903 То есть патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому. До Февральской революции патриархи многолетствовались без их поименования (Там же. Л. 38). 907 Полностью этот пункт многолетствования звучал так: «Благоверным, правительствующему синклиту, военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным христианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подаждь, Госпо ди, мир, тишину, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета, трижды» (Там же. Л. 3839). 908 Публикуемое постановление Совещания епископов было зачитано на заседании Священного (Поместного) собора РПЦ 27 февраля (12 марта) 1918 г. Постановлением Собора данный документ был принят «к сведению» (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 290. Л. 2325об.). 909 Подписи иерархов подлинные, сделаны чернилами. Внизу подписей надпись, сделанная рукой Серафима: «Копия с подлинным верна. Епископ Серафим». 910 Краткая информация о газете, содержащаяся в ее колонтитулах: «Сибирский свет. Первая вечерняя ежедневная общественная, литературно-политическая газета. Томск. Редактор В.В. Невский. Издатель – P.M. Копылов». 911 Незадолго до Февральской революции, 21 января 1917 г., в еженедельном журнале «Московские церковные ведомости» (М., 1917. 34. С. 3335) было напечатано «Архипастырское послание» к пастве митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского). С незначительными сокращениями оно было помещено 30 января в светской ежедневной газете «Сибирский свет» (Томск, 1917. 25. С. 2). В разгар революционных событий в Петрограде, 1 марта 1917 г., на страницах «Сибирского света» названное послание митрополита Макария (с 1891 по 1912 гг. епископа, архиепископа Томского) было помещено целиком. Появление его в революционные дни можно расценить как обращение к жителям Томской губернии не самого митрополита Макария, а группы мирян – членов редколлегии правой газеты. Но обращение мирян было облечено в форму ранее опубликованной проповеди авторитетного иерарха РПЦ. Утверждать это позволяет тот факт, что проповеди самого митрополита Макария в период февраля-марта 1917 г. были аполитичного, религиозно-нравственного содержания и посвящены, например, читанным в те дни на богослужениях отрывкам Евангелия (Московские церковные ведомости. М., 1917. 1112. С. 9294; 78. С. 5153, 5357). Местный архиерей епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) также занимал достаточно аполитичную позицию, не выражая публично своего мнения и каких-либо эмоций о совершившейся революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель был направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926 г., когда истек срок его заключения, против святителя было возбуждено новое уголовное дело. На этот раз святителя обвинили в том, что он, «информируя разных лиц о своей беседе, происходившей в Ярославском изоляторе с начальником 6 отделения Секретного отдела ОГПУ Тучковым, придал ей огласку, возбудившую среди населения враждебное отношение к политике Соввласти». Речь шла о том, что святитель не стал делать секрета из того, что на предложение Тучкова стать осведомителем ОГПУ он ответил резким отказом. 14 октября 1929 г. особое совещание при коллегии ОГПУ приговорил архиепископа к трем годам высылки в Казахстан. На этапе владыка заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28 декабря 1929 г. Святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых 10 мая 1999 г., а на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. был причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Цитированная литература Орловский 1996 – Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века: жизнеописания и материалы к ним. Тверь: «Булат», 2000. Сосуд 1994 – Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви/Сост. М.Склярова. СПб., 1994. Следственное дело 2000 – Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов и материалов Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. Архивы Кремля. Кн. 1. – Архивы Кремля: В 2-х кн. Политбюро и Церковь 1922–1925 гг. Кн. 1. М.; Новосибирск, РОССПЭН; Сибирский хронограф, 1997. Архивы Кремля. Кн. 2. – Архивы Кремля: В 2-х кн. Политбюро и Церковь 1922–1925 гг. Кн. 2. М.; Новосибирск, РОССПЭН; Сибирский хронограф, 1998. Фаст 2000 – Фаст М., свящ. История Томской епархии (1917–1944). МДА. СП, 2000. (Кандидатская диссертация). Акты 1994 – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Епархии Сибири и Юга России переходят на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нем участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала А. В. Колчака. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков, а председателем – архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). На совещании образовано было Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). В Высшее временное церковное управление вошли архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), священник Я. Галахов и Владимир Садовский, профессора П. А. Прокошев и А. Писарев. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее временное церковное управление обязано во всем дать отчет Святейшему Патриарху. После разгрома войск адмирала А. В. Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин, епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх, остались на родине. В мае 1919 г. в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А. И. Деникина. Своим председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича). На Соборе было образовано Высшее временное церковное управление. Его председателем стал архиепископ Митрофан, членами – архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Таганрогский Арсений (Смоленец), протопресвитер Г. И. Шавельский, профессор протоиерей А. П. Рождественский, граф В. В. Мусин-Пушкин и профессор П.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гражданская война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем – архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине. Вопрос о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского , князя Е. Н. Трубецкого , графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Обновленческая церковь по количеству своих чад, разумеется, сильно уступала патриаршей Православной Церкви, однако также представляла собой многочисленную, мощную организацию. “В ведении Священного Синода РПЦ к 1 января 1925 года находилось 92 епархии, – гласит официальный отчет Синода. – Соответственно гражданскому делению Союза ССР, Православная Церковь в административном отношении разделялась на составные части, имевшие различную степень самоуправления. Составные части следующие: собственно Российская Православная Церковь , Украинская Церковь, Сибирская Церковная область, Дальневосточная Церковная область. Все эти части единой Российской Церкви имели свои высокие административные органы, находившиеся в каноническом подчинении Священному Синоду РПЦ. Во главе Украинской Церкви стоял Всеукраинский Священный Синод во главе с Высокопреосвященным Пименом, митрополитом Харьковским, имевший права автокефалии по положению, утвержденному Всероссийским Пред-соборным Совещанием 1924 года с незначительными ограничениями. Во главе Белоруссии стоял Белорусский Священный Синод во главе с митрополитом Владимиром Могилевским. Во главе Сибирского Областного Церковного Управления – Сибирский Областной Церковный Совет (СОПП) в городе Новониколаевске с митрополитом Сибирским во главе. Во главе Дальневосточной области – Дальневосточный Областной Церковный Совет под председательством архиепископа Василия (Хабаровск). Белорусский Святейший Синод, СОПС и ДВОПС – управляли на основании положения о митрополитанских управлениях, утвержденных тем же Предсоборным Совещанием 1924 года. В ноябре 1924 года на юге России был организован новый митропо-литанский округ из 9 епархий Северо-Кавказской области. 92 епархии по составным частям Православной Церкви на территории СССР распределялись следующим образом: 1 . Россия 57 епархий 2 . Америка 1 « 3 . Украина 9 » 4 . Белоруссия 4 « 5 . Сибирь 16 " 6 . Дальневосточная область . . 5 » В указанных 92 епархиях существует 95 викариатств: в России – 52, Америке – 1, Белоруссии – 1, Сибири – 9, Дальневосточной области – 4, Северо-Кавказской области – 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Айвазов. Постановления, доклады и резолюции съезда были напечатаны в синодальном журнале " Церковные Ведомости " . С Великого поста 1909 г. при Синоде возобновились занятия учрежденного в феврале 1908 г. особого совещания по вопросам внутренней и внешней миссии. На обсуждение этого совещания переданы были и постановления Киевского Миссионерского съезда. Определением Синода от 4-6 июня 1909 г. решено было, по представлению архиеп. Антония (Храповицкого), ввести с начала 1909-10 учебного года в курс преподаваемого в семинариях нравственного богословия особый отдел разбора и опровержения социализма, предложив в руководство временно, до составления по сему предмету программы, выработанные владыкой Антонием и миссионером Айвазовым программу и объяснительную к ней записку, напечатав в синодальной типографии в потребном количестве. Вопрос о борьбе с сектантством обсуждался в июле 1910 г. на Сибирском Обще-Миссионерском съезде в Иркутске. (Епископ Никон (Рклицкий). " Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого " . Том III. Нью-Йорк. 1957). Старообрядчество и единоверие В царствование имп. Александра I старообрядцы стали выступать смелее. Московские их общины — Рогожское и Преображенское кладбища — достигли в это время цветущего состояния. Около них возникли целые улицы, кварталы, фабрики и др. промышленные предприятия, все наполненные раскольниками и беглыми. Рогожское кладбище поставляло от себя беглое священство на всю Россию. В действиях правительства к раскольникам замечались все время колебания. В 1803 г. в официальных бумагах снова появилось слово раскольник, которое старообрядцы считали для себя обидным. В 1812 г. им запрещалось строить часовни на кладбищах. В 1820 г. надзору полиции поручены были лишь беспоповцы (федосеевцы), между которыми обнаружены были случаи разврата и детоубийства; их снова не велено было выбирать на общественные должности. Наряду же с этим, в 1822 г. государь дозволил поповцам открыто держат беглых попов и содержать часовни и церкви, не строя только новых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

В июле 1908 г. на Всероссийском Миссионерском Съезде в Киеве было установлено, что из всех многочисленных сект, обуревающих русскую Церковь , самой воинственною, сильною своей организацией и духом прозелитизма можно считать секту штундистов, которая со времени объявления 17 апр. 1905 г. вероисповедной свободы с поразительной быстротой, под видом баптизма и евангельского христианства стала распространяться по всему государству. Все так называемое «евангельское движение» в России объединилось в 1907 г. на конференции в С-Петербурге в один «Всероссийский Евангельский Союз», а во главе другого движения штундизма, слившегося с пашковцами, стоял «Евангельский союз». Наряду с этим усилилась и деятельность секты адвентистов. Обсуждал съезд и вопрос о борьбе с атеизмом и с социализмом, как с мировоззрением глубоко атеистическим и материалистическим. С докладами по этим вопросам выступал прот. I. Восторгов и епархиальный миссионер И. Г. Айвазов. Постановления, доклады и резолюции съезда были напечатаны в снодальном журнале «Церковные Ведомости». С Великого поста 1909 г. при Сноде возобновились занятия учрежденного в феврале 1908 г. особого совещания по вопросам внутренней и внешней миссии. На обсуждение этого совещания переданы были и постановления Киевского Миссионерского съезда. Определением Снода от 4–6 июня 1909 г. решено было, по представлению архиеп. Антония (Храповицкого) , ввести с начала 1909–10 учебного года в курс преподаваемого в семинариях нравственного богословия особый отдел разбора и опровержения социализма, предложив в руководство временно, до составления по сему предмету программы, выработанные владыкой Антонием и миссионером Айвазовым программу и объяснительную к ней записку, напечатав в снодальной типографии в потребном количестве. Вопрос о борьбе с сектантством обсуждался в июле 1910 г. на Сибирском Обще-Миссионерском съезде в Иркутске. (Епископ Никон (Рклицкий) . «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого.» Том III. Нью-Иорк. 1957). Старообрядчество и единоверие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вошедшие в Пермь части Сибирской армии А. В. Колчака пермское духовенство встретило как освободителей. Постановлением Высшего временного церковного управления Сибири (ВВЦУ Сибири) от 5 янв. 1919 г. временное управление Пермской епархией было поручено Чебоксарскому еп. Борису (Шипулину) , вик. Казанской епархии. 14 февр. 1919 г. он прибыл в Пермь. В этот же день состоялось епархиальное совещание под председательством архиерея, на котором было принято решение собрать данные о жертвах террора среди духовенства. 15 февр. архиепископ служил благодарственный молебен на площади кафедрального собора в честь установления власти Колчака. В 1-м обращении к пермской пастве владыка сказал, что «спасти Отечество может только Церковь» (цит. по: Агафонов. 2008. С. 10-11). 19 февр. 1919 г. архиеп. Борис приветствовал прибывшего в Пермь Колчака. 25 февр. в зале Стефанова братства прошел епархиальный съезд-совещание с 53 участниками. До съезда временный епархиальный совет принял решение о выплате единовременного пособия сиротам и вдовам погибших во время красного террора в размере 700 р. на семью. Пособия выплачивались из епархиальной похоронной кассы, к-рую удалось сохранить священнику Петропавловского собора В. Цветову. В февр. была образована комиссия по восстановлению епархиального уч-ща. Возобновились учебные занятия в ДС, временно исполнявшим обязанности ректора стал преподаватель А. Рыбаков, позднее - Николай Знамировский (см. Стефан (Знамировский) ). 8 апр. возобновил деятельность Союз приходских советов, созданный архиеп. сщмч. Андроником (Никольским). Еп. Борис преобразовал Союз приходских советов в Общественный союз, к-рым руководил епархиальный совет во главе с архиереем; председателем епархиального совета был избран прот. А. Сергеев. В янв. 1919 г. пермское епархиальное начальство рекомендовало священникам призывать прихожан к пожертвованиям для армии Колчака. Еп. Борис (Шипулин) внес 200 р. на Красный Крест и на лазарет им. Н. Пепеляевой, жены ген. А. Пепеляева. К апр. 1919 г. от прихожан Пермской епархии поступило 8087 р. 50 к. Журнал заседаний приходского совета Никольской ц. в Мотовилихе дает представление о деятельности приходов в период гражданской войны. В марте 1919 г. приходской совет постановил приготовить на средства прихожан пасхальное угощение солдатам, расквартированным в лазаретах прихода, передать 700 р. на пасхальные подарки солдатам Барабинского и Пермского полков и 150 р. на «армию вообще»; кроме того, выделили 300 р. нищим (ГАПК. Ф. 187. Оп. 1. Д. 7. Л. 2-10). В епархии проводились «вечера скорби» в память о павших от рук большевиков.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Основным препятствием для перехода старообрядцев в единоверие оставалось убеждение, что дониконовские обряды были прокляты соборами 1656 и 1667 годов. Синод неоднократно составлял разъяснения, в которых доказывалось, что прокляты были не обряды, а противящиеся церковной власти раскольники. Однако подобные разъяснения удовлетворяли далеко не всех. Снять же клятвы, наложенные при участии восточных патриархов, Синод не мог, поэтому Иркутский съезд обратился в Синод с просьбою совместно с восточными патриархами издать послание, посвященное старым обрядам. 115 1.4.5. Иркутский собор: оживление церковной жизни Активизация церковной жизни на уровне прихода и на уровне епархии является одним из самых эффективных миссионерских средств. Поскольку огромные территории сибирских епархий лишали архиерея возможности посещать все подчиненные ему приходы, участники совещания предложили учредить новые епархии в Сибири. Уменьшение территории дало бы архиерею физическую возможность быть ближе к своей пастве. 116 Одновременно с этим говорили о необходимости увеличить число приходских храмов, поскольку многие верующие не могли посещать богослужение из-за того, что путешествие к ближайшему храму занимало несколько дней. Однако расстояние было не единственной проблемой. Архиереи отмечали, что даже в тех местах, где имелись православные храмы и причт, ситуация оставляла желать лучшего. Многие храмы были полны только на Рождество, Пасху и престольный праздник, причем даже усердные прихожане исповедовались и причащались значительно реже, чем один раз в год. Катастрофически низким являлся уровень религиозного образования. Некоторые люди не знали ни одной молитвы. Участники совещания прекрасно понимали, что в течение долгого времени Сибирь была местом, где селились либо ссыльные, либо стремящиеся к наживе или независимости от государства авантюристы. Ожидать, что эти люди или их дети будут проявлять особое благочестие, явно не приходилось: Сюда шел всякий сброд, большею частью, такие люди, которые искали здесь одной наживы, а об удовлетворении своих религиозных потребностей не заботились. 117

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сумма выборных членов Собора была 287, но и тут о свободе не было и помину. Избирательное право имели лишь лица, не заявлявшие себя противниками «Живой Церкви», и, кроме того, § 47 Положения давал право ВЦУ по собственному усмотрению заменять одно избранное лицо другим. Помимо того и православные епископы, где могли и как могли, препятствовали своим пасомым принимать участие в выборах 140 . Не удивительно, что так называемых «беспартийных», т. е. лиц, не принадлежавших к обновленческим организациям, на Соборе оказалось лишь 45. Однако было бы неправильно назвать Собор 1923 года собранием одной «Живой Церкви». Нет, уже на августовском съезде «Живая Церковь » раскололась на несколько партий и из неё выделились так называемое «Церковное Возрождение», предводительствуемое епископом Антонином, Союз Общин Древле-Апостольской Церкви (СОДАЦ) во главе с Введенским. Расхождение, особенно с епископом Антонином, было очень резкое. Однако, по настоянию благосклонного к еп. Антонину Калинина, признавшего нежелательным обострение вражды между течениями обновленчества 141 , на Собор были приглашены представители всех групп, сохранивших между собой «евхаристическое общение», и Собор имел неизвестный в истории Православной Церкви «коалиционный характер». Немало было участников Собора, недопустимых с точки зрения канонической. На нём участвовали, например, сибирские епископы, посвящённые при участии бывшего епископа Киренского Зосимы (Сидоровского), который ещё в 1920 г. отрёкся от монашеских обетов, снял с себя сан и вступил в брак, т. е. по канонам потерял право быть епископом. Участвовали на Соборе и две женщины. Вопреки канонам (например. Апост. прав. 10-е, 45-е и др.) неправославным был предоставлен на Соборе совещательный голос, и методический епископ Блэк воспользовался этим правом. Каноны признают полноправными членами Соборов лишь епископов, поэтому на Московском Соборе 1917–1918 гг. все постановления пересматривались совещанием одних епископов и получали силу только после одобрения этим совещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010