Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.8 из  5) Оглавление От издательства Сейчас появилось немало книг, цель которых подготовить верующего человека к исповеди, настроить на покаянное чувство. Безусловно, книги эти приносят огромную пользу, и их надо изучать каждому православному. Но тайна подлинного покаяния не исчерпывается знанием соответствующей литературы и сухим перечислением своих грехов. Она, эта тайна, совершается глубоко в сердце кающегося и зависит не только от его душевного расположения, но и от Бога милующего. И огромную роль в совершении таинства исповеди играет свидетель, посредник, поставленный волею Божией между Богом и кающимся человеком — священник. Бывают исповеди, которые, благодаря чуткому, глубокому и сердечному отношению священника к своему грешному чаду, буквально перерождают — всё существо человека, изменяют самый строй его жизни. Именно о таких священниках и таких исповедях — воспоминания православных верующих, собранные в этой книге. Будь счастливым! «… Шёл мне тогда… десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечёва, его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечёвском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и тёплый голос отца Бориса (Холчева) , тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребёнка и в то же время философская и душевно тёплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его чёрные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу всё понять. — Всю жизнь, — сказал о. Борис, указав на Евангелие, — помни, что в этой книге есть всё, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос — не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо. Я стоял заворожённый. — Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?

http://azbyka.ru/fiction/chudo-ispovedi-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский сочельник, 6 января 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 05.01.2024 Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, ежегодно празднуют 6 января. До праздника остается всего один последний день Рождественского поста. Его принято встречать в храме, а пост в сочельник особенно строгий. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Христова. Память преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и мученицы Клавдии, а также преподобного Николая Славянина совершается 6 января 2023 года. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Рождества Христова. В ХХ веке 6 января преставились Господу преподобномученик Иннокентий (Беда) и священномученик Сергий Мечев. Суббота, 6 января 2024 года, Навечерие Рождества Христова Рождество Христово — двунадесятый и непереходящий праздник. Поэтому и сочельник из года в год приходится на 6 января. Обычно на богослужение в храм приходят ночью накануне или в само Рождество, 7 го января утром. Но важно понимать, что Рождество начинается уже в сочельник. И хотя день еще постный (последний день Рождественского поста), но Рождество уже наступило. Православная Церковь с 2000 года празднует 6 января Память одного из самых почитаемых московских новомучеников — священномученика Сергия Мечёва. Подробнее о сочельнике читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Служба Рождественского сочельника продолжается дольше обычной литургии. В этом году сочельник приходится на субботу, поэтому совершается литургия Иоанна Златоуста . Также служат вечерню, которая совершается не накануне вечером, а утром после литургии. По завершении богослужения в центр храма выносят свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Сначала священники, а потом хор и, как в некоторых храмах, все прихожане, обращаются к Богу с пением тропаря Рождеств у . Об одной из основных особенностей богослужения Сочельника — восьми рождественских паремий или ветхозаветных пророчеств — читайте в нашем материале . Тропарь предпразднства Рождества Христова

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

Святой и время В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней ( Сир. 10:4 ). Святой потребен своему времени. Вчитываясь в его житие, мы можем найти в нем не только образец для подражания, но и различить знамения времени. Когда-то таким потребным для русской земли святым человеком стал священномученик Сергий (Мечёв). Можно думать, что потребность в таком святом породил самый ход русской жизни, во многом берущий свое начало от Петровских реформ. По тонкому замечанию Батюшкова, Петр «много сделал и – ничего не кончил». Не кончил Петр и своей реформы церковного быта. Жизнь русская расслоилась. Крестьянство и духовенство сохранили дореформенный церковный быт, и, что не маловажно, именно эта среда стала главным «поставщиком» русского монашества в XIX веке – монашества простонародного по преимуществу: «Крестьянское царство» – не случайно именно так назывался известный очерк Вас. И. Немировича-Данченко о жизни Валаамского монастыря. При этом надо заметить, что это было царство, весьма неохотно принимавшее в себя выходцев из иной среды: судьба святителя Игнатия (Брянчанинова) , искренне стремившегося и так и не прижившегося в нем, – наглядное тому свидетельство. Теперь не просто сказать, справедлив или нет был его упрек даже оптинскому монашеству в преобладании телесного «простонародного» подвига над умным деланием, но как бы то ни было, это царство, эта среда во многом не знала проблем образованного общества, не знала именно в силу сохранения церковно-бытового уклада жизни. Если именно этот народ назван был Достоевским народом- богоносцем, то здесь богоносец легко заменялось на бытоносец. Известно, что именно из жизни этого «народа-бытоносца» было взято и перенесено в богословский обиход понятие общины, подразумевающее живую напряженность христианской, прежде всего, евхаристической жизни, в отличие от ее формального омертвения, связываемого теперь с понятием прихода. Однако нельзя не признать, что в этом своем значении начальное понятие было переосмыслено самым решительным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы на дни Богослужебного круга (1922–1924) 6 Начало индикта (церковное новолетие) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, идя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всею природою проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать и что осталось несделанным. Оглядываясь назад на прожитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя вернуть или изменить в будущем. Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь – не «вспоминали» о Её погребении, а действительно погребали Её, а через несколько дней будем праздновать Её Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живём в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии её в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» 7 , – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах (148–150), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним евангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы с прихожанами (1922–1929) 410 О Церкви (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно, прежде всего, осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим, друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь , в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения 411 , что без неё мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она даёт входящим в неё верующим? Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских и далее у всех отцов Церкви. Особенно чётко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского . Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения. Мы знаем, что митрополит Филарет в «Катехизисе» определил Церковь как общество верующих, связанных одними Таинствами, обрядами, иерархией и т. д. 412 Но спрашивается: каково же это общество в своём существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чём его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По её учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Своё на земле. Мы, входя в Церковь , входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела. Выражение и раскрытие приведённого определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (1:24; см. также 1:18). А в Первом послании к коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:12–14.27 ). Ту же мысль мы видим у него в Послании к ефесянам: Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Письма общине из ссылки (1929–1933) 1033 Письмо первое Слава Богу за всё! В день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в конце ранней литургии начался наш первый осмотр в больнице. В день преподобного Феодора Студита нас отправили «на курорт». Вижу в этом великое знамение Божие на всех нас. Матерь Божия благословила начатие нашего дела, преподобный удостоверил правильность нашего пути. Не скорбите, а радуйтесь, ибо в испытаниях мы не оставлены небесной помощью. Тем более не скорбите за меня: Господь из сутолоки великой призывает меня на служение единого Единому, это в равной мере необходимо мне и вам, ибо вся моя жизнь – в вас, без вас нет в ней смысла. Не скорбите о себе, ибо у вас ещё остаётся величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, – богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей родных по духу, связанных с Батюшкой 1034 крепкими узами преемственности. Не ищите нормального духовного руководства, не такое сейчас время; и не найдёте, а если найдёте, то на мгновение. Переключайтесь друг на друга, назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов 1035 ( Гал. 6:2 ). Помните, что можете остаться совсем без иереев Божиих. Исключительность данного положения, сохранение священнослужителей и подготовка к дальнейшим испытаниям заставляет меня, отца вашего, поставить вас временно на путь сокращения подхода к исповеди и ко Святому Причащению. Иного выхода нет. Приимите это как волю Божию. Обычно причащались два раза в месяц и в праздники великие, теперь – один раз в месяц и в праздники великие. Готовьтесь тщательно к тем дням, когда будете приступать к Святей Чаше, это даст вам новую, ещё не ощущавшуюся вами радость. Пишу вам, «другом своим», богомольцы не вместят пишемого. Вы же поймёте меня, ибо я пишу рукою отца, жалея вас, и понимаю, чего я вас лишаю. Доверьтесь мне, исповедуйтесь у любого служащего у нас священника, помните, какое сейчас время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Приложение Письма священника Алексия Мечёва сыну Сергею Воскресенье, 16 июня. 1913 год Дорогой Серёжа, очень рад за тебя. Вижу, что поездка твоя за границу принесёт пользу не только тебе, но и всем нам. Все, разъехавшись, довольно скоро соскучились друг о друге. Сейчас получил письмо от Нюши 1067 , которая пишет, что очень соскучилась обо мне и на днях выезжает из Алексина. Саша 1068 пишет, что общество в Кастрополе 1069 не совсем симпатичное, пишет, что скучает обо мне. Мне же до сих пор не пришлось, не только уехать в отпуск, но даже съездить в Звенигород. Сытин 1070 засуетился с нашей постройкой дома и хлопотал о немедленном заключении нотариального договора и ходатайства перед Святейшим Синодом о дозволении заключить договор на 24 года. Все эти дела потребовали пребывания в Москве и ежедневного хождения в Консисторию. Ходил к доктору, который, прочитав исследование мочи и выслушав, сказал, что он доволен мной, ездить на Кавказ для меня, нервного, без нужды нет надобности, пить воду не надо, а на Кавказе в настоящее время большой съезд, воды дожидаются по целым дням, и это нервного человека может ещё больше расстроить, а советует ехать в Крым, на солнце, ввиду застарелого бронхита, и лежать на солнце или куда-либо ещё в теплое и сухое место. Думаю, что соберусь в Крым или уеду в Звенигород на месяц. В настоящее время, сидя в Москве на Солянке 1071 один, очень соскучился обо всех, а в особенности о дорогом моем сожителе по помещению. Придёшь к себе в комнату нашу с тобой, посмотришь: всё, кажется, здесь – и стол стоит по обыкновению, и лыжи стоят, и постель, а дорогого хозяина, владетеля всего этого – милого Серёжи, нет. Сперва пришлось поплакать о тебе: на чужой стороне один, что-то его встречает на чужбине – вот какие мысли гнездились в моей голове, но, получив первую открытку из-за границы, я, возблагодарив Милосердного Господа за тебя, совершенно успокоился. Теперь одно могу писать: будь здоров, весел, набирайся сил и здоровья. Хорошенько знакомься со всеми по возможности достопримечательностями и чаще пиши. Твои послания меня очень радуют. Читая их, чувствую, что я будто с тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Е. О. Костецкая Летом 1936 года, когда отец Сергий был в лагере, я жила с его семьей в деревне Селехово вверх по Волге. Я знала, что в Рыбинске вместе со своей семьей в данное время находится Шура Цурикова, которой я четыре года тому назад привезла от отца Сергия благословение на брак. Однажды Ика и Алеша поехали в Рыбинск и были у Шуры. В тот же вечер отец Сергий немного встревоженным тоном сказал мне: «Что за чудак этот Федя. Прислал мне с ребятами епитрахиль, напрестольный крест и Евангелие. Где их хранить? Пожалуйста, завтра утром съездите в Рыбинск и верните ему все». На другое утро я села на пароход и через час была в Рыбинске. На пароме я переправилась на левый берег, представлявший собою настоящую деревню. По сильной жаре, утопая ногами в песке, я добралась до Северного переулка. У недостроенного дома я увидела очень худую старушку, держащую за ручку маленького мальчика с живыми глазками: это была мать Шуры Вера Романовна с внуком Колей. Я изложила ей цель моего неожиданного посещения и отдала пакет с церковными предметами. Ждать, пока чета Семененко вернется с работы, и терять тем самым целый день, мне не хотелось. Но с другой стороны, не повидать Семененко было как-то неудобно, а потому я приняла предложение Веры Романовны пройти в сопровождении домработницы Даши на комбикормовый завод, где работали Семененко. Оставив меня на дворе завода, Даша пошла предупредить Шуру о моем приезде. Вскоре я увидела быстро идущую по направлению ко мне молодую женщину в летнем платье с пестрыми цветочками по черному фону. За ней следовал очень высокий и очень худой молодой человек в толстовке из сурового полотна: это были Шура и ее муж Федор Никанорович. Я в точности передала им слова отца Сергия, которые, как мне показалось, несколько смутили Федора Никаноровича. Поговорив с Семененко немного, я отправилась в обратный путь. Следующим летом, когда я жила с детьми отца Сергия на Сходне, я однажды застала отца Сергия читающим какое-то письмо. «Подумайте, – сказал он мне, отрываясь от чтения, – у Феди было кровохарканье». «У какого Феди?» – спросила я. «Ну, точно вы не знаете? У мужа Шуры Цуриковой. Поехал в командировку в Воронеж, а там и случилось. Бедные они», – озабоченно прибавил он. И зимою в одном из своих писем он почему-то опять упомянул о болезни Феди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Мне запечатлелась фигура молодого священника в белом летнем подряснике, встретившего нас во дворе церковном. Было дело в летнюю пору. С чуть-чуть скользящей по смотрящему не на нас лицу улыбкой (не то приветливой, не то немножко насмешливой) шел к нам отец Сергий, чтобы сообщить, как и где нас примет Батюшка. Его загорелое до коричневого цвета почти квадратное лицо резко выделялось от белого полукружия бритой головы: на лето он, очевидно по соображениям здоровья и для улучшения роста волос, должен был брить голову. Его лицо окаймляла снизу плохо растущая (и то только снизу) волосяная растительность, очерчивающая как бы под прямым углом преломившиеся и затем горизонтально идущие к подбородку скулы. Усики небогатые и почти голый подбородок, лишь снизу покрытый бородкою сливавшихся воедино с растительностью скул. В этом лице отразились типичные черты Мечёвых. Впоследствии, когда у отца Сергия появились и стали возрастать дети, а также когда мы познакомились с другими членами семьи, мы увидели в лице отца Сергия, как и в лицах других родственников, эти характерные собирательные черты Мечёвых. Но наиболее выразительным и вместе характерным фоном на лице отца Сергия были его глаза – крупные и несколько выпуклые, с каким-то особым овалом глаза, лежащие под сенью надвинутых со стороны носа бровей, расходящихся затем к вискам приподнятым полукругом. Иногда эти надвинутые у переносицы брови расправлялись, приподнимались, и тогда образовывался широкий полукруг над несколько как бы выпученными глазами. Вся фигура отца Сергия была тоже какая-то особенная. В противоположность сутулому и тоже согбенному отцу Сергию [Дурылину] и прочим «интеллигентам», она была пряма, с несколько выступающей грудью и головою, иногда вбираемою как бы в плечи. Движение рук и походка были какими-то особенными, не могу выразить какими, но тоже характерно мечёвскими. В речи своей отец Сергий заикался, встречая иногда трудность выразить то или другое сочетание звуков. Мне кажется, эта особенность, довольно сильная в молодости, постепенно сглаживалась впоследствии. Во всяком случае, его проповеди, столь захватывающие и глубокие по содержанию, проходили гладко и беспрепятственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010