Во многом благодаря проповедям, в к-рых К. объяснял верующим ситуацию, обусловившую появление «Декларации» 1927 г. , изданной заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), в Иркутске удалось избежать церковного разделения. К. уделял много внимания поддержанию дисциплины среди духовенства. Он активно занимался организацией помощи ссыльным священникам и их семьям. Для организации противодействия обновленцам К. дал указания размножить и распространить среди иркутского духовенства свою работу «Обновленчество». Выпустил ряд посланий с разъяснениями для духовенства: об обновлении св. икон, о богослужебной уставности, о церковном чтении. В нач. 1928 г. К. закончил начатую еще во Владивостоке ст. «Церковь и государство». Рукопись была послана в Москву митр. Сергию, к-рый дал на нее положительный отзыв, однако посоветовал не распространять работу «из-за могущего быть превратного толкования» со стороны властей. В дек. 1928 г. в Иркутске были арестованы неск. священников, членов временного епархиального церковного совета. При обысках у них были изъяты тексты посланий и статей К. Архиепископ был вызван в ГПУ и предупрежден о привлечении к ответственности за нелегальное распространение «антисоветской литературы». 19 февр. 1929 г. К. был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде под видом религиозной деятельности». На допросах отрицал свою виновность, заявил о лояльности к гражданской власти, в отношении же своей критики обновленчества пояснил, что она не имеет отношения к антисоветской пропаганде. К. признал, что в епархии действовала система оказания помощи семьям репрессированных священнослужителей, но пояснил: «Оказание пособий семьям я не мог рассматривать как караемое сношение с преступной средой». Выпуск и распространение посланий к клиру К. разъяснил как «прямое, обязательное для меня руководство духовенством». 24 мая 1929 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ К. был освобожден из-под ареста, однако ему предписывалось в течение 3 лет проживать под надзором по выбранному им месту жительства вне крупных городов и Сибирского региона. 5 июля он выехал из Иркутска в г. Златоуст. 19 июля в связи с нахождением под адм. надзором уволен на покой. |
В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. 7). В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества , отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. 7-12) и т. д. В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы. Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ»//Енисейские ЕВ. 1909. 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. 215, 216, 560. |
в номинации «История России и русского зарубежья» первая премия — Дудареву Василию Сергеевичу, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт всеобщей истории Российской академии наук», за труд «Бисмарк и Россия 1851-1871 гг.»; вторая премия — священнику Вячеславу Умнягину, кандидату филологических наук, ответственному редактору книжной серии «Воспоминания соловецких узников» Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря/Подворья Соловецкого монастыря в Москве, старшему преподавателю Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд «Соловки. Пейзаж российского разномыслия»; третья премия — Пученкову Александру Сергеевичу, доктору исторических наук, профессору кафедры Новейшей истории России Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, за труд «Первый год Добровольческой армии: от возникновения " Алексеевской организации " до образования Вооруженных Сил на Юге России (ноябрь 1917 — декабрь 1918 года)»; третья премия — Николаеву Андрею Борисовичу, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой русской истории (XIX-XXI вв.) института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, за труд «Государственное совещание 1917 года: созыв, состав, деятельность»; молодежная премия — Пыльцыну Юрию Сергеевичу, кандидату исторических наук, доценту кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии Екатеринбургской епархии, за труд «Терские казаки на переломе эпох. Антибольшевистские вооруженные формирования Терского казачества (октябрь 1917-1922 гг.)»; молодежная премия — Лбовой Екатерине Михайловне, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику лаборатории книговедения Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН», за труд «Русская книга во Франции (1900-1930-е гг.)» (дистанционно); |
– Какую проповедь говорили вы в Вербное воскресенье? – В этот день я вспоминал шествие Иисуса Христа в Иерусалим. Я говорил о том, что евреи в этот день встретили Иисуса Христа, а затем бросили Его, и призывал верующих не поступать по примеру евреев, чтобы не быть отверженными, как евреи, а держать в своем сердце Иисуса Христа. Я говорил, что народ встретил Его как царя, а затем, спустя несколько дней, кричали: «Распни, распни Его!», но слов – «а разве с нашим царем не так поступили?», я не говорил. – Когда говорили проповедь о царе Давиде? – О царе Давиде проповедей я никогда не говорил. – О чем говорили в своей проповеди на Благовещение? – На Благовещение я говорил о величии Божией Матери... О царе же Давиде не говорил в этот день. – Какую проповедь говорили вы в мае в Никольской церкви? – Говорил о перенесении мощей Николая Чудотворца и по просьбе старосты призывал верующих пожертвовать на ремонт храма. О советской власти я ничего не говорил. После окончания допросов отцу Николаю было предъявлено «обвинение в распространении контрреволюционных слухов с целью возбуждения недоверия к власти» . Следствие на этом было закончено, и следователь распорядился перевести священника из внутренней тюрьмы ОГПУ в изолятор специального назначения 4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в одно из сел в Приангарском районе Канского округа Сибирского края. После окончания ссылки отец Николай поселился в городе Козмодемьянске. Здесь у него не было постоянного места служения в каком-либо храме, и он помогал и сослужил священникам в тех храмах, куда его приглашали; в феврале 1934 года верующие попросили его послужить вместо заболевшего священника в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском Горномарийского района. Священник вскоре умер, и отец Николай по просьбе прихожан 7 апреля 1934 года был назначен сюда настоятелем; здесь в 1936 году он был награжден очередной церковной наградой – палицей, в этом храме отец Николай прослужил до гонений 1937 года. |
Неск. раз архиерей посещал др. епархии. В июне 1912 г. он возглавил крестный ход из Петрозаводска (правящий еп. Никанор (Надеждин) в это время находился в столице) в карельское с. Поросозеро (168 км). В 1913 г. В. посетил Новгород в дни пребывания там Патриарха Антиохийского Григория IV . 28 апр. в Софийском соборе В. вместе с Патриархом совершил хиротонию Алексия (Симанского) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского. В июне 1916 г. был в Тобольске на открытии мощей свт. Иоанна (Максимовича) , митр. Тобольского и Сибирского. 8 янв. 1917 г. в новгородском Софийском соборе участвовал в хиротонии сщмч. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. В. был награжден орденами св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени. 2 марта 1917 г. на совещании членов Святейшего Синода на В. было возложено временное управление Петроградской епархией (в связи с намечавшейся отставкой Петроградского митр. Питирима (Окнова) ), 6 марта, после увольнения митр. Питирима на покой, был издан соответствующий указ. В своих выступлениях и проповедях после Февральской революции В. призывал к любви, терпимости, согласию, верующим предлагал организовываться вокруг приходских храмов. Архиерей неоднократно подчеркивал, что Церковь «должна быть чужда политики». На епархиальном съезде в мае 1917 г. проходили выборы Петроградского архиерея. В 1-м туре было выдвинуто 11 кандидатов, во 2-м туре их осталось трое: Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) (впосл. Патриарх), Уфимский и Мензелинский еп. Андрей (Ухтомский) и В. 24 мая на Петроградскую кафедру был избран В. (976 голосами из 1561), на следующий день Синод утвердил его архиепископом Петроградским и Ладожским, интронизация состоялась 28 мая в Исаакиевском соборе. 26 мая из управления Петроградского архиерея была изъята Александро-Невская лавра и подчинена Синоду. В интервью газ. «Петроградский листок» В. так выразил свои взгляды на управление епархией: «Бумажное делопроизводство, всякую формалистику я буду по возможности от себя отстранять. Мое дело - быть в живом и непосредственном общении с паствою. Тут предстоят огромные задачи и огромная работа. Переживаемое время сдвинуло прежние устои жизни. Это коснулось и церковной области. Нужно все строить по-новому, да притом так, чтобы это встречало полнейшее признание со стороны широких масс верующего люда. Мне уже представляется необходимость особой поездки по селам и деревням епархии. Тут, быть может, на местах, придется обсуждать устройство приходских советов, благотворительных и просветительных учреждений» (Петроградский листок. 1917. 128. С. 2). |
По духовным делам Сибирь зависела от Архиепископа Вологодского и Великопермского, коему поручено было отпускать сюда из своей Епархии Духовенство. Посему вслед за возвращавшимся из Москвы Атаманом Иваном Кольцом (которого Ермак посылал к Царю Иоанну IV с донесением о покорении Сибири), из Вологды и Устюга отправлено в Сибирь 10 священников с семействами. При построении вновь церквей умножалось и число присылаемого духовенства. На содержание священников отпускалось из казны жалованья: деньгами по восьми рублей и хлебного по пяти четвертей ржаной муки, по четверти круп и толокна. Духовные, первоначально переселившиеся из России в Сибирь, сами обучали детей своих грамоте по церковной азбуке, уставом написанной, Псалтири и другим богослужебным книгам, и с тем вместе нотному церковному пению. Монахи при заводимых монастырях от благочестивых своих упражнений уделяли время на обучение грамоте юношества, особенно духовного, и приготовляли церковнослужителей. Любопытно состояние Сибири в период смутного времени. Когда враги действовали в России, Сибирские правители, не поддаваясь ни слухам, ни внутренним или внешним покушениям, единодушно пребывали твердыми долгу, Престолу и Отечеству. В 1612 году, когда получались окружные послания Князей Трубецкого и Пожарского об очищении Москвы от врагов Отечества, Сибирь с полными слез глазами воздавала хвалу Богу и пела молебствия во всех храмах по три дня с колокольным звоном. Запись Московского Земского Совета, 6 февраля 1613 года разосланная во все города об избрании на царство Махаила Феодоровича, разлила радость по Сибири. Смутное время прояснилось, народное разорение останивилось и наступила пора благоустройству. Сим введениеи познакомив читателей с первобытным состоянием Церкви в Сибири до учреждения Епархии, перейдем к предмету статьи нашей. Царь Михаил Феодорович, оградив Россию от внешних неприятелей, терзавших ее во время самозванцев и междоцарствия, начал с кротостию и мужеством устроять гражданское благоденствие и ревностно заботился о благосостоянии Российской Церкви. Он видел, что в обширном пространстве завоеванных мест Сибири недостает жезла Архипастырского, недостает светильника для великой страны с разнородными ее племенами. Посему, по совещании с родителем своим Патриархом Филаретом, в 1620 году учреждена в Сибири особая Епархия. Месту кафедры назначено быть в Тобольске, который в 1590 году, с прибытием в него Воеводой Князя Владимира Васильевича Кольцова-Мосальского, вместо Тюмени, назначен главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, a с 1721 года, по учреждении в Иркутске особой Епархии, – Тобольскими и Сибирскими. С 1621 до 1668 года были Архиепископы, потом до 1768 года Митрополиты и, наконец, опять Архиепископы. |
поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове) . После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. 25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ. |
Проходил по одному делу с прот. Павлом Острогским. М. обвиняли в том, что он был «идеологом Православной Церкви», организовывал «реакционно-враждебную часть церковников» для «активной борьбы с советской властью», поддерживал «в контрреволюционных целях» связи с единомышленниками из числа ссыльного духовенства, устроил у себя на квартире тайную домашнюю церковь и проводил там богослужения и «антисоветские сборища». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку на ст. Уштобе Туркестано-Сибирской магистрали (ныне г. Уштобе Каратальского р-на Алматинской обл., Казахстан). Приобрел дом, где предоставлял жилье и др. ссыльным. С февр. 1937 г. вместе с М. проживал Симферопольский еп. Порфирий (Гулевич) . Ссыльные архиереи совершали у себя на дому богослужения, принимали желающих получить духовные наставления. 20 нояб. 1937 г. М. и еп. Порфирий были арестованы и перевезены в Алма-Ату, где их заключили в тюрьму. М. не признал предъявленных ему обвинений в «антисоветской деятельности и пропаганде», в «группировании вокруг себя контрреволюционного элемента». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Алма-Атинской обл. от 1 дек. 1937 г., погребен в безвестной могиле на полигоне НКВД «Жаналык», в 40 км от Алматы (Алма-Аты). Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Д. 66923; ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6179-С; ДКНБ по Алма-Атинской обл. Д. 019230. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 90-91; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 217; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 747; Доненко Н. Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симф., 1997. С. 4-11; он же. Наследники царства. Симф., 2000. С. 326-354; Хлебников М. Движение истинно православных в Костромской губ.//Правосл. жизнь. Джорд., 1997. 5 (569). С. 1-29; Голубцов С. А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧК. М., 1999. С. 74; Феодосий (Процюк), митр. Обсобленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). |
того же года Оренбургским епархиальным собранием этот вопрос был решен положительно. Архиеп. Мефодий в принципе согласился с постановлением собрания, однако принял решение отложить выделение Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии «до более благоприятного времени». Д. было предписано выехать в Челябинск, а затем, «по изыскании в Кустанае средств», прибыть туда. Отъезд Д. в Челябинск не состоялся, т. к. 21 сент. на него было возложено временное управление Оренбургской епархией в связи с отъездом архиеп. Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании . С дек. 1918 до лета 1919 г. архиеп. Мефодий находился в Челябинске и управлял как Челябинской епархией, так и той частью Оренбургской епархии, к-рая была занята белыми войсками. В это же время Д. исполнял обязанности временного управляющего Оренбургской епархией на территории, контролируемой Красной Армией. В марте 1919 г. Д. был арестован Особым отделом Реввоенсовета при штабе 1-й армии Восточного фронта, но 20 марта освобожден «за неимением данных о противодействии Советской власти». 30 сент. Д. стал епископом Челябинским и Троицким и прибыл в Челябинск 28 дек. того же года. Д. энергично занялся организацией церковной жизни в епархии, регулярно объезжал приходы. В янв. 1921 г. епископ был подвергнут обыску сотрудниками Челябинской ЧК. Ввиду реквизиции части церковных зданий в июле того же года Д. переехал в бывш. ризницу зимнего храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» закрытого властями челябинского Одигитриевского Богородицкого жен. мон-ря. Под колокольней мон-ря была устроена крестовая церковь. В янв. 1922 г. в ходе очередной поездки по епархии Д. совершил неск. рукоположений и собрал 40 пудов хлеба на строительство новой церкви, на что губ. ЧК отреагировала в информационной сводке фразой «попы поднимают голову». Во время кампании по изъятию церковных ценностей Д. разрешил вслед за Патриархом св. Тихоном сдавать на цели помощи голодающим ценности, не имеющие богослужебного употребления. |
К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.) |
| |