В обители была создана целая система благотворительных учреждений. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. В обители работали лучшие киевские врачи. В 1923 г. обитель была упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. Престольный храм, сооруженный великой княгиней, имеет приделы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее - собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 г.г.; крупнейший в Киеве храм вмещает до 3 тыс. чел.) с боковыми приделами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным ярусом-храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый - св. Архангела Михаила, правый - прп. Серафима Саровского). Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель принимает паломников. Есть богадельня для женщин-мирян. Свято-Покровский женский монастырь в г. Киев В 1881 г. великая княгиня Александра Петровна покинула Петербург и поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей мысли создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только, как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных. В течение 1889-1911 г.г. на территории монастыря велось масштабное строительство. Было построено около 30 зданий, в том числе, лечебные учреждения. Медицинские заведения обители, в которых работали лучшие медики города, отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. Именно здесь появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Благотворительная больница при монастыре получила имя Николая II, посетившего монастырь, и благодаря образцовому содержанию, приобрела широкую популярность.

http://sobory.ru/article/?object=02898

«В первую очередь речь идет о Валааме, но практически, видимо, документ будет общий для двух монастырей,  подчеркнул Святейший Патриарх. Статус Валаамского архипелага должен включать в себя разные элементы, и все эти элементы должны быть правильным образом скомбинированы и тщательно проработаны». Святейший Патриарх поручил епископу Панкратию во взаимодействии с Патриархией в месячный срок определить состав рабочей группы по разработке статуса Валаамского архипелага. Затем Святейший Владыка пригласил участников заседания выступить с замечаниями и предложениями. Слово взял президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, предложивший еще до разработки и принятия законодательного акта об особом статусе Валаама  что может потребовать немало времени  заключить договоренности между монастырем и местными властями, в соответствии с которыми представители милиции будут патрулировать территорию архипелага. Свои предложения по скорейшему решению проблемы придания Валааму особого статуса высказали также члены Попечительского совета М.В. Баглай и Л.К. Слиска. По итогам заседания Попечительского совета по предложению Его Святейшества были приняты следующие решения: одобрить ход выполнения работ по программе восстановления Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в 2009 году; согласовать намеченные показатели финансирования программы восстановления Валаамского монастыря; обеспечить финансирование этапов указанной программы; создать рабочую группу по совершенствованию статуса Валаамского монастыря и режима Валаамского архипелага. По окончании заседания Предстоятель Русской Православной Церкви во внимание к трудам по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря наградил заместителя председателя правления ОАО «Газпром» А.В. Круглова орденом прп. Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи в строительстве храма-памятника св. вмч. Георгия Победоносца на о. Валаам, возведении часовни Архистратига Михаила в воинской части поселка Тайцы и восстановлении Никольского храма подворья Валаамского монастыря в г. Сортавала генеральный директор фонда «Армия и культура» Т.А. Андреева была награждена медалью прп. Серафима Саровского I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/744065.htm...

В плане храм приобрел форму креста. Двускатную кровлю его «ветвей» также венчают небольшие главки. Символично число глав над храмом – их семь, как семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских Соборов. На всех главах и куполе установлены ажурные кресты, изготовленные уральскими мастерами. Фасад украсили порталы, филенчатые, с изразцовыми вставками лопатки, декорирующие углы здания, арочные окна с наличниками и изразцовый фриз. Изразцы с цветным орнаментом расположены в нишах по сторонам фасадов и в прикарнизной зоне. Прикарнизный пояс оформлен декоративными лепными модульонами. Над входом и в нишах размещены иконы с ликами святых. В 1988–1989 гг. в технике мозаики были выполнены изображения прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Стефана, еп. Великопермского. В 1995–1996 гг. были написаны образы преподобных Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского , св. прав. Симеона Верхотурского и других особо чтимых российских святых. Работы выполнялись челябинскими художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной. В последние годы фасадная живопись полностью обновлена, иконы написали художники иконописной мастерской собора. Западный входной портал обрамляют барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери во граде Казани в 1579 г.» (автор – скульптор В.С. Шимбф). В современном здании церкви органично соединились особенности «национального стиля», существовавшего в рамках архитектуры эклектики (историзма) конца XIX века, с декором вновь построенных приделов, усилившим черты «русскости» в архитектурном облике. Особенно ярко это проявилось в изразцовых вставках с изображением крылатых зверей, восходящих к фольклорным мотивам, характерным для древнерусского искусства. В то же время классические пальметты изразцового фриза напоминают об античном наследии. Появившиеся в декоре нового объема здания лепные наличники с арочным и килевидным завершением, характерные для русского зодчества, органично «рифмуются» с кокошниками, опоясывающими шатер колокольни, и полуциркульными арками входных порталов. Современные порталы, размещенные по рукавам креста, увенчаны треугольными фронтонами, завершающими двускатные кровли приделов, что придает некоторые классические черты архитектуре собора. Сходным образом оформлен главный входной портал в западной части здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Симеонов...

В приходе имелось шесть земских школ. Штатным священником в Никольской церкви с 1889 года состоял Дмитрий Петрович Архангельский, который также был законоучителем в церковно-приходской Пушкарской школе. В 1914 году к приходу церкви относилось 264 дома, в которых проживало 946 мужчин и 1023 женщины. Постановлением президиума Мособлисполкома 25 февраля 1932 года Никольская церковь была закрыта, а здание церкви передано под мастерские МТС и к 1940 году занято мастерскими и гаражом автобазы (ГАРО, Ф.Р.3251, оп.5, д. 5, л12). Впоследствии здание храма использовалось в качества склада Сапожковского райпо. С закрытием церкви началось её планомерное разрушение. За 60 лет утрачены верхние ярусы храма и колокольни, с севера к зданию примыкали кирпичные пристройки. Большинство проемов храма было заложено. Кирпичная кладка местами сильно выветрена. Декоративное убранство фасадов значительно утрачены. Не сохранилось и внутреннее убранство церкви. О. Иоанн Писарев, который более 30 лет служил в Керстовоздвиженском храме, обратился за благословением к Владыке Симону с вопросом восстановления Никольского храма. Получив благословление Владыки Симона, приступили к восстановлению храма. Войти в здание храма было страшно, тракторами был провален пол, все было черным, замасленным, посреди храма стояла печка, труба от которой выходила в окно, была пробита дыра в стенах храма, через которую крали вино со склада, были поломаны окна. Кругом валялись битые кирпичи, хлам от тракторов, пустая тара, битая посуда и прочее. Снесены купол и колокольня, к наружной же части были пристроены гаражи и складские помещения, крыша разрушилась и протекала, а отходами пекарни храм был завален до окон. Благословленные батюшкой Иоанном, жители Сапожка с энтузиазмом взялись за расчистку храма.  3 января 1993 года Владыка Симон освятил храм. Правый придел освящен в 1998 году в честь икон Пресвятой Богородицы «Владимирская» и «Казанская», левый - в честь преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - 6 февраля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном.

http://sobory.ru/article/?object=17641

В семинарию о. Алексий поступил в 29 лет. Он был уже семейным человеком   и имел троих детей, причем младшему было только два месяца, когда подал   документы в приемную комиссию. Надо сказать, что не все близкие одобрили   его решение так резко изменить жизнь. Конечно, их тревожило будущее   семьи, лишенной на некоторое время кормильца. Но будущий священник   мужественно преодолел неудовольствие родных, надеясь, что Господь не   оставит, поможет. В этой надежде сказалась не самоуверенность, но духовный   опыт и доверие духовнику. За два года он закончил семинарию. Стал   священником. Некоторое время о. Алексий служил в храме Рождества   Богородицы в Крылатском. Это были годы, когда в Церковь приходило много   новых людей. Их церковная жизнь очень зависела от того) кто встретит их в   храме. Для многих прихожан храма в Крылатском встреча с отцом Алексием   Грачевым определила их дальнейшую судьбу. Когда-то он как врач старался удержать, не отдать смерти своих крохотных   пациентов, по нескольку суток дежуря около маленьких страдальцев, а потом   как священник он боролся за жизнь, духовную жизнь новых прихожан. Он как-то быстро стал известен в церковных кругах. Ведь он был необычайно   деятелен. Казалось, что нет в церковной жизни ни одного заметного события, в   котором о. Алексий хотя бы сколько-нибудь не участвовал. Во время трагических событий на Украине, выступлений униатов, он   становится одним из организаторов и, конечно же, автором издания «Братское   слово» — разъяснительного листка к православным братьям в Малороссии.   Вместе с братией Троице-Сергиевой Лавры о. Алексий участвовал в   перенесении мощей преподобного Серафима Саровского. В год шестисотлетия   блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского он организовал юных   прихожан своего храма, детскую воскресную школу и вместе с ними совершил   паломничество на юбилейные торжества, пройдя пешком все расстояние от   Москвы до Троице-Сергиевой Лавры. Когда священникам разрешили посещение больниц и школ, он был одним из   первых, кто воспользовался этой возможностью священнического служения.   Он взял под свою духовную опеку детский дом, где жили сиротки-инвалиды.   Он тратил на больных и фактически брошенных детей очень много своих   душевных и физических сил, он просто «заразил» персонал детского дома   своей любовью к детям. Отец Алексий посещал школы, устраивал   катехизические беседы. Он читал лекции в 1-м Медицинском училище   будущим сестрам милосердия, преподавал им Закон Божий, он делился с ними   своим опытом врача, обучал, как помочь женщинам накануне родов, приемам   обращения с новорожденными. Рассказывал о важности неотложного   крещения умирающих младенцев. «Дело решают секунды, тебе некогда будет   смотреть в календарь и поэтому называй мальчика Иваном, а девочку —   Марией», — учил он.

http://pravmir.ru/zhizn-moya-sostoyalas/

В трапезной свод полулотковый; в четверике - коробовый с шелыгой по оси запад-восток. Алтарь перекрывает конха. В приделе эта схема повторяется. От первоначальной живописи 2-й пол. 19 в. сохранилась композиция " Первый Вселенский собор " в юго-восточной части свода, мало распространенная в стенописи этого времени. Роспись маслом в храме и приделе, выполненная в нач. 20 в., — типичный образец живописи в позднеакадемической манере. Поновлялась во 2-й пол. 20 в. В цветовой гамме преобладают светло-голубые, разбеленные розовые, вишневые тона. На сводах, в западных лотках и в конхах апсид размещены крупномасштабные композиции. Живопись на стенах расположена в один ярус. Иконографическая программа довольно разнообразна: сцены из Нового Завета и жития Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и св. Пантелеймона дополнены композициями из жития Серафима Саровского, редко встречающимися в монументальной живописи. Двухъярусные иконостасы в основном объеме и в приделе, относящиеся к кон. 19 - нач. 20 в., типичны для русского стиля. Они декорированы витыми колонками между иконами (того же времени), сквозной резьбой на царских вратах и накладной во фризах. Обрамления икон второго яруса решены в виде трехлопастных арок. В церкви сохранились две деревянные скульптуры " Распятия " 19 в. Березин, Добронравов, 1898, с. 214-216; Токмаков, 1903, с. 97. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 229-234. В самом селе рассказывают легенду о том, что Филяндино будто бы получило свое название по фамилии некоего помещика, заблудившегося в бескрайних лесах и болотах и молившего о помощи Святителя Николая Чудотворца, обещая выстроить храм в его честь за избавление. Барин спасся, после чего в 1700-е годы, мол, и выстроил Никольский храм, положивший начало нынешнему Филяндино. Однако на самом деле село имеет гораздо более древние корни. Селение существовало, по всей видимости, еще в XV столетии в составе великокняжеской волости Тальша, названной так по протекающей здесь реке.

http://sobory.ru/article/?object=06180

В храме пребывают частицы мощей преподобного Серафима Саровского , апостола и евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста , преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, других угодников Божиих. На север ной стене западной части соборной паперти – остатки чтимого образа Спасителя (фреска). Кроме соборного Спасо-Преображенского храма в обители сохранились: церковь во имя святителя Николая Чудотворца (1652 г.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1673–1675 г.), надвратная (в колокольне) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1759–1785 гг.), Знаменская церковь-усыпальница (1791–1795 гг.), под алтарем которой похоронены представители рода Шереметевых. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых – предки царственного Дома. Все без исключения государи всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие представители этого судьбоносного для России рода. 17 сентября 1995 года в Новоспасский монастырь из Кремля торжественно при большом стечении народа были перенесены останки московского генерал-губернатора, дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, зверски убитого террористом Каляевым в 1905 году. Захоронение великого князя было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Там же был воздвигнут крест-памятник великому князю, выполненный по эскизам Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным. Этот крест был уничтожен в 1918 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В храме присутствовали председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда , депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросам строительства, член Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы В.И. Ресин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, мэр г. Переславля-Залесского Д.В. Кошурников, директор художественно-производственного предприятия  «Софрино»  Е.А. Пархаев, председатель правления Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции православных храмов во имя Архангела Михаила П.И. Гончаров, строители и благоукрасители храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, члены делегации Ярославской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили хор  Московской духовной академии  под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и хор храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (регент — Дарья Гаврус). Богослужение транслировалось в прямом эфире на  телеканале «Союз» . Многочисленные верующие, не попавшие в переполненный храм, следили за трансляцией Патриаршего богослужения на большом экране, установленном на площади перед храмом. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея  диакона Александра Волкова , руководителя  пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Проповедь перед причастием произнес священник Алексий Яковлев, настоятель московского храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. В алтаре новоосвященного Покровского храма президент Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» Е.К. Никифоров вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду фестиваля — Серебряную медаль прп. Сергия Радонежского — «за 20-летний подвиг телепроповеди». С 1994 года на российском телевидении выходит передача «Слово пастыря», которая явилась настоящим прорывом в отношениях Церкви и СМИ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (до 2009 года — митрополит Смоленский и Калининградский) стал первым архиереем Русской Православной Церкви, еженедельно обращающимся к зрителям с экрана федерального телеканала. В ответном слове Святейший Владыка поблагодарил Е.К. Никифорова и жюри фестиваля за награду и призвал церковных журналистов крепить церковное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/4310459.ht...

В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время как многие храмы Вышнего Волочка беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и некоторое время здание использовалось под склад. Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, его духовным оплотом и одной из главных достопримечательностей старинного города на древнем волоке. Здесь находится одна из главных, особо почитаемых местных святынь - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительствующей Вышнему Волочку. Уникально и изображение святителя Николая чудотворца (Можайского), выполненное в виде деревянной скульптуры (XVI век). В числе наиболее почитаемых Богородичных икон Иверская. Выдропужская и именуемые «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Всех скорбящих Радость».  Часто можно увидеть верующих у икон святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, священномученика Пантелеймона, святых Царственных Мучеников, новомучеников Тверских, священномученика Владимира Мощанского (рядом с иконой которого, установленной на солее у правого придела, лежат его наперсный крест и служебник, переданные в дар собору внучкой святого В.А. Мощанской). В соборе сохранилась прекрасная настенная живопись академического письма XIX века, которая к настоящему времени большей частью обновлена тверскими иконописцами-реставраторами. По материалам официального сайта Тверской епархии В существующем виде памятник отражает поиски национального стиля в период ранней эклектики и характерен для русско-византийского стиля " тоновского " направления. Основная сохранившаяся в центральной части города высотная доминанта. Кирпичная церковь выстроена в 1810-1814 гг. в центре города на острове, образованном рукавом Цны и обводным каналом. В 1864-1866 гг. основательно перестроена - от первоначального объема сохранились части восточной и западной стены, превращенные в столбы, южная и северная стены, возможно, частично световой барабан, опирающийся на четыре столба. Прямоугольный в плане со скошенными углами, вытянутый с запада на восток объем объединяет собственно храм с алтарной частью и трапезную. Центральная часть алтаря выделена ризалитом. Храм акцентирован двумя притворами, расположенными на поперечной оси, и световым барабаном с луковичной главой. С запада к основному объему примыкает трехъярусная колокольня. Здание поставлено на невысокий подклет.

http://sobory.ru/article/?object=00312

Ваше Святейшество, позвольте мне обратиться с сердечным поздравлением ко всему русскому народу, который празднует 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и пусть его заступничество всегда будет с нами. Да будет благословенна священная земля, подарившая христианству Серафима Саровского, Иоанна Русского, Силуана Афонского и всех отцов — мучеников и исповедников. Да будет благословенна цивилизация, которая подарила человечеству Достоевского, Толстого и Бердяева, которая наполнила наши души веянием человеческого возрождения из земли Русской и обогатила замечательной русской литературой. Да сохранит Господь Свою милость и мир над Россией и над ее народом! Ваше Святейшество, так было суждено, чтобы мы нанесли наш мирный визит, когда наш Восток изнемогает от выпавших ему испытаний. Мы призваны, по примеру нашего Искупителя, нести бремя креста с силой Того, Кто в слабости находит крепость. И по твердости нашей веры крест становится победой, ведущей к Воскресению. Мы продолжаем наш путь, невзирая на вражеские испытания. Но, в конце концов, мы, люди, подвержены слабости, ведь и наш Господь и Учитель, по человеческой немощи, молился, дабы миновала Его чаша креста. Молимся, чтобы Господь помиловал всех нас и даровал мир нашим странам. Мы неоднократно повторяли и теперь говорим, что дело мира и диалога сильнее и благородней, чем логика борьбы, а приятие другого, несмотря на то, что это дипломатический лозунг, происходит из глубин нашей христианской монашеской литературы. Напомню историю, которую рассказывают о преподобном Макарии Великом, который однажды случайно увидел в египетской пустыне человеческий череп. Коснувшись его палкой, святой спросил: «Ты где?», — и тот, чей череп лежал в пустыне, ответил: «Я в аду». Тогда Макарий спросил: «Как вы там себя чувствуете?». Последовал ответ: «В страшном мучении, потому что мы связаны спинами и не видим лиц друг друга». Исходя из этого, я скажу, что воскресение Сирии заключается в том, чтобы увидеть, принять другого, а не в том, чтобы обвинять его в неверии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3544535...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010