Во многом благодаря проповедям, в к-рых К. объяснял верующим ситуацию, обусловившую появление «Декларации» 1927 г. , изданной заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), в Иркутске удалось избежать церковного разделения. К. уделял много внимания поддержанию дисциплины среди духовенства. Он активно занимался организацией помощи ссыльным священникам и их семьям. Для организации противодействия обновленцам К. дал указания размножить и распространить среди иркутского духовенства свою работу «Обновленчество». Выпустил ряд посланий с разъяснениями для духовенства: об обновлении св. икон, о богослужебной уставности, о церковном чтении. В нач. 1928 г. К. закончил начатую еще во Владивостоке ст. «Церковь и государство». Рукопись была послана в Москву митр. Сергию, к-рый дал на нее положительный отзыв, однако посоветовал не распространять работу «из-за могущего быть превратного толкования» со стороны властей. В дек. 1928 г. в Иркутске были арестованы неск. священников, членов временного епархиального церковного совета. При обысках у них были изъяты тексты посланий и статей К. Архиепископ был вызван в ГПУ и предупрежден о привлечении к ответственности за нелегальное распространение «антисоветской литературы». 19 февр. 1929 г. К. был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде под видом религиозной деятельности». На допросах отрицал свою виновность, заявил о лояльности к гражданской власти, в отношении же своей критики обновленчества пояснил, что она не имеет отношения к антисоветской пропаганде. К. признал, что в епархии действовала система оказания помощи семьям репрессированных священнослужителей, но пояснил: «Оказание пособий семьям я не мог рассматривать как караемое сношение с преступной средой». Выпуск и распространение посланий к клиру К. разъяснил как «прямое, обязательное для меня руководство духовенством». 24 мая 1929 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ К. был освобожден из-под ареста, однако ему предписывалось в течение 3 лет проживать под надзором по выбранному им месту жительства вне крупных городов и Сибирского региона. 5 июля он выехал из Иркутска в г. Златоуст. 19 июля в связи с нахождением под адм. надзором уволен на покой.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. 7). В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества , отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. 7-12) и т. д. В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы. Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ»//Енисейские ЕВ. 1909. 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. 215, 216, 560.

http://pravenc.ru/text/189967.html

в номинации «История России и русского зарубежья» первая премия — Дудареву Василию Сергеевичу, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт всеобщей истории Российской академии наук», за труд «Бисмарк и Россия 1851-1871 гг.»; вторая премия — священнику Вячеславу Умнягину, кандидату филологических наук, ответственному редактору книжной серии «Воспоминания соловецких узников» Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря/Подворья Соловецкого монастыря в Москве, старшему преподавателю Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд «Соловки. Пейзаж российского разномыслия»; третья премия — Пученкову Александру Сергеевичу, доктору исторических наук, профессору кафедры Новейшей истории России Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, за труд «Первый год Добровольческой армии: от возникновения " Алексеевской организации " до образования Вооруженных Сил на Юге России (ноябрь 1917 — декабрь 1918 года)»; третья премия — Николаеву Андрею Борисовичу, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой русской истории (XIX-XXI вв.) института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, за труд «Государственное совещание 1917 года: созыв, состав, деятельность»; молодежная премия — Пыльцыну Юрию Сергеевичу, кандидату исторических наук, доценту кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии Екатеринбургской епархии, за труд «Терские казаки на переломе эпох. Антибольшевистские вооруженные формирования Терского казачества (октябрь 1917-1922 гг.)»; молодежная премия — Лбовой Екатерине Михайловне, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику лаборатории книговедения Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН», за труд «Русская книга во Франции (1900-1930-е гг.)» (дистанционно);

http://radonezh.ru/2023/11/17/svyateyshi...

– Какую проповедь говорили вы в Вербное воскресенье? –  В этот день я вспоминал шествие Иисуса Христа в Иерусалим. Я говорил о том, что евреи в этот день встретили Иисуса Христа, а затем бросили Его, и призывал верующих не поступать по примеру евреев, чтобы не быть отверженными, как евреи, а держать в своем сердце Иисуса Христа. Я говорил, что народ встретил Его как царя, а затем, спустя несколько дней, кричали: «Распни, распни Его!», но слов – «а разве с нашим царем не так поступили?», я не говорил. – Когда говорили проповедь о царе Давиде? – О царе Давиде проповедей я никогда не говорил. – О чем говорили в своей проповеди на Благовещение? –  На Благовещение я говорил о величии Божией Матери... О царе же Давиде не говорил в этот день. – Какую проповедь говорили вы в мае в Никольской церкви? –  Говорил о перенесении мощей Николая Чудотворца и по просьбе старосты призывал верующих пожертвовать на ремонт храма. О советской власти я ничего не говорил. После окончания допросов отцу Николаю было предъявлено «обвинение в распространении контрреволюционных слухов с целью возбуждения недоверия к власти» . Следствие на этом было закончено, и следователь распорядился перевести священника из внутренней тюрьмы ОГПУ в изолятор специального назначения 4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в одно из сел в Приангарском районе Канского округа Сибирского края. После окончания ссылки отец Николай поселился в городе Козмодемьянске. Здесь у него не было постоянного места служения в каком-либо храме, и он помогал и сослужил священникам в тех храмах, куда его приглашали; в феврале 1934 года верующие попросили его послужить вместо заболевшего священника в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском Горномарийского района. Священник вскоре умер, и отец Николай по просьбе прихожан 7 апреля 1934 года был назначен сюда настоятелем; здесь в 1936 году он был награжден очередной церковной наградой – палицей, в этом храме отец Николай прослужил до гонений 1937 года.

http://fond.ru/kalendar/465/nikolay/

Неск. раз архиерей посещал др. епархии. В июне 1912 г. он возглавил крестный ход из Петрозаводска (правящий еп. Никанор (Надеждин) в это время находился в столице) в карельское с. Поросозеро (168 км). В 1913 г. В. посетил Новгород в дни пребывания там Патриарха Антиохийского Григория IV . 28 апр. в Софийском соборе В. вместе с Патриархом совершил хиротонию Алексия (Симанского) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского. В июне 1916 г. был в Тобольске на открытии мощей свт. Иоанна (Максимовича) , митр. Тобольского и Сибирского. 8 янв. 1917 г. в новгородском Софийском соборе участвовал в хиротонии сщмч. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. В. был награжден орденами св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени. 2 марта 1917 г. на совещании членов Святейшего Синода на В. было возложено временное управление Петроградской епархией (в связи с намечавшейся отставкой Петроградского митр. Питирима (Окнова) ), 6 марта, после увольнения митр. Питирима на покой, был издан соответствующий указ. В своих выступлениях и проповедях после Февральской революции В. призывал к любви, терпимости, согласию, верующим предлагал организовываться вокруг приходских храмов. Архиерей неоднократно подчеркивал, что Церковь «должна быть чужда политики». На епархиальном съезде в мае 1917 г. проходили выборы Петроградского архиерея. В 1-м туре было выдвинуто 11 кандидатов, во 2-м туре их осталось трое: Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) (впосл. Патриарх), Уфимский и Мензелинский еп. Андрей (Ухтомский) и В. 24 мая на Петроградскую кафедру был избран В. (976 голосами из 1561), на следующий день Синод утвердил его архиепископом Петроградским и Ладожским, интронизация состоялась 28 мая в Исаакиевском соборе. 26 мая из управления Петроградского архиерея была изъята Александро-Невская лавра и подчинена Синоду. В интервью газ. «Петроградский листок» В. так выразил свои взгляды на управление епархией: «Бумажное делопроизводство, всякую формалистику я буду по возможности от себя отстранять. Мое дело - быть в живом и непосредственном общении с паствою. Тут предстоят огромные задачи и огромная работа. Переживаемое время сдвинуло прежние устои жизни. Это коснулось и церковной области. Нужно все строить по-новому, да притом так, чтобы это встречало полнейшее признание со стороны широких масс верующего люда. Мне уже представляется необходимость особой поездки по селам и деревням епархии. Тут, быть может, на местах, придется обсуждать устройство приходских советов, благотворительных и просветительных учреждений» (Петроградский листок. 1917. 128. С. 2).

http://pravenc.ru/text/150263.html

По духовным делам Сибирь зависела от Архиепископа Вологодского и Великопермского, коему поручено было отпускать сюда из своей Епархии Духовенство. Посему вслед за возвращавшимся из Москвы Атаманом Иваном Кольцом (которого Ермак посылал к Царю Иоанну IV с донесением о покорении Сибири), из Вологды и Устюга отправлено в Сибирь 10 священников с семействами. При построении вновь церквей умножалось и число присылаемого духовенства. На содержание священников отпускалось из казны жалованья: деньгами по восьми рублей и хлебного по пяти четвертей ржаной муки, по четверти круп и толокна. Духовные, первоначально переселившиеся из России в Сибирь, сами обучали детей своих грамоте по церковной азбуке, уставом написанной, Псалтири и другим богослужебным книгам, и с тем вместе нотному церковному пению. Монахи при заводимых монастырях от благочестивых своих упражнений уделяли время на обучение грамоте юношества, особенно духовного, и приготовляли церковнослужителей. Любопытно состояние Сибири в период смутного времени. Когда враги действовали в России, Сибирские правители, не поддаваясь ни слухам, ни внутренним или внешним покушениям, единодушно пребывали твердыми долгу, Престолу и Отечеству. В 1612 году, когда получались окружные послания Князей Трубецкого и Пожарского об очищении Москвы от врагов Отечества, Сибирь с полными слез глазами воздавала хвалу Богу и пела молебствия во всех храмах по три дня с колокольным звоном. Запись Московского Земского Совета, 6 февраля 1613 года разосланная во все города об избрании на царство Махаила Феодоровича, разлила радость по Сибири. Смутное время прояснилось, народное разорение останивилось и наступила пора благоустройству. Сим введениеи познакомив читателей с первобытным состоянием Церкви в Сибири до учреждения Епархии, перейдем к предмету статьи нашей. Царь Михаил Феодорович, оградив Россию от внешних неприятелей, терзавших ее во время самозванцев и междоцарствия, начал с кротостию и мужеством устроять гражданское благоденствие и ревностно заботился о благосостоянии Российской Церкви. Он видел, что в обширном пространстве завоеванных мест Сибири недостает жезла Архипастырского, недостает светильника для великой страны с разнородными ее племенами. Посему, по совещании с родителем своим Патриархом Филаретом, в 1620 году учреждена в Сибири особая Епархия. Месту кафедры назначено быть в Тобольске, который в 1590 году, с прибытием в него Воеводой Князя Владимира Васильевича Кольцова-Мосальского, вместо Тюмени, назначен главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, a с 1721 года, по учреждении в Иркутске особой Епархии, – Тобольскими и Сибирскими. С 1621 до 1668 года были Архиепископы, потом до 1768 года Митрополиты и, наконец, опять Архиепископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове) . После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. 25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Проходил по одному делу с прот. Павлом Острогским. М. обвиняли в том, что он был «идеологом Православной Церкви», организовывал «реакционно-враждебную часть церковников» для «активной борьбы с советской властью», поддерживал «в контрреволюционных целях» связи с единомышленниками из числа ссыльного духовенства, устроил у себя на квартире тайную домашнюю церковь и проводил там богослужения и «антисоветские сборища». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку на ст. Уштобе Туркестано-Сибирской магистрали (ныне г. Уштобе Каратальского р-на Алматинской обл., Казахстан). Приобрел дом, где предоставлял жилье и др. ссыльным. С февр. 1937 г. вместе с М. проживал Симферопольский еп. Порфирий (Гулевич) . Ссыльные архиереи совершали у себя на дому богослужения, принимали желающих получить духовные наставления. 20 нояб. 1937 г. М. и еп. Порфирий были арестованы и перевезены в Алма-Ату, где их заключили в тюрьму. М. не признал предъявленных ему обвинений в «антисоветской деятельности и пропаганде», в «группировании вокруг себя контрреволюционного элемента». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Алма-Атинской обл. от 1 дек. 1937 г., погребен в безвестной могиле на полигоне НКВД «Жаналык», в 40 км от Алматы (Алма-Аты). Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Д. 66923; ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6179-С; ДКНБ по Алма-Атинской обл. Д. 019230. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 90-91; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 217; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 747; Доненко Н. Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симф., 1997. С. 4-11; он же. Наследники царства. Симф., 2000. С. 326-354; Хлебников М. Движение истинно православных в Костромской губ.//Правосл. жизнь. Джорд., 1997. 5 (569). С. 1-29; Голубцов С. А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧК. М., 1999. С. 74; Феодосий (Процюк), митр. Обсобленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943).

http://pravenc.ru/text/2561328.html

того же года Оренбургским епархиальным собранием этот вопрос был решен положительно. Архиеп. Мефодий в принципе согласился с постановлением собрания, однако принял решение отложить выделение Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии «до более благоприятного времени». Д. было предписано выехать в Челябинск, а затем, «по изыскании в Кустанае средств», прибыть туда. Отъезд Д. в Челябинск не состоялся, т. к. 21 сент. на него было возложено временное управление Оренбургской епархией в связи с отъездом архиеп. Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании . С дек. 1918 до лета 1919 г. архиеп. Мефодий находился в Челябинске и управлял как Челябинской епархией, так и той частью Оренбургской епархии, к-рая была занята белыми войсками. В это же время Д. исполнял обязанности временного управляющего Оренбургской епархией на территории, контролируемой Красной Армией. В марте 1919 г. Д. был арестован Особым отделом Реввоенсовета при штабе 1-й армии Восточного фронта, но 20 марта освобожден «за неимением данных о противодействии Советской власти». 30 сент. Д. стал епископом Челябинским и Троицким и прибыл в Челябинск 28 дек. того же года. Д. энергично занялся организацией церковной жизни в епархии, регулярно объезжал приходы. В янв. 1921 г. епископ был подвергнут обыску сотрудниками Челябинской ЧК. Ввиду реквизиции части церковных зданий в июле того же года Д. переехал в бывш. ризницу зимнего храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» закрытого властями челябинского Одигитриевского Богородицкого жен. мон-ря. Под колокольней мон-ря была устроена крестовая церковь. В янв. 1922 г. в ходе очередной поездки по епархии Д. совершил неск. рукоположений и собрал 40 пудов хлеба на строительство новой церкви, на что губ. ЧК отреагировала в информационной сводке фразой «попы поднимают голову». Во время кампании по изъятию церковных ценностей Д. разрешил вслед за Патриархом св. Тихоном сдавать на цели помощи голодающим ценности, не имеющие богослужебного употребления.

http://pravenc.ru/text/178402.html

К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010