Викторович Зеленцовский (1878, дер. Яковлевская Угличского у. Ярославской губ.- 9.12.1937, урочище Сандармох Медвежьегорского р-на Карельской АССР), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников земли Карельской, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи титулярного советника. С 1901 г. служил псаломщиком в Кирилловом Афанасиевском мон-ре в Ярославле. В дек. того же года переведен псаломщиком в ц. во имя св. Василия Великого в Угличе. 17 дек. 1909 г. Ярославским архиеп. Тихоном (Беллавиным ; впосл. патриарх Московский и всея России) рукоположен во диакона. 13 февр. 1910 г. переведен диаконом в угличскую Воскресенскую кладбищенскую ц. В 1921 г. возведен в сан протодиакона Угличским еп. сщмч. Серафимом (Самойловичем ; с 1924 архиепископ), в дальнейшем стал его сподвижником. Вместе с архиеп. Серафимом М. не принял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), примкнув к «непоминающим» . После ареста и ссылки в 1928 г. архиеп. Серафима поддерживал с ним переписку. В мае 1930 г. «непоминающая» община угличского храма свт. Николая на Песках предложила М. стать ее иереем. Для его рукоположения в священнический сан прихожане обратились к одному из лидеров иосифлянства - Нарвскому еп. Сергию (Дружинину) . В июне того же года еп. Сергий рукоположил М. во иерея в храме Воскресения на Крови в Ленинграде. 22 февр. 1931 г. М. был арестован вместе с 34 угличскими священнослужителями и мирянами, которых обвинили в принадлежности к «контрреволюционной монархической организации «Истинно Православная Церковь»». При обыске у М. были изъяты письма архиеп. Серафима, их совместные фотографии и различные церковные документы. 6 июня того же года М. был приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей. Отбывал срок заключения в лагпункте Воньга Беломоро-Балтийского ИТЛ в Карелии. В лагере проводил беседы о вере с другими заключенными, молился вместе с ними. 18 нояб. 1937 г., во время проходивших в местах заключения массовых репрессий против осужденных священнослужителей, был арестован по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности среди заключенных» (на допросы его не вызывали). Расстрелян по приговору Особой тройки при НКВД Карельской АССР и похоронен в общей безвестной могиле в урочище Сандармох близ Медвежьегорска.

http://pravenc.ru/text/2563510.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Димитрий Донской, блгв. Описания иконы Димитрий Донской, блгв. - житие Житие Благоверного Князя Димитрия Донского. День Празднования – 19 Мая ( 1 июня). Благоверный великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, родился 12 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и Святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю много содействовал Преподобный Сергий Радонежский. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу обьединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига. На все свои деяния великий князь получал благославение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Сергиеву во имя Святой Живоночальной Троицы и поведал Преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин в сравнении с войском Мамаевым. Преподобный вознес молитву к Богу и благославил князя, пред[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Димитрий Донской, блгв. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1988.] Св. Димитрий Донской. Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря (руководитель И.В. Ватагина). Икона. Москва. 1988 год. Написана на канонизацию. Файл 5464.jpg:   Размер: 903x1200, 1.08 MPix, 222 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (632) , (26) . Описание: [Москва. XVI.] Торжественная встреча победителей у Флоровских (Спасских) ворот Кремля. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. Середина XVI в. Файл 5465.jpg:   Размер: 855x1200, 1.03 MPix, 196 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (207) , (3) . Описание: [Москва. 1590-е.] Св. Димитрий Донской у прп. Сергия. Миниатюра Жития преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Москва. 1590-е годы.

http://pravicon.com/icon-1620

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН († ок. 273), сщмч., еп. Интерамнский (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.). Пострадал в Риме при имп. Аврелиане . В. жил в итал. обл. Умбрии. Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын к-рого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Свящ. Писании, и философ уверовал во Христа. В. молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали нек-рые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял Крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить В. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (совр. Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа мн. горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей В. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в зап. мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти В.- 15 февр.). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой В. была выстроена базилика в его честь (LP. Vol. 1. P. 427). В Европе в ср. века В. молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии). Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февр. помещены памяти 3 Валентинов: Интерамнского епископа, рим. пресвитера и африкан. мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых (см. об этом в ст. Валентин, мч. Римский ). Через Юж. Италию на Восток проникло почитание только В. и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и прав. Авундия). Его память зафиксирована в ряде визант. календарей южноитал. происхождения: в Heanoлumahckoм(IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) - как Валентий ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44, 230). РПЦ чтит память В. и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием 30 июля.

http://pravenc.ru/text/153919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ МИРОЖСКИЙ († 4 марта 1299, Псков), прмч. (пам. 4 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), игум. псковского Мирожского в честь Преображения Господня мон-ря на Завеличье. Убит во время нападения рыцарей католич. Ливонского ордена на Псков и его окрестности 4 марта 1299 г., в один день с игуменом пригородной обители в честь Рождества Пресв. Богородицы на Снятной горе прмч. Иоасафом . Сообщение об этом нападении, дополненное перечнем имен убиенных, содержится в Псковской 2-й летописи и Строевском списке 3-й летописи («изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е (1299), месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки»). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убитых монахов. Св. мощи В. М. погребли в Мирожском мон-ре, где они до сих пор пребывают под спудом. Имя преподобномученика было внесено в монастырский синодик, откуда его во 2-й четв. XIV в. заимствовал автор «Повести о святом благоверном князе Псковском Довмонте-Тимофее». Под 5 марта память В. М. указана в 2 псковских Прологах XIV в. (РГАДА. Тип. 175 и 179). Нек-рые агиографы XIX - нач. XX в. (митр. Евгений (Болховитинов) , Д. А. Эристов и М. Л. Яковлев) считали днем гибели и соответственно памяти В. М. 4 мая. Местная канонизация В. М. подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена , В. М. упоминается в Службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Ист.: ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. М., 2000. С. 18, 86; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте. Л., 1985. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 167-168; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; СИСПРЦ. С. 47; Строев. Списки иерархов. Стб. 389; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 553, 658; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Клиценко Ю. К. К 1100-летию Пскова: Святые преподобномученики Иоасаф Снетогорский, Василий Мирожский и иже с ними пострадавшие//Радонеж. 2003. 7.

http://pravenc.ru/text/150817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И ДИДИМ [греч. Διδωρος κα Δδυμος], мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.). Точное время жизни святых неизвестно. В визант. синаксарях содержатся сказания об этих ревностных христианах, к-рые проповедовали Евангелие язычникам, многих обратили ко Христу и крестили. Правитель Лаодикии приказал схватить их. На суде они твердо исповедовали Христа и не пожелали отречься от своей веры, но изобличали служение идолам и укоряли правителя в беззаконии. После пыток мученики скончались. В некоторых синаксарях, в частности в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.), уточняется, что Д. и Д. были засечены до смерти. Близкое по содержанию сказание находится в Минологии Василия II (кон. Х в.) под 11 сент., откуда оно перешло в славяно-рус. прологи. На основании визант. памятников кардинал Цезарь Бароний поместил под тем же числом в Римском Мартирологе сведения об этих мучениках и присоединил из совр. ему греч. Миней некоего мч. Диомида. В более ранних визант. синаксарях этот мученик не упоминается. На этом основании РПЦ чтит 11 сент. только Д. и Д. В древнейших календарных памятниках рубежа IV и V вв.- в Сирийском Мартирологе и в Мартирологе блж. Иеронима - имя Диодора упоминается без дружины под 9 окт. (тишри 9). На основе сказаний визант. синаксарей о том, что Диодор крестил мн. обращенных язычников, в Сирийском Мартирологе он представлен как пресвитер. Интересно, что, согласно Мартирологу блж. Иеронима, Диодор пострадал в Лаодикии Фригийской, тогда как в Минологии Василия II и в большинстве визант. синаксарей, за исключением тех, которые вообще опускают к.-л. уточнение, речь идет о Лаодикии Сирийской. Надо полагать, что указание Мартиролога блж. Иеронима является более точным по причине древности этого памятника. Возможно, составители поздних синаксарей перенесли место мученичества в Сирию, в силу того что в визант. эпоху Лаодикия Сирийская имела большее значение, чем одноименный город во Фригии. Архиеп. Сергий (Спасский) считает, что речь идет о разных Диодорах: Диодоре пресвитере из Лаодикии Фригийской, известном по Сирийскому и Иеронимову Мартирологам, и Диодоре мученике, пострадавшем в Лаодикии Сирийской вместе с Дидимом, о к-ром упоминается в визант. синаксарях, и, возможно, с Диомидом. Однако его гипотезу вряд ли можно считать верной, поскольку и под 10, 11 сент., и под 9 окт. в различных синаксарях содержится одно и то же сказание о Д. и Д.

http://pravenc.ru/text/178283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), иерей (?), Шенкурский. Подвизался в Шенкурске на р. Ваге. В «Описании о российских святых» о З. говорится: «Святый блаженный Захарий, Христа ради юродивый, в Шенкурском граде на Ваге реце, преставися в лето 7000 сентября 5 дня» (РНБ. Q.I.603. Л. 64; Мих. Q.351. Л. 37 об.; Q.532. Л. 214, все списки XVIII в.; ср.: Описание о российских святых. С. 146). Год кончины, очевидно, недописан; память З., вероятно, приурочена к дню памяти прор. Захарии . Память З. под 5 сент. отмечена также в старообрядческой рукописи нач. XIX в.- «Бабушкинских святцах» (БАН. Дружин. 131(164). Л. 7 об.), в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯИАМЗ. Инв., 155544, 1807-1811 гг.), в иконописных подлинниках, в частности в рукописи 20-х гг. XIX в. под 5 сент., где облик З. уподоблен облику прор. Захарии: «на главе шапка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110-111). Встречающаяся в литературе дата кончины З. (1325) не имеет оснований в источниках. Исследователи пытались определить время, когда жил святой (XV в.- Н. П. Барсуков , архиеп. Сергий (Спасский) , XVI в.- архим. Леонид (Кавелин) ), но их гипотезы неубедительны. Сщмч. Никодим (Кононов) в «Архангельском патерике» назвал прав. свящ. Захарию, сообщение о почтании к-рого в окрестностях Шенкурска было зафиксировано в XIX в. По преданию, в XVII в. в Слободско-Благовещенском приходе (центр - в с. Благовещенском, в 90 верстах от Шенкурска) новгородцы устроили ц. во имя прав. Захарии, бывшего приходского священника, мощи которого находились в этом храме, но впоследствии были утрачены во время пожара, поскольку один прихожанин не дал их вынести на том основании, что св. мощи сгореть не могут. Однако в описи Слободско-Благовещенского прихода 1781 г. приводятся сведения об освящении в приходе ряда храмов, в т. ч. в 1683 г. Преображенской ц. с приделом во имя прор. Захарии (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 96-97). Т. о., в кон. XVII-XVIII в. следов почитания здесь свящ. Захарии не было.

http://pravenc.ru/text/182687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОДРАТ [греч. Κοδρτος; лат. Quadratus], сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта). Время и место мученичества неизвестны. Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), мученики происходили из центр. М. Азии (впосл. фема Анатолик, в Мученичестве: κ τς χρας τν νατολικν), в совр. календарях греч. Церкви говорится об Анатолии (М. Азия, часть совр. Турции); город или конкретная местность в источниках не указываются. Будучи свидетелями тому, как язычники ежедневно убивали христиан, К., Феодосий, Мануил и Савин решили добровольно прийти к правителю страны и объявить себя христианами, после чего их схватили и заключили в темницу. Через несколько дней они подверглись жестоким пыткам: их истязали, нагими подвесив на деревьях, волокли по колючим кустарникам и обезглавили. В Минологии Василия II память мучеников отмечена под 27 марта, Феодосий и Мануил упоминаются отдельно от К., Савин не значится. О К. сообщается, что он был епископом, однако ни кафедра, к-рую он занимал, ни время его епископства неизвестны. К. был изгнан язычниками, и ему под страхом смерти запретили возвращаться к служению, но он продолжил проповедовать, крестить и навещать заключенных. Вскоре его арестовали, пытали и обезглавили. О Феодосии и Мануиле приводятся с небольшими дополнениями те же сведения, что и в Синаксаре К-польской ц. Можно предположить, что у этих сказаний было 2 разных несохранившихся источника. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония днем памяти К., Феодосия и Мануила указан 26 марта. Мануил назван Эммануилом, Савин не упоминается; Бароний составил краткую похвалу этим мученикам. Однако помимо К., Феодосия и Мануила в Мартирологе говорится еще о 40 не названных по именам мучениках, пострадавших с ними. Возможно, это отсылка к 40 Севастийским мученикам, чья память совершается 9 марта. Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что К., Феодосий и Мануил из одной дружины со сщмч. пресв. Монтаном, с его супругой Максимой и 40 мучениками, пострадавшими в Сирмии, к-рые под 26 марта упомянуты в Мартирологе блж. Иеронима. Однако эти мученики были брошены в воду, а не обезглавлены, как сообщается о К., Феодосии и Мануиле.

http://pravenc.ru/text/1841650.html

Одесса. Церковь Кирилла и Мефодия при Военной Академии. Церковь Кирилла и Мефодия при Одесском Великого князя Константина Константиновича кадетском корпусе /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Со времен крещения Киевской Руси ратная служба стала проходить при тесном сотрудничестве с Церковью. Русские князья понимали, что дружина, кроме опытного военачальника, должна иметь духовного наставника. Ими и стали священники. Позже при каждом гарнизоне и военном заведении обязательно был православный храм. В Одесском институте сухопутных войск храм находится в центральной части его главного корпуса. Таким образом, он доминирует над всем комплексом институтских зданий. История это учебного заведения ведет свое исчисление с начала прошлого века. Сначала это был Кадетский корпус, построенный по манифесту императора Николая в 1902 году. Осенью того же года состоялось освящение кадетского храма во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. Храм разместился на втором и третьем этажах главного корпуса. Однако дальнейшие события в нашей стране однозначно определили судьбу воинской святыни: храм был закрыт, его помещения переоборудованы под спортивный зал. Работы по восстановлению бывшей кадетской церкви были начаты в конце прошлого века, когда в этих стенах уже находился Институт сухопутных войск. Регулярные богослужения удалось возродить лишь в 2005 году. Иерей Сергий Дмитриев - настоятель храма: «После пасхального молебна было принято решение и разрешение о производстве восстановительных работ. Также было принято кардинальное решение, которое позволило храм восстанавливать всем миром – это решение о том, что во время субботних и воскресных дней, во время великих праздников церковных проводить богослужение так, чтобы могли присутствовать не только офицеры, члены их семей, курсанты, солдаты этого института, но чтобы через КПП пропускали в этот храм всех молящихся». Хотя церковь строилась как курсантская домовая, она поражает своими размерами. Внутри высота храма достигает шестнадцати метров. На втором этаже помещения по периметру окружает балкон. Несколько лет понадобилось, чтобы капитально отреставрировать заброшенную святыню. Был перекрыт потолок, восстановлена уникальная лепка, поставлен новый резной иконостас, своими формами повторяющий старый дореволюционный. Стены храма одесские иконописцы украсили новыми росписями в византийском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=38261

Паломничество Афон Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Паломничество Афон Паломничество по Афону.   Наиболее древнее описание паломничества по Афону, с рассказом о всех монастырях и святынях, рассказы в сопровождении рисунков, - это " Странствования Василия Григоровича-Барскаго  по святымъ местам Востока и на Афон съ 1723 по 1747 г " . Самым полным описанием афонских обычаев и преданий считаются письма иеросхим. Сергия (Веснина). " Письма святогорца " . 1844-49 гг.   Инок Парфений (Агеев) в 1839-54 гг. жил на Афоне и написал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…», - это произведение признано лучшим описанием Афона, а сам автор назван " афонским Гоголем " . А. В Дружинин писал об этой книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке... Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя».   Ф.М. Достоевский всегда возил с собой и любил эти записи об Афоне.   Эти тексты на портале Афон : Письма святогорца Часть I Письма святогорца Часть II Письма святогорца Часть III Письма святогорца Часть IV Письма святогорца Часть V Письма святогорца Часть VI Сергий Веснин. Биография Василий Киевский (Григорович-Барский) Хождения на Афон Инок Парфений (Агеев). Паломничество на Афон Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии Инок Парфений (Агеев). Описание Святой Горы Афонской   Тайные тропы Афона. Здесь мы расскажем о тайных тропах Афона, пещерах кельях и других малоизвестных Святых Местах Афона. " В далекое горное село приехала археологическая экспедиция. Встретились археологи с местными жителями, завязалась беседа. «Что в наших краях искать будете?» – спрашивают сельчане. «В вашем районе обнаружены следы пещерного человека, – отвечают археологи. – Вот его и будем искать». – «Пещерного? – удивляются жители. – Да у нас такого отродясь не было». – «Это точно, – кивают старики. – Мы каждого человека здесь знаем, а о пещерном и не слышали». – «Да он давно умер», – объясняют ученые. «А! Если давно, то, точно, не из нашего села!»

http://isihazm.ru/?id=342

Русская Православная Церковь XX век 26 декабря 1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым). Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви. Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

http://pravoslavie.ru/5688.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010