Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие Чтения в церковных собраниях о подвигах мучеников в дни памятей их относятся к древним временам христианства. Без сомнения, это делалось еще во втором веке, как мощно заключать по мученическим актам св. Игнатия Богоносца . В древнем житии муч. Евстратия и дружины его (13 дек. при Ликинии) время чтения жития святых показано на утрени по пении псалмов. Св. Маруфа, еп. месопотамский ( 416), читал акты персидских мучеников в церкви в великий пост. Правилом 50 карфагенского собора 418 года повелевается читать при богослужении мученические акты в те дни, в которые чтится церковию память их. Цезарий арелатский ( 543) советует слабым ногами и здоровьем, чтобы они садились, когда читаются пространные страдания. В частной жизни Нил, ученик Златоуста, советует ученику своему читать жития святых (кн. 4, письмо 1). Кассиодор тоже советует монахам. По мере накопления мученических актов, без сомнения, они располагались по дням года и послужили основанием четиих миней. Известнейшее собрание мученических актов принадлежало Евсевию, ( συναγωγ τν ρχαων μαρτυρων собрание древних мученичеств). О сей книге говорит сам Евсевий и отсылает к ней в своей церковной Истории, говоря о муч. Пионие, о Лионских мучениках и об Аполлоние, муч. римском 262 . По актам св. папы Силивестра у Лямбеция (Т. VIII р. 321), этот сборник состоял из 20 книг ( Λγοι) и содержал сказания о мучениках, епископах, исповедниках, св. женах и девах по всем епархиям; по актам того же Силивестра у Комбефизия он состоял из 11 книг 263 . Несправедливо некоторые видели в сирском кодексе, изданном в 1748 г. Стефаном Ассемани, сборник мученических актов Евсевия; в сирском кодексе только 14 памятей мучеников, и нет тех мучеников, на которых Евсевий сам указывает, как находящихся в его собрании: Пиония, Аполлония . Вероятно, это часть труда Евсевиева. Из послания патриарха александрийского Евлогия к св. папе Григорию 1 (590–604), в коем он просил папу прислать сию книгу Евсевия, если она найдется в Риме 264 , и из ответа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Полное собрание житий святых, в Киево-Печерской Лавре подвизавшихся Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем Печерским, Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и Поликарпом, архимандритом Печерским От переводчика Первоначальные подвижники Киево-Печерской Лавры будут всегда дороги всему русскому народу. Православная вера, посеянная на благодарной русской почве, взошла на ней сразу богатыми всходами, и среди этих всходов лучшими были преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, с целой дружиной взросших в их монастыре духовных богатырей. Эта духовная рать первые пышные цветы в весне русского православия, первые великие свечи, зажженные пред всемирным ликом Спасовым от лица Русской земли. Как преподобный позднейших тяжких годин, изнурительной государственной работы и подневолья, преп. Сергий Радонежский, так и эти, жившие во времена русского раздолья, Киево-Печерские преподобные останутся навсегда заветными драгоценностями в отечественной сокровищнице. По их жизни и делам будут поверять себя русские люди; они же, как мера той духовной высоты, до которой способен возвыситься русский человек, стоят перед нами немерцающими руководящими светочами и идеалами. При таком значении Киево-Печерских святых, понятно то глубокое почитание, какое издревле окружало места их подвигов, осенено дивными памятами, ознаменованное великими чудесами. Сказание о подвижниках Киево-Печерского монастыря всегда представляло излюбленное чтение для русских верующих людей. Эти повествования, составляющие так называемый «Киево-Печерский Патерик» (то есть «Отечник»), кроме своего содержания, привлекали русских людей еще именами своих составителей преп. Нестора Летописца , св. Симона, епископа Владимирского, преп. Поликарпа, архимандрита Печерского. Святость составителей возвышала силу повествований, придавая им несомненную правдивость и особое достоинство. Настоящий перевод представляет собой попытку дать на русском языке читателю Патерик в его полном составе, без малейших пропусков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Дмитриевская Родительская поминальная суббота Двадцать восьмого октября у нас — Дмитриевская Родительская поминальная суббота. Родительская — потому что Церковь призывает в этот день поминать умерших родных; а Дмитриевская — потому что поминаем мы не только близких, но и погибших во всех войнах (в том числе и в 1380 году на поле Куликовом при князе Дмитрии Донском), и всех от века скончавшихся. Триста лет наше Отечество находилось под страшным татаро-монгольским игом. Кроме непосильной дани, наши предки периодически испытывали набеги крымских татар на отдельные княжества. Разорялись города и села, а люди уводились на невольничьи рынки, в страшный плен. Страна делилась на множество отдельных княжеств, каждое из которых стремилось быть независимым. Татары легко одолевали разрозненную страну. И вот 614 лет назад великий князь Дмитрий Донской вместе со своей малой дружиной прибыл в Троицкую Лавру к преподобному Сергию Радонежскому, прося благословения начать борьбу с коварным врагом. Великий святой не только благословил Дмитрия на грядущий бой, но и предсказал трудную, но блестящую победу. Из числа монахов старец выделил князю иноков Пересвета и Ослябю в качестве телохранителей в грядущем сражении. Впоследствии Господь прославил как самого князя, так и двух его телохранителей великими чудесами по молитвам к ним. Поэтому Церковь Христова, констатируя Божественный Промысел, причислила их к лику святых. Итак, преподобный Сергий в ветхом подряснике, босой, с посохом в руках стал обходить столицы враждующих русских княжеств. Он с любовию и строгостию уговаривал князей дружно выступить со своими войсками против общего врага — крымского хана. Наступил 1380 год. Как мелкие ручьи, отряды князей стекались в полки Дмитрия Донского, образуя великое войско, расположившееся на Куликовом поле. В это время в Крыму татарский полководец Мамай свергнул последнего чингизида и после отвратительных и ужасных издевательств умертвил его, заняв трон крымского хана. Получив известие, что сбираются русские полки, Мамай нанял в подмогу солдат-литовцев и выступил навстречу Дмитрию Донскому.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Скачать epub pdf 10.09 Служба преподобномученикам Казанским, в Свято-Успенском Зилантовом монастыре пострадавшим На малой вечерни На «Г осподи воззвах» стихиры на 4, гл. 1 Подобен «Н ебесных чинов». Приидите, празднолюбцы и постников сословие,/отложив житейская попечения/и оставив злых дел рачение,/воспоим дивная во обители Зилантовой/и прославим Бога, прославляемаго во святых своих. Мученика Иоанна в чиноначальники призывающе/восприимем песнь в похвалу новых мучеников/кротко убиение от безумных богоборцев претерпевших,/нам образ веры и мужества оставивших/и Богоматере обитель прославивших. Слава, гл. 1 И ты, горо Зилантова,/ничим же меньши еси во обителех русских,/чад своих для Небесного Царствия возрастивши,/окрестныя народы светом Святыя Троицы просветивши,/всем притекающим духовное утешение подающи,/память православных воинов сохраняющи,/Имя Божие в тебе прославляется,/град же Казань тобою величается. И ныне, Богородичен, глас той же Радуйся, Радосте праотцев, апостолов и мучеников веселие, и Покров нас, Дево, Твоих рабов. (в среду вечера) На стиховне стихиры, гл. 2 Подобен: «Д оме Евфрафов» Пение наше,/по силе приносимое,/не презрите, святии мученицы,/но благодать испросите певцам вашим. Стих: Ч естна пред Господем, смерть преподобных Его. Свыше приясте крепость,/достохвальнии мученицы,/побеждати враг видимых и невидимых/и благодать ходатайствовати/почитающим вас любовию. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа в заповедех Его восхощет зело. Грешником безответным,/покаяние нам приличнее есть,/но любовию подвизаемии,/простираемся на богословие,/благодарение и славословие. Слава, и ныне, Богородичен, глас той же Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. (в четверток утра) На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На «Г осподи воззвах»: стихиры на 8 гл. 6 О, новии мученицы Зилантовы,/страх смертный мужески поправшии/и место покаяния своего до конца не оставившии;/добрый пастырь архимандрит Сергий,/с верною дружиною:/Лаврентием, Серафимом, Феодосием,/Леонтием, Стефаном, Георгием,/Илларионом, Иоанном и Сергием,/телеса свои на убиение за любовь Христову предавшии/и монашеския обеты своею кровию запечатлевшии;/испросите нам у Бога грехов оставление и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

На перекрестке литературных традиций В начале жизни школу помню я… А. С. Пушкин Как известно, в начале путей нашей отечественной литературы была школа, и авторитетными наставниками в этой школе были византийские книжники. Школьный отпечаток не выветривался долго. Еще Нилу Сорскому на рубеже XV и XVI столетий приятно и лестно было начертать свое имя по-гречески 1 ; и тот, кто изучал в подлиннике творения грекоязычной риторики, может не однажды пережить «радость узнаванья», читая таких древнерусских авторов, как Кирилл Туровский или Епифаний Премудрый , и ощущая в каждом извиве их витийства истинно средиземноморское отношение к благородному материалу речи. Когда, скажем, русский инок Сергий Старый на исходе XV века обращается к святому патрону своей обители: «О, священная главо!» – то в этих словах звучит отзвук «божественной эллинской речи»; эллинист вспомнит, что еще у Софокла Антигона кликала свою сестру: «О, родная сестринская глава Исмены…» Так на Руси перенимали тысячелетнюю остроту и притязательность южного словесного жеста. А связь с Византией – это связь с мировой культурой в самом ответственном значении этого слова, ибо Константинополь был именно «миром», целой культурной ойкуменой, постепенно сжавшейся и уместившейся в стенах одного города; от него исходили универсальные, общезначимые законы эстетического вкуса и эстетического творчества, высоко поднятые над какой бы то ни было провинциальной узостью и ограниченностью. То, что сообразно с нормами, принятыми в Константинополе, сообразно с тем, что мы назвали бы на нашем языке «мировыми стандартами». Недаром один из книжных людей византийской столицы носил титул «вселенского учителя» 2 ; сам по себе этот титул в его конкретном употреблении значил не бог весть как много, но он символичен – весь Константинополь в целом был таким всесветным педагогом, у ног которого сидели поучающиеся. Для зачинателей молодой национальной литературы, а тем паче литературы средневекового типа, наиболее насущен поначалу один практический вопрос: как в литературе полагается себя вести? Если богатырь княжеской дружины стремился «по-ученому» и «по-писанному», по обычаям земли греческой перекрестить лоб и положить поклон, то для книжника та же забота распространялась и на его литературное «поведение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

[Дицей, Диций; лат. Diceus, Dicius], мч. Никейский (пам. зап. 21 окт.). Известен исключительно из Мартиролога блж. Иеронима, большинство кодексов к-рого упоминает этого мученика из Никеи Вифинской в дружине с Априком, Макарием и Проклом. Только древний полный Эхтернахский кодекс (VIII в.) и зависящие от него списки из аббатства Райхенау, содержащие сокращенную версию Мартиролога блж. Иеронима, указывают под 21 окт. память одного Макария, «пострадавшего в Никее». Напротив, компилятивный ирл. «Мартиролог из Донегола», составленный Михаилом О " Клери (1630), причисляет Д. к дружине Дасия , Гаия и Зотика Никомидийских, чья память празднуется в тот же день. Впрочем, заметка Мартиролога блж. Иеронима о Никейских мучениках, по-видимому, подвергалась позднейшим искажениям по вине переписчиков. Так, имя Прокла могло быть присоединено к этой дружине из следующей заметки того же дня, где фигурируют мученики Прокл и Евтихий, пострадавшие в Путеолах (Италия). Эти имена встречаются также 18 и 19 окт. в дружине Путеольских, или Неаполитанских, мучеников. Имена Макария и Д., напротив, могли перейти в искаженном виде из предыдущей заметки от 21 окт., где упомянута дружина Африканских мучеников - Модест, Евтихий, Мацера (Макера) и Диссей. Т. о., имена Макария и Д., появившиеся в связи с Никеей Вифинской, могут оказаться лишь повторениями в искаженном виде имен Африканских мучеников Мацеры и Диссея. Однако в равной степени допустимо и обратное: имена Макарий и Д. Никейские по невнимательности переписчика были присоединены к дружине Африканского мученика Модеста. В пользу того, что Модест Африканский никак не связан с последующими именами, может говорить также его повторное упоминание в заметке этого же дня вместе с 272 неизвестными страстотерпцами без указания конкретного места. Это повторное упоминание Модеста находится после заметки об одном мученике из Неаполя - Фавсте, к-рая в свою очередь следует сразу за заметкой о Никейских мучениках. Относительно Априка можно согласиться с И. Делеэ , что имя в той форме, в какой оно представлено в Мартирологе блж. Иеронима, несомненно искажено. Т. о., всю заметку от 21 окт. в Мартирологе блж. Иеронима в его 1-й (италийской) редакции можно реконструировать следующим образом: в Никомидии - Дасий комит, Зотик, Гаий и 12 воинов (эти мученики известны также из греч. Жития и сказаний визант. синаксарей - BHG, N 492; SynCP. Col. 154); в Африке - Модест и проч. числом 272; в Никее Вифинской - Априк, Макарий и Д.; в Неаполе - Фавст; в Путеолах - Евтихий и Прокл. Д.- не как мученика, а как исповедника - упоминает архиеп. Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока», но по непонятным причинам он помещает память этого святого не под 21 окт., а под 21 нояб.

http://pravenc.ru/text/172022.html

По слову князя. Дмитровская родительская суббота День был днем великой радости и великой печали. Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитым Монахиня Лидия (Державина): Как найти семейное счастье Я принимала решение батюшки. Если он так хочет, значит так нужно, ведь он глава семьи. Вы, наверное, читали сказку о жене, которая во всем хвалила своего мужа. Муж пошел продавать лошадь, поменял на корову, а ее на козу, потом на гуся, затем на курицу и на мешок с гнилыми яблоками. Ему сказали: «Да ты что! Твоя жена не знай, что сделает, она, наверное, тебя из дома выгонит». А муж говорит: «Нет, жена меня обязательно похвалит». Чувство вины в семье Как снять с ребенка " ответственность " за конфликты родителей? Как освободить ребенка от чувства вины за нелюбовь к кому-то из родных? Как не впасть в зависимость от этого чувства? На вопросы портала «Правмир» отвечает психолог и мать 9 детей Екатерина Бурмистрова. Священник Сергий Круглов: «Господь меня зацепил за тщеславие и потащил» В тот день пришло множество народу на крещение. Я отстоял литургию. Мне все было непонятно. И в конце (у меня уже были в руке свечка и крестик), когда батюшка пошел крестить, я не выдержал, поставил свечку перед иконой и убежал. А крестик потом кому-то подарил… Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До свадьбы, я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Ребенок разъединяет? Ну вот, малыш научился ходить, и, казалось бы, весь такой сложный и энергоемкий период как младенчество позади. Родителям можно было бы вздохнуть, вспомнить друг о друге и начать радоваться жизни. Но не тут то было

http://pravmir.ru/tag/semya/page/99/

В Покровской православной гимназии Саратова создана Дружина святого благоверного князя Александра Невского 13 сентября 2022 г. 10:51 12 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей благоверного князя Александра Невского, в саратовской Покровской православной гимназии, с 1 сентября 2021 года носящей имя святого князя, состоялась торжественная линейка, посвященная дню памяти небесного покровителя и созданию Дружины святого благоверного князя Александра Невского. Мероприятие состоялось по окончании архиерейского богослужения в Покровском соборе Саратова, за которым гимназисты молились вместе с педагогами гимназии, родителями, прихожанами собора и храмов города. Торжественную линейку посетили митрополит Саратовский и Вольский Игнатий , заместитель председателя Правительства Саратовской области — министр образования региона М.И. Орлов, ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии , декан философского факультета Саратовского государственного университета М.О. Орлов, а также духовенство епархии. Для гостей была организована экскурсия по учебному заведению, в котором к новому учебному году завершили капитальный ремонт. На средства благотворителей — ПАО ГМК «Норильский никель» — был обновлен фасад, отремонтированы учебные кабинеты, гардероб и трапезная, в актовом зале установили современную систему вентиляции, в классах — новейшее оборудование. Праздничная линейка началась с исполнения гимна России и выноса флагов России и Саратовской области. Затем гимназисты принесли присягу, вступая в ряды Дружины святого благоверного князя Александра Невского — детско-юношеского объединения, созданного по подобию дореволюционных детских организаций. «Вера в Бога! Верность Отечеству! Помощь ближним! Готов всегда!» — принесли присягу гимназисты. «Это очень трепетный момент — в день памяти святого благоверного князя Александра Невского стать единой дружиной, — отметил в своем слове митрополит Игнатий. — Стоять друг за друга, стоять за родное Отечество. Оно начинается не где-то там, в Москве, а здесь — у нашего подъезда, в нашем классе, за нашей партой. Наши ближние — те, кто рядом; если мы научимся друг друга ценить и по-настоящему дружить, то вся страна будет одной большой дружиной. Надеюсь, что вы как дружина будете выступать единым фронтом, защищая слабых, помогая неимущим, поддерживая друг друга. " Верный в малом будет и во многом верен " , — говорится в Евангелии (см. Лк. 16:10). Если то, что нам вверено, будет использоваться для учения и созидания, то гимназия, город, страна — все будет процветать. От всей души желаю, чтобы вы действительно были настоящими друзьями. У друзей все бывает в жизни — бывает, ссорятся, бывает, обижаются друг на друга, но необходимо всегда помнить, что нужно мириться и прощать, потому что без прощения дружба невозможна».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010