Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1880), св. Анны 3-й (1884), 2-й (1889) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 3-й (1893) и 2-й (1901) степени, св. Александра Невского (1907), бриллиантовым крестом на клобук (1916). Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Председатель Уставного отдела Собора, почетный председатель Отдела о духовных академиях. В заседаниях Собора участия почти не принимал. Во время 1-го тура тайного голосования на выборах Патриарха 30 окт. 1917 г. кандидатура И. получила 3 голоса. 28 нояб. того же года в числе старейших и заслуженнейших архипастырей возведен Патриархом св. Тихоном в митрополиты. После занятия в авг. 1918 г. Казани войсками Чехословацкого корпуса и Народной армии правительства Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) приветствовал новую власть и благословил сбор средств в храмах в пользу Народной армии. В сент. покинул Казань вместе с отступавшими белыми войсками. В нояб.-дек. 1918 г. участвовал в Сибирском церковном совещании в Томске, был избран его почетным председателем. Исполнял обязанности временно управляющего Томской епархией. Остался в Томске после его занятия Красной Армией в кон. 1919 г. В марте 1920 г. Патриарх Тихон назначил И. митрополитом Томским. 29 мая 1920 г. он был переведен на Иркутскую кафедру. Прибыл в Иркутск 14 июня, а 12 июля того же года был вновь назначен митрополитом Томским. В Томске после конфискации советскими властями архиерейского дома жил в помещении на хорах кафедрального собора. В нач. 1921 г. подал прошение об увольнении на покой. Назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , однако в Москву не прибыл. В кон. 1921 г. подал Патриарху прошение о возвращении к архиерейскому служению, к-рое не было удовлетворено. В марте 1922 г. арестован, помещен в тюрьму ГПУ, через короткое время был освобожден. Проживал под надзором в томском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре, где и скончался. Могила И. не сохранилась.

http://pravenc.ru/text/200283.html

Никон увез с собой посох Московского свт. Петра , и П. по поручению царя был отправлен за посохом. При этом отношения Никона и П. обострились, опальный патриарх отказался отдать посох, не признав П. архиереем и упомянув, что знал его «в попах», а кто поставил его митрополитом, он якобы не знал ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238). Переговоры продолжались неск. часов подряд. П. также допрашивал Никона о причинах приезда последнего в Москву. Наконец, 19 дек. 1664 г. П. вернулся в Москву, а чуть позже был доставлен посох свт. Петра вместе с письмами Никона. По вопросу о принятии митр. Ионой благословения от Никона с 22 дек. 1664 г. проходили соборные совещания и заседания, на к-рых присутствовал П. В кон. марта 1665 г. царь, посоветовавшись с Собором, принял решение о назначении П. местоблюстителем Патриаршего престола (Там же. С. 243). Во время пребывания митр. Ионы под церковным судом П. осуществлял управление Ростовской митрополией. В 1664-1665 гг. П. участвовал в борьбе со старообрядчеством, неоднократно допрашивал наиболее видных деятелей раскола. Так, в авг. 1665 г. после допроса И. Неронова П. передал его для дальнейшего разбирательства Вологодскому архиеп. Симону. Впосл. И. Неронов обвинял П. в жестокости, сообщал, что П. гнал и мучил его «паче Никона» (МДИР. Т. 1. С. 239). П. был знаком с прот. Аввакумом Петровым. По сообщению последнего, после возвращения из сибирской ссылки, в 1663 г., он часто ходил к П. «бранитца со отступниками». В 1665 г., по возвращении Аввакума из Мезени, П. допрашивал его: «...у себе на дворе, привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней; и козновав и стязався со мною… И лаяше меня Павел и посылаша к чорту… разошлись, яко пьяни, не могли и поесть после крику» (цит. по: Зиборов, Яковлев. 1998. С. 5). 15 мая 1666 г. П. призывал к себе старца Серапиона, уставщика Симонова мон-ря, и допрашивал о вере, через 2 дня на Соборе Серапион подтвердил приверженность к офиц. Церкви и был прощен ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 325). 2 нояб. 1666 г. П. как местоблюститель Патриаршего престола встречал патриархов Антиохийского Макария III и Александрийского Паисия за Земляным городом, говорил перед ними речь и вел крестным ходом в город (ДАИ. Т. 5. С. 98). П. занимался организационными вопросами, напр., касающимися въезда в Москву Никона ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 343). На Соборе П. выполнял и функции толмача. П. присутствовал на большинстве заседаний Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , выступал одним из обвинителей Никона. По свидетельству И. Шушерина, П. и митр. Новгородский Питирим, как «дикие звери», нападали на Никона (Там же. С. 429). Сам сведенный с кафедры патриарх видел в митр. Новгородском Питириме и П. своих главных противников и просил Собор удалить их с заседания (обвинив в намерении его отравить), но получил отказ. П. и митр. Питирим направили Собору письмо, защищаясь от клеветы. После прочтения письма на соборном заседании обвинения Никона были отвергнуты.

http://pravenc.ru/text/2578473.html

При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царей... преставившимся». 900 Возглашение «вечной памяти» усопшим патриархам и епископам православным оставить без изменения 901 ... – Первое, второе и третье многолетствования опустить 902 и начинать много-летствования так: «Великому господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета, трижды». Следующее возглашать: «Святейшим Патриархом» 903 , причем многолетствовать их поименно, третье «[Епархиальному] Преосвященному (имя рек), многая лета, трижды»; четвертое: «Преосвященным православным митрополитом», после какового возглашается: «Христианского благочестия ревнителем и защитником Христовой Церкви, и всем православным христианам, многая лета, трижды». 904 Опустить: «Благоверным, 905 правительствующему Синклиту 906 » и т[ак] flfanee]. 907 Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафематствований, возглашений вечной памяти и многолетствовании прилагается при сем. 908 [Подписали:] Председатель Совещания Патриарх Тихон [(Белавин)]; Секретарь Серафим Е[пископ] Челябинский [(Александров)]. 909 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5506. Машинопись. Заверенная копия. 679. Обращение членов редколлегии газеты «Сибирский свет» 910 к православным жителям Томской губернии 911 1 марта 1917 г. Возлюбленной пастве московской от Господа мир и благословение. Отлучаясь еще на некоторое время, долгом пастырским поставляю опять сказать несколько слов предохранения возлюбленной о Христе пастве московской. Бога бойтесь и Царя чтите. Бога бойтесь, верьте Его слову. Надейтесь на Него Одного и любите Его всем сердцем. Больше родного отца, больше матери любите Господа Бога. Любите Его больше сына или дочери; любите Господа больше золота и серебра, и больше всякого имения. Почитайте Царя как Помазанника Божия, о котором Господь сказал: «не прикасайтеся помазанным Моим» [ Пс.104:15 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд работ отмечен благодарственной грамотой шеинской программы, среди них - работа клирика Санкт-Петербургской епархии, преподавателя СПбДА иерея Игоря Иванова . Отец Игорь рассказал, что изучает наследие румынского богослова протоиерея Думитру Станилою. Он отметил, что священномученик Сергий Шеин был сторонником правой консервативной идеи, а ранние статьи протоиерея Думитру Станилою о национальной идее созвучны проблематике правого консерватизма. Православная Румыния в довоенные годы была настроена резко против большевизма. Румынское политическое богословие для нас очень важно, тем более что православная политическая теология не очень развита. К сожалению, культура Румынии в России известна мало. Александр Мраморнов рассказал, что его усилиями и трудами энтузиастов восстанавливается единственный в России храм святой Аллы в селе Старая Потловка Саратовской области. По всей территории нашей страны разбросана масса памятников истории и культуры, находящихся в плачевном состоянии, и не везде находятся энтузиасты для из восстановления. Историк обратил внимание, что до сих пор нет мемориальной доски на здании Большого зала Филармонии, где проходил Петроградский процесс. Отсутствует табличка и на здании Библиотеки имени Маяковского - в этом здании находилось подворье Троице-Сергиевой лавры, где служил будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Благодарственная грамота была вручена также члену экспертного совета премии профессору РГПУ имени Герцена, известному историку Сергею Фирсову. В благодарственном слове ученый высоко оценил Шеинскую премию. Он подчеркнул, что церковные историки разобщены, а такого рода инициативы могут способствовать созданию сообщества единомышленников. Благодарственная грамота была вручена и администрации Российской национальной библиотеки. Кроме того, библиотеке была подарена книга " Сибирское соборное совещание " . Архимандрит Сергий (Василий Шеин; 1870 - 1922) - выходец из старинного дворянского рода, десятый ребенок в семье коллежского секретаря Павла Шеина.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

С этого же дня власть в Иркутске перешла Сибирскому Временному Правительству, которое сделало серьезную политическую ставку на Церковь в борьбе с большевиками: с аннулированием советских декретов Церкви были возвращены конфискованные земли и имущество, в школах возобновилось обязательное преподавание Закона Божия . В свою очередь Иркутская епархия выразила новому правительству полную поддержку – например, 21 июля состоялся «крестный ход со всех городских церквей на Тихвинскую площадь, где отслужено молебствие по случаю избавления от советской власти» . 31 июля архиепископ Иоанн отслужил панихиду по убиенному императору Николаю II. Казалось бы, церковная жизнь постепенно возвращалась в обычное русло, 6 октября был заложен новый храм, был возобновлен выпуск «Иркутских епархиальных ведомостей». В ноябре 1918 г. архиеп. Иоанн участвует на проходившем в г. Томске Сибирском церковном совещании, избравшем Временное Высшее церковное управление Сибири и Приуралья во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским) . Колчаковское правительство ассигновало 32 350 р. на деятельность сибирского ВВЦУ. Вскоре после совещания, 16 декабря 1918г., архиеп. Иоанн скончался (по версии родственников, был убит) . Его преемником по решению ВВЦУ стал епископ Зосима (Сидоровский) (на кафедре 1918-1920 ), в прошлом ректор Иркутской духовной семинарии, в 1914-1918 гг. – епископ Киренский, викарий Иркутской епархии . В Иркутске, который ненадолго стал колчаковским тылом, проживало огромное количество беженцев среди гражданского населения (постоянно – не менее 50 тыс. человек), в т.ч. духовенство, несколько епископов, существовал даже церковный «хор беженцев» . Постепенно фронт стал приближаться к Иркутску, и антибольшевистские настроения клириков епархии и активных мирян стали все более заметно проявляться. 4 сентября 1919 г. в Преображенской церкви состоялось собрание членов Союза православных христиан, «обсудившее вопрос о помощи колчаковским воинам на фронте и в тылу». Председателем союза был избран еп. Зосима, активно вел себя на этом собрании кафедральный протоиерей М. Фивейский. 16 октября в Михайло-Архангельской церкви под председательством последнего состоялось «общее собрание членов Союза приходов, обсудившее вопросы формирования добровольческих отрядов Св. Креста для борьбы с большевиками и создания пунктов для больных солдатов колчаковской армии» .

http://pravoslavie.ru/44165.html

В 1914—1920 годах читал обязательный к изучению для студентов юридического и медицинского факультетов курс богословия. В 1914 году выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет. Подружился с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко. В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян и член Собора Русской Православной Церкви как клирик от Томской епархии, участвовал в 1-й сессии, член II, VI, VIII, XV отделов. В 1918 году приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета. В ноябре 1918 года участник Сибирского соборного церковного совещания, член Высшего Временного Церковного Управления, в 1919 году член Томского епархиального собрания, затем выехал в Омск. Арестован Омской губернской ЧК 9 апреля 1920 года по обвинению в контр-революционной деятельности; 5 июля освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». С июня 1920 года по май 1921 года был настоятелем Троицкого кафедрального собора в Томске. Активно протестовал против «экспроприаций» большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей. С мая по ноябрь 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским), находился под арестом в томской тюрьме. В августе Томским губернским Ревтрибуналом приговорён к расстрелу с полной конфискацией личного имущества, однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, расстрел был заменён на пятилетнее заключение в тюрьму. С ноября 1922 по ноябрь 1924 года содержался в каторжной тюрьме «Александровский централ» (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии. Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР. В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предложил ему настоятельское место в храме, но Галахов отказался и остался в Иркутске настоятелем Благовещенского храма. В 1925 году награждён митрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/

Занимался сбором денежных средств и продуктов для заключенных и ссыльных священнослужителей. М. неоднократно вызывали в ОГПУ, где его уговаривали стать осведомителем, перейти к обновленцам, обещая высокое положение в обновленческой иерархии; также ему предлагали снять сан и заняться педагогической деятельностью. Все эти предложения М. категорически отверг. В нач. 1925 г. он был возведен в сан протоиерея, а 17 февр. того же года его арестовали по обвинению в антисоветской агитации. Был заключен в тюрьму в Иркутске. Проходил по одному делу с группой иркутских священнослужителей (всего 7 чел.), членов нелегальных епархиального совета и комитета помощи репрессированному духовенству. На допросе М. сказал: «Я не имею определенных политических убеждений. Советской власти я не вполне симпатизирую; как человек религиозный и священник, я отвергаю в принципе компартию, как антирелигиозную». 13 нояб. 1925 г. М. и др. обвиняемые были приговорены особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам заключения в лагерях. Отбывал срок заключения в Вишерском отд-нии Соловецкого ИТЛ. В лагере М. исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока заключения ему было запрещено жить в Иркутске, М. с июня 1928 г. проживал в г. Минусинске Сибирского края. По распоряжению властей ему было запрещено служить в местных храмах, и он пел на клиросе. 26 февр. 1933 г. М. был арестован в Минусинске. Проходил по коллективному делу большой группы местных священнослужителей и мирян во главе с Минусинским еп. Димитрием ( Вологодским ; впосл. архиепископ), которых обвиняли в создании «контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации». На допросе М. не признал себя виновным и заявил: «По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал; не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения для подобной цели». 10 июня 1933 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам лагерей.

http://pravenc.ru/text/2563538.html

14 апр. 1931 г. В. был арестован в Москве по обвинению в «членстве в контрреволюционной монархической организации «Истинное Православие», антисоветской агитации и помощи ссыльному духовенству». 5 июня 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ИТЛ, отбывал срок в Сибирском и Беломоро-Балтийском лагерях, после досрочного освобождения в течение года жил в Кашире. 25 июля 1934 г. назначен епископом Рыбинским и Угличским, викарием Ярославской епархии, с августа жил в Рыбинске, служил в Покровском и Казанском храмах. 25 ноября 1935 г. переведен на Псковскую кафедру, но остался в Рыбинске, 30 марта следующего года возведен в сан архиепископа. Арестован 9 авг. 1936 г., заключен в рыбинскую тюрьму. В. были предъявлены обвинения в том, что он «являлся активным участником контрреволюционной группы церковников, поддерживал контрреволюционную связь и систематически оказывал материальную помощь ссыльным архиеп. Ряшенцеву Варлааму (г. Вологда) и еп. Якубчуку Трофиму (Карелия)... малообеспеченным семьям и отдельным лицам, вел антисоветскую агитацию... группировал вокруг себя несовершеннолетнюю молодежь, обрабатывал ее в антисоветском направлении (произносил с церковного амвона проповеди антисоветского содержания, привлекал к церковным службам и обрядам, к участию в богослужениях детей)». Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 21 сент. 1936 г. В. был приговорен к 5 годам ИТЛ, отбывал срок в Ухтпечлаге (пос. Чибью, ныне г. Ухта), Устьвымлаге и Севжелдорлаге (Республика Коми). Освобожден в кон. мая 1942 г., поселился в с. Кылтове Железнодорожного р-на Коми АССР, работал в совхозе полеводом-обходчиком. В сент. 1943 г. назначен архиепископом Свердловским. Арестован 30 авг. 1944 г., 21 нояб. осужден судебной коллегией по уголовным делам Свердловского областного суда на 6 лет лишения свободы. Скончался в лазарете Тагиллага. Арх.: Архив УФСБ по Саратовской обл. ОФ-10269; ЦА ФСБ Р-35593; УФСБ по Ярославской обл. С-11063. Ист.: Определения Синода//ЦВед. 1911. 35. С. 289; 1913. 36. С. 450; 1914. 13. С. 104.

http://pravenc.ru/text/154201.html

Говоря о практической стороне приходской работы, руководитель профильного отдела Славгородской епархии иерей Владимир Колтыгин подчеркнул проблему порой низкой заинтересованности мирян в приходских встречах и беседах, потому что по опыту предыдущего общения со священнослужителями и катехизаторами люди уже не надеются на продуктивное общение. Иеромонах Геннадий (Войтишко) согласился с тем, что это достаточно распространенная ошибка — не учитывается личный опыт человека, вместо этого «даются ответы» на вопросы, которые не волнуют людей здесь и сейчас. По его мнению, живой встреча катехизатора и наставляемого в вере становится только тогда, когда учитываются интересы человека, его мотивация, жизненный опыт. Руководитель профильного отдела Исилькульской епархии протоиерей Сергий Поплавский отметил, что очень сложно наставлять в вере ребенка, родители которого сами не воцерковляются. «Катехизация детей должна быть синхронизирована с катехизацией их родителей. Нельзя крестить человека так, как будто он станет христианином когда-то потом, то же касается и крещения детей, если его родители и восприемники крайне далеки от церковной жизни», — подчеркнул представитель Синодального отдела. Руководитель профильного отдела Кызыльской епархии иерей Александр Шлейко рассказал о проблемах и возможностях развития приходского просвещения на территориях национальных республик России, где большинство жителей исповедуют другую религию. В рамках совещания участники также обсудили вопрос самодиагностики епархий как инструмента оценки эффективности деятельности и прогнозирования в сфере приходского просвещения. По словам иеромонаха Геннадия (Войтишко), крайне важно, чтобы епархии и приходы понимали действительные показатели продуктивной приходской работы. В завершение совещания иеромонах Геннадий (Войтишко) поблагодарил участников и выразил надежду на постепенное углубление взаимодействия синодального и епархиальных отделов для решения общих задач приходского просвещения в рамках методической помощи епархиям, профессиональной поддержки приходских специалистов, участия представителей синодального отдела в региональных чтениях и конференциях, а также поддержки епархий в их грантовой деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/6004339.ht...

21 мая 1926 г. митр. Сергий издал резолюцию: «Ввиду того что запрещенные епископом Сергием архимандрит Мельхиседек и другие не признавали его не из любоначалия, а по искреннему опасению потерять чистоту православия... признать запрещение наложенным неправильно и потому отменить». В Московской Патриархии М. получил подтверждение своей архиерейской хиротонии и назначение епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии. 30 окт. 1926 г. был назначен епископом Пишпекским, викарием Туркестанской епархии. Управлял православными приходами на территории Киргизии. В 1927 г. провел съезд местного духовенства. 6 нояб. 1929 г. решением митр. Сергия и Временного Синода был освобожден от управления Пишпекским викариатством и определен в распоряжение Ташкентского и Туркестанского митр. Никандра (Феноменова) . После ареста пребывавшего в Ташкенте на покое еп. Луки (Войно-Ясенецкого) в 1930 г. М. стал инициатором коллективного прошения о его освобождении. 11 авг. 1931 г. назначен управляющим Челябинской епархией. Проживал в г. Троицке (ныне Челябинской обл.). С кон. 1931 г. носил титул епископа Курганского, по-прежнему проживал в Троицке. 19 нояб. 1932 г. был арестован. Сначала ему предъявили обвинение в спекуляции лампадным маслом и свечами, а также в организации нелегальных религ. собраний в связи с появлением в Троицке почитаемой странницы Евдокии Маханьковой. Впосл. обвинения в спекуляции с М. были сняты, но его обвинили в руководстве «организованной контрреволюционной группировкой церковников». По коллективному делу проходила большая группа троицкого духовенства во главе с М. На допросах он не скрывал, что «...вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников, ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение на Православную церковь». 22 апр. 1933 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 5 годам заключения. Был отправлен в Новосибирск для дальнейшего этапирования в Сибирский ИТЛ. 1 июля 1933 г. направлен спецконвоем в г. Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия), 23 окт. того же года переведен в среднеазиат. представительство ОГПУ в Ташкенте. В тот же день Особая тройка Полномочного представительства ОГПУ в Ср. Азии увеличила ему срок заключения до 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба М. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2562926.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010