Анна многое узнавала о матушке, как от родных матушки, так и близких ей людей. Рассказали, как молилась однажды матушка в Елоховском Богоявленском соборе. Службу вёл патриарх Сергий. Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1867–1944), время служения (1943–1944) Стоявшие рядом её почитательницы слышали, как она тихо сказала: «Молись, молись. Последний раз служишь». И действительно, на другой день он скончался. А накануне выборов нового патриарха, также в Елоховском соборе, сказала закончившему службу Алексию: “Знаешь, почему я пришла к тебе такая нарядная? Быть тебе патриархом!» Он поблагодарил её, снял с себя большой перламутровый крест и надел его на матушку. Этот крест был среди икон в матушкином иконостасе. (Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) (1877–1970), время служения (1945–1970)). Известно, что матушка часто ездила по святым местам России... О том, что будет война, матушка знала – провидела. Был случай, когда она сказала кому-то в деревне, что дом, возле которого они стояли, будет разрушен. И указала место, где его хозяин останется живым. Потом, когда это случилось, поняли, что речь шла о предстоящей войне. Во время войны к матушке Акилине чаще всего приходили женщины, чтобы спросить о мужьях – фронтовиках. Все получали ответы на свои вопросы. Нередко открывала, что похоронки ошибочные... Когда немцы были под Москвой, матушка взяла икону Георгия Победоносца, подошла к окну, распахнула шторы, со стуком резко поставила её на подоконник и сказала: «Что ж ты смотришь? Немец под Москвой!” И оставила ее на окне повернутой к улице. Вскоре началось отступление немцев. Тогда икону вернула на место. Примерно в 1944 году муж Анны решил проверить, как любит и ждёт его молодая жена. Она была моложе мужа на 10 лет. Он прислал письмо, в котором написал, что он без ног и без рук лежит в госпитале. Анна пришла в отчаяние. Братья поддержали её, сказали, что не откажут в помощи. Немного успокоившись, поехала она к матушке Акилине с письмом, а она сказала, не читая письмо, что он здоров, в целости и сохранности, что его только контузило, немного повреждена стопа. С фронта вернётся. Всё так и было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особой краткостью своих проповедей прославился протоиерей Родион Путятин . Его поучения к простому народу длились в среднем 3–5 минут. Как отмечалось выше, он изобрел особый жанр проповеди, получивший название кратких поучений. Архиепископ Никанор (Бровкович) обычно готовил для произнесения довольно пространные проповеди. Во время богослужения он выходил на амвон без митры, надевал очки и читал текст проповеди по тетради. По воспоминаниям современников, читал он проповеди довольно быстро, почти скороговоркой, что сильно утомляло слушателей. Несмотря на то, что при чтении он сокращал заранее написанный текст, его проповедь обычно длилась около получаса и с трудом воспринималась на слух 309 . Различные подходы к продолжительности проповеди можно видеть и в XX – начале XXI в. Так, Святейший Патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970) рекомендовал духовенству произносить проповеди продолжительностью не более четверти часа. Анализ видеозаписей речей современных проповедников показывает, что сегодня богослужебные проповеди длятся обычно от 10 до 15 минут. Например, проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в среднем длятся около 15 минут. Лишь в редких случаях они могут достигать 20 минут и более. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий обычно произносит проповеди длиной в 10–15 минут. Проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия обычно длятся около 10 минут. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , как правило, произносит проповеди продолжительностью в 10–13 минут. Продолжительность проповедей митрополита Бориспольского и Броварского Антония составляет, как правило, около 15 минут. При этом известны и приверженцы более краткой проповеди. Например, митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) рекомендовал проповедникам говорить 5–8 минут, иногда чуть больше – до 10 минут. Митрополит Антоний полагал, что в случае более продолжительной проповеди люди будут ее чувствовать «только в ногах, а не в сердце и не в уме» 310 . Из современных проповедников краткими проповедями известен, например, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его проповеди обычно длятся около 5 минут и довольно редко могут достигать 10 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

6 янв. Сочельник пел левый клирос. Праздничная всенощная. 2 диакона. 7 янв. Повторная служба в 4 ч. и после неё ранняя литургия. Поздняя в 9 1 / 2 . 8 янв. 2 й день Рождества Христова. Воскресенье. 2 литургии. За ранней литургией пела бригада правого клироса из 8 человек. 9/I 3 й день Рождества Христова. 1 литургия; в 11 поздравление Митрополита Николая , а вечером поздравление Святей­шего Патриарха . Простудился о. Ал-др Державин, не выйдет до 18/I. В начале 1950-х годов в Москве была установлена традиция поздравления Святейшего Патриарха московским духовенством и прихожанами с праздниками Рождества Христова и Пасхи на 2-й или 3-й день праздника. Поздравление проходило после вечернего богослужения в Патриаршем соборе в Елохове. Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Николая поздравляли в его кафедральном храме апостолов Петра и Павла (Спаса Преображения) на Преображенской площади. Святейший Патриарх Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября (9 ноября) 1877 г. в Москве. Окончил Московский университет. Осенью 1900 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1904 г. В 1902 г. принял монашество. После окончания Духовной академии был назначен инспектором Псковской Духовной семинарии. Впоследствии, в сане архимандрита, был ректором Тульской, а затем Новгородской семинарии. В 1913 г. был хиротонисан во епископа Тихвинского. В 1926 г. назначен в Новгород с титулом архиепископа Хутынского. В 1932 г. архиепископ Алексий возведён в сан митрополита, а в 1933 г. назначен на Ленинградскую кафедру. Годы блокады митрополит провёл безвыездно со своей паствой в осаждённом Ленинграде. После кончины Патриарха Сергия в мае 1944 г. митрополит Алексий стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, а 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался Святейший Патриарх Алексий 17 апреля 1970 г. в своей подмосковной резиденции в Переделкине. Погребён под Успенским собором Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Еще более лична его «Исповедь», автобиография, уникальная на фоне античности в изображении духовного становления. Память 15 июня. Алексий  (Елевферий Бяконт), митрополит Московский и всея России (1292—1378), свт. Родился в семье боярина, рано почувствовал призвание к иночеству. Был пострижен игуменом Стефаном, братом прп. Сергия Радонежского. В 1350 поставлен епископом Владимира-на-Клязьме, по смерти митрополита Феогноста в 1354 стал его преемником на Московской кафедре. Много сил положил на примирение княжеских междоусобиц и церковных смут. Ездил в Золотую орду, где по его молитве исцелилась от слепоты супруга хана, Тайдула. Основал несколько монастырей, был связан духовной дружбой с прп. Сергием Радонежским, которого хотел видеть своим преемником. Aлekcuй I  (Симанский Сергей Владимирович) (1877—1970), патриарх Московский и всея Руси с 1945. Aлekcuй II  (Ридигер Алексей Михайлович) (1929—2008), патриарх Московский и всея Руси с 1990. Алексия  (Гаккель), монахиня (? — дек. 1969), мать протоиерея Сергия Гаккеля. Анатолий  (Кузнецов) (р. 1930), архиепископ Керченский, викарий в Сурожской епархии. Окончил Московскую духовную академию. Рукоположен в дьякона (1954), в священника (1956). Принял монашество (1960). В 1972 хиротонисан в епископа Виленского и Литовского. По выбору митрополита Антония Сурожского назначен (1990) викарием Сурожской епархии с титулом епископа Керченского; с 1993 архиепископ. Ангелус Силезиус  (в миру Иоганн Шеффлер) (1624—1677), немецкий поэт-мистик, священник, член ордена миноритов. Родился в протестантской семье, в 1653 принял католичество. Один из самых одаренных поэтов контрреформации, автор более 200 духовных стихотворений, в основном собранных в книгу философских изречений в стихах «Херувимский странник» (1675). Андрей Критский  (ок. 660 — ок. 740), прп., византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона. Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, дьяконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — «Великий канон», состоящий из 4 канонов по 9 песней, в которых мотив личного покаяния сопоставлен со всей ветхо- и новозаветной историей. Память 4 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Кроме Петрозаводска, за семь лет служения епископом Гдовским, владыка Вениамин выезжал и в другие епархиальные центры. В 1913 году он посетил Новгород и Витебск, где участвовал в посвящении викарных епископов Новгородской и Полоцкой епархий. В Новгороде он находился на второй пасхальной неделе, в дни пребывания там Патриарха Григория IV. 26 апреля Патриарх ездил в Юрьев монастырь. В книге почетных посетителей он оставил запись по-арабски: «Доброе начало! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я посетил благоустроенный монастырь Святого Георгия, который посетил мой предшественник Патриарх Макарий, сын одного из знатных граждан Алеппо, в 1654 г. от Р[ождества] Х[ристова]. И я хвалю все, что я видел в нем из памятников благочестия, добродетелей и истинно православной ревности. Присутствовали со мной Его Высокопреосвященство, Архиепископ Новгородский Кир-Кир Арсений, и братья Кир-Кир Никон Архиепископ, бывший Вологодский, и Кир Вениамин, Епископ Гдовский, и Кир Иоанникий [(Дьячков) – авт.], Епископ Кирилловский, во дни благочинного, достоуважаемого Архимандрита Кир-Иувеналия [(Масловского) – авт.], настоятеля этого монастыря, в день пятницы, 26 апреля 1913 г. Господь да продлит лета их жизни, и да благоустроит монастырь сей, и да умножит братию его. Аминь. Написал сие смиренный Патриарх Антиохии и всего Востока Григорий IV (Ходай)» 478 . В субботу и в воскресенье епископ Вениамин был среди сослужащих Патриарху в храмах Новгородского кремля. За этими службами к собору иерархов присоединился еще епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов; 17 марта 1866 – 19 августа 1929). 27 апреля в полдень в теплом Входо-иерусалимском соборе состоялось наречение ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Алексия (Симанского; 27 октября 1877 – 17 апреля 1970 – впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского. Всенощное бдение служили в Софийском соборе. Там же за литургией 28 апреля Патриарх Великой Антиохии возглавил архиерейскую хиротонию будущего Предстоятеля Русской Церкви. За воскресными службами было оглашено Деяние Святейшего Синода о причислении к лику святых Московского Патриарха Ермогена. Подвиг «великого архипастыря-народолюбца, положившего душу свою за паству свою» 479 в Смутное время российской истории, станет вдохновляющим примером для священномученика митрополита Вениамина с момента его избрания на Петроградскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В октябре исполняется 130 лет со дня рождения Патриарха Алексия (Симанского). Есть люди, судьбы которых, как бы вместив в себя жизнь своего века, помогают лучше понять эпоху, почувствовать пульс времени. Именно таким человеком был и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский). Родившийся при императоре Александре II, 27 октября 1877 г., он почил в эпоху «развитого социализма», 17 апреля 1970 г., в так называемый «застойный период» советской истории. Будущий Первосвятитель родился в Москве, там же окончил лицей, университет и Духовную академию. В первопрестольной началась и его иноческая жизнь, но архиерейская судьба оказалась надолго связанной с Санкт-Петербургом и его окрестностями. В 1913 г., являясь ректором Новгородской семинарии, архимандрит Алексий был поставлен викарием Новгородской епархии с титулом епископа Тихвинского. В 1916 г. он, викарный епископ своего учителя и духовного наставника архиепископа Арсения (Стадницкого), стал и настоятелем Варлаамиевого Хутынского монастыря. В то время владыка почти безвыездно проживал в Новгородской епархии, фактически управляя ею. В декабре 1916 года он сопровождал императрицу Александру Феодоровну в ее последнее путешествие в Новгород. «Молодой епископ Алексей оказался чрезвычайно изящным (лицеист)», - отметила тогда государыня в письме супругу. …Все изменилось буквально через несколько месяцев. В новых условиях владыка оказался лицом к лицу с революционной стихией. Ему пришлось не только управлять епархией (вл. Арсений в 1917 г. был исключительно занят общецерковными делами), но и бороться с клеветой в собственный адрес: революция легализовала антиепископские настроения части верующих и белого духовенства. Не принесли владыке успокоения и последующие годы. Первый арест последовал в январе 1920 г., а в ноябре 1920 г. епископ Алексий был осужден Ревтрибуналом за возбуждение «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти». К счастью, он был сразу же амнистирован.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От апостолов до наших дней не прекращается преемство епископской благодати, которую принимает каждый архиерей в Таинстве хиротонии. Без пяти лет юбилей архиерейского служения нашего Владыки 30 декабря 2007 года послужил поводом для небольшого «генеалогического» исследования. Сергей Фирсов доктор исторических наук, профессор СПбГУ История епископских хиротоний, безусловно, неотъемлемая и важная часть церковной истории. Эта важность проявляется не только в «формальном», т. е. фактологическом знании «дат и имен», но и в ином - уяснении роли Провидения в жизни и судьбе посвящаемого. Святой Игнатий Богоносец писал, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, занимая в общине то место, которое Христос занимал на Тайной Вечере. Церковная иерархия - есть церковная власть, призванная к служению любви и всегда представляемая во времени определенным архиереем. Исследовать историю жизни архиерея как архиерея, думается, невозможно без того, чтобы понять - через кого в чреде поколений он получил посвящение. Подобные исследования лучше многих абстрактных рассуждений позволяют понять, что в человеческой судьбе не бывает случайностей, что Божий Промысл - великая реальность. В год сорокапятилетия хиротонии владыки, думается, стоит упомянуть о тех, кто участвовал в его хиротонии, проследить - от кого они сами приняли благодать епископства. Представляет интерес и то, насколько епископы, участвовавшие в хиротонии владыки Владимира, равно как и хиротонисавшие хиротонисавших его, были связаны с Санкт-Петербургом. Патриархи Алексий I и Григорий IV Итак, 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; 1877-1970), возглавлявшим хиротонию, а также митрополитом Пименом (Извековым), будущим Патриархом, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым; 1929-1978), архиепископом Сурожским Антонием (Блумом; 1914-2004) и епископом Венским и Австрийским Филаретом (Денисенко; 1929). И Патриарх Алексий, и митрополит Пимен, и архиепископ Никодим в разные годы были связаны с Петербургской-Петроградской-Ленинградской епархией. Святейший Алексий, ближайший помощник Патриарха Сергия (Страгородского; 1867-1944), с 1932 года и до своего избрания на Патриарший престол был митрополитом Ленинградским, эту же кафедру в 1961-1963 годах занимал и владыка Пимен, которого сменил ставший к тому времени митрополитом владыка Никодим. Их хиротонию (соответственно в 1957 и в 1960 годах) также возглавлял Патриарх Алексий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

ТАЙНЫ РЕЛИГИИ Поиск смысла жизни, как мы с вами видели, напрямую связан с проблемой смерти. А в каком случае можно преодолеть эту проблему? Только если физической смерти неподвластна душа человека. Есть ли такая сфера человеческой жизни, которая предлагает разрешение этой проблемы? Где, в какой области существования и познания говорится о загробной жизни, о том, что душа человека бессмертна? – В религии. Только религия ориентирована на существенное преодоление смерти, и только она одна направлена на познание мира духовного, лежащего вне границ материальной реальности. Наверное, у каждого человека есть свое определенное представление, что такое религия. Но не будем спешить сразу расставлять все точки над «i». И прежде всего попытаемся ответить на такой, как кажется, простой вопрос: может ли человек быть безрелигиозным? Может ли человек быть безрелигиозным? Вам уже известно, что XIX и XX века стали во многих странах эпохой атеизма. К понятию религии относили все устаревшее, суеверное и примитивное. Но вы, наверное, удивитесь тому, что атеизм сам является своего рода религией, вернее анти- и лжерелигией. Однажды Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; 1877–1970) спросили, сколько в Советском Союзе верующих. Он ответил: «У нас все верующие, только одни верят, что Бог есть, а другие, что Его нет». Вера присутствует как в религии, так и в атеизме. Но если религия – это всегда вера в Бога, в духовный мир и в вечную жизнь, то атеизм – вера в отсутствие Бога, в земные ценности и в конечную смерть всего. Пока не будем судить, что лучше. Только заметим, что носители идей социализма, по сути, предлагали свою религию – безбожную. Давайте обратим на это внимание. Так, религия немыслима без духовных вождей и святых – тех, чьи жизнь и учение были бы примером для других. И в советские годы людей с детских лет учили верить в святость вождей – известной «троицы» Маркса, Энгельса, Ленина. Их «жития» и «творения» считались эталоном истины и штудировались каждым «воспитанным» человеком. Совсем недавно их треликий портрет располагался везде почти как икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

АЛЕКСИЙ I (в миру Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970) – святейший Патриарх Московский и всея Руси (с 1945 г.). В 1921–1922 гг. был викарием и временно управлял Петроградской митрополией. В октябре 1922 г. был арестован и сослан в Казахстан. С 1926 г. управлял Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского; являлся ближайшим сотрудником митрополита Сергия (Страгородского) , участвовал в составлении Декларации от 29 июля 1927 г. С октября 1933 по февраль 1945 г. управлял Ленинградской епархией. На Поместном соборе 1945 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. АМВРОСИЙ оптинский , преп. (в миру Александр Михайлович Гренков; 23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния – 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии) – иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, известный духовник, духовный писатель. Множество людей обращалось к нему за духовной помощью и с надеждой на исцеление от физических недугов; его посещали В. С. Соловьев , Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой; он был духовным наставником К.Н. Леонтьева и совершил его тайный монашеский постриг. Александр был шестым из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по Часослову и Псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет его отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании училища в 1830 г. был принят как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию, которую успешно окончил в июле 1836 г. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Илариона Александр отправился в Свято-Введенскую Оптину пустынь. 2 (14) апреля 1840 г. определен в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако, когда император стал на сторону монофелитов, Максим, известный своей непримиримой борьбой с этой ересью, удалился от двора, принял монашество и навсегда остался простым монахом, никогда не притязая ни на какие церковные чины. Когда ересь победила на константинопольском дворе, Максим был арестован, его пытали, особенно ставя ему в вину, что он, простой монах, восстает против патриархов. Исповедник отвечал, что если бы даже ангел с небес проповедовал ересь, то он, Максим, все равно отстаивал бы истину. Во второй ссылке, куда был отправлен философ после того, как ему при пытках отрезали язык и правую руку, он умер в возрасте 82 лет. Память 21 января и 13 августа. С. 485. 52 Епифаний Кипрский († 403) – святой архиепископ, сын бедного еврейского земледельца в Палестине, крещен иноком Лукианом. Он жертвовал собой в борьбе за православие против ариан, основал в Египте монастырь, где был сам игуменом, распространил веру Христову среди огне-поклонников персов, участвовал в сане епископа Саламина (367) в Соборах, не щадя себя до глубокой старости. Умер в возрасте 96 лет, похоронен на Кипре. Был сведущим ученым, оставил труды. Память 12 мая. С. 486. 53 Никифор Ксанфопул (XIV в.) – византийский писатель, составил Церковную историю в 18 книгах (период до смерти императора Фоки, 610 г.). С. 486. 54 Патриарх Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – тринадцатый Патриарх Московский и всея Руси. Окончил юридический факультет и Московскую Духовную академию, где принял монашество в 1899 г. В 1904 г. – инспектор Псковской духовной семинарии, 1906 – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита, 1913 – епископ Тихвинский, 1921 – епископ Ямбургский, 1926 – архиепископ Хутынский, 1932 – митрополит Ленинградский и Новгородский, 1945 – Патриарх Московский и всея Руси. На годы патриаршества Алексия выпал огромный труд по умиротворению церковных расколов. В 1946 г. окончательно исчезло обновленчество, преодолены многие нестроения в среде русского православною Зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010