ангел Господень и сказал: «Не бойся, Захария...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Впереди шел герольд, и его громкий голос извещал всех встречавшихся на улицах о том, кто будет казнен и за какое преступление 595 . О том же должна была говорить надпись на белой дощечке, которую несли пред преступником или вешали ему на шею 596 . Целый отряд солдат в полном вооружении, под командою центуриона или трибуна на лошади 597 , со всех сторон окружал обреченных на смерть. Многочисленная толпа народа, растянувшаяся вдоль улицы, заключала это печальное шествие, и тысячи глаз то с простым любопытством, то с враждебным злорадством, то, быть может, и с печальным участием были устремлены в то место, откуда виднелись орудия казни 598 . В какую сторону направилось печальное шествие? Как длинен был предстоявший ему путь, и где находилось место казни, составлявшее его цель? На эти вопросы евангельский рассказ не дает ответа. Один евангелист Лука на этом пути к Голгофе дает место обращению Господа к плачущим женщинам; другие повествователи не делают и этого, ограничивая свой рассказ лишь кратким замечанием о встрече с Симоном. Тем не менее, некоторые выражения у них дают нам право, по крайней мере, к тому заключению, что место казни Господа Иисуса Христа находилось за чертою города. Так, евангелист Матфей говорит, что «выходя (ξερχμενοι) они встретили одного Киринеянина, по имени Симона» 599 ; евангелист Марк говорит, что переменив багряницу Иисуса Христа на собственные Его одежды, воины ξγουσιν ατν – буквально: »выводят Его, чтобы распять» 600 . «И неся крест Свой, Он вышел (ξλθεν) на место, называемое лобное», читаем мы у евангелиста Иоанна 601 , который несколько дальше, сказав уже о распятии Иисуса Христа, замечает, что надпись на кресте Его читали многие из иудеев, потому что γγς ν πλεως τπος που σταυρθη ησος – «место, где был распят Иисус было (не в городе, а только) не далеко от города» (ст. 20). Последнее замечание Иоанна объясняет нам и то выражение двух первых евангелистов, что распятого Господа злословили и поносили ο δ παραπορευμενοι 602 – люди, проходившие мимо Лобного места, по той дороге, которая здесь же, неподалеку от Голгофы, вела в город и потому особенно теперь, во время праздника Пасхи, была переполнена народом. Все эти, сами по себе не довольно ясные и определенные, выражения евангелистов находят для себя объяснение и подтверждение у апостола Павла, который ясно говорит, что Господь Иисус Христос, «дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат» 603 . Таким образом, ставя выше всякого сомнения, что место казни Господа Иисуса Христа было за чертою Иерусалима и, следовательно, дорога к этому месту проходила чрез городские ворота, мы приходим к вопросу: какие ворота вели на Голгофу, или, по крайней мере, на какой стороне Иерусалима они были устроены?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Враги Христовы не сразу повели Его на распятие. Предварительно они излили свою злобу в бичеваниях Его, заушениях, оплеваниях, насмешках и в терзании пречистой главы Его терновым венцом ( Мф.26:67–68, 27:29–31 и др.). До крестных страданий Господь был так изнурён, что не мог уже донести на Голгофу предназначенный Ему крест, почему заставили Ему помочь Симона Киринеянина. Пришедши на место, воины пригвоздили Спасителя ко Кресту. Недолго продолжались неописуемые страдания: предварительные пытки ускорили смерть. Через шесть часов Господь испустил Дух ( Мф.27:35–50 ; Мк.15:25,34 ). Произошло это в пятницу. Чтобы не оставалось в субботу тел на крестах, воинам повел ено было перебить голени ещё не скончавшимся. Нашедши Христа умершим, они не перебили у Него голеней, но один из воинов копием пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:31–34 ). Вечером того же дня приходит Иосиф Аримафейский к Пилату и просит его отдать Тело Иисусово. Пилат сначала призывает сотника – этого опытного свидетеля многочисленных подобных событий – и, вполне удостоверившись в действительности смерти Христа, отдаёт Его Тело. Иосиф погребает Его во гробе, к двери которого привалил камень. Помогает ему в этом и Никодим. Мария же Магдалина и Мария Иосиева зрясте, где Его полагаху ( Мк.15:42–47 ). Первосвященники и фарисеи, зная предсказание Спасителя о Своём воскресении, поставили у гроба стражу, во–первых, для того чтобы ученики Его и не подумали о краже Тела и затем – о ложной проповеди воскресения; они хорошо сознавали, что, сохранив мёртвое Тело Христа, можно было потом свободно заклеймить Его именем обманщика ( Мф.26:63, 27:64 ), доказать на все времена и пред всем народом ничтожность веры в Него. Несомненно, что страже было поручено тщательно исполнять это ответственное дело под страхом смерти. Апостолы, эти робкие и несмелые тогда люди, в сердцах которых закралось сомненье в мессианстве Христа ещё при взятии Его под стражу в Гефсиманском саду ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ), после смерти и погребения Его окончательно разочаровались. Уныние, недоумение, сомнение, тоска, безверие в воскресение, отчаяние – вот душевное состояние апостолов после лишения Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Всем присутствовавшим хотелось видеть святой Крест. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена встали на возвышенном месте и воздвигали (поднимали) Крест, а народ поклонялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!» Крест в жизни христианина Усталый шел крутой горою путник, С усилием передвигая ноги, По гладким он скалам горы тащился И, наконец, достиг ее вершины. Великое светило последними лучами озаряло мир, И был покой повсюду несказанный. Прочел вечернюю молитву странник и потом На благовонном лоне муравы Простерся, и сошел ему на вежды Миротворящий сон. И Господа увидел старец, И к Господу воскликнул он: «Отец! Не отвратись во гневе от меня, Когда всю слабость грешныя души Я исповедую перед Тобою. Я знаю: каждый, кто здесь от жены Рожден, свой крест нести покорно должен, Но тяжестью не все кресты равны. Мой слишком мне тяжел, не по моим Он силам: облегчи его иль он Меня раздавит и моя душа Погибнет». Так он Всевышнего молил. И вот себя в храмине он увидал, Где множество бесчисленное было Крестов. И он потом услышал голос: «Перед тобою все кресты земные Здесь собраны, какой ты сам из них Захочешь взять, тот и возьми». И начал Кресты он разбирать, и тяжесть их Испытывать, и каждый класть на плечи, Дабы узнать, какой нести удобней. Но выбрать было нелегко. Один Был слишком для него велик, другой Тяжел, а тот, хотя и не велик, И не тяжел, но неудобен, резал Краями острыми ему он плечи. И, словом, ни одного креста не мог он выбрать. Снова уж начинать хотел он пересмотр, Как вдруг увидел крест... Был он нелегок, правда, но зато как будто По мерке для него был сделан. И он воскликнул: «Господи! Позволь мне Взять этот крест!» И взял. Но что же? Он Был тот самый, который он уж нес. В. Жуковский 8 Претерпев избиения от воинов Пилата, Господь Иисус Христос был измучен и ослабел. Под тяжестью Креста, который Ему Самому пришлось нести к месту распятия – на Голгофу, Он несколько раз падал. Видя это, римские воины остановили проходящего мимо Симона Киринеянина и велели ему помочь донести Крест Господень. ( Мк. 15:21 ; Лк. 23:26 ) 9 По нынешнему счету времени Иисус Христос был пригвожден ко Кресту около двенадцати часов дня. 10 Предание рассказывает, что Пилат, отчаявшись в Божием милосердии, подобно Иуде, лишил себя жизни. Его жена, Клавдия Прокула, умерла христианкой. В Греческой Православной Церкви она причислена к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Выйдя через Судные врата, до Голгофы Господь прошел еще метров двести (а может быть, и меньше). Каждый раз в Великую Пятницу по Via Dolorosa идет несколько крестных ходов. Очень тяжело бывает, когда совпадает празднование Пасхи в Западной и Восточной Церквах. Тогда крестные ходы беспрерывно следуют один за другим. Идут православные, идут католики, идут мелхиты, копты, протестанты разных мастей — все с крестами. Мне однажды тоже Господь дал счастье пройти по этим улицам, неся, точнее поддерживая крест. Кресты несут по–разному: у одних они небольшие, чисто символические, — а греки, например, делают очень большой крест, в натуральную величину, как можно предположить, — и несут его несколько епископов. Так как людей довольно много, тяжесть этого креста распределяется, но я прямо скажу — у меня он был на левом плече: это очень тяжело. Тем более, когда Господь нес крест один и только потом «задели», как говорится в Писании, Симона Киринеянина, чтобы он мог помочь его нести. Храм Гроба Господня — это сооружение, которое в общем–то не производит грандиозного впечатления: он зажат между зданиями. Всего исторически было последовательно три храма. Нынешний, представляющий собой большую базилику с неровными краями, покрывает и место погребения, и Голгофу, там много внутренних встроенных алтарей — в память о том или другом событии, в частности, в честь равноапостольного Константина и матери его царицы Елены, которая находилась там во время раскопок в специальном помещении и из окошечка наблюдала, как они происходят. Слева от входа — камень, где было положено тело Господа Иисуса Христа. Здесь же Голгофа. Три десятка ступенек наверх, и на террасе, на уровне второго этажа, стоит крест в память о том кресте, который был поставлен. Здесь два престола, католический и православный. Католический — на месте пригвождения (крест был положен горизонтально, когда Господа прибивали к нему гвоздями); православный — на месте водружения. Дальше по лестнице спускаются вниз, куда на холсте спустили тело распятого Господа Иисуса Христа, здесь же камень помазания, а под другим куполом большая часовня, так называемая кувуклия, которая покрывает тот горный склон, в котором был выдолблен гроб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Доказать это трудно, но еще труднее в этом сомневаться, если только нет предвзятой воли к сомнению. Прямо чувствуется, что все евангельские события рассказаны по живой памяти и живому впечатлению. Приводить примеры это значило бы пересказать все Четвероевангелие. Достаточно немногих припоминаний. Уже упоминалось пребывание Христа в Назарете, соблазн и сомнение Его ближних. Не раз в Евангелии рассказывается о недоумениях и сомнениях Его учеников. Ярким реализмом запечатлена беседа Господа по пути в страны Кесарии Филипповой, торжественное исповедание и сряду же несмысленное прекословие ап. Петра ( Мф.15:13–23 ; Мк.8:27–33 ). Или рассказ о том, как приступила к Иисусу мать сыновей Заведеевых просить, чтобы Он дал им сесть рядом с Собой во славе Царствия Своего ( Мф.20:20–24 ; Мк.10:35–41 ). Или рассказ о воскрешении Лазаря ( Ин.11:1–46 ). С бесспорными реалистическими подробностями описаны последние дни Господа. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них ( Мк.14:51–52 ). И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:21 ; Мф.27:32 ; Лк.23:26 ). Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ). Все эти мелкие штрихи уместны только в историческом повествовании, в «памятных записях» очевидцев. Непосредственное самосвидетельство евангельских рассказов подкрепляется отдельными реалистическими внешними чертами, именами, прозвищами, названиями городов. После сего проходил Он по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим ( Лк.8:1–3 ). Сухое историческое сопоставление внешних подробностей Евангельской истории с другими источниками по истории и быту тогдашней Палестины в общем и основном с полной убедительностью показывает историческую и бытовую точность Евангельского изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Его привязывают к столбу, бьют бичами до тех пор, пока, по пророчеству Исаии, «от главы и до ногу (не остается) в Нем целости» ( Ис.1:6 ). Его венчают тернием, ударяют тростью по главе, преклоняют пред Ним колени и насмехаются... Наконец Пилат передает Его Иудеям на распятие. О, как возрадовалсь тогда злоба Иудейская! Вот когда было бы прилично повторить слово пророка Иеремии: «Отерзоша на Тя уста своя еси врази Твои, позвиздаша (свищут) и поскрежеташа зубы своими, и реша: поглотим Ю: обаче сей день, егоже чаяхом» – только этого дня мы и ждали, и дождались наконец ( Плач. 2:16 ). С какой поспешностью готовят они крест, гвозди, молотки, лестницы, веревки, губу, оцет, желчь... С каким злорадством возлагают они крестное древо на Христа, уже кровью истощенного и от бесчисленных ударов изнемогшего, от холода трясущегося, и гонят они Его, и сами поспешно идут на Голгофу; и идет Он, новый Исаак, неся Сам на Себе древо Свое, и падает в изнеможении под этой ношей – Тот, Кто небо и землю держит дланью, и нуждается в помощи Симона Киринеянина Тот, Кто легко исполняет всякое прошение наше. Но вот и Голгофа. Воины водрузили крест, подняли на него Господа, пронзили руки и ноги Его острыми гвоздями. Кто постигнет эту муку нестерпимую? Но и тут еще не конец Его страданиям: Ему подают на трости оцет, с желчью смешанный, над Ним ругаются и, кивая главами своими, кричат Ему: «э, разоряли церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам!..» ( Мк. 15:29 ). Какие страдания человеческие могут сравниться с этими страданиями Христовыми? Соберем ли все страдания всех святых мучеников? Но и их страдания в сравнении с болезнями Иисусовыми – то же, что прах мелкий против всей тяжести земной. Ведь они страдали Его же благодатью подкрепляемые, а Он Сам говорил о Себе: «ждах соскорбящаго... и не обретох» ( Пс. 68:21 ), Он к Самому Отцу Своему вопиет: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил?» ( Мф. 27:46 ). Кроме того, ведь Он предвидел тогда, кто и какие муки за Него будет терпеть, и Он все эти муки тогда на Себе чувствовал, за всех страдал, чтобы для всех исходатайствовать у Отца Своего благодать терпения в этих муках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Еще ближе этих лиц следует искать в столице тогдашнего мира. На это наводит упоминание сыновей Симона Киринеянина – Александра и Руфа ( Мк. 15, 21 ). Не может подлежать спору, что евангелист отчеством этого «крестоносца» хочет указать нечто особенное, поскольку подобные родословные глоссы далеко не обычны даже при именах самих апостолов, а естественная цель его была та, чтобы напомнить об этом человеке своим читателям через посредство родственных ему членов, которые были им знакомы. В таком случае это был Руф, приветствуемый в послании к римлянам ( Рим. 16, 13 ). Его же поэтому разумеет и Марк. Можно думать, что и Марию Магдалину он считает не совсем неизвестной для своего круга, как бы говоря: это та самая, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16, 9 ). Об этой мироносице предание, хотя и смутное, говорит, что она была в Риме. К этому городу ведет также повествование о суде над Господом. Здесь евангелист без всяких предварений прямо говорит, что начальники отвели Его и предали Пилату ( Мк. 15, 1 ), между тем Матфей ( Мф. 27, 2 ), Лука ( Лк. 3, 1 ) и даже Иоанн ( Ин. 18, 28 ) определяют его должность и звание. Марк, очевидно, допускает, что для него это не нужно и его ближайшая публика хорошо знает, кто это был и почему он вынуждается вести обвинительный процесс против Спасителя решительно вопреки своему желанию. Всё это скорее заставляет предполагать римлян, и притом из более или менее высших чиновничьих слоев, где так внимательно следят за карьерой своих товарищей и крепко затверживают уроки прошлого в примерах своих собратов. И Климент Александрийский действительно рассказывает, что в числе желавших иметь письменный образец проповеди Петровой были некоторые кесарийские всадники (caesareani equites) – представители привилегированных придворных полко 666 . Мнение это возможно, поскольку св. ап. Павел еще ранее, во время первых своих римских уз, успел проникнуть до Кесарева дома ( Флп. 4, 22 ), – хотя последний и не означает царского дворца, а указывает, вероятно, на «двор» или придворных 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010