Николай [В4] 1865 г.р., окончивший только Галичское дух. училище. В 1888 г. он значился псаломщиком в с. Башкино Юрьевецкого уезда, а женившись на Клаве Лазаревой, дочери прот. Петра из с. Палкино, служил диаконом в с. Черная Заводь. Алексей 1870 г.р. [В5], по окончании Галичск. дух. училища и Костром, семинарии в 1892 г. 27-м по списку, стал священником в с. Никола–Порга. Рано умершие братья (двое в 1898, а Алексий в 1907 г.) оставили 12 сирот, о которых пришлось заботиться Александру Петровичу. 2. Жизнь и деятельность А.П. Голубцова Жила семья о. Петра, где в 1860 году 10 родился будущий профессор, очень бедно – на 150 руб. доходу в год. Приходилось отцу семейства самому обрабатывать землю и держать скот для ее удобрения. Питание было крайне скудное. Мясо за столом видели очень редко, гречневую кашу и чай – по праздникам. Для обучения детей в училищах и для отправки их в дорогу о. Петру приходилось занимать в долг у более состоятельных односельчан. Александр, уезжая в Галичское духовное училище или Костромскую духовную семинарию, получал от отца не более 20 копеек, тяжело сознавая, что оставляет родителей вообще без денег. Первоначально грамоте обучал детей о. Петр, затем некоторое время сельская учительница, а потом мальчиков отдавали в ближайшее Галичское духовное училище, где царили дикие нравы бурсы, воспоминание о которых впоследствии приводило Александра Петровича в содрогание, хотя там были и неплохие педагоги. В Костромской духовной семинарии обучение и воспитание были гораздо лучше. С благодарностью вспоминал он инспектора семинарии, который строгим выговором и двухдневным голодным столом отбил у него всякое стремление подражать в курении старшим товарищам. Способности Александра были вначале весьма средние, но постепенно они развились благодаря его трудолюбию, так что он успешно окончил в 1882 г. семинарию и был послан на казенный счет в Московскую Духовную Академию еще с одним своим товарищем 11 для продолжения богословского образования. «Со страхом и благоговением ехал деревенский юноша в Академию, представляя ее себе чем-то необыкновенным и недосягаемым, а профессоров – людьми особенными... Он был очень удивлен, когда на академическом крыльце его вежливо встретил служитель, взял чемодан, который он всегда носил сам, и отнес в номер...» [БВ 1911, 11, 66].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Одинцов М. И. Крестный путь патриарха Сергия: Документы, письма, свидетельства современников: К 50-летию со дня кончины/Вступительная статья, комментарии и публикация документов//Отечественные архивы. 1994. 2. Одинцов М. И. Униаты и советская власть: Встреча в Москве. Декабрь 1944 г./Вступительная статья, комментарии и публикация документов//Отечественные архивы. 1994. 3. Одинцов М. И. Поездка на Всероссийский церковный собор: Дневник настоятеля Сухумского кафедрального собора протоиерея Г. С. Голубцова . Январь-апрель 1918 г./Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 1994. 5; 1995. 5, 6. Одинцов М. И. Русская православная церковь стала на правильный путь: Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943–1946 гг.//Исторический архив. 1994. 3. Одинцов М. И. Лондон – Москва: межцерковный диалог. Обмен делегациями Англиканской и Русской православной церквей. 1943–1945 гг.//Исторический архив. 1995. 1. Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. 1938–1943 гг.//Отечественные архивы. 1995. 2, 3. Одинцов М И. Государство и церковь в годы войны: Докладные записки председателей Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. 1945 г./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1995. 4. Одинцов М. И. Откровения бывшего штурмбаннфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза/Вступительная статья и публикация документа//Наука и религия. 1995. 8. Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. 1938–1943 гг./Вступительная статья, комментарии и публикация документов//Отечественные архивы. 1995 . 2. Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. 1943–1945 гг./Вступительная статья, комментарии и публикация документов//Отечественные архивы. 1995. 3. Одинцов М. И. Московское духовенство на рубеже веков: Из воспоминаний Н. П. Розанова «Второе сословие»/Вступительная статья, комментарии и публикация документа//Отечественные архивы. 1996. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Отец Александр очень полюбил Владимира Ивановича и собирался сделать его диаконом, даже написал рапорт об этом Святейшему. Но вскоре отца Александра перевели в другое место. Сменивший его отец Валериан (Николаев) не хотел, с одной стороны, лишиться такого псаломщика, а с другой – и служившего в монастыре протодиакона Петра Зверева , обладавшего прекрасным голосом: именно на место Петра, страдавшего приверженностью к алкоголю, отец Александр и намечал поставить Владимира Ивановича, который уже свыкся с мыслью о служении у Престола в священном сане и весьма переживал, находя утешение у служившего в то время в Новодевичьем монастыре священника Иоанна Потапова – своего духовного отца. Отец Александр Ветелев , однако, обратился к своему другу, протоиерею Александру Толгскому, настоятелю храма Илии Обыденного, с просьбой взять Владимира Ивановича в помощники к престарелому протодиакону Николаю Николаевичу Орфенову. Тот поначалу категорически отказал: «У меня уже есть кандидат!» Через несколько дней наступил праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». И вот вечером на всенощной в Новодевичий монастырь вдруг является человек из храма Илии Обыденного с известием, что завтра на литургии в этом храме Владимира Ивановича Смирнова будут рукополагать в сан диакона! Так и случилось: 22 декабря 1954 года архиепископ Макарий (Даев) рукоположил В. И. Смирнова во диакона к храму Илии Обыденного. По смерти протоиерея Александра Толгского настоятелем храма назначили протоиерея Николая Тихомирова. 22 апреля 1962 года на Вербное воскресенье отца Владимира Смирнова рукоположили во иерея. Он стал третьим священником храма Илии Обыденного (вторым был отец Александр Егоров, служивший здесь с 1951 года). Какое-то нездешнее внутреннее спокойствие, бесконечное смирение и отзывчивость в сочетании с абсолютным самоотвержением неотразимо влекли людей к отцу Владимиру. Служение батюшки покоряло простотой и проникновенностью. Не получив даже семинарского образования, он тем не менее отличался столь широкой начитанностью и осведомленностью в богословских вопросах, какую не часто встретишь и у «академиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

По приезде в г. Муром он с семьей генерала зашел сначала в храм, где почивали мощи благоверного князя Петра и Февронии, а затем – и в храм Благовещенского монастыря, где находились мощи благоверного князя Константина с сыновьями. Когда все отлучились, Андрей, мучимый сатанинскими сомнениями, стал сдирать покровы с мощей и ощупывать их, надеясь открыть какой-нибудь «обман», но в это время вернулся дежуривший у мощей иеромонах, поднял крик на весь храм и хотел вызвать даже полицию. Лишь подоспевший генерал успокоил его и замял дело. В следующем, по пути, городе Владимире, они вошли в кафедральный собор. Там они поклонились гробнице, где, когда­то лежали останки святого князя Александра Невского, а затем их подвели к мощам святого благоверного князя Глеба, о котором Андрею сказали, что он скончался совершенно юным. Ему страстно захотелось увидеть эти мощи, и он слезами и силой своего красноречия убедил одного священника открыть ему мощи. И когда тот с молитвой и трепетом открыл их, то Андрей был поражен их видом, ибо молодой князь был как живой с короной на голове. Прочитав мысли Андрея, священник сказал: не подумайте, что это восковая фигура, и, взяв руку князя, поднял ее, а потом попросил поцеловать ее. Более того, он предложил Андрею преклонить голову и на нее возложил десницу святых мощей. Что с ним произошло в это мгновение, Андрей не мог объяснить: как бы огонь прошел сквозь него от головы до ног, и сердце загорелось неизъяснимой радостью, и он долго не мог придти в себя от потрясения и вышел из храма совершенно новым человеком...» 9 Итак, постепенно Промыслом Божиим через несколько лет он был приведен в Саровскую пустынь, а через 4 года – в Высокогорскую обитель, верстах в пяти от Арзамаса, где в 1882 г. принял монашеский постриг. Уже через 4 года его поставили во главе этого монастыря. Одаренный от природы умом, пытливым и любознательным, юноша, вынужденный часто сопровождать других лиц в поездках по России, многому научился и из книг и из жизненных наблюдений. В 1824 году, а по другим данным, в 1826 или даже в 1828 году, он, заехав в Троице-Сергиеву Лавру и Москву, имел случай побеседовать с Московским Владыкой Филаретом, на которого произвел глубокое впечатление, так по смерти наместника Лавры Афанасия (23 февр. 1831 г.) был призван на его место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При очередной «идеологической проверке кадров» Николай Александрович открыто высказал свои религиозные убеждения, в результате чего был уволен с разрешением работать « вне контакта с населением ». С 1929 года он работал на Московской семенной контрольной станции. Здесь он познакомился с Марией Францевной Гринкевич, дочерью агронома. Под его влиянием она перешла из лютеранства в Православие (через миропомазание). 24 июля 1932 года они вступили в брак. Жили они вначале в крохотной комнатке на Остоженке 289 , а после смерти родителей М.Ф. (в 1942 г.?) переехали в их деревянный дом на б. Лесной улице (впоследствии – продолжение Измайловского проспекта ) в Измайлове. В 1937 году Николай Александрович перешел на работу в научную библиотеку Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), где работал в должности библиографа до 1949 года. В годы работы в гражданских учреждениях неизменно проявлялась душевная щедрость Николая Александровича, его любовь к людям, доброта, готовность помочь каждому и родным, в том числе. Так, в 1928 году, видимо, в отпуск, он едет в Крым, где закрывался небольшой (2–й Кизильташский) монастырь (близ Аю–Дага), в котором пребывала его сестра Наталия, принявшая там в 1925 году у о. Софрония при постриге имя «Сергия». Вместе с ней он по дороге домой заезжает на духовный совет к епископу Антонию Абашидзе в Киево–Печерскую Лавру. В 1931 году едет на Север в устье р. Онеги, чтобы спасти младшего брата Серафима, простудившегося на лесоповале и очень тяжело заболевшего. Вспоминает духовный сын о. Николая Сергей Иосифович Фудель : «Когда кто–нибудь из сотрудников большого учреждения (ВАСХНИЛ) не справлялся со своим делом или был удручен какими–нибудь огорчениями служебной или личной жизни, он неизменно слышал совет: «Знаете что, сходите к Николаю Александровичу и всё расскажите. Не стесняйтесь, он такой простой и отзывчивый. Он во всем вам поможет». И люди шли к нему, сначала со страхом и стеснением, а потом легко и доверчиво. И так было в течение целого ряда лет. Поэтому почти о каждом сотруднике он знал многое и многим старался помочь. Известны случаи, когда в годы Отечественной войны он умудрялся до работы утром привезти на санках напиленные и наколотые дрова на квартиру одиноким и больным товарищам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сердечно благодарю и умиляюсь о вашей чуткостью. Я же не заслужила и не привыкла такие ласки, я ничем не могу Вас отблагодарить, но да вознаградит Вас Господь за чуткое отзывчивость вашими низшими. Пишу вам утешительну и радостную весть. Петра Алексеевича 168 хотят прописать в Москве, а если не пропишут, тогда Анна Сергеевна 169 , у себя пропишет. Совсем приехал, просидевши 2 дек[абря] ст. ст. Видела м. Христофору, первый раз за все осеню пришла, потом день моего ангела была в церкви. Бывш[ий] Павел Александрович теперь архимандрит Сергий Голубцов служит в Лавре общим духовником и [?] преподавателем дух[овной] академии, вчера вечером и сегодня утром я его не видела, увижу, передам, что такой, что Вы не приезжаете? Я, которых знаю, думаю, никогда не приедет, все вернулись. Сестра о.Сергия (Голуб[цова]) 170 уехала навсегда и вернулась. Теперь я прошу Господа хоть меня заменяли Вас и Вам маленькую отдых дали. Тогда приезжали бы [в] мою келью, хотя она бедная, без обстановки, зато тихая, и за обстановкой я сама не гоняюсь, на что мне обстановка, недолго осталось житья. Вы пьете порошков кисл[ых], все-таки они приготовлены химически, там, наверно, клюкву можно достать, это очень хорошо, от нечего делать можно кушать. Здесь мой соседки и я много употребляем клюквы, и очень хороший последствий. Посланные Вам конфеты вместо халвы, не думаете, что они шоколадни, они соевые. В этом недели поеду в Москву, достану халвы или маслин, тут же пришлю, даст Господь, что[бы] в это время Вы приехали бы. Не облегчилась еще ваша участь, еще сами идете за посылками, это неутешительно, больными сердцем далеко 2–2 ½ килом[етров] идти пешком. Вы не поняли, рукопись не у меня находится, только говорили, если что предвидится, ко мне привезут. Зайду еще к ним, поговорю, может быть, отдадут дух[овной] Академии, я понимаю, что Вы плохо чувствуете, я думаю и хотела бы, что Вы меня отпевать будете, хотя заочно, сердце уже не хочет служить, врачи говорят, что на ходу может умереть, только Богу молиться мало пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Служа в училищном храме, Николай Сергеевич одновременно был законоучителем в 3-й мужской гимназии и в Александровском коммерческом училище, а также председателем Совета 3-го епархиального женского училища и депутатом от духовенства в Московской городской думе. До нас дошло несколько напечатанных им проповедей-слов, с которыми он имел обыкновение обращаться к своей пастве накануне учебного года. В 1895 году в слове «Образование и карьера» отец Николай, в частности, говорил следующее: «Наши высшие школы всех родов и видов не могут вместить в своих стенах всех ищущих усовершенствования в своем образовании... Казалось бы, нужно радоваться такому усиленному стремлению... Но такое ли это совершенство[вание], которое в основе своей имеет вечные негибнущие потребности нашего духа, стремящегося к истине, добру и правде? Не касается ли оно только временной земной жизни? В образовании видят благо... более всего потому, что оно выгодно и полезно в условиях нашей общественной жизни и самую эту жизнь делает веселой, радостной и удобной... Усиленное стремление к материальному довольству и изобилию в жизни порождает желание искать верных способов к их достижению... и одним из таких способов считается образование... Но имеющий очи увидит, как окружающая его среда настойчиво представит такие явления, которые доказывают, что там, где знание соединяется с выгодой и пользой, там всего скорее можно встретить умственное убожество, прикрытое внешним образованием невежество и внутреннюю пустоту... Образование исключительно только ради прав и преимуществ, ради будущей карьеры неизбежно отражается и на качестве познаний, на их основательности... Такое служение знанию, в котором нет своекорыстия и низменных расчетов, а есть желание удовлетворить духу, жаждущему просвещения и истины, всегда бывает и высоконравственным, соединяется с высокими свойствами души, простотою, чистосердечием, бескорыстием. Вот почему и в слове Божием мудрость полагается не столько в богатстве знаний, сколько в обладании нравственным совершенством и в добродетельной жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

участка–могилы: 11–3. Х: –8. У:30. Акимов Александр Гаврилович памятник –коричн. гранитная плита, высотой 1,8 м, скругленная сверху. Подход извилист, (см. план) 17.6.1925–1987, 26.02 ключарь Елох. собора, затем –наст, храма в Сокольниках (1973–1987) (уч. ВОВ, диак. в Петрозаводске, с 7.4.1952 – в Елох. соб.) участка–могилы: 11–6. Х: –15. У:40. Чертковы: Николай Феоктист., 8.10.1873–1930, 28.12 наст. ц. Николы в Котельниках с 1902 (МДС, СПБДА–1898), диак. в Богородск. (1900–02). Над. Мих. 1879–1968 , дочери: Анаст–я † 9.10.1989 и Ал–дра † 1991 (– Оводова, Ал–дра в замужестве) (или с Гл. алл. свернуть перед п-ком Кожевникову и идти 40 ш. до Гинзбургов). участка–могилы: 12–1. Х: –36. У:–0. Воскресенский Ал-др Георг. 6.9.1875–1950,23.02 прот., настоятель ц. Иоанна Воина (в сане 52 года) и родные (сыновья умерли от чахотки). участка–могилы: 13–1. Х: –13. У:–5. Холмогоров Мих. Кузмич известный протодиакон, изображен П. Кориным впереди всей группы «Уходящей Руси», [ок. МДС (1891)]. 16/28.08.1864 – 1961, 13.04 н. ст. диак. Никитской ц. на Басманн.( 1910–29), Духосошест.ц. в Пушкино, арест (IX. 1938–IX. 1939), Филипповск. ц. Арбате (1943–51). участка–могилы: 13–2. Х: 15. У:в=–5. Зосима (Иджилов Ф.Д.) приехал из Болгарии в 90–х годах XIX века (от памятника с пропеллером) 6.01.1864 – 1961, 13.04 н.ст. старец, духовник Алексия I, стоял у раки Святителя Алексия в Елоховском соборе. И монахиня Евлампия (Переверзенцева) 1894–1992. участка–могилы: 13–6. Х: 12. У:в=26 (от пр–да 14/6 участков). Кулаковы (потомки С.К Смирнова) Ал–др Ник., (муж Ольги Серг. Смир–вой † 1919, дочери прот. Серг. С. С–ва, † 1925) 1884–1950 хирург Иверск. и Марфо–Мар. общин и б–цы у Петр, ворот. 2–я жена Надежда Вас. Кулакова 1900–1980 дочь: Евг. Ал–др. (Головкова) 1917–1977 дочь: Таисия Ал–др., 1913–1999 ее муж Ал–др Ив Квасников 1912–1986 рентгенолог, футболист «Динамо» и сын Станислав (утонул) 1934–1982. участка–могилы: 14–1. Х: 25. У:10. Свет Мария Ив., † 11.02.1960 (+ Зинаида Ив., Анна) [сверн. за «А–ром Лившицем " ].=инокиня Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших». Извеков Г. я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза. На основании вышеизложенного обвиняется: Извеков Георгий Яковлевич, 1874 г. р. в том, что являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую к/р. деятельность, распространял всевозможные к/р. слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР» А еще через день вышло постановление: Извекова Г. Я. – расстрелять, что и было «приведено в исполнение 27/XI 1937 года» на Бутовском полигоне... Музыкальное наследие Г. Я. Извекова Е. М. Левашев в своей книге «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825– 1917» (М., 1994) называет как отдельно изданные до 1917 года следующие произведения композитора: «Достойно есть» и «Исполла...» «О Тебе радуется...» (болгарского распева) «Свете тихий» прокимен сугубая ектения «Хвалите имя Господне...» Сборник, изданный Киреевым в Петрограде в 1917 году, включает под NN 7–12: «Снисшел еси» (пасхальный концерт) «На реках Вавилонских» «Благообразный Иосиф» «Милость мира» и «О Тебе радуется» (2 номера) «Христос рождается...» (канон) Сборник «Духовно-музыкальные сочинения Ю. Извекова», изданный в 1917 году, вероятно, в Петрограде, включает: «Да исправится молитва моя...» 28 «Не умолчим никогда...» «Снисшел еси...» (пасхальный концерт) «Христос рождается...» (канон) По данным регента Предтеченской церкви на Красной Пресне Георгия Смирнова, в издательстве Киреева изданы также: «Достойно есть» (болгарского распева) «Многая множества» Херувимская (обиходная) Херувимская (Мотольская) «Свете Тихий» «Хотех слезами омыти» В библиотеке регента Георгия Смирнова есть факсимиле следующих сочинений Г. Я. Извекова: «Блажен муж», на 2-й глас «Ныне отпущаеши» (бас соло) «Спаси, Боже, люди Твоя» (бас соло) «Величит душа моя Господа» Великое славословие (болгарского распева) «Во царствии Твоем» (бас соло) Аллилуарий (гласы 1 и 2) «Утоли болезни» (альт соло, или баритон) «Очисти мя, Спасе» (тенор соло) «Вскую мя отринул еси» (бас соло) Великая ектения (бас соло – диакон) «Се жених грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010