Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПОРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии, существовало в авг. 1927 - янв. 1928 г., названо по с. Копорье (ныне Ленинградской обл.) (крепость Копорье была основана в 1279). Единственным архиереем, занимавшим кафедру, был еп. Сергий (Дружинин) . С 1920 г., будучи архимандритом, он служил настоятелем приходской ц. во имя прмч. Андрея Критского вблизи ст. Володарская (Сергиево), в 3 км от с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. Обновленческое Высшее церковное управление архим. Сергий категорически отверг, и приход ц. прмч. Андрея Критского стал одним из учредителей т. н. Петроградской автокефалии, активно боровшейся с обновленчеством . 23 нояб. 1924 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон возглавил в Москве хиротонию архим. Сергия во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии. Поскольку по мирному договору 1921 г. Советская Россия уступила Нарву Эстонии, еп. Сергий продолжал служить в храме на ст. Володарская. В авг. 1927 г. указом заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) еп. Сергий был уволен на покой с титулом «епископ Копорский» (о том, что в 1927 Сергий был «заштатным епископом Копорским», говорится в деянии заместителя Патриаршего местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода от 29 марта 1928 - Акты свт. Тихона. С. 587). Возможно, смещение еп. Сергия произошло по желанию управлявшего Ленинградской епархией Петергофского еп. Николая (Ярушевича) . Вскоре после зарождения иосифлянства , 26 дек. 1927 г., еп. Сергий вместе с Гдовским еп. Димитрием (Любимовым) подписал акт об отделении от заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия. 30 дек. постановлением заместителя Патриаршего местоблюстителя и Синода еп. Сергий был запрещен в священнослужении и, «устрашенный наказанием», временно отмежевался от иосифлян. После письма бывш. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) от 7 янв. 1928 г. с одобрением отхода от митр. Сергия Копорский епископ вернулся к единомышленникам. В результате заместитель местоблюстителя и Временный Патриарший Синод 25 янв. постановили еп. Сергия, «давшего обещание отмежеваться от раздорников и быть верным и послушным сыном православной Церкви и высшей церковной иерархии, но не исполнившего данного им обещания и продолжающего служить в состоянии запрещения… лишить титула Копорского, оставив на покое под запрещением и предать его каноническому суду православных епископов» (Там же. С. 565). Еще одним постановлением митр. Сергия и Синода, от 11 апр. 1928 г., эти прещения были оставлены в силе.

http://pravenc.ru/text/2057196.html

Храм святых Петра и Павла в Шуваловском парке: новые этапы просветительской деятельности октября 2014 В одном из живописнейших мест Санкт-Петербурга, в глубине Шуваловского парка поселка Парголово стоит  построенная в 1845 году в готическом стиле православная  церковь во имя святых апостолов Петра и Павла . Несмотря на то, что храм находится в  удаленном от жилых районов месте и не может похвастаться многочисленностью прихожан, деятельность прихода продолжает  возрастать и обретает новые формы развития. С 12 октября в Петропавловском  храме для прихожан организован цикл лекций, посвященных изучению Священного Писания, смысла и значения Божественной литургии и истории Церкви. Лекции читает настоятель храма, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии  игумен Силуан (Туманов) . Первая лекция была посвящена основным принципам и истории формирования канона книг Нового Завета.  Проведение лекций и бесед планируется каждое воскресенье после Божественной литургии и общей трапезы. Приглашаются все желающие. Ответственным за катехизаторскою деятельность на Приходе недавно назначен алтарник храма Антоний Мороз. Для  подготовки к Таинству  Крещения на приходе организовано проведение  огласительных бесед, которые проводит клирик храма иерей Сергий Чеча-ничев по субботам  с 16:00. Уже более  трех лет на приходе   работают православные просветительские   курсы. В этом году  занятия начинаются с  23 октября и будут проводятся каждый четверг с 18:00 до 19:30 в помещении часовни святой Ольги при 2-й городской многопрофильной больнице. Занятия проводятся по следующим дисциплинам: пастырское слово (преподаватель - игумен Силуан (Туманов), Священнная История Ветхого и Нового Заветов (преподаватель -  иерей Сергий Чечаничев ), церковнославянский язык (преподаватель - Н. Н. Дружкова), литургика (преподаватель - алтарник Антоний Мороз).  При храме работает организованный еще прежним настоятелем архимандритом Нектарием (Головкиным) в 1995 году подростковый Военно-патриотический клуб " Дружина святости и чести " . В целях подготовки  юношей к службе в армии преподается военное дело. Регулярно организуются военно-полевые выходы в лес, работает секция спортивной практической стрельбы из стрелкового оружия в тире г. Сертолово. Проводятся экскурсии в воинские части. Так же " Дружина "  участвует в соревнованиях между военно-патриотическими клубами, организуемых отделом Епархии по взаимоотношениям с вооруженными силами.  Координирует работу " Дружины " попечитель клуба Лидия Васильевна Дорошенко.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tserkov-sv...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами известный исторический сюжет, в основу которого положено «Житие Сергия Радонежского» и «Сказание о Мамаевом побоище». Описание Акварель А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем» написана по мотивам одного из самых возвышенных житийно-исторических преданий: Житии Сергия Радонежского. Она отражает известный эпизод истории России, сделавшийся стечением времени одной из опор национального самосознания. Благословив князя, святой Сергий предрек ему победу и то, что сам он вернется с поля битвы невредимым. 8 сентября 1380 года русское воинство, под предводительством князя Дмитрия Донского, разгромило орду Мамая. Это была великая победа,  Русь почувствовала себя свободной. В центре картины — фигуры князя, склонившего голову, и преп. Сергия Радонежского, которого не случайно называли «игуменом земли русской» — столько было у него учеников. Известен Святой Сергий был и как мудрый политический деятель, прозорливость его во многом предостерегала и помогала князю вести успешно свои дела на государственном поприще. Преп. Сергий благословляет князя на подвиг, поскольку настал решительный момент — быть или не быть русскому государству, Православной вере. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской… «Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде…. За Сергием стоят братья обители — один с иконой, а другой — с чашей святой воды. Вот-вот отец настоятель будет благословлять и окроплять всё русское воинство — в лице той дружины, которая приехала в монастырь вместе с князем. Ещё чуть дальше, у стены келии изображены монахи-воины — Пересвет и Ослябя, которые отправятся вместе с князем на битву с Мамаем. Как известно, именно Пересвет (в схиме — Александр) в самом начале битвы сразился с Челубеем и сразил его.

http://azbyka.ru/art/svv-dmitrij-donskoj...

Февраля 22 (7 марта) Преподобномученик Сергий (Букашкин) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Сергий родился 23 января 1884 года в селе Чертаново Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Букашкина и при крещении был наречен Иоанном. До тринадцати лет Иван проживал в родительском доме, а потом был отдан ими в Чудов монастырь, что располагался в Московском Кремле. Здесь отрок выполнял клиросное певческое послушание. Проучившись три класса в Духовной семинарии, послушник Иоанн сдал экзамен на звание учителя начального училища. В 1914 году он был пострижен в монашество и наречен Сергием. В 1916 году из Чудова монастыря монаха Сергия перевели в Московский Покровский монастырь, где в том же году он был рукоположен во иеродиакона. После закрытия монастыря иеродиакон Сергий в 1919 году был назначен служить в Преображенскую церковь в селе СпасОсташевское Волоколамского района Московской области. В 1930 году его рукоположили во иеромонаха к тому же храму. В 1935 году он был награжден наперсным крестом. В феврале 1937 года отец Сергий был назначен служить в храм во имя преподобного Александра Свирского в селе НовоАлександровка Шаховского района. Летом 1937 года безбожная власть начала очередное, на этот раз самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь . Следователем НКВД в январе 1938 года были вызваны на допрос лжесвидетели, которые подписали протоколы допросов, необходимые для ареста отца Сергия. Один из лжесвидетелей на требование рассказать, что известно ему о контрреволюционной деятельности священника, ответил: «Проживая в селе Ново-Александровка, Букашкин как в самом селе, так и в окружающих селениях группирует вокруг себя верующих и ведет среди них агитацию за веру в Бога, в то же время ведет контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти, проводимых на селе. Так, в декабре 1937 года он около церкви среди верующих, прося помощи духовенству и церкви, среди группы верующих говорил: «Жизнь для нас в условиях советской власти стала очень плохая, советская власть нас задушила налогами окончательно. Если вы, верующие, не поможете духовенству и храму сему, то из-за неуплаты налога церковь закроют». После этого под руководством церковной старосты среди верующих был произведен сбор сельскохозяйственных продуктов и средств в помощь духовенству и церкви. В октябре 1937 года я, как начальник добровольной пожарной дружины, будучи в церкви для проверки печей, предложил священнику все печи, имеющиеся в церкви, привести в порядок, во избежание возникновения пожара. Священник Букашкин по данному вопросу мне говорил: «Я и так все до копейки от дохода сдаю советской власти, меня и без этого кругом всего обобрали, и средств на ремонт у меня нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородские. Память Н. и Д. находится в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (1-я четв. XVIII в.) без хронологических указаний, нек-рые списки содержат дополнение: «...ихже мощи неизвестно где» (см. список Отенских святцев: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199. Л. 28 об.). Существующее в историографии мнение (отраженное, в частности, в издании «Книги, глаголемой Описание о российских святых»), согласно к-рому Д. является учеником прп. Александра Свирского Дионисием Островским, на материале известных в наст. время источников подтвердить невозможно. В одних списках «Книги, глаголемой…» перечень учеников св. Александра отсутствует, в других указаны отдельно Новгородские преподобные Н. и Д., а также ученики прп. Александра, среди к-рых есть Дионисий, но нет Никона (перечислены преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий (Описание о российских святых. 466)). В старообрядческих святцах Ф. П. Бабушкина XIX в. (БАН. Дружин. 131), вероятно, вслед за «Книгой, глаголемой...» под днями памяти соименных святых помещены: 3 окт.- память Дионисия (Л. 29 об.), под 17 нояб.- память Никона, прп. Новгородского (Л. 62). В святцах 1-й трети XVIII в. с пасхалией, дополненных Бабушкиным (БАН. Дружин. 736. Л. 22), под 17 нояб. почерком кон. XVIII - нач. XIX в. приписана память и Д. и Н. Ист.: Описание о российских святых. 137, 466; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 490, 498. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167, 402; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. А. А. Романова Иконография В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. встречаются предписания об изображении Д. (под 3 окт.) и Н. (под 16 нояб.). Первый святой именуется Новгородским, описывается таким образом: «…подобием рус, брада Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 98-99). О 2-м в старообрядческой рукописи 30-х гг. XIX в. сказано: «Сед, брада менши Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 87; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2577569.html

Ныне у нас праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Празднование сей иконы в нынешний день установлено вот по какому обстоятельству: около трех столетий тому назад умер российский царь Феодор Иоаннович, и не стало в русском царстве нашем законного царя, и не было тогда никакого порядка. На русском престоле стали появляться цари-самозванцы, и много наругались над православной верою нашею. Воры и разбойники денно и нощно творили разбои и грабежи; за обиженных некому было заступиться; и плохо стало жить добрым людям. Наконец, непрошенные и незванные, с великою силою нахлынули к нам в Россию давнишние ваши недруги, поляки. Завладели они нашими городами и самою Москвою. Им хотелось на русский престол возвести польского царя и вместо православной веры нашей ввести у нас свою латинскую веру. Стали они хулить нашу веру, насмехаться над нашими предками, грабить и убивать без милосердия, поджигать села и города. Многие со страху бросили свои дома, убегали в леса, в глухие места, и там голодные умирали. Так плохо было тогда нашим предкам. И вот, чтобы избавиться от поляков и постоять за свою православную веру, наши предки возложили свое упование на помощь Божию; они воодушевились и стали собирать войска против поляков, по городам составлялись ополчения. В сие-то время и казанцы послали свою дружину на помощь русским и, на радость нашим предкам, благословили свою дружину новоявленною Чудотворною иконою Божией Матери, и самую икону вручили ей в поход. Увидев Казанскую икону, наши предки весьма возрадовались, укрепились верою в помощь Божию и Божией Матери. Но прежде, чем выступить против поляков, они положили на себя строгий, трехдневный пост, и с теплыми молитвами и слезами обратились к Царице Небесной, прося Ее помощи. И Господь услышал их молитву. В одну ночь препод. Сергий явился греческому святителю Арсению, в то время находившемуся в Москве, в плену у поляков, и сказал ему, что, по молитвам Божией Матери и московских святителей: Петра, Алексия и Ионы, Господь низложит врагов и русскому воинству дарует победу. Войска наши воодушевились и с удивительною храбростью бросились на поляков, и 22-го октября 1613 г. поляки были прогнаны из Москвы и побеждены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРОВИЙ И ГОРДИАН [Греч. Μακρβιος κα Γορδιανς] (1-я четв. IV в.), мученики Новодунские (пам. 13 сент.). Пострадали во время гонений на христиан при имп. Лицинии (308-324). Согласно сказанию из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.), М. происходил из Каппадокии, Г.- из Пафлагонии, оба были очень красивыми и благочестивыми юношами. Они прислуживали во дворце Лициния за трапезой. Император лично пытался убедить любимых слуг отречься от Христа, но, не добившись этого, приказал арестовать М. и Г. и отправить в Скифию (рим. пров. М. Скифия, ныне Добруджа, Румыния и Сев. Болгария), в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния), где они приняли мученическую кончину, вероятно, вместе с Илией , Лукианом , Зотиком и Валерианом , мучениками Томскими (Кюстенджийскими), чья память приходится на тот же день; М. и Г. были заживо преданы огню (раньше остальных), Илия, Зотик и Лукиан усечены мечом, а Валериан скончался от скорби на их могиле. В греч. и зап. агиографических сборниках имена М. и Г. не всегда приводятся вместе. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память Г. соединена с памятью мч. Селевка и приводится посвященное им двустишие, отдельное двустишие посвящено М. Архиеп. Сергий (Спасский) помещает в Месяцеслове сведения стишных Прологов, согласно которым М. и Г. пострадали в Галатии вместе с Селевком (все трое были отданы на растерзание зверям); по мнению архиеп. Сергия, в Галатии пострадал один Селевк, а имена М. и Г. были присоединены к нему по ошибке ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 371-372). В Иеронимовом Мартирологе М. упомянут дважды: 15 сент. (местом его кончины назван г. Томы) и 17 сент., причем местом мученичества назван г. Новиодун (Исакча, Румыния). В календаре РПЦ и М. и Г. названы мучениками Новодунскими. В Римском Мартирологе память М. объединена с памятью Иулиана , сщмч. Галатийского, который не имеет отношения к дружине Томских мучеников и, видимо, присутствует в сказании о М. только на основании того, что также пострадал при Лицинии.

http://pravenc.ru/text/2561542.html

В Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода торжественно встретили ковчег с частицей мощей святого праведного Феодора Ушакова 9 декабря 2018 г. 13:04 6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода состоялась встреча ковчега с частицей мощей святого праведного Феодора Ушакова. Божественную литургию совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Преосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Балахнинский Илия , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Архиерейского Совета Нижегородской митрополии , ключарь собора протоиерей Сергий Матвеев, игумен Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Нектарий (Марченко), игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинные округов, руководители епархиальных отделов и другие клирики Нижегородской и Мордовской митрополий. На богослужении присутствовали глава администрации Канавинского района Михаил Шаров, военнослужащие воинских частей, расположенных в Нижегородском регионе, педагоги и курсанты Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина, представители военно-патриотического движения «Юнармия», воспитанники нижегородской кадетской школы-интерната. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского женского монастыря игумения Гавриила (Суханова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), педагоги и учащиеся православных гимназий, воспитанники военно-патриотической дружины имени святого праведного воина Феодора Ушакова, члены православных молодежных объединений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе Новочеркасска 14 октября 2009 г. 12:44 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска. День Покрова Пресвятой Богородицы по традиции считается праздником российского казачества. На ступенях западного входа в Вознесенский собор Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали благочинный приходов Новочеркасска протоиерей Олег Добринский, настоятель кафедрального собора игумен Филарет (Авдюшкин), священнослужители Ростовской и Новочеркасской епархии . На ступенях собора и на площади Ермака были построены казачьи дружины и курсанты казачьих кадетских корпусов из южных регионов России. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон , исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями   протоиерей Димитрий Смирнов , духовенство Ростовской и Новочеркасской епархии. За богослужением молились полномочный представитель президента России в Южном Федеральном округе В.В. Устинов , заместитель главы Администрации президента России А.Д. Беглов, губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб, председатель Законодательного собрания В.Е. Дерябкин, мэр г. Ростов-на-Дону М.А. Чернышев, атаман Всевеликого войска Донского В.П. Водолацкий и другие официальные лица. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Президентское кадетское знамя, которое будет вручено лучшему кадетскому корпусу в 2010 году (смотр-конкурс «Лучший кадетский казачий корпус» проводится согласно Указу Президента России).

http://patriarchia.ru/db/text/813922.htm...

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе Новочеркасска Ростов-на-Дону, 14 октября 2009 г. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска. По традиции праздник Покрова Пресвятой Богородицы считается войсковым праздником российского казачества. На ступенях западного входа в Вознесенский собор Святейшего Патриарха встречали благочинный приходов Новочеркасска протоиерей Олег Добринский, настоятель кафедрального собора игумен Филарет (Авдюшкин), священнослужители Ростовской епархии. На ступенях собора и на площади Ермака были построены казачьи дружины и курсанты казачьих кадетских корпусов из южных регионов России, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, духовенство Ростовской и Новочеркасской епархии. За богослужением молились полномочный представитель президента России в Южном Федеральном округе В.В. Устинов, заместитель главы Администрации президента России А.Д. Беглов, губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб, председатель Законодательного собрания В.Е. Дерябкин, мэр г. Ростов-на-Дону М.А. Чернышев, атаман Всевеликого войска Донского В.П. Водолацкий и другие официальные лица. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Президентское кадетское знамя, которое будет вручено лучшему кадетскому корпусу в 2010 году. Смотр-конкурс «Лучший кадетский казачий корпус» проводится согласно Указу Президента России.

http://pravoslavie.ru/32277.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010