Список источников и литературы Источники Андрей Критский , свт. Гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы//Избранный слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 3. Монреаль, 1974. Иоанн Дамаскин , преп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. Щетин (Попович), преп. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы//Вестник Германской епархии. Берлин, 2006. 4. Николай Кавасила , св. прав. Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Альфа и Омега. М., 2000. 25. Сергий Менее, сщмч. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//«Друг друга тяготы носите...»: жизнь и пастырский подвиг сщмч. Сергия Мечёва . М., 2012. Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Сан-Франциско, 1994. Феодор Студит , преп. Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Фотий, патриарх Константинопольский , свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Альфа и Омега. М., 1998. 47. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio I//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio IV//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Nicolas Cabasilas. Sermo in Nativitatem Deiparae// Patrologia Orientalis . Т. XIX, fascicule 3. Paris, 1925. Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1891. T. 96. Αγου Ιωννου Δαμασκηνο. Η Θεοτκος. Τσσερεις θεομητορικς, ομιλες. Κεμενο – Εισαγωγ – Σχλια. Ιερομναχος Αθανσιος Γιβτιτς. Αθνα, 1970. Φωτου ομιλαι. κδοσις κειμνου, εισαγωγ και σχλια. Θεσσαλονκη, 1959. Литература Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Грушинина А.Ф. «Сын Мой будет выше Меня» Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва В предисловии к сборнику духовных бесед и писем священномученика Сергия Мечёва , изданному в 2001 году московским храмом Святителя Николая в Клённиках на Маросейке, настоятель протоиерей Александр Куликов писал: «Сегодня когда многие от неведения истины и безверия обращаются ко Христу и Церкви Его, вдохновенные слова отца Сергия, несомненно, принесут большую пользу. Хочется верить, что они будут восприняты каждым, кто ищет не поверхностного, не формального, а истинного пути ко Христу». Последнее, конечно, относится не только к словам, но и ко всей жизни замечательного пастыря XX столетия, проповедника, мученика за веру, исповедника российского протоиерея Сергия Мечёва , о котором его отец, известный старец в миру, святой праведный Алексий Мечёв сказал: «Сын мой будет выше меня». Подготовка к написанию Жития священномученика Сергия началась еще тогда, когда живы были некоторые из прихожан ма- росейского храма, близко знавшие его, входившие в руководимую им «покаяльно-богослужебную семью». Милостью Божией здравствовали его дочери. Неоценимый вклад в сохранение памяти своего отца внесла Ирина Сергеевна Мечёва. Именно она оказалась хранительницей архива протоиерея Сергия (насколько это было возможно в годы обысков, арестов и т. д.): скрупулезно собирала его проповеди , воспоминания о нем духовных чад, которые сопровождала столь ценными ныне для нас комментариями. Частично воспоминания эти публиковались в различных изданиях, включая зарубежные, но наиболее полно они представлены в этой книге. И. С. Мечёвой было составлено и краткое жизнеописание отца Сергия, на которое мы также опирались при подготовке этого материала, призванного познакомить читателя с личностью и деяниями верного сына Русской Православной Церкви – священномученика Сергия Мечёва . Сергей Алексеевич Мечёв родился в Москве 17 (30) сентября 1892 года в семье известного московского священника Алексия Мечёва , настоятеля храма Святителя Николая в Клённиках – впоследствии известного духовника и старца, причисленного к лику святых в 2000 году. Отец Алексий создал при своем храме уникальное объединение верующих – маросейскую общину, которую возглавил после его кончины отец Сергий. Общину, не распавшуюся в тяжкие времена гонений на Церковь и в 1990 году начавшую вновь возрождать свой храм...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Архив Пн Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва 22 июня 2023 г. 14:52 22 июня 1923 года отошел ко Господу святой праведный Алексий Мечёв, известный московский протоиерей начала ХХ века, настоятель Никольского храма в Кленниках, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. Материалы опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» ( 6, 2023 , PDF-bepcuя ). Носите тяготы друг друга Святой праведный Алексий создал общину, которая стала заметным явлением в православной жизни России ХХ века. И сегодня, спустя десятилетия, в Никольском храме на Маросейке продолжают традиции мечёвцев и чтят память праведного Алексия и его сына, священномученика Сергия, принявшего после смерти отца его приход. В храме есть придел в их честь, где хранятся мощи святого праведного Алексия, которые были обретены в 2001 году на московском Введенском кладбище и торжественно перенесены в его родной храм. У раки ежедневно совершается молебен. Прихожанин храма иконописец Александр Якимов написал образ святого Алексия, его разместили на внешней храмовой стене. И когда вечером храм закрывается и к мощам нельзя пройти, можно помолиться у этой иконы. В доме причта воссоздана келья отца Алексия, в которой он жил и куда приходили к нему многочисленные страждущие его молитвы и духовного совета. И сегодня много желающих побывать в «берлоге» (как сам священник называл свою келью). Смотрительницей кельи служит правнучка отца Алексия Ирина Алексеевна Мечёва: — До 1970-х годов здесь были жилые помещения, большая коммунальная квартира. В этой комнате жила Елизавета Сергеевна Мечёва, дочь отца Сергия. Рядом жили старшая дочь Ирина Сергеевна и Евфросиния Николаевна, вдова отца Сергия, которая умерла в 1959 году. Мемориальная келья была открыта в 1990 году, когда вернули храм. Мы долго ее обустраивали. Все вещи, которые представлены здесь, находились дома у Елизаветы Сергеевны. Когда ее выселяли из этой комнаты, она их взяла с собой, поэтому они сохранились.

http://patriarchia.ru/db/text/6037478.ht...

Семья отца Сергия Евфросиния Николаевна Мечёва (урожденная Шафоростова; 1890–1959) Родилась в купеческой семье. В воспоминаниях ее дочери Елизаветы Сергеевны Мечёвой, публикуемых в этой книге, содержится такой примечательный факт. В 1905 году в семье Шафоростовых потерялся родственник. Мама Елизаветы решила пойти к старцу Алексию Мечёву , чтобы прояснить судьбу пропавшего, и взяла с собой 15-летнюю Фросю. Отец Алексий подробно рассказал им все, что касается родственника, а потом положил руку на плечо Евфросинии и произнес: «Ты – моя будущая невестка». Девушка в это время училась в гимназии, ни о каком замужестве не помышляла, а потому они сочли сказанное старцем за шутку. Через девять лет студентка- ботаник Высших женских курсов Евфросиния Николаевна Шафоростова, работая сестрой милосердия во 2-м подвижном лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества, познакомилась с братом милосердия Сергеем Алексеевичем Мечёвым. В 1918 году она стала его женой. Отныне всю свою жизнь Евфросиния Николаевна посвятила детям и мужу. В интервью газете «Православная Москва» (2001. 22. Ноябрь. С. 7) старшая дочь Евфросинии Николаевны и отца Сергия Ирина Сергеевна Мечёва говорит, как велика в воспитании детей в их семье роль матери – ее живой веры, любви и совместной с детьми молитвы. В 1929 году отца Сергия арестовали и выслали по этапу в Северный край, в город Кадников. Евфросинии Николаевне пришлось устроиться на работу, поэтому навещать его она могла только во время отпусков, а в 1932 году сама подверглась аресту. Получила три года ссылки с «минусом 12», то есть запретом на проживание в 12 крупных городах страны (был еще «минус 6»), Ссылку Евфросиния Николаевна должна была отбывать на Урале, но по ходатайству духовных чад отца Сергия через Красный Крест удалось добиться разрешения жить в Кадникове. При таких грустных обстоятельствах семья вновь воссоединилась на Вологодской земле. Правда, ненадолго. К малолетним детям Мечёвых Ирине, Алексею, Елизавете и Анне, оставшимся без родителей и оказавшимся после уплотнения в условиях весьма перенаселенной коммуналки, переехал младший брат матери Глеб Николаевич Шафоростов. Дети называли его «дяпаоп» (дядя-папа-опекун); в те времена вообще широко были распространены сокращения и аббревиатуры. Пять лет, пока Евфросиния Николаевна не вернулась в Москву (опять же походатайству Красного Креста и лично Е. П. Пешковой), он жил с детьми. Помогали ему в бытовом плане верные чада отца Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва (ФОТО) Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». 16 сентября, 2012 Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». 13-21 сентября в культурном центре «Покровские ворота» проходит фотовыставка к 120-летию со дня рождения священномученика Сергия Мечёва. Священномученик Сергий Мечёв, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского , стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках после кончины отца в 1923 году и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г. Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». За годы своего служения священномученик Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих чад, укрепив общину, члены которой пронесли через все гонения память о своем духовном отце, сохраняя как зеницу ока его духовное наследие. Выставка и презентация книги «Друг друга тяготы носите…» Жизнь и пастырский  подвиг сщмч. Сергия Мечева», фото: Юлия Маковейчук Храм свт. Николая в Кленниках, где служили о.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев На проповеди о.Алексий Мечев с прихожанами о.Алексий Мечев с семьей Сережа Мечев — гимназист Объяснительная записка о.Алексия в гимназию Сергей Мечев Евфросиния Николаевна Шафоростова, сестра милосердия подвижного Лазаревского Красного Креста Московского Купеческого и Биржевого общества В 1917 году Сергей Мечев недолго служил на фронте вольноопределяющимся.

http://pravmir.ru/vystavka-zhizn-i-pasty...

Что делать интеллигенции? — статья священномученика Сергия Мечёва Теперь, когда так сильно сказался духовный раскол между интеллигенцией и народом, — что делать русской интеллигенции, как преодолеть то мучительное разочарование, к которому­ привела вся интеллигентская мысль и вера при столкновении с самою жизнью? 18 сентября, 2012 Теперь, когда так сильно сказался духовный раскол между интеллигенцией и народом, — что делать русской интеллигенции, как преодолеть то мучительное разочарование, к которому­ привела вся интеллигентская мысль и вера при столкновении с самою жизнью? Из книги  «Друг друга тяготы носите…» : жизнь и пастырский подвиг  священномученика Сергия Мечёва — статья Сергея Мечева 1918 года, написанная им, когда он еще не был священником, и опубликованная в газете «Возрождение». Внутренняя клеть. Из забытых заветов Православия (1) «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля. Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить»(2). Когда перечитываешь эту страничку из творений преподобного Исаака Сирина , то невольно поражаешься несоответствием ей как современного умонастроения, так и современного жизнепонимания. У святого Исаака Сирина все направлено от внешней оболочки душевной жизни к ее вечным глубоким корням. У нас же как в умонастроении, так и в практической жизни все даже подлинно глубокое и ценное разменивается на мелочную обыденщину окружающей действительности. Объятые жаром жизнестроительства, мы и самую жизнь думаем устроить, изменяя лишь ее внешние формы, ее внешнюю оболочку, и в то же время искренно верим и надеемся, что вместе с этим как-то перестроится ее внутренний уклад, многими столетиями слагавшийся. Пред нашим взором предносятся высокие идеалы общественного благоустройства, идеалы мировые, и в то же время мы не хотим хоть сколько-нибудь позаботиться об устроении своей духовной жизни. «Клеть небесную» хотим мы создать на земле, но не «потщимся» входить во «внутреннюю клеть» свою.

http://pravmir.ru/vojdite-vo-vnutrennyuy...

О епископе Стефане (Никитине). Часть 2. Срок – временный, а Бог – постоянный Будущий владыка Стефан с величайшим риском для себя старался оказывать помощь заключённым, особенно духовенству, молясь, чтобы Господь Сам открывал ему глаза и позволял в подходящих к нему обритых и раздетых людях, прибывающих с этапа, распознавать лиц духовного звания. 29 сентября, 2009 Будущий владыка Стефан с величайшим риском для себя старался оказывать помощь заключённым, особенно духовенству, молясь, чтобы Господь Сам открывал ему глаза и позволял в подходящих к нему обритых и раздетых людях, прибывающих с этапа, распознавать лиц духовного звания. О епископе Стефане (Никитине). Часть 1. «Вот так бы жить и так бы умереть!» После прихода на Маросейку Сергей Алексеевич стал очень активным прихожанином, членом общины. Характер у него был деятельный, и с 1928 года по октябрь 1930-го он даже исполнял обязанности старосты храма святителя Николая в Клённиках. О появлении Сергея Алексеевича в маросейской семье вспоминает протоиерей   Василий Евдокимов: — Дело в том, что когда Сергей Алексеевич попал на Маросейку, он увидел духовную жизнь, он стал дышать Церковью, он стал дышать церковным воздухом. Продолжает матушка отца Василия Татьяна Алексеевна: — Я на Маросейку с 1922-го года ходила. Сергей Алексеевич появился на Маросейке, небольшого роста, такой полненький, и все обратили внимание – новый человек! Он приходил с сестрой, Ольгой Алексеевной   – новые люди! У них всегда была книжка, чтобы следить за службой. И так между нами и было: «Приходил сегодня», –   мы знали, что он доктор, –   «квадратный доктор» (смеется…).   Звали его «квадратный доктор».  Арест – следствие — ссылка Диакон   Димитрий Пономаренко: — К 20-м годам относится начало дружбы Сергея Алексеевича Никитина с будущими священномучениками: Владимиром (Амбарцумовым), Василием (Надеждиным), после мученической кончины которых – отца Василия в 1930-м, отца Владимира в 1937 году, – Сергей Алексеевич взял на себя заботу об осиротевших семьях своих друзей. После ареста в октябре 1929 года своего духовника, священника Сергия Мечёва, он заботился также и о его семье. Известно, что отца Сергия Мечёва Сергей Алексеевич дважды навещал в   ссылке в городке Кадникове Вологодской губернии.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

Священномученик Сергий Мечёв В сознании многих людей отец Сергий Мечёв несколько «заслонен» фигурой его великого отца – старца Алексия Мечёва . Как тут спорить? Не будь старца Алексия, отца Сергия не было бы. Это правда. Но правда и в том, что старец Алексий в своем сыне видел не только родного человека, но и достойного преемника. Молился и ждал, что отец Сергий станет духовным отцом маросейской общины. Ожидания сбылись. Один Бог знает, чего это стоило отцу Сергию. В отличие от праведного Алексия, он не был старцем, когда принимал общину под свое крыло. Бог дал великий дар духовного руководства отцу Сергию Настоящим старцем вообще нельзя стать, как справедливо настаивал Митрополит Сурожский Антоний. Это такая же невыполнимая задача, как стать гениальным композитором, гениальным физиком: ни один университет не сделает гением, даже общение и родство с настоящим гением не делает человека гением. Это талант, Божий дар. И Бог дал великий дар духовного руководства отцу Сергию. Не сразу, через трудный подвиг, год за годом. Отец Сергий совершил подвиг вхождения в святоотеческую традицию. Чтение, изучение святоотеческих творений – это всё полезно, замечательно, но недостаточно. Поэтому великий догматист, протоиерей Георгий Флоровский, ставил вопрос о необходимости нового патристического синтеза. Что это значит? Нужно в условиях нашего века обратиться к святоотеческой традиции, увидеть ее как единое духовное явление, как церковное Предание от времен античности до наших дней, до конца времен. И надо почувствовать христианский дух святых отцов, а затем ответить на вызовы нашего века, рассмотреть текущие проблемы со святоотеческих позиций. Отец Георгий считал, что святые отцы разных эпох – свидетели вечной Истины, поэтому они опередили свое время, они будут актуальны во все времена. Протоиерей Георгий Флоровский работал над своим патристическим синтезом как богослов-догматист. Откровенно говоря, это не его открытие, потому что патристический синтез мы обнаруживаем у преподобного Максима Исповедника в эпоху раннего Средневековья. Свой патристический синтез был у святителей Филарета (Дроздова) и Феофана Затворника в XIX в. Читая отца Сергия Мечёва, осознаешь, что святоотеческий синтез постепенно сложился и у него тоже.

http://pravoslavie.ru/127809.html

«Она возродила икону в нашей Церкви» К 40-летию со дня кончины монахини Иулиании (Соколовой; † 16.02.1981) Жизнь одного человека, такая жизнь, как жизнь матушки Иулиании, – это иллюстрация жизни Церкви нашей! Митрополит Филарет Минский (Вахромеев) Монахиня Иулиания (Соколова) 18 февраля 1981 г. Московские духовные школы и Троице-Сергиева лавра проводили в последний путь Марию Николаевну Соколову, в тайном постриге монахиню Иулианию – вдохновенного иконописца, опытного реставратора, руководителя иконописного кружка. Святой Алексий Московский Монахиня Иулиания родилась в Москве 21 ноября 1899 г. в семье священника Николая Александровича Соколова, выпускника Московской духовной академии. С 14 лет она стала духовной дочерью московского старца, праведного Алексия Мечёва. В начале 1920-х гг. священномученик Сергий Мечёв благословил монахиню Иулианию заниматься иконописью. В период 1920–40 гг. она делала копии и зарисовки с древних фресок и икон в северных монастырях, храмах, музеях и частных собраниях. Эти годы были временем накопления богатых знаний и материала в области иконописания. В 1930-е гг. по благословению святителя Афанасия Ковровского (Сахарова) монахиня Иулиания создаёт «Образ всех святых, в земле Русской просиявших». К этой теме она обращается на протяжении всей своей жизни. В 1946-м г. Мария Николаевна (мон. Иулиания), как опытный иконописец, получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) участвовать в восстановлении. Более 30 лет она трудилась в обители Преподобного Сергия. Одной из её первых больших творческих работ в лавре стала роспись Серапионовой палатки. Согласно древнему монастырскому преданию, на этом месте находилась деревянная келлия преподобного Сергия, поэтому и тема росписей посвящена чудному его житию. Стены и своды расписаны монахиней Иулианией в 1949-м г. Также для Серапионовой палатки она написала в 1950-м г. икону «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». В эти же годы для Никоновского придела Троицкого собора монахиня Иулиания создает образ преподобного Никона с житием в 20 клеймах, пишет иконы преподобного Сергия и святителя Алексия и иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе 18 икон с изображением учеников преподобного Сергия, а также написала икону преподобного Сергия с житием у раки с его мощами.

http://pravoslavie.ru/137391.html

архимандрит Борис (Холчев) (7.06.1895–10.10.1971) Беседы Воспоминания архимандрит Борис (Холчев) Пастырь, проповедник, богослов. Духовный сын и ближайший помощник о. Сергия Мечёва. До рукоположения одним из первых в стране занимался экспериментальной психологией. Биография В миру Борис Васильевич Холчев, родился 7 июня 1895 года в городе Орел, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны, был старшим ребенком среди пятерых детей. Дом, в котором они жили, принадлежал еще их деду — сыну крепостного. Он был глубоко верующим человеком. В молодости обучался иконописи и впоследствии даже имел учеников. Одна из написанных им икон, икона Трех Святителей, до сих пор хранится у его потомков. Борис унаследовал от деда некоторые его черты — сильную волю, твердый характер и целомудрие, никогда не раздражался, был спокойным, серьезным, очень самостоятельным. Во всем его облике была особая убедительность, вызывающая доверие у людей. Учеба Научившись читать в раннем детстве, он почти сразу начал собирать библиотеку, выдавал братьям и товарищам книги, записывал в карточки. Читал Борис постоянно, особенно любил русскую поэзию, часто декламировал стихи своим близким, изучал труды по философии, естествознанию, выписывал научные журналы. Чтобы покупать книги, давал уроки. Впоследствии многие воспользовались книгами его библиотеки. В гимназические годы заболел ревматизмом и, как следствие, пороком сердца. В 1913 году юноша с золотой медалью окончил Первую орловскую гимназию ( " с отличными успехами в науках, в особенности же в русском языке и философии " ) и поступил в Московский Императорский университет на философское отделение историко-филологического факультета. Он занимался у таких крупных учёных как Лопатин, который читал историю новой философии, и знаменитый филолог Ушаков. Особенно Бориса Холчева выделял среди своих учеников профессор Георгий Иванович Челпанов, известный психолог, философ, основатель Московского научно-исследовательского института психологии при Университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010