5-го ч. получил я письмо из Москвы от А. В. Симанского, который писал мне от 2-го числа: «Мы сейчас вернулись с Троицкого подворья, где поклонялись праху усопшего Святителя Митрополита Иннокентия. Там же читали сами телеграмму сегодня полученную на имя викарного Епископа Амвросия от Митрополита Исидора, который дает знать, что Митрополит Макарий 1216 прибудет в Москву 3-го апреля, для совершения погребения, но о времени самого погребения ещё неизвестно. Видно из всего, что 1-го апреля архиепископ Макарий лично возведен в сан Митрополита, а теперь без сомнения будет уже и Московским. Митрополит, как сказывал вам сын его 1217 , был до последнего часа в полном сознании, благословил своего внука офицера с особым наставлением, чтобы всегда был офицером русским и верен принятой присяге. Прах Митрополита будет положен в той церкви, где покоится и великий наш святитель Митрополит Филарет, но только не против его могилы, а тотчас налево от дверей. Говорят, Митрополит Иннокентий прежде выражал желание, чтобы его похоронили на общем академическом кладбище, но потом убедился, что архиереев вне церкви не хоронят, и выразил согласие на погребение в церкви Филарета Милостивого, присовокупив притом, по своему смирению, что всякий скажет: «вот лежит мудрец, а вот – простец». 6-го числа имел я утешение получить приветственное послание и книжный дар от досточтимого Владыки Могилевского, преосвященнейшего Архиепископа Евсевия 1218 . Вот что он писал мне от 26-го марта: «Прошу Вас принять мое братское приветствие с великим праздником светлого Христова воскресения. Да дарует Вам Всеблагий Господь Спаситель в вожделенной радости встретить и проводить сей праздник и ныне и всегда. А Христос Спаситель вчера и днесь той же и во веки. О Нем Спасителе нашем и Ваша радость да будет непрестающая и вечная! Прошу принять с братскою любовью при сем посылаемую книжку с брошюрами из неё, почти только что полученную из Петербурга, по её перепечатании. В Могилеве, по милости Божией, спокойно. Только архиерей Могилевский стареет и хиреет. Он усердно просит Ваших молитв пред Господом, да дарует ему Он, Всеблагий, с непоколебимою верою и надеждою окончить поприще земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Блокадное служение Патриарха Алексия (Симанского) С 5 октября 1933 года будущий Патриарх являлся митрополитом Ленинградским. Он остался в осаждённом Ленинграде и разделил с паствой все тяготы и ужасы блокадных дней. О непростом времени для русского народа и о роли Церкви в блокадном Ленинграде рассказывает статья доктора исторических наук М. В. Шкаровского. Статья Самые яркие страницы жизни и церковного служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (в миру Сергея Владимировича Симанского) были связаны с его деятельностью в блокированном Ленинграде. Родился будущий Патриарх 27 октября 1877 г. в Москве в дворянской семье чиновника. В 1896 г. он окончил лицей, в 1899 г. — юридический факультет Московского университета и в 1904 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 9 февраля 1902 г. С.В. Симанский был пострижен в монашество с именем Алексий, 17 марта 1902 г. рукоположен во иеродиакона, а 21 декабря 1903 г. — во иеромонаха. В августе 1904 г. он был назначен инспектором Псковской духовной семинарии, 18 сентября 1906 г. возведен в сан архимандрита с назначением на пост ректора Тульской духовной семинарии. 6 октября 1911 г. назначен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониевского монастыря. 28 апреля 1913 г. о. Алексий был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. В январе 1920 г. его арестовали по требованию ЧК и вскоре освободили под поручительство, но 1 ноября 1920 г. Новгородским губревтрибуналом он был приговорен к пяти годам лагерей и затем на основании первомайской амнистии освобожден от наказания. 12 февраля 1921 г. епископ Алексий снова был приговорен по делу Новгородского Епархиального совета к трем годам заключения условно. 21 февраля 1921 г. его назначили епископом Ямбургским, 1-м викарием Петроградской епархии. С 31 мая по 24 июня 1922 г. он управлял епархией, а в августе-октябре 1922 г. возглавлял Петроградскую автокефалию. 21 октября 1922 г. владыка был опять арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Он отбывал срок в г. Каркалинске и был освобожден в марте 1926 г. В июне-августе 1926 г. епископ временно управлял Ленинградской епархией. 2 сентября 1926 г. он был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, а в конце 1926 г. — архиеп. Хутынского. С 18 мая 1927 г. архиеп. Алексий — член Временного Патриаршего Священного Синода. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом Старорусский, с 11 августа 1933 г. служил митр. Новгородским, с 5 октября 1933 г. — митр. Ленинградским.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Некоторые из архиереев были доставлены на него прямо с тюремных нар. Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы. За один только 1944 год было открыто более 200 храмов. В Москве открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. Появилась реальная возможность подготовить и созвать Поместный Собор. И если после кончины патриарха Тихона престол московских первосвятителей оставался вдовствующим 18 лет, то после смерти его преемника патриарха Сергия до созыва нового Поместного Собора и выборов патриарха прошло всего 8 месяцев. Тогда, после десятилетий террора, это был шаг признания и возможность легального существования Православной Церкви в Советском Союзе. Эти мероприятия носили характер одобрения той позиции, которую Церковь заняла в отношении государства во время войны. Новая религиозная политика государства продолжалась еще около 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. Изменение этой политики произошло уже при новом руководстве страны. М.В. Первушин Патриарх Московский и всея Руси Алексий I Родился будущий патриарх в 1877 году в Москве в семье потомственных дворян Симанских. При крещении его назвали Сергеем. Уже в детстве мальчика отличала особая любовь к храму. «Как отрадно было после молитвы приложиться к любимой иконе и получить благословение батюшки! – вспоминал Святейший Патриарх впоследствии. – Сколько благодатных, теплых воспоминаний оставалось в душе от таких знаменательных событий, неразрывно связанных с храмом, как говение на первой и на седьмой неделе Великого поста или как Пасхальная неделя». Начальное образование он получил дома, затем его отдали в лицей, где он быстро стал одним из первых учеников. Заметив особую набожность и благочестие Сережи, духовник лицея выбрал его для прислуживания за богослужением. Все годы учебы Сережа участвовал в службах как чтец и пономарь. Именно тогда в душе у Сергея зародилось желание принять монашество и поступить в Духовную Академию. Окончив учебу с серебряной медалью, юноша просил родительского благословения на получение духовного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1; Новые книги. 5. Ранее ошибочно предполагалось, будто «эта книга так и не вышла» (Плетнева. Исправление. 107). Автор имел возможность ознакомиться с экземпляром данного издания (инв. 8315) в Библиотеке СПбДА. 615 Справка управляющего МСТ А.С. Орлова от 3 мая 1917 г.: Мате-риалы Типографии. 1 об. О трудностях военного времени в работе МСТ дают представление ее годовые отчеты. См.: Сведения (1914). 6; Материалы Типографии. 3–4. 617 Службы на каждый день Страстныя седмицы. М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. Ч. 1–6. (Тираж – 15 000 экз.) 622 См.: О рукописях Мегорского. 81–83; это определение было опубликовано по выписке для МСТ, с незначительными разночтениями против нашего архивного текста и с опечаткой в имени председателя Комиссии: Плетнева. Исправление. 108. 626 Леонид Дмитриевич Аксенов (1877–1940-е) родился в г. Торопце Псковской губ., на родине святителя Тихона, которого, по некоторым сведениям, знал с детства. Окончил Юрьевский ун-т, на государственной службе в разных ведомствах состоял с 1903. В 1913 чиновник особых поручений при Главном управлении по делам местного хозяйства, с 1916 член Совета министра путей сообщения. Принимал активное участие в 3 сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви (начиная с 17/30 августа, хотя официально полномочия Аксенова в качестве члена Собора были признаны лишь на предпоследнем заседании 6/19 сентября 1918 г.). Избран Собором в состав Комиссии для выработки мероприятий, связанных с текущими событиями церковной жизни (т.е. гонениями на Церковь со стороны большевиков). С 1918 член Александро-Невского братства. Принимал участие в работе Богослужебной комиссии при Обве объединенных приходов Петрограда (1921). До 1924 арендатор фитильно-свечного государственного завода (б. Епархиального свечного завода). По свидетельствам разных лиц (архиеп. Серафима (Лукьянова), еп. Алексия (Симанского), прот. Николая Чукова), Аксенов тесно общался со святителем Тихоном и оказывал заметное влияние на патриарха; был близко знаком с большинством видных архиереев и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потом и этот запах сырости рассеялся, но мы его уже ощутили, и этого было достаточно для нас, чтобы успокоиться. 108 Отец Павел, ныне архимандрит и наместник Толгского первоклассного монастыря, который вполне обязан ему своим восстановлением в продолжение четырех лет после сорокалетнего упадка. Уроженец города Скопина (Рязанской губ.), где отец его был диаконом, отец Павел поступил в ранней молодости (17–18 лет) в 1846 году в Савво-Сторожевский монастырь под непосредственное руководство двоюродного деда своего, наместника-иеромонаха Николая, благочестивого и строгого старца; там получил он пострижение и наречен Павлом (в мире Пётр), был иеромонахом и, наконец, казначеем. В 1876 году вместе с преосвященным Леонидом прибыл в Ярославль и сделан экономом архиерейского дома, а в 1878 году при преосвященном Иоанне – наместником Толгского монастыря, которым управляет и поныне. «Верный глаз и правая рука покойного (Леонида),– замечает отец Пимен в своих воспоминаниях, – человек добросовестный, усердный, добрый, который везде, где он ни находился, оставил по себе хорошую память ». 109 На погребение преосвященного Леонида из Москвы прибыли: 1) госпожа Беркут (жена доктора); 2) барон МЛ. Боде-Колычев; 3) А.О.Карпова; 4) М.Н.Катков с семейством; 5) г. Павлов; 6) г.Свербеев; 7) г.Симанский с семейством; 8) Ф.М.Сухотин; 9) князь А.М.Хилков; 10) Е.К. Цеймерн и еще несколько лиц, имена которых отцу Пимену были неизвестны. 110 Подробности о погребении архиепископа Леонида в сокращении были напечатаны в Московских Ведомостях (январь 1877 года) и пространнее в Воспоминаниях. Прим. авт. Письма преосвященного Леонида к архимандриту Пимену (94 стр., пис. 120) были напечатаны в Чтениях Общ. Ист и Древн. Российск., с приложением портрета и, кроме того, напечатано 300 отдельных оттисков, которые были разосланы и розданы знакомым преосвященного и отца Пимена; в продаже их не было. 111 Отцу Пимену известно было, что преосвященный Леонид в продолжение многих лет писал свои воспоминания, которые неоднократно читал ему в отрывках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Если назначение в Тверь предстоит мне, как наказание за какие-либо опущения по настоящей моей службе, то я, конечно, должен принять оное безропотно. Но если мне велят видеть в этом награду, то я нелегко могу в сем убедиться. Но во всяком случае просил бы я Вас покорнейше разведать пообстоятельнее, какими побудительными причинами руководствовался Св. Синод при назначении меня на Тверскую кафедру, и о том немедля меня известить». 3-го ч. получено мною письмо из Москвы от Вл. А. Симанского, который от 31 Марта писал мне: «Поздравляю Вас, добрейший и многоуважаемый Владыко, с наступающим великим праздником Воскресения Христова. Сегодня в великую субботу постигла паству Московскую великая утрата; как Вы изволите уже, конечно, знать, сегодня в 2 часа 45 минут пополуночи скончался маститый Архипастырь Московский, высокопреосвященный Митрополит Иннокентий; он был болен недолго, но страдал много; у него была водяная в груди; во вторник на страстной неделе совершено было над ним таинство елеосвящения, в великий Четверг он приобщался святых тайн. Оба Преосвященных Викария вчера находились безотлучно на Троицком подворье; также долго сидел у постели Владыки наш глубокоуважаемый Начальник столицы Кн. Долгоруков. Да, угас ещё один из верных ревнителей церкви православной! не одну тысячу лиц соделал он сынами её, великую награду стяжал у престола Всевышнего этот поистине достойный уважения проповедник слова Божия. 14-го Апреля у нас в Москве готовится большое торжество: будет праздноваться юбилей 50-летней службы Московского Генерал-Губернатора. К сему дню готовится масса разных стипендий, подарков и т. п. Кроме того ему собирались дать по подписке обед в зале благородного собрания, но он отказался, прося все деньги, собранные по подписке, отдать в пользу бедных. Вы, Преосвященнейший Владыко, изволите несколько знать Князя Долгорукова, а потому, вероятно, присоедините к нам – Москвичам и ваши благожелания ему на этот день. Хотя Князь и любим весьма многими, но тем не менее социал-демократы и им почему-то недовольны; Кн. Долгоруков также получил анонимное угрожающее письмо, с наставлением как должен он поступать, чтобы не возбудить гнева русских революционеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Так на этом и остановилось дело. Когда же Митрополит Иннокентий вызвал преосв. Игнатия в Петербург, – принял его очень хорошо, равно и Митрополит Исидор – с большим вниманием, милостив был к нему, много говорил с ним. И добрый преосв. Игнатий не упустил этого случая, чтобы напомнить об о. Алексии Лаврове-Платонове , особенно потому что нам грозило назначение викарием священника Петербургского (Гречулевича) 1016 , что было бы более чем грустно. Говорил и об о. Архим. Григории, которого пожелал лично видеть Митр. Исидор. И как только возвратился в Москву преосв. Игнатий, Архим. Григорий приехал к нему говоря: «поздравляю Вас с приездом», а преосвященный отвечает ему: «а я поздравляю вас с отъездом в Петербург сейчас же; явитесь к Митрополиту Иннокентию и потом к Митр. Исидору». И с первым отходящим поездом его отправили в Петербург. Вероятно, впоследствии и будет он Викарием Костромским. Но я особенно радуюсь назначению Викарием Лаврова. Общее о нем мнение отличное. Слава Богу!» От 14-го числа писал мне из Москвы А. В. Симанский: «Считаю для себя приятным долгом поздравить Вас с наступающими великими праздниками и пожелать Вам от себя и жены полного здоровья и спокойствия. Мы всю службу страстной недели проводим по-прежнему в церкви всегда нам памятного и приятного Саввинского подворья, куда в и среду прибыл вновь назначенный во Епископа о. Архим. Алексий, настоятель уже Саввинского монастыря, в мире известный Вам – Лавров-Платонов. При встрече его в храме, он произвел на всех предстоящих весьма приятное в пользу свою впечатление, как одаренный от природы благообразностью, так и в особенности счастливою наружностью, выражающей его внутреннее кроткое и сердечно-религиозное настроение. Одним словом по общему говору на первый раз оказался он для всех симпатичным. Теперь совершает все службы сам и потому постоянное соборное служение. Имею честь быть навсегда преданным и готовым к услугам Вашего Преосвященства». 18 ч. получено было мною несколько писем с разных сторон и от разных лиц, родных, знакомых и друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу! Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога. И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15). Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас. Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз... Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31). Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

http://pravoslavie.ru/148892.html

22, 34). О, святители Божий, ангелы церквей Христовых, предстаньте, явитесь мне ныне святыми молитвами вашими, яко же Архиерею Иисусу, при наречении Его в саду Геф-симанском: " Явися ангел с небес, укрепляя Его " (Лк. 22, 43), и егда прострете преподобные руки Ваша, да ими низвести на меня огнеобразную Духа благодать, вознесите тогда единодушно о мне ко Господу глас ваш молебный, да не буду я в архиерействе своем подобен тому Петру: " иже начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека " (Мф. 26, 74), но буду подобен тому Петру, иже с дерзновением рек тем, кои ггрещением запретили ему со Иоанном проповедовать и учить о имени Иисусове, рек: " судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Должно повиноваться больше Богу, нежели человеком " (Деян. 4, 19; 15; 5, 29). О, облеките меня самоотвержением Иисусовым, да возмогу и аз с апостолом взывать: " злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, низлагае-   мы, но не погибаем " (1 Коринф. 4, 12-13; 2 Коринф. 4, 8-9). О, укрепите меня крестоно-шением Иисусовым, да возмогу и аз с Павлом восклицать: " Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся и аз миру " (Галат. 6, 14). О, вдохните в меня Духом Святым, возжгите в сердце моем любовь огнепламен-ную к Богу и будущей пастве моей, да во огне любви сей горя и пламеня, и огненный гимн апостольский выну и устами и сердцем моим пою и воспеваю: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание " . Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангели, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Патриарх Алексий почувствовал во владыке Кирилле ревность по вере, подлинную молитву – Интересно, они не общались, когда митрополит Арсений отбывал свою ссылку? – Никаких сведений о том, что туда, в Ташкент, в это время приезжал митрополит Алексий (Симанский), нет. Но говорили, что связь между ними все равно поддерживалась постоянно. И чем мог, по-видимому, владыка Алексий (Симанский) помогал ссыльному митрополиту, своему учителю. И вот, на эту-то Ташкентскую кафедру, где служили некогда митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов), сразу же – как только он был выбран Патриархом – Алексий (Симанский) послал моего владыку Кирилла (Поспелова). Вызвал из Пензы и сразу же послал в Ташкент! За этим поступком, я думаю, стояло только одно: Патриарх Алексий просто почувствовал во владыке Кирилле дух Православия, ревность по вере, подлинную молитву. Это тоже ведь один из интересных эпизодов церковной жизни того времени… Священник Константин Былинкин Здесь хочу рассказать еще об одном случае из жизни, раздумывая над которым, я вспоминаю поставленный мне некогда вопрос и пытаюсь решить для себя: прав ли я был. А дело в том, что в свое время, когда я был назначен старшим иподиаконом и келейником владыки (хотя, честно говоря, на тот момент ничего в службе не понимал, а только потом ко всему привыкал), я туда приехал, а там уже был некий иподиакон Константин Былинкин. Помню сегодня только, что он был огненно-рыжим. И вот, оказывается, он-то как раз и был иподиаконом и у митрополита Арсения (Стадницкого), и у архиепископа Никандра (Феноменова). И, конечно же, настоящие иподиаконские черты и замашки у него все присутствовали в полном объеме. Я выказал ему свою «благосклонность», пригласив иподиаконом (не первым, конечно, несмотря на его опыт, – первым остался сам) к владыке Кириллу. И сделал его вторым иподиаконом. – А владыка Кирилл был не против? – Нет, конечно. Ведь он всецело мне доверял. Я же сам набирал себе штат иподиаконов и управлял им, владыка в это даже не вмешивался. Конечно, я не был тираном, но моей строгости (как они потом сами мне говорили) они страшно боялись!

http://pravoslavie.ru/117715.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010