Путь Спасителя к Голгофе начался в претории. Измученного и окровавленного Его свели по лестнице дворца. Ступени эти которых касались ноги Божественного Страдалица стали благоговейно почитаемой христианами святыней. Часть этой лестницы (28 ступеней) была позднее перенесена в Рим и помещена в церкви Святое Крыльцо (La santa Scala). Шествие от дворца до места казни священные писатели описывают кратко. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, который был неотлучно со своим Учителем, свидетельствует, что Иисус нес крест: И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа (Ин. 19, 17). У евангелистов-синоптиков говорится о возложении креста на Киринеянина, по имени Симон. По-видимому это сделали воины при восхождении на гору, что можно косвенно заключить из четвертого Евангелия. Повествования всех четырех евангелистов вполне согласуются. По мнению блаженного Августина, " до восхождения на Голгофу Иисус Сам нес Крест Свой; Симон же, как вспоминает предыдущие три (евангелиста), был принужден к этому уже в пути, при поднятии (креста) на (лобное) место. Таким образом, первую половину пути описал Иоанн а вторую остальные " [Августин блаж. , О согласовании евангелистов, - Творения, СПб. , 1998, т. 2, с. 261-62] Апостол Иоанн Богослов, как известно, в повествовании о священных событиях стремится восполнить синоптиков и не повторять известное, если это не нарушает целостности повествования. Несение креста Несение креста. Конец XV века. Двухсторонняя икона из Софийского собора в Новгороде. Фрагмент Слова Спасителя " кто не несет креста своего, тот не может быть Моим учеником содержат духовный, а не буквальный смысл. Но духовный смысл стал возможен только потому, что Подвигоположник нашей веры однажды, взяв на Себя грехи всего мира, понес реальный крест к месту Своей искупительной смерти. Поэтому нам дорого сообщение любимого ученика Иисуса о том, что Божественный Крестоносец до Голгофы нес крест Сам. Рассказ трех первых евангелистов о возложении в конце пути креста на Симона Киринеянина не опровергает вышесказанного, а лишь подтверждает историчность евангельского повествования.

http://pravoslavie.ru/1699.html

Своим примером Господь заповедал и нам не чуждаться ни креста страданий ( Мк. 8:34 ), ни креста вещественного, на котором пострадал Господь: Евр. 13:13 . Ин. 19:16 . Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса, и повели. 17 . И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа. 18 .Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. 19. Пилат же написал и надпись, и оставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф. 27:32 . Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Мк. 15:21 . И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Евр. 13:13 . Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. б) Чествование св. креста. 1Пет. 2:24 Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Кол. 2:14 . Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. На основании этих мест сектанты утверждают, что крест Христов осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, которые, по мнению сектантов на кресте же и остались. Неразумность этой мысли ясно видна из следующего: грехи наши на древо Сам Господь вознес «Телом Своим» ( 1Пет. 2:24 ), бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко кресту» ( Кол. 2:14 , срав. Еф. 2:16 ). Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин. 3:5 , и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на крест Господь вознес грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова предвозмогла все нечистое, уничтожила на кресте грехи и рукописание (срав. Еф. 2:16 ), а самый крест честною кровию Господа освятился. ( Кол. 1:19–20 ). Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал. 6:14 , а сектанты смущаются: 1Кор. 1:18 . Еф. 2:16 . И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 1Ин. 3:5 . И вы знаете, что Он (Иисус Христос) явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Кол. 1:19 . Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. 20 . И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное. Гал. 6:14 . А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым ь для меня мир распят, и я для мира. 1Кор. 1:18 . Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В нескольких шагах за четвертой остановкой Крестный Путь поворачивает направо, к улице-лестнице, которую местные арабы-христиане называют Тарик аль-Алам («улица скорби»). На перекрестке, слева, расположена францисканская часовня, посвященная Симону Киринейскому. Она построена в 1895 г. и является пятой «станцией» францисканского крестного хода. Когда-то здесь находилась первая резиденция Францисканского ордена в Иерусалиме. Часовня посвящена событию, о котором в Евангелии сказано: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него Крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26). Симон Крестоносец – так называют его иногда в древних текстах. Кем бы он ни был в жизни, факт, что именно ему довелось послужить Господу в Его искупительном подвиге, делает этого человека одной из значительнейших, как принято теперь говорить, «знаковых» фигур в истории. На стене часовни мы впервые, кажется, встречаемся с «печатью», нарочито отмечающей места францисканцев в Святой Земле. Две скрещенные руки – Иисуса и Франциска Ассизского. Но гораздо важнее для нас, православных, другая «печать», помещенная справа от входа в часовню. ...Сын Божий упал, и рука, которой Он оперся о камень, запечатлелась в мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни Симона. По обычаю каждый из православных паломников, проходящих мимо, вкладывает свою правую руку в отпечаток Десницы Спасителя и произносит молитву: – Помоги мне, Господи, нести мой крест! Ряд последовательных террас поднимающейся постепенно к Голгофе ступенчатой улицы, с контрфорсами старинных домов, придают этой части Крестного Пути древний, мрачноватый облик, делая ее одной из наиболее впечатляющих улиц Старого Города. В полусотне шагов от часовни Симона Киринейского мы вступаем в крытый переход и видим слева фрагмент пилястры в стене, отмечающей место шестой «станции». Здесь находился, по преданию, дом Вероники. В 1883 г. это место было приобретено униатами греко-католиками, и включает теперь церковь св. Вероники и за ней, в глубине, древнюю крипту, реконструированную в 1953 г. по проекту А. Барлуцци.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Когда из Кирены Симон переселился в Палестину, остается неизвестным; в Кирене 552 было довольно значительное население Иудейское, занимавшееся торговлей 553 , но если Симон Киринеянин возвратился в Палестину и занимался полевыми работами («грядуща с села»), то по всей вероятности он был разорившийся купец, принужденный бедностью возвратиться на родину и прокармливать себя и семью свою земледелием. Он и мог быть охвачен Римлянами для унизительной работы потому, что он был не в городской одежде, и вероятнее всего в рубище. Весьма знаменательно указание Ев. Марка, что он «отец Александра и Руфа» людей, по-видимому, очень известных в среде образовавшегося христианского общества, когда Марк писал свое Евангелие. Надо думать, что Симон удостоился благодати Господней, призванный потрудиться несением креста, и позже освещен верою и крещением и дарами Духа Святого. Что же касается детей его, то имя Александра мы встречаем несколько раз в разных посланиях, но так как оно очень обыкновенно, то мы не смеем указать на то, что один из носивших это имя был непременно сын Симона, хотя это очень вероятно. Но имя Руфа – имя весьма редкое и мы думаем, что Руф, упомянутый с особым чувством апостолом Павлом в послании к Римлянам XVI, 13 вместе с его матерью, есть несомненно сын Симона Киринейского; а мать его, которую Павел чествует названием и своей матери, есть вдова умершего уже Симона, носителя креста Господня. Ориген предполагал, что Симон Киринейский и семья его и обращены в христианство св. Евангелистом Марком, а св. Поликарп Смирнский в послании своем к Филиппийцам (IX), писанном около 160 года, упоминает о некоем мученике Руфе, пострадавшем за Христа в первом веке 554 . Итак, дополняя Евангелие от Иоанна синоптическими Евангелиями, мы видим, что «Господь изыде нося крест Свой»; но что вследствие изнеможения Его Симон Киринейский нес часть скорбного пути крест Господень до Голгофы: 18. Идеже пропяша его, и с ним ина два сюду и сюду, по среде же Иисуса. «Не Слово распяли (да не будет сего)» говорит Афанасий Великий 555 , – «напротив того отринули Слово, пригвоздив на древе тело Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что эта страшная тяжесть крест был возложен на плечи Божественного Страдальца, – мы читаем у Евангелиста Иоанна, и только в его Евангелии; у других же Евангелистов не говорится прямо о несении Господом креста, но за то все они упоминают о случайной встрече, шедшего с поля Симона Киринейского, которого и заставляют нести крест. Соединяя эти указания, мы замечаем, что они дополняют одно другое. Из всех Евангелий мы видим ясно, что осужденный должен был сам нести свой крест, и что никто из окружавших Господа не хочет коснуться орудия казни, что встреча бедного человека, идущего с поля, была случайною, а потому ясно, что до этой встречи крест был влачим Самим Господом – Страдальцем. Но кроме сего и предание указывает, что Господь в истомлении два раза падал под тяжестью креста, и даже указывает на скорбном пути самые места падения 548 . Указание Евангелиста Иоанна совокупно с преданием служит самым верным объяснением почему Римляне схватили случайно проходившего человека в одежде поселянина (или быть может в рубище) и силою заставили его нести крест, который Господь уже не имел сил влачить. Заставить же кого-либо из городских жителей, иудеев, нести крест римские воины конечно не смели. Но мы встречаем у Евангелиста Mapka XV, 22 очень замечательное выражение, после того, что крест возложили на Симона: «приведоша» 549 Господа на Голгофу. В 20 стихе Евангелист Марк говорит о Господе, когда Он исходил на скорбный путь, изведоша 550 Его. Перемена глагола весьма знаменательна и указывает, если не ошибаемся, на то, что Господа необходимо было поддерживать, ибо истощение сил человеческих Его было доведено до крайности 551 . Мы думаем, что не лишнее сказать несколько слов о том бедном дотоле неизвестном человеке, которого имя отныне и на вечно связано со священным повествованием о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Подробнее всего о Симоне говорит Евангелист Марк в следующих выражениях (XV, 21): «и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

(2 стих 5-й песни канона, а в 6 песни говорится о предсказании им св. Павлу о наветах, озлоблениях и узах, коим он подвергнется. В православной церкви память св. Агава совершается 4 января в соборе 70 апостолов и 8 апреля вместе с ап. Иродионом, Руфом и пр.; у католиков св. Агава память положена 9 февраля. У них есть предание неизвестно на чем основанное, что ап. Агав построил храм на г. Кармиле (в Палестине) в честь Пресвятой Богородицы Кармильской, в 43 г. по Рождестве Христовом (Подробнее, о св. ап. Агаве см. архиеп. Димитрий. Собор 70 апостолов, I вып, 1–6 стр.). Святой апостол Руф Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 13) пишет: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Блаженный Феофилакт, изъясняя эти слова апостола, говорит: «Двойное благо: и сам беспорочен и матерь безукоризненна. Ибо не сказал бы конечно: „матерь его и мою“, если бы не усвоял этой женщине великую добродетель» (Толкование на послание к Римлянам, Казань, 1866. С. 270). «Такой сын и такая мать, восклицает св. Иоанн Златоуст , дом полный благословения и корень соответственный плоду. Ибо не даром сказал апостол: матерь его и мою, но засвидетельствовал тем о многих добродетелях сей женщины» (Беседа XXX на послание к Римлянам, 696). Но кто был св. Руф и его мать – ничего не сказано, Апостол Павел даже не упомянул её имени, а между тем видно, что это семейство было близко к нему и дорого по каким-то благодеяниям, оказанным ему и, вероятно, Римским христианами. Многие из толкователей св. Писания предполагают, что Руф был сын Симона Киринейскаго, о котором говорит евангелист Марк: «И повели Иисуса, чтобы распять Его и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (XV, 20–21). Как известно, св. Mapk I писал Евангелие свое преимущественно для жителей Рима, и он не прошел молчанием, как другие евангелисты, о человеке, понесшем крест Христов до Голгофы. Вероятно, этот Симон со своим семейством впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Апостол, впрочем, не показывает, почему он так называет Апеллия. Может быть, он был искусный проповедник и знаток писаний о Христе, или, вернее, испытанный в страданиях за Христа, как впоследствии – исповедники. Сущыя от Аристовула – то есть верных из дома Аристовулова. Апостол не приветствует его самого, потому что он или находился в отсутствии, или умер. [ Стих 11. Иродиона. В чём состояло сродство его с Павлом, как и сродство Андроника и Юнии, остаётся неизвестным. Иже от Наркисса сущыя о Господе. Апостол не говорит о самом Наркиссе, а только о тех из домашних его, которые уверовали во Христа. Толкователи между отпущенниками Императора Клавдия находят Наркисса, бывшего при Императоре секретарём (Tacit., annal. 11:29) и казнённого в начале царствования Нерона – то есть, до написания Послания к римлянам]. Стих 13. Руфа, избранного о Господе, и матерь его и мою. Руфа обыкновенно почитают сыном Симона Киринейского ( Мк.15:21 ). Апостол называет мать Руфа и своей из благодарности за ту любовь и заботы, которые она оказывала некогда Павлу, может быть, в дни юности, когда Савл воспитывался в Иерусалиме у ног Гамалиила и жил в семействе Симона Киринейского. Во время написания Послания к римлянам это семейство, или вернее, Руф с матерью жили уже в Риме; и апостол туда шлёт им своё приветствие]. Стих 21. Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои. Некоторые считают этого Лукия, или Луция, за одно лицо с Евангелистом Лукой; но его имя нигде не встречается в таком сокращении. Скорее это Лукий Киринеянин, упоминаемый в Деян.13:1 . Из той же книги Деяний известны Иасон ( Деян.17:5 ) и Сосипатр ( Деян.20:4 ); но какое было родство между ними и Павлом, неизвестно. [ Стих 23. Гаий странноприимец. В Послании к коринфянам ( 1Кор.1:14 ) апостол говорит, что он крестил Гаия; но этого ли – неизвестно. В книге Деяний ( Деян.19:29 ) в числе спутников Павла упоминается Гаий македонянин. Куарт брат – конечно, по вере, а не по плоти]. [Примечание. Все упоминаемые в этой главе лица мужеского рода Священным Преданием включается в число 70-ти апостолов ( Лк.10:1 ), хотя большая часть из них несомненно призвана к вере во Христа уже апостолами].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Еще одним достижением новозаветной археологии стало открытие наличия в Палестине того времени большого количества городов с греческим населением: это, например, Вифсаида/Юлия Романа, Авила, Филадельфия, Гераса, Восора, Гадара, Пелла, Филиппополис, Гиппос (Сусита), Гаммат-Гадер (там же – огромный банный комплекс на восточном берегу реки Ярмук), Петра, Флавия Неаполис, Элевтерополис, Себастия, Дора, Дионисиас-Соада, Легио, Маюм, Сепфорис. Крупнейший эллинистический город Скифополь раскапывается с 1986 г. (храмы Диониса и Зевса). Раскопки в Хурват-Аммудиме открыли большой эллинистический город, существовавший до византийского периода, и так далее. Кроме того, существовало и чисто греческое Десятиградие, в котором, как и в вышеупомянутых городах, проживали греки, имея свои гимнасии, театры, термы, школы, храмы и ипподромы. Для нас этот факт чрезвычайно важен как свидетельство тесных контактов иудеев новозаветной Палестины с языческим грекоязычным населением. Этот же факт обосновывает и более ранние предположения о том, что рыбари из «Галилеи языческой» вполне могли говорить по-гречески и даже быть знакомыми с Септуагинтой. Интересно, что письмо Бар-Кохбы, вождя национального иудейского восстания против римлян, отправленное им одному подчиненному, написано по-гречески. Более того, Бар-Кохба не только подписывается греческой формой своего имени Симон, но и прямо подчеркивает, что письмо «написано по-гречески, так как не хочу писать по-еврейски». Еще одним важным свидетельством двуязычия в Палестине являются эпитафии на гробницах иудеев того времени. Хотя они и были предназначены для семейства, но писались обычно на греческом, впрочем, известны эпитафии на иврите, арамейском и других языках (большое количество таких эпитафий обнаружено в склепе семьи первосвященника Каиафы). Крайне важны надписи на двух оссуариях, найденных на Святой Земле. На первом три надписи. Греческие гласят, что погребенный – «Александр, сын Симона». Еврейская уточняет: «Александр Киринеянин». Исходя из текста, а также из предположительной датировки надписей (I до Р.Х. – I по Р.Х.), исследователи предполагают, что принадлежал он сыну Киринеяни-на Симона, отца Александрова и Руфова ( Мр. 15, 21 ) (см. рис. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как велико было это бедствие, видно из того, что тогда погибло обитателей Иерусалима, вместе с иудеями, собравшимися туда со всех стран на праздник Пасхи, один миллион и сто тысяч мужчин, кроме жен и детей, старцев, взятых в плен. Слух человеческий не выносит ужаса, какой тогда был в Иерусалиме: мятежи, убийства, голод довели до такой крайности осажденный город, что сами жители врывались в дома других, отнимали последние остатки пищи у кого ее находили: потом, с увеличением голода, ели кожи, падаль, сено и т. д.; одна мать съедает своего младенца, изжарив его в печи, и сим приводит в ужас самых свирепых воинов. По слову Господню, камня на камне не осталось от храма и города: все предано было огню, мечу и разорению и сравнено с землею. Тит (впоследствии император Римский), сын императора Флавия Веспасиана, разоривший Иерусалим, видя падшие в прах твердыни его, сказал: “Сам Бог способствовал нам: силы человеческия не были бы для того достаточны”! И доселе над Иерусалимом сбываются слова Господа: Иерусалим будет попираем языки, дóндеже скончаются времена язык ( Лк. 21, 24 ). 522 “И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александра и Руфова, идущего с поля, нести крест Его” ( Мк.15, 21 ). Итак, сын Симона Киринейского Руф был Апостолом от 70-ти., Он с самой ранней юности слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16, 13 ). 525 Возле горницы Сионской показывают развалины дома святого Апостола Иоанна Богослова, в коем Пресвятая Дева Богоматерь пребывала, по завещанию Божественного Сына Своего, до дня преславного Ея переселения на небо. В древности существовала тут церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на том месте, где, по преданию, сей Апостол совершил первую литургию для Пресвятой Богородицы, о чем упоминается в описании А.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010