Публиковались статьи по истории ламаизма в Сибири: «Очерки по истории буддизма: История северного буддизма» (1900. 1, 3, 5-13, 15-18), «Правда о дацане в г. Чите» (1904. 7/8. С. 90-97) и др.; о старообрядчестве: «О расколе в Забайкалье» К. Люкшина (1900. 22-24; 1901. 1, 3, 5, 8-10), «Старообрядцы с. Тарбагатая» свящ. Григория Говядина (1907. 9. С. 141-147). Печатались и этнографические материалы: «Из области народной медицины» свящ. Н. Виноградова (1900. 16. С. 10-13), «Из быта инородцев» (1902. 22. С. 6-12; 23. С. 15-19), «Нет ли и нам дела» Злобина (1906. 11. С. 131-139; 12/13. С. 156-166; 16. С. 194-201; 19. С. 245-252), «Верования, обряды и обычаи корейцев» Уссурийского еп. Павла (Ивановского) (1915. 7/8. С. 237-243; 9. С. 292-297; 10. С. 318-323) и др. В неофиц. отделе были также представлены материалы по истории Церкви в Забайкалье и Сибири, напр. «Забайкальские архипастыри: (Краткий обзор XVII-XIX вв.)» Якутского еп. Никанора (Надеждина) (1900. 12. С. 12-15), «Воспоминание о преосв. Мелетии [Якимове], еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии» (1902. 8/9. С. 1-5; 11. С. 1-7), «Записка о преосв. Михаиле [Бурдукове], архиеп. Иркутском, Нерчинском и Якутском» А. Тараторина (1902. 10; 12/13. С. 10-17; 1904. 9. С. 112-116; 10/11. С. 121-144), «О проезде в 1891 г. через Забайкальскую область и Иркутскую губернию наследника Цесаревича: (Из письма архиеп. Иркутского Вениамина [Благонравова]… К. П. Победоносцеву)» (1914. 24. С. 990-998), «Где могила митр. Арсения Мацеевича?» архим. Ефрема (Кузнецова) (1915. 3. С. 85-91). Местной образовательной системе были посвящены статьи свящ. М. Колобова «К вопросу о церковно-школьном образовании в Забайкалье» (1900. 5. С. 15-16; 6. С. 14-16; 7. С. 14-18; 8. С. 12-16), А. Попова «Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье» (1907. 17. С. 366-373; 18/19. С. 398-408; 20. С. 423-436). Ряд публикаций освещал актуальные события: «О долге сибирских священников пред Церковью, Царем и Отечеством в виду проведения Сибирской железной дороги» свящ. С. Старкова (1900. 20-21), «По вопросам церковной реформы: О выборном начале» (1907. 10. С. 178-207), статьи Читинского еп. Иоанна (Смирнова) «Из военной и мирской жизни» (1915. 1. С. 11-15) и «Об избрании, положении и власти архиерея» (1915. 5. С. 145-153) и др. В 1917-1919 гг. в «З. е. в.» отражались события церковной жизни революционных лет, публиковались документы и воззвания Поместного Собора и св. Патриарха Тихона, статьи «Церковный Собор по вопросу о правовом положении Церкви в государстве» (1918) и др. Особый интерес представляют публикации о церковной жизни в Сибири, напр. «Выписки из постановлений Сибирского церковного совещания в г. Томске, бывшего в ноябре 1918 г.» (1919. 5/8. С. 4-19).

http://pravenc.ru/text/182395.html

14 апр. 1931 г. арестован в числе 50 священнослужителей, монахов и мирян и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 5 июня 1931 г. приговорен к 3 годам концлагеря и отправлен в Сибирский ИТЛ на территории Западно-Сибирского края. В лагерь к П. приехали мать и духовная дочь В. П. Миронович, к-рая впосл. стала его келейницей и помощницей. Они (по др. данным, родственница П. Татьяна Николаевна Ростовцева) стали хлопотать о пересмотре дела, и 17 сент. 1931 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить П. из-под стражи, лишив его права проживания в 12 городах на 3 года. После освобождения П. поселился в г. Муроме Нижегородского края (ныне Владимирской обл.). 26 апр. 1932 г. арестован в Муроме. Виновным себя не признал. 17 авг. 1932 г. следователь, ведший дело, постановил за недостатком материалов следствие прекратить и освободить арестованного. После освобождения П. жил до лета 1936 г. в Муроме, затем переехал в Можайск, где в съемной комнате устроил домовую церковь и совершал богослужения. 10 апр. 1937 г. арестован в Можайске по обвинению в том, что «являлся участником контрреволюционной церковно-нелегальной организации, являлся руководителем Можайского филиала, организовал домовую церковь у себя на квартире, где собирались его единомышленники из Москвы и из других мест». Проходил по делу с Серпуховским еп. Арсением (Жадановским). Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 26 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в общей безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-25682; ЦМАМ. Ф. 714. Оп. 6. Д. 1851; ЦА ФСБ России. Д. Р-35593; Архив УФСБ России по Владимирской обл. Д. П-8540. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 265; Малахова Н. А. «Истоки вечной юности и радости открываются во мне»//Моск. ж. 2002. 1. С. 31-37; она же. Священномученик Петр Петриков: «Верой в Бога не могу пожертвовать никому»//Ныне и присно: Рус. ж. для чт. 2009. 5. С. 96-103; ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 187-193; Храм свт. Николая в Подкопаях и Бутовская Голгофа: Священномученик Петр Подкопаевский. М., 2012. С. 17-43.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

26 июля 1943 г. В. был назначен в Новосибирскую и Барнаульскую епархию, куда входила в то время территория Зап. Сибири; ему временно было поручено управление также всеми сибир. епархиями, не имевшими архиереев. В. прибыл в Новосибирск 24 авг., кафедральным храмом поначалу являлась кладбищенская Успенская ц.; в 1944 г. по ходатайству архиерея Церкви был возвращен Вознесенский храм, после реставрации и расширения ставший кафедральным (освящен В. в 1947). В 1947 г. В. было поручено временное управление сначала Владивостокской (с 10 июля), затем также Красноярской (с 4 авг.) епархиями; с кон. 1950 по 1951 г. он управлял также Семипалатинской епархией. В сент. 1943 г. В. участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митр. Сергия Патриархом, в июне 1948 г.- в Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей. 24 апр. 1949 г. возведен в сан митрополита. С первых же дней служения на Новосибирской кафедре В. заботился о возрождении церковной жизни в Сибири, где к тому времени оставались считанные храмы и давно уже не было ни духовных школ, ни мон-рей. Несмотря на трудности военных и послевоенных лет, В. совершал частые поездки по региону (в 1944-1948 - ок. 30 поездок), служил в храмах Иркутска, Омска, Тюмени, Ишима, Тобольска, неоднократно посещал Барнаул, Красноярск, Бийск, освящал храмы, рукополагал священников, организовывал сбор пожертвований для нужд Советской Армии. Был сторонником строго уставного богослужения, не допускал его сокращения, проповедовал за каждой службой, стремился привлечь в храмы молодежь, в воскресные вечера проводил внебогослужебные беседы в храме, часто устраивал крестные ходы. С именем В. связано восстановление широкого почитания Сибирских святых, в т. ч. свт. Иоанна, митр. Тобольского, св. мощи к-рого по ходатайству В. в 1947 г. были перенесены из музея в Покровский собор Тобольска, где находятся и сейчас. В. составил службу свт. Иоанну; одобренная Патриархом Алексием I , она была издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибир. епархий.

http://pravenc.ru/text/154403.html

28 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Ладожского. Стал викарием Петроградской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митр. Вениамин. 28 мая вместе с митр. Вениамином составил послание об отпадении от Церкви руководителей обновленцев. 1 июня 1922 г. арестован за отказ признать послание не имеющим канонической силы. Проходил по делу вместе с др. членами Алексанро-Невского братства. Следствие ГПУ не смогло собрать обвинительный материал для направления дела в ревтрибунал, но рекомендовало выслать И. за пределы Петроградской губ. как «политически неблагонадежного». 4 янв. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам за «агитацию против изъятия церковных ценностей» приговорен к 2 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февр. того же года место ссылки изменено на Туркестан. В марте 1925 г. освобожден, принял участие в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . По возвращении в Ленинград входил в Епископский совет, управлявший Ленинградской епархией. На И. было возложено редактирование текстов воззваний Епископского совета, составленных совместно с другими членами Совета викарными епископами Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) , Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым) . Согласно правилам гос. регистрации был приписан к храму во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, к-рый стал центром деятельности Александро-Невского братства. В храм перешел и братский хор. В ночь на 19 дек. 1925 г. арестован по «делу Епископского совета». Обвинялся в «распространении контрреволюционной литературы» (при обыске у И. был изъят антиобновленческий «Катехизис по вопросам обновленчества в РПЦ»). 29 апр. 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Проживал в с. Братском Тулунского окр. Сибирского края. По нек-рым сведениям, в июне 1927 г. находился на Соловках. В 1928 г. переписывался с «главным идеологом» иосифлян прот. Ф. К. Андреевым , отстаивая правильность церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/468761.html

В 1928 г. власти начали кампанию по закрытию вязниковского собора. Летом за несвоевременную уплату налога на церковный совет был по суду наложен большой штраф, а осенью в газетах стали появляться заметки с требованием закрыть собор и использовать помещение под рабочий клуб. Прихожане обратились к городскому начальству с просьбой разрешить собрание верующих, чтобы всенародно обсудить вопрос о закрытии храма, но им было отказано. К. вместе со старостой собора И. Е. Онахриенко отправил телеграмму губ. прокурору. Церковный совет провел сбор подписей под прошением о сохранении собора. 26 окт. возле здания уездного исполкома прошло собрание верующих. Эти события послужили поводом для возбуждения уголовного дела против вязниковского духовенства. 16 дек. 1928 г. К. был арестован. Проходил по одному делу с Вязниковским еп. сщмч. Германом (Ряшенцевым) , настоятелем Казанского собора свящ. А. И. Вознесенским, ключарем прот. И. Ф. Орфановым и старостой Онахриенко. На следствии К. отказался признать себя виновным в антисоветской агитации. 17 мая 1929 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Отправлен этапом в с. Парабель Томского окр. Сибирского края. По окончании срока ссылки решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 21 окт. 1932 г. К. был ограничен на 4 года в праве выбора места жительства, вынужден был поселиться в Тамбове. В 1934 г. это ограничение было досрочно снято, и К. вернулся к семье в Вязники. Служил во Введенской ц. как заштатный священник. 17 авг. 1937 г. был арестован, помещен в тюрьму в г. Иваново. Обвинялся в принадлежности к «контрреволюционной группе церковников» и антисоветской агитации. На допросах твердо отрицал все обвинения, не назвал ни одного имени. Приговорен к расстрелу решением Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. от 27 сент. 1937 г. Был казнен и похоронен в безвестной могиле на кладбище Балино в Иванове, где производились захоронения расстрелянных. 7 окт. 2002 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя К. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/1842028.html

В авг. 1918 г. И. ездил в составе созданной белыми сибирскими властями следственной комиссии в с. Покровское на опознание обнаруженного в р. Тобол тела убиенного еп. сщмч. Ермогена, отслужил над ним панихиду. Организовал торжественные похороны архиерея в тобольском кафедральном соборе. В нояб.-дек. того же года принял участие в Соборном совещании в Томске, на к-ром было образовано Высшее временное церковное управление Сибири . Во время посещения Тобольска руководителем белого движения адмиралом А. В. Колчаком провел в его честь молебен у мощей Тобольского митр. свт. Иоанна (Максимовича) . В авг. 1919 г., незадолго до вступления в Тобольск частей Красной Армии, дал указания спрятать мощи свт. Иоанна в подвале тобольского Покровского собора и эвакуировать из города церковные ценности. Вскоре покинул Тобольск с отступающими белыми частями. Был эвакуирован в Семипалатинск, потом в Иркутск. После занятия Иркутска красными войсками в нач. 1920 г. выехал в Тюмень. Стал викарием Тобольского и Сибирского архиеп. Николая (Покровского) . В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , выступил с воззванием к верующим, которое было расценено ОГПУ как «явно контрреволюционное». 25 апр. арестован за то, что одобрил и благословил протест прихожан Затюменской Никольской ц. против оскорбления святынь. 5 июня началось слушание дела И. в губ. революционном трибунале. Находясь в тюрьме под следствием, И. поддержал обновленчество . 23 июля он составил резолюцию о создании самостоятельной Тюменской епархии, об учреждении в Тюмени временного церковного управления и избрании делегации в Москву для установления «правильного контакта» с обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ). Несмотря на переход к обновленцам, И. не был освобожден из тюрьмы. Руководство обновленческого управления в Тюмени обратилось к властям с просьбой «сделать распоряжение о том, дабы заключенному епископу Иринарху в необходимых случаях, по письменным просьбам Управления в каждом отдельном случае, разрешалось в одном из храмов г. Тюмени проводить богослужения и рукополагать на них ставленников, назначенных Управлением на праздные священнослужительские места» (ГА Тюменской обл. Оп. 1. Д. 303. Л. 3-3 об.).

http://pravenc.ru/text/673979.html

Деятельность «собора» полностью контролировалась начальником VI отд-ния секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым , к-рый в свою очередь получал директивы от Комиссии по проведению отделения Церкви от гос-ва при ЦК РКП(б). Первоначально в комиссии решили назначить председателем обновленческого «собора» В. Красницкого , но, учитывая «упадок авторитета» лидера «Живой церкви», заменили его «сибирским митрополитом». По инициативе Б. на «соборе» были приняты решения «избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии» прот. А. И. Введенского (в лжехиротонии к-рого, состоявшейся 6 мая, участвовал Б. вместе с др. 11 обновленческими «архиереями»), «закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи» и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для «подвига личного спасения». Б. возглавил делегацию обновленцев к Патриарху свт. Тихону, к-рому прочитал и вручил определение лжесобора о лишении сана и монашества. На заседании 8 мая 1923 г. вместо ВЦУ был образован Высший церковный совет (ВЦС), в списке членов к-рого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя «митрополита всея Сибири» Б. После 1923 г. обновленческое движение по всей стране, и в частности в Сибири, пошло на спад: влияние священнослужителей, верных Патриарху Тихону, усиливалось, обновленческая орг-ция все более дробилась на несогласные друг с другом фракции. На обновленческом «предсоборном совещании» 1924 г., когда нек-рые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархом, Б. решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 г., когда в Новониколаевск приехал рукоположенный и посланный свт. Тихоном еп. Никифор (Асташевский) . На обновленческом «всероссийском соборе» в 1925 г. роль Б. была неизмеримо меньшей, чем на «соборе» 1923 г.: он стал лишь одним из 9 «товарищей председателя», в списке вновь избранных «членов священного синода» имя «митрополита Петра Сибирского» стояло на 12-м месте (всего 36 членов), Б.

http://pravenc.ru/text/149389.html

издал послание к ленинградской пастве. В нем говорилось, что «все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви». 25 июня того же года архиереи выпустили повторное послание, в к-ром снова предостерегали паству от заверений обновленцев о готовности к примирению и предлагали избегать любого участия в мероприятиях по подготовке обновленческого «Собора». 15 дек. (по др. данным, 18 дек.) 1925 г. Н. был арестован «за объезд церквей приходских и служения в них». Фактически причиной ареста было решение властей нейтрализовать руководство Ленинградской правосл. епархии. Вместе с др. ленинградскими викарными архиереями Н. проходил по коллективному следственному делу о «нелегальном совете епископов». 29 апр. 1926 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Ссылку отбывал в Иркутском окр. Сибирского края. После окончания срока ссылки Н. поселился в Твери, поскольку ему было запрещено в течение 3 лет проживать в 6 крупных городах, в т. ч. в Ленинграде. В 1931 г. вернулся в Ленинград, но в 1932 г. выселен оттуда по решению местных властей. Нек-рое время проживал в г. Тихвине Ленинградской обл., но через полгода был выселен и оттуда. 22 марта 1933 г. назначен епископом Никольским, викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией. Прибыл в Вел. Устюг в мае того же года. 24 авг. 1933 г. назначен епископом Великоустюжским и Устьвымским. 9 июля 1934 г. возведен в сан архиепископа. 7 дек. 1935 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе церковников». Проходил по следственному делу вместе с 9 великоустюжскими священнослужителями. Согласно обвинительному заключению, Н. «организовал вокруг себя наиболее реакционную и антисоветски настроенную часть духовенства» и под предлогом заседаний епархиального совета «устраивал сборища, обсуждая на них вопросы противодействия мероприятиям советской власти».

http://pravenc.ru/text/2565734.html

Кустанайское викариатство закрыть» (цит. по: Боже. 2003. С. 222). 16 сент. 1918 г. оренбургское епархиальное собрание единогласно постановило: дело о выделении Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии перенести на утверждение высшей церковной власти. Архиеп. Мефодий считал невозможным создание Кустанайской епархии вслед. малочисленности общин в Кустанайском у.- ок. 100 довольно бедных «переселенческих» приходов (в 1915 в Кустанайском у. насчитывалось 9 благочиний с 87 приходами, 80 церковноприходскими школами, служили 79 священников, 9 диаконов, 40 псаломщиков). После отъезда архиеп. Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский) 21 сент. 1918 г. стал и. о. управляющего Оренбургской епархией. С кон. 1918 до июня 1919 г. архиеп. Мефодий в связи с занятием Оренбурга Красной Армией находился в Челябинске и окормлял ту часть Оренбургской епархии, к-рую контролировала Белая Армия, в то время как на территории, занятой Красной Армией, церковной жизнью руководил Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский). 5 апр. 1919 г. Синод решил отложить вопрос об открытии самостоятельной Кустанайской епархии, несмотря на настойчивые просьбы еп. Дионисия (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 17. Л. 128). 13 окт. 1919 г. Синод назначил еп. Дионисия на Челябинскую и Троицкую кафедру и поручил ему временное управление Оренбургской епархией (Там же. Д. 12. Л. 237). 24 нояб. 1919 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон и высшее церковное управление, заслушав доклад еп. Дионисия и оренбургского епархиального совета, поддержали их предложение о выделении К. в. в самостоятельную епархию, но из-за отсутствия епископа в Оренбурге решили отложить решение вопроса; было оговорено, что окончательное решение о создании Кустанайской епархии будет принято после возвращения в Оренбург еп. Дионися (Там же. Д. 25. Л. 30). «Из-за выбытия» из Уфимской епархии в июле 1919 г. Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) и Златоустовского еп. Николая (Ипатова) на еп.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

М. поселился в Рязани, в сторожке Николо-Ямской ц. Нек-рое время служил в храмах сел Дягилево, Березники и Никуличи Рязанской губ. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита (точные даты неизвестны). После закрытия Тихвинского храма в с. Никуличи М. лишился возможности приходского служения. Оставшись без средств к существованию, нищенствовал, но продолжал проповедь Православия среди крестьян. В дек. 1935 г. старообрядцы-беглопоповцы из с. Каверино Клепиковского р-на Московской обл. пригласили его на должность священника в свою церковь. М. ответил, что это возможно только при принятии ими единоверия. 5 янв. 1936 г. М. был арестован и заключен в тюрьму в Рязани. Проходил по групповому делу вместе с 27 рязанскими священно- и церковнослужителями во главе с Рязанским архиеп. сщмч. Иувеналием (Масловским) . М. обвиняли в участии в «контрреволюционной группе», а также в ведении «антисоветской агитации» против гонений на Церковь, в том, что он, «имея большую библиотеку религиозного характера, различным верующим давал для прочтения книги», а также «занимался исцелением от различных болезней». На допросах М. подтвердил, что был недоволен закрытием церквей в Рязани и передачей нек-рых храмов обновленцам. 4 апр. 1936 г. особое совещание при НКВД СССР приговорило М. к 5 годам ИТЛ. Через 2 дня он был отправлен в г. Мариинск в распоряжение начальника Сибирского ИТЛ. Для отбывания наказания его определили в Сусловское отд-ние. В сент. 1937 г. М. был арестован в лагере вместе с 14 заключенными, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем) и прот. сщмч. Александром Андреевым . М. был обвинен в саботировании лагерных работ, контрреволюционной и религ. пропаганде. Виновным себя не признал. 28 окт. 1937 г. Особая тройка при УНКВД по Новосибирской обл. приговорила его к расстрелу. Был казнен и похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-9211. Лит.: Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Рязань, 2002. Т. 1. С. 82-88; Морозова М. Н. Рязанский епарх. миссионер - прмч. Мина//ЕжБК ПСТГУ, 16-я. 2006. Т. 2. С. 70-72.

http://pravenc.ru/text/2563242.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010