Названные учреждения, возникшие на чисто церковной почве, по благословению высших иерархов, представляются вполне испытанными христианскими союзами и, объединяя и воспитывая людей в христианском духе, могут с своей стороны мощно способствовать развитию церковно-приходской жизни. Теперь весьма необходимо указать, как все эти плодотворные мысли о приходской и братской самодеятельности и самостоятельности, развиваемые в статьях и сочинениях, проникали в самую жизнь и какие на практике вызывали явления. В этом отношении надлежит на первом плане поставить мероприятия нашего духовного и светского правительства. А. В 1859 году управлявший делами сибирского комитета статс-секретарь Бутков препроводил обер-прокурор Св. Синода составленный генерал-губернатором восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским, по совещании с архиепископом камчатским Иннокентием, проект правил об обеспечении и устройстве духовенства в Амурской и Приморской областях, на предмет испрошения одобрения Св. Синода. Для доставления духовенству области Амурской и Приморской возможности стать на высоту духовных учителей и в сих видах обеспечить его материально и поставить его в определенные отношения к прихожанам, в указанных правилах этому духовенству назначалось, кроме надела земли, помещения от прихода и жалованья от казны, еще и определенное пособие от прихожан, по раскладке этого собора между ними, деньками или хлебом. Такое материальное устройство духовенства и возложение главной тяжести его на приход побуждало правительство вызвать к деятельности приходские силы и признать за приходом его древнее значение юридического лица. Таким образом, попечение об удовлетворении всех нужд приходских церквей и состоящих при них причтов возложено было правилами на обязанность «советов прихожан», которые составлялись: из священнослужителей местной церкви, из представителей от всех сословий и званий (не исключая ремесленников) по одному от каждого, из церковного старосты и особого почетного попечителя в городах, а в сельских (или станичных) приходах из местных священнослужителей, сельских начальников, церковных старост и представителей от окрестных селений, приписанных к приходам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Находя неудобным применение проекта к одной из сибирских епархий, по причине больших пространств и отсутствия путей быстрого сообщения, мнение в заключение просит, чтобы «новые порядки по возможности были распространены и на отделенный край» 62 . Из приведенных выписок оказывается, что проект духовно-судебной реформы со стороны епархиальных архиереев встретил резкое осуждение и положительное порицание и рядом с этим некоторое сочувствие. При таком разномыслии, мнения епархиальных архиереев отличаются еще тем, что одни и ограничиваются только осуждением проекта, не высказывая соображений о лучшем устройстве нашего церковного управления в области администрации и суда,-другие наоборот, отвергая проект, выражают свои pia desideria с осуществлением которых, по уверению мнений, управление и суд в русской церкви получат желательную постановку,-третьи, допуская возможность принятия некоторых из предначертаний проекта, развивают свои предположения относительно тех поправок, которые необходимо внести в проект для более целесообразной, желательной и правильной организации нашего церковного управления в области его администрации и суда. Поучительно ознакомление с этими предположениями, и мы начнем его с мнений, которые выражают потребность других, а не тех улучшений, которые имелись в виду при начертании проекта духовно-судебной реформы. Одно из таковых мнений епархиальных архиереев, представив обширные и разнообразные соображения в защиту того, что проект нового устройства духовного суда никак не должен быть приводим в исполнение, в виде заключительных выводов из своих рассуждений, признает необходимым и предлагает ввести следующие предположения. 1. Необходимо учредить съезды архиереев по одному в год, и для сего предоставить архиереям право в течение месячного срока съезжаться в местах, которые они изберут для съездов, равно предоставить им, по их усмотрению, входить в личное совещание между собой о всех особенно важных предметах церкви. 2. Весьма нежно предоставит архиереям право избирать на каждое трехлетие членов из среды своей для присутствования в святейшем Синоде. 3. Необходимо издать свод церковных законов, ка предположено было правительством еще при издании свода гражданских законов. Церковные правила ныне рассеяны по разным книгам. Они находятся в Кормчей, в уставе церковном и в богослужебных книгах. Сущность сих правил, когда они будут изданы вместе, укажет, как по учению церкви должен совершаться духовный суд в применении к современным государственным потребностям 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Благодаря автора-составителя и издателя за книгу, архимандрит Иосиф подчеркнул, что Сибирское совещание стало событием не только в региональном масштабе, но и для всей страны. Священник отметил, что очень важно и нужно знать историю: «Чем больше мы будем знать свою историю, тем меньше мы будем удивляться происходящему сейчас, а значит, мы будем жить радостней и более творчески. Отец Димитрий своим трудом и фактом приезда сюда, я думаю, поднимет научный интерес и сподвигнет наших ученых — историков, философов и педагогов к тому, чтобы обратить внимание на это историческое событие. Ведь это событие не только истории города Томска и Сибирского региона, это история великой страны». Ректор Томской духовной семинарии подчеркнул также важность жизненного подвига участников совещания для русского человека: «Мы видим величие духа верующего человека. И благодаря таким людям как участники этого Соборного совещания 18-го года, мы продолжаем жить, наш народ продолжает быть верующим народом». По благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава за выдающиеся научные и просветительские труды архимандрит Иосиф вручил протоиерею Димитрию Олихову и А.И. Мраморнову юбилейные медали «XXX дни Славянской письменности и культуры в Томской области». В своем выступлении главный редактор издательства «Спасское дело» А.И. Мраморнов рассказал, что сборник является частью трилогии, поскольку, помимо Сибирского Соборного совещания 1918 года, в это же время собирались еще, как минимум, два региональных собора: Всеукраинский и Южно-Русский Церковный Собор: «Это не монокнига, она — часть трилогии материалов региональных Соборов. Мы знаем, что есть Всероссийский Поместный Собор, который наработал огромное количество материалов. Представьте, что только архивный объем соборного наследия — это более, чем сто тысяч листов, это все, что было больше чем за год соборянами наработано». Также издатель назвал имена членов Сибирского Соборного совещания и Всероссийского Поместного Собора, жизнь которых так или иначе связана с Томском. Среди них: святитель Агафангел (Преображенский), святитель Анатолий (Каменский), священномученик Прокопий (Титов), митрополит Иаков (Пятницкий), епископ Андрей (Ухтомский), епископ Евфимий (Лапин), архимандрит Александр (Григорьев), протоиерей Иаков Галахов, обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов, профессор Н.Н. Фиолетов, Д.А. Несмеянов, И.И. Ульянов, И.В. Фигуровский и др.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

А. И. Мраморнов предложил увековечить их память в рамках программы издательства по увековечению памяти членов Соборов: «Мы уже во многих городах повесили мемориальные таблички, связанные с деятельностью членов Поместного Собора, чтобы люди, в том числе молодые, помнили об их подвиге. Надеемся, что такие таблички появятся и в Томске... Мы призваны помнить о наших предшественниках». За организацию встречи главный редактор издательства «Спасское дело» вручил архимандриту Иосифу (Еременко) Шеинскую благодарственную грамоту, а протоиерея Димитрия Олихова наградил за вклад в изучение наследия Поместного Собора 1917-1918 гг. и сохранение его духовного наследия Шеинской медалью, пояснив, что издательство учредило Шеинскую программу по увековечению памяти секретаря Всероссийского Поместного Собора священномученика Сергия (Шеина). Обращаясь к аудитории, протоиерей Димитрий Олихов поделился, что работа над сборником началась 15 лет назад во время написания кандидатской диссертации по Временному Церковному Управлению Сибири, одна из глав которой была посвящена Сибирскому Соборному совещанию. Автор-составитель подчеркнул, что главной целью работы над сборником было увековечивание памяти участников Сибирского совещания: «Я никогда раньше не издавал документы. В процессе работы я понял, насколько это тяжелый, кропотливый труд... Но этот труд был подъят. Спасибо за высокую оценку наших скромных трудов. Нам, поверьте, это очень радостно. Но мы это делали, конечно, не для себя, не для своей славы, а для памяти тех отцов, которые собрались в ноябре 1918 года, членов Всероссийского Поместного Собора Русской Церкви, в Томске для того, чтобы выработать те решения, которые помогут Церкви существовать в сложный период гражданской войны и, как выяснилось, позволят существовать ей и далее». Результатом работы Сибирского Соборного совещания стало создание Временного Церковного Управления, введение в жизнь решений Всероссийского Поместного Собора, касающихся различных церковных вопросов, и выработка собственных решений по регулированию церковной жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вновь арестован 12 апреля 1927 года за организацию «нелегального Комитета взаимопомощи сосланному духовенству». Особым совещанием при Иркутской Коллегии ОГПУ 1 июля 1927 года по статье 58-13 УК РСФСР в рамках группового «дела епископа Ираклия (Попова) и духовенства города Иркутска» приговорён к 3 годам ссылки. По этапу отправлен в город Туруханск, посёлок Станок Потаповский (Красноярский край, в то время — Сибирский край). После освобождения в 1930 году был лишён избирательных прав и права жить в шести крупнейших городах СССР. Поселился в Казани у своего сына Николая, бывшего смотрителем Арского кладбища и настоятелем кладбищенского храма. Священнослужители, собиравшиеся в храмах города и церкви при Арском кладбище выступали за чистоту Русской православной религии; против раскола, связанного с тем, что часть иерархов Церкви пошла на сотрудничество. В 1930 году в Казани были арестованы первые 16 человек как «участники Казанского „филиала“ Всесоюзного Центра церковно-монархической организации „ИПЦ“», в том числе епископ Нектарий, епископ Иоасаф, пять священников и четыре профессора духовной академии. Галахову было предъявлено «Обвинительное заключение», в котором говорилось: " Находясь в ссылке в Туруханске, осуществлял связь репрессированного и сосланного в Сибирь митрополита Кирилла с Казанской «контрреволюционной организацией церковников», обеспечивая получение директив и контрреволюционных воззваний от митрополита Кирилла для Казанской организации«; по прибытии в Казань в 1930 году Галахов якобы являлся прямым участником Казанской контрреволюционной организации церковников, вдохновляя её в практической антисоветской деятельности, в том числе в агитации в пользу выступления Папы Пия за крестовый поход против советской власти в СССР». Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года был приговорён к 3 годам ссылки в Казахскую АССР. Ссылку отбывал в Актюбинской области Казакской АССР, ослеп. Скончался от инфаркта миокарда в городской больнице Актюбинска. Сын (полный тёзка) скончался в Актюбинской тюрьме 31 августа 1938 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/

24 окт. 1927 г. арестован в ссылке в Воронеже по обвинению в антисоветской деятельности. Проходил по делу вместе со свящ. Илией Пироженко. Виновным себя не признал. Постановление особого совещания при Коллегии ОГПУ от 7 февр. 1928 г. приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал ссылку в дер. Тяжино-Вершинка Красноярского окр. Сибирского края. В 1931 г. возвратился из ссылки и служил в нижегородской Воскресенской ц., а затем, после закрытия этой церкви, с 1933 г.- в кладбищенской Казанской ц., приписной к нижегородскому в честь Воздвижения Креста Господня женскому монастырю (до его закрытия). Проживал в Горьком, от властей получил разрешение навещать семью, жившую в Балахне. 23 мая 1935 г. арестован в Горьком по обвинению в том, что произносил «проповеди антисоветского содержания в целях насаждения контрреволюционных идей в массе населения» и в том, что принял участие в Пасхальной службе с митр. Горьковским сщмч. Евгением (Зерновым) «с целью отвлечения двух тысяч граждан от участия в первомайской демонстрации». В ходе следствия священнослужителей содержали под стражей в спецкорпусе Горьковской фабрично-заводской трудовой колонии. Виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 4 нояб. 1935 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. Для отбывания ссылки отправлен в Коктун-Кульское отделение Карлага. В лагере работал на положении ссыльного счетоводом, учетчиком молока и пчеловодом. 31 авг. 1937 г. арестован в ссылке по обвинению в том, что «проводил церковные богослужения и крещения детей. Как бывший священник не отступает от своих религиозных убеждений». П. был отправлен в тюрьму г. Петропавловска. Проходил по групповому делу свящ. сщмч. Василия Зеленского. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 10 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Ист.: Разрядный список учеников Починковского ДУ, составленный Правлением уч-ща после годичных испытаний, бывших в мае и июне месяцах 1895 г.//Нижегородские ЕВ. 1895. 14. Ч. офиц. С. 293; Разрядный список учеников всех классов Починковского ДУ, составленный Правлением уч-ща после годичных испытаний, бывших в июне месяце 1899 г.//Там же. 1899. 14. С. 288; Разрядный список учеников Нижегородской ДС, составленный по окончании учебных занятий в мае месяце 1905 г.//Там же. 1905. 11. 317; Движение по службе//Нижегородские ЕВ. 1905. 18. С. 548; 19. С. 557; 20. Ч. офиц. С. 581; Перемены по службе//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1908. 36. Стб. 824.

http://pravenc.ru/text/2580190.html

30 марта того же года представители советских властей заняли здание духовной консистории, конфисковали епархиальные денежные средства, опечатали архив. 8 июня Самара была взята силами Чехословацкого корпуса и белых войск, в тот же день М. отслужил в кафедральном соборе благодарственный молебен и преподал благословение Народной армии (вооруженным силам организованного в Самаре антибольшевистского Комитета членов Учредительного собрания). 7 окт. того же года в Самару вошла Красная Армия. Перед уходом белых М. покинул свою епархию и выехал в Сибирь. 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. в Томске принимал участие в Сибирском соборном церковном совещании архиереев и представителей епархий на территории, контролируемой правительством адмирала А. В. Колчака. На Томском совещании было принято решение о назначении М. временно управляющим Владивостокской и Приморской епархией, поскольку Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский) , отбывший на Поместный Собор, не мог вернуться на свою кафедру из-за гражданской войны. 9 дек. того же года Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУС) в Омске издало соответствующее распоряжение. Важные решения по управлению епархией М. принимал в согласовании с Владивостокским епархиальным советом во главе с прот. Даниилом Шерстенниковым (впосл. епископ). В частности, в связи с продолжительным пребыванием викарного Камчатского еп. Нестора (Анисимова ; впосл. митрополит) в Омске М. в окт. 1919 г. предложил епархиальному совету обратиться в ВВЦУС с просьбой разъяснить, «как быть с Камчатским викариатством ввиду того, что Преосвященный Нестор хотя и прибыл на Дальний Восток, но находится теперь в Омске и делами своей епархии не занимается» (РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 93). В кон. того же года еп. Нестор приехал во Владивосток, откуда в нач. 1920 г. отправился на Камчатку, но вскоре эмигрировал в Японию, затем в Китай. Во Владивостоке, несмотря на трудности военного времени, сохранялись в целом благоприятные условия для развития церковной жизни. Действовали органы епархиального и приходского управления, в учебных заведениях продолжали преподавать Закон Божий.

http://pravenc.ru/text/2563624.html

1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св. Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля – 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая – 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая – 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского – начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября – 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля – 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь – 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2 апр. 1926 г. подписал «Суждение 25 архипастырей по поводу раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС) и канонических мер прещения, предпринятых против них». Осенью 1926 г. принял участие в попытке заочного, через сбор подписей архиереев, избрания на Патриарший престол Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) . Поддержав процедуру заочных выборов по существу, Г., однако, не соглашался с обязательностью кандидатуры митр. Кирилла. Позже он говорил: «Я не знаю, кого бы там выбрали, но митрополит Сергий в качестве патриарха был бы для меня приемлемее» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р. 31639. Л. 84). 22 дек. 1926 г. вызван в Нижегородский отдел ОГПУ и отправлен под конвоем в Москву, где 24 дек. был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Проходил по следственному делу вместе с митр. Сергием (Страгородским), Свердловским архиеп. Корнилием (Соболевым) , Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) и Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . Обвинялся в том, что «оказывал содействие реакционной церковной группировке». 29 апр. 1927 г. осужден особым совещанием ОГПУ на 3 года ИТЛ. Срок отбывал на Соловецких о-вах. В мае-июне 1927 г. находился в пересыльном пункте на Попове о-ве. Позднее был распределен в рабочую роту 4-го отд-ния СЛОН, жил в помещениях бывш. мон-ря. Работал на продуктовом складе вместе с Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) . В 1928 г. находился в изоляторе на Анзерском о-ве. По отбытии полного срока наказания 23 нояб. 1929 г. освобожден из лагеря с ограничением в правах проживания. 3 года провел в нарымской ссылке (Сибирь). 28 нояб. 1932 г. постановлением Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю еще на 3 года сослан в г. Орёл. Находясь в ссылках, до 1933 г. поддерживал переписку по церковным вопросам с еп. Афанасием (Сахаровым). Когда еп. Афанасий обвинил митр. Сергия (Страгородского) в превышении церковной власти и высказался за прекращение с ним общения, Г. поддержал позицию митр. Сергия. Вскоре после окончания срока ссылки 7 дек.

http://pravenc.ru/text/166662.html

Лит. Литература Мануил 1.60 – Каталог Архиепископа Мануила АВГУСТИН (Разумовский [Алексей Иванович]) Епископ Пятигорский и Терский [Родился в 1884 г. в Самарской епархии.] Окончил Киевскую духовную академию &91;1916 г.]. В 1922–1923 гг. перешёл в обновленческий раскол. В 1925 г. рукоположен из архимандритов во епископа Мариупольского митрополитом Пименом [Пеговым], Харьковским и Украинским. В 1926 г. – еп. Изюмский, Харьковской епархии. В 1927 г. – еп. Пятигорский и Терский, Кавказской митрополии. 2/П-1927 г.– секретарь Всесоюзного миссионерского Совещания. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. 8/IV-1927 г. уволен на покой по болезни согласно прошению. Примечание: Получил одну из Сибирских кафедр в 1930 г., но носил мирское имя Алексей по требованию обновленческого Сибирского митр. Петра (Блинова). В 1943–1944 гг. принят в общение с Московской Патриархией в сане иеромонаха. ТРУДЫ: Путешествие митр. Александра Введенского //Церковное обновление. 1925. 15–1. С. 130. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 1927. 3(16). С. 6; 5–6. С. 6–7. Церковное обновление. 1925. 15–16. С. 130. Кат-АМ 1. Кат-ЕС 1.С. 1,п/п 1. [Кат-ГУБ С. 957.] После окончания Академии в сане священника был назначен помощником смотрителя Кременецкого духовного училища. Монашество принял после 1917 г. [ИС-1917. С. 50.] АВРААМИЙ (Иванов [Абрам Георгиевич]) Архиепископ Сухумский Родился в 1867 году в Малой Азии. После окончания Тифлисской духовной семинарии был законоучителем и благочинным. Овдовев, в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. По пострижении его в рясофор 3/VI-1923 г. хиротонисан во еп. Сухумского. В Кат-ЯВ имеется на него ссылка, что он рукоположен в Ленинграде ещё 31/VI-1919 г. во епископа Сухумского. Но по тщательным розыскам в фундаментальном Каталоге русских архиереев и в основной картотеке русских архиереев таковой хиротонии не значится, так же, как и в наших рукописных фондах. В 1924 г. назначен временно управляющим Тифлисской епархией и оставлен правящим Сухумской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010