В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома КПСС кресты с церкви-часовни были сняты, и она некоторое время стояла без них. В 1965 году владыка Пимен (Хмелевской), тогда Епископ Саратовский и Волгоградский, обратился к городским властям с просьбой позволить отреставрировать на средства епархии старую Архиерейскую церковь. Предложение Владыки озадачило горсовет: ремонтировать здания бывших культовых учреждений было " не принято " . Исполком отверг церковную материальную помощь, однако, принимая во внимание уже начинавшее изменяться общественное настроение, сам изыскал необходимую сумму и провел наружный косметический ремонт планетария. С личного разрешения первого секретаря обкома партии А. И. Шибаева, взявшего ответственность на себя, были водружены кресты на витые купола церкви-часовни. С тех пор о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли: еще в советское время восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром. И только в 1990 году здание передали епархии. После передачи храмового здания в боковой пристройке был устроен придел, освященный в 1990 году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле был положен антиминс, спасенный из уничтоженного богоборцами семинарского храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, подписанный Архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым; †1976). Первым настоятелем возвращенного храма стал протоиерей Лазарь Новокрещеных. Его трудами были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены иконы, построена колокольня. Основной престол храма освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским; †1993) в первой половине 1993 года, в приделе — во имя преподобного Сергия Радонежского. Также имеется приставной престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 15 октября 2004 года на основе прихода храма организовано Архиерейское подворье. В том же году началась масштабная реставрация храма " Утоли моя печали " , прежде всего - произведены отделочные работы в алтаре и установка нового иконостаса. После того, как церковь обрела иконостас в древнерусском стиле, началась замена ее внутреннего убранства (киотов икон, аналоев) для установления общего стилевого единства. В 2005-2006 гг. такие же изменения произошли в Сергиевом приделе храма. Кроме того, внутреннее помещение придела было реконструировано (увеличено за счет ликвидации подсобных комнат, устроен сводчатый потолок), была установлена купель для Крещения с полным погружением по Уставу Церкви. Настоятель игумен Нектарий (Морозов).

http://sobory.ru/article/?object=07134

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием основания Толгского монастыря Предстоятель Русской Церкви наградил настоятельницу обители орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени. Во внимание к помощи Толгскому монастырю и в связи с 60-летием со дня рождения губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Также во внимание к помощи Толгскому монастырю Святейший Патриарх Кирилл удостоил первого заместителя губернатора — председателя правительства Ярославской области А.Л. Князькова ордена преподобного Сергия Радонежского III степени, заместителя губернатора Ярославской области В.Г. Костина — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени и президента ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкина — ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки с Толгским образом Божией Матери с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Крестовоздвиженский храм обители, где поклонился чудотворной Толгской иконе. Во Введенском соборе Святейший Владыка поклонился мощам святителя Игнатия Брянчанинова. В завершение своего пребывания в Толгском монастыре Святейший Патриарх Кирилл осмотрел здание воскресной школы, находящееся рядом с обителью. По окончании праздничной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил церемонию презентации юбилейного издания «Святая Толга», прошедшую в притворе Спасского храма обители. В ходе презентации инокиня Спиридона (Жевлакова) представила книгу и ее авторов — М.Г. Шиманскую и С.А. Метелицу. В историко-церковном двухтомнике с предисловием Святейшего Патриарха Кирилла впервые собраны архивные и музейные материалы, рассказывающие о многовековой жизни монастыря, представлена уникальная фотолетопись его возрождения, приведены рассказы священников, монахинь и мирян, причастных к подвигу восстановления обители. Затем митрополит Ювеналий торжественно открыл выставку «Радость и утешение верным: Святыни Ярославской земли», организованную в трапезной части Спасского храма. Экспозиция включает редчайшие памятники, связанные с духовной историей Ярославского края — моленную икону Три мученика Виленских, принадлежавшую священноисповеднику митрополиту Агафангелу (Преображенскому), антиминс 1483 года из церкви Николая Чудотворца, паломнические евлогии, списки Толгской иконы Божией Матери и других чудотворных икон, традиционные для Ярославский земли иконы из финифти, а также старинные книги и фотографии. На площади у Введенского собора митрополит Ювеналий совершил гашение почтовой марки, посвященной юбилею Толгского монастыря.

http://e-vestnik.ru/church/tolgskie_yubi...

– Каков был состав греческой делегации? – Все монахи, кроме двух человек. Помимо двух митрополитов, были архимандрит Амвросий (настоятель епархиального храма Успения Божией Матери в Патрах), другие архимандриты, два диакона, а также два священника из белого духовенства: отец Николай Скядаресис (настоятель храма апостола Андрея) и его помощник отец Димитрий. – Каково было их впечатление о культурной программе? Что они выделили особо? – Дело в том, что все они знакомы с житиями самых известных русских святых, в частности преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской, Матроны Московской… Поэтому для них особый интерес представляли места, связанные с этими святыми. В Петербурге у нас были экскурсии по Эрмитажу, Петергофу, но греки больше всего стремились посетить храм, где была погребена святая Ксения Петербургская. Очень хотели увидеть место, где служил отец Иоанн Кронштадтский . Нам пришлось немного поменять нашу светскую программу, когда мы поняли, что отцы хотят побывать в местах, связанных с жизнью святых, чтобы они могли поклониться им. Для них это было, конечно, особой радостью. Всегда, когда ты приезжаешь за границу, хочется посмотреть места, где жил человек, которого ты почитаешь, будь то художник, писатель или святой человек. Хочется побывать там, где он молился или писал, где к нему пришло вдохновение. Поэтому для греков особый интерес представляли места, связанные с им известными русскими святыми. – А в Москве какие места посетили гости из Греции? – Мы побывали в Покровском женском монастыре у мощей святой Матроны Московской. Ездили в Троице-Сергиеву лавру. Нам показали Успенский и Троицкий соборы обители. Мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского, посмотрели семинарию, академию, музей. Ездили и в Саввино-Сторожевский монастырь, поскольку известно, что преподобный Савва был учеником Сергия Радонежского. Это была замечательная поездка. Нам удалось пообщаться и с игуменом, и с братией монастыря. Владыке Хризостому там особенно понравилось. Он сказал, что для них было особой радостью побывать в этом монастыре.

http://pravoslavie.ru/63808.html

Мы в Германию бежали от коммунистов, был такой ужас. И когда я приехал в Америку, то увидел, что она живет совершенно другим, не может понять, что собой представляет коммунизм. Мне было 16 лет, мои сверстники мечтали о том, что отец им купит автомобиль, они поедут учиться в такой-то колледж и т.п. Я думаю, это не моя доля, у меня нет отца. Мы голодали с мамой, когда приехали в Нью-Йорк. И я решил, что весь современный «модный мир» устроен на принципах Ницше и на бакунинской идее: нужно истребить сто миллионов, тогда будет счастье на земле. А я – один из тех, кто должен быть истреблен. Поэтому я возненавидел автомобили, деньги. У меня осталось искусство. Я был художником, закончил школу. Но и это все было подточено современным модным искусством, которое есть попытка истребить нормы христианства, то есть нормальное искусство. Я видел, что у нас, русских, понимание Православия лишь ритуальное. Евангелия не читают, Православного мировоззрения, русских философов не знают, свечки в церкви ставят – и все. Когда я был мальчиком, мне попалась маленькая книжечка, а в ней лубочные цветные картинки из жития Преподобного Сергия Радонежского: птицы, Божия Матерь ему явилась, медведя он кормит. Книжка была потеряна, все забыто, я был в Америке, страдал, в церковь не ходил. У меня было ужасное уныние, и я решил покончить с собой, сброситься с моста. И пошел туда. Я мечтал встретить человека, вроде отца, который бы мог так стукнуть меня, чтобы я понял, как правильно жить. Но его не было. И вот я стоял на мосту, и вдруг возник образ: эти картинки из детства, из жития Сергия Радонежского, и мысль: если ты спрыгнешь, то не дашь себе возможность встретить таких людей, может, такие и сейчас есть, как Преподобный Сергий. И я ушел оттуда. И скоро познакомился со Святой Русью. Это был 54-й год. Я чудом попал в русский Православный монастырь в Джорданвилле. Мне там все очень понравилось, все такие красивые, молодые, очень приветливые, они не были «буками». И там был такой чудный иеродиакон отец Владимир, он мне говорит: «Как тебя зовут?» – «Глеб». А мне всегда нравилось мое имя – Глеб. Но когда я приехал в Америку, его там не могли произнести, все смеялись надо мной. Он говорит: «Какое чудное имя!» Он мне внушил: Россия – это есть что-то ценное, миром не понятое. И тогда я понял, что мой папа – это жертва современного мира, но это победа христианства не во внешнем мире. Когда я попал в монастырь, мне захотелось почитать Житие Сергия Радонежского. Я спросил книгу. Монах ведет меня в библиотеку, и еще раз меня спрашивает, что я хочу. А я говорю: «Биографию Серафима Саровского», не знаю почему. Но там был ответ, беседа Преподобного с Мотовиловым о цели христианской жизни. Все, что мне было нужно, там есть. Православное мировоззрение, которого я жаждал. Так Сергий Радонежский привел меня. Я буквально переродился, по-другому начал видеть, звуки слышал по-другому. Мне открылись глаза. И с тех пор по сей день я всегда радуюсь.

http://pravmir.ru/pamyati-monaha-germana...

10 декабря епископ Звенигородский Антоний совершил чин великого освящения храма преподобного Серафима Саровского на острове Панган и Божественную литургию в новоосвященном храме. Богослужение совершалось на церковнославянском и тайском языках. Его Преосвященству сослужили архимандрит Олег (Черепанин), протоиерей Даниил Ванна, настоятель прихода иеромонах Серафим (Васильев), священник Алексий Головин, диакон Сергий Калашников, диакон Константин Иващенко. Богослужебные песнопения исполнил хор Николаевского собора г. Бангкока под управлением регента В. Маршалковского. Песнопения на тайском языке исполнили учащиеся духовного училища под руководством иеромонаха Паисия (Ипате). В храме присутствовал посол России в Таиланде К.М. Барский. По окончании Литургии епископ Антоний обратился к молящимся с проповедью. Архипастырь поздравил духовенство и прихожан с освящением нового храма на тайской земле и пожелал настоятелю помощи Божией в предстоящем служении. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви епископ Антоний вручил архимандриту Олегу (Черепанину) орден преподобного Серафима Саровского II степени.  Во внимание к трудам по устроению храма преподобного Серафима Саровского на Пангане были награждены ктиторы православных приходов в Таиланде. В ответном слове архимандрит Олег (Черепанин) поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за высокую награду, а епископа Антония — за радость совместной молитвы. На молитвенную память об освящении храма благочинный Патриарших приходов в Королевстве Таиланд преподнес в дар Его Преосвященству панагию. 11 декабря епископ Антоний в сопровождении архимандрита Олега (Черепанина) и диакона Сергия Калашникова посетил храм преподобного Сергия Радонежского на острове Чанг. У храма иерарха встречали настоятель священник Сергий Шапкин и прихожане. Архипастырь совершил в храме молебное пение, после чего обратился к верующим с архипастырским словом. По окончании богослужения владыка пообщался с прихожанами. 

http://patriarchia.ru/db/text/5081099.ht...

В 1945 году Святейший Патриарх Алексий I рукополагал Ивана Крестьянкина. Молодой священник задал Святейшему вопрос об ответственности священнической. Патриарх же спросил его тогда: – Что я дал тебе при рукоположении? – Служебник, – ответил отец Иоанн. – Так вот, все, что там написано, – выполняй, а все, что за сим находит, – терпи. И спасешься... Отец Иоанн прошел с Церковью и в Церкви все тяготы, выпавшие на ее долю, стал живым связующим звеном России былой и нынешней, показал путь истины в безбожном мире. Ничто и никто не смогло поколебать или смутить души его, управляемой живой верой и в живой вере возросшей и возмужавшей. В самые мрачные годы многострадальной России служение батюшки поддерживало свет неугасимой лампады русского старчества, воспылавшей подвигами преподобных Сергия Радонежского, Павла Обнорского, Сергия Нуромского, Дионисия Глушицкого, Арсения и Корнилия Комельских, Нила Сорского , Паисия Величковского , Серафима Саровского , Оптинских и Глинских старцев. Русское старчество – удивительное явление: оно предельно открыто миру, оно не замыкается в стенах монастырских келий, но служит всем страждущим деятельной любовью. У кельи русского старца собирается не только братия, но и многочисленные миряне всех сословий и званий. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей сказал, что истинный монах должен «сострадать и плакать плачем всея земли». Этот образ необычайно ярко раскрывает внутреннюю сущность старчества в его служении миру, недаром составитель жития преподобного Сергия, блаженный Епифаний, называет святого «печальником русской земли». Этот путь жертвенной любви к людям в эпоху страшных гонений на Церковь Божию прошел и старец Иоанн (Крестьянкин) . Тысячи людей обращались к нему со своими скорбями, болезнями, сомнениями, и каждый получал утешение, совет и молитвенную помощь. Белый подрясник, простой крест и радостное «Христос Воскресе!» всем, каждому притекающему к старцу (и – вся Россия у двери монаха) – это описание преподобного Серафима Саровского напоминает нам о нашем современнике отце Иоанне. Непрестанное горение ко Христу, особая пасхальная радость, «дух мирен» – черты, объединяющие этих двух «старцев всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

И тогда, и сегодня, и в любое другое время мученический подвиг говорит об одном: о любви человека к Богу и готовности пожертвовать своей жизнью ради Него. Это пример исполнения заповеди Христа о том, что бояться надо не тех, кто убивает тело, а тех, кто убивает душу. И сегодняшнее поколение должно об этом знать. - Владыка Давид, Вы в России не в первый раз. Какое у Вас здесь любимое место? Я очень люблю Серафима Саровского, так что все места, связанные с преподобным, можно считать моими любимыми. Кстати, когда мы были в храме Троицы на Грязех, настоятель храма, отец Иоанн Каледа, очень метко заметил, что в Грузии любят преподобного Серафима, и встречается много икон этого святого, но, как он выразился, с «грузинским акцентом» (то есть на иконе он похож на грузина). Такая икона есть и в нашем монастыре - в традиционной ризе, в серебре. Иконография иконы святого Серафима знакома христианам всего мира, но наша икона - действительно с «грузинским акцентом», и поэтому многие грузины узнают ее с трудом, а вот русские - сразу же! Когда к нам приезжал с визитом митрополит Иларион (Алфеев), он узнал эту икону с очень большого расстояния - для нас это было удивительно. Если вернуться к вашему вопросу, то мне сразу вспоминается 1991 год, когда я впервые побывал в Псково-Печерском монастыре. Мы тогда встретились с отцом Иоанном Крестьянкиным. Я очень хорошо помню свои впечатления. Как вошел в монастырь, вижу, что будто сказка какая-то открывается перед моими глазами: все украшено, на куполах золотые звезды, послушники ходят, что-то убирают, звонят колокола... Я поставил вещи и очень долго просто смотрел вокруг... Весь Успенский пост я прожил в монастыре. И он мне очень запомнился. - Вы любите Россию? Конечно! Как можно не любить Серафима Саровского, Сергия Радонежского и ту светлую Россию, которую они представляют?.. Ваши святые - это первое, что здесь радует православное сердце. К тому же все мы - дети единой православной семьи и призваны любить друг друга. Мне кажется, что связь между Грузией и Россией относится не только к прошлому и настоящему, но и к будущему - в первую очередь потому, что мы православные христиане, и наше духовное общение - это самое главное. Все остальное - политика, экономика и так далее - уже второстепенно, хотя и тоже важно. Мою точку зрения разделяют многие верующие в Грузии - по крайней мере, те, кто знает историю России и ее святых, а таких, поверьте, немало.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

(1759–1833) «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро». Последнее наставление преподобного Серафима Саровского пустыннику, а впоследствии игумену, отцу Тимону Молодость «Поминай моих родителей, Исидора и Агафию», – сказал с любовью прп. старец Серафим, прощаясь с пришедшим к нему игуменом Высокогорской пустыни. Помянем же и мы добрых его родителей, чью память он чтил до самой своей кончины. Отец св. Серафима Саровского Исидор Мошнин был строителем-подрядчиком, а мать Агафия, ставши вдовой, продолжала дело мужа. Житель города Курска, Исидор Мошнин принадлежал, как сам о нем говорил св. Серафим, к сословию купеческому, тому зажиточному сословию России XVIII века, которое умело нести ответственность за техническую исправность своих предприятий и тем самым способствовало в большой мере созиданию русского национального достояния. Занимаясь стройкой различных зданий, каменных домов и даже церквей, курский строитель сам производил необходимый ему строительный материал на собственных кирпичных заводах. Последним и лучшим предпринятым им делом было сооружение большой церкви во имя прп. Сергия Радонежского в самом городе Курске; но благочестивый купец за последние десять лет своей жизни успел закончить лишь нижний храм св. Сергия, а еще предстояло воздвигать верхний. После его кончины, последовавшей в 1762 году, жена его Агафия продолжала работы в течение шестнадцати лет. Храм был окончен в 1778 году – то был год поступления св. Серафима в Саровский монастырь; гораздо позже – опять примечательное совпадение – в 1833 году, то есть в год смерти св. Серафима, храм этот стал кафедральным собором города Курска. Хотя Агафия Мошнина не была подрядчицей в техническом смысле этого слова, она все же оказалась способной надзирать за ходом работ после смерти своего мужа и довести постройку храма до конца в сравнительно краткое время. С одним из ее посещений строившейся церкви связан первый знаменательный эпизод в жизни св. Серафима. Как-то раз Агафия Мошнина, взяв с собой на стройку семилетнего сына своего Прохора (таково было имя, данное св. Серафиму при Крещении), взошла с ним на верхушку колокольни; резвый Прохор, как все дети, захотел посмотреть вниз и нечаянно упал с довольно большой высоты. Смерть грозила ему после такого падения, но когда мать сбежала с колокольни, то увидела Прохора, стоявшего целым и невредимым… О, благочестивая мать, Бог возвращает тебе сына живым! Надо ли говорить о благодарности, наполнившей твое сердце при явлении такого чуда?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В ходе встречи обсуждались вопросы предстоящего визита Святейшего Патриарха Кирилла на Валаам. В рамках Первосвятительского визита, который пройдет в июле 2010 года и будет приурочен к дням памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, состоится несколько важных событий, в том числе открытие новой больницы и освящение храма Всех Небесных Сил бесплотных Всехсвятского скита. Также во время визита планируется проведение расширенного заседания Комиссии по делам монастырей Межсоборного присутствия. В заседании примут участие настоятели и духовники крупнейших монастырей Русской Православной Церкви. Кроме того, во время встречи были затронуты вопросы, связанные с внесением в законодательство поправок, предусматривающих придание особого статуса крупным монастырским комплексам, таким как Валаамский и Соловецкий монастыри, которые расположены в уникальных природных зонах и имеют особое историческое и духовное значение. 9 марта в своей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл встретился с ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапниным. Святейший Патриарх Кирилл выразил поддержку редакции официального издания Русской Православной Церкви и одобрил новую концепцию журнала. На встрече обсуждались перспективы дальнейшего развития «Журнала Московской Патриархии» и, в частности, формы взаимодействия редакции с епархиями и синодальными учреждениями. В ходе беседы были также затронуты отдельные вопросы информационной политики Русской Православной Церкви. 9 марта Святейший Патриарх Кирилл принял губернатора Чукотского автономного округа Р.В. Копина. В беседе также участвовали епископ Анадырский и Чукотский Никодим, первый заместитель председателя думы Чукотского автономного округа А.В. Городилов. В ходе встречи обсуждались перспективы развития развития пастырской, миссионерской, церковно-просветительной и церковной социальной деятельности в регионе. За активную помощь в строительстве храма преподобного Серафима Саровского в г. Билибино Чукотского автономного округа Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Р.В. Копина орденом Серафима Саровского (III степени). За содействие строительству храмового комплекса Троицкого кафедрального собора города Анадыря А.В. Городилов удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского (III сте-пени).

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Первому игумену Троице-Сергиевой Лавры Господь наш Иисус Христос открыл в видении еще при земной его жизни, что число учеников его будет велико на Руси. Одним из достойных учеников преподобного Сергия Радонежского является наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев; Современники свидетельствовали, что архимандрит Антоний “был одним из замечательнейших лиц православного монашества в наше время. Человек самого незнатного происхождения, он достиг такой известности, что его знала не только вся Россия, но и многие за границей, как на Востоке и на Западе” (Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. – С. 73). “В течение уже полстолетия, – говорил ректор Московской Духовной академии епископ Михаил (Лузин) , – имя архимандрита Антония сливалось в сознании живших и живущих с представлением о Лавре Сергиевой и слава этого имени проникала всюду, где чествуется имя преподобного Сергия и даже далее. С благоволительным уважением к нему относились цари, глубоко чтило почтенное высшее общество, имя его общеизвестно в народе и «будет покой его честь»; имя его пребудет в роды и роды вместе с именем незабвенного в иерархах Филарета”. Изучив житие и подвиги архимандрита Антония (Медведева), и отметив: – праведность жизни и подвижническое монашеское делание; – духовное возрастание под руководством преподобного Серафима Саровского ; – духовное окормление святителя Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и наставления во многих вопросах и случаях его жизни и архипастырской деятельности; – многообразную плодотворную деятельность на должности наместника Троице-Сергиевой Лавры; – духовничество и наставления в вере православных чад церковных; – исполнение заветов преподобного Серафима Саровского в попечении о Саровских подвижниках и сестрах Дивеевской обители; – постоянное общение со святыми мужами (преподобным Серафимом Саровским , святителями Московскими Филаретом и Иннокентием) в течение жизни; – непрекращающееся народное почитание Нами с благоговением и любовию определяется:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010