Киринеянина, т. е. происходившего из Киринеи или Кирены, африканского города в Ливии, на западе от Египта, который населен был во множестве Евреями. Симон или был переселенцем оттуда, или пришел в Иерусалим на праздник Пасхи. Отца Александрова и Руфова. Александр и Руф, это – лица известные после в первенствующей Христовой церкви, Они вероятно, хорошо были известны и Римским христианам, для которых еванг. Марк первоначально писал свое Евангелие. Ап. Павел в своем послании к Римлянам упоминает о Руфе и матери его, которую он называет и своей матерью ( Рим.16:13 ). След. семейство Симона Киринеянина, удостоившегося понести крест Христа, отличалось нравственными совершенствами. По всей вероятности, враги заметили в Симоне сострадание к Господу, и воспользовались этим, чтобы заставить Симона нести крест Его. Идущего с поля. Накануне Пасхи, до известного времени, закон не запрещал заниматься обычными работами, и Симон, вероятно, проводил его в работах на поле до назначенного времени. Заставили нести крест. Распинаемые обыкновенно сами должны были нести крест свой до места распятия. Так понес Свой крест и Господь; но потом до такой степени ослабел, что не мог нести, преклонился под ним, и уже донес его Симон Киринеянин. Конечно, при этом преклонении Господа под крестом не обошлось без брани и ударов по отношению к Нему со стороны жаждавших Его смерти, врагов. Еванг. Лука прибавляет, что когда вели Господа на распятие, то в толпе, сопровождавшей Его, было много женщин, которые плакали и рыдали о Нем. „Быть может, это были матери детей, которые недавно пели Ему осанна; быть может, – матери тех малюток, которых некогда Господь наш с такой любовью благословлял“ (Тр. лист.) И Он, милосердный, обещавший не забыть и чаши студеной воды, поданной во имя Его, и плакавший у гроба друга Своего из сочувствия к горю человеческому, Он, обратясь к ним, сказал: дщери иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы не родившие и сосцы не питавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк. 14, 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Так человеку легко по немощи естества и плоти пасть. Только помощь Св. Духа, почивающая в чистом сердце, может спасти от падения при искушении. Хотя апостол был и чист сердцем, но еще не был дан Св. Дух миру, преобразивший души верующих в день Пятидесятницы. Теперь же нам нужно стремиться к чистоте сердца, дабы Он водворился в сердцах наших и тем устроил бы нас безопасными от падения при искушениях, особенно при гонениях за веру. Мк. 15 Мк. 15, 15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Угождение людям может привести к тягчайшему преступлению. Мк. 15, 21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Если заставили Симона, а не кого-либо другого нести крест Христа, то, значит, он чем-то оказался близок Ему. Из Евангелия нигде [об этом не сказано]. Не выразил ли он соболезнование Христу? Кажется, об этом и предание говорит. Отсюда и урок христианину. Если действительно любишь Христа, то разделишь и крест Его. Его составляют немощи и грехи наши и наших ближних. Очищение от них нас лично и содействие в том нашим ближним и есть крестоношение со Христом. Мк. 15, 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. Очевидно, и благоразумный разбойник сперва поносил Иисуса Христа, а потом, пораженный Его кротостью и незлобием в отношении поношений и страданий и величием духа в них, пришел к познанию Его как Бога. Так и теперь настало время, что люди в скорбях и страданиях хулят Бога, притесняя и преследуя верующих, и лишь терпение, кротость и чистота духа последних может привести первых к познанию и признанию истины. Такова трудная задача современной Церкви, выполнимая лишь с особенной помощью Божией. Мк. 16 Мк. 16, 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Но как живое воспоминание весь путь страданий Богочеловека, когда раздаются слова: Вот остаток судилища Пилата; вот арка «Се человек»; вот место встречи Симона Киринеянина; здесь Спаситель обратился к женам Иерусалимским. Но благочестивые увлечения первых поклонников не удовольствовались воссоздать в одном месте всё шествие Спасителя на крестную смерть, они стремились воссоздать на этом пути, так сказать, все евангелие. Мало того, все благочестивые, созданные восторженным воображением средневековых поклонников, добравшихся после стольких трудов до Иерусалима, принимая для них образы и требовали своего олицетворения. Таким образом явился на крестной стезе и дом Вероники, сжалившейся над Божественным страдальцем, и дом богача притчи, у ворот которого сидел бедный Лазарь, и дом Симона фарисея, и дом св. Иоакима и Анны – место рождения Пресвятой Богородицы. С него мы начали наш осмотр. Когда-то церковь , потом мечеть, затем развалины, она после Крымской войны была подарена султаном французскому правительству, которое отделало ее и устроило в ней, по совету известного латинского патриарха Валерги, первую в Иерусалиме католическую церковь для белого духовенства. Когда мы в ней были, она только что, за несколько до того времени, была окончена и освящена. Верхняя церковь не представляет ничего особенного, сбоку главного алтаря, несколько ступенек ведут вниз в пещеру, находящуюся как в Вифлееме, Назарете и во многих других Святых местах под алтарем. Пещера эта считается местом рождения Пресвятой Богородицы. Помолившись в ней, мы пошли дальше по крестному пути. Действительно старинные камни. Указывают на остатки башни Антония, где, по преданию, жил Пилат, далее остатки римских триумфальных ворот образуют арку столь известную по рисункам и называемую по словам Пилата «Се человек», сказанным им, когда он вывел Спасителя перед собравшимся народом. В настоящее время вид ее несколько изменился; находившийся на правой стороне развалины, заняты домом Сионских сестер, деятельнейшим орудием католической пропаганды в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Подобные детали в Евангелии от Иоанна чрезвычайно значимы, потому что они очень точно восстанавливают обстановку, в которой происходили события Страстной седмицы. С другой стороны, некоторые факты, известные из других Евангелий, у Иоанна опущены. Так, все синоптики говорят о Симоне Киринеянине, который нес Крест Иисуса. Евангелист Марк сообщает даже имена сыновей Симона — Александр и Руф, вероятно, эти имена о чем-то говорили его читателям. Возможно, отсутствие в повествовании Иоанна имени Симона — результат одной из последних редакций текста этого Евангелия, когда все, что касалось Симона, было исключено по очень простой причине. На рубеже I–II вв. появились докеты (от греческого слова «казаться»), которые понимали смерть Иисуса на Кресте как своего рода античную драму, как историю страдания героя, напоминающего одного из античных богов. Бог страдать не может, он бесстрастен, поэтому, по их версии, в последний момент Иисуса на кресте заменили двойником, роль которого выполнил Симон Киринеянин. С точки зрения докетов, распятие Иисуса — своего рода мистерия, священное действо, устроенное Богом специально для людей, в духе религий поздней античности. Вот почему в Евангелии от Иоанна вообще исключена тема Симона Киринеянина — чтобы подчеркнуть человеческий, а не мистериальный характер голгофской драмы. Евангелие от Иоанна показывает (не просто рассказывает, но именно показывает читателю), что Иисус Сам умирает на Кресте. Мы видим Его мертвое тело с раной на боку, из которого вытекают кровь и вода. Здесь нет никакой мистерии, никакого ритуала или религиозной драмы — это прежде всего просто человеческие страдания и просто смерть. Это тоже очень важный момент, отражающий не просто какой-то «механизм» действия Бога среди людей, но по-настоящему страшное событие. Иоанн в своем Евангелии полемизирует с ересями, которые во времена создания Евангелия уже начали распространяться. С докетами, которые, утверждая Божественность Иисуса, сводили на нет Его человеческую природу. Это страшно, потому что, когда Иисус перестает быть Человеком, христианство в целом теряет свой человеческий характер и становится не чем-то уникальным, а всего лишь одной из бесчисленных религий. Учение докетов разрушительно, потому что лишает нашу веру уникальности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Пятая остановка Крестного пути находится в десятке метров от предыдущей. Здесь воины остановили Симона Киринеянина, шедшего с поля, и принудили его нести Крест Спасителя. В стене находящейся здесь часовни Симона Киринейского выделяется камень с углублением. На этом месте Иисус упал, и рука, которой Он оперся о камень, запечатлелась на мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни. По обычаю, каждый православный паломник прикладывает свою правую руку к отпечатку Десницы Спасителя и произносит молитву: «Помоги мне, Господи, нести мой крест!». Буквально в двадцати шагах отсюда на Страстном пути стоит дом Вероники, шестая остановка. Эта женщина, будучи проникнута сердечной жалостью, безбоязненно подошла к Иисусу и своим платком отерла кровь и пот с Его лица. При этом страдальческий лик Господа отпечатался на плате Вероники. Ныне на этом месте стоит небольшая греческая церковь, в которой, по преданию, находится могила самой Вероники. Седьмая остановка, примерно в ста шагах от дома Вероники, обозначает место второго падения Спасителя. Внутри построенной здесь часовни находится колонна, у которой, по преданию, упал Христос. Восьмая остановка произошла уже за Судными вратами. Здесь Господь обратился к следовавшим за ним с плачем женщинам со словами: Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк.23:28 ). Место восьмой остановки обозначено крестом, выбитым из камня на стене греческого православного монастыря св. Харлампия. Третье место падения Христа произошло уже у самой Голгофы. Эта девятая остановка отмечена колонной, которая встроена в стену при входе в Коптский монастырь. Остальные пять остановок Крестного пути находятся уже внутри Храма Гроба Господня. Это Часовня совлечения одежд, католический и православный престолы Голгофы, Камень миропомазания и Гроб Господень. Последние слова Христа Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Эти евангельские слова свидетельствуют о великой любви Божией к каждому из нас, ибо Господь пришел в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола и даровать нам вечную, нескончаемую и блаженную жизнь, чтобы привести мир к полноте бытия. Наше спасение необходимо было совершить через подвиг, через Крест и смерть, через страдания и искупление и даровать всем нам вечное блаженное Царство, о котором ежедневно во святых храмах Божиих возглашается: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И весь смысл человеческого бытия заключается в том, что эта земная, временная жизнь является только подготовкой к той вечной жизни, к которой призвал нас любящий Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Святой Иоанн Златоуст говорит по этому случаю: «Такова безрассудная ярость, такова злая страсть! Пусть так, что вы сами себя прокляли. Но для чего навлекаете проклятие на детей?» Это проклятие, которое сами иудеи навлекли на себя, скоро исполнилось. В 70-м году после Р. Хр. при осаде Иерусалима римляне распяли на крестах вокруг города громадное количество евреев. Исполнялось оно и в дальнейшей истории евреев, рассеянных с тех пор по многим странам – в тех бесчисленных «погромах,» которым они подвергались, во исполнение пророчества Моисея во Второзаконии (гл. 28:49—57; 64—67). «Тогда Пилат отпустил им Варраву. Иисуса же, бив, предал на распятие.» Иными словами, утвердив приговор синедриона, Пилат дал им воинов для совершения над Господом Иисусом Христом смертной казни через распятие. Умыв руки, Пилат, конечно, не мог снять с себя ответственности ни перед беспристрастным мнением человечества, ни перед судом Божиим. Выражение «умывать руки» с тех пор вошло в поговорку. Через год с лишним кара Божия постигла Пилата за малодушие и неправедное осуждение Того, Кого он сам назвал Праведником. Он был отправлен в ссылку в Галлию и там через два года изнуренный тоской, терзаемый угрызениями совести и отчаянием, окончил свою жизнь самоубийством. (В 1961-ом году на месте древней Кесарии была найдена плита с именем Пилата, высеченным по латыни: «Caesarianis Tiberium Ponmius Pilamus Prefecmus Iudaeae debim,» то есть: Понтий Пилат, префект Иудеи, подарил жителям Кесарии [этот театр имени] Тиверия. Пилат назван здесь «префектом,» что значит военный правитель. Титул прокуратор применялся к гражданским правителям. Возможно, Пилат совмещал обе должности. Крестный путь Господа После избиения и издевательств воины сняли с Иисуса Христа багряницу, одели Его в обычные одежды и повели на распятие. Когда шли к Голгофе, они встретили некоего Симона, называемого Киринеянином, возвращавшегося с поля в город, и заставили его донести крест Христа до места казни. Было принято осужденным на распятие самим нести свои крест. Но Господь был так истомлен и гефсиманским внутренним борением, и без сна проведенной ночью, и бесчеловечным истязанием, что оказался не в силах дальше нести Свой крест. Не из сострадания, конечно, но из желания скорее завершить начатое дело, враги заставили Симона понести крест Господа. (Симон был переселенцем из Киринеи (города в Ливии, на северном берегу Африки). Его сыновья, Александр и Руф, были известны христианам, и о них упоминает апостол Павел в послании к Римлянам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

Шествие на Голгофу В то время содержались в темнице осужденные на смерть два разбойника, которых тоже надлежало распять на крестах. Их привели в преторию и повели вместе с Иисусом на Голгофу. По обычаю приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни, поэтому на плечи Иисуса и разбойников возложили их кресты. По всей вероятности, впереди ехал римский сотник, за ним, под охраной небольшого отряда воинов, шли осужденные, потом торжествующий синедрион и вся бывшая у претории многотысячная толпа народа. К шествию присоединялись встречавшиеся по пути и нарочно выходившие навстречу; присоединился и небольшой кружок друзей и почитателей Иисуса; тут были: Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Клеопова (Ин. 19, 25), Саломия (Мк. 15, 40) и Апостол Иоанн. Измученный бессонной ночью, нравственными терзаниями и бичеванием, Иисус стал изнемогать под тяжестью Своего креста. Крест, судя по размерам его, весил, вероятно, около ста килограммов; тяжесть его несколько уменьшалась тем, что нижний конец его волочился по земле, но все-таки для обессилевшего Христа это была непомерная тяжесть, и Он стал падать. Если бы не надо было спешить с казнью, если бы можно было отложить ее до восстановления сил Иисуса, то первосвященники и их единомышленники радовались бы такому бессилию своей жертвы; но теперь это бессилие привело их в смущение. «А что, если Сей Человек (думали они), не дойдя до Голгофы, умрет? Ведь Он тогда избегнет позорной казни!» И вот, из опасения, что, пожалуй, не придется насытить свою кровожадность мучительной крестной смертью своего Обличителя, первосвященники заявляют римскому сотнику о необходимости освободить Иисуса от несения креста. Ни сотнику, ни воинам его не было нужды заботиться, чтобы осужденные непременно дожили до своей казни; не все ли равно для них, когда и как, они умрут? Возложение креста Господня на Симона Киринеянина Как бы то ни было, но решено было казнь не откладывать и заставить кого-нибудь донести крест Иисуса до Голгофы. Несение креста считалось позорным, добровольно едва ли кто согласился бы нести его и потому воины вынуждены были захватить первого встречного и силой принудить его нести Крест. Этим встречным оказался возвращавшийся в город с поля Симон Киринеянин; воины остановили его и возложили на него крест, а дабы никто не мог подумать, что казни подлежит сам Симон, заставили Иисуса идти впереди него. По сказанию Евангелиста Матфея, эта встреча произошла при выходе из города, следовательно, у городских ворот (Мф. 27, 32). Евангелист Марк дополняет повествование о Симоне Киринеянине, говоря, что он был отцом Александра и Руфа (15, 21). Если Евангелист Марк счел необходимым упомянуть о сыновьях Симона, то, вероятно, они во время написания им Евангелия были достаточно известны в христианском мире. Полагают, что один из них — тот самый Руф, приветствие которому Апостол Павел послал в своем Послании к Римлянам (16, 13).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Эта «станция» находится возле армянской церкви Богородицы Скорбящей, в крипте которой сохранился фрагмент напольной мозаики IV в., изображающей отпечатки двух изящных восточных сандалий с носками, указывающими на северо-запад. По традиции, это место встречи Христа с Матерью. Оно также отмечено небольшой часовней. В люнете над входом – погрудный барельеф с изображением Иисуса и Пресвятой Девы. На алтаре внутри – мраморная доска, посвященная тому же событию. И хотя предание о последней их встрече на Крестном Пути является вполне легендарным, этот трагический эпизод напоминает нам о пророчестве Симеона Богоприимца, обращенном к Марии: и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2, 35 ). Пятая станция (Симон Киринеиский) В нескольких шагах за четвертой остановкой Крестный Путь поворачивает направо, к улице-лестнице, которую местные арабы- христиане называют Тарик аль-Алам («улица скорби»). На перекрестке, слева, расположена францисканская часовня, посвященная Симону Киринейскому. Она построена в 1895 г. и является пятой «станцией» францисканского крестного хода. Когда-то здесь находилась первая резиденция Францисканского ордена в Иерусалиме. Часовня посвящена событию, о котором в Евангелии сказано: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него Крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк. 23, 26 ). В Евангелии от Марка пояснено, что Симон был отцом Александра и Руфа, того Руфа, о ком упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам. Очевидно, сыновья Симона Киринейского были известные в Иерусалиме люди и упоминание их имен служило дополнительным свидетельством истинности и подлинности Евангелий. Симон Крестоносец – так называют его иногда в древних текстах. Кем бы он ни был в жизни, факт, что именно ему довелось послужить Господу в Его искупительном подвиге, делает этого человека одной из значительнейших, как принято теперь говорить, «знаковых» фигур в истории. На стене часовни мы впервые, кажется, встречаемся с «печатью», нарочито отмечающей места францисканцев в Святой Земле. Две скрещенные руки – Иисуса и Франциска Ассизского. Но гораздо важнее для нас, православных, другая «печать», помещенная справа от входа в часовню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

19 ты не имел бы надо Мною никакой власти. Иисус принимает происходящее с Ним как осуществление Божия замысла. Этот замысел включает в себя и злобность обвинителей, и трусость Пилата. Об этом позднее свидетельствовали также Петр ( Деян. 2,23 ) и ранняя церковь ( Деян. 4,28 ). См. ком. к 10,15–18. 19 пятница перед Пасхою. В оригинале: «тогда был день приготовления перед Пасхой». Это выражение часто считают относящимся ко дню приготовления к празднованию Пасхи (т.е. к четвергу). Если это так, то, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус был распят в то самое время, когда приносились в жертву пасхальные агнцы (см. ком. к 13,1 17,26), однако это противоречит тому, что говорится в синоптических Евангелиях, где распятие Иисуса совершается в пятницу. Возможно, однако, что здесь имеется в виду день приготовления к субботе пасхальной недели пятница (греч. слово «параскеве» «день приготовления», обычно означает пятницу). се, Царь ваш! До последнего момента Пилат именует Иисуса Царем Иудейским. Может быть, таким способом он пытался смягчить иудеев. Позднее он написал этот титул на кресте Иисуса (ст. 19), возможно, как оскорбление иудеям, чтобы отомстить им за то, что они вынудили его дать согласие на казнь. 19 нет у нас царя, кроме кесаря. Это говорили иудеи, чьим Царем был Господь Всемогущий ( Пс. 9,37; 46,7; 73,12; 149,2 ). 19 крест. Крест мог быть различной формы. Поскольку надпись находилась над головой Иисуса ( Мф. 27,37 ), по-видимому, крест был именно таким, каким его обычно изображают. Симона Киринеянина заставили нести крест Иисуса, вероятно потому, что Иисус был очень слаб после жестокого бичевания. В Писании ничего не говорится о том, будто Иисус трижды падал под тяжестью креста, как об этом сообщает предание. Голгофа. Арамейское слово, в переводе означающее «череп». 19 там распяли Его. Смерть от распятия на кресте была чрезвычайно мучительной. Распинаемый испытывал страдания от ран, причиненных гвоздями, которыми были пробиты его руки и ноги, от крайнего напряжения всех мышц и сухожилий, затрудненности дыхания, ужасных головных болей, сжигавшего его жара и невыносимой жажды, не говоря уже о позоре быть выставленным нагим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3. Христианский контекст Ин Автор считает неубедительной распространенную точку зрения, согласно которой сходства между Ин и синоптическими Евангелиями целиком обусловлены общностью устного предания первых христиан, — он считает вероятным, что Иоанн опирался на текст Евангелия от Марка, хотя учитывал его совершенно иначе, чем это делали Матфей и Лука. Это подтверждается тем, что порядок изложения некоторых важнейших событий в Ин и Мк совпадает (гораздо более выраженное совпадение порядка эпизодов между Мк и Лк, а также между Мк и Мф, считается в библеистике одним из главных аргументов в пользу первенства Мк): 1) проповедь и свидетельство Крестителя, 2) уход в Галилею, 3) чудо с умножением хлебов, 4) хождение по водам, 5) исповедание Петра, 6) путь в Иерусалим, 7) вход Господа в Иерусалим и помазание в Вифании, 8) Тайная вечеря с предсказаниями предательства и отречения, 9) взятие под стражу, 10) Страсти и Воскресение. Особое значение здесь имеют 2) и 6), если вспомнить, что Иоанн, в отличие от синоптиков, говорит о нескольких посещениях Иерусалима. В изложении этих событий Иоанн часто использует те же слова и выражения, что и Марк, ср. хотя бы Мк 1:7 и Ин 1:27; Мк 6:37,38,43–44 и Ин 6:7,9,10,13; Мк 6:50 и Ин 6:20; Мк 11:9–10 и Ин 12:13; Мк 14:3 и Ин 12:3; Мк 14:5 и Ин 12:5; Мк 14:7–8 и Ин 12:7–8; Мк 14:18 и Ин 13:21; Мк 14:30 и Ин 13:38; Мк 14:47 и Ин 18:10; Мк 15:26 и Ин 19:19, откуда можно сделать вывод, что если Иоанн и не использовал Мк непосредственно в качестве текстуального источника, он, по-видимому, читал и хорошо знал его. Иногда возникает впечатление, что Иоанн дополняет и уточняет Марка, ср. его пояснение о том, что галилейское служение Иисуса Христа началось еще до заключения Иоанна (Ин 3:24), или слова неся крест Свой в Ин 19:17, ср. и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его в Мк 15:21. Возможно, прямое отрицание тождества Иоанна Крестителя с Илией включено в текст Ин (1:21) ввиду того, что среди верующих распространилось буквальное понимание Мк 9:13.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010