Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК Прп. (пам. греч. 20 мая). Архиеп. Сергий (Спасский) ошибочно утверждал, что под этой датой в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., Петровом Прологе 1240 г. и славяно-рус. нестишных Прологах отмечена память прп. Марка Афинского . На самом деле в этих памятниках нет уточнения, что речь идет именно о Марке Афинском: «...преподобного Марка еримита» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74; Mateos. Typicon. T. 1. P. 296); «...преподобного отца нашего Марка пустынника» ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 246). Отождествление исследователями этого М. с прп. Марком Афинским, видимо, связано с тем, что в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) под 20 мая указана память «Марка Тармакайя» (Марк Афинский подвизался на горе Тармака). В ряде визант. Синаксарей имя Марк приводится без эпитета (SynCP. Col. 697-698). Наиболее полная информация об этом святом находится в визант. стишном Синаксаре (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), где М. назван анахоретом, «скончавшимся в мире» (Ibid.), и приводится посвященное ему двустишие. В переведенном со стишного Синаксаря в XIV в. в слав. стишном Прологе говорится: «Святыи Марко пустинныи, миром успе» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 54). Т. к. Патмосский список Типикона Великой ц. под 21 мая приводит память «святого мученика Марка вместе со святыми Калитинскими» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74), И. Делеэ отождествил М. с Марком Пастырем из дружины мучеников, пострадавших в Калите (Калуте) (см. ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики), хотя визант. календари единодушно называют М. преподобным, а не мучеником. В наст. время исследователи склоняются к мнению, что М. нельзя отождествлять с др. одноименными святыми. Так, иером. Макарий Симонопетрит считает, что М. не является одним лицом с прп. Марком, память к-рого отмечается 5 марта. Ист.: SynCP. Col. 697-700; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 117. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 150; Sauget J.-M. Marco di Atene, eremita sul monte Tarmaqa, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 703; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 304; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 233. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2620303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ СИНКЛИТИКИ [Греч. Ο γιοι μρτυρες, ο π τς συγκλτου βουλς] († между 320 и 324 ?) (пам. греч. 2 нояб.). Краткие сведения об этих святых содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 189-190 и в ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 524), где говорится, что они являлись членами синклита, т. е. сената, и за веру во Христа были усечены мечом. Традиционно считается, что М. с. пострадали вместе с мучениками Евдоксием, Аттиком, Агапием, Катерием (пам. визант. 2 нояб.) при имп. Лицинии (по др. версии - при имп. Деции ) в Севастии (архиеп. Сергий (Спасский), митр. Софроний (Евстратиадис)). Однако в кратких синаксарных сказаниях о Евдоксии и воинах, пострадавших с ним, М. с. не упоминаются. Лишь в нек-рых источниках говорится, что вместе с Евдоксием и его дружиной мн. другие верующие во Христа были преданы огню (Минологий Василия II: PG. 117. Col. 141; текст дополнен миниатюрой, где изображено большое число святых в огне). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. с. содержится под 2 нояб. с указанием, что они были усечены мечом. Однако в сказании о святых сообщается, что они были брошены в огонь ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 15). Вероятно, М. с. и мч. Евдоксий с дружиной пострадали в разное время, однако из-за того, что их память в визант. церковных календарях обозначена под одной датой, в нек-рых синаксарных заметках сведения об этих 2 группах мучеников были объединены. Текст сказания о Евдоксии с дружиной в славяно-рус. нестишном Прологе представляет собой перевод Синаксаря, аналогичного Vat. gr. 2046, Fol. 64b-d, XII-XIII вв.; в конце сказания говорится, что святые пострадали «с инеми многыми веровавшими в Христа» (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 290-294). В ВМЧ под 2 нояб. внесены память и сказание о мч. Евдоксии и дружине из греч. нестишного Пролога (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 47-48) вместо текста из стишного греч. Пролога, снова повторяется заметка из нестишного (Там же. Стб. 71) с незначительными разночтениями. В «Новом Синаксаре Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит поместил память М. с., усеченных мечом, перед памятью Евдоксия с дружиной, сожженных заживо. Лит..: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 341-342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 308; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 23. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАР, ДИМИТРИЙ, ДОНАТ, ДАНАКТ, МЕСИР И ФЕРИН Вáрвар, Димитрий [Димитрион], Донат, Данáкт, Мéсир и Ферúн , мученики (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая). Время мученической кончины неизвестно. В., Дан., М. и Ф. были усечены мечом, а Д. и Дон. пронзены стрелами. Празднование им совершалось 6 мая в построенном в их честь храме, в к-польском квартале Девтерон (SynCP. Col. 662). В визант. календарях X-XI вв. память В. всегда указывалась отдельно от остальных мучеников: под 5 мая в Типиконе Великой ц. X в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 68; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 282), в синаксарях Paris. Nat. gr. 1587, XII в., Bodl. Auctar. T. 3. 16, 1307 г. и др., под 8 мая - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 666). Но впосл. она была соединена с памятью вышеуказанных мучеников. Если в греч. стишном синаксаре (Paris. Nat. Coislin. 223, 1301 г.) память В. стоит 6 мая после этой дружины мучеников, но еще отдельно от нее (SynCP. Col. 661), то в «Синаксаристе» Никодима Святогорца это уже одна дружина мучеников. Вместе они приводятся в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса и в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. В ряде визант. рукописей (Sinait. gr. 606, XI в., Paris. Nat. gr. 1566, XIV в.) под 7 мая помещен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом «Σεπτος παιν Βαρβρου πστει πνους. Ιωσφ» (Пречестные восхваляю Варвара болезни веры. Иосиф), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισωμεν τ Κυρ» (    ), нач.: «Στφος δικαιοσνης κ ζωαρχικς χειρς» (Венец правды от животворящей руки) (Ταμεον. Σ. 197). Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 102; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 43-44; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 26; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 99; SynCP. Col. 661-662, 666. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов2. Т. 2. С. 133; Т. 3. С. 166-167; Janin. Églises et monastères. P. 94; idem. Barbarus (1)//DHGE. T. 6. Col. 591; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 612; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 69-70. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ, ГАИЙ, ЗОТИК [греч. Δσιος, Γος, Ζωτικς; лат. Dasius, Gaius, Zoticus] († 303), мученики Никомидийские (пам. 21 окт.). Их имена впервые появляются в Сирийском Мартирологе кон. IV-V в. под 21 тишри первым, что соответствует 21 окт. Под этой же датой Д., Г. и З. упоминаются в Мартирологе блж. Иеронима с уточнением, что они пострадали в Никомидии, где к их дружине также причислены 12 воинов. В Бернском списке Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.) после Д. также значится имя Омет (Ometis), появившееся здесь по ошибке переписчика. Эта неточность исправляется на основе Эхтернахского списка Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.), где вместо Омета указан Дасий комит (в искаженной форме Dasci cometis). Существует также краткое греч. Житие этих святых, на основе к-рого были составлены синаксарные сказания. Согласно им, мученики во время языческого празднества низвергли лежащие на алтарях идолов приношения, за что были привлечены к суду. Судья подверг Д., Г. и З. различным мучениям: подвешивал на дыбе, вырывал волосы и затем, привязав им на шею камни, приказал утопить в море. Согласно Житию, мученики принадлежали к числу придворных и попали под гонение на придворных христиан в Никомидии, случившееся после двукратного пожара в никомидийском дворце имп. Диоклетиана , о к-ром сообщают Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6) и Лактанций в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 15//PL. 7. Col. 216 (рус. пер.: Лактанций. О смертях преследователей. 1998. С. 158-161, лат. текст: Там же. С. 65-66). Ист.: BHG, N 492; ActaSS. Oct. T. 9. P. 11-14 [синаксарные сказания]; AnBoll. 1901. Vol. 20. P. 246-248 [греч. Житие]; MartHieron. P. 124; MartRom. P. 467; SynCP. Col. 154; ЖСв. Окт. С. 494; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 22. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Delehaye H. Commentarius perpetuus in Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. Brux., 1931. P. 565; Breviarium Syriacum/Ed. L. Duchesne//MartHieron. P. LXI-LXII (рус. пер.: Древнейший вост. месяцеслов по сирской рукописи 411-412 г.// Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 633). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 972; Dettori G. Dasio, Zotico e Gaio//BiblSS. Vol. 4. Col. 485; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 86. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/171410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Домнин [греч. Δομννος; лат. Domninus] († 307), мч. (пам. греч. 5 нояб.), пострадал с др. мучениками и исповедниками в Кесарии Палестинской. В визант. синаксарях под 5 нояб. помещено сказание о мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской от архонта (префекта) Палестины Урбана. Первым из пострадавших назван Д., к-рый сначала был приговорен к работам на медных рудниках, а потом сожжен. В нек-рых версиях его имя помещено отдельно, а затем повторяется в сказании о кончине мучеников Феофима, Тимофея и Филофея - юношей, к-рые в качестве наказания по решению Урбана участвовали в гладиаторских представлениях. Тогда же префект приказал подвергнуть различным мучениям др. христиан: престарелого пресв. Дорофея, Картерия и Евпсихия. Он отправил на рудники в пустыне Юж. Палестины Сильвана, 3 христ. девственниц - содержателям блудниц. Мн. др. христиане были по приказу Урбана брошены в темницу, в т. ч. сщмч. Памфил. Это сказание базируется на сообщении из соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где повествуется о суде над христианами, устроенном Урбаном 5 нояб. 307 г. в Кесарии Палестинской, когда он за 1 день осудил мн. христиан. Этот рассказ Евсевия представлен в краткой и полной редакциях, а также сир. переводе. Имена Сильвана и Памфила присутствуют в синаксарях под 5 нояб. только потому, что упомянуты Евсевием вместе с Д. и остальными. Они пострадали в др. время и имеют особые дни памяти. Памфил († 309, пам. 16 февр.) находился с Д. в темнице в Кесарии, а Сильван (впосл. епископ Газский; † 311, пам. 4 мая), будучи еще пресвитером, был осужден Урбаном вместе с Д. на работы в рудниках. Память Д. под 5 нояб. присутствует также в Мартирологе Иеронима, где местом его страдания ошибочно названа Кесария Каппадокийская, а также в одном из дополнений к Мартирологу Узуарда. Имя Д. упоминается также и в древнерус. памятниках, напр. в месяцеслове при Остромировом Евангелии. Кроме того, сказание об этой дружине, заимствованное из Минология имп. Василия II, находится в рукописных слав. прологах, откуда перешло в ВМЧ. Ист.: Acta SS. Nov. T. 3. P. 46-54; SynCP. Col. 195-197; History of the Martyrs in Palestina by Eusebius, Bishop of Cesarea/ed. W. Cureton. L., 1861. P. 24, 50-51; MartHieron. Comment. P. 587; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345. ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Кол. 147. Mateos. Typicon. P. 88-89. Лит.: Peetrs P. De SS. Domnino et sociis martyrubus in Palestina//MartRom. Comment. P. 171, 499; Violet B. Die palästinischen Märtyrer des Eusebius vom Cäsarea. Lpz., 1896. S. 58-60, 114. (TU; 14, 4). Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ († 356/7), мч. (пам. зап. 26 марта), иподиак. Александрийской Церкви. Сведения о нем передает свт. Афанасий I Великий в соч. «История ариан» ( Athan. Alex. Hist. arian. 60). Е., характеризуемый как «прекрасный служитель Церкви», был схвачен арианами во время преследования православных в Александрии при поддержке дукса Севастиана, присланного рим. имп. Констанцием II . Севастиан был назначен дуксом в июне 356 г., наиболее жестокие притеснения православных с его стороны имели место при возведении на Александрийскую кафедру Георгия Каппадокийца (356-361), избранного арианами на место свт. Афанасия. Еп. Георгий в сопровождении военного отряда под командованием Севастиана прибыл в Александрию 24 февр. 357 г. Свт. Афанасий в «Защитительном слове о бегстве своем» ( Athan. Alex. Apol. de fuga sua. 6) описал гонения на православных после Пасхи и Пятидесятницы, инициированные Севастианом и еп. Георгием. К этому времени, как правило, исследователи приурочивают и мученичество Е. Иподиакон был до полусмерти избит воловьими жилами, после чего, не давая ему залечить раны, гонители направили его на рудники Фено (Палестина), отличавшиеся особо суровыми условиями. От полученных ран Е. скончался в дороге. Заступившиеся за него 4 мужа, в т. ч. некий Ермий, ухаживавший за лежачими больными, также подверглись жестокому бичеванию, но в конце концов были освобождены. На основании рассказа свт. Афанасия память Е. «с дружиной» была включена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 26 марта. Возможно, на выбор даты повлияло указание Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.), где в нек-рых рукописях 27 и 28 марта значится память некоего «епископа Евтихия», сведения о котором отсутствуют (SynCP. Col. 564-566). Ист.: Athan. Alex. Hist. arian. 60; idem. Apol. de fuga sua. 6; MartRom. P. 113. Лит.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 620-621; Mai. T. 5. P. 27-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 654; Janin R. Eutychius (3)//DHGE. T. 16. Col. 92; Bertocchi P. Euthichio di Alessandria//BiblSS. Vol. 5. Col. 320-321. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1525318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНАИДА [греч. Ζηνας], мц. (пам. греч. 5, 6, 7 июня). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях упоминается о том, что З. была чудотворицей и ее почитание было распространено в К-поле, где 6 июня в посвященном ей храме в квартале Василиска совершался синаксис (торжественное богослужение). В календарях имя З. нередко ошибочно присоединяется к дружинам св. жен, памяти к-рых отмечаются под этими числами: Кесарие-Палестинских мучениц Валерии, Кириакии и Марии , учениц сщмч. Панкратия Тавроменийского - Есии и Сосанны , 5 дев-мучениц (Марии, Марфы и с ними пострадавших; в ряде визант. календарей - жен-мироносиц Марфы и Марии), Салернских преподобномучениц Архелаи, Феклы и Сосанны , а также Персидской мц. Мамелхвы , мц. Ираиды, мц. Потамиены, прп. Севастианы чудотворицы. В ряде агиографических памятников упоминается только имя З.: напр., 5 июня - в мраморном Неаполитанском календаре IX в.; 7 июня - в печатной греч. Минее (Венеция, 1591) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . В греч. стишных синаксарях (5 июня) ей посвящено отдельное двустишие. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 6 июня ее память отделена от памяти 5 дев упоминанием Есии и Сосанны (SynCP. Col. 733). В Минее XIV в. (Paris. gr. 1566) содержится служба (6 июня), составленная в честь З., мц. Мамелхвы Персидской и 5 дев-мучениц свт. Георгием , еп. Никомидийским (Ταμεον. Σ. 212). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония З. ошибочно объединена (под 5 июня) с мученицами Валерией, Кириакией и Марией. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 621-622; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 79; SynCP. Col. 732-733, 736; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 308; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 189. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 169, 171-172; Т. 3. С. 212-213; Janin. Églises et monastères. P. 240-241; Ζηνας//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1223; Sauget J.-M. Zenaide, Ciria, Valeria e Marcia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1465-1466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 162. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, 38 [Греч. Μρτυρες τρικοντα κτ] (IV в.) (пам. греч. 31 марта; пам. визант. 30, 31 марта). Память М. содержится в ряде древних визант. памятников под 31 марта: в Типиконе Великой ц., IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в., SynCP. Col. 576). Сказание о М. включено под 30 марта в синаксари семейства В (по классификации И. Делеэ ). Согласно данному тексту, это был воинский отряд, к-рый пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363) в Каппадокии. М. вдохновил подвиг 40 Севастийских мучеников : они предстали перед игемоном и исповедали себя христианами. Их подвергли пыткам, бросили в тюрьму, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 377-380). Митр. Софроний (Евстратиадис) обратил внимание на Минею XIV в. из Великой Лавры на Св. Горе (Ath. Laur. I 70), где под 16 марта содержится общая память мч. Савина Гермопольского, мч. Менандра и 38 мучеников, и предположил, что они являются одной дружиной святых. Согласно тексту из афонской Минеи, мученики пострадали в период гонений Диоклетиана в Гермополе, в Египте. Возможно, в Гермополе пострадали др. 38 мучеников, но более вероятно, что составитель Минеи ошибочно объединил сведения о мч. Савине со сведениями о мч. Менандре и 38 мучениках, память к-рых отмечается 31 марта. В греч. стишных синаксарях говорится, что М., скончавшиеся от усекновения мечом, были родственниками (чего нет в др. источниках); эти сведения впосл. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 170). Память М. содержится в Успенском списке ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 26-31. Л. 957c), однако она не указана в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 92-93; Т. 3. С. 107-108; SynCP. Col. 571-576; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 319, 332; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 318. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2564432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ, АЛЕВТИНА И ХИОНИЯ [Греч. Παλος, Αλεβτνα (?) κα Χιονα] († нач. IV в.), мученики (пам. 16 июля). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» (гл. 8) есть рассказ о Еннафе, Валентине и Павле (см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла ), чья память указана под 10 февр., однако во многих византийских и нек-рых зап. Синаксарях она отмечена также под 15, 16 и 18 июля. Кроме расхождения в днях памяти при ее перенесении в Синаксари и Минологии наблюдается также искажение имен мучеников, что привело к почитанию неск. дружин: Еннафы, Валентины и Павлы (Павла) - 10 февр., П., А. и Х.- 16 июля и Павла, Валентины и Феи - 18 июля. Имя Валентина в сирийском переводе сказания об этих мучениках получило форму Алевтина. Имя Еннафа связано с именем древней семит. богини Анат, культ к-рой был распространен на Ближ. Востоке, в т. ч. в Палестине; в сказаниях, помещенных в визант. Синаксарях под 15, 16 и 18 июля, эта мученица названа Феа (Θα), т. е. «богиня» по-гречески. В славянских источниках помимо 10 февр. закрепилась также память Еннафы, Валентины и Павла под 16 июля, причем под этим числом приводится правильное имя Павел (а не женское имя Павла, как под 10 февр.), однако вместо имени Валентина взято искаженное Алевтина. Остается непонятным, каким образом сир. форма попала в слав. агиографические собрания. В ВМЧ митр. Макария под 16 июля помещена память Павла, Елентии и Феонии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 315 (2-я паг.)). Вероятно, имя Феа на каком-то этапе было заменено слав. переписчиком на имя Феония, а позже стало употребляться в более распространенной форме Хиония. Т. о. под 16 июля в календаре РПЦ оказалась дружина П., А. и Х. В греч. печатных минеях закрепилась память Павла, Валентины и Феи под 18 июля. Однако очевидно, что существовала только 1 дружина, в к-рую входили Еннафа, Валентина и Павел; единственным источником сведений о ней является сочинение Евсевия Кесарийского. Ист.: ActaSS. Iul. T. 6. P. 163-166; Eusebius Caesariensis. History of the Martyrs of Palestine/Ed. E. W. Cureton. L., 1861. P. 26-31; Delehaye H. Eusebii Ceasariensis «De martyribus Palestinae» longioris libelli fragmenta//AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 113-139; PG. 117. Col. 544 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 455-456, 822-826, 829-830, 1026; MartRom. P. 330; MartRom. Comment. P. 305-306, 519; MartHieron. Comment. P. 379; ЖСв. Июль. С. 603. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65; Sauget J.-M. Paulo, Valentina, Thea (Ennata) e compagni//BiblSS. Vol. 10. Col. 310-313. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578539.html

Второй праздник в честь Казанской иконы Божией Матери установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия Поляков в 1613 году. По низведении с престола царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1610 году, Россия, междуцарствием, расстройством гражданского порядка, внутренней изменой и крамолой предана была в руки самозванцев и врагов внешних – Шведов и ненавистных Поляков, которые грабили, жгли города и сёла, овладели Москвой и привели отечество на край погибели и поругания. Народ Русский почувствовал своё унижение и несчастье. В разных местах начали составляться ополчения для избавления столицы и отечества от неистовых врагов. Тогда и Казань выказала своё усердие к отечеству, особенно после бывшей в ней измены, и выслала (в 1612 году) свои дружины к Москве с образом Казанской Богоматери. Ратники начали иметь великую веру к образу Пречистой. От него были многие чудеса. Прибывшие к Москве дружины со святой иконой, помощью Небесной Заступницы, 26-го мая отбили у Поляков Новодевичий монастырь и взяли в плен две роты Ляхов и 500 Немцев. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с Казанским протоиереем и принесён в Ярославль. В это время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Рать пожелала иметь икону с собой, а в Казань послали список с неё. Движимые чувством благочестия, для испрошения помощи свыше в своём правом деле, предки наши наперёд обратились с постом и молитвой к Господу и Пречистой Его Матери. Всему православному воинству и народу заповедали тридневный пост и учредили торжественное молитвословие. Бог услышал молитвенный вопль болезнующих об отечестве и Церкви. Преп. Сергий явился Арсению, архиепископу Елассонскому, пришедшему в Россию с Греческим патриархом Иеремией, бывшему потом епископом Суздальским (1612–1613), находившемуся в плену у Поляков, и объявил, что Господь по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев России – Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град Российский возвратит православным христианам. Божественное видение, исцелившее недуг святителя, удручённого врагами, скоро сделалось известным Российскому воинству. Ободрённые воины мужественно приступили к Москве в 1612 г. 20 августа; снова отняли у неприятеля Девичий монастырь, который после первого освобождения от врагов опять занят был ими; прогнали гетмана Ходкевича от Москвы; находившихся в Москве врагов совершенно стеснили и морили голодом; 22 октября 1613 г. освободили Китай-город. Поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, сами сдали Кремль и униженно испросили у Пожарского пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010