17 апреля – день памяти патриарха Алексия I . В России о нем написано не так много, хотя он возглавлял Русскую Церковь в течение 25 лет. Патриарху Алексию выпала задача исключительная по своей сложности – свидетельствовать о Боге в годы большевистских гонений; добиваться признания Церкви со стороны государства, провозгласившего атеизм официальной идеологией; укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели». Человек «другого времени», иной культуры и воспитания, он смог подняться над собой ради того, чтобы из «обломков» церковного здания начать выстраивать всё заново в диалоге с государственной властью. На середину минувшего столетия в нашей стране пришлась не одна, а две «исторические битвы»: за право на физическое существование народа и за возможность духовного рождения в святом крещении, и успех второй оказался связан с исходом первой. Для Церкви это означало «сражение на два фронта». Перелом В сентябре 1943 года в Кремле состоялась встреча, обозначившая смену курса в отношениях Церкви и государства. Сталин впервые принимал Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и сопровождавших его архиереев – Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) . Предметом обсуждения стали темы, о которых несколько лет назад нельзя было и помыслить. Перемена, обусловленная тем, что помощь государству и советской армии, организованную Русской Православной Церковью, не замечать было уже невозможно. С внешней стороны обстановка беседы была подчеркнуто благожелательной. Сталин «участливо» интересовался проблемами, стоявшими перед Церковью, выразил одобрение в отношении восстановления Патриаршества и учреждения Святейшего Синода, не возражал против открытия храмов и возобновления приходской жизни, а в ответ на вопрос митрополита Алексия о возможности возвращения из мест заключения и из ссылки ряда священников предложил представить ему список для рассмотрения. Один момент обнаружил внутреннее напряжение встречи – когда митрополит Сергий коснулся темы, связанной с подготовкой священнослужителей (духовные образовательные учреждения давно были упразднены) и осторожно поставил вопрос о возможности открытия нескольких епархиальных библейских курсов. Сталин вдруг оживился настолько, что предложил возобновить духовные академии и училища, и митрополиту Сергию срочно пришлось дезавуировать возможный «подтекст», ссылаясь на то, что пока у Церкви «нет достаточных средств» для осуществления столь «крупных задач». Лишь тогда, когда «вождь» подтвердил, что в любом случае «возражений у правительства не будет», гости могли вздохнуть свободно.

http://pravoslavie.ru/60869.html

6 января 1919 год – Святейший Патриарх Тихон освобожден из-под домашнего ареста. 1934 год – Будучи проездом в Москве, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) посетил митрополита Сергия (Страгородского). Священномученик Кирилл (Смирнов) Состоявшимися переговорами оба иерарха были неудовлетворены: каждый остался при своем мнении относительно интересов Русской Церкви и способов ее сохранения в условиях атеистического государства. Из ссылки в Туруханском крае митрополит Кирилл был освобожден 15 ноября 1933 г. В этот день он получил паспорт на год и выбрал местом проживания г. Гжатск. В январе 1934 г. он поселился в Гжатске и восстановил письменное общение с епископами Афанасием (Сахаровым), Николаем (Добронравовым), Дамаскином (Цедриком), Парфением (Брянских), Серафимом (Самойловичем), Иоасафом (Удаловым). В феврале 1934 г. митрополита Кирилла здесь посетил епископ Дамаскин (Цедрик). Постепенно вокруг митрополита Кирилла сплотились оппозиционные иерархи, к нему обратились ряд оппозиционных митрополиту Сергию церковных иерархов с просьбой вступить в права местоблюстителя патриаршего престола. Однако митрополит Кирилл не счел это возможным до тех пор, пока жив митрополит Петр или пока сам митрополит Петр не отказался от своего местоблюстительства. Иное поведение митрополит Кирилл считал нарушением церковного строя. 1937 год – В СССР проведена Всесоюзная перепись населения. В ее анкету по предложению И. В. Сталина впервые был включен вопрос о религиозной принадлежности, на который должны были отвечать все граждане, достигшие 16-летнего возраста. Их ответы на этот вопрос должны были ясно показать, насколько успешной была политика советского государства, направленная на уничтожение Православной Церкви и на утверждение в качестве официальной идеологии воинствующего безбожия. Перепись обнаружила размеры неуспеха строительства безбожного социализма в стране. Население страны осталось в основе своей православным, сохранив национальные духовные корни. Такие результаты не могли быть обнародованы и, следовательно, стать достоянием международной общественности. Сталин запретил публиковать результаты переписи 1937 г., а ее организаторов объявил вредителями. Все они подверглись различным репрессиям. Вместе с тем сам Сталин прекрасно понимал, что запрещенная им перепись раскрывала истинное положение дел. Верующие оставались той силой, с которой, несмотря ни на что, приходилось считаться властям предержащим.

http://pravoslavie.ru/5318.html

В Кирове прошел крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), Киров, 1 июля 2005 г . Крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского и Воткинского, прошел 30 июня в Кирове. В молитвенном шествии участвовали большая часть клириков Вятской епархии и около тысячи верующих города, сообщает Патриархия.Ru. Крестный ход перенес раку с мощами из Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Макарьевской слободы в восстанавливаемый Преображенский женский монастырь на противоположном берегу реки Вятки. В течение трех часов молитвенное шествие прошло по центральным улицам города; по пути следования было перекрыто движение автотранспорта. Молитвенное шествие ознаменовало важный этап восстановления Преображенского монастыря — насельницы переходят туда на постоянное место жительство. Они считают, что воссоздание обители совершалось во многом благодаря молитвам священноисповедника Виктора. По словам настоятельницы игуменьи Софии (Розановой), переезд был бы немыслим без небесного покровителя, который является для сестёр «духовной опорой». Священноисповедник Виктор (Островидов) родился в 1875 году в семье сельского псаломщика в Саратовской губернии. В 1903 г . был пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха; в 1919 г . хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В годы гонений играл важную роль в управлении епархией. В начале 1927 г . назначен правящим архиереем новообразованной Воткинской епархии с кафедрой в г. Глазов. Получив декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти, епископ Виктор не пожелал ее принять и отослал обратно в Москву. Священный Синод предостерег епископа Виктора от сеяния смуты, а в июле 1927 года упразднил Воткинскую епархию. «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим, и для всех нас вожделенным нам первопастырем, и одно воспоминание святейшего имени Вашего вливало в сердца наши бодрость и радость, —  писал епископ Виктор митрополиту Сергию в 1927 году. — И вдруг — такая печальная для нас перемена: умы наши колеблются, сердца потеряли опору и чувствуется, что мы снова остались без руководителя и защитника от нападающих на нас, — и это с тех пор, как окружили Вас советчики Ваши» («Новые мученики российские», сост. М. Польский).

http://pravoslavie.ru/13967.html

В преддверии Пасхи состоится премьера многосерийного фильма о первых христианах Москва, 13 апреля 2006 г . Кадр из фильма " Идущие на смерть " В Страстную седмицу (17-22 апреля 2006 года) состоится телепремьера 5-серийного художественно-публицистического фильма «Паломничество в Вечный город» режиссера Владимира Хотиненко, сообщает Седмица. Ru.   Фильм «Паломничество в Вечный город» – совместный проект телеканала «Россия» и кинокомпании «Православная энциклопедия», будет транслироваться с понедельника по четверг (17 по 20 апреля) в вечернем эфире телеканала «Россия» в 22:55 с ежедневным повтором в утренние часы в 9:45.   На сьемочной площадке фильма " Паломничествов Вечный город " . В. Хотиненко, К. Занусси Показ последней, 5-й серии фильма состоится в Великую субботу 22 апреля в 16:00   В Великую субботу же в 13:20 на телеканале НТВ будет показан фильм «Ангел Русской Церкви против «Отца всех народов», посвященный Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому).   Кадр из фильма " Апостол Петр " 14 апреля телеканал «Россия» и Кинокомпания «Православная Энциклопедия проведут пресс-конференцию, посвященную премьерному показу фильма «Паломничество в Вечный город». Пресс-конференция состоится 14 апреля в 14:00 в зале коллегий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.   Адрес: Страстной бульвар, 5 Аккредитация по телефону - 920-10-06 В пресс-конференции примут участие: Кадр из фильма " Покровительницы небесные " Антон Златопольский, Генеральный директор «Телеканала «Россия» Михаил Швыдкой, Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергей Шумаков, Генеральный продюсер «Телеканала «Россия» Сергей Кравец, художественный руководитель кинокомпании «Православная энциклопедии», генеральный продюсер фильма Владимир Хотиненко, режиссер-постановщик фильма Ведущие: Ирина Купченко, Юрий Соломин   В марте 2006 года кинокомпания «Православная энциклопедия» совместно с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», телеканалом «Россия», Федеральным агентством по культуре и кинематографии, при финансовой поддержке ОАО «Газпром» и компании «Базовый элемент», завершила работу над 5-серийным художественно-публицистическим фильмом «Паломничество в Вечный город», посвященным истории христианства в Риме в первые века по Рождеству Христову.

http://pravoslavie.ru/17024.html

В Токио отметили 75-летие Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви 9 сентября 2013 г. 14:51 5 сентября 2013 года архиепископу Токийскому, митрополиту всей Японии Даниилу исполнилось 75 лет. По этому случаю в Токио по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была направлена делегация Русской Православной Церкви во главе с наместником Новоспасского ставропигиального монастыря епископом Воскресенским Саввой , викарием Московской епархии . Епископ Савва прибыл в Токио 7 сентября. В поездке его сопровождали сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский и помощник наместника Новоспасского монастыря Александр Гуляев. В аэропорту Нарита делегацию Русской Православной Церкви встречали настоятель подворья Русской Православной Церкви протоиерей Николай Кацюбан, клирик Японской Церкви священник Иоанн Оно, первый секретарь Посольства России в Японии С.А. Сухоруков. Епископ Савва и сопровождающие его лица направились в Воскресенский кафедральный собор в Токио, известный в столице Страны восходящего солнца как храм Николая (Николай-до) по имени принесшего в Японию свет Святого Православия равноапостольного архиепископа Николая (Касаткина), где поклонились его честным мощам. В резиденции Токийских архиепископов гостей тепло приветствовал митрополит Даниил. Он просил епископа Савву передать Святейшему Патриарху глубокую сыновнюю признательность за направление делегации и поздравление. Вечером того же дня епископ Воскресенский Савва возглавил совершение всенощного бдения в Александро-Невском храме в районе Мэгуро — подворье Русской Православной Церкви в Токио. 8 сентября в Воскресенском кафедральном соборе Токио прошли торжества по случаю 75-летия митрополита Даниила. Предстоятель Японской Церкви возглавил совершение Божественной литургии в сослужении архиепископа Сендайского Серафима , епископа Воскресенского Саввы, а также архимандрита Герасима (Шевцова), клириков Японской Автономной Православной Церкви. За богослужением иерархи и духовенство совершили заупокойную литию по Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) в связи с отмечаемым 70-летием его восшествия на Патриарший престол. В начале ХХ века Патриарх Сергий служил в Японии, помогая равноапостольному Николаю в деле проповеди благовестия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/3218986.ht...

В Токио отметили 75-летие Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Москва, 10 сентября 2013 г. 5 сентября 2013 года архиепископу Токийскому, митрополиту всей Японии Даниилу исполнилось 75 лет. По этому случаю в Токио по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была направлена делегация Русской Православной Церкви во главе с наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископом Воскресенским Саввой, викарием Московской епархии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Епископ Савва прибыл в Токио 7 сентября 2013 года. В поездке епископа Воскресенского сопровождали сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский и помощник наместника Новоспасского монастыря Александр Гуляев. В аэропорту Нарита делегацию Русской Православной Церкви встречали настоятель Подворья Русской Православной Церкви протоиерей Николай Кацюбан, клирик Японской Церкви священник Иоанн Оно, первый секретарь Посольства России в Японии С.А. Сухоруков. Епископ Савва и сопровождающие его лица направились в Воскресенский кафедральный собор в Токио, известный в столице Страны восходящего солнца как храм Николая (Николай-до) по имени принесшего в Японию свет Святого Православия равноапостольного архиепископа Николая (Касаткина), где поклонились его честным мощам. В резиденции Токийских архиепископов гостей тепло приветствовал митрополит Даниил. Он просил епископа Савву передать Святейшему Патриарху глубокую сыновнюю признательность за направление делегации и поздравление. Вечером того же дня епископ Воскресенский Савва возглавил совершение всенощного бдения в Александро-Невском храме в районе Мэгуро — Подворье Русской Православной Церкви в Токио. 8 сентября 2013 года в Воскресенском кафедральном соборе Токио прошли торжества по случаю 75-летия митрополита Даниила. Предстоятель Японской Церкви возглавил совершение Божественной литургии в сослужении архиепископа Сендайского Серафима, епископа Воскресенского Саввы, а также архимандрита Герасима (Шевцова), клириков Японской Автономной Православной Церкви. За богослужением иерархи и духовенство совершили заупокойную литию по Патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) в связи с отмечаемым 70-летием его восшествия на Патриарший престол. В начале ХХ века Патриарх Сергий служил в Японии, помогая равноапостольному Николаю в деле проповеди благовестия Христова.

http://pravoslavie.ru/63990.html

Вечера на даче Екатерины Гениевой Маленькая Катя обижалась на будущего отца Александра Меня за то, что он отказывался с ней играть, будучи полностью поглощенным чтением… 10 июля, 2015 Маленькая Катя обижалась на будущего отца Александра Меня за то, что он отказывался с ней играть, будучи полностью поглощенным чтением… Мигель Паласио, российско-колумбийский историк, публицист, сотрудник Общецерковной аспирантуры — вспоминает о Екатерине Юрьевне Гениевой, скончавшейся накануне от тяжелой онкологической болезни Мигель Паласио Сейчас особенно вспоминается мой приезд — всего пару недель назад — на дачу к Екатерине Юрьевне и ее супругу Юрию Самуиловичу. Дача эта расположена в старом интеллигентском поселке на 43 км Ярославской дороге в Подмосковье. Екатерина Юрьевна провела на 43 км немалую часть своего детства в гостях у бабушки — Елены Васильевны Гениевой. Только что прошел дождь, природа дышала свежестью. Мы много говорили о духовных людях, с которыми жизнь сводила Екатерину Юрьевну. Одна из первых — схиигумения Мария из Катакомбной церкви ( именование представителей российского духовенства, которые начиная с 1920-х годов отвергли подчинение митрополиту Сергию (Страгородскому), и перешли на нелегальное положение, своим каноническим главой считая патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) — прим.ред  ), жившая в небольшом домике в Загорске. Туда Катю привозили совсем маленькой. А на даче Елены Васильевны, и это Екатерина Юрьевна хорошо помнит, тайно собирались члены Катакомбной Церкви для совершения богослужений. Екатерина Юрьевна показала мне часть залы, в которой устраивался алтарь. Бывал там и отец Сергий Дурылин, литературовед, исследователь Лермонтова, поэт. Его с Еленой Васильевной связывала давняя дружба и активная переписка. В домашней библиотеке Гениевых подолгу засиживался один духовный сын Катакомбной Церкви — черноволосый молодой человек, читавший одну за другой книги, в том числе дореволюционные, и писавший свою собственную книгу о Христе. Звали его Алик Мень — будущий знаменитый пастырь и теолог протоиерей Александр Мень. Маленькая Катя обижалась на Алика за то, что он отказывался с ней играть, будучи полностью поглощенным чтением.

http://pravmir.ru/vechera-na-dache-ekate...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLIX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLIX 170-172 НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика «НЕПОМИНАЮЩИЕ» движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ католич. догмат о том, что Дева Мария, от века предызбранная Богом стать Матерью Спасителя НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НЕРЕДИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ см. Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь НЕРЕЗИ муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви НЕРИ Филиппо Ромоло (1515-1595), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 26 мая), основатель конгрегации ораториан НЕРОН Клавдий Цезарь Август Германик (37-68), рим. император (с 13 окт. 54), последний представитель династии Юлиев-Клавдиев, традиционно считается 1-м правителем Римской империи, организовавшим офиц. преследование христиан НЕРОНОВ Иоанн (в крещении Гавриил, в монашестве Григорий; 1591 - 1670), протопоп, в конце жизни архимандрит переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт.

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

На портале Седмица.ru в открытом доступе размещена полная версия 1-го выпуска журнала «Вестник церковной истории» (2006, 1) 28 апреля 2009 г. 11:05 На интернет-портале Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Седмица.ru в открытом доступе размещена полная версия 1-го выпуска журнала «Вестник церковной истории» (2006, 1) . В дальнейшем редакция Седмицы.ru планирует разместить на сайте в pdf-фopмame все опубликованные к настоящему времени номера «Вестника». Номер 1-й «Вестника церковной истории» открывается обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к читателям, в котором Первосвятитель выражает надежду, что журнал будет способствовать возрождению и развитию церковно-исторической науки. Древнерусский период истории Церкви представлен в номере публикацией, посвященной истории Вологодского подворья Кирилло-Белозерского монастыря в XV начале XVIII в. В материале представлены 37 не изданных ранее архивных документов. Тема истории православных обителей продолжена в статье, посвященной монастырям Псковской земли в XVI в. Целый ряд материалов освещает культурную жизнь России XVI начале XVII вв. В номере также представлены исследование о литературных контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова Обнорского монастырей в 1-й половине XVI в., нашедших отражение в житии преподобного Павла Обнорского, новые данные об итальянском периоде жизни прп. Максима Грека, история подготовки первого русского издания Кормчей книги. Значительная часть 1-го выпуска «Вестника церковной истории» посвящена русской истории XX столетия. Редакция журнала преступила к публикации документов из Архива Патриаршей канцелярии, которые в 2004 г. были переданы в Архив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» решением Святейшего Патриарха Алексия II. В 1-й выпуск журнала вошло 14 документов 1925-1926 гг., адресованных Патриаршему Местоблюстителю священномученику Петру (Полянскому) и заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). К тому же хронологическому периоду относится публикация игумена Митрофана (Шкурина) «Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922-1929 годах: По материалам Антирелигиозной комиссии». В номере опубликованы история духовных школ Русской Православной Церкви в 1943-1949 гг., а также большая группа документов, относящаяся уже к более позднему времени 1947-1949 и 1982-1985 гг. Эти материалы отражают историю создания православной общины в Калининградской области.

http://patriarchia.ru/db/text/630706.htm...

Париж. Кафедральный собор Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В июне 1930 года, после того как митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчинёнными ему приходами и клиром решил выйти из юрисдикции Московского Патриархата, шесть мирян отказались поддержать это решение (пятеро из них — члены Братства во имя святого Фотия). Эти шесть человек сообщили о своём решении заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и Митрополит Сергий благословил митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому) осуществлять духовное окормление верующих, пожелавших остаться в лоне Русской Православной Церкви. Со временем к ним присоединились священники, а также епископ Вениамин (Федченков). 3 января 1931 года Администрация приходов Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Московского Патриархата, и 6 января поступил указ о запрете митрополита Евлогия и о назначении экзархом Западной Европы митрополита Елевферия. Во время Великого поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире. В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов (20−25 человек), оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. На rue Pétel, 5 был арендовано помещение, раньше служило подвалом велосипедной фабрики. Храм расположился в подвале. Храм, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имел двойное наименование — в честь Трех вселенских учителей и святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в знак верности Вселенскому Православию, а также во имя святителя Тихона Задонского, чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне Русской Православной Церкви. В храме были освящены два алтаря. В верхнем помещении решили устроить трапезную и монашеские кельи. Душой и вдохновителем этого дела был епископ Вениамин. Освящение и первое богослужение было совершено в день Пасхи Христовой в 1931 году.

http://sobory.ru/article/?object=37430

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010