Пророк Исаия, провидя уничижение Сына Божия, Мессии, сказал: «Видехом Его, и не имяше вида, ни доброты… умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53, 2–3). Пророк Давид, движимый Святым Духом, говорит как будто бы о действительных событиях собственной жизни. Но эти слова пророка относятся и к тому, что должен был претерпеть грядущий Мессия: «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (см. Пс. 21, 7). Для того чтобы понять эти слова, нужно представлять, что такое распятие. Иудеи, конечно, ожидали, что под давлением унижений, пыток, предваряющих казнь, страха смерти Иисус сломается, Сам Себя опорочит Своим поведением или словами. Но этого не произошло. Господь был тверд, как камень, о чем даже сказано в пророчествах: «Сделалось лицо Его как камень» (см. Ис. 50, 7). Действительно, Спаситель был поруган, унижен, оплеван, но тем не менее Он ни в чем не отступил от истины. Тогда иудеи добились для Спасителя самого страшного и унизительного, как им казалось, – казни через распятие, которая возмущала даже лучших из язычников. Уже некоторые римские политические деятели и философы порицали эту смертную казнь, предназначенную притом не для граждан Римской империи, а для людей, не имевших римского гражданства, которое считалось в то время весьма значимой привилегией. Однако отменена эта казнь была только в христианскую эпоху, при Константине Великом. Приговоренного к такой ужасной смерти сначала бичевали. У бичей было несколько языков, к концам которых прикреплялись свинцовые наконечники, больно ранившие тело человека. Потом на осужденного возлагали крест, и он сам нес его к месту казни. Однако Спаситель, как вы знаете из евангельского повествования, обессилев, падал под тяжестью Креста (Предание сохранило память о тех местах, где это происходило) и не смог его донести. Тогда Крест возложили на Симона Киринеянина, случайно проходившего мимо. После того как человек сам приносил свой крест к месту своей казни, его привязывали или пригвождали ко кресту, прибивая ноги одним гвоздем или, как при распятии Спасителя, двумя. Распятый человек несколько дней умирал в муках, испытывая постоянное удушье. Он был вынужден делать нечеловеческие усилия для того, чтобы просто вдохнуть воздух. Для того чтобы сделать любое движение, нужно было опираться на ноги и руки, пронзенные гвоздями, что вызывало невыносимую боль в ранах. Можно сказать, что человек, умирающий на кресте и в муках извивающийся вдоль этого орудия казни, почти в буквальном смысле слова уподоблялся червю: «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». Когда Господь умер всего через несколько часов после того, как Его пригвоздили ко Кресту, и Иосиф пришел к римлянам просить тело Спасителя для погребения, Пилат удивился (об этом, как вы помните, повествует Евангелие от Марка): неужели Он так быстро умер? И только уверившись в смерти Господа, позволил Иосифу Аримафейскому взять Его тело.

http://pravmir.ru/kakoj-siloj-osvyashhen...

«Варавва, со своими сообщниками...» (стих 7). Евангелист Марк делает довольно обстоятельное замечание о Варавве. Это был какой-то заговорщик, составивший целую шайку бунтовщиков и даже во время восстания, им произведенного, совершивший убийство. А по закону Моисееву за убийство полагалась смертная казнь ( Исх.21 ). «И просить Пилата о том» (стих 8), т.е. чтобы он сделал то, что всегда делал для них. «Царя Иудейского» (стих 9). Так у евангелиста Марка Пилат называет Христа (ср. Мф.27:17 , где Пилат именует Иисуса «называемым Христом»), вероятно, для того, чтобы показать народу, как неестественно для него просить об умерщвлении их собственного царя, хотя, с точки зрения Пилата, и не имевшего законных оснований для своих претензий. Может быть, Пилат употреблял в споре с народом оба выражения – и «Христос», и «Царь Иудейский», почему евангелисты и разнятся здесь друг с другом. «Желая сделать угодное народу» (стих 15). Это замечание евангелиста Марка дает характеристику Пилата как слабого правителя, который не мог настоять на своем, но из желания угодить толпе нарушил требование внутреннего голоса своей совести. Мк.15:16 .  А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, Мк.15:17 .  и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; Мк.15:18 .  и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! Мк.15:19 .  И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Мк.15:20 .  Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. Мк.15:21 .  И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Мк.15:22 .  И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. Мк.15:23 .  И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Мк.15:24 .  Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Мк.15:25 .  Был час третий, и распяли Его. (См. Мф.27:27–34 ). «Отвели Его внутрь двора, то есть в преторию» (стих 16). Евангелист Марк последним термином объясняет своим читателям не совсем понятное выражение «внутрь двора». Претория, или дворец прокуратора, находился в то время, вероятно, в замке Антония, около храмовой площади, к северо-западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще до предательства от Иуды, Иисус в саду Гефсиманском, созерцая предстоящие Ему тяжкие страдания и крестную смерть за грехи мира, как человек, глубоко чувствовал тяготу сих безмерных страданий, страшился их, и молил Отца небесного: Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия ( Мф. 23:39 ). Сей молитвенный подвиг так был тяжел для человеческого естества Иисусова, что пот на теле Его был как капли крови, которые падали на землю ( Лк. 22:44 ). Также, когда Иисус, преданный вероломным Иудою, влачим был от одного первосвященника к другому, из одного судилища в другое, в это время терпел Он тяжкие поругания, заушения, побои, мучительное бичевание; и наконец, когда, осужденный на смерть, принужден был нести орудие Своей смерти, Он, изнуренный предшествовавшими страданиями, до того изнемог под бременем креста, что должны были заставить Симона Киринеянина понести крест – это орудие искупительной смерти Иисусовой ( Мф. 27:32 ). Как велики были крестные страдания Господа Иисуса, ясно показывает молитвенный вопль Его к Отцу небесному: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил ( Мф. 27:46 ). Крестные страдания до конца истощили тело Иисуса, так что душа Его не могла более пребывать в Нем, и Иисус, возгласив: Отче, в руце Твои предаю дух Мой ( Лк. 23:46 ), испустил дух. Так Господь Иисус, распятый на кресте, умер от тяжких крестных страданий. Доказательством того, что Иисус Христос действительно умер, распятый на кресте, служит Его погребение. Первыми свидетелями смерти Господа Иисуса были воины, распявшие Его. Они так были уверены в действительности смерти Иисуса, что не почли нужным перебивать голени Его, как перебили двум разбойникам, распятым вместе с Иисусом, что делали обыкновенно для ускорения смерти распятых. Сказано у евангелиста: Приидоша же воины, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с ним, на Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голеней, но един от воин копием ребра Ему прободе; и абие изыде кров и вода ( Ин. 19:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Весь Синедрион, все сонмище иудейское обвиняет Господа перед Пилатом. Их обвинение — чисто политическое: Он возбуждает народ к неповиновению власти, запрещает платить подать кесарю и называет Себя Царем, соперничая с кесарем.

http://pravoslavie.ru/4064.html

И далее оправдывают сами себя, сами одобряют свое рациональное и логичное поведение: «Вот если бы сдержал [он] слово, если бы дал нам рассудительное доказательство (а какое другое доказательство может быть убедительнее, чем сошествие с этого креста?), тогда да, мы, как люди справедливые и творящие суд, тотчас же признали бы его за царя. Иначе на чем нам построить веру?» [Они] думали разубедиться в несправедливом отношении к этому несчастному, столь молодому, но и не могли избавиться от победного тона [в голосе]. Не могли отказаться от удивительно представившегося случая, чтобы над ним не посмеяться (в конце концов открыто и прилюдно, с полной властью) и вразумить (беспристрастно) Того, Который принес им столько обид, страхов, раздражений и забот. [Они] были торопливы, особенно торопливы, сократив созерцание шествия осужденного под полуденным палящим солнцем с орудием мук на своей спине, и призвать Симона Киринеянина. Здесь же [у креста] уделяли время для отдыха, ослабляли [пытки], наслаждались триумфом и говорили: пусть спасет Себя, пусть сойдет с креста! Если увидим, то и уверуем! И добровольно ожидали, будучи полны мудрости. Лингвистическая ошибка. Они не только не верили Тому, Кого повесили на кресте, но и не знали, что значит «верить», и употребляли это слово, абсолютно не понимая его значения. Если бы, под предлогами архиереев, Господь сошел бы со креста, Которого [т. е. Господа], как столь красиво говорит Екатерина Сиенская, «не гвозди, но любовь удерживали пригвожденным», то слово «вера» было бы упразднено окончательно, [Он] возвел бы насильно и навсегда царство Божие на престол. В факт сошествия нельзя поверить, его можно лишь констатировать, зарегистрировать, принят к сведению. Это было бы принуждением и сведено к нулю переживание загадочного слова «верить». «Верить» не является синонимом словам «доказывать, демонстрировать, быть очевидным» или словосочетанию «верить потому что». Вера устраняет всякие сомнения, условия и объяснения. Внезапное явление какого-нибудь важнейшего события, явившегося с неба, поставило бы людей, как пишет Кьеркегор, лицом к лицу с экстраординарным и сенсационным событием, не позволило бы им осознать, что имеют дело с бесспорным знамением, которое так старательно выпрашивали фарисеи, писатели и книжники. Сошествие со креста, на Голгофе, было бы подобным красочным знамением, после явления которого, архиереям и всем находящимся по близости, не осталось бы ничего другого, как подчиниться очевидности, как преклонить колени и воспеть «Осанна».

http://bogoslov.ru/article/5948241

Прежде предания на распятие Иисуса били. Били бичом. Всякое распятие сопровождалось предшествующим бичеванием. Из описаний Иосифа Флавия мы узнаём, насколько это было ужасно. Человека сгибали и связывали так, чтобы спина его была выгнута наружу. Бич представлял собой длинный кожаный ремень, на котором были закреплены заостренные куски свинца и костей. Иногда такой бич вырывал человеку глаз, нередко приговоренные умирали от ран. Многие становились буйно помешанными, лишь немногие сохраняли здравый рассудок. Такому наказанию подвергли Иисуса. d) Багряница и терновый венец (Мк.15,16–20; Мф 27,27–31; Ин 19,2–3). 16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды. Вынесение приговора и осуждение в Риме проводились по установившейся формуле. Судья краткой формулой объявлял приговор о распятии и, обращаясь к страже, говорил:/I, milee, expedi crucem/(Иди, солдат, приготовь крест). Пока готовили крест, Иисус и находился в руках солдат. В претории, то есть в римском административном здании, находился штаб гарнизонного полка, и собравшиеся воины были из штабной когорты охраны. После бичевания, которое производили не солдаты, а назначенные палачи из иудеев, издевательства солдат были, можно сказать, уже чем-то почти беззлобным. Они разыгрывали свой грубый казарменный спектакль без особой ненависти, просто как примитивную шутку. Ведь им до всего происходившего не было никакого дела. 5. Распятие, смерть и погребение (Мк.15,20–47) a) Распятие (Мк.15,20–32; Мф 27,32–44; Лк 23,32–43; Ин 19,17–24). 20 И повели Его, чтобы распять Его. 21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Что оставалось делать Пилату? Умыть руки и отправить Христа на казнь, что он, собственно, и сделал. Путь, пройденный за всех Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест — орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей. На пути к месту казни Христа сопровождало множество людей, как Его врагов, так и друзей. Женщины, которые следовали за Господом ранее, шли и теперь, рыдая и плача о Нем. Однако Спаситель сказал им, чтобы они плакали не о Нем, а о себе: «дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк 23, 28-30) . Тем самым Христос предсказал будущую катастрофу Иерусалима и всего Израиля. (В 70 году по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и полностью разрушен войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита.) Когда Господь совсем обессилел от тяжести креста и поруганий, римские солдаты вырвали из толпы одного человека — Симона Киринеянина и заставили его некоторое время нести орудие казни. На Голгофе же все уже было готово. Солдаты даже приготовили особый напиток для осужденных на смерть — смесь из кислого вина, уксуса и других веществ. Это питие вводило распятых в одурманенное состояние, при котором они частично не чувствовали боли. Вместе с Господом казнь на кресте ожидала еще двоих — преступников. На кресте Самые последние и тяжелые часы земной жизни Спасителя начались с момента распятия. Смерть на кресте вообще во всем древнем мире считалась рабской, позорной и, в тоже время, самой жестокой и мучительной. Пригвожденный ко кресту умирал медленно сразу от нескольких причин. Он испытывал страшную жажду, терял сознание и снова приходил в себя, страдал от боли, но главное, постепенно задыхался. Именно задыхался, так как вес его собственного тела, в частности грудная клетка, постепенно сдавливал легкие и сердце, которому жизненно необходим кислород. Даже в обычном состоянии человек от нехватки кислорода чувствует себя плохо и быстро утомляется, что же тогда говорить о висящем несколько часов на кресте.

http://foma.ru/kak-umiral-iisus-hristos....

Евангелист Иоанн ничего не говорит о том, что происходило на пути от претории до Голгофы, и сообщает только одно из того, что заключается в выражении евангелиста Марка (ст. 20), именно, что когда Иисус Христос начал этот путь, то «понес Свой крест». Но евангелист Марк повествует и о недостающем у Иоанна и говорит, восполняя, а не противореча другим евангелистам, о том, что происходило на дороге. Это восполнение находит свое подтверждение и в Евангелиях от Матфея и Луки, из которых последний также говорит: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом». Евангелист Лука упоминает еще об одном обстоятельстве, о котором умалчивают Иоанн и Марк, именно о последовании великого множества народа, о плаче женщин, о словах к ним Господа и о ведении с Ним на смерть двух злодеев ( Лк. 23:27–31:32 ). Что Иисус Христос на остальной части Своего скорбного пути облегчен был от тяжести креста, подтверждается, кажется, и тем обстоятельством, что такое облегчение дало Господу Иисусу возможность обратиться со строгою речью к последовавшей за Ним толпе народа, заканчивавшеюся словами: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Нельзя также не обратить здесь внимания и на то, что на основании слов евангелиста Луки (23:26) «возложили на него (Симона Киринейкого) крест, чтобы нес за Иисусом» представляется, что Симона заставили нести только нижнюю часть креста, между тем как тяжелейшая часть его оставалась на плечах Спасителя, и следовательно, Он Сам нес Свой крест до места распятия. Приведем здесь изъяснение одного толковника: «Господу сделано было только некоторое облегчение, а не совершенное освобождение от тяжести креста. Крест веревкою был привязан к плечам, и, конечно немного времени потребовалось, чтобы отвязать его от Спасителя и нижний конец возложить на плечи Симона. Следовательно, здесь речь не о совершенном снятии с Него креста, но о совместном несении нижней части; и если даже признать, что тяжесть от этого для Господа только увеличилась, а не облегчилась, так как верхняя часть тем тяжелее должна была упереться на Его плеча, то из этого будет только следовать здесь, как нередко и в других случаях, что милосердие нечестивых было жестокое. Впрочем, мы и не читаем ни у одного из евангелистов, что Спаситель не мог уже долее держаться под тяжестью креста и упал бы, если бы в надлежащее время не пособил Ему Симон. И здесь Спаситель несет тяжелейшую часть бремени, между тем как легчайшая (сравнительно) остается на плечах того, кто за ним следует».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

— Машка, отстань, — говорила я ей. Ей все это говорили… — Машка, уйди, Херувимская… — Так, бери конфету и иди, дай помолиться… — Да замолчишь ты или нет?! Она замолкала, отставала и шла к детям. И тут же отдавала кому-нибудь выпрошенную конфету… Вот кто ее правда любил, так это дети. Она, шестидесятилетняя женщина, играла с ними в приходской песочнице, лепила какие-то куличики. Нянчила с девчонками их кукол. Просто болтала и смеялась. А еще она очень любила катать по церковному дворику коляски с младенцами. Машка шла с этой коляской гордо и трепетно одновременно. Иногда останавливалась и заглядывала внутрь. И лицо ее сияло от радости и нежности. «Ох, грехи наши, грехи» Хорошо запомнила я один случай… Было лето, я приехала в тот городок и пришла на службу в тот храм. Была всенощная, приближалось помазание. И во дворике появилась незнакомая мне женщина с коляской. Ее в принципе никто там не знал. Это было понятно по поведению прихожан. Никто не знал, но все, не таясь, смотрели в ее коляску, из которой беспомощно свисали в разные стороны детские руки и ноги. На вид ребенку было уже года три или четыре, и не оставалось никаких сомнений, что он очень болен. Когда женщина достала его, чтобы нести на помазание, все стало еще очевиднее. Большая, бесформенная, как будто бы второпях вылепленная, голова. Слабая шейка, которая не могла ее держать. Перекошенный рот. Глаза, смотрящие в пустоту. Кто-то глядел, как завороженный, кто-то стыдливо отвернулся, непонятно кого или чего стыдясь, себя или ребенка. «Горе-то какое», — послышалось откуда-то… «Ох, грехи наши, грехи…» Женщина шла мимо нас с этим ребенком на руках, и мне тогда подумалось, что вот так, наверное, нес мимо зевак Иисус свой крест. Еще немного, и она упадет под его тяжестью. А среди нас не найдется Симона Киринеянина. — А как его зовут? — подошла вдруг к ним Машка… Нашелся… — Витя. — Давайте я вас отведу к батюшке, он у нас хороший. Она взяла болтающуюся ручку и встала с ними в очередь на помазание. Кто-то попытался отогнать дурочку:

http://pravmir.ru/ona-vorovka-krichala-b...

Апостол Агав , первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апостолов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии ( Деян. 11:27–30 ), то есть голод 44–48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян. 21:11 ). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции). Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). О нем сказано в Послании к Римлянам ( Рим. 16:14 ); следовательно, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впоследствии претерпел мученическую кончину. Апостол Руф был сыном земледельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк. 15:21 ). Следовательно, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16:13 ). Апостол Флегонт , римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апостолом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ); впоследствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии). Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам ( Рим. 16:14 ). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Болгарии). Замучен язычниками в самом начале II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010