Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРБЕТТ Гарбетт [англ. Garbett] Сирил Форстер (6.02.1875, Тонгем, графство Суррей - 31.12.1955, Йорк), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании. Род. в семье священника, в 1886-1894 гг. учился в Оксфордском ун-те (Кибл-колледж) и в Каддесдонском теологическом колледже. В 1899 г. был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во священника. Служил 2-м священником (1901-1909) и викарием (1909-1919) в Портси. В 1919 г. назначен еп. Саутуарка, в 1932 г. переведен в Уинчестер. Во время второй мировой войны Г. стал известен среди клириков и мирян благотворительной деятельностью, проповедями и книгами, в к-рых сложные богословские понятия излагались простым языком. В 1942 г. был назначен архиепископом Йоркским. На этом посту он проявил себя как заботливый и неутомимый пастырь. Его называли «шагающий епископ» за то, что он пешком обходил епархию, общаясь с прихожанами и клиром. C т. зр. Г. англикан. Церковь должна быть не «катакомбной церковью» для избранных, а должна активно проповедовать христ. ценности. Он считал, что Церковь Англии - одна из ветвей единой кафолической Церкви (см. ст. Теория ветвей ), и был активным участником международного экуменического движения. В 1947-1955 гг. Г. посетил СССР, США, Канаду, Италию, Грецию и Мальту. Особое внимание он уделял развитию англикано-православных связей . В 1943 г. он возглавил делегацию Церкви Англии, посетившую Москву с посланием Архиепископа Кентерберийского У. Темпла , в к-ром от лица всего англиканского содружества выражались поздравления Патриарху Сергию (Страгородскому) в связи с его интронизацией и высказывалась поддержка борьбы советского народа с фашизмом. После окончания второй мировой войны Г. посетил Эфиопию (1946), Югославию (1947), Австралию (1951), Британскую Вест-Индию (1953), а также Палестину, Кипр и Грецию (1955). В 1955 г. Г. ушел в отставку. Ист.: The Claims of the Church of England. L., 1947; The Church and State in England. L., 1950; In an Age of Revolution. L., 1952; The Church of England Today. L., 1953. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации

http://pravenc.ru/text/161665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЗНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, с центром в г. Кузнецке (Средневолжской обл. (с 20 окт. 1929 Средневолжского края), ныне Пензенской обл.), существовало в 1929-1936 гг. В марте 1924 г. прихожане и духовенство Кузнецкого и Вольского уездов Саратовской губ. направили патриарху Московскому и всея России свт. Тихону прошение об открытии в Кузнецке или Вольске викарной кафедры в составе Саратовской епархии для противодействия обновленческому «Вольскому епископу» Михаилу Постникову. По поручению патриарха Омский еп. Виссарион (Зорнин) по дороге из Москвы в Омск посетил Кузнецк и Вольск, служил там, встречался с духовенством. В рапорте патриарху от 13 апр. 1924 г. он докладывал, что назначение в Вольск или Кузнецк викарного епископа, «по крайней мере до конца года, нецелесообразно в связи с крайней скудостью средств церковных» вслед. увеличения налогообложения (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 80). К. в. было учреждено 8 окт. 1929 г. с назначением на кафедру еп. Серафима (Юшкова). Высказывалось предположение (С. В. Зелёв и др.), что Кузнецкая епархия была самостоятельной, однако документами это не подтверждается. К. в., включавшее территорию Кузнецкого окр. (существовал в 1928-1930) Средневолжской обл. (края), имело полусамостоятельный статус, еп. Серафим по всем наиболее важным делам сносился с Самарским архиереем (Самара была центром Средневолжской обл. (края)), через него обращался к заместителю местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергию (Страгородскому) , в частности, по вопросу о разделении приходов между вакантной в то время Сызранской епископией (находилась под управлением Самарского архиерея) и К. в. 19 окт. 1932 г. Синод принял решение: «Районы Инзенский, Барушевский, Верхне-Свияжский (Кузоватовский), Николаевский и Новоспасский поручить архипастырскому ведению Преосвященного Кузнецкого, а районы Сызранский, Теренгульский и Новодевический оставить в ведении Преосвященного архиепископа Самарского» (ЖМП. 1933. 13). 12 марта 1934 г. Самарский еп. Петр (Руднев) получил статус областного архиерея Средневолжского края. 3 июля 1935 г. еп. Серафим (Юшков) был арестован вместе с 14 клириками Кузнецка. 22 окт. того же года на К. в. был назначен еп. Павел (Чистяков). Однако 11 нояб. Куйбышевский крайисполком отказался зарегистрировать приехавшего к месту служения архиерея. 4 февр. 1936 г. еп. Павел был переведен в Ижевск. Впосл. К. в. не замещалось. Лит.: Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений (1917-1941). Пенза, 2007. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462199.html

Сергии (Дружинин), еп. Нарвский, вик. Ленинградской еп. Епископ Сергий выходец из простецов. Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там же, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. До революции он был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря. О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели. Специальная депутация отправилась с ходатайством об архимандрите Сергии к преосвященному Венедикту, епископу Кронштадтскому, управляющему Ленинградской епархией. Последний ходатайство это отклонил, сославшись на то, что нужды в епископе не имеет и что кандидат не соответствует своему назначению. Депутация, однако, настойчиво требовала от епископа Венедикта исполнения их просьбы и даже высказала, что она добьется своего желания и без его участия – поедет в Москву к Патриарху. Преосвященный пригласил к себе архимандрита Сергия и упрашивал его не домогаться епископства. Но дело кончилось тем, что архимандрит Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.– октября 1924 года был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, вик. Ленинградской епархии. (Записки протоиерея А.Л. о русской церковной жизни первой половины XX века, стр.26–27. Рукопись). В конце 1927 года вместе с епископом Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому) и образовал т.н. иосифлянский раскол. 17/30 декабря 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 января 1928 года лишил его титула Копорского и предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от раскольников и продолжал служить в состоянии запрещения. Епископ Сергий так и остался в иосифлянском расколе. В 1930 году он был лишен физической возможности управлять отошедшими в раскол. Год смерти неизвестен. Литература: ФПС I, стр.8. ФАМ I, 235, стр.19. «Урал. Церк. Вед.» (обновл.) 1928, 5–6, стр.7. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.22. Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.262–263, 265, 267, 273, 306, 351. 1930 wurde er verhaftet. Regel’son 448 , 464, 478 , 542 . M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 96, 496f, 505. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 179, 197–202. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Последний список составлялся мной для истории православной церкви. Составляя списки действующих архиереев, я имел в виду определить необходимое большинство для выборов патриарха опросным порядком, но лично я, конечно, не имел намерения производить опрос архиереев. Вопрос: Кого Вы имели в виду в качестве кандидата в патриархи? Ответ: Лично я имел в виду митрополита Сергия Страгородского. Вопрос: Вопрос о присвоении митрополиту Сергию Страгородскому звания патриарха уже обсуждался? Ответ: Специального обсуждения этого вопроса в моем присутствии не было. Однако 8-9 марта 1936 года на собрании по случаю юбилея митрополита Сергия Страгородского этот вопрос возник в форме тоста, произнесенного киевским митрополитом Константином Дьяковым, выразившим пожелание, чтобы Страгородский был патриархом. На этом юбилее присутствовало около 25 человек, из числа которых я помню ленинградского митрополита Алексея Симанского, казанского митрополита Серафима Александрова, епископов Сергия Воскресенского7, Ивана Широкова и священника Лебедева. Так как со стороны присутствующих никаких возражений против этого не было, у меня сложилось впечатление, что вопрос о присвоении митрополиту Сергию Страгородскому звания патриарха возбуждается с ведома гражданской власти. Вопрос: Какие практические задачи преследовались избранием патриарха? Ответ: Избрание патриарха могло бы повести к объединению вокруг него всех церковных течений, ныне находящихся в оппозиции к митрополиту Сергию Страгородскому, и послужить условием для прекращения раскола в православной церкви " 8. Подробные показания о собраниях, на которых поднимался вопрос о патриаршестве, дал и протоиерей Александр Лебедев. 17 апреля 1937 года он показал: " В феврале 1936 года, под предлогом юбилея Страгородского, было устроено собрание, на котором присутствовали: епископ Иосаф Жевахов (б. князь), епископ Борис Шипулин, митрополит Серафим Александров, Алексей Симанский, Константин Дьяков, активный церковник Аксенов из Ленинграда и другие. На этом собрании митрополит Страгородский открыто заявил: " Православная русская церковь не всегда будет находиться в таком плачевном положении - мы еще доживем до времени ее расцвета и объединения " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Г. был уволен на покой. Ежедневно совершал богослужения, кроме литургии, в занимаемой им комнате в коммунальной квартире. Указом 23 сент. 1946 г. архиеп. Кировского и Слободского Вениамина (Тихоницкого) Г. в качестве нештатного клирика получил право совершать праздничные богослужения в Успенской ц. Молотовска, в тот же день Г. получил регистрацию в качестве нештатного клирика Успенской ц. в органах гос. власти (разрешение на возобновление богослужений в храме было получено 13 июля 1946). Отпевание Г. совершил архиеп. Вениамин 20 февр. 1947 г. в Успенской ц. Молотовска. (В справке о регистрации Г., возвращенной в Кировский облисполком (ГА Кировской обл. «Наблюдательное дело Успенской православной церкви города Нолинска. Нач. 12 июня 1946»), указана неверная дата кончины архиерея - 19 марта 1947.) Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 88. Л. 56 [Послужной список Г. от 10 нояб. 1931]; Д. 88. Л. 65 [Рапорт 322 временно управляющего Вятской епархии Котельнического еп. Никифора митр. Сергию. 8 апр. 1929]; Д. 46. Л. 17 [Распоряжение 291 еп. Никифора благочинным Нолинского округа. 1 апр. 1929]; Д. 46. Л. 25 [Донесение 8 Г. еп. Никифору. 7 апр. 1929]; Д. 46. Л. 27-28 [Сведения о Г.]; Д. 105. Л. 83-85 [Прошение еп. Никифора митр. Сергию. 22 февр. 1929]; Д. 1. Л. 205 [Указ МП 1199. 13 июня 1932]; Д. 1. Л. 228 [Указ МП 715. 8 мая 1934]; Д. 96. Л. 16 [Список викариатств Кировской епархии]; Д. 99. Л. 93 [Вятский временный епарх. совет. Книга входящих бумаг на 2 янв. 1929-19 сент. 1934]; Д. 105. Л. 142 [Докладная записка прот. Александра Серебреникова Вятскому и Слободскому архиеп. Евгению (Зёрнову). 12 апр. 1934]; Д. 105. Л. 147 [Распоряжение архиеп. Евгения Г.]; Д. 105. Л. 143-144 [Рапорт Г. архиеп. Евгению. 8 мая 1934]; Д. 216. Л. 7-8 [Ответ Г. на запрос архиеп. Киприана (Комаровского). 18 июля 1935]; Д. 262. Л. 54 [Рапорт 280 архиеп. Киприана митр. Сергию (Страгородскому). 20 апр. 1937]; Д. 262. Л. 89 [Рапорт 532 Кировского временного епарх. совета митр. Сергию (Страгородскому)]; Д.

http://pravenc.ru/text/164251.html

Линия на восстановление иерархического начала в Церкви пробивала себе дорогу и позднее. Поместный Собор 1945 года окончательно прервал революционно-обновленческую направленность предыдущих соборов. В его документах Церковь именовалась уже не «Российской», а «Русской». Отменялась реформистская модель церковного управления, копирующая светские парламентские институты, повышалась роль архиереев. Важным достижением на пути аутентификации Церкви стало утверждение в 2000 году Основ социальной концепции Русской Православной Церкви с экклесиологическим подходом к социальным вопросам. Все эти шаги были бы невозможны без усилия Патриарха Сергия (Страгородского). Его заслуги неоценимы. За отрицанием подвижнических деяний Сергия, как правило, стоит застарелая досада партии Февраля по поводу того, что церковная преемственность устояла, не прервалась, а Церковь пережила двойную смену режима и соединила Россию дореволюционную с Россией советской и постсоветской. В общественном сознании утвердилось понятие «Патриарх Победы» — так называют патриарха Алексия I (Симанского), который благословлял бойцов, возвращавшихся с фронта. Но в равной мере это понятие можно отнести и к Патриарху Сергию. И, безусловно, весьма символично, что автором мраморного надгробия над могилой Святейшего Патриарха Сергия в левом приделе Богоявленского собора является великий русский архитектор Алексей Щусев, причем это была его последняя работа. На открытии памятника Патриарху Сергию (Страгородскому) в Арзамасе Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время. Как Предстоятель Церкви, он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси». Трудными стезями шли праведники и подвижники Русской Церкви в периоды смут. Подвиг Патриарха Гермогена в ХХ веке был повторен Патриархами Тихоном (Белавиным) и Сергием (Страгородским). Их труды спасли Церковь, а Церковь в свою очередь не дала распасться «цепи времен» русской истории.

http://sinfo-mp.ru/velikaya-missiya-patr...

Чтобы избежать вмешательства таких безответственных людей в общецерковные дела и предотвратить возможное возникновение разногласий, Синод сам взял на рассмотрение вопрос об объединении с Московской Церковью и после длительного обмена мнениями решил обратиться к заместителю Патриарха Московского митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой признать Эстонскую Апостольско-Православную Церковь автономной Церковью в общении с Московской Церковью на тех основаниях и условиях, которые были предусмотрены в письме покойного Патриарха Тихона от 28 июня 1920 г. 1780 87 , в прежних границах и с оставлением находящихся на местах службы архипастырей и впредь на своих местах. Такую же точку зрения по этому вопросу приняло также общее собрание членов Синода и священства 27 декабря 1940 г. На основании решения Синода 16 ноября 1940 г. я отправил заместителю Патриарха Московского митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо 2139. Но в Москве к нам не отнеслись приветливо, с христианской любовью, а все наши докладные пренебрежительно оставили без рассмотрения и удовлетворения. Когда меня в конце марта 1941 г. вызвали телеграммой в Москву, я там еще надеялся достичь исполнения наших желаний. Однако решение уже было заранее заготовлено, и мои докладные оставили без внимания: нашу Церковь приняли в единство с Московской Церковью не как автономную Церковь , в качестве каковой она действовала в течение 20 лет, но только как епархию, руководителем которой, именуемым экзархом, назначили митрополита Сергия (Воскресенского), «согласно желанию верующих Эстонской Апостольско-Православной Церкви», как выразился заместитель Патриарха митрополит Сергий (Страгородский) в п. 2 соответствующего указа. А поскольку имеющимися в Эстонии православными верующими, за исключением только членов печорского прихода 40 мучеников, горячих почитателей «солнца сталинской конституции», никакого подобного желания высказано не было, то назначение на должность экзарха основано на доводах, которые не соответствуют истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1907 г., к 10-летию хиротонии, «при особом адресе митры от имени Союза русского народа». Миссионерский опыт Н. был востребован, когда остро встал вопрос о создании заслона на северо-западе России «панфинско-лютеранской пропаганде». Для изъявления чувства преданности правосл. карел рус. монарху в кон. 1907 г. по инициативе архиеп. Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) было основано правосл. Карельское братство. Архиеп. Сергию требовался энергичный сотрудник в соседней епархии, и Н. перевели, как он сам выразился, «с высот Урала в низины Олонии» - в «подстоличную Сибирь». С 28 нояб. 1908 г. Н.- епископ Олонецкий и Петрозаводский. 21 дек. того же года выехал из Перми; имел остановки в Ярославле, Москве и С.-Петербурге. 20 янв. 1909 г. прибыл в Петрозаводск. После воскресной вечерней службы 25 янв. впервые посетил Назарьевский Братский дом. Это вошло в традицию: вечером по воскресеньям архиерей служил в малом (Воскресенском) соборе, а затем вместе с богомольцами шел в лекционный зал. Кроме еженедельных чтений, в Братском доме проводились мероприятия, имевшие большое церковно-общественное значение. В авг. 1909 г. в нем проходили миссионерские курсы, к-рые вели приглашенные из столицы лекторы В. М. Скворцов и Н. М. Гринякин. 16 нояб. того же года Н. председательствовал на торжественном собрании Олонецкого епархиального училищного совета, посвященном итогам развития церковно-школьного дела в епархии за 25 лет, со времени издания Положения о церковных школах, 19 февр. 1911 г.- на акте по случаю празднования 50-летия освобождения крестьян. 18 апр. 1913 г. возглавил акт открытия Общества изучения Олонецкой губ., избран почетным членом об-ва. В июне 1909 г. в Кашине Н. участвовал в торжествах по случаю восстановления церковного почитания блгв. кнг. Анны Кашинской . На обратном пути в Петрозаводск посетил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . Там 17-19 июня под председательством архиеп. Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) впервые прошел братский съезд епископов 3 епархий с карельским населением (Финляндской, Олонецкой и Архангельской).

http://pravenc.ru/text/2565316.html

Зарубежные служения архимандрита Сергия (Страгородского) не только дали ему уникальный опыт выживания Церкви во враждебной среде, но и поставили перед необходимостью избавляться от завезённых из России собственных внутренних стереотипов, в частности, от традиционных представлений о нормах литургического благочестия. В Японии он описывал это так: «Воскресенье. О. Николай служил обедницу, а я говорил проповедь на дневное Евангелие (Ин 3:13–18) “О Христе — едином нашем Спасителе и Исцелителе от всех уязвлений диавола (между прочим, о необходимости причащения)”. Народу было столько же, что и вчера, только лица всё новые: вчерашние, должно быть, домовничали. Между прочим, была одна христианка Мария, которая украдкой от мужа убежала в церковь. Муж её — человек состоятельный и даже образованный, но до крайности не любящий христианства и потому всячески препятствующий своей жене быть христианкой. Она, однако, до сих пор выдерживает его нападения и от веры не отрекается. Поддерживают её и христианки, посещают, приглашают к себе в дом, этим обходным путём попадает она и в церковь: и в этот раз отпросилась у мужа с одной христианкой. Ей хотелось исповедоваться и причаститься, но ко всенощной сегодня прийти она не могла, муж не отпустит завтра к обедне. Делать нечего, пришлось её освободить от всенощной: лучше причаститься хотя бы и без всенощной, чем совсем остаться без причастия. Притом ещё неизвестно, будет ли она в состоянии причаститься в следующий приезд о. Николая. Для русских покажется, может быть, очень необычным такое причастие без приготовления, но не везде можно требовать всего, здесь в Японии вообще нет обычая говеть, то есть ходить ко всем церковным службам неделю или около того, да и службы ежедневной нигде нет. Причащаются, когда приедет священник, и всё говение ограничивается только всенощной накануне причастия» 10 . Тем самым опыт японской миссии помог архимандриту Сергию различить главное и второстепенное в тех преданиях, которыми живёт Церковь. Главное — это Христос; всё остальное лишь ведёт к Нему.

http://pravmir.ru/missionerskaya-ikonomi...

Комиссия на своем заседании признала факт незаконного закрытия Воскресенского собора и «указала» председателю Арзамасского райисполкома «на отсутствие политического подхода и допущенные им формальные нарушения установленных законом порядков при закрытии церквей». Однако, учитывая, что «собор фактически ликвидирован» (то есть снята с учета православная община и у нее изъято здание), комиссия постановление президиума Горьковского крайисполкома о закрытии Воскресенского собора утвердила. «Сергиевцам» для культовых нужд общины было передано другое культовое здание. Справедливость была восстановлена лишь в патриаршество Сергия Страгородского , когда собор возвратили верующим. В конце июля 1936 года заканчивался срок ссылки митрополита Петра (Полянского) , церковная общественность с нетерпением ожидала его возвращения. Однако всех ждало разочарование: в сентябре 1936 года НКВД предоставил информацию о смерти митрополита Петра. В связи с этим 27 декабря 1936 года патриархия приняла особый «Акт о переходе прав и обязанностей местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской церкви к заместителю патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) », который к тому времени 11 лет реально возглавлял Русскую церковь 147 . Сергий неустанно служил в храмах Москвы и ближайшего Подмосковья. Вряд ли мы сможем сегодня хотя бы в малой степени представить и ощутить его тяжелые душевные переживания. То были страшные годы в жизни митрополита Сергия Страгородского да и всей православной церкви. Лишь немногие понимали всю чрезвычайность ситуации и как могли поддерживали его. …Был праздничный воскресный день. Отец Сергий (Лебедев), сидя за своим рабочим столом, сосредоточенно разбирал принесенную почту для митрополита Сергия. Неожиданно внизу раздался звонок. Он открыл дверь: на пороге стояли двое – конвоир и… архиепископ Филипп (Гумилевский), о котором с момента его ареста ничего не было известно уже два года. – Владыко, вы… – радостно и изумленно проговорил секретарь митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010