• с 2016 г. — член Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями; • с 2016 г. председатель Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Автор книг • Декларация зависимости. — М.: Никея, 2011. — 192 с. • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Фома-Центр, Дар, 2007. — 384 с. (1-е изд. — М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. — М.: Фома-Центр, 2006). • Человек в шкуре дракона. — М.: Никея, 2015. — 208 с. • Церковь, возвышающая голос. — М.: Эксмо, 2018. — 192 с. • Парсуна: откровения известных людей о Боге, о вере, о личном. — М.: Эксмо, 2022. – 416 с. • Время взрослой веры: Как сохранить связь с вечностью/Владимир Легойда, Елена Яковлева — М.: Эксмо, 2022. – 320 с. Автор многочисленных научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы. Награды Церковные • 2023 г. — орден Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени; • 2019 г. — орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени; • 2014 г. — орден свт. Саввы III ст. (Сербская Православная Церковь); • 2013 г. — Золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь); • орден прп. Серафима Саровского III ст.; • орден прп. Сергия Радонежского III ст.; • знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви). Светские • медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (2024) • почетный знак памяти А.А. Дмитриевского (Императорское православное палестинское общество); • знак МИД РФ «За взаимодействие» (2023 г.); • орден Александра Невского (2023 г.). • орден Дружбы (2019 г.); Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения

http://sinfo-mp.ru/legoyda

   И вот теперь, когда так сильно сказался духовный раскол между интеллигенцией и народом, – что делать русской интеллигенции, как преодолеть то мучительное разочарование, к которому привела вся интеллигентская мысль и вера при столкновении с самою жизнью? Когда-то великий Достоевский говорил русскому интеллигенту: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость». Хотелось бы и теперь сказать: «Оставь свои скитания по странам чужим, русский интеллигент, вернись в церковь, в “дом отчий”, приобщись сокровищнице духовного опыта церковного и умудрись в своем общественном строительстве».    Но, скажут, неужели же нам учиться общественному строительству у людей духовного опыта церковного, у святых подвижников, которые ради «личного» спасения порвали всякую связь с обществом? Да, скажем мы, именно этот-то многовековой опыт церковный должен руководить нами в нашей общественной жизни в ее основном уклоне и направлении. И как это ни странно, мы должны и мирской жизни учиться у подвижников христианских, которые уходили от «мира». Та святыня Православия, которая на протяжении целых столетий была сокрыта от взоров мира и как драгоценное жемчужное зерно сияла и хранилась в душах немногих избранников Божиих, должна быть наконец явлена миру, должна возродить мир. И если есть какая-нибудь подлинная общественность, то это должна быть та религиозная общественность, которая скрыта была доселе в глубине многовекового церковного опыта Православия. И, как это опять ни странно, подлинными общественниками в нашем «мирском» смысле были подвижники Православия, отрекшиеся от «мира». Живя вдали от мира, в тиши своих келий, они тем не менее жили подлинной общественной жизнью, невидимыми нитями духовного общения находясь в связи со всем чистым и высоким, что есть в мире, и собирая вокруг себя духовное стадо. Достаточно указать на пример наших святых подвижников – Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Живя в пустыне, воссоздавали они в себе и в окружающих пресветлый образ Божий, учили людей свергать с себя бремя греховное и тем самым воссоздавали вокруг себя новую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    31 марта 2009 года Священным Синодом РПЦ назначен на должность председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Первый в истории Русской Православной Церкви случай назначения мирянина на пост главы Синодального отдела.     Один из основателей (1996 г.) и главный редактор православного журнала «Фома»; председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» (с 2004 г.).     Член Комиссии по международным отношениям Всемирного Совета Церквей (от Русской Православной Церкви).     Член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (с 10 февраля 2009 г.)     Член редакционной коллегии журнала «Альфа и Омега». Библиография работ автора: О гражданстве земном и небесном//Церковь и общество. 1998, 3. Главная опасность нашего времени//Pro et contra. Осень 1998. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 1999, 4. «Американская мечта» и внешняя политика США//Экспорт вооружений. 1999, 6. Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3.//Альфа и Омега, 2000, 1, 2 и 4. Образ президента в американской политической культуре//Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001. Награды: орден прп. Серафима Саровского III степени; орден прп. Сергия Радонежского III степени; знак Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви «Пастырь добрый». Сегодня все чаще и чаще вызов Церкви бросают не только анонимные пользователи социальных сетей и эпатажные блогеры, но и некоторые традиционные СМИ. Неужели на самом деле " всем умеющим думать все ясно " , и Церковь - это про пиар и деньги, про борьбу за власть и ресурсы, про циничную эксплуатацию искренней веры и религиозных чувств, про выборы и гламур?В книгу вошли избранные публикации председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом, в которых он касается самых острых и неудобных вопросов, задаваемых сегодня Церкви обществом, и рассматривает основные мифы и стереотипы о Церкви как алчной рассаднице агрессивного мракобесия, обслуживающей прагматичные интересы власть имущих.

http://bogoslov.ru/person/264759

        Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длина 60 м, ширина 29 м, общая площадь 2100 кв.м. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, в т.ч. глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 м, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тонн. Храм был воздвигнут в 1881-1900 гг. с щедрой помощью камергера русского царского двора А.Н. Муравьева и Великого князя Алексея Александровича по проекту петербургского архитектора М.А. Щурупова. В начале XX века в Андреевском скиту насчитывалось восемнадцать благолепных храмов. В настоящее время большинство из них полностью утратили свое убранство. Уцелел интерьер старого греческого кириакона с верхней церковью во имя святых Андрея Первозванного и Антония Великого и нижней, устроенной уже русскими насельниками в честь Покрова Божией Матери. Посещение главного храма обители, Андреевского собора, оставляет неизгладимое впечатление, создаваемое грандиозностью внутреннего пространства и пышным убранством – высоким золоченым иконостасом, изготовленным в Одессе, росписями в «васнецовском» стиле, иконами в богатых окладах. Среди сохранившихся святынь – часть главы апостола Андрея Первозванного, хранимая в прекрасном ковчеге (мастер Н. Прудников, Москва), частицы мощей преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, помещенные в большие иконы этих святых. Над Царскими вратами список с главной святыни скита, чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Икона Божией Матери «Элеуса» (Милующая) привезена из Константинополя в 1898 году, где она была обретена замурованной в стене старинного храма во время его ремонта. Святыню выкупил у обнаруживших ее мастеров архимандрит Софроний, эконом подворья Андреевского скита в Константинополе, он же и привез ее в скит в 1898 г. Риза иконы сделана в 1899 г. Сама икона древняя – время ее написания датируется 800-1000 гг.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2785

   19 декабря 2003 года целых пять групп из разных городов и весей Российских и на самолетах, и на автобусах через всю Европу к дорогому угоднику съехались... В нашей группе даже с Чукотки было несколько человек.   По пути к святителю Николаю побывали мы на острове Корфу в  Керкире, где находятся мощи другого особо почитаемого на Руси святого - Спиридона Тримифундского.  Если лететь из России в Бари на самолете, то Корфу оказывается на пути следования. Не надо делать никаких крюков. Только приземлиться. Словно для удобства русских поломников оказались эти два дорогих русскому сердцу святителя на линии самолетного маршрута.    Но нет туда регулярных рейсов. Ни из одной страны мира  Только руководители русского Фонда имени святителя Николая догадались организовать такое паломничество.      Я давно мечтал побывать в Греции и невольно сравнивал все увиденное с Россией. Удивительно, но совсем не чувствовалось, что находишься за границей. И это понятно. Ведь Греция - наша духовная Родина  Греки мало чем отличаются от нас. Мужчины одеты скромно, женщины в плащах и пальто, как от фабрики " Большевичка " .   Все, с кем пришлось общаться были приветливы и сдержаны.  Во всем чувствовалось, что на Корфу живет православный народ. Город готовился к встрече Рождества. Повсюду елки. Правда, искуственные. На каждом фонарном столбе, во многих витринах и окнах домов горела вифлеемская звезда. Но она не была похожа на " нашу " восьмиконечную. Была она о пяти концах и скорее напоминала падающую комету.      В храме Спиридона Тримифундского меня поразило то, что у раки с мощами святителя нет никакой очереди.  Понятно, остров мал, и население его невелико, но у нас и у Сергия Радонежского, и у Серафима Саровского, и у блаженной Ксении Петербургской постоянно толпы людей изо всех краев. И не только в дни памяти любимых святых, а во всякий день с утра и до самого закрытия обителей..    В Петербурге  в день  памяти святителя Спиридона вокруг его часовни всегда много молящихся. Мужчины без шапок на декабрьском морозе идут крестным ходом, слушают Евангелие, поют тропарь...

http://radonezh.ru/analytics/na-korfu-i-...

– А можно привести какие-то примеры, подтверждающие, что это действительно так? – Что является в данном случае свидетельством Церкви перед миром? Это сонм святых, которые сначала были прославлены Богом и людьми, а потом уже официально – Церковью. Никто и нигде в мире не явил нам примеров, подобных жизни преподобных Серафима Саровского или Сергия Радонежского, святителей Николая Чудотворца или Спиридона Тримифунтского. Да, есть много хороших и даже замечательных людей, но вот таких святых, к которым люди бы шли тысячами не только при жизни, но и после смерти, мы не находим нигде, кроме Церкви. – Отец Нектарий, расскажите предельно доступно о Причастии. В чем главный смысл этого Таинства? – Человеку, который хочет понять, для чего нужно Таинство Причащения, прежде всего следует читать шестую главу Евангелия от Иоанна. Эти евангельские строки повествуют о Тайной Вечере, о моменте, который считается установительным в отношении Таинства Причащения Тела и Крови Христовых. Господь говорит о Себе как о Хлебе жизни, сходящем с Небес, и о необходимости для каждого человека вкушать Тело Сына Божия и пить Его Кровь. Да, в Церкви очень многое непостижимо. То, что имеет отношение к духовной реальности, вполне выразить на человеческом языке невозможно. Мы даже наши переживания с трудом можем передать. Когда человек очень глубоко что-то чувствует, ему трудно рассказать об этом. И люди порой спрашивают: «Ну как можно поверить, что вот этот хлеб – Тело Христово, а вот это вино – Кровь Христова? Мы можем поверить, что это символ, образ, но не более того». Но Господь в шестой главе Евангелия от Иоанна не оставляет возможности относиться к Святым Дарам как к образу. Мы можем видеть в этой главе, что многие слушающие усомнились в Христе, отошли от Него и больше за Ним не ходили именно после слов о вкушении Тела и Крови Христовых. Господь спросил тогда Петра и других апостолов: «Не хотите ли и Вы отойти?». Но апостол Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Как же нам преодолеть преграду неверия или маловерия? Наверное, надо вспомнить слова Господа, которые часто в нашей жизни находят себе применение, о том, что если не поверим как дети, то не сможем спастись. Человек должен просто поверить Богу. Если Господь говорит, то надо принять и поверить, что это так. Поверить, что в Таинстве Причащения мы принимаем Его Тело и Кровь.

http://pravoslavie.ru/44078.html

А потом был визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Эскиз монастыря представлял Патриарху А.Е. Шарыпов, в то время руководитель АМП «ЛЕАР», ученик и сотрудник Т.А. Петкевич по Урал НИИпроекту. Немалая его заслуга в том, что проектирование поручили нашей группе, во многом он был движителем самого процесса проктирования. Н.В. Доронина, доцент архитектурной академии, человек увлеченный и увлекающийся. Начав проектировать, она так тщательно и глубоко изучает материалы и историю вопроса, что происходит полное погружение в историческую атмосферу не только для нее самой, но и для всех окружающих. И это ее неоценимое качество очень помогало нам всем при проектировании монастыря. Эйфория после приезда Патриарха продолжалась еще очень долго и, наверное, во многом помогла пережить многотрудные месяцы строительство первого храма. На строительство мы ездили втроем: Т.А. Петкевич, Н.В. Доронина и я, ездили часто – раза два в неделю, а то и чаще. Эскизы, чертежи делались по ночам дома или прямо на стройке в келье, где жили строители. А храмы возводились как скульптуры под нашими руками и руками строителей. Мы все тогда учились. Мы, архитекторы, учились проектировать храмы (раньше-то не приходилось, хотя и мечталось), учились плотницкому делу. Плотники тоже учились строить не избы и бани, но храмы (им тоже раньше этого делать не приходилось). И что удивительно, при тех темпах строительства, при той скорости, с какой возводились здания, не было ни одной серьезной травмы. Строительство первого храма в честь святых Царственных Страстотерпцев было начато 22 сентября 2000 г. 27 декабря 2000 г. храм был освящен. Второй храм во имя святого преподобного Серафима Саровского строился практически параллельно с Царским храмом и был освящен весной 2001 г. Третьим был заложен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского, вознесшийся своим шатром на тридцатиметровую высоту, высокий, как и сам преподобный Сергий, как его монашеский подвиг. Весной 2001 г. строитель монастыря отец Сергий, ставший позднее его первым наместником, после поездки в Москву привез проект небольшого шатрового деревянного храма и сказал: «Вот такой будем строить». Потом, посмотрев на план, спросил: можно ли его увеличить. И я прямо там, в келье, села за стол «увеличивать». В процессе работы образ изменился совершенно. Разве надо объяснять, что увеличение плана изменит и остальные пропорции? Так возник высокий подклет с размещенными в нем служебными кельями, возникли высокие сложные крыльца и каскады бочек с главками, поддерживающие восьмерик под шатром. Такова история его проектирования. Впоследствии, правда, непонятно почему, возникла легенда о том, что этот храм - полная копия храма в г. Харбин. Но это чистая выдумка. Ничего общего в образе этих храмов нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, чтО есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество. Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но, если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества. Примером такой устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие серьезные требования предъявляются к монастырям — как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. И каждый, кто переступает порог обители, с тем чтобы присоединиться к монашеской общине, должен помнить: он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно содействовать построению такой общинной жизни, которая устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения. Я хотел бы всех вас, мои дорогие, сердечно поздравить с сегодняшним праздником, особенно братию обители во главе с отцом архимандритом. Хотел бы поблагодарить вас за дары, которые мне были преподнесены.

http://patriarchia.ru/db/text/3706891.ht...

А это внезапное отрезвление народа по слову Царя, эта всеобщая радость народа при закрытии винной продажи, эти ходатайства отовсюду, чтобы так и осталось навсегда, эти благословения народа своему Царю-Отцу за такое великое дело – разве все это не напоминает нам времена библейские, когда ниневитяне, по слову пророка Ионы, все как один человек обратились к Богу с покаянием и молитвою о помиловании?.. Не напрасно же один государственный человек заметил, что Россия вдруг как будто вся обратилась в монастырь: храмы Божии наполнились молящимися, пьяные исчезли, полицейские участки, коих прежде недоставало, опустели, и – повсюду начался великий подвиг милосердия и к раненым воинам, и к их семьям, к вдовам и сиротам убитых, – даже малые дети несли свои лепты на это святое дело, отказываясь добровольно от гостинцев, – умилительное зрелище!.. Нужно ли говорить о великих, неслыханных во всемирной истории подвигах самоотвержения, мужества, великодушия и благородства наших поистине христолюбивых воинов и их вождей, удививших мир столько же своими победами, сколько и своими христианскими добродетелями? Не очевидно ли для нас почило на них Божие благословение? Во всей духовной красоте явилась миру смиренная русская православная душа, и всемирная беспристрастная история запишет на своих скрижалях все эти подвиги, отметит в поучение народам эту духовную их красоту, и померкнут пред нею все герои Древнего Рима, Древней Эллады, ибо здесь проявили себя не просто человеческие свойства, но, что главное, здесь во всем величии, во всей духовной красоте и животворящей силе явило себя миру наше родное Православие. Да, все, что мы видели и видим доброго, трогательного, величественного в наши дни, все это плод воспитания русской народной души под воздействием, на протяжении почти тысячи лет, матери – Церкви Православной, все это – плоды заветов великих русских подвижников, от Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского до Серафима Саровского и Амвросия Оптинского . Вот кто были истинными воспитателями русского народного духа. Вот на кого смотрел народ Русский, молясь Богу в своих убогих храмах; вот кого носил в душе, призывая помощь Божию среди бед и скорбей своей исторической жизни... Ведь он, народ наш, как ни грешен пред Богом, живет, однако же в постоянном благодатном общении с небом, со своими родными угодниками Божиими; к ним он прибегает во всех своих бедах и скорбях, и они всегда внимают мольбам родного народа, и их теплые молитвы восходят к Престолу Божию, как чистый фимиам кадильный. Так и ныне призрели они, заступники и молитвенники наши, с высоты небесной на родную свою Русь, и смиловался над нею Господь, и не помянул грехов и беззаконий наших, и благословляет оружие наше победами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Апостол Павел никогда не видел «Троицу» Рублева, не восхищался подвигами Антония Великого, не следил за диалектикой каппадокийцев, не сражался за Григория Паламу, не ездил на Афон, не зачитывался житием Сергия Радонежского, не молился перед иконой Серафима Саровского, не видел улыбку Амвросия Оптинского. Во времена апостола Павла не было даже Библии в том виде, как знаем ее мы, потому что канон Священного Писания оформился спустя триста лет со смерти апостола. Он даже Апокалипсиса не читал. Не читал. Не видел. Не слышал. Не предполагал. И был православным. Примите это как духовное упражнение – умозрительно помещать себя в перспективу другого церковного времени. Здорово отрезвляет. Без этого духовного упражнения очень трудно понять, что же мы празднуем в день Торжества Православия? Этот праздник появился в девятом веке. Он стал символом победы тех православных, которые боролись за правоту иконопочитания. Так получилось, что именно эти люди стали авторами и архитекторами Триоди Постной. Святые Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец, инокиня Кассия не только обличали иконоборцев, но и пострадали за свои убеждения. Несли несправедливые наказания. Проливали кровь. И у них было полное право запечатлеть эту победу на страницах своей святой Триоди и в церковном календаре. До девятого века в этот день по одним уставам чтили память пророков, по другим читали евангелие о самарянке, по третьим – о слепом. Но вот уже тысячу лет мы отмечаем Торжество Православия, и нам понятно, что праздновали авторы Триоди. Но что празднуем сегодня мы? Какой смысл мы вкладываем в этот праздник? Если мы называем Торжеством Православия победу восточного христианства, то в чем же она состоит? Нас мало. Мы, скорее, маргиналы мира не только политического, но и религиозного. Крупные научно-богословские центры – по ту сторону православного мира, библейские исследовательские институты основаны и поддерживаются не православными, крупнейшие миссионерские проекты – не имеют к нам никакого отношения; центры влияния, политического и финансового – всё не наше.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-9-hristi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010