В России культура старчества знала высочайшие взлеты. Вспомним век преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вспомним преподобного Серафима Саровского , Иоанна Кронштадтского , старцев Оптиной пустыни… Впрочем, даже среди православных людей можно услышать разговоры, что старцев уже нет. Надо сказать, что такие разговоры велись и тысячу лет назад – задолго до века преподобного Сергия. Об этом упоминает Симеон Новый Богослов , живший в десятом веке, еще Русь была не крещена, а Симеон Новый Богослов писал примерно следующее: Вот, мол ходят монахи по нашему монастырю и говорят, что истинных старцев больше не будет. Он же указывал дальше, что лучше иметь духовником просто благочестивого монаха или обыкновенного приходского священника, чем жить самочинно, жить без благословения и совета. Хорошо, если с детства человек привык исповедоваться и советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление . Духовник – тот же семейный врач. На протяжении многих лет зная особенности душевного устроения мальчика или девочки, он быстро и правильно может распознать историю того или другого порока, подоплеку духовного кризиса. Азбучная истина для любой настоящей христианской семьи и совершенно неизвестная людям внешним. Видимо самым важным и самым трудным делом для духовника является его прозрачность для Бога. Своей персоной духовник не должен загораживать для духовного сына своего Свет Благодати Божией. И еще ему нужно мистически почувствовать особенности жизненного пути вот этого именно, данного человека. Трафаретных путей нет. Каждый путь ко Христу уникален. С помощью духовника приобретя первые навыки исповеди, ребенок способен сделать первые шаги в том духовном делании, которое в православной аскезе получило название «невидимой брани» (преподобный Никодим Святогорец ), овладеть правилами борьбы с греховными мыслями – чувствами – поступками. Христианство обладает развернутой освоенной программой практики духовного самовоспитания и исправления. Именно на поприще преодоления «себя – грешного» и формируется воля, рождающая мужество и терпение, способность сладить с житейскими трудностями и не осквернить при этом свою душу.

http://azbyka.ru/deti/printsipy-hristian...

Долго ли продолжался блаженный момент восхищения в рай, Апостол не пишет. Важно то, что это было не обычное состояние, а особое. Человек, живя на Земле, мог ощущать себя в раю, но лишь временно. Это было не пребывание, а лишь восхищение. Человек, живя на Земле, оставаясь во плоти своей, может только на время ощущать себя небожителем. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления ( 1Кор. 15:50 ), то есть человек не может в теле душевном навсегда остаться в раю. Итак, человечество могло бы узреть Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Но исторически в полноте это не осуществилось. Человек может быть восхищен в рай и слышать там неизреченные глаголы, но все же, прежде, чем стать небожителем, ему необходимо пройти врата смерти, через которые прошел Христос, став человеком во плоти. Жизнь святых на Земле – это жизнь как бы в раю. Но она не стабильна. Душа человека полна волнений, искушений. Вспомним жизнь таких праведников, как святой Антоний, и все его искушения. Как металась душа многих подвижников между раем и адом в этой борьбе! Вспомним наших русских величайших подвижников – например, прп. Сергия Радонежского или прп. Серафима Саровского . Это была жизнь в беспредельном подвиге и борении. Нам неведомо до конца, что переживал каждый из них, оставаясь наедине с Богом в малой келье в глухом лесу. Было бы неверно сказать, что они были там только наедине с Богом. Их все время окружал враг. Может быть, и у них были минуты слабости и даже отчаяния. Ушел же брат Сергия Стефан, не выдержав искушения. Вся их жизнь, очевидно, была подобна тому состоянию, которое испытал Апостол Петр, получив разрешение идти ко Господу ночью по бурным волнам моря. Когда он увидел вокруг себя волнующуюся бездну – начал тонуть. Но Господь протянул ему руку и спас. Так, должно быть, жили и наши праведники. Здесь, на Земле, часто получается, что берега сходятся и противоположности вместе живут. Здесь всегда дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей. И страшен, и отнюдь не ровен путь восхождения. Но Господь дает силу побороть врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Кроме церковно-приходской мужской школы, в 1897 г. при храме открыли церковно-приходскую школу для девочек. При приюте функционировала лечебница им. митрополита Сергия, в которой принимали не больше 50 человек в день. Плата за совет врача составляла 10 копеек. Советы и лекарства неимущим больным выдавались бесплатно. 9 августа 1915 г. внутри церкви с северной стороны был похоронен строитель и первый настоятель церкви Михаил Рождественский. В 1930 г. храм был закрыт, несмотря на многочисленные прошения верующих, проживающих неподалеку от него. В его здании размещались клуб домохозяек, военный, табачный, продовольственный склады, пересыльная тюрьма. Колокольню же снесли. В 1980 г. над храмом нависала угроза уничтожения, поскольку, находясь на центральной городской магистрали, по которой предположительно должны были пронести Олимпийский огонь, разрушенная церковь могла вызвать ненужные вопросы у иностранцев. Но, подсчитав стоимость сноса, городские власти пришли к выводу, что это слишком дорого. Дешевле было немного снаружи облагородить храм, что и сделали. В 1991 г. здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры. В том же году храм передали епархии. Первым настоятелем стал протоиерей Геннадий Ковалевский. Свято-Сергиевский храм в это время представлял собой дикое зрелище. Ради возрождения церкви трудились люди различных возрастов. Уже 8 октября 1991 г. в храме прошла первая литургия. В возрождения храма оказали помощь городская администрация, благотворители, прихожане. 7 октября 1994 г. на главный купол установили крест. В 1995 г. при храме организовалось православное молодежное движение. С 1997 г. функционирует православная группа детского сада, а также отделение духовной музыки в Зареченской школе искусств. В храме есть православный кинозал и видеотека. Вокруг храмовой территории была установлена ограда, построены звонница, водосвятная часовня, обустроен нижний храм-крещальня. Свято-Сергиевский храм был освящен в 1998 г. В 2003 г. в нижнем храме освятили престол в честь преподобного Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=01485

Лично мне, еще достаточно давно, когда только начиналось широкое народное почитание блаженной Матроны, было сложно это явление вместить и принять. Впоследствии я сам узнал массу случаев ее помощи самым разным людям. По молитвам блаженной Матроны происходили важные события и в моей жизни, и в жизни близких мне людей, причем не обязательно связанные с житейскими вещами. У меня нет сомнений в ее святости, в том, что она своей жизнью угодила Богу. Но я начинал свой жизненный и монашеский путь в Троице­Сергиевой Лавре. И когда я вижу эту огромную толпу в Покровском монастыре Москвы — днем и ночью, в будни и в праздники — и вспоминаю Троицкий собор Лавры, небольшую, по сравнению с этой толпой, группу людей, которая стоит к мощам преподобного Сергия, — мне и до сегодняшнего дня как-то «обидно» за Преподобного. Это чувство есть, я не могу с ним ничего поделать. — Вообще из всего сонма святых люди, как правило, знают и почитают немногих: святителя Николая Мирликийского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, блаженных Ксению Петербургскую и Матрону Московскую… В чем причина? Всегда ли она лежит на поверхности и заключается в том, что «мы ленивы и нелюбопытны»? — Конечно же, святых очень много. Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что каждый день празднуется память десятков, сотен, а то и тысяч святых. И это только календарь Русской Православной Церкви, которым мы пользуемся. Даже из нашего календаря выпали какие-то дни памяти святых, которые существовали в нем ранее, на протяжении нашей тысячелетней истории. Другие Поместные Православные Церкви также имеют свои календари, в которых есть, помимо общих для всех нас, имена святых, которые нам неизвестны. Есть огромное количество святых древней неразделенной Церкви, которых помнят на Западе, но о которых мы давно забыли. Не говоря уже о том, что прославленные Церковью святые составляют лишь незначительную часть от общего числа угодивших Богу людей, имена которых знает только Господь. Поэтому я не стал бы говорить о том, что мы ленивы и нелюбопытны. Наверное, это естественное свойство человеческой природы: мы не можем одновременно держать в памяти всех святых.

http://pravoslavie.ru/71169.html

Прав. Иосиф Обручник изготовил стол, за к-рым Св. Семейство обедало. В работе ему помогал божественный отрок Иисус. Согласно церковному Преданию, на кипарисовой крышке этого стола евангелист Лука написал икону Божией Матери ( Степанов. 2010. С. 66). На кипарисовых досках выполнены известные чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская», «Донская», «Виленская», «Влахернская», «Холмская», «Троеручица», «Боголюбская» и др. (Там же. С. 68-82). В богослужебных текстах К. упоминается среди древесных пород. Так, из него был сделан Крест Христов: «на кипарисе, и певке [певг - сосна или ель - см.: Дьяченко Г. М., свящ. Полный церковно-слав. словарь. М., 1993. С. 412], и кедре вознеслся еси Агнче Божий» (Октоих. М., 1981. Т. 1. С. 463). Из К. были сделаны Голгофские кресты в храмах. В Воскресенском соборе Новоиерусалимского мон-ря, воздвигнутом патриархом Никоном († 1681), на Голгофском месте стоит кипарисовый крест XVII в. ( Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004. С. 67; Авдеев А. Г. Елеонский крест Патриарха Никона//Ставрографический сб. М., 2001. Кн. 1. С. 274). Кийский крест для Крестного мон-ря патриарха Никона также был изготовлен из К. ( Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004. С. 272; Кийский крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2000. С. 12). В Вятском музее хранится кипарисовый крест прп. Трифона Вятского († 1612). На гробнице блж. Иоанна Власатого Ростовского († 1580) лежал кипарисовый крест ( Степанов. 2010. С. 57). Ароматное кипарисовое дерево не подвержено порче жучком, поэтому написанные на К. иконы хорошо сохраняются (Там же. С. 17-19). В рус. храмах можно встретить иконы кон. XIX - нач. ХХ в., написанные в афонском стиле. В 1670 г. боярин Б. М. Хитрово вложил в Троице-Сергиев мон-рь «образ чюдотворца Сергия, на кипариснои цке построенъ» ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г. М., 2008. С. 131). В Венском соборе свт. Николая иконостас выполнен из К. ( Степанов. 2010. С. 87). Гробницы с мощами свт. Филиппа Московского († 1569), прп. Евфросинии Полоцкой († ок. 1173), благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских († 1228), прп. Сергия Радонежского († 1392), прп. Александра Свирского († 1533), прп. Серафима Саровского († 1833) и др. святых, к-рые вкладываются в раку, были изготовлены из К. (Там же. С. 88-100).

http://pravenc.ru/text/1684682.html

В народе, даже мало духовно просвещенном, но знающем на иррациональном уровне имена Сергия Радонежского и Серафима Саровского как символ русской святости, символ России, совершилось узнавание еще одного великого русского святого. И уже мало у кого язык повернется произнести на него хулу. Известна мысль преподобного Серафима: «Стань святым, и тысячи вокруг тебя устремятся к святости». Осознание того, что произошло: «Убили царя с семьей, проклинали семьдесят лет и еще десять лет глумились, а он оказался святым!» — начало покаяния, обретения народом царя. Народ обрел новую возможность узаконить царскую власть и победить врагов Отечества. Канонизацией царя мы осознали себя как нация, поставили немаловажный предел гибели русских. Эта канонизация цементирует нацию, в ней — духовное объединяющее начало. Возвращение русскому народу его достоинства. У нас оказалось достаточно покаяния, правды и духовности, чтобы признать царя святым. Наша Церковь достаточно свободна, чтобы явить свою святость. Канонизация царя стала историческим чудом — еще недавно среди всеобщего предательства и забвения нельзя было представить даже возможность такого. На исходе ХХ века, когда война со злом вступила в новый период, мы получили от Бога эту неодолимую духовную поддержку. Как происходило в народе постепенное осознание святости царя? Не сразу он был прославлен нашей Церковью после крушения советской власти, но отношение к царю в Церкви и в обществе постепенно менялось. Это было знаком того, что, несмотря на кажущуюся безнадежность ситуации девяностых годов, какая-то часть народа пробудилась. «Есть немало храмов, — было сказано в докладе Комиссии по канонизации в 1997 году, — где уже молятся перед иконами царственных мучеников». Вот чудо, свидетелями которого мы явились: естественная потребность православных русских людей в канонизации царя совпала с волей Божией. «Соскучились, что ли, по царю-батюшке?» — насмешливо говорили противники православной монархии, как будто для России это не было лучшим временем. Между прочим, соскучились. Плохо нам стало без него, и все хуже становится, с тех пор как вместо Божия помазанника пришли помазанники сатанинские.

http://moral.ru/znacenie-kanonisatii/

В эти минуты выражаю чувство искренней признательности и благодарности архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию , с которым в последние годы разделял труды, исполняя послушания на различных поприщах. Плоды трудов этих открыли новую страницу в истории Нижегородской епархии , и Вы, Ваше Святейшество, явились этому свидетелем, посещая ее в настоящем году. В год 20-летия моего монашеского пострига промыслительно и мое последнее назначение в Саровскую пустынь, в которой я явился 20-м настоятелем от ее основания. А потому паки незримая десница Божия привела меня на место подвигов преподобного Серафима, у мощей которого в Дивеевской обители началось мое священническое служение в 1990 году. Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой, за отеческое отношение, за мудрые наставления и утешения, которые Вы мне дали у мощей святителя и чудотворца Николая в городе Бари. Заступничество и Ваша отеческая поддержка послужили укреплением моих духовных сил в дальнейшем служении. В жизни каждого человека бывает момент, когда Промысл Божий особенно ясно показывает ему, что Господом утверждаются стопы человека (Пс. 36:23). Сейчас, стоя перед вами, я должен сказать о трепете и смущении, которые объемлют мою душу при мысли о предстоящем мне, недостойному, высоком епископском служении, которого избегали, как известно, и великие подвижники, и святые. Но сегодня же я должен свидетельствовать, что милостию Божиею и по молитвам Святой Церкви, смиренным чадом которой я являюсь с момента рождения в купели Крещения уже сорок шесть лет, я постоянно чувствовал благую десницу Всевышнего на протяжении всех лет моей жизни. Она с отеческой любовью наставляла меня на путь истины, помогала в трудных случаях жизни сохранять душевный мир и спокойствие, призывала меня к покаянию, указывая на грехи и их последствия, от которых не свободен ни один человек. Она же незаслуженно одаривала меня благодатной силой. Сознавая свои духовные немощи и недостатки, я избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю. Но приемлю лишь потому, что уже опытно знаю, что послушание воле Божией — основа жизни Святой Церкви. Верю, что с возложением ваших святительских рук услышу и я голос Божий: Не говори: « я молод » ; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер. 1:7). Верю, что, укрепленный благодатью, найду в себе силы сказать всякой пастве, к которой Господь меня пошлет, слова пророка Осии: Ты мой народ (Ос. 2:23), ибо, как учит нас Святая Церковь, образ Божий сокрыт во всех людях и даже в тех, которые того сами и не осознают. А в сей час прошу заступничества и молитв помогающих мне в течение всей моей жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, чудотворцев.

http://patriarchia.ru/db/text/951711.htm...

Затем было оглашено приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что, несмотря на все изменения политической обстановки, дружба наших братских народов и братских Церквей год от года будет становиться все глубже, богаче и полнее, подчеркнув, что «многовековые взаимоотношения народов России и Болгарии укоренены в общей православной вере и освящены кровью христолюбивых воинов, сложивших свои головы на поле брани против иноземцев-поработителей болгарской земли». Митрополит Кирилл особо отметил труды приснопамятного архиепископа Серафима (Соболева), много лет окормлявшего духовно православную общину русской эмиграции и по сей день глубоко почитаемого богомольцами, вереницы которых всякий день тянутся к месту его упокоения. В связи с юбилеем храма Святейший Патриарх Алексий удостоил за вклад в развитие российско-болгарских духовных связей наград Русской Православной Церкви тружеников Подворья и его помощников. От лица Его Святейшества митрополит Сергий вручил ордена преподобного Серафима Саровского (III степени) настоятелю Подворья протоиерею Александру Карягину и клирику Никольского храма Симеону Минчеву. Протоиерей Николай Нешков награжден Патриаршей благословенной грамотой. Медалью преподобного Сергия Радонежского (I степени) награждены советник Посольства России В.Н. Мельситов, директор Российского культурно-информационного центра в Софии В.П. Иванов, предприниматель Пламен Тимев. Посол России в Болгарии А.В. Потапов удостоен награждения церковным орденом ранее в этом году в связи с 65-летием со дня рождения. В дар храму от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия митрополит Сергий передал икону Божией Матери. После церемонии награждения митрополит Сергий отслужил в крипте Никольской церкви заупокойную литию по приснопамятному архиепископу Серафиму, почившим настоятелям и труженикам храма. Вечером делегация Русской Православной Церкви посетила Рыльский монастырь, где поклонилась святым мощам преподобного Иоанна Рыльского, молилась на вечерне и повечерии, а затем имела теплую братскую беседу с игуменом обители епископом Адрианопольским Евлогием.

http://patriarchia.ru/db/text/329864.htm...

Монашеская преемственность, восходящая к древним подвижникам Египта и Палестины, раскрывается на примере Иерусалимского азбучного патерика, иконы, привезенной из Вологды, которая восходит к гравюрам Киево-Печерского патерика, и показывает, что наше русское монашество находится в контексте всемирного монашества. Образ Святой Троицы Ветхозаветной датирован 1741 годом, во время подготовки к выставке на ней была обнаружена авторская надпись. Эта икона интересна еще и тем, что написана незадолго до рождения преподобного Серафима и вполне возможно, что он ее видел. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является одним из немногих мест, где восстанавливается традиция древнерусского пения. Хор собора исполнил молитвы и тропари на древний знаменный распев, как слышал их в свое время преподобный Сергий. Выставка состоялась благодаря участию в ней Вологодского музея-заповедника, Серпуховского музея, предоставившего ценнейшие рукописи, Музея русской иконы, Дома иконы на Спиридоновке, Российской государственной библиотеки, Государственного архива древних актов, а также ряда частных собраний. Многие экспонаты выставляются впервые. На выставке есть памятники культуры XIV, начала и середины XV века, то, что практически никогда не выдается музеями из постоянной экспозиции. Протоиерей Димитрий Смирнов так отозвался о выставке: «Выставка ожидаемо прекрасна. Очень много новых открытий – и совсем недавно отреставрированные иконы, и уникальные вещи с историей. К тому же место выставки – Андроников монастырь, который протягивает свою нить к преподобному Сергию, и то, что в этом году мы празднуем 700-летие святого, – все это придает дополнительную значимость этому событию. Безусловно, стоит каждому человеку, не только тем, кто интересуется, а даже тем, кто ничего не знает и ничего не понимает, посетить эту выставку, потому что есть вероятность, что от такой концентрации святынь в душе что-то произойдет». Подготовила Амелина Тамара Фото – Михаил Моисеев Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ot-prepodobnogo-sergiy...

Так, на двух торжественных довольно многолюдных собраниях почитателей отца Иоанна в 1911 и 1914 годах здесь в столице я оглашал вышеприведенный рассказ о причине болезни батюшки, и никто из присутствовавших не возразил мне ни слова и не сказал: “батюшка, вы говорите неправду” или “ничего подобного не было”, а между тем на собраниях было много лиц, близко знавших отца Иоанна по Кронштадту и по Петрограду и дороживших, как святыней, всеми подробностями его жизни. Наоборот, и во время своего сообщения я слышал неоднократные чистосердечные восклицания слушателей: “Верно, батюшка!”, и после сообщения, беседуя с ними, выносил убеждение, что переданный мной рассказ им известен даже с большими подробностями и что он относится ко второму случаю изуверства, учиненного над отцом Иоанном, а что... первый случай, более ранний, имел место в Вятке, где батюшка был “помят” изуверами. 4) Как дыма без огня не бывает, так и подобные слухи не появились бы, если бы не было самого факта. 5) С попущения Божия, сатана, этот “коварный старец”, как называет его Преподобный Варсонофий Великий, наученный тысячелетним опытом борьбы с христианскими подвижниками, воздвигает против них или свои темные бесовские полчища, как, например, против Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, в самом начале его пустынного подвига, или злых людей, как против Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, на которого злодеи напали в лесу, повергли на землю, ударив обухом по голове, отчего изо рта и ушей страдальца хлынула кровь, и в беспамятстве лежавшего потащили к сеням кельи, продолжая яростно бить кто обухом, кто деревом, кто своими руками и ногами. Врачи, свидетельствовавшие старца после этого истязания, нашли, что “голова у него была проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана и все тело по разным местам покрыто смертельными ранами”. Удивлялись они, как старец мог остаться в живых после таких побоев. Не напоминает ли нам это мучение Преподобного отца Серафима злыми людьми такого же мучения батюшки отца Иоанна? б) Против достоверности случая 24 ноября 1904 года говорит то обстоятельство, что рассказ о нем исходит не от самого отца Иоанна, а от других лиц, которые не были очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010