2 апр. 1926 г. подписал как епископ Ставропольский послание 25 архиереев, осудивших деятельность организаторов григорианского раскола и поддержавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 20 авг. 1926 г. назначен епископом Краснодарским и Кубанским, вскоре был выслан из Краснодара в Белгород. 1 окт. 1927 г. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Прибыв в Ростов, И. столкнулся с тем, что паства поддерживала прежде занимавшего Ростовскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . Назначенный в авг. 1926 г. на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф был лишен властями возможности выехать в Ленинград и 12 сент. 1927 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Свящ. Синода переведен на Одесскую кафедру. Митр. Иосиф отказался признать это решение и остался проживать в Ростове. Хотя митр. Иосиф заявил, что не намерен препятствовать новоназначенному Ростовскому архиерею в управлении вик-ством, 10 окт. И. направил рапорт митр. Сергию, обвинив митр. Иосифа в расстройстве церковной жизни. 2 нояб. 1927 г. И. был назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии. С 18 мая 1932 г. епископ Владимирский и Суздальский. В апр. 1934 г. упоминается как архиепископ. С 17 февр. 1935 г. епископ Харьковский и Ахтырский. 26 июля 1936 г. арестован в Харькове и помещен в городскую тюрьму 2. Обвинялся в «антисоветской агитации среди церковников» и в хранении «антисоветской литературы» (книг С. Н. Булгакова ). 27 дек. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Орлово-Розовском лагпункте Сибирского ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.). 25 нояб. 1937 г. взят в лагере под стражу по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой военно-шпионской диверсионно-террористической организации и подготовке восстания против советской власти». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 8 дек. 1937 г. Погребен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/468733.html

Епископ Бостонский Михаил выступил с комментарием по поводу проекта. Он поделился своей радостью, что в документе присутствует упоминание о новомучениках и исповедниках российских. Когда в 2004 г. Его Преосвященство сопровождал святые мощи преподобномучениниц Елизаветы и Варвары по всей России, он воочию убедился в том, что новомученики действительно объединяют две части Русской Церкви. Епископ Таврический и Одесский Агафангел, представляющий параллельную церковную структуру на канонической территории Московского Патриархата, сказал, что РПЦ и РПЦЗ — «это институты, устроенные по разному». По его мнению, «священноначалие РПЦ МП продолжает исповедовать сергианство и экуменизм». Выступающий настаивал на том, что «нельзя подчиниться такому руководству и не следует включать в резолюцию обещания, что «Акт о каноническом общении» будет принят». Как показали дальнейшие события, точка зрения епископа Агафангела практически не получила поддержки участников Собора. По окончании развернутых выступлений последовали прения по резолюции. Епископское совещание решило объявить краткий перерыв, чтобы дать Редакционной комиссии IV Всезарубежного Собора возможность подготовить исправленный вариант резолюции. После перерыва митрополит Лавр благословил огласить обращение сестер Богородице-Леснинской обители во Франции. В обращении высказано «огорчение по поводу того, что женское монашество не представлено на Соборе» и содержатся просьбы «не форсировать процесс примирения с РПЦ МП». Митрополит Лавр отметил, что архиереи РПЦЗ учтут все замечания, затронутые в обращении Богородице-Леснинского монастыря. Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий огласил окончательный текст резолюции , принятой подавляющим большинством голосов (на Соборе 129 проголосовало «за», 6 — «против»). На послеобеденном заседании IV Всезарубежный Собор перешел к рассмотрению вопросов миссии и служения РПЦЗ. Сессия открылась докладом протоиерея Виктора Потапова, настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне «Задача православного прихода в наши дни». В своем докладе о. Виктор подчеркнул, что нужно возродить в соборном сознании РПЦЗ – в сознании ее пастырей и пасомых – высокую идею церковной общины и прихода. Только приход, действительно осознавший себя неотъемлемой частью большого Тела Христова, будет в состоянии бороться с тем, что препятствует нашему спасению — со злом и грехом. Только в приходе, помнящем, что его корни восходят к временам Деяний Апостольских, могут быть приняты серьезные меры для обеспечения бедных, обездоленных и просто нуждающихся в добром слове.

http://patriarchia.ru/db/text/111474.htm...

Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 ноября 1927 года отец Николай Рюриков был приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Приангарском районе Канского округа Восточно-Сибирского края. Судьбу своего супруга разделила и матушка Ольга Георгиевна. Семья Рюриковых пользовалась среди местного населения уважением, стремилась ободрить и поддержать их духовно, учила печь хлеб из кислого теста, желая по мере сил облегчить нелегкую крестьянскую жизнь. После освобождения из заключения отец Николай в течение трех лет находился на положении административного ссыльного. Проживая на территории Горномарийского района, в Козьмодемьянске, батюшка заслужил любовь и уважение верующих, прихожане церквей сел Юксары и Владимирское желали видеть его своим священником. С января 1934 года протоиерей Николай Рюриков начал свое служение в церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского района МАССР, а 7 апреля 1934 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, последовала и официальная регистрация священнослужителя со стороны властей. Так под покровом Матери Божией, в храме, где несколько столетий хранилась чудотворная Владимирская икона Ее, начался новый этап служения отца Николая церкви Христовой. В условиях гонений за веру батюшка показал себя твердым исповедником Православной веры. Он призывал односельчан соблюдать церковные праздники, побудил местную молодежь посещать храм. По селам, входящим в приход Владимирской церкви, проводились крестные ходы, что, конечно же, способствовало укреплению веры у местного населения. В своих проповедях отец Николай увещевал и ободрял верующих. «Православные христиане! Не бросайте, не забудьте Божий дом. Соблюдайте праздники Христовы. Великий грех будет тому, кто не примет в течение одного года Тело и Кровь Христовы … без Причастия жить — предаться антихристу»,— говорил он. В проповеди весной 1937 года батюшка обращался к прихожанам: «Братия! Настали тяжелые годы, труднее и труднее становится православным жить, но не унывайте! Мы православные пока должны переносить все трудности, мы должны терпеть до времени. Жизнь наша будет хороша на том свете».

http://pravicon.com/info-3050

Преосвященный епископ Бостонский Михаил выступил с комментарием по поводу проекта. Он поделился своей радостью, что в документе присутствует упоминание о новомучениках и исповедниках Российских. Когда в 2004 г . он сопровождал святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары по всей России, он воочию убедился в том, что новомученики действительно объединяют две части Российской Церкви. Преосвященный епископ Таврический и Одесский Агафангел сказал, что РПЦ МП и РПЦЗ – это институты, устроенные по-разному. Священноначалие РПЦ МП продолжает исповедовать сергианство и экуменизм. Нельзя подчиниться такому руководству и не следует включать в Резолюцию обещания, что «Акт о каноническом общении» будет принят. Далее последовали прения по Резолюции. Епископское совещание решило объявить краткий перерыв, чтобы дать редакционной комиссии IV Всезарубежного Собора возможность подготовить исправленный вариант Резолюции. После перерыва Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр благословил огласить обращение сестер Богородице-Леснинской обители во Франции. В обращении было высказано огорчение по поводу того, что женское монашество не представлено на Соборе, и содержались просьбы не форсировать процесс примирения с РПЦ МП. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр сказал, что архиереи РПЦЗ учтут все замечания, затронутые в обращении Богородице-Леснинского монастыря. Преосвященный епископ Ишимский и Сибирский Евтихий огласил окончательный текст единодушно принятой Резолюции (129 членов Собора проголосовало за, 6 – против). На послеобеденном заседании IV Всезарубежный Собор перешел к рассмотрению вопросов миссии и служения РПЦЗ. Сессия открылась докладом протоиерея Виктора Потапова, настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне «Задача православного прихода в наши дни». В своем докладе отец Виктор подчеркнул, что нужно возродить в соборном сознании РПЦЗ – в сознании ее пастырей и пасомых – высокую идею церковной общины и прихода. Только приход, действительно осознавший себя неотъемлемой частью большого тела Христова, будет в состоянии бороться с тем, что препятствует нашему спасению, – со злом и грехом. Только в приходе, помнящем, что его корни восходят к временам Деяний апостольских, могут быть приняты серьезные меры для обеспечения бедных, обездоленных и просто нуждающихся в добром слове.

http://pravoslavie.ru/17352.html

С 1911 года — епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. Здесь он организовывал богословские чтения для интеллигенции, создал «Братство законоучителей и педагогов в память отца Иоанна Кронштадтского», издавал Переяславский Полтавский патерик. С 1914 года — епископ Челябинский, первый викарий Оренбургской епархии. С 1915 года — епископ Омский и Павлодарский. В 1917 году стал членом Поместного собора Православной Российской Церкви; был членом-делопроизводителем Судной комиссии при Совещании Епископов, заместителем председателя IX и членом III, VII, XIV отделов. После издания большевистскими властями декрета об отделении церкви от государства организовал в Омске крестный ход (4 февраля 1918 года), в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы от безбожников. В ночь с 5 на 6 февраля арестован большевиками; при аресте был убит эконом владыки, Николай Цикура. Эти события вызвали возмущение прихожан. Закрылись учреждения, магазины, учебные заведения, красногвардейцы на улицах разгоняли народ. Власти вначале ввели в городе осадное положение, но уже 8 февраля были вынуждены освободить архиерея. 5 мая 1918 года патриархом Тихоном был возведён в сан архиепископа. В ноябре 1918 года был избран главой Временного высшего церковного управления Сибири. В этот период Церковь получила отобранные у неё земли и собственность, в Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах, издавались журналы «За святую Русь» и «Сибирский благовестник». После оставления Омска Русской армией остался в своей епархии. После прихода красных был взят под арест, позже освобождён, но изгнан из архиерейского дома. Жил у священника Фёдора Чемагина. Почил о Господе 10 марта 1920 года от рака кишечника. В 1998 году был прославлен как местночтимый святой Омской епархии. Мощи святого были обретены 16 июля 2005 года при раскопках фундамента разрушенного в 1930-х годах Успенского собора, в его Никольском приделе. В августе 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) и эконома Николая Цикуру к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

«О жизни и устройстве церковного прихода» – эту книгу, представляющую соборное мнение и документы по теме, которая касается каждого христианина, представил один из составителей Роман Иферов. Он упомянул также, что готовы к выходу книги о том, как видели отцы собора проблему церковно-государственных взаимоотношений и вопрос о служении диаконис. «О христианском браке, сохранении семьи и поводах к разводу» – еще одна книга из тематической серии адресована самым широким кругам читателей. Глава издательства «Спасское дело» сообщил также о подготовке первого сборника документов Предсоборного совещания 1912-1917 гг. , ранее никогда не издававшихся. Огромная архивная работа предшествовала также подготовке к изданию документов Сибирского соборного совещания и других провинциальных предсоборных дискуссий. В издательстве работают над изданием мемуаров делегатов Поместного собора – архиереев, клириков и мирян, над увековечением их памяти – в ряде мест уже установлены мемориальные таблички, скоро будет поклонный крест на родине секретаря Поместного Собора В.П. Шеина (священномученика Сергия). Силами волонтера-профессора финансов Дмитрия Тихомирова создано уже около 100 портретов соборян, и эта галерея будет продолжена, как и соответствующие выставки. Мраморнов надеется создать документальный фильма о Поместном соборе и готовит материалы для него. Это далеко не полный перечень изданий и мемориальных мероприятий, предпринятых «Спасским делом», которое превратилось в независимый Центр изучения Поместного собора 1917-1918 гг. «Наша задача – разрабатывать идеи и практики христианской демократии и соборности в современной России, во что верили делегаты Поместного собора… У нас нет ни одной причины  отклонять дух Поместного собора. Возвращение к подлинной соборности неизбежно, но наверное, время еще не пришло», – сказал Мраморнов в заключение. На вечере выступили участвующие в работе издательства историки Дмитрий Давиденко, Тимофей Житенев (Тольятти), публицист Виктор Коган-Ясный. О важности изучения документов Поместного собора для Православной Церкви в Латвии говорил преподаватель христианской академии; об актуальности решений Собора по украинскому вопросу – Кирилл Фролов. Протодиакон Андрей Кураев выступил с кратким критическим анализом современной рецепции Поместного собора 1917-1918 гг. и  завершил обсуждение той же фразой: «Решения собора никто не отменял. И формально он еще не закрыт». 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1819 – Преобразование Киевской духовной академии. 1826 – Закрытие Библейского общества. 1830 – Учреждение Духовной миссии на Алтае. 1831 – Возвращение Почаевской лавры Православной Церкви. 1832 – Прославление святителя Митрофана Воронежского . 1839 – Собор в Полоцке. Воссоединение униатов с Православной Церковью. 1840 – Издание новых Правил духовно-учебных школ. 1842 – Преобразование (вторичное открытие) Казанской духовной академии. 1842 – Введение монастырских штатов в западных епархиях. 1848 – Учреждение Духовной миссии в Иерусалиме. 1857 – Возобновление работы над переводом Библии на русский язык. 1861 – Прославление святителя Тихона Задонского . 1867 – Начало реформы духовного образования. 1870 –Учреждение Духовной миссии в Японии. 1875 – Воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью. 1876 – Издание Библии на русском языке. 1884 – Издание Правил о церковно-приходских школах. 1884 – Издание новых Уставов духовных школ. 1901–1903 – Религиозно-философские собрания. 1903 – Прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – Издание закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – Ревизия духовных академий. 1909 – Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – Издание нового Устава духовных академий. 1912–1913 – Предсоборное совещание. 1917 – Предсоборный совет. 1917–1918 – Поместный Собор Православной Российской Церкви. 1917 – Начало большевистского террора против Церкви. 1917 – Восстановление патриаршества. 1918, 25 января (7 февраля) – Убийство священномученика Владимира, митрополита Киевского. 1918 – Сибирское церковное совещание в Томске. 1919 – Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе. 1920 – Предоставление автономии Православной Церкви в Эстонии. 1921 – Начало самосвятского раскола. 1921 – Предоставление автономии Православным Церквам в Финляндии, Латвии и Польше. 1921 – 1 Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах. 1922 – Образование обновленческого ВЦУ. 1922, 13 августа – Расстрел священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гражданская война, разделившая страну на противостоящие друг другу лагеря, затрудняла связь между Патриархией и епархиальными архиереями, находившимися в городах, занятых белыми армиями. Епархии Сибири и Юга России переходят на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления. В ноябре 1918 года в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нем участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой колчаковскими войсками. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков, а председателем - архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). На совещании образовано было Высшее Временное Церковное Управление во главе с Омским архиепископом Сильвестром (Ольшанским). В Высшее Временное Церковное Управление вошли архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), Уфимский Андрей (Ухтомский), священник Я.Галахов и Владимир Садовский, профессора П.Прокошев и А. Писарев. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее Временное Церковное Управление обязано во всем дать отчет Святейшему Патриарху. После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин, епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх, остались на Родине. В мае 1919 года в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А.И. Деникина. Своим Председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича). На Соборе было образовано Высшее Временное Церковное Управление. Его Председателем стал архиепископ Митрофан, членами - архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Таганрогский Арсений (Смоленец), протопресвитер Г.И.Шавельский, профессор протоиерей А. П. Рождественский, граф В.Мусин-Пушкин и профессор П. Верховский. Впоследствии почетным Председателем Юго-Восточного Высшего Временного Церковного Управления был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

Григориане не сдавались. Им удалось посетить митрополита Петра во внутренней тюрьме Лубянки (при содействии власти) и убедить его в том, что митрополит Сергий не может управлять Церковью, так как находится в Нижнем без права выезда. При этом от Местоблюстителя митрополита Петра было скрыто то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре уже знали о назначении Заместителя Местоблюстителя. Итогом встречи с митрополитом Петром стала резолюция о временной передаче Высшей Церковной власти коллегии из трех архиереев: архиепископов Владимирского Николая (Добронравова), Томского Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского (Яцковского). При этом григориане умолчали о том, что архиепископы Димитрий и Николай, находясь в ссылке, не могут выехать в Москву. Резолюцию члены Временного Высшего Церковного Совета рассматривали как передачу церковной власти архиепископу Григорию. Митрополит Сергий отказался подчиниться этой резолюции, указав на неосведомленность Местоблюстителя об истинном состоянии церковных дел. Он вступает в переписку с митрополитом Петром, его позицию поддерживают многие архиереи. И 22 апреля 1926 года в письме митрополиту Сергию Местоблюститель объявляет об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтверждает ранее сделанное назначение Заместителя Местоблюстителя. (Григориане не подчинились воле возглавителя Церкви, сохранили свою организацию, которая просуществовала еще около десяти лет, не получив поддержки у клира и мирян и не оказывая влияния на церковную жизнь. Архиепископ Григорий до своей кончины в 1932 году руководил несколькими общинами на Урале, малочисленные григорианские общины имелись также в сибирских и поволжских епархиях. Последние из них принесли покаяние митрополиту Сергию в 1943 году). Весна 1926 года принесла также обострение вопроса о преемственности канонической власти. Из ссылки вернулся митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), названный в “Завещании” Патриарха Тихона вторым кандидатом на Местоблюстительство.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

Патриарх, в качестве Епархиального Архиепископа действует на общих основаниях с прочими епископами. В его епархии должны действовать те же учреждения, которые ниже проектируются нами для Епархиального управления. II.Okpyжho-мumponoлumckoe Управление Русская православная Церковь разделяется на следующее округа с представителем каждого митрополитами: С.-Петербургский, Киевский, Ярославский, Казанский, Литовский, Грузинский (Экзарх), Сибирский и Туркестанский 5 . Высшим органом Окружного управления служит периодически созываемый Окружный собор под председательстом митрополита – и непрерывно-действующий исполнительный орган его – митрополитский Синод. Окружный Собор Предметы ведения. Окружный митрополитский собор составляется в месте жительства митрополита по церковным делам и вопросам, касающимся всего округа, а также в городе той епархии, где должно происходить избрание и хиротония епископа епархии, или уезда. Предметами соборных рассуждений могут быть: а) меры к распространению и утверждению православия, вызываемые какими-либо особенными явлениями церковной миссии, распространение и поддержание школ; наблюдение за богослужением и обрядами; одобрение переводных на инородческие языки книг Св. Писания и богослужебных, открытие новых семинарий и академий; б) Открытие новых епископий 6 и упорядочение существуют их, напр. размежевание границ, рассмотрение штатов и т. п.; в) Меры к благоустроению церковного казначейства и хозяйства; г) Ревизия епархии как непосредственная через соборную делегацию, так и посредственная через рассмотрение отчетов о состоянии епархии. Состав собора. В состав собора входят все архиепископы области, некоторые из епископов 7 , пресвитеры, игумены монастырей и миряне, напр. по одному от уезда, вообще в таком числе, которое бы равнялось числу присутствующих на соборе духовных и монашествующих лиц. Порядок совещаний и способ постановления определений те же, что и на Поместном Соборе. Те из постановлений собора, которые будут приняты единогласно, приводятся тотчас же в исполнение. Но те, против коих будет возражать меньшинство, приостанавливаются в исполнении до рассмотрения их на Поместном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010