С.С. Собянин также выразил озабоченность наполнением резервного фонда и невыполнением обязательств некоторыми членами Попечительского Совета и обратился к Святейшему Патриарху с просьбой рассмотреть вопрос о ротации членов Попечительского Совета для эфективной деятельности этого органа. Руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец представил сообщения о ходе работы ЦНЦ «Православная энциклопедия» в 2013 году и об основных направлениях деятельности и задачах ЦНЦ «Православная энциклопедия» в 2014 году. Состоялось обсуждение отчета и вопросов интенсификации работы ЦНЦ «Православная энциклопедия». В обсуждениях принимали участие заместитель председателя Государственной Думы РФ С.В. Железняк, заместитель председателя Правительства и руководитель Аппарата Правительства РФ С.Э. Приходько, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, президент ЗАО «Эко-тепло» Ю.Е. Шеляпин. Был утвержден отчет за 2013 год и определены планы работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» на 2014 год. По окончании заседания в Большом зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя состоялась презентация 31-го, 32-го и 33-го алфавитных томов «Православной энциклопедии», которые представил Святейший Патриарх Кирилл. Во внимание к помощи в издании «Православной энциклопедии» и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинского орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Во внимание к значительному вкладу в развитие церковной науки академик Российской Академии Наук Ю.С. Осипов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. В связи с активными трудами на поприще церковной науки и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил настоятеля прихода святых Царственных страстотерпцев в Бремене (Германия) священника Александра Берташа орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3581331.ht...

Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930 г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения. В 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г. Комплекс Спасо-Преображенского женского монастыря: храм в честь Преображения Господня; домовый храм преподобного Сергия, игумена Радонежского; часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери; часовня на месте бывшего монастырского кладбища. http://www.cheb-eparhia.ru/orgs.aspx?id=23 Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная история. Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоминающего скорее искусственный курган, чем естественное природное образование. До сих пор у проживающих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха, который слышал от своих дедов, что холм насыпан солдатами. Очевидно, подобные легенды, а также пытливое изучение хранившихся при церквях архивов позволили в начале XX в. церковному историку и знатоку местного края, священнику Иоанну Барсову, предположить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила», встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место будущего строительства городского поселения и его главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=05007

Конечно, эти чрезвычайные явления воскресшего Христа были вызваны необходимостью укрепить раз и навсегда веру только что зарождавшейся на земле Его Церкви в основной ее догмат воскресения Христова. После в таких частых явлениях Воскресшего Господа не было особенной нужды. Однако Господь Спаситель наш не оставил Своих последователей без приобщения к этому вечному веселию еще в земной их жизни. Он послал ученикам от Своего Божественного Отца Другого Утешителя, благодать которого стала потом изливаться на нас в Православной Церкви, в ее таинствах. Эта благодать в своих разнообразных и дивных проявлениях стала источником великих небесных радостей, источником того же «вечного веселия» в жизни святых людей. Как мог, например, св. Марк Фраческий не испытывать этого веселия, когда от действия его великой благодати однажды сдвинулась гора с места, хотя он этого чуда не просил у Бога, но лишь беседовал с другим праведником о том, что Господь всегда был, есть и будет с нами Своею божественною всемогущею силою?! Могла ли быть непричастной этому вечному веселию Мария Египетская, которая неоднократно переходила Иордан, как по сухому пути, а когда по просьбе отца Зосимы стала молиться за весь мир, то поднялась на воздух?! Разве менее апостолов ощущали в себе божественную радость святые люди, когда они воскрешали мертвых и творили силою своею благодати многие великие знамения и чудеса, когда Господь удостаивал их чрезвычайных небесных видений и откровений, как это было, например, в жизни прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского . Прп. Сергий сподобился видения Божией Матери в такой великой ее славе, что свидетель сего видения ученик св. Сергия инок Михей не мог вынести этой славы от божественного света и упал на землю, как мертвый. После видения прп. Сергий говорил ему: «И во мне душа трепещет от небесного восторга». Такого же видения Божией Матери удостоился в день праздника св. Благовещения незадолго до своей смерти и прп. Серафим вместе с праведной инокиней Дивеевской обители Евпраксией. Последняя также не могла вынести небесного света, среди коего явилась во всей Своей славе Пречистая Матерь, окруженная ангелами, апостолами Иоанном Богословом и Петром и двенадцатью мученицами. Она упала, и Божия Матерь подняла ее Своими пречистыми руками. По окончании сего видения, которое длилось более двух часов, прп. Серафим говорил инокине Евпраксии: «Есть нам почему иметь веру во Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

" Армия АлисА Питер " - Кто из святых наиболее Вам симпатичен? Серафим Саровский жил довольно задолго до революции, Серафим Вырицкий - во времена Сталинских репрессий... Константин Кинчев - Думаю, что слово " симпатичен " здесь, мягко говоря, неуместно… Жизнь каждого святого для меня - подвиг и пример для подражания. Наиболее часто перечитываю жития Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В Вырицу, в храм, где служил Серафим Вырицкий, часто езжу, когда в Питере бываю. " Армия АлисА Питер " - Что даёт Вам молитва? Константин Кинчев - Молитва обнажает хаос, который царит в твоей душе и помогает с ним бороться. Молитвенное правило воспитывает ответственность за свои поступки, заставляет задуматься, что в твоих делах угодно Богу, а что нет. " Армия АлисА Питер " - Сейчас в нашем мире такая вседозволенность... Константин Кинчев - Вседозволенность - это рабство. Рабство грехов. А послушание - это как раз не рабство, а свобода. Свобода собирать и строить себя. " Армия АлисА Питер " - А как Вы смотрите на старообрядчество? Константин Кинчев - Старообрядцы отказались от таинств, по сути, они стали протестантами, т.е. они читают Евангелие и считают, что это достаточно. Протестанты говорят: " Тебе достаточно сказать: я верю в Бога Иисуса Христа, и всё, и ты уже в раю " . Очень простой, а потому тупиковый путь. " Армия АлисА Питер " - У меня подруга, например, ходит в протестантскую церковь. По ней чувствуется, что она искренне верующий человек. Константин Кинчев - Нет, дай ей Бог. Я поэтому никогда не возьмусь сказать, что в христианском мире спасение только в православии - всё это Господь решает, кого Он удостоит чести быть рядом с Собой, а кого отвергнет. Это только Божья воля. Но правильный путь становления личности и построения себя в великой степени ответственности дает только Православная Церковь. " Армия АлисА Питер " - Как Вы смотрите на объединение всех христианских течений? Константин Кинчев - Конечно, объединение - это правильно и здраво, спору нет, но на базе чего мы будем объединяться? Фундамент православных христиан - это Святая Соборная Апостольская Церковь и она готова принять всех, но готовы ли к этому другие конфессии? Вот вопрос.

http://zavet.ru/smv/zh/003.htm

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет. Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски. В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек. По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война. Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы. Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

http://sobory.ru/article/?object=02251

«Мы рады в третий раз собраться в этом прекрасном, гостеприимном театре. Наши спектакли всегда приходятся на пасхальный период, и у нас всегда есть повод. На этот раз это торжества, посвященные юбилейным датам небесных покровителей нашего города. В этом году в концерте принимают участие и хор, и оркестр Мариинскокго театра. В их исполнении прозвучит, в частности, произведение еще одного юбиляра — Сергея Прокофьева, 125-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Наш спектакль — рассказ о жизни святых и о том, кем они являются для нас, людей XXI века», — рассказал отец Илия. Приветствие в адрес организаторов и участников концерта направил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко. Текст послания огласила Татьяна Орлова. Режиссер Алена Поликовская, отвечая на вопросы журналистов, отметила: «Третий год мы на сцене Мариинского театра, третий год у нас истории о святых России. Все герои нашего спектакля прожили очень долгую жизнь, оставили важный след в истории нашего города и нашей страны. Это настоящая живая история». В 2015 году в Мариинском театре был представлен спектакль «Наследники князя Владимира: линия времени — обратный отсчет», посвященный 1000-летию преставления святого князя Владимира, а в 2014 году состоялась премьера постановки «Преподобных подвигов эпоха» в честь 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского. Ведущими концерта «Небесные Серафимы. Музыкальная история» стали заслуженные артисты России Анастасия Мельникова и Евгений Дятлов. Вниманию зрителей была представлена музыкальная история о трех святых — преподобном Серафиме Саровском, священномученике Серафиме Петроградском и преподобном Серафиме Вырицком. В первом отделении концерта с духовными песнопениями выступили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, женский хор Санкт-Петербургской митрополии под управлением Игоря Матюхова, детский хор Санкт-Петербургской епархии под управлением Валентины Королевой, а также солисты Анна Шпагина (фортепиано) и София Сабанская (флейта). Прозвучали колокольные звоны в исполнении священника Павла Радина, руководителя «Школы звонарей» при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4470358...

Отец Антоний устроил в Лавре школу иконописания, иконописную и литографическую мастерские. Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. На пожертвования духовных детей отца Антония было построено новое тюремное здание с храмом в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали», богослужения в которой совершали монахи Лавры; обитель помогала в обеспечении заключенных продовольствием. Отец Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из денег, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Наместник проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», – он следовал наставлению Саровского чудотворца: не бранить за порок, но исправлять его. Архимандрит Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Он собирал переводы аскетических сочинений преподобного  Паисия Величковского , помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью архимандрит Антоний расположил к себе митрополита Филарета, который избрал его своим духовным отцом и посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита Филарета были напечатаны «Монастырские письма», в которых архимандрит Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима отец Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам архимандрита Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано первое «Житие преподобного Серафима». За неустанные труды на благо обители Святейший Синод наградил архимандрита Антония правом ношения панагии. С 1873 года отец Антоний был прикован к постели и лишь изредка совершал Литургию в домовой церкви. Управление Лаврой было передано духовному собору, к отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 году, после начала войны с Турцией, архимандрит Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II u abrycmeйшyю семью. Архимандрит Антоний скончался 12 мая 1877 года, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. В отпевании участвовали более 60 священнослужителей. Прославлен архимандрит Антоний (Медведев) как местночтимый святой 16 октября 1998 года. Мощи преподобного Антония пребывают в Духовском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память его празднуется в день кончины, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так и с преподобным Серафимом Вырицким . Мало, очень мало мы знаем о его детстве и юности. Многое можем восстанавливать только типологически, как это часто и делается в житиях святых – поэтому рассказ о детстве прп. Феодосия Печерского во многом похож на рассказ о детстве прп. Сергия Радонежского и прп. Александра Свирского . Пожалуй, в тех же словах мы можем писать и о детстве прп. Серафима Вырицкого . Конечно, он был послушным, глубоко верующим ребенком – иначе откуда бы взялось его целомудрие (то есть целостность души и тела), которые он проявит в зрелом возрасте? Конечно, он любил и почитал своих родителей – иначе как бы он научился почитать своих духовных наставников? Конечно, он был неленостен и трудолюбив – иначе как бы он достиг такого преуспеяния в торговых делах, которыми занимался в миру? И конечно, он был ревностен в деле спасения «от младых ногтей». Потому что, по слову прп. Серафима Саровского , именно духовное рвение, ревностность в деле спасения отличает человека святого от человека грешного. Грешный один раз в год или и того реже, поисповедуется, причастится и считает, что совершил подвиг и может повторять, даже стоя у аналоя: «Я ни в чем не грешен». Кто-то и никогда не приступал к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, но грехов своих не видит, не знает. А святой стремится к Богу и Его благодати и постоянно кается, видит свое несовершенство. Он ищет Бога всю жизнь, ищет Его вселения в свое сердце: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны», и постоянно старается стирать покаянием каждую соринку, пылинку греховную в своем сердце. Так бывает потому, что, как говорится почти во всех акафистах преподобным отцам: «... от юности Христа возлюбил еси, преподобие, и Тому Единому работати пламенно вожделев». Святые – это те, кто от юности, от раннего детства, несут в своем сердце особую любовь ко Христу и хотят Ему послужить «всем умом своим, всем помышлением, всею крепостию своею». Таким может быть рассказ о детстве и юности прп. Серафима Вырицкого , основанный на аналогиях с житиями других святых. Что же мы знаем из документов и воспоминаний?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В конце XVIII века, после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель переводится на место упразднённой Троице-Сергиевской. Расцвет монастыря начинается с 1820-х годов, что находит зримое отражение в строительных работах, которые преображают монастырскую территорию и создают здесь замечательный архитектурный ансамбль. Самой внушительной постройкой обители и одновременно архитектурной Свияжской доминантой является Скорбященский собор. Храм построен по типовому проекту, а архитектором этого величественного сооружения стал Ф.Н. Малиновский из Казани. Возводился собор с 1898 по 1906 год. Его высота составляет 32 метра. Кроме главного престола, собор имеет ещё два придела: во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. За сто с лишним лет истории внешний облик храма не претерпел существенных изменений, а вот интерьеры сильно пострадали. Сделанная в 1914 году роспись утрачена, от пятиярусного иконостаса дошёл лишь один ряд. Не менее примечателен и Сергиевский храм. О времени его возведения сообщает закладная надпись: " В лета 7113 (1604) году сентября в 25 день поставлен и освящён бысть сей храм во имя преподобного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского " . Его нижний этаж предназначался под склад, молитвенное пространство располагалось на втором этаже. На западной внешней части стены этой церкви частично сохраняются фрески. Когда-то здесь находилась важнейшая свияжская святыня - икона преподобного Сергия. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Комментарии и обсуждение Подробная история обители изложена в книге А. Рощектаева " История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря " . Книга доступна на странице автора в проекте " Самиздат " по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/sipm.shtml --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07032

В нач. 20-х гг. большинство окрестных приходов захватили обновленческие клирики, В. м. оставался единственным оплотом Православия в районе Кавказских Минеральных Вод. С 1922 г. во В. м. размещались детский приют и санаторий для инвалидов. В нач. 1929 г. мон-рь был закрыт, часть иноков ушли в горы, многие были репрессированы. Один из чтимых подвижников В. м., иеросхим. Стефан (Игнатенко; 1886-1973), вместе с др. насельниками скрывался в горах Псху, близ Сухума, в 1930-1937 гг. в Грузии, затем вернулся во Владикавказ. Бывш. наместник В. м., схиархим. Иоанн (Мирошников), служил в Пятигорске (в 1956 похоронен у Покровской ц.). В 40-50-х гг. почти все постройки В. м. были уничтожены. Нек-рое время в Успенском соборе размещалось об-во пролетарского туризма и экскурсий, затем храм взорвали. Надгробия с могил монастырского кладбища использовали при строительстве дороги в Черкесске. На территории мон-ря находились турбаза, дом отдыха сотрудников НКВД, пионерский лагерь, интернат для детей испан. коммунистов, расстрелянных в 1942 г. фашистами во время оккупации Кавказских Минеральных Вод. В июле 1991 г. по благословению митр. Ставропольского Гедеона (Докукина) на месте разрушенного Успенского храма был отслужен первый молебен. Решением Свящ. Синода 6 окт. 2000 г. В. м. был открыт, настоятелем назначен архим. Власий (Тюрин), с 2002 г.- архим. Силуан (Хараим). 28 авг. 2001 г. во В. м. митр. Гедеоном был освящен храм во имя вмч. Георгия Победоносца. К февр. 2005 г. в мон-ре - 20 чел. братии, построены братский и настоятельский корпуса, на месте Успенского храма строится часовня, планируется строительство собора, архиерейского корпуса и звонницы. Во В. м. находятся частицы мощей вмч. Пантелеимона, свт. Димитрия Ростовского, преподобных Киево-Печерских, Серафима Саровского, Максима Грека, Сергия Радонежского, вел. кн. св. Елисаветы Феодоровны, а также образ ап. Иоанна Богослова, написанный на Афоне в кон. XIX в. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 186. 560; Оп. 190. 334. Ист.: Жевахов Н. Д. Восп. товарища обер-прокурора Св. Синода. М., 1993. Т. 2. С. 97-100; Сергия (Клименко), мон. «Минувшее развертывает свиток...». М., 1998.

http://pravenc.ru/text/155582.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010