II. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии окончившего курс Императорского Московского Университета по юридическому факультету с дипломом второй —239— степени Сергея Симанского. «Желая, с помощью Божией, пройти курс богословских наук в Московской Духовной Академии, имею честь ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии меня в число студентов означенной Академии, по историческому отделению. При сем имею честь представить следующие документы: 1) Мой диплом университетский от 4 Августа 1899 г. за 18024 и 2) Метрическое свидетельство из Московской Духовной Консистории о моем рождении от 16 ноября 1884 г. за 7192; что же касается свидетельства об отбытии мною воинской повинности, то таковое я буду иметь честь представить тотчас по получении его из полка». Справка: Указом Святейшего Синода от 26 ноября 1876 г. за 3779 Советам духовных академий предоставлено принимать окончивших курс в университетах, не подвергая их поверочному испытанию, если они поступают своекоштными студентами. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять окончившего курс в Императорском Московском Университете Сергея Симанского в число своекоштных студентов I курса Академии. III. Рассуждали о распределении лекций и учебных часов в Академии на 1900–1901 учебный год. Справка: 1) По § 81 лит. а п. 2 устава духовных академий «распределение предметов учения и порядка их преподавания в Академии значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 2) §§ 118–120 того же устава: «Для чтения наук академического курса составляется Советом Академии особое расписание. При составлении расписания Совет Академии имеет в виду, чтобы: а) преподаванию богословских наук, по возможности, предшествовало преподавание прочих наук, входящих в круг академический и б) при распределении богословских наук соблюдался порядок, определяемый их последовательностью и взаимною зависимостью. Лекции по каждому предмету распределяются Советом так, чтобы в первых курсах было не менее 20, а в четвертом не менее 12 лекций в неделю, каждая лекция по часу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московский Духовной Академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года Источник   Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевлённого неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более, что и происхождение твое, и образование в светских школах 1 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком легким. Но когда Господь разъяснил ему трудность этого пути, потребовал самим делом доказать это, вступить на путь самоотречения и смирения, отказаться от мнимого богатства своих сил и от своей самонадеянности, то, как замечает евангелист, отъиде юноша скорбя ( Мф. 19:22 ). Убедившись в твоей твердой решимости всецело предать себя на служение Господу, я почел теперь благовременным исполнить твое желание иноческого жития. И ты только что исповедал пред Богом и церковью решимость отринуть мир с его преходящею похотью ( 1Ин. 2:17 ) и стремиться к сокровищам одной духовной жизни. Приветствую тебя со вступлением на этот самый тесный путь спасительного крестоношения. Спасение – вожделенная цель всякого христианина, и Господь призывает нас к нему различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

А выразить словами то, как или каким образом Сам ли Он зрит Отца, или обратно – созерцается Отцом, это не доступно нашему языку. Должно, однако ж, представлять это в подобающем Богу виде. VΙ. 47. Аминь (истинно), аминь (истинно) глаголю вам: веруяй в Мя имать (имеет) живот вечный (жизнь вечную). Итак, вера есть дверь и путь к жизни и восхождение от тления к нетлению. Впрочем, и здесь нисколько не менее (чем в других случаях) слушателям предстоит подивиться благоусмотрительности Спасителя. Поскольку знает и видит, что они совсем ничего не понимают и даже не думают о долге повиновения пророческим словам, то заклинанием в истине пресекает слабость веры, поскольку она зависела от человеческих размышле- (Продолжение следует). Арсений [Стадницкий], еп. Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московской Духовной Академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия [будущего патр. Алексия (Симанского)], произнесенная в пещерной церкви Гефсиманского скита 9 февраля 1902 года//Богословский вестник 1902. Т. 1. 3. С. 431–435 (2-я пагин.). —431— Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевленного неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более что и происхождение твое, и образование в светских школах 398 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Прошение поручика Андрея Симанского: «Не находя возможным вторично в этом году подвергать себя экзаменационным испытаниям, имею честь просить Совет Московской Духовной Академии сохранить мне и на будущий год право подвергнуться приемным испытаниям на основании указа Святейшего Синода». Справка: 1) Утвержденным Его Высокопреосвященством определением Совета Академии от 22 сентября сего года поручику Андрею Симанскому предложено – «в случае желания поступить в число студентов Московской Духовной Академии, в точности выполнить требования, изложенные в Высочайше утвержденном определении Святейшего Синода от 11 августа сего 1911 года за и при Московской же Духовной Академии сдать поверочные испытания по всем предметам, указанным в § 143 устава духовных академий 1910 года, не исключая и испытания по одному из древних языков». – 2) По § 137 устава духовных академий (в новой его редакции) к поверочным испытаниям для поступления в Академию допускаются, кроме студентов духовных семинарий, также «имеющие гимназические аттестаты зрелости и окончившие курс военных училищ». Определили: 1) Уведомить поручика Андрея Симанского, что, как окончивший курс военного училища (Александровского), он ныне имеет право держать поверочные испытания для поступления в Академию на общих основаниях. 1702 Во всех памятниках этого времени сопоставление христиан с ветхозаветным народом Божиим – основное представление. Как в прошлом Израиль был в особом отношении к Богу, так теперь христиане – истинный двенадцатиколенный народ, который живет в рассеянии среди чуждого мира. Этот образ представлений и этот образ выражений постоянно должен предноситься пред тем, кто читает писания послеапостольского времени. R. Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. SS. 347–348. 1703 Относительно автора послания предполагают, что он родом был еврей, а потому в его послании столько следов ветхозаветного образа мышления. Кроме того, с филологической стороны указывают в послании наличность семитизмов. Об этом I. В. Lightfoot. The Apostolic Fathers. 1. London 1890, p. 59. G. Hoennicke. Das Judenchristentum. SS. 279–280. В 1-м примечании на стр. 280 указана и относящаяся к этому вопросу литература.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх происходил из дворянского рода Симанских, потомков псковских воевод, свято хранивших традиции древнего благочестия. Жили они в Москве и отношения их с петербургской аристократией были непростыми. Дореволюционное высшее сословие было, конечно, малорелигиозным. Патриарх рассказывал как анекдот, но весьма характерный. Одна барыня говорила (видимо, по–французски): «Службы такие долгие, утомительные! Я всегда приезжаю к «состракóм». Это значит, к возгласу: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Еще один из его любимых рассказов: отпевают одного высокого чиновника. Диакон молится: «… об упокоении раба Божия…» — а кто–то в толпе говорит: «Какой же он «раб Божий», если он — действительный статский советник?» Над семьей Симанских почивало благословение святителя Филарета (Дроздова), полученное некогда матерью будущего Патриарха, Ольгой Александровной. Когда она была ребенком, ее подвели к митрополиту Филарету под благословение, и он подарил ей маленькую иконочку. Эта иконочка хранилась в их семье как святыня, и Патриарх впоследствии вставил ее в панагию. Его академическое дипломное сочинение, так и не опубликованное, называлось «Нравственно–правовые понятия в учении митрополита Филарета». Он часто говорил, что два гения формировали нашу литературную и богословскую, церковную и светскую элиту: Пушкин в поэзии, в светском языке, и  Филарет Московский в богословии. Кто–то, — кажется, Аксаков, — в надгробном слове святителю Филарету сказал: «Смолкло важное слово». Действительно, стиль Филарета — особая эпоха богословского жанра. И собственный письменный стиль Патриарха был филаретовским — это чувствуется даже в частных письмах. ежегодно он отмечал дни памяти митрополита Филарета в Лавре, а вечером 14 декабря проводил филаретовские чтения в общем собрании профессоров и студентов Академии и семинарии. Он вспоминал рассказы современников, лично знавших Святителя, и его собственные мудрые поучения. Вообще Патриарх очень любил Лавру и обычно очень скромно, по–монашески, отмечал там свои дни рождения, скрываясь от торжественных официальных поздравлений.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Первый арест митрополита Арсения произошел в Москве весной 1919 года, но через неделю без предъявления обвинения его освободили. В ноябре того же года он снова был арестован, а 5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород, где уже 20 января подвергся новому аресту без предъявления обвинения и заключен в тюрьму. Вместе с ним арестовали епископа Алексия (Симанского). Епархиальный совет организовал несколько многолюдных собраний, ходатайствовавших об их освобождении, 27 января преосвященного Арсения освободили, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома взял его деятельность под контроль, ограничив передвижение по епархии. Вынужденные уступать многочисленным просьбам верующего народа, власти периодически выдавали митрополиту Арсению удостоверения на посещение городов и сел епархии. В июне было конфисковано имущество Епархиального совета, помещение опечатано, а в сентябре Совет был упразднен. 1 ноября 1920 года владыка Арсений был привлечен в качестве свидетеля к судебному процессу по делу епископа Алексия (Симанского) и других священнослужителей, которые обвинялись в тайном освидетельствовании мощей. Епископа Алексия приговорили к пяти годам заключения, а остальные обвиняемые получили от двух до трех лет заключения. Однако, согласно постановлению ВЦИК от 6 ноября 1920 года, обвиняемых амнистировали. 11 февраля 1921 года в помещении бывшего Арсениевского дома начался новый судебный процесс по обвинению митрополита Арсения, епископа Алексия, протоиереев Яцковского, Вихрова, Соколова, мирян Финикова и Скородумова в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении сим дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства» 38 . Митрополит Арсений обвинялся в том, что он, несмотря на вступление в силу данного декрета, «утверждал журналы епархиального совета… рассылал указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников» 39 . Против митрополита прозвучало обвинение в том, что изданные им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, а поручение строительно-хозяйственных дел благочинным указывало на тот факт, что в епархии велось храмостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Слово Божие постигается и понимается в меру нашей веры и духовной жизни»: из воспоминаний о Патриархе Пимене Представляем вниманию читателей интервью с архиепископом Филаретом (Карагодиным). Владыка делится воспоминаниями о Патриархе Пимене (Извекове), у которого он был иподиаконом в 70-х годах, о советской эпохе церковной жизни в целом, а также о своих встречах с Патриархом Алексием I (Симанским) и нынешним Святейшим Патриархом Кириллом. Статья Владыка, расскажите, пожалуйста, о Вашем знакомстве с Патриархом Пименом и о Ваших первых впечатлениях о нем. Первая встреча с покойным Святейшим Патриархом Пименом у меня произошла в 1971 году, когда я стал студентом-первокурсником Московской духовной академии и был зачислен в число иподиаконов. Ну что сказать о Патриархе? Конечно, мы понимали, что это Патриарх, что между нами и Святейшим огромная дистанция. Но впечатляло, я бы сказал, его служение. Оно было особым каким-то. Он был молитвенным, глубоко сосредоточенным человеком и служил очень четко, быстро. Не спешно, а быстро. В 09:30 он приезжал на литургию, уезжал в 11:40. Святейший очень молитвенно служил, у него был прекрасный проникновенный голос, который был слышен во всех уголках собора. А сам он… Мы даже немного боялись: его внешний вид был суровым — не подходи. И доставалось иногда, во-первых, потому, что это был первый набор иподиаконов — новый Патриарх и новый набор. У нас были промахи, были проколы, Патриарх и поругивал нас, достаточно поругивал. Но все менялось, когда он служил всенощную, литургию — это был человек, который предстоял перед Престолом Божиим, молился за народ. Мы это все чувствовали. Я нес тогда послушание регента алтарного духовенства. Это было очень напряженно, потому что я знал, что Патриарх Пимен сам был регентом многие годы, для меня каждый раз как будто экзамен. У нас были хорошо подобраны голоса, и богослужения проходили очень проникновенно, очень духовно.

http://bogoslov.ru/article/6171221

Можно ли держать в квартире искусственные цветы? 29.08.2016 06:24:43 Протоиерей Андрей Ткачев Прот. Андрей Ткачёв: - Приветствую вас, дорогие радиослушатели! В прямом эфире у микрофона протоиерей Андрей Ткачев. Я пришел в студию, и меня ждет на рабочем столе записка с просьбой помолиться и четырьмя вопросами, на которые просят ответить наскоро. Первый вопрос. Можно ли держать в квартире искусственные цветы (из дорогих)?   - Любые цветы из дорогих и дешевых можете держать дома. В этом нет ничего зазорного.  Нравится -  держите. Конечно, искусственные цветы  - это вещь на любителя. Они бывают хорошо выполнены, тогда на здоровье, бывают безвкусными – тогда не стоит. Где нельзя точно их держать, так это в храме. Помнится, были особенно нарочитые указания почившего в Бозе Патриарха Алексея I Симанского, который, касаясь украшения храма, подчеркивал, что всякая фальшь неприемлема ни в богослужении, ни в украшении церкви. Поскольку мир молитвы -  это мир истины, мир реальных ценностей, а не мнимых. Нужно, чтобы всё было настоящее, т.е. нужно заливать в лампаду масло, а не керосин. Ставить у иконы -  если уж ставить  - живые цветы, а не искусственные. Не реветь бычьим гласом, а петь сердцем и умом. И вообще вести себя в Церкви естественно и правдоподобно, а не натужно и театрально. Так что в храме искусственные цветы неприемлемы. В доме  - это дело вашего вкуса. Здесь не стоит обращать внимание на такие нюансы. Например, есть вещи в Библии, прописанные касательно Ветхозаветного закона. Например, нельзя одевать по Старому Завету одежду, сшитую из двух видов ткани. Например, у вас одежда из полиэстера и шелка – это  по Писанию запрещено, но по писанию Ветхого Завета, т.е. с нас этот запрет снят. Хотя нам нужно понять смысл этого запрета. Он означает, что нельзя вообще заниматься смешением разнородных сущностей. Поэтому мужчине нельзя носить женскую одежду, женщине мужскую. Нельзя засевать поле двумя родами семян. Нужно либо ячмень, либо пшеницу, а то и другое вместе сеять нельзя. Есть конкретное указание, что делать, а чего не делать. Вот, искусственные цветы нигде не запрещается держать дома. Если вам нравится -  держите.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-derzha...

Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Из блокадной жизни архимандрита Доримедонта (Чемоданова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов; 1871–1950) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который до самой смерти нес послушание «гробового» монаха при мощах преподобного Сергия. Да этого – с 1929 года и до конца войны – он жил в Ленинграде у племянника, по праздникам сослужил митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Случай, о котором пойдёт здесь речь, произошёл в голодные годы блокадного Ленинграда... У отца Доримедонта (Чемоданова) был исключительной доброты племянник Иван Михайлович, который работал поваром при госпитале в блокадном Ленинграде и по мере сил помогал голодавшим блокадникам. Однажды на набережной Невы он увидел бежавшую к воде молодую женщину. Он успел ее остановить, и та в слезах объяснила, что не может больше смотреть на своих умирающих от голода малолетних детей. Иван Михайлович утешил ее и пообещал помогать. Иван Михайлович увидел бежавшую к воде молодую женщину и успел ее остановить Вскоре отец Доримедонт и его племянник подверглись серьезному искушению. Через своего дядю Иван Михайлович передал буханку хлеба голодавшему митрополиту Алексию. Оказалось, что за батюшкой следили, и во время передачи отца Доримедонта арестовали и, определив в отряд смертников, отправили копать заградительные траншеи. В это время произошло чудо. Спасенную Иваном Михайловичем женщину с детьми нашел потерявший их муж и отец семейства, который оказался генералом. Дом, где жила его семья, попал под бомбежку, и генерал долго не мог найти свою родню. Когда долгожданная встреча состоялась, женщина рассказала, что они с детьми остались живы лишь благодаря Ивану Михайловичу. Генерал в знак благодарности предложил любую помощь. Племянник поведал о положении дел отца Доримедонта. Вмешательство генерала помогло батюшке избежать расстрела. После войны митрополит Алексий, став священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, предложил отцу Доримедонту с Иваном Михайловичем перейти в обитель. Архимандрит Доримедонт отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре. Был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада. В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена останки подвижника были перенесены на Северное городское кладбище. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 мая 2022, 11:06 Слава Богу за всё! Спасибо за статью! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146038.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В издательстве ПСТГУ вышел завершающий том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» 26.05.2022 В издательстве ПСТГУ вышел дополнительный и завершающий том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова) ». В 2022 году в декабре будут отмечаться 155 лет со дня кончины великого московского пастыря, а в январе 2023 года — 240 лет со дня его рождения. Составители сборника не ставили перед собой задачу представить полный образ выдающегося церковного деятеля и богослова. Это невозможно, пока ещё не изучены в достаточной мере архивные материалы о святителе и нет полного собрания его трудов. Хотя был прав младший современник святителя, архимандрит Григорий, когда сказал: «Чтобы живописать нашего российского Златоуста и Богослова, нужно самому быть подобным ему богословом и златоустом», — но есть правда и в словах, сказанных в 1905 году иеромонахом Алексием (Симанским), будущим Патриархом Московским и всея Руси: он отметил, что нельзя прекращать исследования в области филаретики: «Немыслимо прекратить работу над этим величайшим исполином богословской, философской, церковной и государственной мысли. Необходимо продолжить и усугубить работу над ним, конечно, не для земной славы его, перешедшего уже к славе небесной и не требующего слабого человеческого восхваления, а для нас самих, для нашего собственного назидания и блага». В заключительном томе собраны статьи и очерки, посвящённые наиболее важным аспектам жизни и служения московского святителя. В силу эпохальности его личности разговор о святителе Филарете неизбежно поднимает те богословские и общественные проблемы его времени, к решению которых он был причастен. При составлении статей и очерков для итогового тома их авторы следовали проблемно-аналитическому принципу изложения. В каждой статье обобщён обширный материал по отдельным сферам жизни и служения святителя Филарета, содержащий авторский взгляд на его деятельность в различных областях церковной, церковно-государственной и общественной жизни России. Содержание дополнительного тома летописи не только подводит определённый итог современному этапу изучения его наследия, но и, свидетельствуя об актуальности наследия святителя, намечает пути для дальнейших исследований и формирования целостного взгляда на личность и труды святителя Филарета и его эпоху. Коротко о содержании сборника: Познакомиться ближе с новинками издательства ПСТГУ и приобрести книги можно в книжных магазинах в зданиях университета в Лиховом переулке и на Новокузнецкой, а также на сайте издательства. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.05.2022 20:47:10

http://drevo-info.ru/news/28234.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010