составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Краткие биографические данные о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит. В 1889 хиротонисан во епископа Киренского в Иркутске. В 1913–1928 – архиепископ, с 1917 – митрополит Ярославский. В 1922–1926 – в ссылке в Нарымском крае. В 1926 – после освобождения попытался воспринять местоблюстительство, но уступил его ради мира церковного в пользу митрополита Сергия (Страгородского) . 6 февраля 1928 – прервал общение с митрополитом Сергием. 10 мая 1928 – в обращении к митрополиту Сергию заявил, что не прерывает с ним общения и признает его власть как заместителя, но не может исполнять распоряжения заместителя, смущающие народную религиозную совесть и нарушающие каноны. 16 октября 1928 – скончался в Ярославле. Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. 1904 – окончил Московскую духовную академию, 28 апреля 1913 – рукоположен в епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии, в 1921–1926 – епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. В 1922 – признавал обновленческое ВЦУ. В 1927 – архиепископ Хутынский, временный управляющий Новгородской епархией. В 1933–1945 – митрополит Ленинградский, с 1945 – Патриарх Московский и всея Руси. Анастасия (Куликова Анастасия Георгиевна; 1889–1975), схимонахиня. С начала 1900-х годов служила в семье Любимовых. В 1922–1925 – сопровождала протоиерея Димитрия в ссылку. Приняла монашеский постриг. 29 ноября 1929 – арестована вместе с архиепископом Димитрием и о. Петром Белавским. Приговорена к 5 годам лагерей. Андреев Феодор Константинович (1887–1929), протоиерей. В 1913–1918 – доцент по кафедре систематической философии и логики Московской духовной академии. В декабре 1922 – рукоположен во диакона и затем в священника. Служил в Петроградском Казанском соборе, затем в Сергиевском всей Артиллерии соборе. В 1927 – возведен в сан протоиерея. В 1927–1929 – в клире собора Воскресения Христова на крови. 23 мая 1929 скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию От составителя Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Редко говорил Владыка Феофан о Распутине, а если иногда и говорил, то никогда не называл его этим именем. А лишь по имени отчеству или «старец Григорий». И это можно понять только при свете Евангельском, при свете аскетических наставлений Святых Отцев. Они строго воспрещают кого-либо осуждать, даже и самого отъявленного грешника. Право осуждения принадлежит только одному Господу Богу. И всякое осуждение человека человеком всегда обращается в падение самого осуждающего. Не напрасно же сказано Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7, 1–2 ). И можно догадаться, что Владыка Феофан, специально ездивший в Сибирь, на родину Григория Ефимовича для полного ознакомления с его прошлым, собрал там те сведения, которые и не позволяли Владыке в дальнейшем называть Распутина иначе как «старцем». Хотя петербургский период его жизни и был под знаком падения, но под знаком «падения старца». А такое падение, – как говорил Архиепископ, – могло иметь огромные последствия. И в печальной истории падения главную роль сыграло высшее петербургское общество. Оно окружило сибирского крестьянина всеми видами соблазнов. И старец не устоял. Высшее столичное общество, дабы взять в руки этого «фаворита» Царской Семьи, поступило с ним бездушно и духовно жестоко. Там не стеснялись в выборе средств. И эти средства стали для Григория Ефимовича страшным ядом. Под их воздействием он превратился в двуликого Януса. При дворе он был «старцем Григорием», целителем, подававшим надежду на жизнь Наследнику, а за порогом царского дворца, в палатах аристократов он слыл уже «Распутиным». О нем ходили непристойные анекдоты, весело-мрачные рассказы и толки. И об этой трагической двойственности «старца Григория», сокрытой от Царской Семьи, пришлось говорить Преосвященному Феофану Императрице Александре Федоровне. Владыка Феофан хотел, чтобы это представление имело характер мнения Епископата Церкви, и он предлагал членам Святейшего Синода и иным иерархам сделать это сообща, от лица многих. В частности, он предлагал это Архиепископу Сергию (Страгородскому) , в бытность его ректором С.-Петербургской Духовной Академии, с которым имел тесные служебные отношения. Но никто из иерархов Церкви не решился на этот ответственный шаг. Все епископы, с которыми пришлось говорить Владыке Феофану, высказывали одно и то же мнение: «Вы духовник Ее Величества. И это – ваш личный долг».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

Prokl (Chazov Nikolaj Vasil " evi), В von Tichvin, V der Ep. Leningrad Geboren wurde er am 10.10.1943 in Leningrad in der Familie eines Beamten. Nach Abschluß des Technikums diente er von 1964 bis 1967 in der Roten Armee. 1970 trat er in die 2. Klasse des Leningrader GS ein, dann in die dortige GA, die er 1977 mit der Arbeit «Das Evangelium als Basis des moralischen Lebens des Christen» als cand. theol. beendete. Am 5.1.1973 wurde er von M Nikodim (Rotov) zum Mönch geschoren, am 7.1. empfing er die Diakon- und am 11.3.1973 die Priesterweihe. Dann wurde er zum Vorsteher der Pokrov-Kirche im D Koz " ja Gora, obl. Leningrad, bestimmt. 1975 gehörte er zum Klerus der Smolensker Kirche in Leningrad, von 1977 bis 1983 war er Vorsteher der Erlöser-Verklärungskathedrale in Vyborg. 1983 wurde er Vorsteher der Mariä-Geburt-Kathedrale in Novaja Ladoga. 1984 erhielt er als Igumen vom Patriarchen ein Kreuz mit Schmuck. Am 10.9.1987 wurde er zum Bvon Tichvin, V der Ep. Leningrad berufen. Am 12.9.1987 erfolgte die Erhebung zum Archimandriten, die Nominierung fand am 17.10.1987 durch M Aleksij (Ridiger), EB Nikolaj (Kutepov), EB Nikon (Fomiev), EB Ioann (Snyev) u.a. Hierarchen statt, die Bischofsweihe am 18.10.1987 in Leningrad (MP 1988,4,12–17). КРАТКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ГЛАВНЫХ РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ ΦΜП (Рукописный фонд Московской Патриархии) Данный источник содержит в себе сведения из послужных списков действовавших архиереев Русской Церкви и подчинявшихся митрополиту Сергию (Страгородскому) на 1936–1937 гг. Сведения в нем даны о 73-х иерархах, помещенных в источнике в алфавитном порядке имен и фамилий. О каждом архиерее приведены краткие биографические сведения с указанием титула занимаемой последней кафедры, времени рождения, образования, прохождения службы до епископства, года хиротонии и перемещений на ту или иную кафедру. Этот источник, несомненно, имеет большую ценность, как содержащий в себе более или менее точные документальные данные об иерархах указанного периода. Алфавитный список иерархов Православной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

slideshow_new_no=1; slideshow_cur_no=1; slideshow_count=3; slideshow_transition=0; function slideshowTransition() document.getElementById( " df_slide_ " document.getElementById( " df_slide_ " slideshow_transition++; if (slideshow_transition> 5) slideshow_transition=0; document.getElementById( " df_slide_ " +slideshow_cur_no).style.visibility="" ; slideshow_cur_no=slideshow_new_no; clearInterval(slideshowmotion); function DFSlideJump(param,cnt) if (slideshow_transition==0) slideshow_new_no=param; shift_pager=0; if (cnt 19)//document.getElementById( " df_slider_pagebar " " df_slider_pagebar " ).style.left=shift_pager; .ch112_cnvs position: relative; float: left; width: 600px; max-width: 600px; min-height: 100%; text-align: center; margin-left: 0px; margin-right: 0px; margin-top: 0px; margin-bottom: 10px; padding-left: 16px; padding-right: 16px; padding-top: 20px; padding-bottom: 20px; background-color: #ffffff; border-stylw: none; text-decoration: none; p.m_ttl display: inline-block; position: relative; font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 36px; color: #214584; line-height: 36px; text-align: left; margin-top: 20px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; p.m_sttl font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 20px; color: #505050; line-height: 22px; text-align: left; margin-top: 10px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; .m_info font-family: inherit; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 16px; text-align: left; text-decoration: none; margin-top: 5px; margin-bottom: 5px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; a.m_dt:link, a.m_dt:active, a.m_dt:visited, a.m_dt:hover font-family: " oscb " ; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 20px; text-decoration: none; p.m_dscr font-family: " Arial " ; font-size: 14px; color: #445566; line-height: 16px; text-align: left; margin-top: 5px; margin-bottom: 0px; p.m_src font-family: " Arial " ; font-size: 11px; color: #666666; text-decoration: none; margin-top: 15px; margin-bottom: 2px; a.m_bind:link, a.m_bind:active, a.m_bind:visited, a.m_bind:hover position: relative; display: block; float: none; min-height: 45px; font-family: " Arial " ; font-size: 13px; color: #445566; line-height: 15px; font-weight: normal; margin-left: 70px; text-align: left; text-decoration: none; margin-bottom: 15px; img.m_bind_icon position: absolute; top: 0px; left: -70px; width: 60px; height: 45px; border: 18 мая 2020 Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) ВКонтакте

http://religare.ru/2_119389.html

В Нижнем Новгороде принята модель памятника Патриарху Сергию (Страгородскому) 24 мая, 2013. Новостная служба Бронзовый памятник будет установлен в городе Арзамасе, где родился Патриарх Сергий, на площади, носящей его имя. 24 мая. ПРАВМИР. 23 мая в Нижнем Новгороде в творческой мастерской скульптора Вячеслава Потапина на Почтовом съезде состоялась приемка гипсовой модели памятника Патриарху Сергию (Страгородскому), сообщает сайт Нижегородской митрополии . Бронзовый памятник будет установлен в городе Арзамасе, где родился Патриарх Сергий, на площади, носящей его имя. Планируется, что в августе нынешнего года памятник и музей русского Патриаршества в Арзамасе откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Нижегородскую митрополию приурочен к празднованию 110-летия со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Приемку модели памятника возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В мероприятии участвовали Вячеслав Потапин, благочинный Арзамасского округа Нижегородской епархии священник Давид Покровский, директор музея русского Патриаршества архимандрит Тихон (Затёкин), представители администрации Арзамаса, а также Александр Устенко, генеральный директор расположенного в городе Жуковский Московской области скульптурно-производственного предприятия «Лит Арт», где будет отлит памятник. Осмотрев модель, Его Высокопреосвященство рекомендовал скульптору внести в нее небольшие коррективы. Отвечая на вопросы журналистов, глава Нижегородской митрополии рассказал, что работа над памятником началась пять лет назад. В соответствии с проектом высота самого памятника составит 3,6 метра, а вместе с постаментом – 7 метров. Установку памятника в Арзамасе правящий архиерей назвал большим духовным утешением для жителей этого города, которые хорошо помнят и чтут Патриарха Сергия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-nizhnem-novgorode-pr...

Патриарх Кирилл освятил памятник Патриарху Сергию (Страгородскому) в Арзамасе 14 августа, 2017. Новостная служба Арзамас – родина Патриарха Сергия. 14 августа. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) около Спасо-Преображенского монастыря города Арзамаса Нижегородской области.   Предстоятель прочитал молитву на освящение памятника и окропил монумент освященной водой, сообщает Патриархия.ру. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам церемонии: «В течение всего года мы вспоминаем Святейшего Патриарха Сергия, отмечая 150-летие со дня его рождения, но совершенно особым образом мы чествуем его здесь, в Арзамасе, городе, где он родился. И я благодарю владыку Георгия, духовенство, власти и всех вас за хранение памяти о выдающемся сыне нашей Церкви и нашей Русской земли. Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время. Как Предстоятель Церкви он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси. Святейший Сергий достойно прошел свой крестный Патриарший путь. И потому мы, благодарные потомки, вспоминая юбилейную дату со дня его рождения, обращаемся к Богу с молитвой о том, чтобы Он упокоил в Своих небесных обителях душу Святейшего Патриарха Сергия и сохранил вечную благодарную память о нем в наших сердцах. Поздравляю вас сердечно с этим замечательным праздничным днем и с открытием в центре Арзамаса, родного города Святейшего Патриарха, памятника, свидетельствующего о признании его трудов нашими современниками. Храни вас всех Господь!» В церемонии приняли участие: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.  

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-osvyat...

Приложение 3 (к разделу 3.4) Докладная записка справщика Санкт-Петербургской Синодальной типографии Н.Ф. Чуриловского архиеп. Сергию (Страгородскому) и основанное на этой записке решение Синода 458 Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Финляндскому, председателю комиссии по пересмотру церковнобого-служебных книг. Определением Св. Синода от 17 января-3 марта 1909 г. за 270 постановлено: в последующих изданиях Следованной Псалтири изменить дату распятия Господня в святцах, поставив вместо 5533-го года 5541-й год. При применении этого постановления к делу возникает ряд недоразумений, которые и имею честь представить Вам для доклада Святейшему Синоду. 1)      Прежняя дата распятия Спасителя была удобна тем, что она своим 30-м числом марта падала именно на Великую пятницу (день действительной смерти Спасителя), как это легко вычислить по приложенной к Следованной Псалтири пасхальной таблице. Между тем, при новой цифре года, 30-марта, как день распятия Спасителя, падает уже на Великий Понедельник – что недопустимо. Отсюда возникает потребность перенести день распятия Господня с 30-го марта на 3-е число апреля; переносить этот день на какую-либо другую пятницу Великого поста нельзя, потому что тогда может выйти несоответствие с днем еврейской «законной» Пасхи, праздновавшейся в год распятия Спасителя именно во дни Его страданий и кончины. 2)      Пасхальная таблица и даже обыкновенные выходные листы наших богослужебных книг исходят из того положения, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 полных лет и что Спаситель родился в начале 5509-го года; иначе не могли бы совпадать между собой високосные годы ветхозаветного и христианского летоисчислений. С другой стороны, принято за обычай считать, что Спаситель прожил на земле полных 33 года и умер на 34-м году Своей жизни. А в таком случае выйдет, что Спаситель был распят в 5542-м году от сотворения мира. День Великой пятницы в этом году приходится на 26 марта. 3) Оставлять день распятия Спасителя под 30-м марта неудобно еще и потому, что цифра эта находится в противоречии со следующими словами, напечатанными в тех же святцах при Следованной Псалтири, под самим заголовком месяца марта: «В сей день (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В Арзамасе состоялся VIII Международный фестиваль-конкурс православной и патриотической песни «Арзамасские купола» 31 июля 2017 г. 12:25 29-30 июля 2017 года в городе Арзамасе (Нижегородская обл.) состоялся VIII Международный фестиваль-конкурс православной и патриотической песни «Арзамасские купола». Конкурс, который проводился по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия , приурочен к Дню Крещения Руси, празднованию в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского и торжествам, посвященным 150-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) — уроженца Арзамаса. Фестиваль «Арзамасские купола» — часть региональной программы «Нижегородский край — родина Патриарха Сергия (Страгородского)», осуществляемой при поддержке правительства Нижегородской области и Международного грантового конкурса «Православная инициатива» . Организаторами фестиваля выступили Нижегородская митрополия , Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского, администрация города Арзамаса. В жюри вошли признанные специалисты в области культуры, профессиональные авторы-исполнители, музыканты, поэты, композиторы и священнослужители. Среди них — заслуженный деятель искусств России Григорий Гладков, автор и исполнитель духовных песен, член Союза композиторов России протоиерей Геннадий Ульянич, актеры театра и кино Александр Михайлов и Елена Черняк, лауреат всероссийского конкурса вокалистов, клирик Нижегородской епархии протоиерей Олег Серняев. На заочный тур конкурса, проходивший с 1 мая по 25 июня, было подано 183 заявки из 22 регионов России. В очном туре принял участие 41 исполнитель из Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской, Самарской, Тульской, Челябинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Республики Марий Эл, а также из Белоруссии, Молдавии и Казахстана. 29 июля в концертном зале арзамасского Дома культуры «Ритм» жюри оценивало творческие номера в номинациях «Авторская песня», «Сольное пение» и «Вокальные ансамбли». В завершение каждого выступления конкурсантам вручали диплом участника и памятный подарок. По окончании творческих испытаний участники фестиваля побывали в Арзамасском театре драмы на спектакль «Исповедь», посвященный Патриарху Сергию (Страгородскому).

http://patriarchia.ru/db/text/4973879.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010