Скачать epub pdf Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Приведенные здесь с небольшими сокращениями письма в 1999 г. были опубликованы издательством «Синтагма» и при этом ошибочно приписаны архимандриту Сергию (Страгородскому) . Настоящий автор писем – архимандрит Сергий (Тихомиров) родился в Новгородской губернии в 1871 г. Пострижен в монахи в 1895 г. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1896). В сане архимандрита с 1899 г. В 1905 г. был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1908 г. направлен в Японию помощником начальника Русской духовной миссии, получив сан епископа Киотоского. По смерти святого равноапостольного Николая Японского – предстоятель Японской Православной Церкви, епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (1912). Архиепископ с 1921 г., митрополит с 1931 г. Вошел в состав Синода, организованного митрополитом Сергием (Страгородским) . С 1940 г. на покое. Скончался 11 августа 1945 г.     Перед нами воспоминания священника, который среди сотен и сотен лиц духовенства был в Сарове и Дивееве в те великие дни, находился не в самом центре событий. При подготовке к изданию мы пытались сократить воспоминания: ведь в книге есть еще несколько воспоминаний священников о тех же самых событиях и фактах. Но обнаружилось, что в той «лирике», которую, казалось бы, и надо сократить, в возвышенных и старомодных словах простого, никому теперь, наверное, не памятного батюшки запечатлелась такая искренность, которая несет на себе печать духовного прозрения. И мы, уверены, что каждый, кто будет в Сарове и Дивееве в 2003 году, читая эти воспоминания столетней давности, найдет там пронзительный отзвук того, что испытал сам и не мог передать словами.     Обрати, благосклонный читатель, свое внимание на главку «Царственные гости на монастырской трапезе». «Кто знал и ведал тогда из всех присутствовавших о том, какие тревожные тучи сгущались на горизонте нашей общественной жизни и какие приближались печальные события? Но сокрыто ли было то от преподобного Серафима, который еще в земной жизни своей уже предвидел и предсказал наступление великой скорби вслед за светлым торжеством?.. О преподобне отче Серафиме! Ты, при жизни своей никогда не отпускавший от себя никого без утешения и многих предварявший своими предречениями об ожидающих печалях, чтобы тем подготовить к ним слабые сердца, мог ли ты теперь быть равнодушным к грядущим событиям, несущим столько скорби сердцу Царя, который явил такую великую, благоговейную любовь к памяти твоей?!» Это ощущения 1903 года, записанные в 1904 году. Две революции, крушение великой России, убиение Царственных страстотерпцев и множества новомучеников, присутствовавших тогда в Сарове, – всё впереди и, конечно, сокрыто мраком неведения от священника, из души которого вырываются эти слова. Но, не ведая, что говорит, он, на месте святе, улавливает пророческое дуновение будущего, самую суть событий...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Тверской (с 1931 Калининской) епархии (см. ст. Тверская и Кашинская епархия ), существовало с перерывами в 1920-1937 гг. Названо по г. Осташкову (ныне адм. центр Осташковского городского окр. Тверской области ). О. в. было учреждено во исполнение постановления патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов ( Бовкало. 1996. С. 340). 8 июня (по др. данным, 18 февр.) 1920 г. во епископа Осташковского был хиротонисан настоятель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни (ныне Осташковский городской окр.) архим. Гавриил (Абалымов). До 1922 г. он продолжал быть настоятелем обители. В состав О. в. входили приходы на территории Осташковского и Ржевского уездов Тверской губ. 24 нояб. 1922 г. арестован временно управлявший Тверской епархией (вместо находившегося в заключении в Москве Тверского архиеп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит)) викарный Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев; впосл. архиепископ). 1 дек. 1922 г. Осташковский еп. Гавриил вступил во временное управление епархией. Однако в связи с неприятием архиереем поддерживаемого властями обновленчества уже 25 февр. 1923 г. он был арестован по обвинению в «совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия», а также в «присвоении себе административных функций» и 16 мая того же года приговорен к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1926 г. архиерея освободили, он возвратился в Тверь, впосл. проживал в Ниловой Столобенской пуст., где 30 июня того же года был вновь арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 г. церковной утвари. Еп. Гавриил был приговорен к 1,5 годам заключения, после освобождения из тверской тюрьмы в кон. 1927 г. некоторое время жил в трудовой коммуне «Божье Дело» при официально закрытой Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни бывш. Осташковского у. (ныне о-в Зосимы и Савватия оз. Вселуг Пеновского р-на). Имеются данные, что в этот период еп. Гавриил примыкал к даниловской группе непоминающих ( Регельсон. 2007. С. 547, 577) и состоял в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) после издания тем «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581653.html

Предстоятель Русской Церкви освятил памятник Патриарху Сергию (Страгородскому) в Арзамасе 13 августа 2017 г. 20:41 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) близ Спасо-Преображенского монастыря г. Арзамаса.   В этом году отмечается 150-летие со дня рождения приснопамятного Патриарха Сергия, уроженца Арзамаса. В церемонии приняли участие: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , все иерархи, прибывшие в Арзамас на памятные торжества, посвященные 150-летию Патриарха Сергия, духовенство Нижегородской митрополии, родственники Патриарха Сергия. Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил монумент освященной водой. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам церемонии: «В течение всего года мы вспоминаем Святейшего Патриарха Сергия, отмечая 150-летие со дня его рождения, но совершенно особым образом мы чествуем его здесь, в Арзамасе, городе, где он родился. И я благодарю владыку Георгия, духовенство, власти и всех вас за хранение памяти о выдающемся сыне нашей Церкви и нашей Русской земли. Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время. Как Предстоятель Церкви он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси. Святейший Сергий достойно прошел свой крестный Патриарший путь. И потому мы, благодарные потомки, вспоминая юбилейную дату со дня его рождения, обращаемся к Богу с молитвой о том, чтобы Он упокоил в Своих небесных обителях душу Святейшего Патриарха Сергия и сохранил вечную благодарную память о нем в наших сердцах.

http://patriarchia.ru/db/text/4981155.ht...

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) 15 мая 2020 г. 14:56 15 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) по случаю 76-летия со дня его кончины. Заупокойное богослужение было совершено в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.  Перед началом литии Святейший Патриарх Кирилл произнес Первосвятительское слово:  «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, 15 мая, мы отмечаем очередную годовщину со дня смерти Святейшего Патриарха Сергия, который скончался в этот день в 1944 году. Патриарх Сергий сыграл совершенно особую, историческую роль в сохранении нашей Церкви в тяжелейшие 20-е, 30-е и 40-е годы XX столетия. Он столкнулся с вызовом, с которым не сталкивался ни один глава Русской Православной Церкви, — он столкнулся лицом к лицу с властью, которая поставила своей целью уничтожение Русской Церкви. Конечно, первым, кто принял этот вызов, был Святейший Патриарх Тихон, но он скончался в то время, когда власть еще не приняла решение, направленное на полное уничтожение Церкви. Именно в 1930-е годы Советский Союз должен был стать полностью атеистическим государством, и митрополит Сергий, в то время Местоблюститель Патриаршего престола, лицом к лицу столкнулся с этой страшной реальностью. У него не было ни власти, ни иных возможностей вступить в непосредственный конфликт с государством, потому что такой конфликт завершился бы просто его физическим устранением. Ему нужно было оставаться в некоем диалоге с государством и максимально использовать самые малые возможности для того, чтобы остановить руку гонителей. Святейший Патриарх, конечно, должен был идти на какие-то компромиссы. Но эти компромиссы никогда не простирались на веру, на церковное устройство, то есть на те фундаментальные истины, на которых и зиждется жизнь Православной Церкви. Он защищал эти истины и эти принципы. Ну, а что касается отношений с властью, то, конечно, в тех условиях не было другого пути, чтобы сохранить Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/5637211.ht...

Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Андрей Горбачев Священномученик Иларион (Троицкий)      В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона , направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых), недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» .

http://pravoslavie.ru/79180.html

Календарь Материалы 2 мая 2006 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Максим Янышевский Начиная с июня 1931 года в Акмолинск начали прибывать под охраной ОГПУ эшелоны с семьями «раскулаченных». Везли их по жарким степям в наглухо закрытых вагонах, где для всего вагона стояла одна туалетная бочка, а норма питьевой воды была – кружка в сутки. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Уже в вагонах люди стали умирать и покойников везли вместе с живыми до места назначения. [Документы истории] 1929 год – Митрополит Кирилл (Смирнов) направил первое письмо митрополиту Сергию (Страгородскому). Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) пишет со ст. Хантайка (Туруханский р-н Красноярского края) свое первое письмо к заместителю местоблюстителя патриаршего престола митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). Так началась знаменитая переписка двух иерархов Русской Православной Церкви, касавшаяся сложных экклезиологических вопросов, в том числе таких, как преемство высшей церковной власти и отношение к церковной оппозиции. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Евгений Поселянин В нашей православной России жизнь Церкви и жизнь народа, жизнь земли были так тесно связаны между собой, что история Церкви Русской есть история самой России. И сколько святынь русских имеют значение общегосударственное, потому что с именем их связано воспоминание о тех знамениях, которые сотворил Господь для спасения России. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Молитвы и возношения за умерших [Встреча с Православием/Православная библиотека] Евгений Поселянин Так как человек состоит из души и тела, то его внутреннее настроение и чувства необходимо выливаются во внешние поступки. До сих пор было говорено только о внутренних настроениях человека, о вере, которая возникает в душе, о порывах к Богу, о невидимой, действующей на человека благодати. Теперь предстоит беседовать о том, какие внешние пути избрала душа человеческая для того, чтобы чувствовать себя ближе к Богу, иметь постоянные напоминания о небе, и какие пути избрала Церковь для низведения на душу человеческую благодати.

http://pravoslavie.ru/archive/060502

В Нижнем Новгороде стартовал восьмой велопробег православной молодежи «Дорога к храму» 21 июля 2017 г. 19:45 20 июля 2017 года в Нижнем Новгороде с территории Спасского Староярмарочного собора стартовал восьмой межъепархиальный велопробег православной молодежи «Дорога к храму». Молебен на начало всякого доброго дела совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Архипастырю сослужили благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, ключарь собора протоиерей Алексий Парфенов, руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой иерей Алексий Калугин и другие клирики епархии. На богослужении вместе с участниками велопробега молились секретарь Нижегородской епархии протоиерей Сергий Матвеев и руководитель епархиального отдела по делам молодежи иерей Андрей Бандин. После молебна правящий архиерей обратился к собравшимся со святительским словом: «2017 год — особый для Нижегородской земли. Мы отмечаем 150-летие со дня рождения нашего земляка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Именно Патриарху Сергию довелось возглавить Русскую Православную Церковь в один из сложнейших исторических периодов — в годы гонений на православную веру, в годы Великой Отечественной войны. Множество мероприятий текущего года в Нижегородской епархии приурочено к этой дате, в том числе и велопробег, в котором вы принимаете участие. Пусть благословение Божие пребывает с вами на протяжении всего пути, и Господь даст вам сил духовных и телесных с молитвой преодолеть все трудности». Велопробег, посвященный 150-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), пройдет по маршруту: Нижний Новгород Богородск Ворсма Павлово Муром Кулебаки Ардатов Дивеево Арзамас Вад Лысково Макарьево Бор Мочальный остров Нижний Новгород. В рамках велопробега 26 июля на Мочальном острове (городской округ Бор) запланирована панихида по невинно убиенным священнослужителям Нижегородской епархии. Панихиду совершит священник Андрей Бандин. Мероприятие организовано в память о священнослужителях и мирянах, пострадавших за веру в эпоху гонений на Церковь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

От Господа стопы человека исправляются… Часть II. 04.09.2023 11:09:27 Архимандрит Платон (Игумнов) Продолжение. Начало  Н. Б.: Получается, отец Платон, по-человечески было бы дерзким – переложить заботу о Церкви земной, Церкви воинствующей – на Промысл Божий (я имею в виду позицию митрополита Сергия (Страгородского): пойти в открытую конфронтацию с советской властью? Я вспоминаю лекции протоиерея Владислава (Цыпина): он рассказывал о группе духовенства и мирян, которая пришла в те годы к митрополиту Сергию и уговаривала его пойти на прямое исповедничества, осуждая его позицию принятия «Декларации», навязанной властью. И слова одного протоиерея: «Владыка, не мы и не вы спасаете Церковь, а Церковь всех нас спасает…» И предлагал ему открыто выступить против власти. Но ведь для некоторых позиция митрополита Сергия (Страгородского) является в какой-то степени камнем преткновения. А. П.: Да, даже находящаяся на Западе Зарубежная Церковь называла эту позицию «сергианством», некоей «идеей сергианства». Я бы не стал называть эту позицию ересью, трудно нам судить. Каждый человек, конечно, должен поступать в соответствии с христианской совестью, но у Первоиерарха, помимо собственной, личной ответственности есть все-таки еще ответственность за существование Церкви как организации – и эта ответственность все-таки не снимается. Поэтому, конечно, он вынужден был в этом отношении допускать какой-то компромисс, чтобы эта организация сохранилась. Так что мы не можем судить нашим, человеческим, судом: тут каждый будет уже отвечать перед Богом в меру той ответственности, которую он имел. Вообще, конечно, ответственность – это великое дело. Ведь за то, что происходит в мире, ответственен не только какой-то конкретный человек, а за это ответственен вообще буквально каждый человек. Мы живем все в одном универсуме мировом, в глобальном универсуме, и за все, что в этом универсуме происходит, за это ответственен любой человек. Потому что любой человек своим умом, своим созерцанием, своей верой, своей молитвой, своими благими делами должен вносить достойный вклад в этот общий универсум: добра, справедливости, правды. А тот человек, который идет на компромисс с грехом, он вносит греховный диссонанс в этот общий универсум. Поэтому каждый человек ответственен за все то зло, которое совершается в мире – буквально каждый человек.

http://radonezh.ru/2023/09/04/ot-gospoda...

Священномученик Иларион (Троицкий) Хочется сказать несколько слов об авторстве одного спорного письма, которое в сборнике документов, составленных М.Е. Губониным, приписывается архиепископу Илариону (Троицкому) , поскольку признание владыки Илариона автором этого письма вносит в позицию священномученика чуждую ему двойственность. Письмо это написано по поводу Декларации об отношении Русской Православной Церкви к советской власти, опубликованной 16/27 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским). Общеизвестен тот факт, что архиепископ Иларион (Троицкий) принадлежал к числу российских архиереев, признающих митрополита Сергия (Страгородского) главой (хоть и временным) Русской Церкви, и относился к так называемому лагерю «поминающих». После публикации нашумевшей Декларации митрополита Сергия с призывом лояльности к Советской власти отношение владыки Илариона к высокопреосвященному Сергию кардинально не изменилось. Не принимая некоторые пункты Декларации, священномученик Иларион, тем не менее, не считал ее содержание достаточным поводом для отделения от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола. «Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола!” – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» Епископ Мануил (Лемешевский) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года получил предложение от митрополита Иосифа (Петровых) примкнуть к нему с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию».

http://pravoslavie.ru/71868.html

Содержание     Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам Предисловие Е.Апушкиной.         По кончине Патриарха Тихона не было возможности созвать, правильный собор для выборов нового Патриарха, потому что большинство архиереев были в тюрьмах и ссылках, да и вряд ли Тучков вообще допустил бы созыв такого собора. У находившегося тогда в Соловецких лагерях архиепископа Илариона (Троицкого) возникла мысль осуществить выборы нового Патриарха путем собирания подписей архиерейских. Он с единомыслящим находящимся в Соловках духовенством написал соответствующее воззвание — обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагал выбрать на Патриаршество преосвященного Кирилла. Воззвание было вывезено из лагеря одним выходившим на свободу архиереем, в чемодане с двойным дном. Было собрано довольно много подписей за кандидатуру митрополита Кирилла, но едва воззвание соловчан попало в руки владыки Сергия (Страгородского), как о нем стало известно властям предержащим, начинание было пресечено, и архиереи, давшие свои подписи, пострадали. Пострадал и инициатор этого дела преосвященный Иларион. Его, полубольного, едва вставшего после тифа, отправили этапом в холодной рясе; больного, его сняли с этапа в Ленинграде, где он и скончался.     Позднее еп. Афанасий писал «Когда митрополит Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий митрополита Петра, мы все признавали митрополита Сергия, как законного руководителя церковной жизни Православной Русской Церкви, первоиерархом которой остается митрополит Петр. Когда же митрополит Сергий, не удовлетворившись тем, что было дано ему и что он мог иметь при жизни законного первоиерарха Русской Церкви, когда в своем журнале он всенародно объявил, что ему, митрополиту Сергию, не только принадлежат все права Местоблюстителя, но что он, «заместитель» облечен Патриаршей властью (ЖМП N 1. С. 3) и что сам наш законный первоиерарх, «митрополит Петр не имеет права вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего заместителя» (Там же), тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признали, что «такое присвоение митрополитом Сергием всех прав первоиерарха при жизни нашего законного канонического первоиерарха митрополита Петра — лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010