В 1563 году на Виленском сейме обидные для православных пункты Городельского сейма были отменены, хотя, правда, только на бумаге. В XV и XVI столетиях в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостокское и Жешовское воеводства (тогда принадлежали Польско–Литовскому государству), большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли ее в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон». 2. Положение православных после Люблинской унии до конца XVIII в.: правление Сигизмунда III; поборники Православия; роль православных братств; Четырехлетний сейм; монастыри как очаги Православия Свое завершение политическая программа Городельского сейма получила в Люблинской унии 1569 года. Если до сих пор Польша и Литва находились лишь в конфедеративном союзе и имели свои отличные границы управления, то теперь Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Западной Украины начало испытывать систематический гнет католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими воззрениями, он выше всего ставил интересы Римского престола. Важнейшей своей целью король считал приведение всех своих подданных к подножию папы. Для достижения этой цели применял всевозможные средства — и принудительные, и поощрительные. Отсюда все правление Сигизмунда III — это целая эпопея преследований и страданий православных. Изменившие Православию получали различные льготы, допускались к государственным должностям. Оставшиеся же верными отцовской вере подвергались разным унижениям. «Тогда–то, — замечает один хронист, — показалося отщепенство и великое гонение к Святой вере на церквы Христовы, а наболей на веру кафолическую, на веру християнскую»   . В поданном королю в 1609 году «Ляменте албо мове» православными львовскими мещанами положение православных русских людей под его королевской «наияснейшей милостью» сравнивалось с «ярмом над Египъскою неволю». «Нас, — писали православные мещане, — без меча, але горей неж мечем с потомствы выгубляют, заборонивши нам пожитков и ремесл обходов вшеляких, ним бы толко человек жив быти могл, того неволен русин на прирожоной земли своей Русской уживати в том–то русском Львове»   . Как справедливо отмечал бывший ректор Варшавской Духовной Семинарии протоиерей Серафим Железнякович, XVI–XVII века были «временем гонений на православных и религиозной борьбы»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБЕРШТЕЙН [нем. Herberstein] Сигизмунд (Зигмунд), фон (1486, Виппах, ныне Випава, Словения - 1566), австр. дипломат и писатель, автор «Записок о Московии» (Rerum Moscoviticarum commentarii). Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Г. с отрочества владел словен. языком, что впосл. помогло ему во время дипломатических миссий и при сборе материалов для «Записок...». В 1499 г. Г. поступил в Венский ун-т, через 3 года получил степень бакалавра, в 1506 г. окончил курс. Г. слушал лекции гуманиста, поэта и историка К. Цельтиса (1459-1508), интерес к-рого к географии и этнографии иных народов повлиял на формирование мировоззрения Г. С 1506 г. Г. находился на службе у австр. Габсбургов , поначалу военной, с 1515 г. являлся членом Имперского совета. В 1516 г. имп. Максимилиан поручил Г. возглавить посольство к дат. кор. Кристиану II. С этого времени началась дипломатическая карьера Г., в течение к-рой он принял участие в 69 миссиях - в Венгрию, Польшу, османскую Турцию и др. Однако в историю Г. вошел прежде всего как глава австр. посольств в Москву - в 1517 г. от Максимилиана и в 1526 г. от эрцгерц. Фердинанда I (с 1531 король, с 1556 император) - и как автор «Записок о Московии», где отразились сделанные в ходе этих миссий наблюдения. Целью 1-го московского посольства Г. было посредничество в переговорах посланников польск. кор. Сигизмунда I с советниками московского вел. кн. Василия III Иоанновича о заключении мирного соглашения между Русским гос-вом и Польшей для совместной борьбы против Османской империи. Переговоры закончились безрезультатно. 2-е посольство Г. в Москву должно было способствовать превращению 5-летнего перемирия между Россией и Польшей, срок к-рого истекал в 1527 г., в вечный мир. Эта задача также не была выполнена, но перемирие было продлено на 6 лет. За дипломатические заслуги Г. получил баронский титул (1532).

http://pravenc.ru/text/164649.html

284 Село Межиречка – под именем села Межирички – упоминается в акте от 1691 года 28 марта в объявлении возного о том, что он вручил по принадлежности королевские мандаты, требующие в асессорский задворный суд дворян Мошковских, Дидковских, Болеуновских, Васьковских, Костюшковских, Белоцких, а также живущих в селе Межиричке, вследствие жалобы на них Овручского старосты Франциска Потоцкого о присвоении ими незаконно шляхетских прав и земель Овручского староства (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 299). Ещё оно – как имение Луцкого и Острожского епископа Дионисия на Жабокриках Жабокрицкого – упоминается в акте от 1704 года 4 февраля в жалобе от имени этого Жабокрицкого на принадлежащих к кармелитскому Дорогостайскому монастырю крестьян-рудников из местечка Искорости о том, что рудники эти, вместе с казаками полковника Палия напали на имение Жабокрицкого – село Межиричку и ограбили крестьянина этого села Ивана, взяв у него лошадей, скот и другое имущество и препроводили всё это до Рудни Искоростьской (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 611). 285 Село Игнатполь – как имение бывшей Овручской иезуитской коллегии, завещанное ей основателем её – генерал-иезуитом Игнатием-Александром Ельцом – упоминается в акте от 1694 года 2 августа в жадобе от имени этой коллегии на казацкого полковника Ярему Гладкого о том, что казаки его полка, под начальством сотника Лободы, собрали от крестьян в иезуитских имениях – сёлах Базаре, Калиновке и Игнатполе, контрибуцию и причиняли в них крестьянам побои, я их жёнам – насилие (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 295–301). Заметим кстати, что фамилия Ельцов – издревле русская православная: Дмитрий, Филипп и Иван Ельцы около 1603 года погребены в православной Киево-Печерской Лавре. И только уже около 1620–1630 гг. Игнатий-Александр Елец изменил православной вере своих предков, принял католичество и основал иезуитскую коллегию (Архив, ч. 4, т. 1, предисл., стр. XXII). 286 Село Выгов – под именем земли Скочковской – упоминается в акте от 1631 года 7 мая в заявлении Иваном Выговским привилегии, данной его предкам – Овручским боярам Гришке, Ивану, Семёну, Степану, Кирику Лучичам Сигизмундом I в 1541 году «на землю пустовскую, в повете Киевском, узавши на йме Скочковскую, у Выгове, которую перед тым служебник пана Воеводы Киевского, Станислав Подолянин держал»; эта привилегия была потом подтверждена Сигизмундом II Августом в 1546 году и Сигизмундом III в 1611 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В трогательной речи Жолкевский вверял несчастного русского царя милосердию Сигизмунда. Со своей стороны, король выразил радость по тому поводу, что его пленники попали в руки христианина, а не какого-нибудь варвара. Конечно, это было слабым утешением для Василия Шуйского. Ведь этот человек видел, как рушилось все его дело. Сам он служил трофеем для победителя. В лице своего бывшего царя Россия униженно склонялась перед торжествующей Польшей. Все это происходило 19 октября 1611 года на глазах сейма, который заседал в Варшаве уже с 27 сентября. Высокому собранию предстояло высказаться о русских делах. От него же зависел вопрос и о новых налогах. Понятно, что Сигизмунд уже давно и усердно старался подготовить для себя с этой стороны благоприятную почву. Обращаясь к сеймикам, он стремился представить свои планы в самом заманчивом свете. Подчеркивая свои успехи, он внушал депутатам мысль, что достигнутые им результаты являются залогом окончательного и полного покорения России. Тут же Сигизмунд оговаривался, что завоеванное им государство отнюдь не должно явиться личной собственностью его самого или королевича Владислава. Все, что будет приобретено, сделается достоянием Речи Посполитой. Конечно, от Польши потребуются известные жертвы, зато выгоды ее будут неисчислимы г., 12 нюня, Сигизмунд III к Вольскому; 1611 г., 2 августа, Вольский к Павлу V]. Слова короля произвели свое действие. Общественное мнение склонилось в его пользу. Этот поворот сказался и в вотуме сената. В 1605 году в ушах у сенаторов еще звучала громовая речь Замойского. Вот почему большинство сановников высказалось тогда против войны с Москвой. 8 октября 1611 года все 23 сенатора, с Мнишеком в том числе, единодушно выразили свое одобрение действиями Сигизмунда. После всяческих восхвалений своего государя сановники решили, что impesa di Moscovia (выражение нунция) необходимо продолжать во что бы то ни стало. Разумеется, об этой кампании нужно сообщить другим христианским государствам, и особенно Его Святейшеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Арх. сборн. док. С. 3. Руси т. VI, 28 и 37 и Пам. Рус. стар, в 3. г., изд. Батюшк. вып. V, стр. 29. 817 Замечательно, что первые братчики, овладевшие столь обширными правами по управлению церковному, не только держались протестантских взглядов на церковное управление, но заражены были и некоторыми догматическими воззрениями лютеран, например, отвергали св. иконы. Supplimenta ad historica Russiae monumenta t. IV 182–184. He лишне выставить на вид, что сами притеснители и гонители православной церкви– короли и их клевреты – так или иначе, попирая права православных епископов и тем подавая мирянам и братствам соблазнительный пример к присвоению излишней власти над иерархией, действовали, большей частью, в духе протестантства. Считая монастыри своей собственностью, пожизненным владением и получая от них доходы, жалованье, а не с податей подданных (Бандке истор. Польск. государ. т. II, стр. 8), короли назначали к ним настоятелей (или сами непосредственно, или по просьбе народа, князей и вельмож. Опис. Киево-Соф. собора, прибавление 12, Ак. Зап. Р. т. I, 140 и 141, т. II, 144 и 145, т. IV, 155), отдавали их во владение нередко женатым священникам (Ак. Зап. Р. т. III, 94 и 98) и даже лицам, не принадлежащим к духовному званию: наместникам городов, королевским чиновникам, воеводам, подскарбиям, земским старостам, желнерам и мещанам (Памяти. Рус. стар, в зап. губ. т. IV, 40 и 41, Ак. Зап. Рос. т. III, 94 и 98. т. II, 144 и 145, Вст. Юг. Зап. Рос. 1865 г. сентябрь, I отд., 90 стр., Ак. Зап. Рос. т. IV, 25). Шляхта и магнаты вместе с королевской грамотой на владение монастырем получали от короля «право суда и расправы над попами, чернецами и черницами и всем станом духовным» (Ак. 3. Рос. т. III, 29), и, по обычаю, право превращали в произвол: сажали священников в тюрьмы, секли розгами и плетьми, расторгали церковные браки и т. д. (Ак. Зап. Рос. 230 и т. III 22, 46, Морошев. 170–179, 208 стр.). Но замечательно, что большая част злоупотреблений и вмешательств в духовную расправу падает на эпоху господства протестантизма в стране, на царствование Сигизмунда I-ro и особенно Сигизмунда Августа, а не на время наибольшего развития в ней произвола и самоуправства, и с тех вор они становятся заветом предания для последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Число иезуитских коллегий и академий уже в 1679 году доходило до 34; в 1750 году оно поднялось до 44; священнических семинарий в 1679 году было три, в 1750 году -десять; число резиденций и миссий в 1679 году – семь, в 1750 году – 108; число новициатов в 1679 году- два, в 1750 году – пять; число домов профессов в 1679 году – три и столько же в 1750 году. Мне не известно, сколько было иезуитов в Польше в 1679 году, но в 1750 году их было 2097, из них 1027 священников. Следовательно, на каждые 600 жителей приходилось по 1 иезуиту. Эти цифры говорят сами за себя. Между тем как Польша гигантскими шагами приближалась к своей гибели, число иезуитских школ и учреждений росло так быстро, что в 1750 году генерал должен был создать из Польши специальную ассистенцию. Иезуиты в Швеции и Англии Своими успехами в Польше, Германии и Франции Общество Иисуса было обязано поддержке сильной католической партии. В Швеции оно думало укрепить свое положение, опираясь на милость короля, склонявшегося к католицизму. Юхан III Ваза [Юхан III (Иоанн) (1537–1592) -шведский король в 1568–1592 гг], серьезный, образованный, склонный к мечтательности государь, стал с 1568 года, под влиянием своей жены, польской принцессы Екатерины, все более и более удаляться от лютеранства и стремиться к сближению с Римом. В 1574 году папа Григорий XIII послал в Стокгольм польского иезуита Станислава Варшевича с целью укрепить Юхана III в его решении. В том же году король назначил иезуита норвежца Николаи профессором в только что основанную богословскую школу. Николаи вел себя внешне как лютеранин, но, естественно, воспользовался своим положением, чтобы вести католическую пропаганду среди молодых кандидатов на должность евангелического пастора. Вскоре он смог послать шестерых из них в Рим для завершения образования в германской коллегии. В 1578 году папа прислал в Швецию искусного отца Поссевино продолжать переговоры о возвращении страны к католицизму. Поссевино удалось без труда устранить последние сомнения короля. Юхан не только принял причастие из рук Поссевино по католическому обряду, но и поручил воспитание своего сына Сигизмунда, будущего польского короля Сигизмунда III, двум иезуитам, которые сопровождали Поссевино. Однако он обусловил подчинение Швеции папскому престолу очень большими уступками со стороны папы: он требовал разрешения брака для священников, богослужения на народном языке и причастия под обоими видами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИСЛАВ IV Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владислав IV, король Польши. Картина Яна Матейки. Владислав IV Ваза ( 1595 - 1648 ), король Польши , претендент на российский престол. Родился в 1595 году, старший сын польского короля Сигизмунда III . Когда Сигизмунд III выступил в поход против царя Василия Шуйского и осадил Смоленск , у части русских людей явилась мысль посадить на престол королевича Владислава. Тушинцы, потерявшие свою силу благодаря уходу поляков к королю, первые увлеклись этой мыслью, отправили к Сигизмунду послов и 4 февраля 1610 заключили с ним договор о возведении его сына на московский трон под известными условиями. Когда же гетман Жолкевский нанес при д. Клушине поражение войскам царя Василия и этот последний был низвержен москвичами, боярская дума, опасаясь захвата Москвы Лжедмитрием II , признала Владислава царем. 27 августа жители Москвы принесли ему присягу; к Сигизмунду III было отправлено посольство, во главе которого поставлены были князь Б. В. Голицын и митрополит Филарет , а Жолкевскому бояре, продолжавшие опасаться самозванца, предложили вступить в Москву, что он и исполнил. Сигизмунд не соглашался на то, чтобы сын его переменил веру; мечтая о распространении римо-католичества в Московском государстве, он думал сам сделаться царем. Равным образом он требовал сдачи Смоленска на свое имя. Соглашение между ним и московским посольством не состоялось, и кандидатура польского королевича, за которой предвиделось владычество Польши и католицизма, не вызывала более симпатий московского населения. Смерть Тушинского вора 11 декабря 1610 нанесла новый и уже непоправимый удар кандидатуре Владислава. В 1617 Владислав попытался возвратить себе потерянную корону и с гетманом Ходкевичем выступил в поход на Москву . В последней началось было опять смятение. Дорогобуж и Вязьма признали Владислава царем и сдались ему; в следующем году он подступил к самой столице, штурмовал ее, но неуспешно, и заключил так называемое Деулинское перемирие , по которому не отказывался от своих притязаний на московский престол, откладывая лишь их осуществление.

http://drevo-info.ru/articles/14293.html

Напрашивается такое впечатление. Я понимаю, что тогда все происходило не так немного, не будем упрощать. Вот он отнес книгу к заказчику, редактору в типографию, редактор прочитал и сказал: «Что-то у тебя хорошо про русских, надо что-нибудь добавить». И там кусками вставлялось — «а еще они содомиты», «а еще он всех евреев собрал и утопил». Получился такой странный конгломерат оценок. В конце начинают восхваляться нравы свободной Польши, что вполне естественно, так как книга издавалась в тот самый момент, когда, судя по всему, могли победить поляки. Поляки вообще заказали целый ряд сочинений самых разных людей, многие из которых никогда не были в России. Приезжали в Польшу украдкой и там писали записки путешественника по России. Откуда брали информацию – непонятно. Может выдумывали, может опрашивали свидетелей, может с кем-то беседовали. Были такие записки и церковных деятелей, сторонних наблюдателей, французов, немцев. Доказывали, что убитый царь Дмитрий был истинным сыном царя Ивана Грозного. Понятно, что шла война, борьба, столкновение цивилизаций. Многие старались представить себя истинными носителями европейской цивилизации среди диких лукавых злодеев. Самым ярким представителем этих злодеев, поскольку зло всегда должно быть персонифицировано, был сам Иван Грозный. Вот портрет одного из моих наиболее «любимых» героев той эпохи польского короля Сигизмунда III, того самого, который шел походом на Россию, но застрял почти на два года под Смоленском. Историческая загадка – зачем? Во что он там уперся под Смоленском, зачем пытался два года взять его штурмом, почему не мог обойти и идти на Москву, где было полнейшее безвластие, сидел Шуйский не способный контролировать даже территорию города, где сидел Лжедмитрий в Тушино, где было огромное количество поляков, которые, безусловно, были более лояльны Сигизмунду, чем Лжедмитрию II?  Вот это загадка, которую историки уже никогда не разгадают. Разгадывать останется беллетристам. Сигизмунд III Что делал Сигизмунд III, идя на Русь? Финансируя публикации разного рода авторов о безумиях, зверствах и многолетней тирании в Москве и способствуя распространению этих публикаций в Европе, он и сам писал письма всем европейским правителям, писал письма в Ватикан, в Рим, представляя именно себя последней надеждой просвещенной Европы, которая в результате крестового освободительного похода освободит московитов и от тирании царской, и от глубоких внутренних заблуждений, которые сковывают развитие русского государства, и от этой схизматической непонятной православной веры.

http://pravmir.ru/ivan-groznyiy-i-inform...

Еще из Путивля, находясь в тяжелом положении, Л. направил в Речь Посполиту посольство во главе с кн. И. А. Татевым. Посол вез с собой коллективное обращение жителей Северской земли с просьбой к Сигизмунду III взять их под свою защиту. Посольство было в Речи Посполитой задержано, и Татев смог приехать с Мнишеком в Краков лишь в сер. июля 1605 г., когда исход борьбы за рус. трон вполне определился. В грамоте, отправленной Л., Сигизмунд III уверял его в своей дружбе и выражал желание заключить с ним союз. В кон. авг. 1605 г. в Москву было отправлено посольство во главе с Госевским. Посол должен был добиваться выполнения обязательств, которые взял на себя Л. в Кракове. К этому добавлялась просьба Сигизмунда III арестовать и выдать ему швед. послов, если они прибудут в Москву. Результаты переговоров не оправдали ожиданий польск. стороны. Л. отказался пойти на территориальные уступки Речи Посполитой, обещая лишь выплатить денежную компенсацию. Не оправдались и надежды на участие Л. в войне Сигизмунда III со Швецией. Самозванец, правда, обещал «сурово упрекнуть» Карла IX в его несправедливом поведении по отношению к племяннику - польск. королю. Карлу было даже отправлено письмо с угрозами, но этим все и ограничилось, вступить в войну со Швецией Л. не обещал. Единственным позитивным итогом переговоров было обещание вести переговоры о заключении унии с Речью Посполитой, но оставалось неясным, какие условия этой унии были бы желательны для Л. Следующий важный этап контактов был связан с поездкой в Краков главы Посольского приказа думного дьяка А. Власьева, к-рый прибыл в польск. столицу в нояб. 1605 г. На приеме у короля 4(14) нояб. он говорил, что все христ. монархи должны объединить силы для борьбы с османами, и предлагал от имени Л. обсудить условия такого союза. Сигизмунду III были поднесены богатые подарки, но о выполнении обязательств, взятых на себя Л. в Речи Посполитой, речи не было, и это вызвало недовольство собравшихся в Кракове политиков. Добиться выполнения обязательств должны были послы Речи Посполитой М. олесницкий и Госевский, приехавшие в Москву в мае 1606 г. Они заявили, что, прежде чем заключать союз против османов, следует урегулировать ряд др. вопросов. Предлагалось уступить Речи Посполитой не только Смоленщину и Северскую землю, но и часть Новгородской и Псковской земель. Л. должен был также оказать помощь Сигизмунду III в борьбе со швед. кор. Карлом IX и согласиться на соединение России и Речи Посполитой «вечной унией». Одно из условий унии предусматривало, что в случае смерти Л. его преемником должен стать польск. король. Переговоры прервала смерть Л.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации V. Общий взгляд на состояние Западнорусской митрополии К оглавлению Окончилось второе двадцатипятилетие церковной унии и борьбы с нею православия в Западнорусском крае. Это двадцатипятилетие было для православных благоприятнее предшествовавшего. Теперь они имели у себя полную высшую иерархию — митрополита и несколько епископов, тогда как прежде у них было только два епископа, а под конец оставался один. Правда, в первые двенадцать лет перемены к лучшему почти не замечалось. Польское правительство не хотело признать ни митрополита, ни епископов православных, напротив, считало их самозванцами и вначале даже изменниками и воздвигло на них сильное гонение, так что епископы не могли пребывать в своих епархиях, а должны были скрываться. Гонения, простиравшиеся не на одних иерархов, но и на всех православных, отличались прежнею несправедливостию и жестокостию, потому что в Польше все еще царствовал прежний король — иезуит Сигизмунд III и во главе унии стоял прежний митрополит — фанатик Велямин Рутский. При всем том перемена к лучшему в положении православных, несомненно, уже существовала: на защиту православия в крае выступили казаки. Если в Вильне, Полоцке и других местах правительство по-прежнему угнетало православных, то в Киеве, вокруг Киева и вообще в Малороссии, где находились казаки, этого уже не могло быть. В Киеве митрополит Иов Борецкий спокойно занимал свою кафедру и совершал свое архипастырское служение. Он созывал Соборы, рассылал свои послания ко всей своей пастве, имел свои капитулы в Киеве и даже в Слуцке, поставлял своих наместников — протопопов для наблюдения за приходскими церквами и своих уполномоченных — протов для надзора за монастырями. Православные дворяне беспрепятственно основывали и поддерживали монастыри в своих имениях. Не раз и сеймы делали православным уступки, хотя незначительные. Сам даже Сигизмунд III нашелся почему-то вынужденным утвердить своею грамотою Киевское православное братство, хотя не вдруг, а спустя почти пятнадцать лет со времени его основания.

http://sedmitza.ru/lib/text/436149/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010