Большинство паломников здесь — молодые. Власти этого города нам сказали, что они не были даже готовы к такому наплыву народа. Они постоянно проводят совещания, как справиться с этим морем верующих, хотя храм открыт 24 часа в сутки и к Поясу одновременно прикладываются по два человека. Мы видим, что многие утешенные выходят отсюда, наполненные радостью и совершенно не жалеющие, что столько часов провели в ожидании, чтобы приложиться к Святому Поясу. Мы, ватопедцы, которые часто выносим Святой пояс с Афона, видим, как завоевала Богородица сердца людей, как она их привлекает и духовно мобилизует. 2. Афон называют монашеской республикой, скажите: для чего в принципе нужно монашество и для чего люди  сегодня идут в монастырь? — В монастырь уходят не потому, что они отвергают человеческую личность и не любят людей. Они отвергают больной, нездоровый дух мира сего, но не отвергают людей. Монашество — сердце православной духовности, потому что оно имеет целью совершенное христианство. «Свет мирянам — монахи, а свет монахам — ангелы», как сказал Иоанн Лествичник. Без монашества Церковь невозможна, поэтому мы молимся, чтобы после коммунизма монашество вернулось в Россию, чтобы Русская Православная Церковь вернулась к традициям Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Максима Грека, который, кстати, был ватопедцем. Ведь всех монахов, которые приходят в монастыри, зовет туда Бог. Бог позвал и меня и я не жалею, что я стал монахом. Жалею только об одном, что не стал монахом раньше. Мне было тогда 25 лет. Я мог бы прийти в монастырь и раньше. Вот об этом я жалею. 3. А есть какие-то отличительные черты именно у современного монашества? Вообще, меньше ли сейчас стали уходить в монастыри? — Монашество всегда одно, нет старого и нового монашества. Но сейчас можно видеть, что человеческая природа очень ослабла, и человек уже не может совершать столько телесных подвигов, как в старину. Однако послушание, полное посвящение Богу, все это он может делать. И сегодняшние монахи тоже могут стяжать те дары, которые были у их отцов.

http://bogoslov.ru/article/2224719

В 1818-1833 гг. в монастырском здании на северо-западном углу размещалось Симбирское духовное училище. В 1844 г. по указу Синода " Спаса второго собор " в Спасском женском монастыре был упразднен, а в ранг приходского собора была возведена Вознесенская церковь. В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий. 12.10.1847 г. новое здание в северо-западном углу монастыря было передано под открывшееся тогда же при монастыре училище для девиц-сирот из духовного звания. Училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек. В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. 19 августа 1864 г. монастырь сильно пострадал от пожара - обгорели обе каменные церкви, сгорели все деревянные кельи и дом училища девиц духовного звания. Монастырь был восстановлен за два года. Большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал Святитель Московский Филарет. После пожара Спасская церковь была возобновлена и освящена 11 февраля 1865 г. Также была возобновлено строительство соборной Иверской церкви. 29.11.1870 г. был освящен главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Освящение придельных алтарей соборной церкви Спасского монастыря состоялось 13.12.1870 г. Правый придел был освящен во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. При монастырской больнице устроена домовая Никольская церковь (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского), освященная 06.11.1866 г. На 1882 г. монастырь занимал 2 десят. 1060 кв. саж. При монастыре имелась богадельня (1877 г.). В ограде монастыря издавна существовало кладбище " именитейших симбирян " .

http://sobory.ru/article/?object=30517

В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное – разладилась духовная жизнь. Смута завершилась после личного вмешательства государя Александра II и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон монастыря. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия (1937 год) ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40х гг. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В апреле 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор. 21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря. По материалам издания: Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004. Архивные документы нач. ХХ века сохранили для нас точное описание монастырских храмов. Каллиграфическим почерком тонким пером, смоченным чернилами, аккуратно написано: " Соборный храм во имя святого Благоверного князя Александра Невского, каменный теплый с двумя приделами, по правую сторону во имя Святителя Николая, а по левую святого преподобного Иоанна Лествичника " . Храм был построен в 1897 году калязинским купцом Иваном Даниловичем Бачуриным. Рядом с храмом, соединённым небольшой трапезной, возвышается каменная четырёхъярусная шатровая колокольня с десятью колоколами, самый большой из них весил 90 пудов. Собор может вместить около 1000 богомольцев. " Далеко летит гулкий звук монастырских колоколов, собирая прихожан в воскресный день к Литургии. Живыми ручейками тянутся из окрестных деревень люди, несут Богу свои чаяния и просьбы. И с дивных образов милостиво взирают святые на людские печали и радости. Сама Богородица, как любящая и заботливая Мать, стирает " всякую слезу от лица земли " , - так описывали современники этот храм в начале ХХ века. Особо полюбили прихожане икону Божией Матери " Утоли моя печали " . Этот образ, принесённый со святой горы Афон, был благоговейно украшен серебряной ризой с драгоценными камнями. В соборном храме можно было помолиться и перед иконами Божией Матери " Достойно есть " и " Скоропослушница " . Редкий образ " Моденской Божией Матери " , дарующий плодным супругам долгожданных мледенцев, был почитаем местными жителями. Украшали соборный храм и образ великого князя Александра и преподобных отцов-молитвенников за землю русскую - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Макария Калязинского и Нила Столобенского. Дивный образ преподобной княгини Анны Кашинской, устроительницы и хранительницы Тверской земли, покровительнице женского монашества был особо дорог насельницам обители. В храмовый праздник 12 сентября, день перенесения мощей святого Александра Невского, совершалась торжественная служба с участием местного духовенства. Совсем немного времени оставалось обители и Свято-Александро-Невскому собору жить благословенной монастырской жизнью...

http://sobory.ru/article/?object=08555

В 1996 г. в Свято-Сергиевском институте Парижа получил степень доктора богословия за диссертационное исследование «Преподобный Никодим Святогорец (1749 – 1809) – учитель и воспитатель греческого народа и Православной Церкви», которое получило наивысшую оценку у членов диссертационной комиссии. Один из ведущих специалистов по житию и служению преподобного Никодима Святогорца , первооткрыватель и первый публикатор ряда источников, касающихся святого, основатель научной серии «Свято-Никодимовские исследования». Сфера научных интересов протопресвитера Георгия – патрология, церковная история, история славянских Церквей, педагогика, философия, православная аскетика. Является большим почитателем русских святых, особенно прп. Сергия Радонежского (покровителя парижского православного института, в котором он обучался), прп. Серафима Саровского , свт. Луки Крымского , в честь которых устроил приделы выстроенного им храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Отец Георгий является глубоким знатоком и почитателем творчества свт. Нектария Эгинского , о котором написал несколько научных работ. С 1975 по 1981 гг. и с 1996 гг. по сей день осуществляет пастырское служение в митрополии Петры и Херрониса. В настоящее время является настоятелем храма Святых Бессребренников при городской больнице Агиос Николаоса, параллельно окормляя лечебное заведение хронических заболеваний нома Ласифи. Является ответственным в Митрополии Петры по вопросам религиозного туризма и религиозного окормления больных. В 1977 г. основал Центр изучения православной культуры г. Агиос Николаоса, преобразованный в 2007 г. в Институт греческого языка, православного богословия и культуры, цель которого – поддержка научно-педагогических исследований в рамках грекоправославно-европейского развития, достигаемая путем систематической организации программ обучения и углубления знаний по греческому языку, православному богословию, византийскому искусству, греческому музыкальному народному творчеству, организации программ религиозного туризма, систематических исследований в области православной греческой культуры. Модератор ежегодных летних программ интенсивного изучения греческого языка и православной культуры (с 2004 г.), на которых обучаются десятки студентов из стран Восточной Европы и России. Является инициатором практики приглашения в Высшую церковную академию Крита иностранных студентов и финансовой поддержки их во время обучения. Директор и главный редактор периодического научного издания Центра «Идор эк Петрас» (с 1977 г. по настоящее время).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В 1998 г. возобновлен выпуск «Днепропетровских ЕВ», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издаются журналы «Вестник Павлоградского благочиния», «Вестник Новомосковского благочиния», а также мн. др. правосл. журналы и газеты. В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа. Под рук. И. активно действуют церковно-общественные организации: союз православной молодежи «Свет», молодежное братство во имя мц. Татианы, центр правосл. культуры «Лествица» (при нем работают воскресная школа, правосл. б-ка, телестудия), днепропетровское обл. движение в защиту канонического Православия «Путь православных», обл. благотворительное об-во им. свт. Николая Чудотворца, благотворительно-просветительское об-во при днепропетровском Благовещенском храме по духовному окормлению пациентов психиатрической больницы. В епархии действуют храмы при больницах, к-рые образуют свое благочиние. По благословению И. совместно с Днепропетровской гос. финансовой академией, Днепропетровским национальным ун-том и редакцией ж. «Фuлocoфiя. Культура. Життя» в епархии с 2003 г. проходят ежегодные богословско-философские чтения «Православие в мировой культуре» (Архангело-Михайловские чтения), а также фестиваль духовной музыки. И. награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1989) и 3-й (1974) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1979), 2-й (1982) и дважды 1-й (1989, 2009) степени, св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2005), свт. Алексия Московского 3-й степени (2008); орденами УПЦ: «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2000), «1020-летие Крещения Руси», прп. Нестора Летописца 1-й степени (2005), ап. Иоанна Богослова 1-й степени (2009), Почаевской иконы Божией Матери (2009), свт. Димитрия Ростовского (2009); орденами и медалями др. Православных Поместных Церквей. Награжден гос. орденами: Дружбы (2009) РФ, «За заслуги» 1-й (2009), 2-й (2004) и 3-й (1999) степени Украины и мн. общественными знаками отличия. Соч.: Проф. С. В. Троицкий: его жизнь и труды в области канонического права//БТ. 1974. Сб. 12. С. 217-247; Речь при наречении во еп. Уфимского//ЖМП. 1975. 10. С. 12; Слово в Св.-Варваринском кафедральном соборе г. Эдмонтона//Там же. 1977. 7. С. 29-30; Речь на праздновании юбилея 75-летия Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке//Там же. 1978. 7. С. 19-20.

http://pravenc.ru/text/674027.html

В 98-м фактически закончилась эпоха, начавшаяся в 1917 году. Своеобразным знаком этого периода можно считать историю с мощами прп. Александра Свирского. Нетленные мощи этого святого почитались наравне с мощами Сергия Радонежского и Серафима Саровского. После Октябрьской революции по приказу Свердлова они были изъяты одними из первых, в январе 1918 года. Их должны были уничтожить, но они исчезли и чудесным образом снова были обретены в середине 90-х годов XX века. Несмотря на непотребное хранение, они полностью сохранились, до сих пор мироточат и благоухают. И вот летом 1998 года, спустя ровно 80 лет, они вернулись в монастырь. Согласитесь, промыслительное совпадение! Сейчас мы находимся в самой начальной стадии нового 80-летнего цикла, который завершится в конце 70-х годов XXI века. В нашей истории действует и более продолжительный цикл - в 400 лет, кратный 1200, кстати, гумилевским годам. Зная циклы истории на протяжении последних двух тысяч лет, находя схожие черты в общественных проблемах, повторявшиеся десятки раз, мы можем предсказать, что нас ожидает в будущем. Если в аналогичных ситуациях прежде что-то уже случалось 20 раз, то есть все основания предполагать, что и в 21-й раз произойдет то же самое. - Наше время вы сравниваете со Смутой XVII века. Вы говорите, что, как и тогда, история будет развиваться приблизительно по одному и тому же сценарию: избрание царя, выход из кризиса и затем выход России на ведущие роли в мировой политике. Насколько такое сравнение справедливо? - Мы попытались сопоставить Смутное время с событиями наших дней по девяти параметрам. Например, проблема введения ИНН, которые многие верующие считают печатью антихриста, имеет аналогии с тогдашними ожиданиями в обществе конца света. И тогда, и сейчас мы имеем ситуацию экономического коллапса, социального напряжения. Как в начале XVII века Россия не представляла собой суверенного игрока на мировой сцене, так и сейчас. Тогда активную роль в мировой политике играли шведы и Польша, сейчас Америка, ведущие европейские страны. И тогда была, и сейчас существует проблема легитимности власти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В день открытия общества трезвости священник либо один, либо с приглашенными почетными гостями в сане служил Божественную литургию, на проповеди еще раз говорилось о вреде пьянства и о необходимости с ним бороться всеми силами. После литургии будущие трезвенники должны были давать обет, или, как его называли в народе, зарок, перед святым Евангелием и Крестом. Приведем пример обещания трезвенника общества трезвости при Рождественской церкви села Рождественна-Шарапова Московского уезда: «Я, раб Божий, искренно желаю с Божией помощью и по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца, в течение обещанного времени воздерживаться от всего опьяняющего. В удостоверение обета сего целую святое Евангелие и Животворящий Крест Христов. Аминь» . Естественно, пьяные до зарока не допускались, потому что на такое дело человек должен идти с ясным умом и твердой памятью. Отношение к зароку было очень благоговейное, люди понимали, что они совершат большой грех, если нарушат свое обещание перед Богом. Тем самым зарок являл собой некое подобие воли, которая должна была сдерживать человека от пагубного пьянства. Можно сказать, что люди пытались обуздать себя извне, чтобы за ними был строгий присмотр; религиозное обещание, страх перед Богом не давали им нарушать этом обет. «Все мы люди слабые и безвольные. Так душою-то и остановился бы и бросил водку – да нет сил. Ну, а дашь клятву перед святым Крестом и Евангелием, перед образом святого Сергия, Радонежского Чудотворца, – дело другое» . Священник нахабинской церкви Покрова Богородицы отец Сергий Пермский, энтузиаст трезвенного движения, всегда перед молебном говорил о важности и серьезности даваемого зарока. Батюшка не хотел пугать народ, но предупреждал и сам был уверен, что за нарушение обещания не пить более придется испытать жестокое наказание. Вообще о том, как именно наказывает святой Сергий Радонежский тех, кто нарушил клятву, отец Сергий не говорил, но слухи об этом курсировали по всем близлежащим кабакам. Взять хотя бы трактир Воронова, о котором можно сказать, что его роль в развитии деятельности Нахабинского общества трезвости и росте его популярности было отнюдь не малой. Находясь на полпути и служа перевалочным пунктом, он являлся «сосредоточением всех тех слухов и рассказов об обществе, которые теперь циркулируют по Святой Руси, поднимая значение общества в глазах публики» . И хотя многие из паломников (так называли тех, кто стремился попасть к отцу Сергию и дать зарок от пьянства), наслушавшись ужасов о том, как карает святой Сергий Радонежский клятвопреступников, нарушивших обет не пить спиртных напитков, и не чувствуя силы исполнить зарок, уходили обратно в Москву, но люди более решительные, понимая, на что идут, укреплялись в том, чтобы принести клятву.

http://pravoslavie.ru/60402.html

В день открытия общества трезвости священник либо один, либо с приглашенными почетными гостями в сане служил Божественную литургию, на проповеди еще раз говорилось о вреде пьянства и о необходимости с ним бороться всеми силами. После литургии будущие трезвенники должны были давать обет, или, как его называли в народе, зарок, перед святым Евангелием и Крестом. Приведем пример обещания трезвенника общества трезвости при Рождественской церкви села Рождественна-Шарапова Московского уезда: " Я, раб Божий, искренно желаю с Божией помощью и по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца, в течение обещанного времени воздерживаться от всего опьяняющего. В удостоверение обета сего целую святое Евангелие и Животворящий Крест Христов. Аминь " Естественно, пьяные до зарока не допускались, потому что на такое дело человек должен идти с ясным умом и твердой памятью. Отношение к зароку было очень благоговейное, люди понимали, что они совершат большой грех, если нарушат свое обещание перед Богом. Тем самым зарок являл собой некое подобие воли, которая должна была сдерживать человека от пагубного пьянства. Можно сказать, что люди пытались обуздать себя извне, чтобы за ними был строгий присмотр; религиозное обещание, страх перед Богом не давали им нарушать этом обет. " Все мы люди слабые и безвольные. Так душою-то и остановился бы и бросил водку – да нет сил. Ну, а дашь клятву перед святым Крестом и Евангелием, перед образом святого Сергия, Радонежского Чудотворца, – дело другое " Священник нахабинской церкви Покрова Богородицы отец Сергий Пермский, энтузиаст трезвенного движения, всегда перед молебном говорил о важности и серьезности даваемого зарока. Батюшка не хотел пугать народ, но предупреждал и сам был уверен, что за нарушение обещания не пить более придется испытать жестокое наказание. Вообще о том, как именно наказывает святой Сергий Радонежский тех, кто нарушил клятву, отец Сергий не говорил, но слухи об этом курсировали по всем близлежащим кабакам. Взять хотя бы трактир Воронова, о котором можно сказать, что его роль в развитии деятельности Нахабинского общества трезвости и росте его популярности было отнюдь не малой. Находясь на полпути и служа перевалочным пунктом, он являлся " сосредоточением всех тех слухов и рассказов об обществе, которые теперь циркулируют по Святой Руси, поднимая значение общества в глазах публики " И хотя многие из паломников (так называли тех, кто стремился попасть к отцу Сергию и дать зарок от пьянства), наслушавшись ужасов о том, как карает святой Сергий Радонежский клятвопреступников, нарушивших обет не пить спиртных напитков, и не чувствуя силы исполнить зарок, уходили обратно в Москву, но люди более решительные, понимая, на что идут, укреплялись в том, чтобы принести клятву.

http://religare.ru/2_100547.html

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери " Ломовская " (25 июня). Название иконы происходит от слова " разломанная " . По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери " Утоли моя печали " и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

http://religare.ru/2_96420.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010