5 Думаю, что очень хорошо это поясняет одна детская (от 6 до 9 лет) реакция в подборке “Дети пишут Богу” (Альфа и Омега. 2003. 3(37). С. 274): Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй. 6 Непосредственном — именно потому, что в Церкви основополагающим моментом являются церковные таинства. А таинства — это непосредственное действие Божие. 7 И за всех, и за вся, — диаконский возглас на стыке литургии оглашенных и верных на архиерейской службе. Также и во время Евхаристического канона при возношении потира и дискоса священник возглашает: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. 8 Если быть точным, то подлинным Апофеозом жизни и бессмертия является момент, когда священник со словами: Отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих, — погружает частички в потир. Если грех есть смерть, то омовение греха есть приобщение к жизни вечной. 9 См. об этом: Митрополит Антоний Сурожский. Бог под вопросом//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 264–274. 10 Дальнейшие медицинские подробности очень важны для понимания тех выводов, которые именно из них следуют. Я предвижу упреки как мало сведущих в медицине людей в чрезмерной перегруженности текста специальной терминологией, хотя всеми силами старался ее упростить и свести к минимуму, так и специалистов в излишней его популяризации. Но надеюсь, что внимательный читатель найдет через этот самый текст ответы и решения для своих недоумений. 11 Известно, что иудейский суточный круг, равно как и церковный, начинается с вечера: И был вечер, и было утро: день один (Быт 1:5). 12 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45). 13 Туринская плащаница на заре новой эры/Сост. священник Вячеслав Синельников. Изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 36. 14 В Предании Иерусалимской Церкви сохранилось воспоминание о трех местах, где силы покидали Спасителя и Он падал под тяжестью креста. Эти места с оставленными от ладоней Христа метками на камнях, оказавшихся мягче человеческих сердец, показывают паломникам на Крестном Пути (ViaDolorosa) в Иерусалиме. И только в третий раз стражники поверили в то, что силы действительно оставили Господа, и водрузили крест на Симона Киринеянина (см. также параллельные места: Мф 27:32; Мк 15:21).

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

5 . Потом в нынешнем чтении сообщается, что, когда Господа вели на страдание, то »встретили, – сказано, – одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» 415 . В кресте Христовом – триумф силы и трофей победы. Поэтому блажен этот Симон, который удостоился первым понести знамя столь великого триумфа! Этот крест сначала нес Господь, а потом заставили нести Симона, и так Господь показал Своим крестом особую благодать небесного таинства: что Он был и Бог, и человек; и Слово, и плоть; и Сын Божий, и Сын человеческий. И вот как человек Он был распят, а как Бог – в этом таинстве креста восторжествовал. Страдание принадлежит плоти, а божеству – триумф победы 416 . Ведь через Свой крест Христос восторжествовал над смертью и над диаволом. Через Свой крест Христос словно бы взошел на триумфальную колесницу 417 . И четырех евангелистов, словно отборную четверку небесных лошадей, Он избрал для того, чтобы она возвещала всему миру о триумфаторе великой победы 418 . И вот этот триумф победы Симон Киринеянин нес на своих плечах; он стал соучастником страдания, чтобы оказаться соучастником и воскресения, как сказал апостол: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем» 419 . Потому и Господь в Евангелии сказал: «Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником» 420 . 6 . Крест Христа – это наша победа, ибо для нас крест Христов приобрел триумф победы 421 . Но кто из нас настолько блажен, чтобы удостоиться понести на себе крест Христов? Несет на себе крест Христов тот, кто умирает для мира, кто Христу сопровождается. Послушай, как на это указывает апостол: «Я сораспялся, – говорит он, – Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» 422 . Кто чужд порокам плоти, как говорит апостол, кто чужд алчбы века сего, тот сораспялся Христу. А кто живет в пороках плоти, в похоти века сего, тот не может сказать: «Я сораспялся Христу» 423 , потому что живет не Христом, а жизнью века сего, желанием диавола. Крест Христов – это спасение мира и триумф небесной победы. Ведь и в древности великие цари, когда возвращались со славной победой от разбитых народов, возводили трофей победы в форме креста, на который вешали в знак вечной памяти захваченную у врагов добычу. Но крест Христов – намного большая победа. Ведь победа тех царей сопровождалась гибелью народов, разрушением городов, разграблением провинции. А в этой победе креста – выкуп целых народов, спасение для городов, свобода для провинций, безопасность для всего мира 424 . Гибель, может быть, только для одного диавола и плен для демонов, ибо крест Христов выкупил мир и пленил демонов. На трофее креста Христова висит добыча, захваченная у демонов 425 , и при знамении креста Христова и сегодня демоны мучаются, терзаются, опаляются, ибо они – пленники у клятвы крестной и у знамения страдания 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Аналогичным образом дело обстоит со временем распятия Иисуса: Марк утверждает, что Его распяли в третий час, т. е. в 9:00, Иоанн же говорит, что, когда Иисуса судили, был «час шестый», т. е. примерно полдень. Опять же, возможно, что Иоанн передвинул события на более позднее время. Но возможно, все было и не так: в Синоптических Евангелиях и Деяниях из всех времен суток (за одним исключением) упоминаются только третий, шестой и девятый часы. Очевидно, что в те времена, когда еще не было современных инструментов для измерения времени, использовались круглые цифры или четверти для. Под «третьим часом» могли понимать любое время с 9 утра до полудня. Нес ли Иисус Свой крест всю дорогу? Нет, Симон Киринеянин, вероятно, был историческим лицом, о роли которого в описываемых событиях Иоанн просто не счел нужным упомянуть. Вероятно, солдаты привлекли Симона, когда Иисус оказался слишком слаб, чтобы донести деревянный брус до самой Голгофы. Поносили ли разбойники Иисуса? Марк всего лишь пишет, что «распятые с Ним поносили Его», но не приводит никаких деталей. Однако Лука рассказывает, как один из разбойников исповедал веру в Иисуса. Конечно, Вы можете сбросить рассказ Луки со счетов как благочестивый вымысел, дописанный к истории распятия. Но откуда мы знаем, что в распоряжении Луки не было независимого источника, упоминавшего покаяние разбойника, о котором умалчивает Марк? Я вовсе не уверен, что здесь мы имеем дело с реальным противоречием. Когда разорвалась завеса в храме? Это разночтение существует лишь в воображении критиков, поскольку Марк и Лука упоминают о разрыве завесы, но не указывают на точное время этого события. Лука немало удивился бы тому, что некие современные читатели обвиняют его в том, что он противоречит Марку, на том основании, что он в своем Евангелии объединяет сверхъестественные знамения, сопровождавшие смерть Христа. Кто пошел к могиле? Несколько женщин, в числе которых была Мария Магдалина, которую всегда называют по имени. Иоанн сосредотачивает свое внимание на ней для драматического эффекта, однако ему известно о том, что были и другие женщины. Это очевидно из слов Марии: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин. 20:2 ; ср. 20:13). Имена всех остальных женщин нам не известны, но среди них были еще одна Мария, «мать Иакова меньшего и Иосии», а также Саломия. Кстати, тот факт, что пустую гробницу в евангельском повествовании первыми обнаружили не мужчины, а женщины, большинство библеистов считает наиболее убедительным свидетельством историчности этого события.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Багряницу – обыкновенный военный плащ красного цвета. Широкая верхняя одежда без рукавов, накидываемая через плечо, так что правая рука оставалась свободна. Из терна – колючее гибкое растение. Трость, как символ царской власти. Становились – по обычаю востока воздавать почести. Били... Не одна часть, а все Тело терпело страдания: Глава от венца и трости, Лице от ударов и заплевания, Ланиты от заушений, все Тело от 6ичеваний, наготы, одеяния хламидой и притворного поклонения, Рука от трости, которую Ему дали держать вместо скипетра, Уста от поднесений отцта. Что может быть сего тягче, что обиднее»? (Златоуст). Киринеянина... Киринея, или Кирена. Город в Ливии, в Африке, на запад от Египта, населенный тогда во множестве евреями. Симон был отец известных после в первенствующей церкви Александра и Руфа. Заставил. Распинаемые обыкновенно сами несли крест до места распятия и Господь первоначально Сам нес Крест Свой, но потом, измученный бичеваниями и ударами солдат в претории, Он, вероятно, до того ослабел, что не мог донести до места Креста Своего и уже киринеянин Симон донес этот Крест за Него. Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Отцу... Два лица, вероятно хорошо знакомые римскому христианскому обществу, для которого Евангелист Марк первоначально писал свое евангелие. Может быть об одном из них упоминает св.ап. Павел в своем послании к римлянам, как об одном из лучших членов ново христианского римского общества вместе с его материю, которую апостол называет и своей материю. Если так, то семейство Симона Киринеина, удостоившегося понести крест Господа, было высоко по нравственным совершенствам, и евангелист не без особенной цели вспоминает здесь о детях этого крестоносца. Идущего с поля в самый день, вечером которого вкушали пасху, закон не запрещал заниматься обычными житейскими делами, и Симон, как видно, не терял этого дня, а проводил его в обычных работах на поле до известного времени. Со смирной – это был напиток из кислого низкий степени вина, приправленного чем либо горьким, пряным, одуряющим; он приготовлялся различным способом, и давался осужденным пред совершением над ними казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

были двучастные или четырехконечные. Итак, вот прямое свидетельство о древности последнего вида креста 6 , – свидетельство собора, бывшего, за 100 лет до патр. Никона. Добросовестно ли после этого со стороны старообрядцев – отвергать совершенно древность креста двучастного, считать его «новшеством» Никона и лишь осьмиконечный крест называть древле-православным? Только под конец всех этих действий, по словам Евангелиста, налагается на крест «вина Его написана», т.-е. титло с надписью: «сей есть Иисус, Царь Иудейский». Если бы только один Матфей располагал обстоятельства распятия Христова в таком именно порядке, то старообрядцы имели бы повод говорить, что расположение у Матфея случайное и вовсе не указывает на то, что титло было наложено на крест уже после распятия. Но дело в том, что такое же расположение событий мы находим и у Марка, у Луки и Иоанна ( Мк. 15 , зач. 68, ст. 22–26; Лк. 23 , зач. 111, ст. 33–38; Ин. 19 , зач. 60, ст. 17–22), так что считать это расположение произвольным и случайным нет, кажется, никакого основания. Теперь обратимся, собственно, к рассказу о распятии Христовом у Иоанна; вот его описание: И нося крест Свой изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски, Голгофа: идеже пропята Ею, и с Ним ина два, сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сею же титла мнози чтоша от Иудей, яко близь бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко сам рече: царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат, еже писах, писах ( Ин.19 , зач. 60, ст. 17–22). Здесь еще подробнее описано, как происходило распятие, причем здесь та особенность пред другими Евангелиями, что Иисус Христос представляется сам несущим крест свой. Замечательно при этом выражение: «нося крест Свой», из которого видно, что и до распятия и, следовательно, до наложения на крест титла крест был уже крестом Христовым, а не пустою его сению, как думают старообрядцы; на это же указывают и выражения других Евангелистов – Матфея и Марка, которые, описывая, как воины заставили некоего Симона Киринеянина нести за Иисусом крест, говорят: «и сему задеша понести крест Его» ( Мф. 27 , зач. 112, ст. 32), и: «и задеша мимоходящу некоему Симону Курипею, да возмет крест Его» ( Мк. 15, 67 зач., ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

В 6 — содержится благовестие о ведении Иисуса Христа на Голгофу и о Крестных страданиях Его на Голгофе (Мк. 15, 16–32). Ведя Господа на распятие, воины возложили на Него крест, уже как на осужденного, и»так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему». Но видя Господа, изнемогшего под крестом, воины заставили проходящего некоего киринеянина язычника Симона нести крест Его до Голгофы, которая называется лобное место, потому что»здесь, — говорят св. отцы, — умер и погребен Адам, и что потому Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть». «Распяли Господа между двумя разбойниками и, желая унизить Его, прославляли Его, ибо исполнили древнее о Нем пророчество Исайи, который предсказал: и со беззаконными вменися (53, 12); воины разделили одежды, метнув о них жребий, и исполнили другое пророчество (Пс. 21, 19). На кресте положена на римском, эллинском и еврейском языках и вина распятия: царь иудейский, для того, чтобы с одной стороны отличить иудеям, а с другой — защитить Христа. Они предали Его как преступника и старались подтвердить это распятием Его с разбойниками: а Пилат, заграждая уста иудеям и всем, кто бы захотел осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного Царя, положил на кресте, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает светлый голос, возвещает Его победу и провозглашает Его царство». Злоба иудеев преследовала Господа на самом кресте; мимо проходящие, кивая главами своими, злословили Его: уа разоряли церковь, и треми денми созидаяй, спасися сам и сниди со креста. Подобно архиереи и книжники хулили Распятого: иные спасе, себе ли не может спасти; Христос царь израилев, да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему. Но злоба иудеев против Распятого свидетельствует громко, что Он был предопределен и послан от Бога; ибо и эта злоба предсказана была царепророком Давидом (Пс. 21, 8–9). 7 — содержится благовестие о Крестных страданиях Господа и о чудесных знамениях, сопровождавших Крестную Его жертву (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В повествовании Иоанна нет и некоторых других деталей, известных нам из синоптических Евангелий. Например, Иоанн не упоминает о тьме, которая была «от часа шестого до часа девятого», и о землетрясении, которое произошло в момент смерти Иисуса. Очевидно, детали, придающие голгофской драме необычный характер в чисто внешнем плане, и черты, заимствованные из ветхозаветных апокрифов, евангелиста не интересуют. Он пишет реальную историю и потому не обращается к языку библейских образов и библейской поэзии; он не изображает сверхчеловеческий характер происходящего, а подчеркивает именно человеческий характер событий Страстной пятницы. Сравним еще некоторые моменты в разных евангельских повествованиях. Так, у Марка есть две детали, отсутствующие у других евангелистов (о них уже сказано выше): имена сыновей Симона Киринеянина и удивление Пилата, узнавшего, что Иисус уже умер. Только у Луки сказано, что Пилат, узнав, что Иисус из Галилеи, посылает Его к Ироду-тетрарху; только у Луки описано все, что происходит у Ирода. Эта деталь вроде бы не имеет особой значимости в плане того, чему учит и к чему зовет нас Иисус, но она довольно колоритна, и Лука как историк ее подчеркивает. Только он сообщает о предсмертной молитве Иисуса: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Свершилось!» У Марка и Матфея Он произносит слова из 22-го псалма, которые сохранены здесь в арамейском варианте: «Или, Или! лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Современные библеисты, комментируя молитву, которую Иисус произносит в Евангелии от Луки, говорят, что Он, умирая, обращается к Богу с той первой молитвой, какою маленьких детей учили молиться перед сном. Наконец только Лука передает еще две чисто психологические детали. Жены иерусалимские, видя идущего на Голгофу Иисуса, плачут. Он обращается к ним: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Только у Луки появляется и разбойник благоразумный, хотя о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом, упоминают все евангелисты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В своем моральном учении Василид рекомендовал умеренный аскетизм, от которого его школа быстро отошла. Он использовал некоторые из посланий Павла и канонические евангелия; например, цитировал Ин. 1:9 («Свет истинный, просвещающий каждого человека, приходящего в мир»), отождествляя свою идею мирового семени с учением Иоанна о Логосе как свете миру 897 . Четвертое евангелие также активно использовали и комментировали до середины II века офиты, ператы и валентиниане. Гностиков привлекал мистический гнозис евангелия (особенно вступления), но им не нравился его исторический реализм, они старались как можно лучше использовать его в своих целях. Они признавали его, потому что не могли этого не делать. Другими авторитетными источниками для Василида были в основном тайное предание, якобы полученное от апостола Матфея и предполагаемого переводчика Петра по имени Главсия (Главк). Его сын Исидор был главным, мы даже сказали бы, единственным его учеником, имевшим значение. Он составил систему этики и другие книги, несколько отрывков из которых сохранилось у Климента Александрийского . Василидиане, особенно на Западе, похоже, были дуалистами и докетистами в теории и отличались вольным, даже распущенным поведением. Они исказили возвышенную и искусственную систему своего основателя. Вся жизнь Христа была для них сплошным мошенничеством. Распят был Симон Киринеянин, Иисус же по пути на Голгофу просто поменялся с ним и незамеченным стоял в облике Симона в толпе, насмехаясь над теми, кто Его распинал, а потом вознесся на небеса. Последователи Василида считали благоразумным отрекаться от веры во Христа в моменты гонений, считая, что благородная исповедь мучеников – это метание жемчуга перед свиньями, и практиковали различные виды магии, в чем им помогали геммы с изображениями Абраксаса. Нечестивая секта василидиан существовала в Египте до конца IV века, но, по–видимому, не распространялась за его пределами; только Сульпиций Север сообщает, что Марк, родом из Мемфиса, принес некоторые из их учений в Испанию. §125. Валентин

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В – содержится благовестие о ведении Иисуса Христа на Голгофу и о крестных страданиях Его на Голгофе ( Мк.15:16–32 ). Ведя Господа на распятие, воины возложили на Него крест, уже как на осужденного, и так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему» 389 . Но видя Господа изнемогавшего под крестом, воины заставили проходящего некоего Киринеянина – язычника Симона нести крест Его до Голгофы, которая называется лобное место, потому что «здесь, говорят св. отцы, умер и погребен Адам, и что потому Иисус водрузил знамение победы на тоъ самоъ месте, где царствовала смерть» 390 . Распяли Господа между двумя разбойниками и, желая унизить Его, прославляли Его, ибо исполнили древнее о Нем пророчество Исаии, который предсказал: и со беззаконными вменися (53:12); воины разделили одежды, метнув о них жребий, и исполнили другое пророчество ( Пс.21:19 ). На кресте положена на Римском, Еллинском и Еврейском языках и вина распятия: Царь Иудейский, для того чтобы с одной стороны отличить Иудеям, а с другой защитить Христа. Они предали Его как преступника и старались подтвердить это распятием Его с разбойниками: а Пилат, заграждая уста Иудеям и всем, кто бы захотел осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного царя, положил на кресте, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает светлый голос, возвещает Его победу и провозглашает Его царство» 391 . Злоба Иудеев преследовала Господа на самом кресте; мимоходящие, кивая главами своими, злословили Его: уа, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам и сниди со креста. Подобно архиереи и книжники хулили Распятого: иные спасе, Себе ли не может спасти; Христос царь Израилев, да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему. Но злоба Иудеев против Распятого свидетельствует громко, что Он был предопределен и послан от Бога; ибо и эта злоба предсказана была царе-пророком Давидом ( Пс.21:8–9 ). В – содержится благовестие о крестных страданиях Господа и о чудесных знамения, сопровождавших крестную Его жертву ( Мф.27:34–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В то время воины отвели Иисуса внутрь двора, то есть в преторию. И созывают всю когорту, и одевают Его в пурпур и, сплетя терновый венец, надевают на Него. И начали приветствовать Его: да здравствует Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, опускаясь на колени, поклонялись Ему. Когда же надругались над Ним, сняли с Него пурпур и одели Его в одежды Его. И выводят Его, чтобы распять Его. И заставляют некоего прохожего, Симона Киринеянина, идущего с поля, отца Александра и Руфа, взять крест Его. И приводят Его на место Голгофу, что значит в переводе: «Лобное место». И давали Ему вино со смирной; но Он не принял. И распинают Его и делят между собой одежды Его, бросая о них жребий, кому что взять. Был же час третий, когда распяли Его. И стояло обозначение вины Его в надписи: Царь Иудейский. И с Ним распинают двух разбойников, одного справа и другого слева от Него. И прохожие хулили Его, кивая головами своими и говоря: О, Разрушающий храм и Воздвигающий в три дня! Спаси Себя Самого, сойди с креста. Подобным образом и первосвященники, издеваясь вместе с книжниками, говорили друг другу: других спас, Себя Самого не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы увидели, и уверовали. И распятые с Ним поносили Его. И когда настал час шестой, тьма наступила по всей земле до часа девятого. И в девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои, Элои! лама савахфани? что в переводе значит: Боже Мой, Боже Мой! Зачем оставил Ты Меня? И некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А кто–то побежал, наполнил губку уксусом и, наткнув на трость, давал Ему пить, говоря: оставьте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, воззвав громким голосом, испустил последний вздох. И завеса храма разорвалась надвое, сверху донизу. А сотник, стоявший тут напротив Него, увидев, что Он, так возгласив, испустил последний вздох, сказал: воистину Этот Человек был Сын Божий. Смотрели издали и женщины; между ними и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Меньшего и Иосита, и Саломия, те, которые следовали за Ним и служили Ему, когда Он был в Галилее, и другие многие, пришедшие вместе с Ним в Иерусалим. Мк 15:16–41

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010