Несомненное влияние оказал на это священнический род Нечаевых, столетиями служивший России. Род, давший иерархов, множество священников, диаконов и псаломщиков. Тяга к служению Богу была, если можно так выразиться, заложена в генах Преосвященного митрополита. Владыка сам говорил: «Если когда-то в роду были священнослужители, то в 7-м или 10-м поколении они вновь будут». Большое влияние оказал на Владыку его духовник, настоятель церкви во имя Иоанна Воина на Большой Якиманке, заслуженный митрофорный протоиерей Александр Георгиевич Воскресенский (1875–1950), пятьдесят два года прослуживший у престола Божия. Отец Александр буквально окормлял всю православную Москву, всех, кто приходил к нему: и мирян, и священнослужителей. По словам митрополита Питирима: «Через всю жизнь отец Александр пронес скрытый подвиг молитвы, увенчанный счастливым даром духовной мудрости, прозрения и чудотворения». От своего духовного отца будущий Владыка почерпнул знания о том, каким должен быть настоящий священнослужитель, и еще его роднила с отцом Александром необычайная строгость к себе и верность взятому на себя долгу. Глубочайшее влияние на Владыку Питирима оказал священноисповедник преподобный схиархимандрит Севастиан (Фомин , 1884–1966), причисленный Церковью к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских. Отец Севастиан – ученик Оптинского старца Нектария. Оптина Пустынь – это духовная здравница России, известная в XIX и начале XX века своими духоносными старцами – молитвенниками и прозорливцами. К ней стекались люди самых разных званий и достоинств. После Октябрьского переворота отец Севастиан был сослан в Карлаг, а по окончании срока добровольно остался в Караганде. Пообщаться с духоносным старцем приезжали со всех уголков нашей страны. Несмотря на огромные расстояния, Владыка регулярно посещал старца, питаясь его советами и молитвами, получал необходимые духовные наставления и нес эту преемственность в мир. И, конечно, значительнейшее влияние на Владыку Питирима оказал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970). Патриарх Алексий I был архиерей дореволюционного посвящения, его епископскую хиротонию совершил в 1913 году приехавший на юбилей 300-летия Дома Романовых Антиохийский Патриарх Григорий IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Новую ситуацию создала атмосфера Второй мировой войны, породившая во многих умах иллюзорную, но искреннюю и объяснимую надежду иа примирение гонителей и гонимых в патриотическом порыве и на претворение сталинской империи в Святую Русь. Сталин очень хорошо умел с минимальными затратами поддерживать такие надежды. 4 сентября 1943 он принял митрополита Сергия с двумя иерархами и разрешил поставлеиие патриарха; разумеется, поставлен был Сергий. Зарубежным фоном этих событий явилось то обстоятельство, что если «евлогиаиское» направление заняло позицию патриотизма (русского, во Франции также французского и т. п.), то верхушка «карловацкого» направления приняла сторону Гитлера, славя его как «богоданного вождя» в то самое время, когда иерархи патриарха Сергия так же величали Сталина; гитлеровский режим особым распоряжением передал все русские православные храмы на территории рейха исключительно «карловацкой» иерархии. Безнадежным тупиком для православной совести была необходимость выбирать между одним и другим «вождем», а патриотизм был сильным мотивом. Недаром такой неоспоримо честный человек, как Владимир Николаевич Лосский (1903–1958), один из лучших богословов православного Парижа, отозвался на смерть патриарха Сергия 15 мая 1944 г. гиперболическими похвалами; за этим стоит, кроме всего прочего, сочувствие воюющей России, тяжко оскорбленное поведением православных сторонников гитлеровщины. После встречи в Кремле внешние обстоятельства Русской Православной Церкви в СССР существенно изменились: было открыто 8 семинарий и две духовные академии, что уже говорило об отказе от организации немедленного физического вымирания духовенства, открывались храмы, начал выходить ничтожным тиражом «Журнал Московской Патриархии» (которому, впрочем, негласным «разъяснением» было запрещено вступать в какую–либо, даже самую мягкую полемику с антицерковными версиями советской прессы и пропаганды). Перерыва в поставлении иерархической главы Русской Церкви, который имел место между смертью патриарха Тихона и поставлением патриарха Сергия, больше не бывало; после смерти последнего был поставлен патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970), после его кончины — патриарх Пимен (Извеков, 1910–1990); однако лишь патриарх Алексий II (Ридигер, род.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

властвуют над людьми, но раскрывают им путь свободы. Эта задача перед Церковью стоит на каждом уровне: в семье, в приходе, в епархии, в целом составе Церкви; и если она не будет решена, мы не придем к победе Добра и Истины. Я говорю, конечно, не о “победе” Церкви, не о том, чтобы Церковь стала политической силой, а о том, чтобы она стала свободой— путем ответственного творчества, путем братского единения людей, начавших в союзе мира строить град человеческий. И чтобы этот град, как я уже говорил, перерос бы меры земли, стал бы одновременно градом Божиим, первым гражданином которого мог бы быть Сын Божий, ставший сыном человеческим, Господь Иисус Христос. [ 1 ] Флоренский Павел, священник (1882-1943) — ученый-энциклопедист, богослов. Погиб в лагере. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский религиозный философ, публицист, поэт, основатель славянофильства. Святой Максим Исповедник (ок. 580-662) — один из наиболее глубоких богословов Восточной Церкви. Исповедниками именуют тех, кто перенес гонения и страдания за веру, но не был казнен. Имеется в виду К.С. Льюис (1898-1963); см. сборник его христианских трактатов “Любовь. Страдание, Надежда”. М.: Республика, 1992. Эпиктет (ок.50 — ок. 140 г.) — греческий философ-стоик. Катихизис (катехизис) — краткое изложение учения Церкви, обычно в форме вопросов и ответов. Фарисей — представитель одного из религиозных течений в иудействе. Образ взят из трактата Льюиса “Просто христианство” Патриарх Алексий (Симанский, 1877-1970) возглавлял Русскую Православную Церковь с 1945 г. до своей кончины. Святитель Феофан (Говоров, 1815-1894), епископ Тамбовский, затем Владимирский, духовный писатель. Последние годы жизни провел в монастырском затворе. Канонизован Русской Православной Церковью в 1988 г. Святой Иоанн Златоуст ( † 407) — архиепископ Константинопольский, великий проповедник, учитель Церкви. По правую руку. Святой Марк Подвижник (V в.) — автор духовно-нравственных творений. Аминь — древнееврейское слово, означающее “да”, “истинно”, “да будет”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1265...

В послевоенные годы, когда во главе Грузинской Церкви стоял Патриарх Каллистрат, очень одаренный человек, историк по образованию, ведутся переговоры с Патриархом Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским , 1867–1944) о признании Грузинской автокефальной Церкви. Учитывая стремление верующих к братскому общению двух родственных Церквей, Сергий, получив от Патриарха Каллистрата предложение к братскому молитвенному общению, посылает в Грузию для проверки, нет ли отклонений от Православия в церковном служении, владыку Антония (Романовского), архиепископа Ставропольского. Он, приехав в Грузию, побывал на богослужениях, помолился совместно с грузинской паствой. В своем отчете указал, что новшеств и отклонений нет, служба и требы совершаются как положено. Во время службы с католикосом-патриархом в Сионском соборе он встретился с иеромонахом Зиновием, который был в то время внештатным священником патриаршего собора. Промысл Божий проявился в этой встрече двух духовных лиц, сыгравших большую роль в объединении двух Поместных Церквей. После того как владыка Антоний представил рапорт патриарху, встал вопрос: как поступить с русскими приходами? Владыка Антоний предложил патриарху кандидатуру отца Зиновия, которая была с удовлетворением принята. Владыка Антоний встречался с отцом Зиновием еще в годы репрессий на тюремных нарах в лагерях. Вместе в лагерях они были всего несколько дней, затем владыку Антония перевели в другие места, но после таких совместных испытаний радость встречи на грузинской земле была обоюдной. Надо отметить, что сразу же после восстановления молитвенного общения между двумя Поместными Церквами – Русской и Грузинской – отец Зиновий был поставлен Святейшим Патриархом Каллистратом благочинным всех русских приходов в Грузии и Армении, которые, в знак дружественного примирения, были переданы в юрисдикцию Грузинского Патриархата. К нему с большим уважением и любовью относились Святейшие Патриархи Сергий и Алексий I (Симанский, 1877–1970). В этот период отец Зиновий своим поведением и действиями всячески старался приводить людей к Церкви Христовой, показывая, что не национальная принадлежность, а вера в Господа Иисуса Христа, исполнение Его заповедей, добрые дела и милосердие к ближним приводят нас ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сожалению, эта же повышенная эмоциональность обусловила и некоторые отрицательные черты епископа Вениамина: непостоянство, шаткость, противоречие в решениях и поступках. На него нельзя было положиться. Как-то раз я это высказал ему. " Вы мне не доверяете? " - спросил он. " А доверяете ли вы себе сами? Поручитесь ли вы за то, что будете говорить и делать через один-два года? " - в свою очередь, спросил я. Епископ Вениамин промолчал. Через год он покинул Институт, увлеченный созданием какого-то прихода в Сербии (в Белой Церкви), потом охладел к нему, вновь вернулся к нам, а спустя два года опять нас покинул и перешел в юрисдикцию митрополита Литовского Елевферия, т. е. Москвы " (Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М. 1994. С. 410-411). 57 См. прим. 11. 58 В ответ на смущение некоторых родителей атеистическим характером советской школы преп. Нектарий Оптинский обычно говорил: " Ведь ваши дети будут советскими гражданами; они должны учиться в общегосударственных школах. А если вы хотите сохранить в них Христианство, пусть они видят истинно-христианскую жизнь в семье " (Соль земли. Сост. С. Фомин. М. " Паломник " . 1998. С. 180). 59 Борис Константинович Зайцев (29.1.1881 +28.1.1972) - русский писатель. Родился в Орле. Учился в Горном институте в Петербурге и в Московском университете, не окончив ни одного из них. Писал, будучи еще студентом. Покинув с семьей Россию (1922), жил сначала в Италии, а потом переехал в Париж, где и скончался. 60 Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский, 27.11.1877 +17.4.1970) - избран Патриархом 4.2.1945. 61 Георгий Григорьевич Карпов (1897-1967) - закончил Духовную семинарию. В годы гражданской войны воевал в красной армии. Учился в Петроградском университете (1920-е гг.). На партийной и советской работе. Начальник Псковского окружного отдела НКВД (1937-1938). Начальник отдела центрального аппарата НКВД, ведавшего церковными делами. В связи с деятельностью Карпова во Пскове коллегия войск НКВД Ленинградского округа возбудила его уголовное преследование, вскоре, впрочем, прекращенное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Между тем епископат терял последних из архиереев, поставленных в довоенные и 40-е гг. 12 июля 1965 г. скоропостижно скончался митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров), исповедник, многолетний узник лагерей, хиротонисанный во епископа в 1946 г. и короткое время в разгар хрущевских гонений занимавший Ленинградскую кафедру. В 1968 г. скончался уволенный за год до смерти на покой с Куйбышевской кафедры митрополит Мануил (Лемешевский) . 29 марта 1968 г. на 92-м году жизни в Киеве преставился находившийся там на покое митрополит Иоанн (Соколов) , один из ближайших сподвижников Патриархов Сергия и Алексия. Митрополит Иоанн (в миру Иван Александрович Соколов) родился в семье диакона в Дмитрове в 1877 г., богословское образование получил в Перервинском духовном училище и в Московской семинарии, затем учительствовал в начальной школе при Угрешском монастыре. В 1901 г. принял священство. В 1912 г. священник Иоанн Соколов заочно закончил Институт археологии, защитив диссертацию на тему «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам». Овдовев в 1915 г., отец Иоанн продолжал священствовать в Москве в трудные годы мировой и гражданской войн и послевоенной разрухи. В 1928 г. он принял постриг и тогда же был хиротонисан в викарного епископа Московской епархии, впоследствии занимал Брянскую, Вологодскую и Архангельскую кафедры, но в 1939 г. вынужден был оставить архиерейское служение. В начале войны преосвященный Иоанн оказался в Ульяновске, возле главы Русской Церкви – патриаршего Местоблюстителя. Там он вступил в управление Ульяновской епархией, в 1942 г. был переведен в Ярославль, а через два года возведен в сан митрополита Киевского и назначен экзархом Украины. Эту должность он занимал до увольнения на покой в 1964 г. В послевоенные годы ему пришлось много потрудиться над умиротворением верующего народа и устроением церковной жизни на Украине после раскольнических действий епископа Поликарпа и других самозванцев, получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Впоследствии, в том же пятнадцатом веке, Епифаниева пера «Житие» было основательно переработано известным церковным писателем Пахомием Логофетом, текст Пахомиевской редакции «Жития» опубликован академиком Н.С. Тихонравным в книге «Древние «Жития» Сергия Радонежского» (1892 г). В девятнадцатом веке появляются новые жизнеописания Преподобного Сергия – митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) , известных церковных историков архиепископа Филарета (Гумилевского) и Е.Е. Голубинского . Наконец, нельзя не упомянуть «Житие преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца», составленное уже в двадцатом веке выдающимся деятелем Русской Православной Церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским, 1877–1970 гг.). К сожалению, несмотря на обилие глубоких мыслей и тонких наблюдений, незаурядные литературные достоинства, всем этим выше перечисленным «Житиям» присущ один весьма существенный недостаток – краткость, вследствие чего многие подробности из жизни Сергия Радонежского в этих издания опущены. Для настоящего издания выбрано «Житие преподобного Сергия», составленное иеромонахом Никоном (Рождественским , впоследствии архиепископом Вологодским и Тотемским). Это «Житие» впервые было подготовлено к печати по случаю юбилея Сергия Радонежского – 500-летия со дня его кончины, торжественно отмечавшегося в 1892 году. Позже книга неоднократно переиздавалась, с дополнениями и исправлениями. Главное достоинство этого «Жития» – его полнота. Как писал в предисловии сам автор, его цель – «собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии». При этом, излагая исторический материал, автор преследует и морально-дидактическую цель – преподать читателям некоторые нравственные назидания, органично вытекающие из житийного повествования. Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и писателем, и сказателем, и послушателем. Епифаний Премудрый . Буди ревнитель право живущим, и сии житие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Aлekcuй I (Симанский Сергей Владимирович) (1877—1970), патриарх Московский и всея Руси с 1945. Aлekcuй II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 1929), патриарх Московский и всея Руси с 1990. Альтицер, Томас Джонатан Джексон (р. 1927), американский протестантский богослов-модернист, один из ведущих представителей богословского течения «смерти Бога». Амвросий Оптинский (Гренков Александр Михайлович) (1812—1891), прп., иеросхимонах, старец, духовный писатель. Имел огромное духовное влияние на современников всех сословий, в том числе его посещали Достоевский и Л. Толстой. Обладал даром прозорливости и исцелений. Память 27 июня, 10 октября. Ангелус Силезиус (в миру Иоганн Шеффлер) (1624—1677), немецкий поэт-мистик, священник, член ордена миноритов. Родился в протестантской семье, в 1653 принял католичество. Один из самых одаренных поэтов контрреформации, автор более 200 духовных стихотворений, в основном собранных в книгу философских изречений в стихах «Херувимский странник» (1675). Андерхилл, Эвелин (1875—1941), английская религиозная писательница. В 1907 после пережитого ею обращения, начала изучать феномен мистической духовности. Первым литературным опытом А. стало признанное классическим исследование по мистицизму (Mysticism, 1911). Среди более поздних работ наиболее известна книга о богослужении (Worship, 1936). Анджела де Фолиньо (ок. 1248—1309), блаженная, визионер. Родилась и прожила всю жизнь в умбрийском городе Фолиньо. После смерти мужа обратилась к жизни в нищете и молитве и стала членом третьего францисканского ордена. Имела многочисленные видения, в особенности Страстей Христовых. По настоянию духовника запечатлела свой мистический опыт в книге Liber Visionum et Instructionum («Книга видений и наставлений»). Причислена к лику блаженных папой Uhhokehmueм XII в 1693. Память 4 января. Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740), прп., византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона. Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, дьяконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — «Великий канон», состоящий из четырех канонов по 9 песней, в которых мотив личного покаяния сопоставлен со всей ветхо- и новозаветной историей. Память 4 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

283 Песнопение, которое поется после Причащения и возгласа иерея «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». 284 Старшая сестра митрополита Вениамина Надежда Афанасьевна Федченкова (ум. после 1955 г.) была замужем за священником Федором Михайловичем Шебалиным, настоятелем московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. 289 Вероятно, из Троицкого собора Александро–Невской Лавры, где почивают мощи святого благоверного князя Александра Невского. 290 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в миру – Сергей Владимирович Симанский, 1877–1970). Будущий патриарх родился в Москве в семье камергера Высочайшего двора. Окончил юридический факультет Московского Императорского университета, затем Московскую духовную академию. В 1902 году пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеромонахи. Служил в различных духовных семинариях. В 1913 году хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. С 1921 года – епископ Ямбургский, с 1926 – архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией. В 1932 году – митрополит Старорусский, затем Новгородский, Ленинградский; с 1943 года – постоянный член Священного Синода. В 1944 году стал патриаршим местоблюстителем, а в 1945 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Алексия патриархом Московским и всея Руси. 291 Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ. Родился в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем поступил в Киевский университет на естественное отделение физико–математического факультета, через год перешел на юридический факультет. За пропаганду марксизма был исключен из университета, позднее сослан на три года в Вологду. Вскоре отошел от марксизма и занял идеалистическую позицию. В 1913 году привлекался к суду за критику действий Святейшего Синода в отношении имяславцев. Рассмотрению судебного дела помешала Первая мировая война. В 1922 году Бердяев был выслан из России. Поселился сначала в Берлине, затем – в пригороде Парижа. Бердяев был активным участником Русского студенческого христианского движения, много печатался. В 1925–1944 гг. – редактор основанного им религиозно–философского журнала «Путь». Главные сочинения: «Смысл творчества», «Смысл истории», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Русская идея».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 17 апреля Современники Патриарх Алексий (Симанский С. В., 1877–1970) Патриарх Алексий I (Симанский) Годы служения патриарха Алексия были годами тяжелейших государственных гонений на Церковь в СССР. Архиерей с 1913 г., он пережил арест в 1920 г. и суд в 1921 г. С 1933 г. митрополит Ленинградский, когда в городе осталось всего 10 священников и 5 храмов. Всю блокаду находился в городе со своей паствой. С 1945 г. патриарх Московский и всея Руси. С конца 1950-х гг., во время наступления государства на Церковь, требования к патриарху о закрытии храмов, епархий, семинарий были так тяжелы, что он готов был уйти на покой, но не делать того, что от него требовали. Патриарх Алексий скончался в ночь под Лазареву субботу 17 апреля 1970 г. Отец Иоанн, говоря о погребении патриарха, сказал: «Встретил народ своего Патриарха в этот день с вербами и горящими свечами, уверяющими о воскрешении друга Божия Лазаря и о воскресении Патриарха, всю жизнь от юности отдавшего Богу. Таковы наши Патриархи, наши пастыри, наши отцы. Такова наша Церковь!» 17 апреля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4151.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010